Научная статья на тему 'Психолого-педагогический потенциал элективного курса «Межкультурная коммуникация»'

Психолого-педагогический потенциал элективного курса «Межкультурная коммуникация» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонова Т. Ю.

Рассматривается психолого-педагогический потенциал разрабатываемой и внедряемой автором модели предпрофильного элективного курса «Межкультурная коммуникация» в свете задач нового образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический потенциал элективного курса «Межкультурная коммуникация»»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

© 2006 Т. Ю. Сазонова

доктор филол. наук, профессор Курский государственный университет

Рассматривается психолого-педагогический потенциал

разрабатываемой и внедряемой автором модели предпрофильного элективного курса «Межкультурная коммуникация» в свете задач нового образовательного стандарта.

Отвечая на требования современного общества, процесс модернизации образования предполагает обеспечение личностной направленности образования, его дифференциации и

индивидуализации. Для реализации этой идеи планируется отработать и ввести гибкую систему профилей обучения путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями высшего профессионального образования [Худин 2005]. В данной статье кратко обобщается опыт автора по разработке и внедрению предпрофильного элективного курса для учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка (на примере гимназии № 44 г. Курска).

Специфической особенностью предпрофильных элективных курсов является их нрофориентационная направленность и

ориентированность на повышение мотивации учащихся в выборе

соответствующего профиля. Предлагаемый элективный курс

«Межкультурная коммуникация» удовлетворяет этим требованиям и выполняет важную образовательную функцию в системе профильного обучения.

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых

компетенций учащихся. Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта по иностранному языку (предпрофильный и профильный уровни), совершенствование языковой/коммуникативной компетенции предполагает овладение новыми языковыми средствами и стратегиями вербального и невербального поведения.

Основной задачей курса межкультурной коммуникации в системе профильного обучения является формирование межкультурной компетенции [Сазонова 2004]. Изучение норм, правил и стилей коммуникации в соответствии с Госстандартом является обязательным для целого ряда специальностей. Элективный курс «Межкультурная коммуникация» будет способствовать повышению

эффективности общения школьников за счет более глубокого понимания сущности культурных различий, существующих на уровне психической и когнитивной деятельности участников различных ситуаций общения.

Одной из причин настоятельной необходимости включения данной дисциплины в учебный процесс является радикальное изменение глобальной языковой ситуации в нашей стране и в мире. Если наличие языкового барьера в ситуациях межкультурного общения может быть достаточно очевидным, то культурный барьер обычно проявляется только при столкновении родной культуры с чужими, и даже в этих ситуациях он не всегда осознается коммуникантами, если они не имеют специальной подготовки.

Контакты представителей разных культур порождают множество проблем, которые обусловлены несовпадением норм, ценностей, особенностей мировоззрения партнеров и т.п. Конфликты и сбои в процессе межкультурной коммуникации рассматриваются как возникающие из различий в поведении, мышлении, представлениях, ценностях, присущих представителям разных культур, вступающим в коммуникацию. Культурные различия, отраженные в сознании и существующие на концептуальном уровне, подчас не осознаются участниками коммуникации и ведут к недопониманию и неэффективности общения, даже при высоком уровне владения иностранным языком.

Помимо образовательной функции данный элективный курс выполняет важную воспитательную функцию. Чтобы успешно функционировать в ситуациях межкультурного общения, учащиеся должны научиться осознавать свою собственную культурную идентичность и понимать, каким образом она обусловливает их тип мышления, служит основой формирования ценностей и представлений, которые определяют их поведение. Культурное самосознание (самопознание) - очень сложная, но актуальная задача. Родная культура усваивается в виде моделей мышления и паттернов поведения, которые воспринимаются человеком как совершенно естественные и универсальные, не выводятся на уровень актуального осознавания и служат точкой отсчета при общении с представителями других культур.

