УДК 338.46 Цацулина Ирина Аркадьевна
кандидат экономических наук, доцент Сочинского государственного университета туризма и курортного дела тел.: (861) 290-13-35
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Tsatsulina Irina Arkadyevna
Candidate of Economics, associate professor, Sochi State University of Tourism and Recreation tel.: (861) 290-13-35
DEVELOPMENT OF RUSSIAN MARKET OF TOURIST SERVICES AT MUNICIPAL LEVEL
Аннотация:
В статье проводится анализ долгосрочного развития российского рынка туристских услуг. Автором были сформулированы три стратегических альтернативных варианта развития туризма в г. Сочи на долгосрочную перспективу.
Ключевые слова:
туристская деятельность, рынок туристских услуг, сателлитные счета туризма, прогнозирование.
The summary:
The article analyzes the long-term development of Russian market of tourist services. The author has formulated three strategic alternatives for the development of tourism in the city of Sochi on the long-term perspective.
Keywords:
tourism activity, market of tourism services, tourism satellite accounts, forecasting.
В условиях быстрого формирования современной экономики туризма на базе интеграции используемых измерителей в Систему национальных счетов (СНС) ООН в существенной модернизации нуждается сложившийся понятийный аппарат российской статистики туризма.
Концептуальное понимание туристской деятельности в российской статистике туризма принципиально отличается от принятого в международном общении. Так, в российской концепции - это деятельность по организации путешествий, в то время как в концепции ВТО/ООН - деятельность путешествующих лиц.
Кроме того, существующая в российской экономике туризма система понятий в наибольшей мере ориентирована на статистическое описание национального и международного уровней туризма и слабо применима в региональной статистике туризма. Сложившийся понятийный аппарат так же плохо применим для разработки системы стоимостных показателей и тем более не может служить основой для разработки национальных и региональных сателлитных счетов туризма в России.
Несмотря на то что концепция туризма основана на спросе, существует насущная необходимость четкого определения структуры предложения, поскольку именно предложение является источником большинства статистических данных по национальной экономике.
В международной статистике туризма большое внимание уделяется классификациям, относящимся к спросу и предложению в туризме. Единый подход к классификациям позволяет достигать международной сопоставимости и гибкости использования и развития статистической системы. В России в настоящее время не существует единого нормативного документа, содержащего унифицированные стандарты классификации спроса и предложения в туризме.
Международными организациями для этих целей разработана в качестве проекта Стандартная классификация видов деятельности в туризме СИКТА (SICTA, Standard International classification of Tourism Activities) [1]. В Российской Федерации национальный вариант такой классификации еще не разработан. Однако принципиально не существует
препятствий для его разработки, поскольку классификаторы видов деятельности и продуктов в России (ОКВЭД [2], ОКДП [3]) также базируются на Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК; [4]).
Разработка национальных и региональных программ развития туризма невозможна без измерения конечных результатов туристской деятельности на экономику.
Туризм, несмотря на всю гибкость отраслевых классификаций, не может рассматриваться в качестве отрасли, поскольку туризм - это то, что делают потребители, а не то, что производят предприятия.
Основные трудности количественной оценки результатов туристской деятельности состоят в том, что объем потребления туристских товаров и услуг очень трудно выделить из общей массы потребляемых товаров и услуг. Во-первых, все товары и услуги, связанные с туризмом, потребляются одновременно и посетителями, и резидентами данной местности. Во-вторых, туристы приобретают как туристские, так и нетуристские товары. В-третьих, туристские виды деятельности производят как туристские, так и нетуристские товары. В-четвертых, нетуристские виды деятельности могут производить туристские товары.
Решением этой проблемы является выделение отдельных частиц туристской деятельности из огромного разнообразия отраслей экономики в стране или регионе и систематическое отображение их в совокупности в Сателлитном счете туризма (ССТ) [5].
Особенностью сателлитных счетов является то, что при их разработке и использовании, как правило, сохраняются все основополагающие концепции и правила, используемые в СНС. При этом СНС играет роль «стандартной оболочки», которая позволяет интегрировать нехарактерные для нее методы и источники анализа, в том числе и микроэкономические, с системой макроэкономической статистики. Таким образом, сателлитные счета представляют собой своеобразные детализированные отраслевые дополнения в СНС, в которых используются в числе прочих и натуральные показатели. Они позволяют не только более детально описать особенности функционирования определенной сферы национальной экономики, но и играют весьма важную роль в формировании национальной экономической политики.
Содержащаяся в ССТ макроэкономическая информация позволяет разрабатывать матричные экономико-математические модели, используемые для оценки экономического влияния туризма.
Влияние туристской деятельности на экономику оценивается на основе двух составляющих: прямого и косвенного эффектов. Исчисление суммарного влияния производится на основе анализа мультипликаторов, которые определяются как отношение изменения общей величины дохода или затрат в регионе к величине изменения дохода или затрат непосредственно в сфере туризма.
