Научная статья на тему 'Координация торговой деятельности и место Казани в рейтинге городов-миллионников РФ по состоянию торговой сферы'

Координация торговой деятельности и место Казани в рейтинге городов-миллионников РФ по состоянию торговой сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / РЕЙТИНГ / ГОРОДА-МИЛЛИОННИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Земченко А.А.

Настоящая статья раскрывает позицию г.Казани по показателю «оборот розничной торговли» среди городов-миллионников РФ. Отмечаются слабые и сильные стороны функционирования действующих показателей, предлагаются механизмы усиления позиций города в отрасли торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Координация торговой деятельности и место Казани в рейтинге городов-миллионников РФ по состоянию торговой сферы»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37

А.А.Земченко

студент Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП),

г. Казань, РФ Е-mail: 2738245@mail.ru

КООРДИНАЦИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕСТО КАЗАНИ В РЕЙТИНГЕ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РФ ПО СОСТОЯНИЮ ТОРГОВОЙ СФЕРЫ

Аннотация

Настоящая статья раскрывает позицию г.Казани по показателю «оборот розничной торговли» среди городов-миллионников РФ. Отмечаются слабые и сильные стороны функционирования действующих показателей, предлагаются механизмы усиления позиций города в отрасли торговли.

Ключевые слова

Потребительский рынок, оборот розничной торговли, рейтинг, города-миллионники

Потребительский рынок города Казани имеет устойчивое состояние и его можно охарактеризовать как стабильный с соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, развитой сетью предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, и высокой предпринимательской активностью.

Если же говорить о муниципальном образовании г.Казань, то необходимо отметить, что муниципальный рынок представлен в достаточно полном объеме - это 3503 предприятия стационарной розничной торговли, 3 оптово-розничных рынка, 1153 предприятий общественного питания и 1941 предприятие по оказанию бытовых услуг.

По итогам 2017 года оборот розничной торговли составил 484,5 млрд.рублей, или 103,5% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года. Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса принадлежит организованной розничной торговле.

Таблица 11

Сфера потребительского рынка товаров и услуг является одной из основных отраслей экономики города и имеет большой потенциал, т.е. имеются все необходимые предпосылки для его успешного развития: устойчивое развитие местной промышленности, большой объем инвестиций, рост уровня жизни

1 Отчет ИКМО г.Казани за 2017 год

населения, расширение международных и межрегиональных связей. Во многом это обусловлено столичными функциями города.

Современная торговая инфраструктура Казани, как и в целом по России, характеризуется ростом доли торговых сетей. Активно развиваются торговые сетевые компании международного уровня, такие как -METRO AG, «Ашан», «Леруа Мерлен», «SELGROS Cash&Carry». В апреле текущего года состоялось открытие в г.Казани гипермаркета французской компании «Castorama». Расширяют свои торговые сети и российские компании: «Х5 Ритейл групп» (сеть магазинов «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка»), «Магнит», «Лента», республиканские компании - «Бахетле», «Эссен», «Эдельвейс», «Тэмле» «Августина», «Арыш мае».

Для решения всех задач потребрынка на основании Решения Казанской городской думы №19-44 от 03.08.2015 создано МКУ «Комитет потребительского рынка города Казани».

Целью деятельности Комитета является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения, реализации переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также создания экономических, правовых и социальных условий, обеспечивающих развитие и эффективное функционирование потребительского рынка на территории Казани.

В 2018 году Комитетом потребительского рынка совместно с Администрациями районов проведена большая работа по оптимизации размещения объектов сезонной торговли в городе, и повышения качества обслуживания.

Результатом стало сокращение мест размещения сезонной торговли, как в Схеме, так и фактически по городу. По сравнению с прошлым годом Схема размещения объектов сезонной торговли сократилась с 700 до 500 мест. Места были сокращены в виду не востребованности и нецелесообразности их размещения. Дополнительные места в текущем году включались в Схему лишь по пожеланиям предпринимателей, сумевших обосновать необходимость таких мест.

В связи с требованиями безопасности при проведении Чемпионата Мира по футболу из 500 мест было выставлено на открытые и равнодоступные аукционы 218 мест на улицах города, а также в парках и скверах. С аукционов было реализовано 192 торговых места на общую сумму 21 млн.рублей.

В очередной раз ожидаемо высокий интерес был проявлен к торговым местам, расположенным на центральных улицах.

К примеру, на торгах по реализации 4 мест размещения мороженого на улице Баумана цена при старте в 25 тыс.руб. выросла до 1 миллиона 400 тыс.руб. за каждую точку.

На замену громоздким подиумам и крышам летних веранд на ул.Баумана пришли легкие конструкции декоративных заборов и зонтов для большей привлекательности во время проведения Чемпионата мира по футболу. Сами же рестораторы подтверждают увеличение трафика в 1,5 раза.

Комитетом в текущем году выставлены лоты заблаговременно. Благодаря чему места реализовались до 1 -го апреля, а предприниматели имели возможность заранее подготовиться к старту сезонной торговли. Сезон начался вовремя. Большую роль в этом сыграло освещение вопроса в СМИ, а также постоянные встречи с предпринимателями, на которых разъяснялись новшества, условия и детали аукционов, требования к ведению бизнеса, давались консультации, оказывалась методическая помощь по участию в торгах.

