УДК 372.8 Е.С. Орлова
Развитие регионоведческой компетенции в элективном курсе «Buryatia inside out» (результаты экспериментального обучения)
Статья посвящена результатам экспериментального обучения английскому языку в рамках элективного курса в профильной школе (Республика Бурятия), направленного на формирование и совершенствование регионоведческой компетенции.
Ключевые слова: регионоведческая компетенция, сервис и туризм, экспериментальное обучение, элективный курс, Республика Бурятия
ES. Or/ova
The development of regional study competence in the elective high school course «Buryatia inside out»
(the results of teaching experiment)
The article is devoted to the results of experimental teaching English in the elective high school course, directed on the development of regional study competence of students in the Republic of Buryatia.
Key words: regional study competence, service and tourism, teaching experiment, elective course, the Republic of Buryatia.
Целью опытной работы стала проверка общей гипотезы исследования, согласно которой эффективность элективного курса «Buryatiainsideout» определяется его способностью обеспечить формирование, совершенствование и дальнейшее развитие регионоведческой компетенции учащихся на основе учебного пособия. Достижение поставленной цели предполагало необходимость решения в ходе опытной работы следующих задач:
1) проверить эффективность экспериментального учебного пособия «Buryatiainsideout» как средства формирования и развития регионоведческой компетенции в составе социокультурной компетенции учащихся профильной школы в рамках элективного курса региональной направленности в единстве с лингвистической, дискурсивной, компенсаторной и учебнопознавательной компетенциями;
2) установить, в какой мере экспериментальное учебное пособие обеспечивает совершенствование регионоведческой компетенции в составе межкультурной коммуникативной компетенции выпускника филологического профиля.
Экспериментальной базой для проведения опытного обучения стали 2 профильных класса (10 «В», 11 «Б») университетской гимназии № 33 г. Улан-Удэ Республики Бурятия (всего 57 учащихся). Обучение проводилось в течение II четверти 2009/10 учебного года в рамках элективного курса «Buryatiainsideout» и предполагало 34 часа аудиторных и 34 часа внеаудиторных занятий в каждом классе.
Выбор экспериментальной базы определялся, во-первых, актуальностью предлагаемого курса для большинства учащихся как 11, так и 10 класса, во-вторых, целями и задачами курса и, наконец, необходимостью расширения спектра элективных курсов в данной гимназии с целью обеспечения более эффективной подготовки выпускников к выбору будущей профессиональной деятельности.
Ввиду того, что курс нацелен только на учащихся филологического профиля 10-11 классов, деление участников эксперимента на экспериментальную и контрольную группы было признано нецелесообразным. Однако условно по результатам предэкспериментального теста, а также по итогам экзаменационной сессии 2008-2009 и 2009-2010гг. учащиеся условно были разделены на 2 группы.
Поскольку эффективность учебного пособия «Buryatiainsideout» определяется его способностью обеспечивать формирование регионоведческой компетенции, в качестве критериев эффективности апробируемого нами пособия выступили регионоведческие знания, навыки, умения и отношения, составляющие основу межкультурной коммуникативной компетенции, отобранные в соответствии со спецификой разрабатываемого курса и соотнесенные с выделенными уровнями компетентности.
По мнению П.Б. Гурвича, именно эксперимент позволяет проверить первоначально сформулированную гипотезу, развить ее, раскрыть закономерности, обосновывающие или опровергающие теоретические положения, а также детализировать рекомендации и первоначальные теоретические выводы [1].
Большинство учащихся проявили готовность к изучению курса регионоведческой направленности, указали на его важность, а также необходимость проявления терпимости в межкультурном общении. Вместе с тем многие важные компоненты мотивации, обеспечивающие успех в общении (толерантное отношение к ошибкам партнера и собственным, готовность воспринимать ценности и нормы иной культуры без сравнений и оценок по собственной шкале ценностей и др.), остались за пределами внимания учащихся обоих классов.
