Научная статья на тему 'Статистический учет в туризме'

Статистический учет в туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1455
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / САТЕЛЛИТНЫЙ СЧЕТ ТУРИЗМА / СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабиров И. С.

В статье предпринята попытка рассмотрения теоретических аспектов применения сателлитных счетов в системе статистического учета туристской деятельности Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статистический учет в туризме»

УДК 379.85:311

И.С. КАБИРОВ,

старший преподаватель

Чистопольский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)

E-mail: 55505_05@mail. ru

СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ В ТУРИЗМЕ

В статье предпринята попытка рассмотрения теоретических аспектов применения сателлитных счетов в системе статистического учета туристской деятельности Республики Татарстан.

В XXI в. туризм превратился в одно из самых заметных явлений в социально-экономической жизни общества. Во многих странах туризм играет важную роль в формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения, социального благосостояния и качества жизни людей, пополнении бюджета разных уровней, способствует притоку иностранной валюты, содействует развитию смежных отраслей. Кроме этого, туризм является немаловажным фактором реализации внешней политики многих стран. Отсутствие на сегодняшний день достоверной информации о роли туризма в экономике стран и регионов обусловливает необходимость надежных статистических данных.

Еще недавно индустрии туризма в России не уделялось должного внимания, что, безусловно, сдерживало ее развитие. Поток иностранных туристов был намного меньше, чем сейчас. Туризм внутри страны развивался невысокими темпами ввиду несовершенной инфраструктуры и отсутствие поддержки со стороны государства. На сегодняшний день рынок туристской индустрии стабилизируется. В 2008 г. въезд иностранных граждан с целью туризма в Россию составил 2,3 млн человек, что на 4% больше, чем в 2007 г. Всего в 2008 г. нашу страну посетило 23,7 млн иностранцев с различными целями, что на 3% больше предыдущего года. Количество иностранных граждан, прибывших в Республику Татарстан в 2008 г., составило 141,3 тыс. человек, данный показатель увели-

чился на 36% по сравнению с предыдущим периодом. Отметим, что 71% из числа прибывших являются гражданами стран СНГ и 29% -стран дальнего зарубежья.

Данные статистики предоставляются Федеральной службой государственной статистики, а также Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, например, по Республике Татарстан. Наличие достоверной и полноценной статистической информации выявляет возможность проведения научно обоснованного анализа динамики развития туризма во времени, разработки федеральных, республиканских целевых программ государственной поддержки, подготовки компетентных кадров, создает условия инвестиционной привлекательности регионов. Ряд авторов отмечает негативные моменты существующей статистической информации в области туризма.

По мнению В.Г. Гуляева, "к настоящему времени практически не создана стройная и оперативная система туристской статистики, как самостоятельного раздела национальной статистики. Используемые для этой цели данные пограничной службы, Министерства иностранных дел, Федеральной миграционной службы, Федерального агентства по туризму и других ведомств не корреспондируются между собой и в ряде случаев отличаются в разы [1, с. 85].

Д. Даниленко указывает на то, что "официальная статистика скудна и местами сомнительна, авторы обращаются к экспертным оценкам и часто путаются в данных разного порядка" [2].

Вышеназванный автор провел исследование статистики по туризму и выделил официальные источники: Госкомстат, туристические офисы зарубежных стран, туристические администрации регионов и городов России; неофициальные источники: эксперты туристических фирм и общественные фирмы. Вследствие этого, Д. Даниленко выявил положительные и отрицательные аспекты получения статистических данных в зависимости от вида источника и оценки достоверности результатов.

В. Мутко отмечает, что "в условиях возрастающей роли туризма в экономике мы должны четко понимать, какой вклад вносит туротрасль в ВВП всей страны и отдельного региона. Для этого необходимо срочно усовершенствовать систему сбора статистических данных именно по туризму" [3, с. 7].

Вместе с тем в настоящее время ведется только ежеквартальный статистический учет въездных и выездных туристских потоков, в то время как подавляющее большинство стран в соответствии с требованиями ЮНВТО1 ведет учет туристских потоков в помесячном режиме. Таким образом, в настоящее время статистика туризма нуждается в постоянном внимании и существенном совершенствовании с целью гармонизации с рекомендациями Статкомиссии ООН, а также обширной зарубежной практикой [4, с. 13].

Отметим еще один немаловажный аспект. В статистических ежегодниках представлена лишь информация по показателям въездного и выездного туристских потоков, а также данные об объеме платных услуг, оказываемых туристскими предприятиями и средствами размещения. Однако внутренний туристский поток, данные по туристским расходам, показатели оценки экономической роли туризма не учитываются официальной статистикой.

В.Г. Гуляев отмечает, что "не являются предметом официальной статистики все виды самодеятельного, походного, спортивного и социального туризма, а также въездного, выездного и внутреннего туризма, реализуемых без посред-

1 Всемирная туристическая организация.

ников, то есть без участия туристских организаций" [1, с. 86].

