Научная статья на тему 'Торговые объекты и их место в городской инфраструктуре'

Торговые объекты и их место в городской инфраструктуре Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торговые объекты и их место в городской инфраструктуре»

Торговые объекты и их место в городской инфраструктуре1

В.И. Малышков

министр правительства Москвы,

руководитель Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы

В последние 10 лет розничная торговля в Москве активно развивалась. В 2002 году ее оборот превысил 1 триллион рублей и составил 1067,4 миллиарда рублей. Несмотря на некоторое снижение темпов роста по сравнению с 2001 годом, объем оборота розничной торговли увеличился в сопоставимых ценах на 3,1 процента с опережающими темпами по продаже продовольственных товаров (5,3 %).

В структуре оборота розничной торговли отмечено сокращение доли продовольственных товаров до 41 процента, что свидетельствует о некотором повышении уровня жизни москвичей. Население города бесперебойно обеспечивается продуктами питания и непродовольственными товарами. За январь - июнь 2003 года объем оборота розничной торговли, учитывая все каналы реализации товаров, составил 562,1 миллиарда рублей с темпом роста 7,2 процента (в сопоставимых ценах). Развитие потребительского рынка столицы тесно связано с осуществлением социально-экономических преобразований, намеченных правительством Москвы и предусмотренных Генеральным планом развития города до 2020 года, другими долгосрочными целевыми и отраслевыми программами, градостроительными планами округов.

В настоящее время в Москве функционирует более 31 тысячи стационарных предприятий, в том числе 17,8 тысячи предприятий торговли, из них продовольственных -6,6 тысяч, общественного питания - около 7 тысяч, бытового обслуживания - 6,3 тысячи, 144 рынка. Эти предприятия занимают более 10 миллионов квадратных метров торго-

вых площадей. За годы проведения реформ сеть предприятий торговли и услуг возросла более чем в 2 раза, построено более 16 тысяч современных предприятий и реконструировано более 8 тысяч предприятий.

Важнейшим элементом преобразований является формирование сетевых торговых систем. Только в 2002 году введено в строй и реконструировано около 2700 предприятий потребительского рынка, в 1 полугодии

2003 года - 1180 предприятий. Доля предприятий потребительского рынка и услуг, отвечающая современным требованиям на потребительском рынке, постоянно возрастает. И очень важно, что 99 процентов всех предприятий розничной торговли и 97 процентов предприятий общественного питания находятся в частном секторе.

Торговля стала крупнейшей отраслью городского хозяйства, в которой занят каждый пятый москвич. Почти пятая часть городского бюджета формируется за счет поступлений от предприятий потребительского рынка.

Доля розничного товарооборота Москвы в товарообороте России составляет около 30 процентов. На ближайшую перспективу определены следующие направления развития столичной торговли:

• преодоление отставания от столиц высокоразвитых стран в обеспеченности населения торговыми площадями, особенно крупными, т. к. несмотря на существенный прирост этих площадей - проблема остается;

• реформирование структуры розничной торговли с целью улучшения ее качества за счет повышения доли современных магазинов;

1 Материалы доклада на конференции «Торговая недвижимость: как использовать огромный потенциал для развития», проходившей 28 августа 2003 года в Москве.

• создание эффективной конкурентной среды для предотвращения монополизации отдельных секторов товарных рынков;

• активизация роли торговых структур в реализации социальной политики правительства Москвы в сфере потребительского рынка;

• рационализация системы товароснаб-жения на основе создания крупных оптовых рынков, распределительных центров и современной мелкооптовой торговли.

В 2001 году правительством Москвы утверждена Генеральная схема размещения крупных торговых объектов на период до 2020 года, согласно которой основные меры градостроительной политики Москвы направлены на решение следующих задач:

• обеспечить значительный прирост новых торговых площадей;

• увеличить долю крупных торговых объектов;

• сократить строительство некапитальных объектов;

• обеспечить интенсивное использование городских территорий и резервирование для строительства крупных многофункциональных зон в основных общественнотранспортных узлах города и вблизи них.

