РАЗБИТИЕ РИСКОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ
В БАНКОВСКОМ НАДЗОРЕ
С.Е. дуъоВА, кандидат экономических наук, доцент Гоу ВПо ивановский государственный химико-технологический университет
Управление банковскими рисками затрагивает большой пласт проблем, связанных с идентификацией, признанием, оценкой, анализом, трансформацией и предупреждением рисков. Для управления рисками в банковской системе центральные банки используют различные формы и методы банковского надзора. Идеологической новацией изложенных в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Базель-2» положений является смещение фокуса банковского надзора с финансового контроля на контроль за эффективностью внутренних систем управления банками и рисками работы менеджмента. Надзор становится рискориентированным. Неясным остается, однако, каким именно этапам процесса управления риском должно быть уделено более пристальное внимание органа банковского надзора. В каком направлении должно пойти дальнейшее развитие рискориентированных подходов Банка России? Вышеизложенное предопределяет необходимость обращения к проблемам, связанным с риском в деятельности кредитных организаций.
Банк России активно реализует подходы к рискориентированному надзору. В заявлении Правительства и Центрального банка РФ «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» в числе практических задач, условий их решения и мер по их реализации отмечается, что в сфере банковского регулирования и надзора важнейшими направлениями являются в том числе: «определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования исходя, прежде всего, из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками»1.
В соответствии с документом Базельского комитета по банковскому надзору «Основные
1 Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года. Приложение к заявлению Правительства РФ и Центрального банка РФ от 5 апреля 2005 г. // www.arb.ru.
принципы для эффективного банковского надзора» (1997 г.) выделяются три группы рисков:
1) банковские риски, связанные с неправомерными или некомпетентными управленческими решениями (данные риски охватывают хищение ценностей, проведение сделок и операций, наносящих банку ущерб, вовлечение банка в коммерческие отношения с теневой или криминальной экономикой);
2) банковские риски, связанные с потерей ликвидности или снижением капитализации (данные риски включают кредитный, рыночный, страновой, процентный, операционный и правовой риски, риск потери ликвидности и потери репутации банка);
3) банковские риски, связанные с макроэкономическими условиями банковской деятельности (данные риски предопределяются внешними по отношению к банку факторами, включающими негативные общие и структурные (отраслевые и региональные) тенденции экономического развития, неблагоприятные изменения государственной экономической политики, неудовлетворительную доходность международных финансовых рынков, на которых банк проводит операции и сделки).
В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору Банк России разработал указание оперативного характера, в котором предложил правовое понимание банковских рисков, входящих по классификации Базельского комитета во вторую группу рисков. В соответствии с названным письмом к типичным банковским рискам относятся кредитный, стра-новой, рыночный, стратегический, операционый, правовой, риск ликвидности и риск потери деловой репутации.
Кредитный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств
перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.
В целях ограничения подобного рода рисков ЦБ РФ вменяет в обязанность кредитным организациям выполнение на ежедневной основе ряда экономических нормативов и осуществляет надзор за их исполнением. Так, инструкция № 110-И ограничивает максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7), максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1), совокупную величину риска по инсайдерам банка (Н10.1), а также использование собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н12)2.
Для уверенности в том, что банки устанавливают адекватные правила, нормы и процедуры и придерживаются их в оценке качества активов и достаточности резервов для покрытия возможных потерь по ссудам, надзорный орган требует от кредитной организации оценки качества выдаваемых ссуд и формирования резервов на возможные потери по ссудам. Положение Банка России № 254-П «О порядке формирования кредитной организацией резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» содержит рекомендуемый ЦБ РФ порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам.
Подверженность банковской системы России кредитному риску достаточно высока. Объем просроченной ссудной задолженности за 2004 г. возрос на 28,9% и на 01.01.2005 составил 61,9 млрд руб.3. Банк России имеет систему показателей его оценки. Между тем возрастание просроченной ссудной задолженности может стать серьезной проблемой для банковской системы и требует пристального внимания надзорного органа. На наш взгляд, в подобной ситуации наличия только системы оценочных показателей для управления кредитным риском будет явно недостаточно. Целесообразным видится усиление внимания надзорного органа в направлении выявления рискообразующих факторов.
При кредитовании иностранных контрагентов у кредитной организации также могут возникать
2 Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков» // Вестник Банка России. 2004. № 11.
3 Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2004 г. ЦБ РФ. 2005 // www.cbr.ru.
страновой риск и риск неперевода средств. Страно-вой риск (включая риск неперевода средств) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента).
Нормативные документы Центрального банка РФ не содержат детальных указаний по поводу управления страновым риском. Кроме того, «Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2004 году», а также отчеты двух предыдущих лет не анализируют влияние странового риска на банковскую систему России. Таким образом, у кредитных организаций отсутствует система инди -каторов, в соответствии с которыми они могли бы оперативно принимать решения по управлению названным риском.