В текущем году были внедрены и реализованы на практике ряд изменений, упрощающих ведение бизнеса. Так с этого года необязательно размещать летнею веранду вплотную к основному заведению, допускается отступ до 5 метров. Это позволило в некоторых случаях гармонично разместить летнею веранду не перекрывая тротуары.

Рассмотрев предложение Ассоциации рестораторов и отельеров Республики Татарстан для летних веранд и сезонных кафе с текущего года уменьшена стоимость их размещения на 30%, это связано с довольно серьезными затратами предпринимателей на создание летних конструкций, таким образом выбор

сделан в пользу эстетики, а не прибыли.

Впервые и в полном объеме реализован механизм мобильной торговли. Продано 6 маршрутов по реализации фаст-фуда в каждом из которых было по 4 точки.

Из схемы этого года практически 75% (152 места) площадок было реализовано под установку точек по продаже мороженого, прохладительных напитков, овощей и фруктов, а также под размещение летних кафе. Остальные 25% под фотоуслуги, прокат спортивного инвентаря и вендинги.

При разработке схемы 2018 года были учтены и результаты тотальной инвентаризации уличной торговли по итогам прошлого года, когда нами было выявлено большое количество нелегальных точек сезонной торговли. Эти площадки были включены в схему размещения объектов сезонной торговли. Таким образом лица, работавшие ранее нелегально и создававшие незаконную конкуренцию добросовестным предпринимателям, в этом году легализовались выиграв аукционы.

После размещения предпринимателями объектов сезонной торговли, работала контрольно-приемочная комиссия в составе Комитета потребительского рынка, Администраций районов, Управления архитектуры и градостроительства, и Комитета земельных и имущественных отношений.

Много претензий было к фактическому размещению объектов, вразрез условиям договора. Объекты перекрывали тротуар или треугольник видимости для автомобилистов на перекрестках.

При выявлении таких грубых нарушений договоры с предпринимателями расторгались. По результатам работы комиссии, Комитет потребрынка расторг 32 договора.

Параллельно с аукционами и заключением договоров велась работа по пресечению нелегальной торговли.

В текущем году принято распоряжение Исполнительного комитета г.Казани о проведении ежедневных рейдов по ликвидации несанкционированной торговли на территории города, в рамках которого была образована специальная мобильная группа, в которую вошли сотрудники Комитета потребительского рынка, отдела по вопросам общественной безопасности администраций районов, Административная комиссия, сотрудники полиции и судебные приставы. Работа данной группой проводилась более чем на 40-ка очагах несанкционированной торговли.

Надо отметить что, действующие штрафы от одной до трех тысяч рублей за несанкционированную торговлю не существенны, и могут её искоренить. В связи с чем, в этом сезоне, был поставлен акцент на реализацию нового порядка изъятия, утвержденного постановлением Исполнительного комитета.

Кроме того, в 2018 году Комитетом реализована практика демонтажа сезонных объектов, таких как клетки под бахчевые развалы, незаконные квасные бочки, лотки мороженого. В результате данной работы было демонтировано 76 незаконных сезонных объектов.

Казань, издавна являющаяся торговым и транспортно-логистическим хабом между Востоком и Западом, и сегодня играет большую роль в экономических и международных связях. В городе высокий удельный вес торговли и сферы услуг - отраслей, которые характеризуют уровень развития рыночной экономики. Доля торговли и общественного питания в структуре ВТП Казани превышает республиканский и общероссийский уровни.

Несмотря на снижение оборота розничной торговли и общественного питания в 2015 году (на 13% и 3,1% соответственно), Казань с 2011 года среди российских городов-миллионников находится в тройке лучших по розничной торговле и по итогам 2017 года вышла на первое место по общественному питанию. По объему платных услуг, оказанных населению организациями, Казань в течение последних пяти лет является абсолютным лидером среди городов-миллионников2. Получила развитие система покупки через Интернет и быстрой доставки по городу, отмечается повышение качества обслуживания. Все это свидетельствует о наличии предпосылок для формирования будущего постиндустриального уклада экономики Казани.

2 Приложение 1. Сводные таблицы.

Таблица 23

Место Казани в рейтинге городов- миллионников России

Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Оборот розничной торговли 3 2 3 3 3 3

Оборот общественного питания 4 5 4 4 3 1

Объем платных услуг, оказанных населению организациями 1 1 1 2 2 3

Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности "строительство" крупными и средними предприятиями 1 1 1 2 1 2

Инвестиции в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) 1 2 3 3 2 1

Город Казань относится к городам со средним уровнем социально-экономического развития по сравнению с другими городами-миллионниками России, уступает Екатеринбургу и Новосибирску и занимает третье место. К городам с низким уровнем социально-экономического развития по итогам 2007 года можно отнести Уфу, Волгоград, Ростов-на-Дону.

Если сравнить конкурентные преимущества г. Казани с городами Поволжья, то картина для Казани складывается привлекательнее. Казань занимает лидирующее положение по сравнению с Нижним Новгородом и г. Самарой.