Система статистики туризма базируется на двух основных видах показателей - мониторинге туристского рынка и оценке экономической роли туризма. К показателям мониторинга туристского рынка относятся объем въездного, выездного и внутреннего туристского потока, туристские расходы, объем платных услуг, а также ряд иных показателей, таких как занятость, заработная плата в различных секторах турин-дустрии, объем инвестиций в сферу туризма. Оценка экономической роли туризма состоит в определении его мультипликативного эффекта через долю в ВВП, занятости, инвестициях, доходах бюджета и прочее. Оценка роли туризма в экономике России, ее регионов является одной из основных проблем на сегодняшний день. Международный опыт оценки экономической роли туризма закреплен в рекомендациях Статистической комиссии ООН и связан с внедрением в национальные системы статистического учета специального инструмента - сателлитных (вспомогательных) счетов [4, с. 12].

В сателлитных счетах туризма рассчитываются количественные показатели воздействия туризма на экономику страны (региона). Вышеназванные счета предполагают углубленное изучение туризма как экономического феномена, рассматривая его, прежде всего, как источник дополнительного спроса на товары и услуги со стороны посетителей. Этот спрос порождает дополнительное предложение, то есть стимулирует экономический рост определенных отраслей (видов деятельности), характерных для туризма. Кроме того, в показателях сателлитных счетов туризма рассматриваются такие его аспекты, как стимулирование дополнительных доходов государства, создание дополнительных рабочих мест.

Необходимость перехода на новый учет статистики связана, с нашей точки зрения, с тем, что полученные сведения позволят инвесторам (государству, предпринимателям) оценить в полной мере привлекательность региона. Подобная практика учета данных широко используется во

многих европейских странах. С 2000 г. сател-литные счета туризма внедрены во Франции, Испании, Австрии, США и других странах. В 90-х гг. Канада одной из первых внедрила методологию сателлитного счета туризма (далее - ССТ) для оценки экономической роли туризма.

П.С. Трехлеб в своей работе "Статистическая оценка туристской деятельности региона на основе сателлитного счета туризма" показал структуру ССТ Канады, которая состояла из нескольких информационных слоев (табл. 1). Первый слой, включавший Основной счет, содержит ключевые стоимостные показатели, позволяющие связать ССТ с системой национальных счетов (далее - СНС). Он дает представление о туристской деятельности в сопоставимых стоимостных показателях, а также характеризует от-

носительную важность элементов туризма в совокупном объеме туристской деятельности и в экономике в целом. Путем сравнения данных этого слоя с данными СНС, а также балансировки спроса и предложения можно контролировать точность полученной информации и, таким образом, обеспечивать стабильность всей системы счетов.

Второй слой включает Описательный модуль, объединяющий данные, которые характеризуют (описывают) специфические туристские виды деятельности с помощью как стоимостных, так и натуральных показателей. Для разработки этого слоя используются стоимостные данные из слоя 1, которые связываются с соответствующими количественными показателями. В свою очередь, эти данные подразделяются в соответствии с различными социальными, де-

Таблица 1

Концептуальная модель сателлитного счета туризма Канады*

Слой

1. Основной счет Предложение Спрос

- выпуск; - объем и структура потребления;

- структура затрат; - расходы программ государственной поддержки

- государственные

программы поддержки

2. Описательный Труд Товары и услуги Потребление

модуль (потоки) - затраты на оплату труда; - стоимость, физический объем; - расходы; - физический объем;

- демографическая, - потребитель- - количество потребителей по сферам:

социальная, квалификационная структура занятых; - структура вакансий ские сегменты Предпринимательство - вид деятельности; - территориальная структура Правительство - уровень подчинения; - территориальная структура Домашние хозяйства - социально-демографическая структура

3. Капитальный Основной капитал Источники и использование фондов бизнесом, государством

модуль - физический объем и домашними хозяйствами

и стоимость;

- другие

характеристики

4. Аналитический - производитель- Товары и услуги Потребление

модуль ность труда; - степень исполь- - потенциальное потребление (например,

- производственная и зования (напри- склонность к поездкам);

коммерческая эффек- мер, загрузка - фактическое потребление (например, часто-

тивность гостиниц) та поездок);

- экономическое и экологическое воздейст-

вия потребления туруслуг

* Источник: [5, с. 49].

мографическими, экономическими и другими факторами.

Третий слой - Капитальный модуль - содержит подробную информацию о видах деятельности, связанных с инвестициями в материальные активы в туризме. Эти данные включают материальные запасы, инвестиции, а также источники образования и направления использования средств.

Последний четвертый слой - это Аналитический модуль. Он содержит коэффициенты, характеризующие степень распространения (использования) туристских видов деятельности с целью оценки их масштабов. Данный модуль создает основу для понимания социальных и экономических взаимосвязей туризма, таких как экономическое воздействие туризма [5, с. 48].