Особую проблему представляет оценка занятости в туризме. Туристская занятость рассматривается, как правило, в двух аспектах. Во-первых, общая занятость, вызванная туристскими расходами (занятость, связанная с туризмом, или косвенная туристская занятость), как правило, определяется на основании данных, полученных со стороны туристского спроса. Во-вторых, занятость непосредственно в характерных туристских видах деятельности, или прямая туристская занятость, оценивается на основе данных, получаемых со стороны предложения. Поскольку туризм так или иначе проникает в огромное количество отраслей экономики, всегда достаточно сложно определить границы производства туристских продуктов на основе анализа только предложения. Именно в данном случае наиболее полезными оказываются результаты исследований, проводимых в рамках ССТ.
Разработка и реализация региональных и национальных программ развития туризма является общепринятым методом государственного стимулирования развития туризма.
Рекреационный сектор весьма чувствителен к изменениям, происходящим в экономике, так как соотношение темпов инфляции и роста доходов населения определяет величину совокупного спроса на рекреационно-туристский продукт. Кризисные явления в экономике в начале 1990-х гг. вызвали значительный спад внутреннего туризма.
Снижение совокупного спроса населения на рекреационные услуги, предоставляемые сочинскими здравницами, наглядно представлено следующими цифрами. К середине 1990-х гг. поток туристов снизился в 3-4 раза, а с учетом неорганизованных -еще значительнее. Минимальный поток зарегистрирован в 1997 г. Поток иностранцев с 1988 по 1998 гг. упал в 16 раз. Доля иностранцев в общем турпотоке, достигавшая в годы максимальной популярности Сочи 10,4 %, снизилась до 3 % в 1998 г. Рост стоимости рекреационно-туристского продукта на внутреннем рынке обусловил сокращение средней продолжительности пребывания на российских курортах с 20 дней в середине 1980-х гг. до 12,4 дня в 1997 г. Сезонная диспропорция турпотоков привела к ежегодному закрытию в зимний период значительного числа санаториев, пансионатов и других баз размещения. Финансовый кризис августа 1998 г. стимулировал перераспределение туристских потоков в пользу внутреннего туризма, что положительно сказалось на численности отдыхающих: только за три года - с 1998-го по 2001-й - поток увеличился в 1,5 раза.
Обобщающим показателем влияния туризма на экономику региона является изменение величины валового регионального продукта, характеризующего итоговый результат производства товаров и услуг в регионе, то есть вновь созданную стоимость. Прирост ВРП создается с увеличением объемов производства товаров и услуг во всех отраслях экономики города, а фактором этого прироста является туристская деятельность.
Для получения содержательной интерпретации прогнозных расчетов автором нами были сформулированы три стратегических альтернативных варианта развития туризма в г. Сочи на долгосрочную перспективу.
Первый вариант был назван консервативным. В соответствии с этим вариантом, туриндустрии города путем постоянной модернизации и капитальных вложений в новые предприятия удастся стабилизировать и удерживать величину туристского потока на весьма высоком уровне, достигнутом в 1999-2000 гг.
Данный вариант, несмотря на его название, представляется нам весьма благоприятным и наиболее вероятным для г. Сочи. Он не исключает колебаний турпотока в ту или иную сторону в пределах 10-15 %. Как показал опыт развития туризма в России и г. Сочи, увеличение доходов населения вовсе не означает соответствующего роста туристского потока в г. Сочи, так же как снижение доходов - его уменьшения.
В настоящее время, по оценкам Департамента туризма Министерства экономического развития и торговли РФ, доходы российских граждан настолько малы, что только 15 % из них являются активными потребителями туристских услуг. При этом 5 % путешествуют самостоятельно (без путевок). 7 % - по путевкам и только 3 % выезжают за рубеж. Для сравнения, в Великобритании рынок туристских услуг составляет 70 %, в Германии и Японии - 80 %.
Таким образом, Россия располагает значительными ресурсами для увеличения внутреннего туристского спроса. Вместе с тем, как показывает опыт, увеличение спроса обычно ведет к увеличению цен как на туристские услуги вообще, так и на услуги размещения, что, в частности, приводит к росту валовой выручки при сохранении или незначительном изменении интенсивности физического потока.
Второй вариант - интенсивный. В соответствии с этим вариантом, в результате реализации некой стратегии развития в исключительно благоприятных условиях городская
туристская индустрия последовательно увеличивает свою долю на внутреннем туристском рынке, при этом также происходит заметное увеличение числа иностранных туристов.
Теоретически начало реализации данного варианта развития возможно не раньше, чем через 5-7 лет - периода времени, необходимого для создания и накопления ресурсов развития, как финансовых, так и человеческих. В отличие от первого варианта, где накопление соответствующих ресурсов и принципиальное изменение качества туристского продукта происходит постепенно, в данном варианте такие изменения происходят целенаправленно в результате реализации специальной программы. Возможность реализации такой программы в России в ближайшие несколько лет нам представляется маловероятной как по макроэкономическим, так и по институциональным причинам.
Третий - пессимистический вариант развития туриндустрии города, при котором происходит существенное снижение туристского потока и доходов от туризма, также представляется нам маловероятным.
