ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКОВ И ЯРМАРОК В ГОРОДЕ АРМАВИРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Г.Р. Абрамян, студент
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10388
Аннотация. Обоснованы роль и значение рынков и ярмарок как структуры потребительского рынка. Отражена задача администрации города Армавира в этой сфере. Рассмотрены основные тенденции развития рынков в городе. Несмотря на сокращение рынков по сравнению с уровнем 2010 года, обеспеченность населения торговыми местами на рынках и ярмарках выше нормативной, так как на территории города организована целая сеть различных ярмарок. Определены основные тенденции развития ярмарок. Рассмотрены основные функции администрации и проведен анализ показателей ее деятельности в сфере организации ярмарочной торговли. Сделан вывод о высоком уровне организации деятельности рынков и ярмарок в городе Армавире.
Ключевые слова: потребительский рынок, администрация, рынки, сельскохозяйственные ярмарки, ярмарки «выходного дня», административный регламент.
Развитие потребительской сферы является индикатором благополучия населения. Потребительский рынок решает комплекс задач, ориентированных на наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при гарантированном качестве [ 1].
Розничные рынки и ярмарки как структура потребительского сектора вносят свой вклад в решение ряда социальных задач благодаря установлению относительно низких цен, широкому ассортименту, территориальной доступности товаров и услуг, обеспечению занятости населения посредством создания рабочих мест в сфере непосредственной торговой деятельности, управления и обслуживания рынков. Рынки и ярмарки предоставляют широкие возможности для реализации продукции местными товаропроизводителями [2].
Одной из основных задач администрации муниципального образования город Армавир является создание условий для наиболее полного обеспечения населения социально-значимыми товарами и товарами первой необходимости, включая сельскохозяйственную продукцию, а также для реализации продукции местных производителей и разумной ценовой политики в
городе. В связи с этим одним из значимых направлений деятельности городской администрации является организация деятельности рынков и ярмарок.
В Армавире доля оборота розничной торговли, осуществляемой на рынках и ярмарках, составляет 24%. Показатели рыночного сектора торговли являются неизменными на протяжении последних пяти лет. На территории Армавира функционирует 5 частных розничных рынков площадью 47,8 тысяч квадратных метров на 2305 торговых мест, из них:
- 3 сельскохозяйственных рынка («Живая птица», «Черемушки» и «Плодоовощной», собственник - ООО «Армавирский рынок»);
- 2 универсальных рынка (рынок «Центральный» ООО «Армавирский рынок» и рынок «На Азовской», собственник - ООО «Вилсон») [3].
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» с 1 января 2013 года для организации деятельности рынков необходимо использовать только капитальные здания, строения, сооружения, что требует значительных финансовых вложении со стороны управляющих рынками компаний. В связи с
этим рынки постепенно ликвидировались или переквалифицировались в ярмарки, другие были трансформированы в торговые центры и другие современные форматы торговли [4]. Поэтому количество рынков в Армавире сократилось в 2 раза по сравнению с 2010 годом. Однако проведение периодических и сезонных ярмарок в городе стало традиционным.
Деятельность ярмарок направлена на снижение рыночных цен на продукты питания, поддержку местных товаропроизводителей и обеспечение доступности товаров для различных категорий населения.
Как видно из таблицы 1, в городе организована целая сеть ярмарок, в том числе сельскохозяйственных, ярмарок «выходного дня», ярмарок в формате «социальных рядов», количество которых, как и объем реализованной на них сельскохозяйственной продукции, за изучаемый период возрастает.
Сельскохозяйственные ярмарки и ярмарки «выходного дня» проводятся в 6 районах центральной части и 5 районах сельских округов города. На ярмарках обеспечено наличие баннера-вывески с указанием наименования и организатора проведения ярмарки, режима работы, а
На ярмарках в широком ассортименте представлена продукция производителей сельскохозяйственной продукции, предприятий перерабатывающих отраслей, хозяйств населения города. На ярмарках жители имеют возможность приобрести большинство продуктов по ценам ниже среднерыночных на 10-17%, что является одним из условий участия местных товаропроизводителей в ярмарках [5].
Показатели деятельности городской администрации по организации и проведению различных ярмарок приведены в таблице 1.
