41 (272) - 2012
ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ
УДК 339.3
анализ состояния и основных направлений развития региональной торговли россии
в. в. панюкова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и технологии коммерции E-mail: vpanukova@yandex. ru Российский государственный торгово-экономический университет
В статье представлены характерные черты развития розничной торговли в России и обоснована необходимость государственного регулирования деятельности торговых организаций, так как торговые организации играют значительную роль в обеспечении продовольственной безопасности регионов. Осуществлена оценка основных тенденций развития торговли в регионах России и предложены методы, применение которых позволит развивать данный вид экономической деятельности.
Ключевые слова: торговый сектор, розничная торговля, сетевая торговля, качество товаров, государственное регулирование.
В торговом секторе России за последние годы произошли существенные преобразования, связанные с переходом от торговли на открытых продовольственных и вещевых рынках к цивилизованным форматам торговли, а также с возрастанием внимания государства к ситуации, происходящей на российском потребительском рынке.
На существующую ситуацию, сложившуюся на региональном потребительском рынке, существенное влияние оказало заблуждение, которое бытовало в девяностые годы: «торговать могут все», и «в регулировании торговля не нуждается».
Практика продемонстрировала обратное, незнание основ организации торговли и принципов работы с товарами привело к снижению качества товаров, поступающих в розничную сеть (как отечественного, так и иностранного происхождения). Так, в 2010 г. Роспотребнадзор установил ненадлежащее качество и (или) опасность товаров иностранного происхождения по следующим группам: парфюмерно-косметические товары - около 24 % от количества отобранных образцов (проб); швейные изделия — около 58 %; обувь кожаная — более 86 % (рис. 1 и 2).
Представленные на рисунках цифры свидетельствуют о необходимости контроля за качеством товаров, поступающих в розничную сеть (качество потребительских товаров непосредственно влияет на жизнь и здоровье населения, а государственные органы власти и контролирующие органы должны брать на себя функции по обеспечению безопасности (и в первую очередь это касается продовольственного рынка).
Таким образом, необходимость регулирования и контроля в сфере торговли объясняется ее значительной социальной функцией, связанной с обеспечением продовольственной безопасности страны. Не секрет, что прожить без продовольствия не сможет ни один человек (вне зависимости от воз-
Мясо и птица Изделия кондитерские Пиво
Цельномолочная продукция Коньяки, коньячные напитки Вина виноградные и плодовые Сыры
Изделия колбасные
раста, сферы деятельности, национальной принадлежности). Необходимо также отметить, что доля натуральной продукции, поступающей для потребления как городским, так и сельским населением ежегодно сокращается.
Основной задачей как регулирующих органов, так и торговых организаций является обеспечение экономической и территориальной доступности торговых предприятий. Применение современных инновационных методов развития торгового предпринимательства должно учитывать не только экономическую, но и социальную эффективность.
Практики и теоретики, отрицавшие и отрицающие необходимость регулирования торговли, чаще всего ссылаются на зарубежный опыт развития торговли. Однако они игнорируют тот факт, что в большинстве зарубежных стран сложился устойчивый институт саморегулирования, который и берет на себя организационную и контрольную функции в сфере торговли, а государство (в свою очередь) берет на себя функции по защите субъектов рынка от недобросовестной конкуренции и защите потребителей. Достаточно привести следующие примеры:
1) в Германии и Франции существует система регулирования торговой практики, связанной с организацией торговой деятельности, в том числе регулируется режим работы торговых объектов, а также составляются реестры торговых организаций;
2) в Италии разработаны специальные требования по подтверждению профессиональной компетентности лиц, осуществляющих торговую деятельность;
|Импортные
■Отечественные
0
2
4
8 10
Источник: по данным Роспотребнадзора, опубликованным в статистическом сборнике «Торговля в России. 2011» (URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b11_58/Main. htm).
Рис. 1. Некачественные отечественные и импортные продовольственные товары, поступившие на потребительский рынок, в % от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе
Обувь кожаная Изделия швейные Изделия трикотажные Мебель бытовая Радиоприемные устройства Чулочно-носочные изделия Парфюмерия и косметика
Аппаратура видеозаписи Холодильники Телевизоры Стиральные машины
| Импортные
I Отечественные
0
20
40
60
80
100
Источник: по данным, представленным в статистическом сборнике «Торговля в России. 2011» (URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b11_58/Main. htm).
