Научная статья на тему 'Статистические основы мониторинга туризма'

Статистические основы мониторинга туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1201
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / САТЕЛЛИТНЫЕ СЧЕТА / ВСЕМИРНАЯ ТУРИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверева Анна Александровна

В статье описаны статистические основы мониторинга туризма, приведены основные термины, используемые при учете статистических показателей развития туризма в России и в мире, а также предложено определение туристской деятельности. Автором рассмотрены принципы сбора и анализа статистических данных сферы туризма в соответствии с международными рекомендациями Всемирной туристской организации (ЮНВТО) по составлению сателлитных счетов туризма и предложены меры по совершенствованию системы статистического учета туризма в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes statistical basis of tourism monitoring, gives the major terms used in statistical account of tourism indicators in Russia and in the world, as well as definition of tourism activity is proposed. The author reviews the principles of tourism data collection and statistical analysis in accordance with the World Tourism Organization (UNWTO) international recommendations for the Tourism Satellite Accounts (TSA) and proposes measures to improve the system of tourism statistical accounting in Russia

Текст научной работы на тему «Статистические основы мониторинга туризма»

8. Why Did Electricity Prices Fall in England and Wales?: Market Mechanism or Market Structure? John Bower, Oxford Institute for Energy Studies EL 02, 2002, p. 58.

9. Дерегулирование российского оптового рынка электроэнергии может иметь как позитивные, так и

негативные последствия, Standard and Poor 's, 2007 [электронный ресурс

10. http://www.standardandpoors.ru/article.php?pubi d=3433&sec=pr&PHPSESSID=d6401a9ced1610ee3d2e 4bc34ece24a3].

УДК 311:642.5

Зверева А.А.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ТУРИЗМА

Согласно "Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года" основными приоритетами социально-экономической политики страны в ближайшие годы будут увеличение Внутреннего Валового Продукта (ВВП), уменьшение бедности и рост благосостояния населения. По словам Президента России, основные усилия должны быть направлены на сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан [4].

Туризм является одной из важнейших сфер деятельности современной экономики, основная цель которой - удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (^ТТС), в 2008 году вклад туризма в мировой ВВП составил 9,9%, а к 2018 году прогнозируется рост до 10,5% [3].

Основные положения развития туристской индустрии в нашей стране определяются "Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года". Под Стратегией развития туризма понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в стране [5].

Для того чтобы туристский комплекс РФ был конкурентоспособным и высокоэффективным, необходимо усовершенствовать систему статистических показателей туризма, привести ее в соответствие с международными требованиями в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.

Статистика туризма является одним из приоритетных направлений развития статистики в РФ и включена в Федеральную целевую программу "Развитие государственной статистики России в 2007-2011". В программе обозначены два основных направления деятельности: определение методологических подходов к организации проведения статистического наблюдения в области туризма; разработка системы статистических показателей, обеспечивающих комплексную характеристику развития туризма, и рекомендаций по их внедрению в статистическую практику [7].

Понятийный аппарат сферы туризма: особенности российской и международной терминологии

Первоочередной задачей мирового сообщества является выработка единой системы терминов и определений в сфере туризма. Для этого разработаны "Рекомендуемые методологические основы по составлению сателлитных счетов туризма (ССТ)", в которых сформулированы основные понятия, используемы в туризме.

В России термины и понятия туристской отрасли определены Федеральным законом "Об основах туристской деятельности" № 132-Ф3. Однако международная терминология, используемая при составлении ССТ, гораздо шире российской. В таблице приведены сопоставления международных и российских понятий.

Понятийный аппарат сферы туризма РФ не охватывает многие термины, такие как туристское потребление, туристские расходы, туристские доходы и др., либо содержит неточности в их формулировках. Необходимо пересмотреть и дополнить часть определений с учетом международных рекомендаций.

Автором предлагается дополнить определение туристской деятельности. Туристскую деятельность будем понимать как туроператорскую,

Таблица 1

Основные понятия сферы туризма в РФ и в международной практике (по данным [1, 8])

ФЗ "Об основах туристской деятельности" №132-Ф3 "Рекомендуемые методологические основы по составлению ССТ"

Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания Туризм - деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями, не связанными с занятием деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.

Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания Посетитель (визитер) - лицо, которое путешествует за пределы своей обычной среды на срок не более одного года. Посетители делятся на две группы: ночующие посетители, - которые проводят сутки и более в посещаемом месте; однодневные посетители, - которые проводят менее суток в посещаемом месте

Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий Туристская деятельность - деятельность по производству характерных для туризма товаров и услуг

Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультур-но-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и тура-гентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников Туристская индустрия - совокупность отраслей, занимающихся производством типичных туристских продуктов (т.е. продуктов, которые в большинстве стран в отсутствие посетителей могут прекратить свое существование в значимых объемах или уровень потребления которых будет значительно ниже)

Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта Туристский продукт - совокупность туристских услуг, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в ходе путешествия и подготовки к нему

турагентскую деятельность и иную деятельность по удовлетворению потребностей туристов в туристских товарах и услугах до путешествия, в ходе путешествия и после него. Сформулированное в законе "Об основах туристской деятельности" определение туристской деятельности включает в себя лишь турагентскую, туроператорскую и иную деятельность по организации путешествий. Таким образом, предложенное автором определение

уточняет и расширяет понятие иной деятельности по организации путешествий.

Сателлитные счета туризма как основа статистического учета туризма на международном уровне

Международная интеграция является основополагающим фактором при определении вклада туризма в экономику и сопоставлении статистических показателей развития туризма в различных странах.

В настоящее время наиболее значимыми организациями в сфере туризма являются - Всемирная туристская организация (ЮНВТО), Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), Статистический отдел Организации Объединенных Наций (ООН), Статистическое бюро Европейских сообществ (Евростат). Они осуществляют сбор, обработку и анализ данных о состоянии туристской отрасли.

Для оценки вклада туризма в мировой ВВП и возможности сопоставления данных по странам, в общемировой практике используется система сателлитных счетов туризма (ССТ).

Сателлитные счета туризма позволяют проанализировать все аспекты спроса на туристские товары и услуги, связанные с экономической активностью посетителей; определить и описать взаимодействие туризма с другими видами экономической деятельности; способствуют оперативному взаимодействию субъектов туристской деятельности.

В связи с тем, что туризм включает в себя продукцию и услуги различных отраслей народного хозяйства, он должен рассматриваться как межотраслевой комплекс. При составлении сателлитных счетов туризма сюда относят:

- деятельность коллективных и индивидуальных средств размещения;

- деятельность организаций общественного питания;

- железнодорожные пассажирские перевозки;

- автомобильные пассажирские перевозки;

- водные пассажирские перевозки;

- воздушные пассажирские перевозки;

- деятельность по аренде транспортного оборудования;

- деятельность туристских агентств и прочих туристских организаций;

- деятельность по организации культурных мероприятий;

- деятельность по организации спортивных и развлекательных мероприятий;

- розничная торговля специфичными для страны туристскими товарами;

- прочая туристская деятельность, специфичная для страны.

Сателлитные счета туризма, являясь унифицированным международным инструментом статистического учета в туризме, носят рекомендательный характер.

Варианты статистического учета туризма в зарубежных странах

Сбор и обработка данных для статистики туризма имеют специфические особенности в зарубежных странах.

В Египте, где вклад туризма в ВВП по оценкам Всемирной туристской организации составляет 11,3 %, с 2004 года начался переход на систему учета с помощью ССТ. Статистический учет осуществляется следующим образом.

Данные о доходах и расходах домохозяйств собираются один раз в пять лет. Обследование проводится с использованием специальных вопросов, касающихся внутреннего и выездного туризма. Сбор данных по внутренним туристским расходам осуществляется каждые два года.

