Научная статья на тему 'Проблемы организации розничной торговой сети г. Владивостока'

Проблемы организации розничной торговой сети г. Владивостока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
716
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАРООБОРОТ / ФОРМАТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савостина С.Е.

Рассмотрены проблемы организации розничной торговли как основного звена системы торгового обслуживания населения. Изучен вопрос специфики организации розничной торговой сети г. Владивостока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации розничной торговой сети г. Владивостока»

УДК 339.378 (571.63-25)

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ г. ВЛАДИВОСТОКА

С. Е. САВОСТИНА, старший преподаватель кафедры коммерции, логистики и рекламы E-mail: kafedra_incom@inbox.ru Тихоокеанский государственный экономический университет

Рассмотрены проблемы организации розничной торговли как основного звена системы торгового обслуживания населения. Изучен вопрос специфики организации розничной торговой сети г. Владивостока.

Ключевые слова: розничная торговля, товарооборот, формат розничной торговой сети, потребительский спрос, ассортимент товаров.

В современных условиях розничная торговля продовольственными товарами является важнейшей отраслью народного хозяйства. Она находится на границе производства продовольствия и его потребления, органически скрепляет их и обеспечивает, с одной стороны, возмещение затрат, связанных с производством продуктов питания, с другой стороны — национальную безопасность государства, так как здоровье нации во многом зависит от качества продовольственных товаров и объема потребления.

Организация розничной торговли осуществляется через сеть торговых предприятий и посредников, имеющих правовой статус и соответствующее место в рыночном пространстве (на территории населенного пункта, в сети Интернет и т. д.) и обеспечивающих предложение ассортимента товаров, соответствующих спросу покупателей. Продовольственные товары — это физический продукт, удовлетворяющий потребности населения в питании. Для его продажи розничные торговые предприятия должны предложить комплекс услуг, которые дадут преимущества в торговой сделке, а также обеспечить безопасность продукта и поднять его социальную значимость, т. е. услуги продовольственной торговли должны носить специальный характер, обусловленный спецификой товара и его потреблением.

Специфика продовольственных товаров, которую нужно учесть при организации торговой сети

города, заключается в следующем:

• основная масса продовольственных товаров является скоропортящейся продукцией, поэтому подход к ее хранению в розничной сети и к продаже требует создания особых условий — соблюдения температурного режима, особой влажности, защиты от света, учета товарного соседства ит.д.;

• объем потребления продовольственных товаров ограничен физиологическими потребностями и возможностями человека;

• продовольственные товары имеют определенный срок хранения и не могут лежать на прилавке в течение достаточно длительного времени, как промышленные товары. Если возникла потребность в пище, то при отсутствии желаемого продукта в ближайшей торговой точке, он приобретается в другой. И еще. Если розничная торговая сеть не предлагает продовольственный продукт, пользующийся спросом, то он тут же вытесняется другим;

• спрос на многие продовольственные товары стабилен, в частности на основные продукты питания — хлеб, молочные продукты, мясо, овощи и т. д. В то же время он зависит от многих факторов: способа приготовления продуктов, их качества ит.д.;

• продукты питания, как правило, потребляются комплексно, т. е. хлеб с маслом, мясо с овощами, вино с сыром и т.д. Основная масса блюд может включать достаточно большое количество продуктов, отсюда и высокая комплексность покупки;

• сохранение здоровья населения во многом зависит оттого, насколько разнообразно питание. Это стимулирует розничную торговлю к расширению ассортимента. Все магазины должны обеспечить определенный набор товаров, способных удовлетворять спрос покупателей, учитывать национальные и семейные традиции.

В связи с этим можно сформулировать требования к розничной торговле продовольственными товарами:

• иметь и поддерживать оптимальный ассортимент продовольственных товаров с учетом комплексности покупки;

• формировать эффективные логистические системы по закупке и доставке продовольственных товаров в розничную торговую сеть;

• обеспечивать доступность рынка продовольственных товаров для всех слоев населения;

• ориентироваться на заданную рентабельность, т. е. компенсацию затрат на процесс торгового обслуживания;

• учитывать неотложность спроса покупателя. Эффективность торговли продовольственными товарами определяется рядом количественных и качественных показателей, которые в определенной степени противоречивы, так как покупатель и продавец в оценке организации розничной продажи руководствуются своими критериями. Для покупателя важны качество товаров и культура обслуживания, ассортиментная и ценовая политика, а также место расположения торгового предприятия с учетом шаговой или мобильной доступности. Для продавца главный показатель — это стабильность процесса продажи и его рентабельность. Эффективность розничной торговли любого муниципального образования, в том числе и города, зависит от возможности создания баланса интересов между продавцом и покупателем. Именно этот баланс обеспечивает конкурентоспособность магазина.

