УДК 338.48:332
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ САТЕЛЛИТНЫХ СЧЕТОВ ТУРИЗМА В РОССИИ
© 2014 г. А.А. Кошутина
Кошутина Александра Александровна -аспирант,
Кубанский государственный университет, ул. Ставропольская, 149, Краснодар, 350040. E-mail: [email protected].
Koshutina Aleksandra Aleksandrovna -
Post-Graduate,
Kuban State University,
Stavropolskaya St., 149, Krasnodar, 350040.
E-mail: [email protected].
Поднимаются проблемы статистического учета туристского рынка. Определена роль сател-литных счетов туризма (ССТ), а также перспективы их внедрения в региональной экономике. Дается описание ключевых таблиц, составляющих суть ССТ. Рассматриваются проблемы мирового внедрения и первый опыт их опробования на территории Краснодарского края (г. Сочи). Выводы: саттелитные счета позволяют не только детально описать особенности функционирования туристской сферы, но и играют важную роль в формировании национальной экономической и социальной политики, следовательно, должны стать приоритетными в развитии системы национальных счетов.
Ключевые слова: туристский рынок, статистический учет, инновации, сателлитный счет туризма.
In the article the problem of the tourist market statistical account is raised. The role of tourism satellite accounts (FTA) and the problems and prospects of their application in the regional economy are defined. The description of the key tables that make the essence of the FTA is given. The problems of the world introduction and their first testing experience in Krasnodar region (Sochi) are considered. There are results of the research: the satellite accounts allow not only detail describing the functioning peculiarities in tourism sector, but also play an important role in shaping the national economic and social policy and should become the prioritized in the national accounts systems development.
Keywords: tourist market, statistical records, innovation, tourism satellite accounts.
Вопросам социальной статистики отводится большое место в деятельности международных статистических и социологических организаций. Так, Статистической Комиссией ООН был утвержден минимальный набор национальных данных социальной статистики, рекомендованный Рабочей группой по международным статистическим программам по координации Экономического и Социального
Совета ООН [1]. В состав этого набора входят следующие основные показатели:
- численность населения с разбивкой по полу, возрасту и, где это необходимо и целесообразно, этническим группам;
- валовой внутренний продукт на душу населения;
- среднедушевой доход домашнего хозяйства (уровень и состав);
— стоимость минимальной продовольственной корзины, необходимой для удовлетворения потребностей в пище;
— соотношение занятых к общей численности населения, с разбивкой по полу, формальному и неформальному секторам экономики, в случае необходимости, и др.
Показатели из вышеприведенного перечня в отдельности и в различных сочетаниях широко используются в мировой статистической и социологической практике для оценки качества жизни населения. Помимо стандартного макроэкономического набора был разработан расширенный набор таблиц для отдельных видов деятельности, что повышает возможности проведения экономического и статистического анализа. Такие функционально ориентированные показатели конкретных видов деятельности получили название сателлитных счетов. Они представляют собой своеобразные детализированные отраслевые дополнения к существующим данным, в которых используются, в числе прочих, и натуральные показатели. Они позволяют не только более подробно описать особенности функционирования определенной сферы национальной экономики, но и играют весьма важную роль в формировании национальной экономической и социальной политики.
В то же время применение сателлитных счетов не только в России, но и в мире еще весьма ограничено в силу ряда причин, выявление которых и является целью данной работы.
В Европейской системе счетов (ESA-95) определены случаи применения сателлитных счетов при анализе:
— роли туризма в национальной экономике;
— затрат и финансирования в здравоохранении;
— важности научных исследований и «человеческого капитала»;
— взаимодействия между окружающей средой и экономикой;
— изменения уровня благосостояния;
— а также при оценке налоговых поступлений и т.д. [2].
Таким образом, сателлитный счет туризма (ССТ) относится к числу приоритетных направлений в развитии системы национальных счетов (СНС), что обусловлено высокой растущей значимостью туризма в мировой экономике. Кроме того, туризм представляет со-
бой типичный пример «межотраслевого» вида деятельности, продукция которого создается в процессе потребления достаточно широкого набора услуг и продуктов. Сателлитные счета - это дополнительные национальные счета, содержащие естественнонаучную информацию (в физических величинах).