Рис. 2. Некачественные отечественные и импортные непродовольственные товары, поступившие на потребительский рынок, в %% от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе
3) в США разработан комплекс мероприятий по поддержке деятельности субъектов малого предпринимательства, осуществляющих торговую деятельность.
В зарубежных странах также весьма часто применяется программно-целевой метод планирования торговой деятельности, который реализуется через целевые комплексные индикаторы. Именно этот метод положен в основу развития торгового сектора регионов России на современном этапе.
Вступление в силу Федерального закона от 28.12.2009 №№ 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» способствовало усилению роли программно-целевого подхода к регулированию торговой деятельности регионов. Программно-целевой метод регулирования торговой деятельности
направлен на решение ключевых проблем и способствует достижению целей посредствам реализации мероприятий, включенных в программу.
К основным целям, включаемым в региональные программы, разработанные в 2011-2012 гг., относятся:
1) создание условий для максимального и полного удовлетворения спроса населения на качественные и безопасные товары;
2) разработка механизмов рационального размещения инфраструктуры розничной торговли, в том числе передвижной и стационарной мелкорозничной торговли;
3) развитие хозяйственных связей с местными и отечественными производителями, способствующих насыщению рынка качественными товарами и услугами;
4) развитие дистанционной торговли;
5) формирование эффективно работающей инфраструктуры оптовой торговли;
6) повышение конкурентоспособности российских предприятий торговли;
7) повышение престижа профессий в сфере торговли и т. п.
Большинство из перечисленных тенденций по мере развития будет способствовать достижению таких показателей в развитии торговли субъектов РФ, как рост доли оборота цивилизованной торговли в общем объеме оборота торговли региона; усиление концентрации компаний на рынке. Все это будет способствовать развитию инфраструктуры розничной и оптовой торговли региона, а ведь именно на достижение этих целей направлены программы развития торговли субъектов РФ, а также и стратегия развития торговли РФ.
как известно, большинство предпринимателей (как в России, так и за рубежом) нацелены на повышение эффективности деятельности торговых организаций за счет повышения производительности труда и экономии затрат на трудовые ресурсы.
Анализ региональных программ развития торговли позволяет сделать вывод, что основное внимание в тексте программных документов уделяется развитию инфраструктуры оптовой и розничной торговли, а также формированию новых современных логистических принципов работы субъектов рынка.
Однако в российских периодических изданиях, посвященных различным аспектам развития экономики страны, не уделяется должного внимания
развитию торгового сектора (несмотря на то, что именно торговля дает 13,5 % рабочих мест (работ) по производству товаров и услуг в экономике РФ и делает существенный вклад в ВВП России (19 % от общего объема ВВП).
Наибольший вклад в валовую добавленную стоимость (данные за 2010 г.1) вносит торговля в таких регионах, как Москва (37,7 %), Тамбовская область (26,3 %), Республика Дагестан (25,9 %), Московская область (23,3 %), Чеченская Республика (23,0 %), Калининградская область (21,8 %), Ставропольский край (21,0 %), Псковская область (19,7 %), Санкт-Петербург (18,7 %) и т. д.2.
неоднородность в уровне развития и, соответственно, в показателях оборота розниной торговли по федеральным округам объясняется в первую очередь различными условимия развития и функционирования локального потребительского рынка региона и прежде всего социально-экономическими и социально-демографическими факторами. Как известно, к социально-экономическим факторам относятся:
1) уровень денежных доходов населения;
2) размер денежных сбережений населения;
3) уровень и качество жизни населения территории;
4) экономическая активность населения;
5) уровень занятости и безработицы.
К социально-демографическим факторам относятся:
1) численность населения, его половозрастная и профессионально-квалификационная структура;
2) специфика расселения населения;
3) соотношение городского и сельского населения;
4) естественное и механическое движение населения.
Все указанные факторы и условия формируют спрос на локальном потребительском рынке. Оборот розничной торговли между федеральными округами сильно разнится: от 742 млрд руб. (Дальневосточный федеральный округ) до 6 596 млрд руб. (Центральный федеральный округ). Такой разброс в показателях объясняется как различной численностью населения (от 6,3 до 38,5 млн чел.), так и денежными доходами населения, размерами номинальной заработной платы в субъектах РФ, уровнем безработицы в регионе (рис. 3).
1 URL: http://www. gks. ru.
2 Статистический сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011».