Основными методами эмпирического исследования являлись: анализ письменных тестов и аудиозаписи высказываний учащихся на уроках и на экзамене (во время экзаменационной сессии 2009/10 учебного года); анкетирование; беседы по результатам срезов; включенное наблюдение за деятельностью учащихся.
Комплексное применение перечисленных методов позволило получить данные, характеризующие качество освоения всех компонентов межкультурной коммуникативной компетенции. Для того чтобы представить это качество в количественном виде, применялась квалиметрическая модель оценки полезности выбора элективного курса «Buryatiainsideout». Представляется, что одним из способов, с помощью которого можно выразить специфические особенности содержания понятия «полезность выбора определенного элективного курса», является идея рациональности поведения учащегося. Данная гипотеза предполагает отражение главного содержания т.н. «потребительского» выбора - желание использовать имеющееся время (обучение в 10-11 классах) самым эффективным способом.
Решение задачи обоснованного выбора элективного курса диктует необходимость применения методологии многокритериального рейтингования (метод анализа иерархий Т. Саати), который должен предоставить учащимся возможность сравнить альтернативные варианты с использованием определенных количественных и качественных показателей [2, с. 259].
Процесс формирования квалиметрической модели оценки полезности выбора элективного курса в профильной школе определяется следующей последовательностью действий:
1. Построение целевой функции полезности курса.
2. Оценка альтернативы курса. В частности, заложить в основу курса готовность и способность
учащихся:
S применять языковые единицы, определяющие регионально-национальную специфику контактирующих культур - бурятской / русской / британской / американской - в ситуациях поликультурного взаимодействия во всех видах речевой деятельности;
S варьировать свое речевое поведение в соответствии с социальными факторами;
S строить свое поведение с учетом уже имеющихся знаний о Республике Бурятия, ее
географического положения, политической ситуации, деятелях науки, искусства;
S распознавать и преодолевать возникшие в процессе межкультурного взаимодействия сложности, связанные с дефицитом языковых и речевых средств и культурной спецификой, с помощью разнообразных вербальных и невербальных стратегий;
S самостоятельно добывать информацию с помощью различных средств, анализировать ее, обобщать, делать выводы, использовать полученную информацию для аргументации своих высказываний, информирования представителей других культур о Бурятии;
S осуществлять общение в рамках потенциальных профессионально актуальных жанров (например, в форме устной презентации, путеводителя, рекламы, сопроводительного текста гида, в форме повествовательного способа представления информации - пейзажного или событийного и т.п.)
3. Формирование квалиметрической модели интегральной оценки полезности выбора элективного курса на основе применения методологии многокритериального рейтингования. Конечная цель предлагаемой модели - определение приоритетов сравниваемых показателей полезности и выбор курса из нескольких альтернативных.
В результате анализа полученных нами данных мы выяснили, что наиболее важными являются показатели - дискурсивная и социокультурная компетенции (последняя включает такие составляющие, как социолингвистическая, страноведческая, предметная и регионоведческая). А наименее значимыми - лингвистическая компетенция, т.к. учащиеся, уже имея определенный багаж
знаний (фонетических, лексических, грамматических) и навыков оперирования им, при посещении элективных курсов, в частности курса «Buryatiainsideout», рассчитывают на дальнейшее развитие регионоведческой и дискурсивной компетенций.
Таким образом, для определения результирующего оценочного показателя полезности выбора элективного курса «Buryatiainsideout» в старших классах сформирована следующая обобщенная квалиметрическая модель
П = 0 082L + 0376S + 0J77K + 0177U + 0376D.
(L - лингвистическая компетенция, S - социокультурная компетенция (включая регионоведческую), К - компенсаторная компетенция, U - учебно-познавательная, D - дискурсивная компетенция, П - полезность).
