ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2017. № 1
ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
А. Ю. Александрова1,
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ СТАТИСТИКИ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена состоянию и перспективам развития статистики туризма как отраслевой статистической науки. Рассмотрены особенности статистического наблюдения в туризме. Предложена модель интегрированной системы статистики туризма. Выделены этапы ее становления и перспективные направления статистических исследований туризма в Российской Федерации.
Ключевые слова: статистика туризма, статистические наблюдения в туризме, вспомогательный (сателлитный) счет туризма, статистический показатель, собирательная группировка «Туризм», статистика размещения.
CONSTRUCTION OF INTEGRATED TOURISM STATISTICS SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article discusses current state and prospects for development of tourism statistics as a branch of statistical science. The author examines particular features of statistical survey in tourism and suggests the model of integrated tourism statistics system. Stages and prospective directions of tourism statistics research in the Russian Federation are pointed out.
Key words: tourism statistics, statistical survey in tourism, satellite tourism account, statistical indicator, a collective group «Tourism», accommodation statistics.
Введение
Статистика туризма является одним из отраслевых разделов статистической науки и областью практической деятельности. Как область науки статистика туризма разрабатывает систему приемов и методов
1 Александрова Анна Юрьевна, д.г.н., к.э.н., профессор кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета; e-mail: [email protected]
сбора, обработки и анализа числовой информации, характеризующей состояние и развитие сферы туризма. Как область практической деятельности органов государственной статистики и других организаций она нацелена на сбор и обобщение цифровых сведений о явлениях и процессах, происходящих в сфере туризма, в первую очередь оценку реального вклада туризма в экономику страны, а также оценку туристских потоков, нагрузки на туристскую инфраструктуру, удовлетворения туристского спроса и соответствия потребительских ожиданий предложениям на рынке туристских услуг.
В информационную эпоху статистика туризма является важнейшим источником аналитической информации о сфере туризма и одновременно инструментом функциональной диагностики. Это своеобразное зеркало, в котором отражается сфера туризма во всей ее многогранности и динамизме, иногда в целом, иногда по отдельным составным элементам. Особенно велика роль информации в управленческой деятельности в сфере туризма, в процессе принятия адекватных решений на всех уровнях — от отдельных предприятий до органов государственного регулирования туристской деятельности в регионах и стране в целом.
Туристским администрациям статистическая информация необходима для определения исходного состояния туристского рынка, выработки государственной политики в сфере туризма, разработки концепций, стратегий и программ развития туризма и мер по их реализации, мониторинга управленческой деятельности и оценки ее эффективности. Бизнес нуждается в емком информационном ресурсе для выбора целевых сегментов туристского рынка, формирования новых туристских продуктов, корректировки маркетинговой стратегии, принятия оперативных решений об инвестициях, расширении производства, реализации услуг и пр. Потенциальные инвесторы в сфере туризма с помощью актуальной статистической информации оценивают инвестиционную привлекательность территории и эффективность вложения средств.
Эффективность системы принятия управленческих решений в сфере туризма во многом зависит от качества предоставляемой пользователям статистической информации. К ней предъявляются все более высокие требования в отношении целостности, точности, достоверности, актуальности, доступности, интерпретируемости. Важна также сопоставимость результатов статистических наблюдений процессов и явлений, имеющих место на туристских рынках.
Статистика туризма не только формирует информационную базу для принятия управленческих решений, но и выступает методологической основой изучения социально-экономических процессов, протекающих в сфере туризма. Ее роль усиливается вместе с усложнением хозяйственных связей в экономике туризма и обострением конкурентной борьбы. В новых условиях статистика туризма призвана методологиче-
ски обеспечивать анализ влияния многочисленных факторов на результаты хозяйственной деятельности предприятий сферы туризма, прогнозирование рынка туристских услуг, корректные обобщения на микро-, мезо- и макроуровнях, предвидение последствий принимаемых управленческих решений.
При всей растущей значимости статистики туризма и прогрессе в методологии статистических наблюдений в последние годы она остается одной из наиболее проблемных областей знаний и сфер практической деятельности в туризме. Статистические данные в сфере туризма нередко оказываются несопоставимыми в силу различий в предметном содержании одноименных показателей, методики их расчета или единиц измерения. Остаются расхождения в трактовке такой основополагающей категории статистики туризма, как «посетитель», в части продолжительности пребывания путешествующего лица вне постоянного местожительства и целей поездок, что существенно затрудняет сопоставления на уровне отдельных территориальных образований внутри страны, а также межстрановые сравнения. Кроме того, показатели статистики туризма часто оказываются несопоставимыми во времени, что препятствует построению длинных динамических рядов, необходимых для выявления тенденций развития сферы туризма. Наконец, показатели статистики туризма, преимущественно натуральные, нестоимостные, характеризующие главным образом туристский спрос, а не предложение туристских продуктов, несопоставимы с показателями других видов экономической деятельности. В этой связи сохраняет актуальность задача включения статистики туризма в систему национального счетоводства посредством вспомогательного счета туризма и всесторонней оценки экономического вклада туризма.
Существует проблема с полнотой и достоверностью статистической информации о туризме. Многие страны собирают сведения о нем по весьма ограниченному перечню показателей. В статистике туристских потоков информация о краткосрочных экскурсионных и деловых поездках носит фрагментарный характер, в статистике туристских расходов также существуют серьезные пробелы. Недостаток статистических данных особенно остро ощущается во внутреннем туризме — одном из приоритетных направлений развития экономики в целом ряде стран мира.