Методы развития торговли, которые, по мнению автора, в совокупности позволят развивать торговлю в регионах РФ, представлены на рис. 4.
Применение перечисленных методов развития торговли будет способствовать:
• восстановлению показателей работы в докризисный период. Эта тенденция будет характерна как для автономных, так и для сетевых торговых организаций;
• переходу от стратегии «выживания» к стратегии экономического роста;
• росту клиентоориентированнос-ти торговых организаций;
• применению стратегии мульти-канальной интеграции, росту значимости мобильных и интернет-технологий в процессе продажи товаров;
• повышению значимости человеческого капитала в торговом секторе.
В 2009 и 2010 гг. наблюдалось снижение темпов роста производительности труда по такому виду экономической деятельности, как «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортнаых средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». Так, в 2009 г. производительность труда по сравнению с 2008 г. снизилась на 1 %, а в 2010 г. (по сравнению с 2009 г.) -на 1,2 % (рис. 5).
Для повышения уровня производительности труда в торговле и снижения показателя уровня безработицы по ряду регионов РФ требуется предпринять меры по увеличению трудовой географической мобильности, в том числе:
8 (742 007,8)
4 (948 448,0)
Рис. 3. Оборот розничной торговли по федеральным округам РФ в 2011 г., млрд руб.: 1 - Центральный федеральный округ; 2 - Северо-Западный федеральный
округ; 3 - Южный федеральный округ; 4 - Северо-Кавказский федеральный округ; 5 - Приволжский федеральный округ; 6 - Уральский федеральный округ; 7 - Сибирский федеральный округ; 8 - Дальневосточный федеральный округ
1) за счет организации работ вахтовым методом,
2) за счет повышения операционной эффективности (оптимизация товарной и кадровой политик);
3) за счет снижения потерь, связанных с транспортировкой и хранением товаров.
Медоды, способствующие развитию торговли в субъетах РФ
Осуществление государственно-частного партнерства в торговле
Развитие института саморегулирования в торговле
Направленность инновационных предложений на повышение конкурентоспособности
торгового сектора
Государственная финансовая и иная поддержка реализации проектов, нацеленных на повышение социально-экономических индикаторов развития торговли
Применение концессионных соглашений для развития материально-технической базы торговли
Комплексный характер мер государственной поддержки торгового сектора
Обеспечение здоровой конкурентной среды в торговле
Рис. 4. Методы, способствующие развитию торговли в субъектах РФ
98,8
115,0 110,0 105,0 100,0 95,0 90,0 85,0
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Источник: по данным Росстата. URL: http://www. gks. ru.
Рис. 5. Динамика производительности труда в РФ
В последние годы в крупных городах России наблюдается возрастание доли торгового персонала, который работает вахтовым методом. В первую очередь это относится к таким городам, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Уфа, Краснодар, Нижний Новгород, Самара, Казань и др.
Стоит отметить, что торговля занимает 2-е место среди видов экономической деятельности по чис-
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Производство и распределение электроэнергии , газа и воды
Финансовая деятельность Гостиницы и рестораны Образование
Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги
Здравоохранение; социальные услуги
Государственное управление; обеспечение военной
безопасности
Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Операции с недвижимым имуществом Транспорт и связь Оптовая и розничная торговля Строительство
■В целом по экономике
ленности занятого населения, работающего за пределами своего субъекта РФ, уступая место только строительной сфере (рис. 6).
однако руководство торговых сетей очень часто привлекает для работы вахтовым методом неквалифицированный персонал (см. таблицу). Представители федеральных крупных торговых сетевых компаний публично заявляют о том, что существует проблема дефицита квалифицированных торговых сотрудников. однако эмпирические исследования показали, что вместо того чтобы решать проблему подготовки кадров для торговли и разрабатывать совместные программы повышения уровня компетентности сотрудников торговых организаций совместно с представителями средних и высших профессиональных образовательных учреждений, руководители торговых организаций предпочитают привлекать персонал с низким уровнем квалификации, в том числе и для работы вахтовым методом.
■Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортнаых средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
в 2003-2010 гг.
31,9
0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500
Источник: по данным Росстата. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/B12_04/IssWWW. exe/Stg/d03/2-rin-trud. htm.
Рис. 6. Численность занятого населения, работающего за пределами своего субъекта РФ, по видам экономической деятельности в 2011 г, тыс. чел.