Экономическая перепись предприятий осуществляется один раз в пять лет. Она содержит информацию о суммарных доходах, численности рабочих, расходах всех учреждений. Для предприятий с численностью рабочих более десяти человек обследование проводится ежегодно. Полученные данные являются базовыми при подсчете вклада туризма, в том числе в секторах, которые лишь частично задействованы в сфере туризма.

Сведения о гостиницах, включающие данные о доходах, занятости, мощностях и пр., ежегодно предоставляются в Центральное агентство общественной мобилизации и статистики Египта.

Посетители, прибывшие в страну и отправляющиеся из нее, заполняют регистрационные карты прибытий и отбытий, которые используются для классификации прибытий по национальности посетителя и количеству ночевок. Также для определения экономических показателей используются данные Центрального банка Египта об обмене иностранной валюты.

Во Франции в 2002 году произошел переход на новую систему учета статистических данных туризма и формирования показателей по методике ССТ. Данные о туристских потоках получают из выборочных обследований домохозяйств, информации, собранной на границе страны, а также предоставленной профессионалами туристской индустрии.

Во Франции используют два основных вида обследований - SDT - участвуют 20000 домохозяйств, на основе полученных данных формируется информация о расходах по статье "Туризм и путешествия", и ЕАБ - интервьюирование 130000 тысяч посетителей на границе при выезде с территории страны с целью получения дополнительной информации о расходах на туристские товары и услуги.

Для оценки финансовых показателей учитывают данные о банковских операциях - транзакции по кредитным картам, которые широко используются во Франции.

Широкое применение во Франции, особенно при учете статистических данных в рамках стран Шенгенского договора, получил метод "Зеркального учета потоков" - использование информации других стран.

В Австралии также используется система сателлитных счетов туризма. Сбор данных производится по двум направлениям - на границе и с помощью обследований.

Статистика прибытий и отбытий определяется на основе миграционных карт и визовой информации Департаментом Иммиграции. Данные о постоянных перемещениях и перемещениях продолжительностью более одного года заносятся в полном объеме, при продолжительности поездки менее года данные фиксируются выборочно-определенный процент данных по каждой категории.

Выборочный метод обследования в Австралии заключается в том, что Австралийское бюро статистики собирает данные примерно о 3,5% кратковременных перемещений, выбранных в качестве объектов наблюдения.

Для всех стран, использующих ССТ, международное сообщество выделяет следующие агрегатные показатели развития туристской индустрии:

- внутренне туристское потребление (ВТП) -потребление туристских услуг и товаров посетителями-резидентами и посетителями-нерезидентами в пределах экономической территории страны пребывания;

- валовая добавленная стоимость туристских отраслей (ВДСТО) - сумма добавленной стоимости, создаваемой всеми типичными производителями туризма, независимо от того, предназначена ли для туристов вся производимая ими продукция;

- валовая прямая добавленная стоимость туризма (ВПДСТ) - сумма добавленных стоимостей, созданных в отраслях туризма и других отраслях экономики для удовлетворения туристского потребления внутри страны.

- валовый внутренний туристский про -дукт (ВВПТ) - сумма добавленной стоимости, созданной в результате туристского потребления внутри страны, и налогов на продукты и импорт.

Статистический учет туризма в Российской Федерации

В РФ статистический учет в сфере туризма носит фрагментарный характер. В общероссийском классификаторе видов экономической деятель-

ности нет единого раздела по статье "Туризм", а услуги туристских агентств относятся к разделу "Транспорт и связь".

Показатели развития сферы туризма, учитываемые в РФ на современном этапе, можно условно разделить на две группы: показатели туристских потоков и экономические показатели.

Туристский поток является одним из важнейших показателей объема туристских миграций и характеризуется количеством прибытий и отбытий посетителей.

Учет выезжающих за рубеж россиян и въезжающих в РФ иностранных граждан осуществляется органами пограничной службы Федеральной службы безопасности, далее информация обрабатывается и передается в Федеральную службу государственной статистики (Росстат).