Рыночный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов. Он включает в себя фондовый риск, валютный и процентный риски.
Фондовый риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на фондовые ценности (ценные бумаги, в том числе закрепляющие права на участие в управлении) торгового портфеля и производные финансовые инструменты под влиянием факторов, связанных как с эмитентом фондовых ценностей и производных финансовых инструментов, так и общими колебаниями рыночных цен на финансовые инструменты.
Валютный риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов по открытым кредитной организацией позициям в иностранных валютах и (или) драгоценных металлах.
Процентный риск — риск возникновения финансовых потерь (убытков) вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам кредитной организации.
Отметим, что из всех типов риска количественному измерению поддается именно рыночный
риск. В соответствии с п. 9 ст. 61 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России установил порядок расчета кредитной организацией размера рыночных рисков (фондового, валютного, процентного) для включения в расчет показателя достаточности собственных средств (капитала). Введенное в 1999 г. положение ЦБ РФ №89-П «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков»4 обеспечивает кредитные организации методикой их оценки.
Обратимся к показателям, оценивающим рыночный риск. За рассматриваемый период величина рыночного риска банковского сектора возросла на 15% — до 262,3 млрд руб. на 01.01.2005. Его соотношение с капиталом банков, рассчитывающих рыночный риск, также возросло — с 30,7 до 31,7%. Однако удельный вес рыночного риска в совокупной величине рисков банковского сектора оставался незначительным, и на 01.01.2005 составил 5%5. В структуре рыночного риска в 2004 г. наблюдались принципиальные изменения. Если в январе — ноябре 2004 г. наибольший удельный вес имел фондовый риск, то в декабре ситуация изменилась: на 01.01.2005 впервые в совокупной величине рыночных рисков превалировал процентный риск (его доля за 2004 г. выросла с 32,3 до 41,8%). Удельные веса фондового и валютного рисков снизились соответственно с 40,3 до 39,8% и с 27,4 до 18,3%.
Заметим, что изменения, отмеченные нами в структуре рыночного риска, явились следствием активного развития в рассматриваемый период финансовых рынков. На наш взгляд, в деле управления рыночным риском еще большее значение, чем в случае с кредитным риском, приобретает такая стадия управления, как выявление риска и его идентификация. При выявлении риска особую роль играют рискообразующие факторы.
Риск ликвидности — риск убытков вследствие неспособности кредитной организации обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств кредитной организации (в том числе вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами кредитной организации) или
4 Положение ЦБ РФ от 24.09.1999 № 89-П «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков» // Вестник Банка России. 1999. № 60
5 Отчет о развитии банковского сектора и банковского
надзора в 2004 г. ЦБ РФ. 2005 // www.cbr.ru. С. 37.
возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств.
Отметим, что управлять риском ликвидности Банк России вменил кредитным организациям практически с момента создания двухуровневой банковской системы. Начало было положено принятием инструкции № 1. Пришедшая ей на смену инструкция № 110-И включает набор показателей для оценки рисков ликвидности. Так, инструкцией устанавливаются обязательные нормативы мгновенной (Н2), текущей (Н3), долгосрочной (Н4) и общей (Н5) ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов, а также отношение его ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов. В случае эмиссии банком облигаций с ипотечным покрытием регулирующий орган устанавливает особенности расчета норматива общей ликвидности инструкцией № 112-И. Заметим, что рекомендации регулирующего органа вновь затрагивают лишь такую стадию управления риском, как его оценку.
На протяжении всего 2004 г. имелись единичные случаи несоблюдения отдельными кредитными организациями обязательных нормативов ликвидности6. На 01.01.2005 количество кредитных организаций, не соблюдающих обязательные нормативы ликвидности, было также весьма незначительным. На 01.01.2005 норматив Н2 не соблюдали 4 кредитные организации (их количество возросло на 1), норматив Н3 — 4 (на 2), норматив Н5 — 11 (на 2). Норматив Н4 на 01.01.05 соблюдали все кредитные организации (на 01.01.2004 — не соблюдала 1 кредитная организация). Доля активов указанных кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора на 01.01.2005 оставалась крайне незначительной (0,3% для Н2; 0,2% для Н3; 0,4% для Н5).
6 С 01.04.2004 вступила в силу инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И "Об обязательных нормативах банков", которая в том числе определила новые критерии установления факта несоблюдения обязательного норматива. С данных отчетности на 01.05.2004 под "несоблюдением обязательного норматива" понимается нарушение его нормативно установленного числового значения в совокупности за шесть и более операционных дней в течение любых 30 последовательных операционных дней.
Следующим типичным банковским риском является правовой риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:
• несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;
• допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах);
• несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);
• нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.
риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.
Рекомендации надзорного органа по организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах появились лишь в июне 2005 г. с появлением одноименного письма Банка России № 92-Т.
Рекомендации содержат набор внутренних и внешних факторов возникновения правового риска, а также риска потери деловой репутации. Банк России рекомендует кредитной организации во внутренних документах определить основные принципы управления названными рисками с учетом отечественной и международной банковской практики, внутренние и внешние факторы их возникновения с учетом характера и масштабов деятельности кредитной организации, методы выявления и оценки факторов возникновения риска, наиболее оптимальные способы получения сведений от клиентов, методы минимизации названных рисков, а также рекомендации по организации их мониторинга.
Банк России вменил в обязанность кредитной организации во внутренних документах определить критерии оценки правового риска и риска потери деловой репутации с учетом факторов их возникно-
вения, в том числе на консолидированной основе. Регулирующий орган предлагает ориентироваться на ряд показателей при оценке их уровня, а также установить единообразный порядок организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации.
Обратимся к показателям, оценивающим риск потери деловой репутации. В течение 2004 г. доля убыточных кредитных организаций сократилась с 2,9 до 1,7% от их общей численности, достигнув самого низкого значения за последние годы7. В 2004 г. банки переломили характерную для 2001 — 2003 гг. негативную тенденцию к снижению рентабельности капитала, повысив этот показатель с 17,8% в начале года до 20,3% в его конце. Улучшив качество управления, они повысили эффективность использования средств, инвестированных акционерами.
С положительной стороны характеризует качество управления продолжавшееся в течение 2004 г. снижение таких показателей, как доля просроченной задолженности по размещенным средствам в общей сумме кредитов (с 1,6 до 1,4% в начале и конце года соответственно), доля расходов, приходящихся на содержание аппарата кредитных организаций, а также уплаченных ими штрафов, пеней и неустоек в общей сумме расходов (с 4,81 до 4,47% и с 0,03 до 0,01% в начале и конце года соответственно). Положительное влияние на качество управления банками оказала работа Банка России как органа банковского регулирования и надзора по отбору банков в систему страхования вкладов. Принятие и реализация законодательства о страховании вкладов привели к тому, что многие кредитные организации критически переосмыслили свои стратегические планы и подходы к позиционированию на рынке. Владельцы и руководство многих банков по-новому взглянули на процессы управления, риск-менеджмента и внутреннего контроля. Результатом этих усилий стало совершенствование процедур принятия деловых решений, раскрытие и оптимизация ранее непрозрачных структур собственности, улучшение качества кредитных портфелей, приведение экономических нормативов и показателей финансовой устойчивости в соответствие с требованиями законодательства, а также эффективное соблюдение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
7 Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2004 году. ЦБ РФ.2005 // www.cbr.ru. С. 48.
финансы и кредит
11
стратегический риск — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации (стратегическое управление) и выражающихся в неучете или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности кредитной организации, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых кредитная организация может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение стратегических целей деятельности кредитной организации.
Банк России, выделив стратегический риск как типичный, не предлагает кредитным организациям механизмов его оценки и инструментов управления им.
операционный риск — риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.
Управление операционным риском до 2005 г. не было детально прописано в нормативных документах Центрального банка. Лишь в мае 2005 г. появились «Рекомендации по организации управления операционным риском в кредитных организаци-ях»8. К достоинствам рекомендаций можно отнести систематизацию факторов (внутренних и внешних) операционного риска, выделение операционных убытков по видам, а также детальные рекомендации по организации управления риском. Вызывает сомнение рекомендация надзорного органа по необходимости разработки самой кредитной
8 Письмо от 24.05.2005 ЦБ РФ № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» //Вестник Банка России. 2005. № 28.
организацией основных принципов управления операционным риском, в том числе целей и задач управления, методов выявления, оценки и мониторинга операционного риска, а также методов контроля и минимизации операционного риска, порядка предоставления отчетности.
Можно согласиться с Банком России в том, что при выявлении операционного риска необходим анализ всех условий функционирования кредитной организации. Бесспорно, кредитная организация сможет самостоятельно проанализировать внутренние процедуры, отдельные операции и сделки, как это предусматривают рекомендации. Однако вызывает сомнение, что в соответствии с теми же рекомендациями кредитная организация будет в состоянии самостоятельно провести анализ изменений в финансовой сфере в целом. Сложности могут возникнуть и при анализе подверженности операционному риску направлений деятельности с учетом приоритетов банка, как того требуют рекомендации, особенно если эти направления деятельности для банка являются новыми.
Нами уже отмечалось, что усилия надзорного органа сегодня сосредоточены на оценке, анализе рисков, присущих национальной банковской системе. Таким образом, по сути, в его руках сосредоточен инструментарий диагностики «заболевания» и его лечения. Между тем как профилактике «заболевания» внимания уделяется мало.