Особенностью сателлитных счетов является то, что при их разработке и использовании сохраняются все основополагающие концепции и правила, используемые в СНС, которые играют роль «стандартной оболочки», позволяющей интегрировать нехарактерные для нее методы и источники анализа.
В рамках ССТ разрабатываются ключевые таблицы: производства, предложения и потребления туристского продукта, туристской добавленной стоимости, занятости, расходов и основного капитала [3].
Центральным звеном является таблица счета производства характерных туристских видов деятельности, она представляет собой модифицированную версию стандартной таблицы ресурсов МОБ СНС. Данный счет показывает стоимость оказанных туристских услуг в разрезе основных видов деятельности и ресурсов, затраченных на производство и оказание услуг, величину добавленной стоимости сформированной туристскими и прочими видами деятельности, т.е. дает развернутую характеристику туристской деятельности, включая валовой выпуск, промежуточное потребление и валовую добавленную стоимость по видам деятельности.
Кроме указанных таблиц в системе ССТ рекомендуется разработка таблиц в натуральных показателях, чтобы исключить влияние инфляционных процессов [4].
В настоящее время уже более 60 стран в той или иной степени участвуют в работе по построению ССТ, но нет ни одной из них, которой в полной мере бы удалось реализовать все необходимые рекомендации. Наиболее продвинулись в этом плане Канада, первой опубликовавшая в 1994 г. свои сателлитные счета, а также США и Норвегия.
Канадский опыт связан с определением методики оценки размеров туристской деятельности как элемента национальной экономики. В частности, была отмечена потребность в разработке методологии, обеспечивающей: 1) всестороннее статистическое описание туризма; 2) получение статистических
результатов, сопоставимых во времени и по всей территории Канады; 3) приведение статистики туризма в смысле качества, концепций и определений к состоянию, сопоставимому со статистиками «традиционных» отраслей экономики; 4) совместимость статистики туризма с СНС ООН [5].
Непосредственная выгода от ССТ, благодаря его организационной структуре и основополагающим концепциям, состоит в том, что облегчается сбор и получение полноценной информации посредством:
- прямого указания типов и детализации необходимой информации;
- идентификации взаимосвязей, существующих в туризме и учитываемых при сборе первичных данных и получении информации;
- выявления отраслей (сфер деятельности), в которых необходимо совершенствование механизма сбора информации [5].
Статистическая комиссия ООН (в 1993 г.) рекомендовала рассматривать канадскую концепции как точку отсчета для практической реализации ССТ. В 1995 г. ВТО инициировало собственный проект по разработке международных стандартов ССТ.
Учитывая положительные и проблемные стороны внедрения ССТ в Канаде, Дж. Смит, А.А. Татаринов, С.Л. Пошнагов, П.С. Трехлеб провели оценку роли туризма в региональной экономике на примере г. Сочи [6]. Можно считать, что это первый в России опыт исследования воздействия туризма на региональную экономику. В течение 2000 г. были проведены комплексные обследования туристских расходов в Сочи (3500 респондентов). Воздействие туристских расходов на экономику региона оценивалось с помощью мультипликаторов, рассчитанных на основе межотраслевого баланса и матрицы SAM.
На основе проведенного анализа было определено, что в ближайшие 10 лет г. Сочи наиболее вероятно сохранит освоенную им нишу туристского рынка России и вряд ли станет роскошным курортом только для состоятельных людей. Средние цены на услуги размещения будут возрастать преимущественно благодаря изменению структуры мест размещения, уменьшению доли самых дешевых его типов.
По данным краевого управления Федеральной службы государственной статистики ССТ применяется в Краснодарском крае
(г. Сочи) уже с 2004 г. Росстат планирует внедрение ССТ во всех регионах страны к 2014 г. [5].
Однако следует остановиться и на проблемах, которые не позволяют сделать ССТ единственно верной системой статистического учета в России. Главная из них, характерная для всех стран - отсутствие достаточно детальной методологии построения региональных счетов. Наиболее распространенным методом измерения экономических воздействий туризма является тот, который базируется на матричных мультипликаторах, рассчитываемых на основе межотраслевого баланса или матрицы SAM. Для получения более гибких и многосторонних оценок используются сложные блочные модели.
