Научная статья на тему 'Организация статистического наблюдения в туризме в современных условиях'

Организация статистического наблюдения в туризме в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1788
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ТУРИЗМА / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИ СТИКИ ТУРИЗМА / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ СЧЕТ ТУРИЗМА / TOURISM STATISTICS / STATISTICAL INFORMATION / INDICATORS OF TOURISM STATISTICS / TOURISM IN DUSTRY AND HOSPITALITY / TOURISM SATELLITE ACCOUNT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шариков В. И.

Представлены подходы к совершенствованию статистики туризма, анализируют ся мероприятия по организации статистического наблюдения в туризме на период до 2020 г., выявлены показатели статистики туризма коллективных средств размеще ния и туристских фирм с 2005 по 2014 г., рассмотрена структура статистической от четности коллективных средств размещения и туристских фирм России, представле на статистическая информация по отдельным показателям деятельности организа ций туриндустрии за 2014 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of statistical observation in tourism in modern conditions

Presents approaches to the improvement of tourism statistics, analyzes activities of the organiza tion of statistical observation in tourism for the period up to 2020, identified indicators of tour ism statistics collective accommodation facilities and tourism enterprises from 2005 to 2014, the structure of the statistical reporting of collective accommodation facilities and tourism enter prises of Russia, presented statistical information on indicators of activity of the organizations of the tourism industry for 2014

Текст научной работы на тему «Организация статистического наблюдения в туризме в современных условиях»

УДК 338.482:311

В.И. ШАРИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ТУРИЗМЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Представлены подходы к совершенствованию статистики туризма, анализируются мероприятия по организации статистического наблюдения в туризме на период до 2020 г., выявлены показатели статистики туризма коллективных средств размещения и туристских фирм с 2005 по 2014 г., рассмотрена структура статистической отчетности коллективных средств размещения и туристских фирм России, представлена статистическая информация по отдельным показателям деятельности организаций туриндустрии за 2014 г.

Ключевые слова: статистика туризма, статистическая информация, показатели статистики туризма, индустрия туризма и гостеприимства, вспомогательный счет туризма.

Presents approaches to the improvement of tourism statistics, analyzes activities of the organization of statistical observation in tourism for the period up to 2020, identified indicators of tourism statistics collective accommodation facilities and tourism enterprises from 2005 to 2014, the structure of the statistical reporting of collective accommodation facilities and tourism enterprises of Russia, presented statistical information on indicators of activity of the organizations of the tourism industry for 2014.

Keywords: tourism statistics, statistical information, indicators of tourism statistics, tourism industry and hospitality, tourism satellite account.

Эффективное развитие индустрии туризма и гостеприимства Российской Федерации зависит от различных факторов, среди которых совершенствование статистики туризма позволяет получить объективную и достоверную информацию о состоянии и развитии туристского комплекса страны.

Формирование российской статистики туризма началось в 1998 г. В течение 2001-2002 гг. был изучен опыт Греции по организации статистического наблюдения в области туризма. Начиная с 2002 г. организовано статистическое наблюдение за деятельностью туристских фирм и коллективных средств размещения.

С этой целью используется система показателей статистики туризма, среди

© Шариков В.И., 2015

которых наиболее простыми по содержанию являются следующие показатели: объем туристских потоков; продолжительность поездки туристов; объем туристских расходов; деятельность предприятий туризма и гостеприимства (например, число туристских и гостиничных предприятий, номерной фонд гостиниц и их загрузка, коэффициент использования гостиничного фонда) и др.

Следует отметить, что в целом по указанным выше показателям в нашей стране нет проблем с информацией. Однако затруднения возникают при оценке доли туризма в экономике. В мировой практике (Канада, Франция, Чехия и др.) используется вспомогательный счет туризма (ВСТ), который позволяет оценить с высокой степенью достоверности потребитель-

ский спрос в туризме, отследить его связь с предложением товаров и услуг, относящихся к туризму, а также соотносить деятельность в сфере туризма с другими видами экономической деятельности [1, с. 12].