На наш взгляд, Банку России как органу надзора за деятельностью коммерческих банков, как институту, отвечающему в обществе за стабильность банковской системы, в деле реализации в надзоре рискориентированных подходов целесообразно несколько сместить акценты. Развитие рискори-ентированных подходов в системе банковского надзора видится правильным вести в направлении усиления таких стадий управления риском, как его идентификация и признание. Именно на этих стадиях управления риском должна выполняться столь необходимая работа, как выявление риско-образующих факторов. Выявленная надзорным органом совокупность рискообразующих факторов, присущих национальной банковской системе, позволит кредитной организации более грамотно выстраивать собственную систему управления рисками.
Системы подобного рода кредитные организации могут создавать самостоятельно. Однако это оправдано лишь отчасти. Во-первых, не всякая кредитная организация обладает возможностью сбора и анализа подобной информации. Во-вто-
12
финансы и кредит
рых, проблемы, возникшие у отдельных кредитных организаций, причины, их породившие, не всегда становятся достоянием общественности.
Между тем в Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) указано, что ЦБ РФ в целях осуществления своих функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финан-совых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные. Эта функция получила название «Макроэкономический анализ и прогнозирование». Целями анализа является разработка предложений по укреплению финансов; устранению причин, сдерживающих развитие экономики; снижению уровня инфляции; повышению покупательной способности рубля; совершенствованию системы рефинансирования коммерческих банков; регулированию денежной массы в целом и по агрегатам.
Макроэкономический анализ и прогнозирование позволяет принимать более взвешенные решения в области единой государственной денежно-кредитной политики. Используется он и для оценки в рамках пруденциального надзора положения в банковской системе, выяснения факторов, воздействующих на ее ликвидность.
На наш взгляд, результаты макроэкономического анализа и прогнозирования необходимо более активно использовать не только для выяснения факторов, влияющих на ликвидность банковской системы, но и для целей выявления рискообразу-ющих факторов, присущих в целом национальной банковской системе, а также ее отдельным региональным составляющим.
Действующая сегодня в Банке России система анализа и прогнозирования на региональном уровне ориентирована на исследование следующих процессов: влияние инструментов денежно-кредитной политики на общеэкономические тенденции развития регионов, в том числе на формирование сбережений и накоплений субъектами хозяйственных отношений; взаимозависимость уровня ликвидности банковской системы на региональном уровне и финансового состояния предприятий, отдельных секторов и сфер экономики регионов; инвестиционный климат в отдельных регионах и эффективность реализуемой денежно-кредитной политики, включая анализ рентабельности предприятий и отраслей региона с позиции оценки влияния уровня реальных ставок на кредиты; взаимосвязь на региональном уровне процессов
развития реального и финансового секторов экономики, в том числе исследование финансовых потоков между отдельными секторами.
Центральным банком РФ накоплен значительный опыт моделирования рыночной экономики. Основными видами моделей, используемыми Банком России, являются следующие: модель типа «Input-Output» (затраты—выпуск) позволяет анализировать и прогнозировать важнейшие элементы ВВП; модель расчета ИХА; модель расчета регионального ИХА (РИХА); модель основных взаимосвязей реального и финансового секторов, характеризующая категорию ВВП на различных стадиях его формирования; эконометрическая макромодель экономики России.
Важнейшее значение в рамках анализа отводится организации мониторинга финансового положения предприятий, так как они рассматриваются потенциальными заемщиками. Этот анализ — принципиально новое направление деятельности ЦБ РФ. Задачами, решаемыми в ходе мониторинга, являются: оценка системных рисков в банковской системе; решение проблем, связанных с функционированием ЦБ РФ (рефинансирование, переучет векселей и т.п.); оценка эффективности денежно-кредитной политики в стране и регионах; анализ и прогнозирование экономической конъюнктуры на основе оценки финансового положения предприятий, изменения спроса и предложения на микроуровне; формирование инвестиционного климата.
Таким образом, спектр задач, решаемых в ходе макроэкономического анализа и прогнозирования, совокупность сфер экономической деятельности, охватываемая для их решения, а также применяемый для этих целей инструментарий, вполне достаточны для выполнения Банком России еще одной задачи — выявления рискообразующих факторов. Наряду с развитием контрольных, оценочных, регулятивных функций надзорного органа произойдет усиление его консультационной функции. Особенно ценны будут результаты макроэкономического анализа на региональном уровне, поскольку аккумулируют информацию о рисках, присущих экономике именно того региона, в котором функционирует кредитная организация.
Представляется, что развитие этой функции окажет серьезную консультационно-методологическую помощь коммерческим банкам, повысит уровень их информированности о негативных тенденциях и рисках, приведет к сокращению общего количества нарушений в банковской системе.