Сателлитный счет туризма также как и межотраслевой баланс и матрица SAM, являются элементами СНС и строятся на одних и тех же методологических принципах и информационной базе. Оба указанных аспекта проблемы оценки роли туризма в региональной экономике неразрывно связаны между собой и могут быть решены только совместно [7].
Без создания общей системы региональных счетов невозможно построение регионального ССТ. В то же время без оценки величины туристского продукта на основе методологии ССТ невозможна разработка полноценных региональных счетов. Это особенно важно для регионов туристской специализации.
Следует отметить и другие проблемы:
- все национальные и международные системы региональных счетов основаны на четко определенных понятиях, относящихся к экономической территории, резидентству и классификации единиц региональной экономики;
- выбор методов, используемых для расчета показателей региональных счетов, зависит от сложившихся традиций статистического наблюдения в стране и от наличия дополнительных источников информации. Особенностью расчета региональных показателей является то, что, во -первых, из-за отсутствия информации в необходимом виде весьма затруднительно использовать несколько методов с целью перепроверки полученных результатов, и, во-вторых, по тем же причинам затруднена прямая оценка показателя, полностью основанная на каком-либо из методов;
— региональные счета, являясь составной частью СНС, не в полной мере соответствуют критериям точности оценки, принятым на национальном уровне. По всей видимости, такое положение дел будет сохраняться и в будущем, хотя по мере совершенствования систем статистического наблюдения точность оценок будет возрастать. Однако по указанным выше методологическим причинам она никогда не сравняется с точностью оценок показателей национального уровня, и региональные оценки будут носить в известной мере условный характер. В связи с этим в рамках СНС необходимо разработать отдельную группу стандартов для региональных счетов;
— внедрение ССТ зависит от институциональной и административной системы страны, что предполагает два варианта. В странах с мощной национальной статистической службой и туристской администрацией, внедрение сателлитных счетов может взять на себя статистическая служба. Для стран с недостаточно развитой статистической базой и разобщенным туристским сектором ВТО рекомендует создание организационной Платформы (комитет, комиссия), в состав которой войдут представители национальной статистической службы, центрального банка, других государственных структур, т.е. в этом случае органы статистики выполняют лишь определенную часть работ, как и каждая из остальных структур, а свод и координацию всей работы осуществляет национальная туристская администрация;
— успешность построения ССТ зависит от точности формулировок используемых понятий, определений и дефиниций. Сложившаяся в России система понятий основана на концепции туризма и туристской деятельности, отличающейся от системы, принятой международными стандартами.
В заключение следует еще раз отметить, что между показателями национальных и региональных счетов существует определенная разница в методах и точности оценки. Это
Поступила в редакцию
различие обусловлено не только информационными, но и методологическими причинами, связанными с тем, что экономические результаты ряда видов деятельности не могут быть непосредственно измерены на региональном уровне. Таким образом, в отличие от национальных счетов, оценки показателей региональных счетов всегда будут результатом известного компромисса между потребностью иметь законченную картину реализации экономических процессов, протекающих в регионах, и требованиями точности и достоверности оценок этих процессов.
Литература
1. Сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/ (дата обращения: 07.03.2014).
2. Перова А.И. Новые стандарты статучета туристского рынка // Коммерсантъ (Ростов н/Д), 2008. № 50 (3867). С. 34.
3. Кулагина Г.Д., Татаринов А.А. Туристская деятельность в сателлитных счетах CHC // Вопросы статистики. 1999. № 1. С. 12 - 18.
4. Фоменко Е.В., Оганесян Л.Л., Антошкина В.В. Инновации в статистической оценке туристской деятельности региона // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы: материалы IV Всеросс. науч. конф. Краснодар, 2011. С. 93 - 98.
5. Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа: Издание Организации Объединенных Наций / Всемирная туристская организация, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Статистический отдел. Париж, 2010. Серия F, № 80. С. 58.
6. Смит Дж., Татаринов А.А., Пошнагов С.Л., Трехлеб П.С. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике. Сочи, 2003. 164 с.
7. Максимов Д.В. Методы статистического анализа в туризме. Краснодар, 2005. 150 с.
20 марта 2014 г.