По данным Научно-исследовательского и проектного института (НИиПИ) Генплана Москвы, обеспеченность населения города площадью торговых предприятий составляет около 940 квадратных метров на 1000 жителей. Реализация Генеральной схемы позволит к 2020 году обеспечить увеличение емкости торговой сети в два раза, выровнять образовавшуюся диспропорцию в размещении торговой сети по городу с приоритетом строительства в районах с наиболее высоким дефицитом торговых площадей и в зонах комплексной реорганизации территорий. В настоящее время НИиПИ Генплана города Москвы завершает разработку проектов планировки общественных территорий «Дмитровская» (Северо-Восточный административный округ), «Южное Бутово» (Юго-Западный административный округ) для размещения торговых зон городского значения почти по 300 тысяч квадратных метров каждая. Всего таких зон девять. Строительство и ввод крупных тор-

говых объектов, которые улучшат торговое обслуживание населения, является стратегическим направлением отрасли. Генеральная схема учитывает предложения по разгрузке центра города. Доля крупных объектов в Центральном административном округе уменьшится с 24 до 15 процентов. В рассматриваемой перспективе на долю Центрального округа приходится только 3 процента вводимых площадей, в то время как в Северо-Восточном, Северном, ЮгоЗападном, Западном и других административных округах - от 12 до 17 процентов. Также предусматривается организация торговых комплексов, в том числе на территориях Савеловского, Рижского, Павелецкого железнодорожных вокзалов.

В развитие Генеральной схемы в декабре 2002 года правительством Москвы принята программа размещения крупных торговых объектов на территориях, прилегающих к Московской кольцевой автодороге (МКАД) и третьему транспортному кольцу (малому). В настоящее время уже ведутся работы по проектированию и строительству 62 крупных торговых объектов, из них на МКАД -39, на 3-м транспортном кольце - 23. При условии сноса плоскостных гаражей с заменой их на многоярусные паркинги на указанных территориях образуется значительный резерв площадей, который по предварительным оценкам составляет около 190 гектаров.

Также в программе содержатся рекомендации по внесению изменений в нормативные правовые акты с целью упрощения разрешительных процедур и сокращения сроков разработки и согласования проектносметной документации, устанавливается предельный срок (до 3 месяцев) разработки исходно-разрешительной документации.

В настоящее время в городе функционируют более 350 крупных торговых объектов, что составляет 2 процента от общего количества объектов торговли. Их емкость составляет более 1,9 миллиона квадратных метров общей площади, или 23 процента суммарной емкости торговой сети. В 2004-2005 годах планируется ввести в эксплуатацию несколько крупных торговых объектов, в том числе в Южном админист-

ративном округе - торгово-сервисный центр - общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Ашан» (ул. Орджоникидзе, вл. Н) и торговый комплекс «Ереван» (ул. Большая Тульская, вл. 1-в) в рамках соглашения между исполнительными органами государственной власти Москвы и Еревана; в Северо-Восточном административном округе - торговый центр «Реал» компании Метро AG (Сигнальный пр., 37) и т. д. В Центральном административном округе на Краснопресненской набережной ведется строительство торгово-делового центра «Москва-Сити» (срок ввода в эксплуатацию - 2005-2007 годы), торгового центра «Лужники» (срок ввода в эксплуатацию - 2007 год) и других предприятий.

Реализация намеченных мероприятий создает благоприятный климат для инвестиционной деятельности в городе. Интерес инвесторов к значительным вложениям в развитие торговли города объясняется динамичностью ее развития, стабильностью экономической политики, проводимой правительством Москвы, и соблюдением обязательств перед инвесторами. По оценкам экспертных организаций, рейтинг торговой инвестиционной привлекательности России постоянно растет. В настоящее время Россия, и в первую очередь Москва, занимают ведущее место по привлекательности вложения инвестиций в новые рынки. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в 2002 году иностранные инвестиции в Москве составили 8,44 миллиарда долларов США (с приростом по отношению к 2001 году на 49,3 процента), при этом 6,01 миллиарда долларов США или 71,3 процента инвестиций приходятся на сферу торговли и общественного питания. В 1 квартале 2003 года по всем отраслям экономики в Москву уже поступило 4,018 миллиарда долларов США, из них 3,01 миллиарда - на развитие сферы торговли и общественного питания (75,2 %).