В процессе опытной работы были созданы условия для реализации системы, дальнейшего развития межкультурной коммуникативной компетенции в рамках элективного курса с помощью экспериментального учебного пособия «Buryatia Inside Out». Динамика формирования компетенции отслеживалась с помощью серии тестов: предэкспериментального, промежуточных и
постэкспериментального. Результаты работы по формированию и совершенствованию регионоведческой компетенции в качестве компонента социокультурной компетенции учащихся зафиксированы предэкспериментальным и постэкспериментальным тестами, что обусловлено спецификой данной компетенции. Уровень сформированности регионоведческих знаний, навыков и умений определялся соотношением правильных ответов к общему количеству заданий, фраз. Результаты исследований обрабатывались методами математической статистики с помощью пакета стандартных компьютерных программ «Armstat».
Основной целью предэкспериментального теста было определение исходного уровня сформированности компетенций учащихся в момент начала обучения в рамках курса. Тест включал
письменный лексико-грамматический тест, аудирование, монолог и диалог по предложенным ситуациям. Результаты тестов по совершенствованию и развитию компетенций представлены в вышеуказанных диаграммах в 11 и 10 классах (1 графы).
Предэкспериментальный тест показал, что регионоведческие умения не сформированы в достаточной мере у учащихся обоих классов. Более того, учащиеся не имеют представления о некоторых умениях и языковых средствах, призванных обеспечить актуализацию этих умений. Анализ работ свидетельствует о том, что испытуемые имеют слабое представление о том, как описывать предметы и явления, характерные для их региона проживания, комментировать понятия, как правильно обратиться к речевому партнеру (в зависимости от предложенной профессиональнонаправленной речевой ситуации).
С целью обеспечения преемственности и взаимосвязи основного и элективного курсов в содержательном плане материал был разбит на блоки в соответствии с темами, изучаемыми учащимися в основном курсе. Так, учащимся 10 класса была предложена подтема «Checksandbalances» в рамках темы основного курса «Политическая система» в УМК «Английский язык» (авторы В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа). По итогам изучения данного блока был проведен тест. По сравнению с результатами предэкспериментального среза была выявлена положительная динамика овладения учащимися национально-маркированной лексикой и грамматическими средствами, необходимыми для общения в ситуации «Checksandbalances», учащиеся продемонстрировали более систематизированные знания об особенностях политического устройства как Республики Бурятия и Российской Федерации в целом, так и стран изучаемого языка (Великобритании и США). Однако следует отметить, что в обеих группах 10 класса, посещавших элективный курс, имели место дословная репродукция прочитанных текстов из учебника основного курса, а также недостаточно мотивированное использование материала текстов для решения поставленной перед ними коммуникативной задачи в конкретной ситуации общения. Часть учащихся также не смогла распознать культурно-маркированные языковые единицы и применяли англоязычные лингвокультуремы для описания своего опыта, связанного с родной культурой.
В 11 классе было предложены для изучения две темы, имеющие непосредственное отношение к основному курсу «Английский язык». Первый блок связан с географическим положением республики, а также ее климатическими условиями (...«When the welcome is frosty...»), кроме того, при изучении данной темы предлагались задания по выявлению отношения как гостей, так и самих жителей Республики Бурятия к данному региону, насколько гостеприимны или холодны они могут быть к приезжим. Вторая тема «Weird.or these vengre at wonders.» нацелена на привлечение внимания учащихся к природным и искусственным чудесам республики, сопоставление их с общероссийскими и мировыми.
В ходе изучения тем учащиеся (11 класс) испытывали небольшие затруднения при выполнении задания, связанного с правильностью выбора лексических единиц в той или иной ситуации (за столом, при знакомстве, регистрации в гостинице). В начале обучения фактически никто из учащихся не смог соответствующим образом адекватно передать информацию о реалиях, характерных для Республики Бурятия (Народный Хурал, сарафан и т.д.).
Проведение промежуточных тестов по окончании изучения двух вышеуказанных блоков в 11 классе было нацелено на определение изменений в плане регионоведческой компетенции. Тесты предполагали анализ продуктов деятельности, письменное тестирование и беседу по результатам проведенного контроля. Подобные разнородные задания, по мнению П.Б. Гурвича, желательны при проведении любого эксперимента, ибо позволяют выяснить комплексно-побочное влияние исследуемого фактора на другие компоненты обучения [1]. Кроме того, мы полагаем, что подобная форма контроля испытуемых позволяет спрогнозировать и спровоцировать реальные коммуникативные затруднения, следовательно, позволяют выявить реальный уровень сформированности регионоведческих умений.