Требования покупателей и условия работы предприятий розничной торговли постоянно изменяются, что связано с развитием научно-технического прогресса, изменениями экономических

и социальных условий жизни. Это обусловливает необходимость непрерывного изучения розничной сети, определения ее соответствия современным требованиям, обеспечивающим полное удовлетворение спроса покупателей.

Розничная торговля продовольственными товарами, организованная во Владивостоке, характеризуется объемом торговых площадей и ее структурой. Основные показатели розничной торговли представлены в табл. 1.

Как показывает анализ табл. 1, размер розничного товарооборота растет быстрее, чем размер торговой площади. Так, товарооборот возрос на213 %, а торговая площадь — на 106 %. Это произошло за счет качественных изменений организации процесса продаж, вследствие чего возрастает и размер товарооборота на 1 м2 (201 %). Увеличение торговой площади дает возможность расширения ассортимента, внедрения современных торгово-технологических процессов. Кроме того, в более крупных магазинах появилась возможность оптимизации логистических процессов и эффективного использования персонала. Снизятся относительные затраты магазина. Количественные изменения розничной торговой сети города повлияли и на ее структуру (табл. 2).

Анализ табл. 2 свидетельствует о том, что наибольший объем товарооборота приходится на супермаркеты (42,9 %) и продовольственные рынки (36,3 %). Специализированные продовольственные магазины (4,1%) играют незначительную роль в организации продажи продовольственных товаров.

Особое значение в настоящее время имеют магазины «шаговой доступности» (299), товарооборот которых составляет 9,4%, т.е. товаров, имеющих ограниченные сроки реализации и высокую частоту потребления (хлеб, молоко, соль и т.д.). Они доступны людям пожилого возраста, инвалидам, молодым матерям, у которых нет возможности посещать супермаркеты или продовольственные рынки, расположенные далеко от дома. Эти магазины должны иметь оптимальный ассортимент, способный удовлетворить потребности этой категории людей. Анализ магазинов шаговой доступности Влади-

Таблица 1

Характеристика основных показателей розничной торговой сети г. Владивостока в 2005—2009 гг.

Показатель Год 2009 г. к 2005, %

2005 2006 2007 2008 2009

Товарооборот, млн руб. 44 881,7 54 598,9 63 946,2 82 060,7 95 404,4 213

Торговая площадь, м2 292,1 306,3 321,2 297,2 308,5 106

Товарооборот на 1 м2, тыс. руб. 153,7 178,2 199 276 309 201

Число магазинов, ед. 1 601 1 663 1 741 1 699 2 010 126

Средний размер магазина, м2 182,4 183,5 184 174,9 153,4 84

Таблица 2

Состав розничных предприятий по торговле продовольственными товарами на 01.07.2010

Торговое предприятие Количество, ед. Размер торговой площади, кв. м. Доля в общем объеме торговой Товарооборот за 6 месяцев, Доля в общем объеме товарооборота

площади, % тыс. руб. за 6 месяцев, %

Супермаркет 32 22 781,8 17,9 20 511 43

Продовольственный магазин 289 13 460,4 10,5 3 339 7

(гастроном)

Магазин шаговой доступности 299 21 315,2 16,7 4 249 9

Специализированный магазин 46 3 602,9 2,8 1 955 4

Продовольственный рынок 28 43 610 34,2 17 649 37

Всего... 694 127551,7 100 47 702,2 100

востока позволил выявить следующие тенденции в организации работы розничных предприятий.