Другая проблема состоит в отсутствии целостности современной статистики туризма. Отдельные ее разделы слабо увязаны между собой, что препятствует комплексной характеристике развития сферы туризма. Статистические исследования посетителей как потребителей ведутся автономно от изучения производителей туристских продуктов. Этот разрыв прежде всего можно объяснить глубокими различиями в сущности и формах проявления туристского спроса и туристского
предложения, но также наличием некоторых организационных предпосылок. Туризм как собирательная группировка оказался предметом изучения разных отраслей статистики и разных подразделений органов государственной статистики.
Целостность современной статистики туризма во многом зависит от степени интегрированности статистических исследований на макро-, мезо- и микроуровнях. Речь идет прежде всего о недостающем систематизированном описании сферы туризма в существующих макроэкономических границах с использованием вспомогательного счета туризма. На основе информации, содержащейся в этом счете, можно проводить анализ экономического и финансового положения сферы туризма, а также ее связей с другими секторами в экономическом процессе и в итоге определить подлинные масштабы и экономическую значимость сферы туризма в экономике стран мира. Такая информация должна собираться регулярно, формироваться на основе статистической отчетности, базироваться на единой методологии исчисления и соответствовать международным требованиям Статистической комиссии ООН.
К числу первоочередных задач, стоящих перед статистикой туризма, следует отнести обеспечение потребителей статистической информации актуальными сведениями. Другими словами, сбор, а также обобщение и анализ соответствующей информации должны осуществляться на регулярной основе. В первую очередь это касается проведения специальных наблюдений с анкетированием, получивших в последнее время широкое распространение в статистике туризма.
Проблемы статистики туризма обусловлены разными причинами. Во многом они проистекают из особенностей объектов анализа — их множественности (индивидуальные и коллективные потребители туристских продуктов, с одной стороны, и предприятия, организации и учреждения, производящие товары и услуги, связанные с туризмом, — с другой), высокой степени мобильности путешествующих лиц с туристскими целями, присущими им качественными признаками (влияние субъективного фактора на потребительский выбор туристов), которые не поддаются прямому числовому выражению.
Одна из причин кроется в сложной экономической природе сферы туризма. Она не является отраслью экономики и не может рассматриваться даже как совокупность секторов разных отраслей. Туризм представляет собой сложную собирательную группировку видов экономической деятельности, составные которой разбросаны по многим, если не по большинству отраслей экономики. Такой межотраслевой характер сферы туризма серьезно затрудняет ее статистическое наблюдение.
Наконец, дополнительные проблемы статистики туризма возникли в современный переходный период, в условиях реформирования национальных систем статистического учета в туризме и их перехода на меж-
дународные стандарты. Наряду с давно используемыми показателями в практике статистических работ появились новые, рассчитываемые на иных современных методологических принципах. Такие показатели, как, например, количество международных туристских прибытий, имеют давнюю историю и несут груз традиционного подхода к решению методологических вопросов в статистике туризма — со стороны посетителей и их спроса на туристские продукты. Другие показатели — валовая добавленная стоимость, промежуточное потребление, валовые капвложения в основные фонды в сфере туризма, занятость в индустрии туризма и пр. — начали использоваться недавно и в большей мере ориентированы на принципы построения системы национальных счетов. Таким образом, задача состоит в обеспечении согласованности и вза-имоувязанности разных показателей, что придает системный характер статистике туризма.
Вышеперечисленные проблемы статистики туризма являются общими для подавляющего числа стран мира. Каждая из них решает эти проблемы по-разному, с учетом национальных особенностей. В этой связи представляет научный и практический интерес обобщение отечественного опыта формирования современной интегрированной системы статистики туризма.
Развитие статистики туризма как отрасли
статистической науки
Становление современной статистики туризма неразрывно связано с развитием статистической науки в целом, а также с историей самого изучаемого явления — туризма. Первые статистические наблюдения в туризме относятся к концу XIX — началу ХХ в., когда в ряде стран Европы отмечался подъем туристского движения. В это же время появляются первые обстоятельные исследования на туристскую тематику с широким использованием в научном анализе статистической информации о туризме. Регулярный учет туристских потоков в странах Европы начался с конца 1920-х гг. Однако официальная статистика туризма, получив мощный толчок к «самоопределению», еще окончательно не выделилась в качестве самостоятельной отрасли статистики. Параллельно складывалась неофициальная (альтернативная) статистика туризма. Возникшие на волне туристского движения добровольные общественные организации брали на себя обязанности по сбору статистических сведений о туристах путем простой их переписи, т.е. выполняли элементарные учетную и описательную функции. Отсутствие единой стройной системы организации статистики туризма, регламентированной методологии сбора и обработки статистических сведений влекло за собой недостаточную полноту и точность собираемой информации,
ее несопоставимость по времени, единицам и объектам статистического наблюдения в туризме.
Решающее значение для развития статистики туризма имела инициированная Лигой Наций в 20-е гг. ХХ в. работа по созданию общемировых статистических стандартов в сфере туризма. Первоочередной задачей стало определение объекта статистических наблюдений в туризме. Вплоть до 1970-х гг. в центре внимания ведущих экспертов находился набор признаков туристов как единиц статистического наблюдения, позволяющий выделить их из общей совокупности путешествующих лиц.
С конца 1970-х гг. в развитии статистики туризма начался новый этап. К этому времени туризм превратился в важную сферу экономики, а в статистической науке были разработаны таблицы «затраты-выпуск», проведена стандартизация статистического учета и отчетности, составлены таблицы системы национального счетоводства. Этот этап ознаменовался появлением работ, утверждавших системный подход к объекту изучения и анализу в статистике туризма, и составлением вспомогательного счета туризма. Его разработка стала предметом исследовательских работ международных организаций — Всемирной туристской организации, Организации экономического сотрудничества и развития, Статистической службы Европейского союза (Евростата), а также отдельных стран (прежде всего Франции и Канады) и негосударственных частных структур (Всемирного совета по путешествиям и туризму). Их усилия были направлены на включение оценки туризма как экономического феномена в рамки макроэкономической статистики.