В прогнозировании социально-экономических процессов в силу высокой неопределенности факторов наиболее часто используются краткосрочные (1 год и менее) и среднесрочные (от 1 до 5 лет) прогнозы. Как правило, данные краткосрочных прогнозов применяются в оперативном планировании деятельности предприятий.
Разработка долгосрочных (более 5 лет) и стратегических (10 лет и более) прогнозов отдельных видов экономической деятельности представляется самой сложной и наименее точной областью прогнозирования. Часто формальные (математико-статистические) методы прогнозирования применяются в комбинации с экспертными оценками.
Несмотря на то что туризм в экономике России традиционно не играл значительной роли, потребность в экономической оценке величины и структуры туристской деятельности как на национальном, так и на субнациональных уровнях весьма значительна и постоянно возрастает.
Особенно велика потребность в экономической оценке туристского продукта на региональном и муниципальном уровнях в регионах и местностях, специализирующихся на туризме, так как в условиях рыночной экономики без наличия стоимостных оценок величины туристского продукта практически невозможна реализация функций государственного регулирования развития туризма и регионального (муниципального) развития в целом.
Отсутствие достоверных оценок вклада туризма в экономику регионов и муниципальных образований обусловлено преимущественно тремя причинами:
- во-первых, недостатками существующей информационной базы на муниципальном уровне, не позволяющей получать необходимые макроэкономические оценки;
- во-вторых, недостатками отечественной статистики туризма, показатели которой не дают полноценной характеристики масштабов туристской деятельности;
- в-третьих, недостаточной разработанностью научного аппарата таких измерений.
Рекомендации в области экономики и статистики туризма ООН, Всемирной туристской организации, Организации экономического сотрудничества и развития и других международных организаций ориентированы на последовательное внедрение методологии Системы национальных счетов, Сателлитного счета туризма.
Город-курорт Сочи обладает уникальными рекреационными ресурсами, развитой базой размещения. Главные факторы конкурентоспособности Сочи - уникальное сочетание рекреационных и лечебных природных факторов, развитая туристская инфраструктура и профессионально подготовленные человеческие ресурсы.
За последние годы произошли существенные изменения как социальноэкономических и политических условий функционирования курорта, так и его позиции на рынке туристских и санаторно-курортных услуг. В результате после длительного периода
спада в последние годы сложилась достаточно устойчивая тенденция к подъему рекреационно-туристской сферы города. На российском рынке начинает укрепляться конкурентная позиция рекреационно-туристских услуг г. Сочи, который и сам испытывает довольно быстрый подъем.
Опережающее развитие на рынке туристских услуг получают малые гостиницы, замещающие так называемый «неорганизованный» сегмент туристского спроса, который в настоящее время размещается преимущественно в жилом фонде. Функции сектора малых гостиниц не ограничиваются только размещением. Предполагается создание комплексов специализированных предприятий этого типа, включая горные гостиницы, спортивные и прочие.
Удельный вес гостиничного сектора в общем объеме средств размещения возрастет, при этом в его состав войдут коллективные средства размещения, выполняющие в настоящее время, по существу, функции гостиниц, но относимые к другим типам предприятий.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Standard International classification of Tourism Activities. [Электронный ресурс]. URL: http://mail.perfectbg.com/TouristDocuments.nsf/5 47C46C008D66BADC22570610033B032/S FILE/ SICTA.pdf (дата обращения: 19.09.2011).
2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. [Электронный ресурс]. URL: http://okved.statkod.ru/ (дата обращения: 19.09.2011).
3. Общероссийский классификатор видов эконо-
мической деятельности, продукции и услуг. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.okpd.org/product_okdp.htm (дата обращения: 19.09.2011).
4. Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК; ISIC). [Электронный ресурс]. URL: http://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesM/seri esm_4rev3_1 r.pdf (дата обращения: 19.09.2011).
5. Трехлеб П.С. Статистическая оценка туристской деятельности региона на основе сателлитного счета туризма: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Сочи, 2002.
1. Standard International classification of Tourism Activities. [Electronic resource]. URL: http://mail.perfectbg.com/TouristDocuments.nsf/5 47 C46C008D66BADC22570610033B032/SFILE/ SICTA.pdf (date of access: 19.09.2011).
2. Obshcherossiyskiy klassifikator vidov
ekonomicheskoy deyatel'nosti. [Electronic resource]. URL: http://okved.statkod.ru/ (date of access: 19.09.2011).
3. Obshcherossiyskiy klassifikator vidov
ekonomicheskoy deyatel'nosti, produktsii i uslug. [Electronic resource]. URL:
http://www.okpd.org/product_okdp.htm (date of access: 19.09.2011).
4. Mezhdunarodnaya standartnaya otraslevaya klassi-fikatsiya vseh vidov ekonomicheskoy deyatel'nosti (MSOK; ISIC). [Electronic resource]. URL: http://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesM/series m_4rev3_1 r.pdf (date of access: 19.09.2011).
5. Trehleb P.S. Statisticheskaya otsenka turistskoy deyatel'nosti regiona na osnove satellitnogo scheta turizma: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Sochi, 2002.