В этих условиях, на взгляд автора, совершенствование статистического наблюдения в туризме должно способствовать построению ВСТ. При этом необходимо решить ряд вопросов организационного и правового характера. Например, в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) долгое время не было группировки «Туризм», из-за чего не было возможности получать обобщенную статистику туризма, так как информация «распылялась» по смежным отраслям и разделам (транспорт, деятельность гостиниц и ресторанов и т.д.).

На современном этапе Федеральная служба государственной статистики (Росстат) проводит достаточно серьезную работу по модернизации статистического учета в туризме. В 2014 г. подсчеты туристских потоков впервые проводились в соответствии с мировой практикой статистики туризма. Поставлена задача - оценить вклад туризма в экономику страны с точки зрения подсчета доли доходов. Это достаточно сложная задача, так как часто доходы от туризма проходят по нетуристским видам деятельности. Во многих странах туризм является бюджетообразующей отраслью народного хозяйства. В некоторых странах до 10% доходов составляют доходы от туристской деятельности, а в России эта цифра достигает не более 1,5% [2].

В то же время перед российским туризмом в условиях кризиса по-

прежнему стоят серьезные задачи. В частности, целью Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах [4].

Достижение цели ФЦП обеспечивается решением трех основных задач:

• задача 1. «Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации»;

• задача 2. «Повышение качества туристских услуг»;

• задача 3. «Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках».

Очевидно, что решить данные задачи можно на основе современной статистической методологии с использованием мирового опыта в организации сбора и анализа статистической информации в туризме.

В настоящее время ФЦП реализуется в 25 регионах страны. Программа реализуется на принципах государственно-частного партнерства, когда на один рубль бюджетных средств привлекаются три рубля частных инвесторов. Однако в условиях экономического кризиса на период с 2015 по 2018 г. объем финансирования этой программы был сокращен в пять раз и составил 19% от первоначального уровня. Изначально на реализацию ФЦП планировалось выделить 84 млрд руб., сегодня эта сумма сократилась до 16,1 млрд руб.

Значимость задач, стоящих перед отечественной статистикой туризма, так-

же подтверждается тем, что в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. определены следующие мероприятия по организации статистического наблюдения:

• совершенствование системы статистического наблюдения в сфере туризма с учетом международных рекомендаций по статистике туризма;

• разработка и утверждение официальной статистической методологии оценки количества въездных и выездных туристских поездок в соответствии с международными рекомендациями по статистике туризма;

• разработка и утверждение на основе ОКВЭД собирательной группировки «Туризм» [5].

В рамках совершенствования статистического учета в сфере туризма на период до 2020 г. реализуются следующие мероприятия.

1. Формы федерального статистического наблюдения в сфере туризма актуализированы приказом Росстата от 2 июля 2015 г. № 295 [7].

2. Приказом Росстата от 12 августа 2014 г. № 510 утверждена Официальная статистическая методология оценки числа въездных и выездных туристских поездок [6].

3. Министерством культуры Российской Федерации 27 мая 2015 г. утверждена собирательная группировка «Туризм» на основе ОКВЭД 2.

4. Росстатом определен перечень статистических показателей, данные по которым будут разрабатываться в разрезе собирательной группировки «Туризм».

При этом определены обследуемые виды экономической деятельности по туризму:

• деятельность гостиниц и прочих мест проживания;

• туристская деятельность;

• экскурсионная деятельность;

• деятельность санаторно-курортных учреждений;

• деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.

Собирательная группировка «Туризм» на основе ОКВЭД 2 предполагает построение группировок по 12-ти видам деятельности:

• размещение посетителей;

• деятельность по предоставлению услуг общественного питания;

• железнодорожные пассажирские перевозки;

• автомобильные пассажирские перевозки;

• водные пассажирские перевозки;

• воздушные пассажирские перевозки;

• аренда автотранспорта;

• деятельность туристских агентств и туроператоров, а также деятельность в сфере предоставления услуг по бронированию;

• деятельность в сфере культуры;

• спортивно-развлекательная деятельность;

• розничная торговля туристскими товарами;

• характерные виды туристской деятельности с учетом специфики России.