Важным рубежом в истории развития «туристского» счетоводства стала Международная конференция по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991 г.). По итогам конференции был принят свод основных понятий, классификаций и агрегированных показателей, разработанных в целях статистики и относящихся к внутреннему и международному туризму, а также временная Стандартная международная классификация видов деятельности в туризме (СИКТА) [Рекомендации..., 1994]. Последующее десятилетие прошло под знаком роста числа инициатив в области статистики туризма, которые увенчались принятием Статистической комиссией ООН документа «Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа» (Люксембург — Мадрид — Нью-Йорк — Париж, 2002).
В XXI в. работы по созданию стройной системы статистики туризма продолжились. Непосредственным толчком к ее совершенствованию в 2000-е гг. послужило обновление основных международных стандартов в области национального счетоводства. Была принята новая версия СНС-2008, вышло шестое издание «Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ-6), уви-
дели свет новые редакции МСОК и Классификатора основных продуктов (КОП), а также «Руководство по статистике международной торговли услугами».
Новые международные статистические стандарты, имеющие отношение к статистике туризма, нашли отражение во второй версии «Рекомендаций по статистике туризма» — IRTS-2008 [Международные рекомендации..., 2010]. В ней были пересмотрены определения некоторых видов туризма, уточнена концепция туристского потребления, внесены поправки в классификацию продуктов и видов деятельности в сфере туризма, дана более глубокая трактовка занятости в туристской индустрии и смежных с ней секторах экономики, расширено использование агрегированных показателей в сфере туризма. Одновременно с разработкой IRTS-2008 были внесены изменения в методологическую основу вспомогательного счета туризма, касающиеся концепций туристских расходов и туристского потребления, т.е. системы учета товаров, приобретаемых посетителями [Вспомогательный счет., 2010]. В настоящее время эти документы используются во многих странах мира.
Развитие статистики туризма шло не только на международном и национальном уровнях. В нее вносили лепту отдельные ученые и творческие коллективы. Современные статистические исследования туризма характеризуются тематическим разнообразием. Работы зарубежных ученых можно условно разделить на две основные группы. Первая, весьма многочисленная, включает исследования по широкому кругу вопросов развития туризма, основанные на анализе большого массива статистической информации и использовании современных методов статистики. В этой группе работ преобладают статьи, посвященные экономическому поведению туристов. Они характеризуются хорошо проработанным методическим аппаратом, использованием методов математической и экономической статистики, а также эконометрики. Авторы применяют методы анализа временных рядов, в частности спектральный (Фурье) анализ [Coshall, 2000], методы многомерного статистического анализа — факторный анализ, кластерный анализ [Amaroa et al., 2016], гравитационные модели, модель AIDS (Almost Ideal Demand System) [Morley et al., 2014; Wu et al., 2011] и др.
Вторая группа работ посвящена преимущественно вопросам методологии статистики туризма. Авторы подробно рассматривают отраслевую структуру статистики туризма с выделением трех главных разделов: статистика туристских прибытий, статистика туристских расходов, «поведенческая» статистика (туристское поведение населения) [Classic Reviews., 2003]. В центре внимания зарубежных ученых остается разработка вспомогательного счета туризма [Frechtling, 2010; Frechtling, Smeral, 2010; Sharma, Olsen, 2005]. Обращают внимание работы, в которых обобщена практика использования разных методов статистического
наблюдения в туризме, в частности метода выборочного опроса посетителей, методов наблюдения с привлечением операторов мобильной связи и др. [Влодарчик, Шафраньска, 2014; ЛИа8 й а1., 2008]. Встречаются статьи, посвященные современному состоянию и перспективам развития системы статистики туризма в отдельных странах [Ва1Ш§ага, Маши1а, 2012].
В отличие от Запада в Российской Федерации основной массив новейшей литературы по статистике туризма составляют учебники и учебные пособия [Соболева, 2004; Яковлев, 2004; Карманова и др., 2010; Гельман, 2010; Статистика туризма, 2014; Биржаков, Марухнова, 2014]. С включением дисциплины статистики туризма в государственные образовательные стандарты и учебные планы подготовки кадров для туристской индустрии возник запрос на специальную учебную литературу. В основном она посвящена общей теории статистики и социально-экономической статистике применительно к сфере туризма. Лишь в некоторых из книг раскрывается специфика статистических наблюдений в туризме.
Большой вклад российские ученые внесли в становление региональной статистики туризма в нашей стране. Последние 20 лет актуальным направлением исследований остается оценка вклада туризма в региональную экономику. Первые оценки валовой добавленной стоимости, созданной в сфере туризма и рекреации, были получены и построен счет производства рекреационно-туристского продукта для субрегиона (г. Сочи) на 1995 г. [Татаринов, 1998]. Примерно в то же время предпринимаются попытки создания развернутой статистики туризма в Санкт-Петербурге [Днепровой, 1998; Никифоров, Силаева, 1999]. Позднее по заказу региональных туристских администраций были разработаны и успешно апробированы методики оценки объемов туристских потоков и экономического значения туризма с учетом мультипликативного эффекта в Москве, Великом Новгороде, Томске, Республике Хакасия [Сидоренко, 2007; Кислова, Казунина, 2015 и др.]. В настоящее время стоит задача их унификации на основе принятых международных статистических стандартов в сфере туризма.
Наконец, интерес представляют работы по отдельным аспектам развития статистики туризма в России — опыту проведения специальных обследований по разным видам туризма, формированию системы показателей статистики туризма, подготовке профессиональных кадров для работы в сфере организации статистического учета в Российской Федерации и др. [Формирование., 2014; Александрова, 2013; Шпилько, Яковлев, 2016; Степанова, 2016; Папенов, Никоноров, 2012; Шере-шева, 2016, и др.]