Источник: авторская разработка на основании мониторинга данных о привлечении сотрудников торговыми организациями, размещенных на сайтах компаний кадровых агентств и в периодических изданиях.
Характеристика основных категорий торговых сотрудников, привлекаемых
для работы вахтовым методом
Должность Основные характеристики
Пол и возраст Условия работы Предъявляемые требования
Продавец Мужчины и женщины (18-45 лет) График работы - 6/1, смены - до 12 ч, выходные - скользящие. Средний срок вахты -2 мес. Отсутствуют
Кассир в продовольственный магазин Преимущественно женщины до 45 лет График работы - 6/1, смены - до 12 ч, выходные - скользящие. Средний срок вахты - 2 мес. С опытом работы или без него (обучаются на безвозмездной основе в образовательных центрах торговых организаций)
Мерчандайзер Преимущественно мужчины (18-50 лет) График работы - 6/1 или 7/0, смены - до 12 ч, выходные - скользящие. Средний срок вахты -2 мес. Отсутствуют
Складской работник (грузчик, укладчик) Мужчины (18-45 лет) До 12 ч в день, выходные - скользящие Отсутствуют
Охранник Мужчины (20-45 лет) Вахта - 15/15, 20/20, 30/30 и т. п. Наличие лицензии, отсутствие вредных привычек (алкоголь)
Данные, представленные в таблице, демонстрируют, что фактически руководство торговых сетей не предъявляет специальных требований к уровню квалификации сотрудников, привлекаемых для работы вахтовым методом.
По мнению автора, к основным направлениям развития торгового сектора в субъектах РФ в 2012-2014 гг. будут относиться:
1) осуществление активной региональной экспансии федеральных торговых сетей в регионы России. Проведенная оценка состояния регионального потребительского рынка показывает, что интерес российских и иностранных торговых сетевых компаний в ближайшие 5 лет будет направлен в сторону регионов (в Москве уровень конкуренции возрастает, в то время как в регионах наблюдается высокий потенциал для развития торговых сетей). Анализ официальных источников информации показал, что наиболее перспективными регионами для развития торговых сетей являются Уральский, Северо-Западный и Центральный федеральные округа;
2) усиление роли федеральных торговых сетей на региональном рынке, в том числе поглощение местных торговых сетей федеральными компаниями. К примеру, лидер розничного рынка X5 Retail Group (сеть магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка») «закрыла» в июне 2011 г. сделку по покупке 24 магазинов «Народный» в Республике Татарстан за 510 млн руб.3, а в мае 2012 г. Федеральная антимонопольная служба разрешила
3 URL: http://www. kommersant. ru/doc/167475.
розничной компании X5 Retail Group приобрести активы регионального ритейлера «Холидей», работающего в Сибири4;
3) объединение локальных торговых сетей в закупочные союзы, вступление в действующие закупочные союзы, что будет являться элементом конкурентной борьбы с федеральными торговыми сетями. Основными целями создания закупочных союзов является получение лучших условий поставок и больших скидок (сокращение издержек всех участников объединения). К примеру, в Свердловской области учрежден закупочный союз ЗАо «Союз-ритейл», в который вошли сети магазинов «Елисей», «Звездный», «Элект», «Атлант», «Бест-маркет» и «Пикник»;
4) усиление роли франчайзинговых отношений в развитии регионального потребительского рынка, которое будет представлено в трех основных формах:
— приобретение франшизы федеральных или крупных локальных торговых компаний;
— объединение независимых предприятий во франчайзинговую цепь в целях формирования единого закупочного центра и усиления рыночной мощи за счет эффекта масштаба и роста узнаваемости на рынке;
— начало продаж собственных франшиз известными региональными торговыми сетями;
5) рост доли дистанционных продаж в розничной торговле региона. Для сравнения, в столице
4 URL: http://www. fas. gov. ru.
5 000,00 4 000,00 3 000,00 2 000,00 1 000,00 0,00
л s
=s s и
s
œ
>>
i
3
Ш
о a. s
и a a s s i s
i i
a
Ш
О
a.
s
о a. с
s я
с
о
s я
о.