Статистика въезда в Россию иностранцев включает в себя также трудовую миграцию, поэтому при формировании статистики въезда используются данные консульств России за рубежом, Федеральной пограничной службы, Федеральной миграционной службы. Кроме того, данные дополняются информацией, получаемой на основании федерального статистического наблюдения по форме №1-турфирма - "Сведения о деятельности туристской фирмы" о численности иностранных граждан, обслуженных российскими туристскими фирмами, о количестве и стоимости приобретенных ими в России турпутевок, и форме №1-КСР - "Сведения о деятельности коллективного средства размещения" о численности иностранных граждан, размещенных в российских гостиницах, домах отдыха, санаториях и т.п., распределении по целям поездки и продолжительности пребывания.

До недавнего времени внутренний туристский поток не учитывался, но с 2007 года предпринимаются попытки по учету перемещений внутри страны.

Определение объемов внутреннего туристского потока в РФ основывается на данных регулярных статистических наблюдений и специальных обследований. Расчеты осуществляются органами исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации с квартальной и годовой периодичностью. Учитываются такие показатели как количество коллективных средств размещения, средний коэффициент загрузки, число размещенных туристов.

Вклад туризма в экономику определяется с помощью показателей: оборота сферы туризма, налоговых поступлений в бюджет субъекта РФ

от сферы туризма, количества занятых в сфере туризма.

Методика учета внутреннего туристского потока и вклада туризма в экономику субъекта носит схематичный характер и не обеспечена в достаточной степени официальными данными для проведения расчетов. Лишь некоторые субъекты РФ оценивают внутренний туристский потов, в остальных же данные разрознены. В результате, определение доли туризма в отраслевой структуре региона становится затруднительным.

Экономические показатели туризма выражаются в стоимостном выражении и могут быть получены из соответствующих форм отчетности предприятий индустрии туризма и банковской отчетности. К экономическим показателям относят туристские расходы и доходы от международной деятельности, которые находят свое отражение в платежном балансе РФ. Доходы (Актив платежного баланса) включают: поступления от продажи туристских товаров и услуг; поступления от экспорта товаров туристского спроса и оборудования для туристских предприятий; поступления от продажи прочих услуг; транспортные расходы иностранных посетителей; инвестиции иностранного капитала в туристскую индустрию; проценты от кредитов, предоставляемых другим странам. Расходы (Пассив платежного баланса) включают: расходы на приобретение туристских товаров и услуг; расходы на импорт товаров, необходимых для международного туристского потребления; расходы на приобретение прочих услуг; транспортные расходы на перевозки не местного характера; инвестиции в зарубежную индустрию туризма; расходы по долгосрочным иностранным кредитам.

Таким образом, учету подлежат расходы и доходы от международной деятельности. Для определения внутренних туристских доходов и расходов пока не существует единой четкой методики.

Россия входит в число стран, которая до настоящего времени не применяет национальную систему статистического учета при помощи са-теллитных счетов.

В официальном статистическом сборнике "Туризм и туристские ресурсы в России", выходящем один раз в четыре года, определены следующие индикаторы туризма: численность иностранных граждан, прибывших в РФ; численность российских граждан, выехавших за границу; экспорт и импорт по статье "туристские услуги"; число гостиниц и аналогичных средств размещения; среднесписочная численность работников организаций сферы туризма; объем платных услуг в сфере туризма; индексы потребительских цен в сфере туризма; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников туризма; основные туристские ресурсы [6].

Указанные показатели не позволяют в полном объеме оценить влияние туризма на экономику РФ и сопоставить данные о развитии туризма с другими странами.

В заключение отметим, что для учета показателей туризма в соответствии с международными требованиями в России необходимо актуализировать работу по следующим направлениям.

Перейти на общепринятую туристскую терминологию.

Определить отрасли, которые будут отнесены к сфере туризма, т.е. отрасли, потребление продукции которых имеет значительный удельный вес в туризме. Внести изменения в общероссийский классификатор видов деятельности (ОКВЭД), выделив туризм в отдельный раздел.

Определить объекты статистического наблюдения для каждой отрасли, входящей в раздел.