Перед специалистами остро стоит вопрос разработки научно обоснованной системы статистического учета и отчетности в сфере туризма
с введением в нее широкого спектра качественных показателей, которая позволит проводить более полные и сопоставимые исследования экономики туризма, вести анализ туристского потребления и предложения турпродуктов, составлять обоснованные статистические прогнозы, строить вспомогательный счет туризма на всех уровнях, т.е. разработки интегрированной системы статистики туризма.
Интегрированная система статистики туризма
Интегрированная система призвана дать целостное представление о статистике туризма как неотъемлемой части национального счетоводства. В странах мира ее формирование находится на разных стадиях. В статье предложена модель интегрированной системы статистики туризма с учетом международного опыта.
В качестве структурных элементов системы целесообразно выделить следующие разделы:
— статистика размещения;
— «поведенческая» статистика;
— статистика платежного баланса по статье «Поездки»;
— вспомогательный счет туризма (рис. 1).
Накопление первичной информации о туристском спросе и предложении
Синтезирующие разделы
Рис. 1. Отраслевая структура статистики туризма
Статистика размещения является основным источником первичной информации о туризме. Данные, собираемые в отелях и иных средствах размещения, позволяют судить о величине туристских потоков, распределении туристских прибытий по территории страны, выборе туристами типа размещения, а также контролировать загрузку гостиничной базы. Основными показателями деятельности коллективных средств размещения (КСР) являются число КСР, число номеров, единовременная вместимость (количество мест), число ночевок и численность размещенных лиц, коэффициент использования гостиничного фонда (наличных мест). В ряде стран статистика размещения дополняется статистикой прибытий-отбытий, основанной на пограничной статистике и учете на государственной границе посредством миграционного контроля на въезде в страну и выезде из нее. В последнее время все больше стран отходят от практики учета на границе и развивают статистику размещения, особенно при вступлении в региональные интеграционные группировки.
«Поведенческая» статистика содержит характеристику экономического поведения туристов и экскурсантов как потребителей, их предпочтений и позволяет измерить объем и структуру туристского спроса. В этой части статистика туризма смыкается с маркетинговыми исследованиями туристского рынка. В данном случае статистику интересует как социально-демографический «портрет» путешествующих лиц, так и ключевые характеристики их поездки — цель, сроки, место назначения, вид используемого транспорта, расходы и др. В отличие от статистики размещения, в которой основной массив сведений получают посредством статистического наблюдения через отчетность, в «поведенческой» статистике широкое распространение получили специально проводимые обследования методом опроса. Например, в Великобритании на регулярной основе выборочно опрашиваются внутренние туристы — резиденты, совершающие поездки минимум с одной ночевкой по стране, внутренние экскурсанты, совершающие однодневные поездки по стране, иностранные туристы, а также владельцы и операторы средств размещения и туристских аттракций.
Статистика платежного баланса по статье «Поездки» относится к синтезирующим разделам статистики туризма. Статья «Поездки» является стандартным компонентом счета текущих операций платежного баланса. В ней отражается трансграничное движение финансовых средств в сфере международного туризма. При этом объектом экспортно-импортных операций выступают не сами поездки, а набор товаров и услуг, приобретаемых резидентами (нерезидентами) в стране посещения. По кредиту статьи отражается стоимость товаров и услуг, приобретенных в стране нерезидентами, а в дебете — стоимость товаров и услуг, приобретенных в других странах резидентами для личных
нужд или для безвозмездной передачи (дарения) другим лицам. Таким образом платежный баланс содержит статистику валютных поступлений от приема иностранных туристов и расходов туристов-резидентов за границей в полном объеме с разбивкой по странам мира. В настоящее время МВФ и Всемирная туристская организация ведут большую работу по унификации методологии составления платежного баланса и принятых международных стандартов статистики туризма.
Вспомогательный счет туризма — заключительный раздел интегрированной системы статистики туризма. Он представляет собой логически увязанный набор определений и таблиц, который позволяет оценить экономическую значимость туризма как со стороны производства, так и со стороны потребления. Формирование вспомогательного счета туризма предполагает проведение подробного анализа всех параметров спроса на товары и услуги, относящегося к туризму, отслеживание его связи с предложением этих товаров и услуг как в рамках рассматриваемой экономики, так и вне ее, а также определение того, каким образом туризм соотносится с другими видами экономической деятельности. Современная концепция вспомогательного счета туризма базируется на обновленной методологии построения СНС-2008. Благодаря этому обеспечивается методологическое единство (включая методы статистического учета материальных и финансовых потоков) статистики туризма и других отраслей экономической статистики. Открывается возможность сопоставления туризма с другими отраслями экономики.
Все четыре раздела статистики туризма — статистика размещения, «поведенческий» раздел, статистика платежного баланса по статье «Поездки» и вспомогательный счет туризма — тесно связаны между собой. Они представляют единое целое, что позволяет говорить об интегрированной системе статистики туризма (рис. 2).