Значительно активизировали свою деятельность российские инвесторы. Так, в

2001-2003 годах открыто 83 торговых центра. Среди них - такие крупные торговые комплексы, как «Атриум», «Южный», «Западный» и многие другие. В июле 2003 года

на Ярославском шоссе (Северо-Восточный административный округ) открыт первый отечественный гипермаркет сети «Мос-март», расположенный на площади 16,5 тысячи квадратных метров. В гипермаркете представлены более 50 тысяч наименований продовольственных и промышленных товаров. В планы компании открытого акционерного общества «Мосмарт» входит открытие в ближайшие годы 8-10 подобных центров, 2 из которых будут открыты уже в 2003 году, а остальные - в течение 2004 года.

На площадях бывших промышленных предприятий создаются современные торговые центры путем реконструкции производственных корпусов и преобразования территорий. Так, на территории филиала акционерного общества «Московский подшипник» введен в эксплуатацию оптоворозничный торговый центр «Москва» площадью 180 тысяч квадратных метров. На территории бывшего чугунолитейного производства на Ленинградском шоссе, 16 в ближайшие годы будет построен торговый комплекс площадью более 70 тысяч квадратных метров. Разрабатывается программа преобразования территории автомобильного завода им. Ленинского комсомола (АЗЛК) под торговые цели.

Очень важным является направление социальной политики правительства Москвы в сфере потребительского рынка. Усиление социализации потребительского рынка будет решено через реализацию приоритетных направлений развития потребительского рынка города на период до 2006 года, а именно:

• развитие сети предприятий потребительского рынка и услуг, крупного, среднего и малого бизнеса;

• расширение ассортимента товаров и услуг потребительского назначения, обеспечение их ценовой и территориальной доступности для всех категорий населения;

• реализация косвенных мер по сдерживанию роста цен на товары и услуги на потребительском рынке города Москвы;

• создание сети магазинов по реализации социально значимых товаров первой необходимости в пешеходных зонах, в том числе магазинов, работающих по предварительным заказам населения типа «Утконос»;

• разработка системы мер по сохранению профиля социально-значимых предприятий сферы потребительского рынка и услуг, в том числе за счет формирования альтернативных форм обслуживания;

• обеспечение качества и безопасности потребительских товаров и услуг, совершенствование государственного контроля в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения и прочее.

Для решения этих задач правительством Москвы в июле 2003 года принято постановление «Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года»; утверждена Концепция социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года; будет продолжена работа по координации деятельности аккредитованных магазинов, осуществляющих обслуживание инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В настоящее время аккредитовано 290 социальных магазинов. Правительство Москвы оказывает всемерную поддержку открытию сетей социально-ориентированных предприятий. Сейчас в столице действуют 180 магазинов-дискаунтов. К ним относятся такие сети, как «Дикси», «Копейка», «Мини-Перекресток» и другие магазины. В последнее время активно развивает торговую сеть компания «Агроаспект» под фирменным знаком «Пятерочка». К 2005 году планируется открыть не менее 300 магазинов-дискаунтов.

Интересным представляется проект открытого акционерного общества «Новый импульс», реализация которого позволит решить проблему обеспечения населения товарами повседневного спроса непосредственно в местах проживания населения, в том числе в «шаговой доступности». Проект поддерживается правительством Москвы.

В Москве разработана программа размещения предприятий потребительского рынка и услуг «шаговой доступности» по примеру Южного административного округа города. В 2003 году будут открыты 48 предприятий, в 2004 году - 133, в 2005 году - 60 предприятий.