Органам исполнительной власти в сфере туризма и статистики четко определить источники статистических данных туризма, требования, предъявляемые к статистическим данным, методы сбора данных, периодичность, виды отчетности, а также ответственные органы за сбор и обработку данных в субъектах РФ.

Производить учет в соответствии с международными требованиями. Разработать систему статистических показателей для оценки вклада туризма в экономику страны на основе имеющихся рекомендаций и опыта внедрения ССТ другими странами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Tourism Satellite Account: Recommended Methodological Framework 2008: Statistical Commission background document. World Tourism Organization, 2008// Официальный сайт Всемирной туристской организации - http://www.unwto.org.

2. TSA data around the world. Worldwide summary.

Preliminary version. UNWTO Department of Statistics and Tourism Satellite Account (TSA): Madrid, March, 2009.

3. World Travel and Tourism Council summary report, 2008// http://www.wttc.org/bin/pdf/original_pdf_file/exec_ summary final. pdf.

4. Концепция долгосрочного социально-экономи-

ческого развития России на период до 2020 года № 1662-р от 17 ноября 2008 г //Официальный сайт Президента России.- http://www.kremlin.ru.

5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Москва, 2008 //Официальный сайт Федерального Агентства по туризму Российской Федерации. http://www.russiatourism.ru.

6. Туризм и туристские ресурсы в России. 2007: Стат.сб. / Росстат. М., 2007.

7. Федеральная целевая программа "Развитие государственной статистики России в 2007-2011" // Официальный портал Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru.

8. Федеральный закон от 24 ноября 1996г №°132-Ф3 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ) // Российская газета, 9 февраля 2007 г.

УДК 332.4:658

Арутюнян С.А. , Соловьева Н.В., Щербакова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Механизм функционирования рынка туристских услуг

Рынок - это сфера обмена. Предметом обмена на туристском рынке являются туристские услуги, которые представляют собой деятельность различных предприятий туристкой индустрии по удовлетворению путешественников в различных услугах.

В настоящее время сфера туризма играет важную роль в мировой экономике. Под ее влиянием произошло интегрирование ряда отраслей в единый экономический комплекс по оказанию туристских услуг. Туристский рынок в свое время претерпел развитие от рынка продавца до рынка покупателя и актуальным является изучение элементов туристского рынка.

В специальной литературе по туризму, туристский рынок определяется как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи специфических туристских товаров и услуг в данное время и в данном месте. [1].

Туристский рынок - это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) туристских услуг, в отличие от обычных товарных рынков туристский рынок не предполагает движение товаров от продавцов к покупателям. Напротив, сами покупатели перемещаются к месту назначения, чтобы получить зарезервированные услуги.

Туристский рынок характеризуется многоступенчатостью отношений, когда между конечным потребителем и исполнителем туристских услуг есть посредники, такие, как туристские агентства, туроператоры-генераторы, туроператоры-реципиенты, поставщики и исполнители услуг размещения, перевозки, питания.

Механизм функционирования туристского рынка - это система действий экономических действий для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен "деньги - туристский продукт", на денежные потоки и потоки туристского продукта.

Рынок туристических услуг, как и любой другой рынок, регулируется спросом и предложением. Источники спроса и предложения являются следующими:

Предложение туристических услуг исходит от людей, имеющих возможность оказать данную услугу.

Спрос на туристические услуги создается населением, которому необходима туристическая услуга.

Кривая предложения туристических услуг является возрастающей и свидетельствует о положительной зависимости между ценой и количеством оказанных туристических услуг.

Кривая спроса на услуги имеет отрицательный наклон и является вниз сходящей. Это объясняется законом спроса, идея которого в том, что при прочих равных условиях рост цены товара означает уменьшение предъявляемого спроса [3]. Кривая предельного дохода имеет наклон в два раза круче, чем кривая спроса и так же является вниз направленной. Кривая предельных издержек является горизонтальной, так как предельные издержки в данном случае не зависят от количества оказанных услуг и являются одинаковыми как для первой услуги, так и для всех последующих.

По определению В.А. Квартальнова туристский рынок - это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.