Принцип интеграции в данном случае проявляется в разных формах. Все агрегированные показатели туристской деятельности должны строиться на основе строго выверенных и согласованных между собой концепций и определений, общей базы исходных данных, отрицания и недопущения повторного счета; они также должны быть нацелены на эффективность в процессе сбора первичных данных. Методы, используемые в статистике туризма, взаимодополняют друг друга. Наблюдения через отчетность (статистика размещения) должны сочетаться со специально проводимыми обследованиями (обследования внутренних и иностранных туристов, выборочные обследования домашних хозяйств). Например, данные статистики размещения используются при проведении выборочных обследований внутренних и иностранных туристов — для определения размеров и структуры выборки, взвешивания и распространения результатов обследований на всю совокупность посетителей. Статистика размещения является основным источником
Рис. 2. Интегрированная система статистики туризма Цифрами на рисунке обозначены: 1 — данные о ночевках для определения выборки респондентов, согласование содержания анкет для опросов; 2 — информация о посещениях родственников и знакомых; 3 — согласование содержания анкет для опросов;
4 — перекрестная проверка достоверности результатов статистического наблюдения;
5 — данные о средних ежедневных расходах туристов-нерезидентов в средствах размещения; 6 — данные о ночевках туристов-нерезидентов в средствах размещения с разбивкой по странам происхождения; 7 — подробная разбивка информации об экспорте туристских услуг по географическому признаку; 8 — данные о расходах резидентов в поездках на отдых и с деловыми целями; 9 — подробная разбивка информации об импорте туристских услуг по географическому признаку, проверка достоверности сведений посредством данных по кредитным карточкам; 10 — сведения о расходах резидентов на внутренний туризм, информация о выездном туризме для построения таблицы № 3 вспомогательного счета туризма; 11 — данные о количестве ночевок туристов с территориальной разбивкой и категориям отелей; 12 — информация о структуре расходов посетителей; 13 — данные для определения объемов поступлений от туризма; 14 — таблицы увязки данных для определения объемов потребительских расходов населения, величины расходов на деловые поездки как производственных затрат; 15 — информация, содержащаяся в таблицах «затраты-выпуск».
информации для заполнения кредитовой стороны, а обследования до-мохозяйств — дебетовой стороны платежного баланса по статье «Поездки». Данные обследований домохозяйств, статистики размещения и обследований внутренних и иностранных туристов сводятся в таблицах вспомогательного счета туризма. Статья «Поездки» платежного баланса, в свою очередь, содержит сведения о поступлениях от междуна-
родного туризма, необходимые для построения вспомогательного счета туризма. Кроме того, опосредованно через статью «Поездки» и вспомогательный счет туризма статистика туризма связана с платежным балансом страны и системой национального счетоводства.
Разработка интегрированной системы статистики туризма и ее применение на практике позволят существенно продвинуться в познании туризма статистическими методами. Собираемая ею информация будет отличаться актуальностью, полнотой, достоверностью, что в целом повысит доверие к статистике туризма в мире.
Развитие статистики туризма в Российской Федерации
Российская Федерация идет по пути создания национальной интегрированной системы статистики туризма. На этом пути можно выделить несколько этапов.
Современная российская статистика туризма берет начало в 1998 г. Принятый в 2000 г. «План мероприятий по организации комплексного статистического наблюдения за состоянием отрасли «Туризм» на 2000— 2005 годы» предусматривал переход отечественной статистики туризма на международные стандарты. Одним из первых шагов в этом направлении стало издание специализированных статистических справочников, сводящих разбросанные по разным отраслевым статистикам частные статистические показатели, относящиеся к сфере туризма. Начиная с 2002 г. Росстат приступил к статистическим наблюдениям за деятельностью турфирм и коллективных средств размещения.
Новый этап в развитии российской статистики туризма был связан с принятием Федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах». Перед статистикой туризма ставилась задача «построения на систематической основе са-теллитных счетов туризма, являющихся единственным инструментом определения его экономического мультипликативного эффекта» [Федеральная.]. На основе международных стандартов был создан инструментарий статистических туристских обследований и апробирован в 2008—2010 гг. в ходе серии пилотных обследований постояльцев коллективных средств размещения, посетителей туристских объектов и иностранных граждан в пунктах пограничного контроля при выезде из России. Приказом Росстата от 24 августа 2012 г. № 465 были утверждены Методологические положения о проведении статистических туристских обследований.
Следующим шагом на пути реформирования статистики туризма стало изменение методологии статистического наблюдения международных туристских потоков в Российской Федерации. Прежняя методика учитывала лишь прибытия по туристским визам, что шло
вразрез с общемировой практикой и приводило к недоучету объемов въездного туризма в стране. Так, поездки с деловыми и профессиональными целями, посещение родственников и знакомых, которые по международным стандартам относятся к туристским, не получали отражение в отечественной статистике туризма. Приказом Росстата от 12 августа 2014 г. № 510 была изменена официальная статистическая методология оценки числа въездных и выездных туристских поездок [Об утверждении..., 2014]. Новый алгоритм оценки сводится к исключению из общего числа въездных поездок за отчетный период поездок, совершенных не с туристскими целями, — смена постоянного местожительства, трудоустройство, долгосрочное обучение, передислокация военнослужащих, обслуживание общественных видов транспорта. Аналогичный алгоритм используется для оценки числа выездных туристских поездок. Пересчет числа въездных и выездных туристских поездок за 2012 и 2013 гг. по новой методологии показал многократное занижение объемов международных туристских потоков в стране. Количество выездных туристских поездок увеличилось в три раза, а въездных — почти в 10 раз (рис. 3). В 2015 г. число въездных туристских поездок достигло 26,9 млн, а выездных — 34,4 млн. По этим показателям Российская Федерация входит в первую десятку стран мира.
60
54
50
£ 40
I 30
§ 20 о
10
О
■ прежняя методология □ новая методология
Рис. 3. Различия в оценке числа въездных и выездных туристских поездок по старой и новой методологии Источник: составлено по данным Росстата, 2014.
Что касается статистического наблюдения туристской индустрии, то, по мнению специалистов, оно описывается рядом разрозненных показателей, преимущественно нестоимостных, которые разбросаны
по разным отраслевым статистикам (табл. 1, 2) [Энциклопедия., 2013]. Все это с новой силой ставит вопрос о создании единой методологической и организационной основы отечественной статистики туризма, обеспечивающей ее гармонизацию с международными стандартами.