Разработка ССТ в Канаде позволила сделать оценку вклада туризма в доходы государства. Было, в частности, определено, что вклад туризма в налоги на продукты составил 3,7 млрд долл. Было также наглядно продемонстрировано значение туризма как экспортной отрасли. Туристские продукты составили 4% в общей величине канадского экспорта и 37% в экспорте услуг. Разработанный ССТ подтвердил общепринятую точку зрения, что туризм является трудоинтенсивным видом деятельности. Туристские фирмы создали 5% (467 тыс. рабочих мест) от общей занятости в предпринимательском секторе. Другой показатель, характеризующий трудоинтенсивность туризма, это доля оплаты труда в валовой добавленной стоимости, которая в туризме составила 66%, в то время как в нетуристских отраслях всего 34%. Из всех видов туристической деятельности наибольшее число рабочих мест, непосредственно относящихся к туризму, было создано в сфере размещения (28% всех занятых в туризме) [5, с. 52].

Еще одним "открытием" ССТ было то, что впервые удалось получить реальную оценку внутренней структуры туристской "отрасли", представляющей из себя совокупность традиционные отраслей, и значение каждой из них в общем объеме туристских доходов. Например, 40% всех туристских доходов приходится на

транспорт, 19% поступает от общественного питания, 13% - от услуг размещения и 8% дают рекреация и развлечения, турагентские услуги и другие. Нетуристские продукты, такие как продукты питания, одежда, сувениры, книги, дорожные принадлежности и другие, дали еще 16% [5, с. 53].

Одним из неожиданных открытий ССТ была его оценка величины вклада нетуристских отраслей в величину валовой добавленной стоимости, созданной туризмом. Примерно 25% туристской добавленной стоимости созданы в результате потребления посетителями нетуристских товаров и услуг, таких как продукты питания, книги, изделия ремесел, страхование, обслуживание кредитных карт и одежда. Это послужило основанием для признания потенциала будущего развития партнерских отношений между туризмом и видами деятельности, которые не связаны с туризмом в общепринятом смысле, но производят товары и услуги, играющие важную роль для посетителей.

Что касается туристских видов деятельности, то ССТ позволило получить очень точные оценки роли туризма для каждой из них. В са-теллитном счете был введен показатель "туристской доли" - отношение спроса, вызванного непосредственно туристской деятельностью, к общему спросу на продукцию данной отрасли. Этот показатель является важным для методологии ССТ, поскольку позволяет оценивать спрос и занятость, непосредственно обусловленные туризмом, вместо того, чтобы целиком учитывать спрос и занятость так называемых "туристских отраслей", даже в том случае, если не весь этот спрос и занятость генерируются туристской деятельностью. Другими словами, показатель туристской доли позволяет избежать преувеличения масштабов туризма [5, с. 54].

Россия также планирует ввести такие счета: по самым оптимистичным прогнозам к 20122013 гг., а по пессимистичным - к 2014 г. В настоящее время способы включения сателлитных счетов туризма в систему отечественного статистического учета определены лишь теоретически. Практическая реализация этой задачи наталкивается на следующие препятствия:

- отсутствие в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК-ВЭД группировок видов деятельности собирательной отрасли "туризм";

- отсутствие расчетов таблиц "затраты - выпуск" по полному кругу отраслей вследствие прекращения бюджетного финансирования данной работы (последний раз таблицы по полному кругу отраслей формировались Росстатом по итогам 1995 г.). С тех пор они рассчитываются по ограниченному кругу отраслей и не могут служить основой построения сателлитных счетов.

Вместе с тем отдельные регионы начинают самостоятельно оценивать роль туризма с учетом сопутствующих отраслей в макроэкономических показателях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Так, успешная практика в этом направлении в Краснодарском крае позволяет после соответствующей доработки придать таким расчетам статус официальных [4, с. 12].

При изучении опыта зарубежных стран мы пришли к выводу, что необходимо применять сателлитные счета в системе статистического

учета Республики Татарстан. Решение вышеназванной задачи позволит получить достоверные данные о совокупном вкладе туризма в экономику республики. Кроме того, в 2013 г. в Казани пройдет XXVII всемирная летняя Универсиада, которая послужит убедительным аргументом для привлечения в эту сферу не только государственных, но и частных инвестиций.

Список литературы

1. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник / Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2008. - 280 с.

2. Даниленко Д. Статистика туризма. - URL: http:// www.danilenko.info

3. Мутко В. О статистике // Туризм: практика, проблемы и перспективы. - 2009. - № 2. - С. 6-7.

4. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации (по материалам Федерального агентства по туризму Российской Федерации) // Туризм: право и экономика. - 2008. - № 2(25). - С. 6-15.

5. Трехлеб П.С. Статистическая оценка туристской деятельности региона на основе сателлитного счета туризма: дис____канд. экон. наук. - Сочи, 2002. - 182 с.

В редакцию материал поступил 18.08.09.

Ключевые слова: туризм, статистический учет, туристский рынок, сателлитный счет туризма, система национальных счетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.