также контрольных весов, поверенных в установленном порядке. Установлены информационные стенды с информацией о ярмарке, телефонах и адресах контролирующих организаций, местонахождении лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы, а также рекомендуемыми отделом цен и тарифов городской администрации ценами на продукцию. Торговые места оформлены участниками ярмарок в соответствии с едиными требованиями брен-дирования, рекомендованными департаментом архитектуры и градостроительства Краснодарского края, - единообразные палатки с вывесками установленного образца
Таблица 1. Показатели деятельности городской администрации Армавира в сфере организации и проведения ярмарок_
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. к 2015 г., %
Количество организованных сельскохозяйственных ярмарок, ед. 128 130 150 117,2
- предоставлено торговых мест, ед. 243 201 226 93,0
- реализовано сельхозпродукции, т 1410 1815 2154 152,8
Количество организованных ярмарок «выходного дня», ед. 26 30 36 138,5
- предоставлено торговых мест, ед. 78 81 83 106,4
- реализовано сельхозпродукции и, т 943 1035 1151 122,1
Количество организованных ярмарок в формате «социальных рядов» с целью создания альтернативной торговой сети для реализации излишков плодоовощной продукции, выращенной населением, ед. 9 9 10 111,1
- предоставлено торговых мест, ед. 180 120 126 70,0
Проведено совещаний с арендаторами торговых мест на ярмарках, ед. 5 5 2 40,0
Заключено договоров о предоставлении торговых мест на муниципальных специализированных розничных ярмарках, ед.: 448 465 468 104,5
в том числе:
- с физическими лицами 212 209 215 101,4
- с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами 236 256 253 107,2
и в соответствии с требованиями действующего законодательства, баннерами с изображением группы реализуемой продукции, едиными ценниками, бейджами, формой продавцов. Все торговые места оснащены необходимым торговым оборудованием [3].
С целью создания альтернативной торговой сети для реализации излишков плодоовощной продукции, выращенной населением на приусадебных, дачных, садовых участках, в Краснодарском крае организуются ярмарки, функционирующие в формате «социальных рядов» [6]. Как видно из таблицы 1, в 2017 году в Армавире организовано 10 таких ярмарок в 5 районах города и в 5 районах сельских округов, на которых предусмотрено 126 торговых мест. «Социальные ряды» осуществляют деятельность в ежедневном режиме. С целью поддержки малых форматов торговли для участников рынка, которые самостоятельно выращивают сельскохозяйственную продукцию, выделяются места без аукционных конкурсов на бесплатной основе [7].
Ежегодно с учетом предложений председателей квартальных комитетов (по просьбам жителей города) в дислокацию размещения ярмарок вносятся дополнительные места. Как видно из таблицы 1, в 2017 году в дислокацию сельскохозяйственных ярмарок дополнительно включена площадка на 25 торговых мест, а в дислокацию «социальных рядов» добавлена ярмарка на 6 торговых мест. Также на территории города ежегодно организуются и проводятся ярмарка по реализации продукции пчеловодства, православная выставка-ярмарка, ярмарки по реализации цветочной продукции на 100 торговых мест, товаров новогоднего ассортимента на 30 торговых мест и хвойных деревьев на 7 площадках на 47 торговых мест.
Специалисты городской администрации осуществляют следующие виды управленческой деятельности в рамках организации ярмарочной торговли:
- дежурство на ярмарках с целью пресечения несанкционированной торговли, недопущения продажи товаров по ценам, выше рекомендованных, а также монито-
ринга исполнения условий договоров о предоставлении торговых мест;
- разъяснительная работа с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на ярмарках, о принятии мер по неукоснительному соблюдению требований действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологических норм и правил, правил продажи отдельных видов товаров, защиты прав потребителей;
- проведение совещаний с арендаторами торговых мест на ярмарках [3, 8].
Как видно из таблицы 1, за рассматриваемый период проведено 12 таких совещаний с участием представителей ТО УФС «Роспотребнадзор», ГБУ КК «Управление ветеринарии города Армавира», отдела надзорной деятельности г. Армавира, отдела цен и тарифов городской администрации, на которых доводились требования действующего законодательства, а также информация о нарушениях, выявляемых контролирующими службами на ярмарках Краснодарского края.
Во избежание возникновения административных барьеров торговые места на ярмарках предоставляются в соответствии с административным регламентом. Регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий специалистов администрации при предоставлении муниципальной услуги. В соответствии с регламентом хозяйствующему субъекту гарантируется предоставление в порядке очередности поступления заявлений торгового места на ярмарке при наличии торговых мест заявленной группы товаров на момент подачи заявления. Также прием документов может осуществляться по желанию заявителя через МФЦ [9].