Ассортиментная и ценовая политика строится исходя из возможной прибыли товара. Из анализа табл. 2 видно, что рынки занимают 34,2% всей торговой площади по продовольственным товарам. Среднее число павильонов и киосков на продовольственных рынках составляет 62 единицы. Если учесть, что во Владивостоке 24 рынка, то число розничных торговцев на них составляет — 1 736 чел. Поэтому ликвидация рынков не только лишит малообеспеченную часть жителей Владивостока товаров с низкими ценами, но и снизит занятость населения на 28 тыс. рабочих мест. Все это подтверждает необходимость создания специальной программы по реорганизации розничной торговой сети города. Всего во Владивостоке 24 продовольственных рынка. Из них 6 рынков в Советском районе и 9 рынков в Первомайском, т.е. более 60% рынков расположены в тех районах, где практически отсутствуют супермаркеты. Как правило, на продовольственных рынках цены ниже, чем в супермаркетах, по данным исследований, проведенных нами в марте, апреле 2010 г., в среднем на 16 %, а в магазинах шаговой доступности — на 22,4 %. Однако только 3 рынка города имеют специальное оборудование и по существу представляют собой продовольственный магазин с широким ассортиментом товаров. В отличие от магазина большое число самостоятельных продавцов, как правило, индивидуальных предпринимателей, арендующих торговые площади, усложняют контроль за качеством товаров и не обеспечивают надлежащее качество обслуживания.

АВС-анализ1 показал, что основными товарами, приносящими прибыль, являются винно-

1 Анализ ABC — это способ ресурсного исследования, за-

ключающийся в разделении продукции на категории А, В и С, составляющие в структуре продаж 80,15 и 5 % соответственно, и предполагающий различные подходы к управлению этими товарными группами. АВС-анализ используется также для ранжирования клиентов.

водочные, а также пиво и сигареты. Именно эти товары обеспечивают больше половины чистой прибыли, поэтому 88% исследованных магазинов имели в наличии данные товары. Достаточно широко представлены молочные продукты, кондитерские изделия, хлеб, консервы и бакалейные товары. Широкий ассортимент специй, соли, чая и кофе. Именно эти товары занимают 50 % от общего объема оборота.

Однако они имеют самую высокую наценку как товары неотложного спроса, их ассортимент широко представлен в магазинах «шаговой доступности» (табл. 3).

Однако, как следует из анализа табл. 3, только 13% исследованных магазинов «шаговой доступности» имеют детское питание. Многие мамы должны тратить дополнительное время на посещение супермаркетов. Причина этого, как правило, определяется двумя факторами:

• сложностью получения специальной лицензии на торговлю детским питанием;

• низкой прибыльностью этого товара. Решение этой проблемы требует серьезных

исследований. Однако и сейчас очевидно, что создание дистрибуторской сети по поставке детского питания в данные магазины позволило бы хотя бы частично решить эту задачу.

Вторая специфика магазинов «шаговой доступности» связана с высокими ценами на товары первой необходимости, что объясняется так называемой «вынужденной» лояльностью покупателей (табл. 3). Если покупатель не обнаружил необходимого продукта, он вряд ли пойдет в супермаркет или на рынок.

Количество супермаркетов во Владивостоке стало расти. В 2005 г. их было 24 (общая площадь — 17 086,2 м2), в 2010г. — 32 (общая площадь — 22 781,6 м2). Средний размер супермаркета составляет 153,4 м2, однако по международным стандартам площадь до 3 000 м2 считается явно недостаточной, чтобы разместить достаточный для

Таблица 3

Ассортимент магазинов «шаговой доступности» Владивостока на01.08.2010

Продукт Ассортимент, ед. Доля в общем объеме продаж, % Доля магазинов, в которых есть данный товар, % Наценка, %

Мясо 14 0,3 4,0 50

Мясо птицы 6 0,9 5,0 48

Колбаса (по производителям) 15 12,0 69,0 43

Рыба 12 3,5 50,0 47

Растительные масла 14 6,0 83,0 42

Молочные продукты 36 12,0 82,0 43

Сыр 5 12,0 82,0 52

Бакалейные товары 130 20,0 82,0 63

Яйца птицы 3 2,0 82,2 53

Свежие овощи 25 3,0 57,0 75

Свежие фрукты 35 2,0 57,0 75

Хлебобулочные изделия 30 6,0 83,0 25

Кондитерские изделия 180 20,0 83,0 79

Рыба соленая 10 4,0 50,0 62

Хозяйственные товары 10 4,0 46,0 25

Детское питание 3 0,8 4,0 -

Винно-водочные изделия 30 22,0 69,0 98

покупателей объем товаров. Обследование более 50 % супермаркетов (17) Владивостока для определения норм качества обслуживания и размещения торгового оборудования показало, что ни в одном из них нормы не соблюдаются.