Таблица 1
Российская статистика туризма
Официальная статистическая информация Федеральный орган исполнительной власти,ответственный за выполнение Периодичность Уровень агрегирования данных
Сведения о деятельности гостиниц и других коллективных средств размещения туристов Росстат квартальная, годовая РФ, субъекты РФ
Сведения о деятельности туристских фирм Росстат годовая РФ, субъекты РФ
Сведения об объеме туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения и сана-торно-оздоровительных услуг Росстат месячная, годовая РФ, субъекты РФ
Данные о числе въездных и выездных туристских поездок Росстат на основе данных Пограничной службы ФСБ России и ФМС России квартальная РФ
Данные выборочного наблюдения за потребительскими ценами в сфере туризма Росстат месячная РФ, субъекты РФ
Данные обследования деловой активности в сфере туризма Росстат квартальная РФ, субъекты РФ
Данные обследования бюджетов домашних хозяйств Росстат квартальная РФ, субъекты РФ
Отдельные показатели отраслевых статистик: — число музеев, киноустановок, театров, цирков, зоопарков; — число посещений музеев, киносеансов, зоопарков; — численность зрителей театров, цирков; — число недвижимых памятников истории и культуры; — число национальных парков; — наличие пассажирского подвижного состава (сухопутный, водный, воздушный); — численность пассажиров Минкультуры, Федеральные агентства и службы, Минтранс, Росстат годовая РФ, субъекты РФ
Данные об экспорте и импорте туристических услуг Платежного баланса Банк России квартальная РФ
Таблица 2
Показатели статистики туризма в Российской Федерации
№ Наименование статистического показателя
1 Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения1^ тыс. чел.
2 Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения1), тыс. чел.
3 Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения2^ тыс. чел.
4 Площадь номерного фонда коллективных средств размещения1^ тыс. кв. м
5 Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания)3), млн руб.
6 Количество койко-мест в коллективных средствах размещения1^ тыс. ед.
7 Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения1^ тыс. чел.
8 Количество лиц, работающих в туристических фирмах, чел.
9 Объем платных туристских услуг, оказанных населению, млрд руб.
10 Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млрд руб.
11 Количество иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, млн чел. (всего)
12 Количество иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, млн чел. (с целью «туризм»)
13 Количество въездных поездок (по методике Росстата в соответствии с Приказом Росстата от 12 августа 2014 г. № 510)
14 Количество выездных поездок (по методике Росстата в соответствии с Приказом Росстата от 12 августа 2014 г. № 510)
15 Количество туроператоров
16 Количество гостиниц и аналогичных средств размещения
!) Без учета микропредприятий
2) С учетом микропредприятий
3) Без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами
Для получения сводной статистической информации о деятельности туристской индустрии с точки зрения туристского предложения формируется собирательная группировка «Туризм». В России она разрабатывается на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и согласуется с международными статистическими классификациями. Новая версия собирательной группировки утверждена в 2015 г. Ее цель состоит в определении перечня характерных для туризма видов экономической деятельности для формирования сводных экономических показателей деятельности туристской индустрии (занятость, финансы, инвестиции и т.д.). Оценка сводных экономических показателей деятельности туристской индустрии Рос-
сийской Федерации, полученная на основе собирательной группировки «Туризм», представлена в табл. 3.
Таблица 3
Основные показатели деятельности организаций (по собирательной группировке «Туризм»)
Российская Федерация
Наименование статистических показателей Единица измерения 2014 г. (оценка) 2015 г. (оценка)
по видам экономической деятельности, входящим в собирательную группировку «Туризм» в % ко всей экономике по видам экономической деятельности, входящим в собирательную группировку «Туризм» в % ко всей экономике
Число организаций ед. 83 878 3,8 91 929 3,8
Средняя численность работников организаций чел. 1 641 958 3,5 1 964 337 4,3
Выручка (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) млрд руб. 2 531,9 1,4 2 491,9 1,5
Источник: Сабельникова, 2016.
Определение состава собирательной группировки является важным этапом разработки методологии оценки роли туризма в макроэкономических показателях страны с учетом мультипликативного эффекта. Эти исследования были направлены на достижение конечной цели — создание методической и информационной базы вспомогательного счета туризма в Российской Федерации как важнейшего синтетического раздела и вершины всей интегрированной системы статистики туризма.
Для дальнейшего формирования интегрированной системы статистики туризма в России приоритетными направлениями исследований являются следующие:
1) на основе разработанной собирательной группировки «Туризм» формирование основных экономических показателей, характеризующих деятельность организаций туристской индустрии (о занятости, финансовых результатах, инвестициях);
2) разработка методологии и расчет добавленной стоимости туристской индустрии на основе данных базовых таблиц «затра-ты-выпуск» и ее доли в валовом внутреннем продукте страны;
3) формирование официальной статистической информации о коллективных средствах размещения (гостиницы, мотели, пансионаты, санатории, дома отдыха, базы отдыха и др.) по полному
кругу хозяйствующих субъектов с квартальной периодичностью
по субъектам Российской Федерации:
• число коллективных средств размещения;
• число мест в них;
• численность размещенных лиц, всего, в том числе граждан:
— России
- других стран;
• число ночевок.
Список литературы
1. Александрова А. Ю. Статистика международного туризма: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Инициативы XXI века. — 2013. — № 2. — С. 26-30.
2. Биржаков М. Б., Марухнова П. И. Статистика туризма: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. II. — СПб.: СПбГЭУ, 2014. — 130 с.
3. Влодарчик Б., Шафраньска Е. Региональные исследования туристских потоков — пример Лодзинского воеводства в Польше // Инициативы XXI века. — 2014. — № 2. — С. 64-72.
4. Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 год. Методологические исследования. Серия F № 80 / Rev. 1 / Департамент по экономическим и социальным вопросам. Статистический отдел ООН, ВТО, Еростат, ОЭСР. — Люксембург — Мадрид — Нью-Йорк — Париж, 2010. — 132 с. URL: http://unstats.un.org/unsd/publication/ Seriesf/SeriesF_80rev1r.pdf
5. Гельман В. Я. Статистика туризма: Учебник. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 336 с.
6. Днепровой А. В Петербурге пытаются наладить статистику по всем видам туризма // Туринфо. — 1998. — № 12. — С. 10-11.
7. Карманова Т. Е., Каурова О. В., Малолетко А. Н. Статистика туризма: Учебник. — М.: Кнорус, 2010. — 240 с.
8. Кислова Ю, Казунина А. Анализ объемов и структуры туристских потоков на территорию региона (на примере города Москвы): методология и проблемы оценки // Логистика. — 2015. — № 7. — С. 12-23.
9. Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год. Методологические исследования. Серия M № 83 / Rev. 1 / Департамент по экономическим и социальным вопросам. Статистический отдел ООН, ВТО. — Мадрид — Нью-Йорк, 2010. — 167 с. URL: http://unstats.un.org/ unsd/publication/SeriesM/Seriesm_83rev1r.pdf
10. Никифоров О., Силаева С. Туризм: проблемы статистического изучения // Вопросы статистики. — 1999. — № 1. — С. 32-42.
11. Об утверждении Официальной статистической методологии оценки числа въездных и выездных туристских поездок: Приказ Росстата от 12 августа 2014 г. № 510. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_167298/
12. Папенов К. В., Никоноров С. М. Теоретические подходы к анализу развития рекреационных зон в регионе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. — 2012. — № 3. — С. 21-39.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25
26
27
28
29
Рекомендации по статистике туризма. Статистические документы / ООН, ВТО. Пер. с англ. — Нью-Йорк, 1994.
Сабельникова М. А. О совершенствовании федерального статистического наблюдения в сфере туризма: Презентация доклада на Всероссийской конференции по созданию новой системы статистического наблюдения во внутреннем туризме. 18—20 апреля 2016 г., Калуга. Сидоренко С. В. Разработка методики оценки влияния туризма на развитие экономики Новгородской области. Презентация. — Великий Новгород,
2007. URL: http://www.myshared.ru/slide/689598/
Соболева Е. А. Статистика туризма: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 160 с.
Статистика туризма: Учебник / Под ред. А. Ю. Александровой. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 464 с.
Степанова С. В. Общие тенденции и особенности развития инфраструктуры туризма российских регионов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. — 2016. — № 3. — С. 68-84.
Татаринов А. А. Методология оценки и анализа экономики рекреацион-но-туристского региона. — Сочи: РИО СГУТиКД, 1998. — 92 с. Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах». URL: http://www.gks.ru/metod/fcp/fcp.html Формирование научно обоснованной системы статистического учета и отчетности в сфере туризма Российской Федерации с введением в нее широкого спектра качественных показателей туристских потоков/ Отв. ред. С. Ю. Житинев, науч. ред. Ю. В. Забаев. — М.: Индрик, 2014. — 304 с. Шерешева М. Ю. Социально-экономические тенденции развития санаторно-курортной сети // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 6. — С. 1140-1145.
Шпилько С., Яковлев А. Сравнительный анализ показателей функционирования коллективных средств размещения отдельных российских регионов // Логистика. — 2016. — № 6. — С. 24-29.
Энциклопедия статистических терминов. Т.4. Экономическая статистика. — М.: Росстат, 2013. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/ stbook11/book.html
Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособие. 4-е изд. — М.: Издательство РДЛ, 2007. — 480 с.
AhasR., AasaA., RooseA., Mark U., Silm S. Evaluating passive mobile positioning data for tourism surveys: An Estonian case study // Tourism Management. —
2008. — Vol. 29. — P. 469-486.
Amaroa S., Duarteb P., Henriquesa C. Travelers' use of social media: A clustering approach // Annals of Tourism Research. — 2016. — Vol. 59, July. — P. 1-15. Baldigara T., Mamula M. Tourism statistics in Croatia: Present status and future challenges// Procedía — Social and Behavioral Sciences. XI International Conference «Service Sector in Terms of Changing Environment», 27-29 October 2011, Ohrid / Ed. S. Korunovski, J. Strezovska, C. Andreeski. — 2012. — Vol. 44. — P. 53-61.
Classic Reviews in Tourism/ Ed. Ch. Cooper. — Clevedon-Buffalo-Toronto-Sydney: Channel New Publications, 2003. — 264 p.
30. Coshall J. Spectral analysis of unternational tourism flows // Annals of Tourism Research. — 2000. — Vol. 27. — Iss. 3, July. — P. 577-589.
31. Frechtling D. C. The Tourism Satellite Account: A Primer // Annals of Tourism Research. — 2010. — Vol. 37. — № 1. — P. 136-153.
32. Frechtling D. C., Smeral E. Measuring and interpreting the economic impact of tourism: 20-20 hindsight and foresight // Tourism Research: A 20-20 Vision / Ed. D. G. Pearce, R. W. Butler. — Oxford: Goodfellow Publishing, 2010. — P. 67-79.
33. Morley C., Rossello J, Santana-Gallego M. Gravity models for tourism demand: theory and use // Annals of Tourism Research. — 2014. — Vol. 48. — P. 1-10.
34. Sharma A., Olsen M. D. Tourism Satellite Accounts. Implementation in Tanzania // Annals of Tourism Research. — 2005. — Vol. 32. — No. 2. — P. 367-385.
35. Wu D.Ch., Li G., Song H. Economic Analysis of Tourism Consumption Dynamics: A Time-varying Parameter Demand System Approach // Annals of Tourism Research. — 2012. — Vol. 39. — Iss. 2. — P. 667-685.