В настоящее время сформирован адресный перечень земельных участков под размещение предприятий, включающий 241 участок, на 160 из которых оформлены договоры аренды. Инвесторы, получившие правоустанавливающие документы на эти участки, заказали разработку исходно-разрешительной документации на строительство объектов.

В результате полной реализации программы социально-экономических преобразований города Москвы ожидается привлечение инвестиций в объеме 5 миллиардов рублей. Планируется строительство предприятий потребительского рынка площадью около 110 тысяч квадратных метров, отвечающих современным требованиям торговли и услуг, максимально приближенных к потребителю, а также строительство распределительных складов площадью около 20 тысяч квадратных метров. Предполагается увеличение рабочих мест на 8 тысяч человек, и ожидаются значительные налоговые поступления в консолидированный федеральный и региональный бюджет.

На предприятиях потребительского рынка и услуг продолжается внедрение новых расчетных технологий в рамках проекта «Социальная карта москвича» на основе общегородской интегрированной автоматизированной системы персонального учета льгот с применением пластиковых карт, предусмотренных городской целевой программой «Электронная Москва». В 2003 году торговое обслуживание с применением социальной карты осуществлялось 21 предприятием, в том числе в 17 универсамах сети «Петровский» закрытого акционерного общества (ЗАО) «ПФК «БИН» расположенных в пяти административных округах. Обслуживание осуществлялось за счет средств Компании ЗАО «ПФК «БИН» без возмещения затрат из бюджета города.

Как уже отмечалось, формирование торговых сетей в Москве является важным вопросом. Их формирование началось в начале процесса проведения реформ, особенно в продовольственном секторе. Именно торговые сети позволили изменить наши представления о современных торговых стандартах. Интенсивно развиваются такие се-

ти, как «Перекресток», «Седьмой Континент», «Рамстор», «Пятерочка», «Копейка», «Патэрсон», «БИН», «Дикси». Количество таких сетей составляет около 30. В секторе непродовольственных товаров -«М. Видео», «Партия», «Техносила», «Старик Хоттабыч», «Эконика- обувь» и другие. Всего - 20 сетей.

Не менее важным вопросом является развитие городских рынков. Правительство Москвы успешно реализует программу преобразования рынков. Так, если в конце 1999 года в городе было 240 рынков, то сейчас их насчитывается 144. То есть с 1999 по 2003 год сеть сократилась на 96 рынков. Одни рынки преобразованы в современные торговые комплексы, другие -ликвидированы. В последнее время введены в эксплуатацию современные торговые комплексы, созданные на базе рынков, такие как «Миллион мелочей», «Золотой Вавилон», торговый центр ООО «АТОМ НиС» в Северо-Восточном административном округе, «Дастен» в Юго-Восточном административном округе, «На Варшавке» в Южном административном округе и другие, а также торговый комплекс «Черкизовский Пассаж» в Восточном административном округе, организованный на базе вещевого рынка. Планируется проведение реконструкции 13 государственных сельскохозяйственных рынков (бывших колхозных рынков). На базе 38 действующих рынков будут построены современные торговые комплексы и оптовые торгово-розничные предприятия.

Развитие розничной торговли в столице настоятельно требует перестройки всей системы товароснабжения. Важнейшей задачей преобразования сложившейся системы является создание современной инфраструктуры оптовой торговли. Исходя из этого правительством Москвы разработана и утверждена «Программа развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2002-2004 годы». Программой предусматривается организация 8-9 оптовых продовольственных рынков и комплексов на площадях, занимаемых плодоовощными базами и 4-5 специализированных мясных и рыбных оптовых рынков на площадях, занимаемых хладокомбинатами.