Проходы между полками и горками меньше в среднем на 22,3 %. Это создает неудобства особенно в часы «пик», усложняется поиск товаров и не обеспечивается свободный доступ к ним покупателей. Более того, замедляется процесс выкладки товаров сотрудниками магазина и торговыми агентами. Несмотря на то, что супермаркеты занимают 17,9 % от общего объема торговых площадей Владивостока, на их долю приходится 42,9 % общего объема товарооборота продовольствия, что наглядно демонстрирует их технологическую целесообразность. Кроме того, они в основном (80 %) размещаются на транспортных магистралях, на расстоянии не менее 1 500 м. Размещение супермаркетов по районам Владивостока отражено в табл. 4.

Анализ данных табл. 4 свидетельствует о том, что наибольшее число супермаркетов расположено

в Первореченском и Ленинском районах. Самая низкая обеспеченность современной розничной торговой сетью в Советском районе, что создает неравные условия для жителей отдельных районов города и увеличивает время покупателей на поиск нужных товаров.

Для того чтобы в полной мере оценить эффективность розничной торговой сети города, необходимо изучить мнения покупателей. В связи с этим был подготовлен и проведен их опрос. Расчет выборки производился по формуле В. Г. Светунькова:

п = > (!) р (1-р 2 + N

где п — объем выборки товара; А — ошибка выборки;

р — доля потребителей, предпочитающих данный товар другим; ^ — значение статистики Стьюдента; И— генеральная совокупность. При расчете выборки принималось во внимание, что ошибка выборки равна 0,05. Доля потре-

Таблица 4

Размещение супермаркетов по районам г. Владивостока на 01.09.2010

Район Численность населения, тыс. чел. Доля района по отношению к общей численности жителей города, % Количество супермаркетов, ед Торговая площадь, м2 Доля торговой площади супермаркета в районе, %

Ленинский 146,2 24 9 4 922,3 22

Фрунзенский 62,2 10 6 4 037,1 18

Первореченский 131,7 22 7 8 070,8 35

Советский 109,7 18 4 1 962,9 9

Первомайский 155,2 26 6 3 788,5 16

Итого... 605,4 100 32 22781,6 100

бителей, предпочитающих данный товар другим товарам (р), составляет 90 % (0,9). Значение статистики Стьюдента (¿) при данном значении ошибки выборкиравно 1,987.

За генеральную совокупность (И) было взято зарегистрированное количество жителей Владивостока, которое составляет 605 400 чел.

Так как приобретение и потребление продовольственных товаров является семейным делом, то объем генеральной совокупности будет равен количеству семей во Владивостоке, проживающих совместно в одной квартире. Расчет показал, что в городе 151 350 семей. Значит, размер выборочной совокупности составил 142 чел. Полученное количество респондентов было увеличено в связи с тем, что в семье основные покупки делает один человек, но периодически каждый посещает магазины. Всего опрошено в возрасте: до 25 лет — 58 чел.; от25 до 40 лет — 101 чел.; от40 до 60 лет — 92 чел.; свыше 60 лет — 49 чел.

При этом к малообеспеченным по составу доходов можно отнести 28 % респондентов, со средним доходом — 51,к высокообеспеченным — 21 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установлено, что 76% респондентов приобретают продовольственные товары в нескольких видах магазинов и только 24 % — в четко определенных торговых точках. 17 % от общего числа респондентов приобретают товары только на продовольственных рынках. Это в основном пенсионеры (14%) и многодетные семьи с низкими доходами (3 %). Остальные 7 % предпочитают делать покупки в супермаркетах — это мужчины разного возраста, имеющие высокие доходы и автотранспорт.