Остановимся подробно на показателях статистики туризма коллективных средств размещения и туристских фирм Российской Федерации с 2005 по 2014 г.

За этот период показатели, характеризующие деятельность коллективных средств размещения, увеличились в разной степени (табл. 1).

Показатели, характеризующие деятельность туристских фирм с 2005 по 2014 г., представлены в табл. 2.

Таблица 1

Коллективные средства размещения Российской Федерации [3]

Годы 2005 2010 2012 2013 2014

Число коллективных средств размещения 9269 12 585 14 019 14 583 15 590

Номерной фонд, тыс. номеров 487 556 586 600 671

Число мест, тыс. 1166 1263 1345 1387 1573

Численность размещенных лиц, млн человек 28 35 41 43 44

Таблица 2

Туристские фирмы Российской Федерации [3]

Годы 2005 2010 2012 2013 2014

Число туристских фирм 5079 9133 10 773 11 324 11614

Число реализованных населению тур-пакетов, тыс. 4326 4358 4763 5384 4384

Стоимость реализованных населению турпакетов, млн руб. 76 301 167 933 208118 249 898 243 453

Численность туристов, обслуженных туристскими фирмами, тыс. чел. 5075 8430 9179 10 232 8779

Индекс физического объема платных ма и гостеприимства за 2005-2014 гг. услуг населению в индустрии туриз- представлен в табл. 3.

Таблица 3

Индекс физического объема платных услуг населению (в процентах к предыдущему году) Российской Федерации [3]

Годы 2005 2010 2012 2013 2014

Туристские услуги 121,6 120,8 100,8 101,0 94,6

Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 96,1 99,1 103,7 103,1 103,5

Санаторно-оздоровительные услуги 105,6 94,3 103,5 99,8 104,2

Анализ данных табл. 3 показывает, что в 2014 г. произошло снижение объема туристских услуг, оказанных населению, на 5,4% по сравнению с 2013 г.

Информационная база российской статистики туризма формируется по данным следующих видов статистической отчетности в туризме:

• № 1-КСР «Сведения о деятельно-

сти коллективного средства размещения» (годовая);

• № 1-КСР (краткая) «Сведения о деятельности коллективного средства размещения» (квартальная);

• № 1-турфирма «Сведения о деятельности туристской фирмы» (годовая);

• № 1-турфирма «Сведения о деятельности туристской фирмы» (годовая);

• № 1-турфирма «Сведения о деятельности туристской фирмы» (годовая). В табл. 4. представлены основные

В целом статистика туризма формируется по данным статистической отчетности, представленной в табл. 4, а также по следующим трем показателям:

1) данные о числе въездных и выездных туристских поездок;

2) отдельные показатели отраслевых статистик (транспорта, культуры и т.д.):

• число музеев, киноустановок, театров, цирков, зоопарков;

• число посещений музеев, киносеансов, зоопарков;

показатели статистической отчетности коллективных средств размещения и туристских фирм.

• численность зрителей театров, цирков;

• число недвижимых памятников истории и культуры;

• число национальных парков;

• наличие пассажирского подвижного состава (автобусы, морские пассажирские суда, пассажирские суда внутреннего водного транспорта, воздушные суда);

• численность пассажиров, перевезенных транспортом общего пользования;

Таблица 4

Основные показатели статистической отчетности коллективных средств размещения и туристских фирм Российской Федерации

Название формы, периодичность и срок формирования официальной статистической информации Основные показатели

Форма № 1-КСР «Сведения о деятельности коллективного средства размещения» Годовая Срок формирования - 7 июля Число коллективных средств размещения Число номеров Число мест Число ночевок Численность размещенных лиц Доходы от предоставляемых услуг