Задания постэкспериментального теста были аналогичны заданиям предэкспериментального и промежуточного тестов. Как и предэкспериментальный срез, постэкпериментальный срез предполагал контроль усвоенности регионоведческих знаний, навыков, умений и отношений при изучении предложенного элективного курса, ранее ими не изучавшегося, что дало возможность зафиксировать изменения в формировании регионоведческой компетенции.
Однако необходимо отметить, что динамика развития социокультурной компетенции, в том числе и регионоведческой компетенции, оказалась не такой высокой, как мы ожидали. Видимо, это
обусловлено сложностью освоения данной компетенции, особенно межкультурных умений, и недостаточным количеством времени в рамках непродолжительного 34-часового курса.
По окончании опытного обучения было проведено анкетирование учащихся, основными вопросами были: с какой целью Вами выбран данный элективный курс; какие темы Вы бы предложили для изучения в данном курсе (более углубленно, дополнительно).
Большинство учащихся (75%) ответили, что выбор данного профиля не случаен, хотели бы продолжить изучение иностранных языков после окончания школы, однако 30 % признались, что изучение только английского языка и второго выбранного ими языка в школе (французский/ немецкий) бессмысленно, если они не будут практически использованы. Только 5% опрошенных учащихся выразили желание работать преподавателями и переводчиками, остальные же (25%) хотели бы иметь и другое, более «практичное», по их мнению, образование, а именно поступить на юридический, экономический факультеты, ландшафтного дизайна. Четверо учащихся отметили, что внедрение таких курсов региональной направленности может способствовать тому, что учащиеся, возможно, будут поступать на факультеты сервиса и туризма, т.к. в Байкальском регионе нет грамотных специалистов, хорошо владеющих иностранным языком (в частности, английским), а также получивших соответствующее профессиональное образование. Среди тем, предложенных для более углубленного и дополнительного изучения, учащиеся назвали искусство Бурятии, природу Бурятии, персоналии, изучение настоящего и прошлого республики, ее непосредственную связь с Россией и соседними странами. Учащиеся указали, что изучение иностранного языка для них является привлекательным, однако темы, касающиеся только Великобритании и США, недостаточны. Ввиду того, что въездной туризм становится все более обширным, старшеклассники указывают на недостаток знаний по культуре родного края, особенно при общении на английском языке. Кроме того, некоторые учащиеся уже имеют опыт выезда за границу, проживания и общения с детьми в международных школьных лагерях (Монголия, Корея, Мальта).
Кроме того, письменный опрос учащихся показал, что опытное обучение способствовало овладению теоретическими понятиями, а также осознанию, что тексты регионоведческой направленности могут являться непосредственным объектом будущей профессиональной деятельности, связанной с туризмом. Таким образом, опытное обучение на основе экспериментального учебного пособия позволило обеспечить формирование регионоведческой компетенции учащегося-выпускника профильной школы в области иноязычного общения, непосредственно связанной с туризмом.
Исходя из вышеизложенных результатов проведенного опытного обучения можно сделать вывод, что предлагаемое учебное пособие, моделирующее систему обучения иноязычному общению в профильной школе в рамках элективного курса «Buryatiainsideout», обеспечивает формирование межкультурной коммуникативной компетенции учащихся.
Литература
1. Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранного языка. - Владимир, 1980. - 104 с.
2. Саати Т. Измерение относительности и ее генерализация при принятии решений. Аналитика, статистика, исследования. Обзор. - Нью-Йорк, 2008. - С. 251-318.
Орлова Елена Сергеевна, аспирант кафедры теории и методики обучения иностранным языкам, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет.
Orlova Elena Sergeevna, post-graduate of department of theory and methods of teaching foreign languages, Institute of foreign languages of Moscow City Pedagogical University.
Россия, г. Москва, Малый Казенный пер., 5б, e-mail: elenkasweet20011@mail.ru