The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet
1. Aleksandrova A.Ju. Statistika mezhdunarodnogo turizma: sovremennoe sostojanie, problemy i perspektivy razvitija // Iniciativy XXI veka. — 2013. — № 2. — S. 26-30.
2. Birzhakov M. B., Maruhnova P. I. Statistika turizma: Ucheb. posobie: V 2 ch. Chast' II. — SPb.: SPbGJeU, 2014. — 130 s.
3. Vlodarchik B., Shafran'ska E. Regional'nye issledovanija turistskih potokov — primer Lodzinskogo voevodstva v Pol'she // Iniciativy XXI veka. — 2014. — № 2. — S. 64-72.
4. Vspomogatel'nyj schet turizma: rekomenduemaja metodologicheskaja osnova, 2008 god. Metodologicheskie issledovanija. Serija F № 80 / Rev. 1 / Departament po jekonomicheskim i social'nym voprosam. Statisticheskij otdel OON, VTO, Erostat, OJeSR. — Ljuksemburg — Madrid — N'ju-Jork — Parizh, 2010. — 132 s. URL: http://unstats.un.org/unsd/publication/Seriesf/SeriesF_80rev1r. pdf
5. Gel'man V.Ja. Statistika turizma: Uchebnik. — M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2010. — 336 s.
6. DneprovojA. VPeterburge pytajutsja naladit' statistiku po vsem vidam turizma // Turinfo. — 1998. — № 12. — S. 10-11.
7. Karmanova T. E, Kaurova O. V., Maloletko A. N. Statistika turizma: Uchebnik. — M.: Knorus, 2010. — 240 s.
8. Kislova Ju., Kazunina A. Analiz ob#emov i struktury turistskih potokov na territoriju regiona (na primere goroda Moskvy): metodologija i problemy ocenki // Logistika. — 2015. — № 7. — S. 12-23.
9. Mezhdunarodnye rekomendacii po statistike turizma, 2008 god. Metodologicheskie issledovanija. Serija M № 83 / Rev. 1 / Departament po jekonomicheskim i social'nym voprosam. Statisticheskij otdel OON, VTO. — Madrid — N'ju-Jork, 2010. — 167 s. URL: http://unstats.un.org/unsd/ publication/SeriesM/Seriesm_83rev1r.pdf
10. Nikiforov O., Silaeva S. Turizm: problemy statisticheskogo izuchenija // Voprosy statistiki. — 1999. — № 1. — S. 32-42.
11. Ob utverzhdenii Oficial'noj statisticheskoj metodologii ocenki chisla v#ezdnyh i vyezdnyh turistskih poezdok: Prikaz Rosstata ot 12.08.2014 № 510. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167298/
12. Papenov K. V., Nikonorov S. M. Teoreticheskie podhody k analizu razvitija rekreacionnyh zon v regione// Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 6. Jekonomika. — 2012. — № 3. — S. 21-39.
13. Rekomendacii po statistike turizma. Statisticheskie dokumenty / OON, VTO. Per. s angl. — N'ju-Jork, 1994.
14. Sabel'nikova M. A. O sovershenstvovanii federal'nogo statisticheskogo nabljudenija v sfere turizma: Prezentacija doklada na Vserossijskoj konferencii po sozdaniju novoj sistemy statisticheskogo nabljudenija vo vnutrennem turizme. 18-20 aprelja 2016 g., Kaluga.
15. Sidorenko S. V. Razrabotka metodiki ocenki vlijanija turizma na razvitie jekonomiki Novgorodskoj oblasti. Prezentacija. — Velikij Novgorod, 2007. URL: http://www.myshared.ru/slide/689598/
16. Soboleva E. A. Statistika turizma: Ucheb. posobie. — M.: Finansy i statistika, 2004. — 160 s.
17. Statistika turizma: Uchebnik / Pod red. A.Ju. Aleksandrovoj. — M.: Federal'noe agentstvo po turizmu, 2014. — 464 s.
18. Stepanova S. V. Obshhie tendencii i osobennosti razvitija infrastruktury turizma rossijskih regionov // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 6. Jekonomika. — 2016. — № 3. — S. 68-84.
19. Tatarinov A.A. Metodologija ocenki i analiza jekonomiki rekreacionno-turistskogo regiona. — Sochi: RIO SGUTiKD, 1998. — 92 s.
20. Federal'naja celevaja programma «Razvitie gosudarstvennoj statistiki Rossii v 2007-2011 godah». URL: http://www.gks.ru/metod/fcp/fcp.html
21. Formirovanie nauchno obosnovannoj sistemy statisticheskogo ucheta i otchetnosti v sfere turizma Rossijskoj Federacii s vvedeniem v nee shirokogo spektra kachestvennyh pokazatelej turistskih potokov / Otv. red. S.Ju. Zhitinev, nauch. red. Ju. V. Zabaev. — M.: Indrik, 2014. — 304 s.
22. Sheresheva M. Ju. Social'no-jekonomicheskie tendencii razvitija sanatorno-kurortnoj seti // Jekonomika i predprinimatel'stvo. — 2016. — № 6. — S. 11401145.
23. Shpil'ko S., Jakovlev A. Sravnitel'nyj analiz pokazatelej funkcionirovanija kollektivnyh sredstv razmeshhenija otdel'nyh rossijskih regionov // Logistika. — 2016. — № 6. — S. 24-29.
24. Jenciklopedija statisticheskih terminov. T.4. Jekonomicheskaja statistika. — M.: Rosstat, 2013. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/stbook11/ book.html
25. Jakovlev G. A. Jekonomika i statistika turizma: Ucheb. posobie. 4-e izd. — M.: Izdatel'stvo RDL, 2007. — 480 s.