Покупатели, приобретающие товары в разных розничных торговых точках, распределились следующим образом:

• в супермаркетах — 49 %;

• в магазинах «шаговой доступности» — 12 %;

Выбор торговых точек Владивостока покупате

• на рынках — 9 %;

• в других точках розничной продажи — 30 %.

Мнения покупателей, пользующихся разными

форматами розничных торговых предприятий, были исследованы для выявления предпочтений точек розничной торговли при покупке отдельных видов товаров (табл. 5).

Анализ ответов позволил сделать следующие выводы: 67 % опрошенных хлеб покупают каждый день; 31 % — один раз в два — три дня и 2 % покупателей приобретают хлеб еще реже.

Как правило, хлеб покупается тогда, когда покупатели идут домой, и поэтому выбор магазина определяется близостью к месту проживания. Только 23 % из всех опрошенных приобретают хлеб в специализированном магазине, где всегда в наличии горячий хлеб, имеются его специальные сорта, или у определенного производителя (табл. 5).

Необходимо также отметить, что во Владивостоке более 90 % хлеба выпекается в ОАО «Владхлеб», т. е существует монополия на его производство, следовательно, сеть распределения хлебопродуктов, их ассортимент, цена и качество практически в любом магазине города идентичны за исключением нескольких магазинов, приобретающих хлеб в других хлебопекарнях, как правило, мелких.

По бакалейным товарам лидируют продовольственные рынки (49 % от всех опрошенных). Это объясняется низкими ценами при сравнительной идентичности товаров во всех предприятиях розничной торговли города.

Кондитерские изделия в большей степени приобретаются на продовольственном рынке (32 %) и в киосках (14%). Особенно это характерно для покупателей, имеющих детей. В полной мере продовольственный рынок лидирует по мясу и рыбе. Высокообеспеченные потребители приобретают парное мясо и рыбу, малообеспеченные — более дешевые замороженные мясные и рыбные продукты. По винно-водочным изделиям лидируют магазины

Таблица 5

ии при приобретении отдельных видов товаров

Товар Супермаркет Магазин «шаговой доступности» Рынок Киоск Фирменный магазин

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

Хлеб и хлебобулочные изделия 129 43 55 18 37 12 41 13 50 17

Бакалейные товары 104 35 30 10 147 49 14 5

Кондитерские изделия 84 28 54 18 96 32 42 14 24 8

Гастрономические товары 143 48 63 16 88 29 9 3 24 8

Рыба и морепродукты 100 33 21 7 107 36 12 4 61 20

Винно-водочные изделия 64 21 130 43 36 12 45 15 41 14

Фрукты и овощи 50 17 14 5 176 59 38 13 21 7

Молоко и молочные продукты 89 30 97 32 72 24 34 11 41 10

«шаговой доступности» и, как показал опрос, чаще всего посещают их мужчины со средним уровнем дохода.

Овощи и фрукты в большей степени приобретаются на продовольственных рынках или на сельскохозяйственных рынках в летний период времени. Это объясняется тем, что на этих рынках более свежие овощи и фрукты. Также была изучена оборачиваемость фруктов и овощей в различных магазинах. В супермаркетах она в среднем составляет 11 дней, и стоимость фруктов и овощей выше, чем на рынке. В магазинах «шаговой доступности» — 9 дней, а на продовольственном рынке — 1,6 дня.

Молоко и молочные продукты приобретаются часто и, следовательно, выбор места покупки, так же, как и хлеба, определяется в зависимости от пути следования с работы, если магазина нет рядом с домом.

Другим важным вопросом для респондентов был: «Удовлетворяет ли Вас качество обслуживания розничной торговой сетью города по продовольственным товарам?». Только 36 % опрошенных удовлетворены качеством обслуживания в полной мере, 31 % респондентов считает, что торговая сеть города не отвечает современным требованиям и качество торгового обслуживания неудовлетворительное. В связи с проведенным обследованием можно сформулировать следующие выводы:

• размещение розничной торговой сети осуществляется стихийно, без учета принципов и методов рационального размещения. При этом не обеспечивается территориальная доступность товаров во всех районах города. Качественный состав предприятий розничной торговли Владивостока далек от оптимального. Наблюдается сравнительно большая доля мелкорозничной и несанкционированной торговли;