В системах продовольственного обеспечения мегаполисов всех развитых стран оптовые рынки дополняются оптовыми распределительными центрами различного типа. В ближайшей перспективе в Москве будут созданы открытые универсальные и специализированные распределительные центры, магазины-склады (типа «Кэш энд Керри») на базе имущественных комплексов 15-20 оптовых предприятий, занимающих до 150 гектаров земельных участков и имеющих до 500 тысяч квадратных метров торговых и складских площадей. В соответствии с Программой развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на

2002-2004 годы ООО «МЕТРО» уже открыто 4 магазина-склада типа «Кэш энд Керри». В 2004 году планируется строительство еще пяти магазинов-складов ООО «МЕТРО» на выделенных земельные участках. В

2004 году российским инвестором - ЗАО «Интер МТД» начнется строительство магазинов-складов типа «Кэш энд Керри» в ЮгоВосточном и Южном административных округах (для этих целей правительством Москвы уже выделены земельные участки). Мы ожидаем, что в результате реализации этой программы в городе будет создана эффективная, отвечающая современным требованиям, многоканальная система товародвижения. Это позволит оптимизировать состав операторов оптового и продовольственных рынков, значительно сократить число посредников. Формирование рациональных каналов товародвижения и реальной конкурентной среды оптовиков несомненно приведут к положительным изменениям организации снабжения розничных предприятий и оптимизации цен на товары.

Наряду с этим правительство Москвы активизировало работу по межрегиональному сотрудничеству. В настоящее время заключено более 250 соглашений с регионами Российской Федерации и странами СНГ. Хорошо развиваются связи по поставкам продукции с товаропроизводителями Краснодарского и Ставропольского краев, Московской, Калужской, Белгородской и других областей, республик Карелия, Мордовия, Удмуртия, Татарстан и другими партнерами. Например, в 2002 году из Московской

области в столицу поступило более 33 тысяч тонн мяса птицы, 1110 миллионов штук яиц, 780 тысяч тонн молочной продукции, около 74 тысяч тонн картофеля и 136 тысяч тонн овощей. Мы полагаем, что для дальнейшего развития межрегионального сотрудничества к работе следует активно подключиться и сложившимся торговым сетям, которые располагают хорошей складской базой. Объединив усилия, мы смогли бы на долговременной основе обеспечить поставку в город качественных недорогих товаров. Регионы России заинтересованы в крупных объемах поставки и готовы предоставить значительные торговые скидки.

Важнейшей задачей является дальнейшее совершенствование нормативного правового регулирования на потребительском рынке. С начала проведения реформ (1992 год) было принято большое количество различных нормативных правовых актов в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг, в том числе Закон «О торговой деятельности в городе Москве».

За последние два года принят целый ряд федеральных законов, которые диктуют абсолютно новые «правила игры» на потребительском рынке, а именно:

• резко сокращен перечень лицензируемых видов деятельности;

• реформируется система сертификации продукции и услуг;

• принят закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

• принят новый кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

• реформируется система налогообла-жения и т. д.

Правительством Москвы принимались меры по упорядочению деятельности контролирующих организаций, но они не

имели должного эффекта потому, что основные проблемы возникали у предпринимателей с контролирующими органами федерального подчинения, которые в своей деятельности руководствуются федеральными законами. С вступлением в силу нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях появилась реальная возможность совершенствования контроля на системной, комплексной основе во взаимодействии с федеральными структурами. 16 июля 2003 года Московской городской Думой принят в третьем чтении Закон «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы». Мы предлагаем новую схему организации и проведения комплексных проверок с участием федеральных органов на основе соглашений о взаимодействии. При организации контроля Законом предусматривается осуществление учета проверок через Центр координации контрольной деятельности.

Для городских структур должны быть введены единые бланки на проведение проверок. Создаваемая база данных позволит обеспечить установленную законодательством периодичность плановых проверок - не чаще 1 раза в 2 года. В Законе уделяется самое серьезное внимание использованию потенциала добросовестных участников рынка в первую очередь сетевых торговых организаций, которые в рамках внутреннего контроля обеспечивают соблюдение установленных требований.

Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с префектурами административных округов приступил к разработке среднесрочной программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы, которая будет внесена на рассмотрение правительства Москвы в 1 квартале 2004 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.