От городов-миллионников, располагающих относительно схожими условиями и соразмерной мощностью промышленного производства, структура экономики Казани заметно отличается высокой долей торговли и услуг. Несмотря на то, что в Казани сосредоточены значительные производственные мощности, в том числе обеспечивающие выпуск продукции двойного назначения, доля обрабатывающих производств в общей структуре экономики города меньше той, что сложилась в сравниваемых городах. В настоящее время и в горизонте до 2030 года промышленность Казани играет ведущую роль в городской экономике как основное место приложения трудовых ресурсов и источник доходной части местного бюджета. Однако по ряду показателей она уступает позиции сфере торговли и услуг, что характерно для современных мегаполисов.

Несмотря на постоянный прирост торговых центров и магазинов шаговой доступности за последние 5 лет Казань показала наименьший прирост торговых площадей среди российских городов-милионников. Теперь на тысячу горожан приходится 377 квадратных метров, увеличение составило 31 квадратный метр, или 9%. По обеспеченности торговыми площадями лидирует Самара, где на тысячу жителей приходится 682 квадратный метр, прирост за 5 лет составил 350 квадратных метров, или почти 52%. Следом в тройке лидеров Екатеринбург и Санкт-Петербург с 661 и 570 квадратными метрами соответственно. Москва занимает лишь пятую позицию после Нижнего Новгорода с 483 квадратными метрами на тысячу человек.

Анализируя показатели социально-экономического развития в городах-миллионниках, была выявлена взаимосвязь между средней заработной платой и рынком потребительских услуг. Так, в Екатеринбурге самая высокая среднемесячная заработная плата среди региональных городов-миллионников, что является одним из ключевых показателей для развития торгового сегмента недвижимости.

Учитывая жизненный цикл объектов торговли и изменение потребительских предпочтений, а также стадию развития рынка торговой недвижимости в целом, торговые центры, реализованные 10—15 лет назад, постепенно морально устаревают. В связи с этим у городов появляется потенциал для появления новых, более передовых объектов торговли. К таким городам относится и Казань. В ближайшие 2 года на рынок Казани выйдет около 185 тысяч квадратных метров новых торговых площадей, большую часть которых составят два крупнейших объекта, реализуемых в разных точках города, - торговый центр на Павлюхина (53 тысячи квадратных метров) в Вахитовском районе и торгово-развлекательный комплекс

3 ИАД Социально-экономическое положение Казани за 2017

~ 166 ~

«Авиатика» (114 тысяч квадратных метров) в Авиастроительном районе.

В 2017 году на рынок Казани вошли такие крупные международные бренды, как сети кофеен Starbucks, рестораны Пиццахат, фешен-ретейлеры Kiabi и Uniqlo.

Больше не всегда значит лучше. Так, если говорить о сфере торговли как о факторе конкурентоспособности города, то такой показатель как количество нестационарных торговых объектов (НТО) демонстрирует эффективность от меньшего к большему. Рассмотрим данный аспект на примере г.Казани.

Комитетом потребительского рынка в 2017 году принята Схема размещения НТО, которая насчитывает 895 мест. Исходя из Схемы в Казани будет наименьшее количество торговых павильонов среди городов-миллионников. По 363 местам будут заключены договора с предпринимателями по «приоритетному» праву без аукционов. 70 предпринимателей имевших 200 договоров аренды земельных участков получат компенсационные места без проведения аукциона. В случае реализации всех мест, сумма должна составить около 100 млн.руб.

С целью исключения коррупционных рисков предусмотрена реализация мест через электронную площадку. Первые аукционы показали активную борьбу за места. Например, цена на место по ул.Беломорская поднялась в 4 раз с 220 до 900 тыс.руб. (60 кв.м.). Стоимость кв.м./мес. определена независимой рыночной оценкой, и варьируется по городу от 307 (в Авиастроительном районе) до 362 руб. (в Вахитовском районе).

Таким образом, анализируя рейтинг Казани среди городов-миллионников, можно отметить стабильно высокие показатели рынка потребительских услуг, из которого можно сделать выводы о высокой конкурентоспособности города даже среди городов с более высокими показателями по уровню жизни населения (средняя заработная плата, количество жителей). Список использованной литературы:

1. ФЗ № 9-ФЗ от 24.02.2011 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

2. Старовойтов В. Г. Повышение конкурентоспособности городов России.//Вестник Оренбургского университета. - 2004. - №8. - с.56-60.

3. Андреев, В.Е. Конкурентоспособность региона и методика её оценки -М.: Инфра-М, 2001.

4. Вальвашов, А.Н. Оценка и развитие конкурентных преимуществ города - М.: Фонд «Институт экономики города», 2006.

5. Вендина О. Невидимые сдвиги в развитии городов// Население и общество. - 2010. - №1.- С.407 - 408

6. Информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение Казани» 2015, 2016, 2017 гг.

7. Статистический бюллетень январь-июнь 2018 г. «Казань и города-миллионники РФ»

8. Комплексный информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение Республики Татарстан». Казань: Госкомстат по РТ, 2017.

© Земченко А.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.