Как видно из таблицы 1, в 2017 году заключено 468 договоров о предоставлении торговых мест на всех ярмарках, в том числе 215 с физическими лицами, 253 - с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. В динамике за изучаемый период наблюдается рост предоставленных муниципальных услуг на 4,5%.
Несмотря на сокращение количества рынков по сравнению с уровнем 2010 года,
обеспеченность населения города торго- по результатам Всероссийского конкурса выми местами на рынках и ярмарках со- «Торговля России», проведенного Мин-ставляет 7,7 мест на 1000 человек населе- промторгом России, победителем в номи-ния при нормативе 2 места на 1000 чело- нации «Лучший розничный рынок» при-век, т.е. превышает норматив в 3,85 раза. знан рынок «Центральный» ООО «Арма-Это обусловлено активной деятельностью вирский рынок».
городской администрации по организации Таким образом, город Армавир отлича-
различных ярмарок. ет положительный опыт в сфере организа-
Высокий уровень организации деятель- ции деятельности рынков и ярмарок, кото-ности рынков и ярмарок отмечен как на рый изучают в других регионах. В частно-краевом, так и на российском уровнях. сти, торговая практика города обсужда-Так, в 2015 году победа в номинации лась в 2018 году в рамках Недели Россий-«Лучший универсальный рынок Красно- ского Ритейла, организованной Минпром-дарского края» присуждена рынку «Цен- торгом России, на стратегической сессии тральный» ООО «Армавирский рынок». В «Малые форматы торговли: перспективы 2017 году Армавир стал победителем в развития. Лучшие региональные практи-краевом конкурсе «Лучшая муниципаль- ки» в Москве. ная ярмарка выходного дня». В 2018 году
Библиографический список
1. Тонян М.Н. Регулирование розничной торговли в муниципальном образовании город Краснодар / М.Н. Тонян, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы VIII международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 329-336.
2. Плотникова Е.В., Мазнинов В.В. Развитие сельскохозяйственной логистической инфраструктуры в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, В.В. Мазнинов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №3(92). - С. 1080-1086.
3. Отчеты о работе отдела потребительского рынка и услуг администрации муниципального образования город Армавир за 2015-2017 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.armawir.ru/gorodskaya-sreda/torgovlya/articles.
4. Русинова Ю.С. Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации / Ю.С. Русинова, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 331-335.
5. Плотникова Е.В., Сидоренков Б.М. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, Б.М. Сидоренков //Экономика и предпринимательство. - 2018. - №9 (98). - С. 539-545.
6. Плотникова Е.В. Программно-целевое управление как инструмент развития сельского (аграрного) туризма и сельских территорий Краснодарского края / Е.В. Плотникова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №5 (70). - С. 319-324.
7. Сидоренко Б.М. Программно-целевое регулирование развития малого предпринимательства в Краснодарском крае / Б.М. Сидоренко, Е.В. Плотникова // Экономика и управление в условиях современной России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 266-271.
8. Отчеты о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг муниципального образования город Армавир за 2015-2017 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.armawir.ru/gorodskaya-sreda/razvitie-konkurencii/vnedrenie-standarta.
9. Постановление администрации муниципального образования город Армавир от 26 июня 2012 г. №1952. Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Заключение договора о предоставлении торгового места на ярмарке на территории муниципального образования город Армавир».
THE ORGANIZATION OF MARKETS AND FAIRS IN THE CITY OF ARMAVIR IN KRASNODAR REGION
G.R. Abramyan, student
Trubilin Kuban state agrarian university
(Russia, Krasnodar)
Abstract. The role and importance of markets andfairs as a structure of the consumer market are substantiated. Reflected the task of the administration of the city of Armavir in this area. The main trends in the development of markets in the city are considered. Despite the reduction of markets compared to the level of 2010, the provision of the population with trading places in the markets and fairs is higher than the standard, since the whole network of various fairs is organized in the city. The main trends in the development of fairs are defined. The main functions of administration are considered and the analysis of indicators of its activity in the sphere of organization of fair trade is carried out. It is concluded that the high level of organization of markets and fairs in the city of Armavir.
Keywords: consumer market, administration, markets, agricultural fairs, weekend fairs, administrative regulations.