s
s я
с
о
=
s
[-с
s
я
а с
а с
о ч о о. с
=
s
я
Источник: авторская разработка на основе данных, представленных в Статистическом сборнике«Торговля в России. 2011». Рис. 7. Распределение площади торгового зала в зависимости от типа торгового предприятия
количество покупателей ежегодно растет на 25 %, а в регионах - на 40 %. По данным агентства DATA Insight, 1-е место по росту торговли занимает юг России (Краснодарский и Ставропольский края), 2-е место — Дальний Восток, 3-е место — Урал. Медленнее всего развитие происходит в северо-западном регионе. Но тенденция такова, что интернет-магазины регионализируются намного медленнее своей аудитории, что мешает развитию и распространению интернет-торговли. Большинство игроков делает ставку на общероссийскую доставку, а не на охват отдельных городов собственной доставкой. Самые популярные товары — это одежда, косметика, книги, цифровые товары. Прогноз роста рынка e-commerce в 2012 г. составляет 22 %5;
6) увеличение доли товаров, выпускаемых под собственными товарными марками (СТМ) в ассортименте сетевых торговых компаний, а также доли компаний, объединяющихся в закупочные союзы. Основной проблемой роста числа ассортиментных наименований, выпускаемых под СТМ, является отсутствие необходимого количества региональных поставщиков, удовлетворяющих всем условиям и необходимым требованиям торговых сетей;
7) увеличение количества некоторых видов торговых организаций в крупных городах России
5 URL: http://namo. ru/cgi-bin/show. pl?tpl=seminar.
(супермаркеты, дискаунтеры, минимаркеты пешеходной доступности, «магазины у дома», гипер-маркеты. Распределение площади торгового зала в зависимости от типа торгового предприятия представлено на рис. 7. Лидерами по этому показателю являются супермаркеты, гипермаркеты и специализированные непродовольственные магазины;
8) дальнейший рост числа торговых компаний, применяющих стратегию мультиканальной интеграции для развития и усиления позиции на рынке. Так, крупные федеральные торговые сети параллельно с магазинной торговлей стали открывать свои интернет-магазины (корпоративные сайты помимо информационных и рекламных функций стали выполнять функцию продаж, становясь дополнительным эффективным каналом сбыта продукции);
9) развитие института саморегулирования на потребительском рынке. Так, в документе «Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 гг. и на период до 2020 г.» подчеркивается, что важным элементом современных рыночных отношений в сфере потребительского рынка является развитие саморегулирования, взаимодействия саморегулируемых организаций, объединяющих ключевых игроков сфер бизнеса, связанных с производством и реализацией потребительских товаров. Саморегулирование включает в себя не
только механизм ослабления административного давления на рыночные процессы, но и позволяет более эффективно и с меньшими затратами регулировать эти процессы6. Необходимо отметить, что становление института саморегулирования проходит весьма медленно (это связано в первую очередь с тем, что большинство хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, не видит реальной выгоды от вступления в саморегулируемые организации и не верит, что такие организации будут иметь реальную рыночную силу на рынке). Такая ситуация характеризуется тем, что в российской бизнес-практике пока еще отсутствуют реальные положительные примеры деятельности саморегулируемых организаций на отечественном рынке. Возможно, первым таким примером и своего рода толчком для развития саморегулирования в торговле могут стать объединение организаций мелкорозничной торговли в саморегулируемую организацию (СРО) и ее реальное участие в решении проблем размещения мелкорозничных торговых объектов в Москве (в первую очередь посредствам участия СРО в разработке стандартов и нормативов размещения торговых объектов мелкорозничной сети). В случае, если предприниматели увидят, что СРО смогла достигнуть положительных результатов в государственно-частном партнерстве и смогла защитить интересы своих членов, то процесс развития
6 Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 гг. и на период до 2020 г.: приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 № 422.
института саморегулирования в торговле в регионах пойдет более быстрыми темпами.
Однако до настоящего момента существуют значительные препятствия в субъектах РФ для достижения более высоких показателей работы как отдельных торговых организаций, так и торгового сектора региона в целом. Существующие проблемы могут быть решены только посредством всестороннего взаимодействия государства, торговых и саморегулируемых организаций, что обеспечит как повышение уровня конкурентоспособности торговых организаций, так и позволит повысить территориальную и экономическую доступность продовольственных товаров для населения.
Список литературы
1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3 (ред. от 23.12.2010 с изм. от 21.11.2011). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Официальный сайт Национальной ассоциации дистанционной торговли. URL: http://namo. ru.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
4. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. URL: http://www. fas. gov. ru.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 990 с.
6. Торговля в России. 2011: Стат. сб. / Росстат. M., 2011. 519 с.