Форма № 1-КСР (краткая) «Сведения о деятельности коллективного средства размещения» Квартальная Срок формирования - на 35-й рабочий день после отчетного периода Число коллективных средств размещения Число мест Число ночевок Численность размещенных лиц Доходы от предоставляемых услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма № 1-турфирма «Сведения о деятельности туристской фирмы» Годовая Срок формирования - 18 июля Число турфирм Число турпакетов, реализованных населению Стоимость турпакетов, реализованных населению Число обслуженных туристов

Форма № 1-услуги «Сведения об объеме платных услуг населению» Годовая Срок формирования - 20 июня Объем платных услуг населению, из них: • объем туристских услуг • объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения • объем санаторно-оздоровительных услуг

3) данные выборочного наблюдения за потребительскими ценами в сфере туризма.

Росстат определил перечень статистических показателей для формирования официальной статистической информации на основе собирательной

группировки «Туризм».

В табл. 5 представлена статистическая информация по отдельным показателям деятельности организаций туриндустрии (по сумме кодов 0КВЭД-2007, входящих в собирательную группировку «Туризм») за 2014 г.

Таблица 5

Статистическая информация по отдельным показателям деятельности организаций туриндустрии за 2014 г. [3]

Наименование статистических показателей Единица измерения Данные за 2014 г.

Число организаций1 единица 7302

Средняя численность работников1 чел. 1 043 285

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников, выполнявших работы по до- чел. 957 730

говорам гражданско-правового характера)1

Среднемесячная начисленная заработная плата работников1 руб. 37 713

Оборот1 млрд руб. 1401,5

Инвестиции в основной капитал1 млрд руб. 231,3

Выручка (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)2 млрд руб. 2531,9

Прибыль2 млрд руб. 224,7

Убыток2 млрд руб. 211,7

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)2 млрд руб. 13,0

Число прибыльных организаций2 единица 53 390

Число убыточных организаций2 единица 19 354

Наличие основных фондов по полной учетной стоимости на конец года3 млрд руб. 349,7

Наличие основных фондов на конец года по остаточной балансовой стоимости3 млрд руб. 255,8

Ввод новых основных фондов (значение показателя за год)3 млрд руб. 97,2

Степень износа основных фондов на конец года3 процент 26,9

Ввод в действие объектов туризма:1

гостиницы мест 10 328

санатории коек 1378

дома отдыха туристские базы мест мест 1482 1522

мотели мест 516

кемпинги мест 86

1 Без учета субъектов малого предпринимательства. 2 По полному кругу организаций (без учета индивидуальных предпринимателей). 3 Без учета субъектов малого предпринимательства (по кодам ОКВЭД: 55.10, 55.30, 55.40, 60.21.3, 60.22, 60.23, 61.10.1, 61.20.1, 63.3, 71.10, 92.13, 92.71, 92.72).

Таким образом, организация статистического наблюдения в туризме должна носить системный характер, что позволит получать информацию по основным видам деятельности в индустрии туризма и гостеприимства.

Перспективы развития российской

статистики туризма связаны с реализацией Плана мероприятий по совершенствованию статистического учета в сфере туризма на период до 2020 г. и с организацией проведения выборочных статистических туристских обследований (при наличии финансирования).

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Статистика туризма: учебник // коллектив авторов под ред. А.Ю. Александровой. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.464 с.

2. РИА НОВОСТИ/ Олег Сафонов: Госсовет показал значимость туризма в экономике РФ. URL: http:// www.ria.ru/interview/ (дата обращения: 13.12.2015).

3. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) / Центральная база статистических данных / Основные показатели деятельности отдельных отраслей экономики / Туризм. URL: http://www.gks.ru/ dbscripts/Cbsd (дата обращения: 13.12.2015).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 «О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.02.2014 г. № 121).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» (в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.11.2014 г. № 2246р).

6. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 12 августа 2014 г. № 510 «Об утверждении Официальной статистической методологии оценки числа въездных и выездных туристских поездок».

7. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 2 июля 2015 г. № 295 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, туризмом и административными правонарушениями в сфере экономики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.