• система торговли продовольственными товарами не имеет социальной ориентированности, в городе сложная ситуация с обслуживанием малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, ветеранов, инвалидов);

• система торговли продовольственными товарами имеет низкий уровень информационного обеспечения своей деятельности, отсутствует мониторинг развития торговли и конъюнктуры рынка, нет целостной системы переподготовки и повышения квалификации работников сферы торговли, отсутствует четкая система обеспечения и поддержки инновационных процессов и привлечения в эту сферу инвестиций;

• нормативно-правовая база торговли и общественного питания имеет бессистемный характер по целевой проблематике, периодичности принятия решений и методам реализации;

• не благоприятствуют розничной торговле высокие издержки обращения, наличие многочисленных посредников, высокая импортная зависимость по отдельным видам товаров, недостаточная конкуренция между предприятиями при низкой насыщенности торговой сети;

• значительная часть населения Владивостока имеет денежные доходы ниже прожиточного минимума. Не решены проблемы обеспечения экономической (ценовой) доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения города.

В связи с выявленными проблемами был разработан ряд первоочередных и долгосрочных мер по оптимизации состояния розничной торговли г. Владивостока:

• создание и налаживание контроля за реестром предприятий торговли, в том числе и мелкорозничной торговли;

• формирование городских стандартов в сфере торговли, включая правила торговли и стандарты обслуживания;

• классификация отдельных типов и видов предприятий, оказывающих услуги торговли и питания;

• разработка мероприятий по созданию благоприятных условий для увеличения емкости торговой сети и улучшения ее территориальной доступности;

• разработка Концепции организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг Владивостока, в том числе пресечение несанкционированной мелкорозничной торговли, проведение комплексных плановых проверок;

• внедрение социальных карт для малообеспеченных граждан;

• формирование системы мониторинга развития торговли Владивостока, а также конъюнктуры соответствующих рынков с изданием периодических информационных бюллетеней. Отдельной строкой должны быть выделены

мероприятия на среднесрочную и долгосрочную перспективу:

• разработка и реализация политики по обеспечению здоровой конкуренции и рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности, формирование механизмов саморегулирования потребительского рынка;

• разработка механизмов улучшения предприятий розничной торговли за счет роста количества крупных современных торговых центров и комплексов; формирование системы «шаговых магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности в спальных районах города, торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров; разнообразить формы торгового обслуживания: от традиционных до магазинов-заказов, магазинов-автоматов и клубных магазинов;

• создание торговых объединений и комплексов как с производителями товаров, так и с торговыми предприятиями и финансовыми организациями;

• реализация социальной политики администрации Владивостока в области торговли и общественного питания; обеспечение их социальной ориентированности, привлечение предприятий торговли и общественного питания к обслуживанию социально незащищенных граждан по дисконтным программам и социальным картам.

Список литературы

1. Берман Б., ЭвансДж. Розничная торговля: стратегический подход / М.: Вильяме, 2005. 1184 с.

2. Варли Р., Рафик М. Основы управления розничной торговлей / М.: Издательский дом Гребенникова, 2005. 456 с.

3. Концептуальные основы развития торговли и общественного питания на территории г. Владивостока. URL: http://www.vlc.ru/ economy/2005/eda.htm.

4. Лебедева O.A., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: учебник. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2005. 192 с.

5. Ньюмэн Э.П., Кален П. Розничная торговля: организация и управление. СПб.: Питер, 2005. 416 с.

6. Оборот розничной торговли Приморского края и г. Владивостока за 2005—2007 гг. URL: http://www.primstat.ru/digital/region6/default. aspx.

7. Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Дашков и К0, 2006. 288 с.

8. Парамонова Т.Н., Красюк ЖЛ.Маркетинг в розничной торговле. М.: ФБК-Пресс, 2005. 224 с.

9. Приморский край. Социально-экономические показатели: стат. ежегодник / Приморскстат, Владивосток. 2010. 318 с.

10. Светуньков В. Т. Методы маркетинговых исследований. СПб.: ДНК, 2004. 352 с.

11. Торговля, общественное питание и платные услуги в Приморском крае: стат. сборник / Владивосток.: Библиотека ВГУЭС, 2010. 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.