Необходимыми условиями для формирования межкультурной компетенции являются толерантность к иным взглядам на жизнь, к иному человеческому опыту, иным нормам и культурным представлениям, открытость и готовность к общению, умение коммуникантов проявлять чуткость и интерес к феноменам иной ментальности и чужой культуры. Как необходимое условие сознательной межкультурной компетенции отмечается способность

коммуникантов сравнивать феномены чужой культуры со своим собственным мировидением, находить между ними различия и общность, не давая при этом оценки «хорошо и/или плохо», а интерпретировать их как «иное, не такое, как у нас, но любопытное и уже понятное» [Гальскова 2002].

Подобное отношение к чужой культуре и ее разнообразным проявлениям в процессе общения с ее представителями возможно только при глубоком осознании своей собственной национальнокультурной идентичности, которая, как правило, принимается носителями культуры как данность, как нечто само собой разумеющееся. Недооценка этого первостепенного фактора формирования межкультурной компетенции может привести к тому, что «встреча с самим собой» в условиях межкультурного конфликта может оказаться весьма болезненной.

Изучение барьеров коммуникации в общении представителей разных социокультурных систем, которые могут вызвать культурный и коммуникативный шок, способствует формированию толерантного сознания учащихся, с одной стороны, и способствует воспитанию чувства патриотизма - с другой.

Как показывает практика, невозможно обучить школьника (студента) всему многообразию существующих в определенной культуре обычаев, норм поведения, этикетных и ритуальных правил общения и конкретных (вербальных и невербальных) форм их реализации в различных ситуациях общения. Несомненно, к этому нужно стремиться: необходимо постоянно повышать мотивацию

обучающихся к приобретению новых знаний и расширению

собственного кругозора; в то же время представляется

целесообразным давать школьникам глубокие знания о тех психологических и когнитивных феноменах, которые лежат в основе конкретных проявлений культуры, объясняют их и дают возможность прогнозировать эти проявления в различных ситуациях

межкультурного общения.

Курсы межкультурной коммуникации становятся всё более востребованными в системе среднего и высшего образования, что предъявляет определенные требования как к учебно-методическому обеспечению, так и квалификации преподавателей, читающих эти курсы. Разрабатываемая модель элективного курса предполагает, что по окончании курса учащиеся должны:

1) усвоить базовые умения и навыки межкультурного общения; стать более открытыми, вдумчивыми и свободными от предрассудков коммуникантами;

2) различать основные концепции и теории МКК; понимать, каким образом культура воздействует на формирование мировоззрения и

моделей общения и поведения;

3) уметь аналитически сопоставлять модели коммуникативного поведения представителей различных культурных групп со своей собственной и оценивать взаимосвязь между культурной/этнической идентичностью и моделями общения;

4) выработать толерантное отношение к инокультурным ценностям, представлениям и нормам поведения, способствующее позитивному восприятию других культур;

5) овладеть базовыми практическими навыками и умениями в общении с представителями других культур.

Структура курса включает в себя как теоретическую, так и практическую части. Обучение сочетает индуктивный и дедуктивный подходы. В зависимости от специфики обсуждаемой темы один из подходов становится ведущим. В процессе обучения используются такие виды деятельности как дискуссия, практические занятия, письменные задания, индивидуальные проекты.

Школьники углубляют свои знания о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социальнокультурной и учебно-трудовой сфер в иноязычной среде, овладевают речевым этикетом, получают знания о социокультурных особенностях поведения на презентациях, в дискуссиях и других формах публичных выступлений [Сафонова 2004].

Библиографический список

Гальскова Н. Д. Обучение немецкому языку в контексте межкультурной парадигмы // http://www/ruscenter.ru/document/php/ID= 18/

Сазонова Т. Ю. Вопросы формирования межкультурной компетенции // Теория языка и межкультурная коммуникация. Вып. 2. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2004. -С. 59-63.

Сафонова В. В. Методические рекомендации по работе с УМК по английскому языку в 10-11 классах: Профильный уровень. - М.: Еврошкола, 2004. -28 с.

Сафонова В. В. Методика обучения иностранным языкам. Языковая педагогика в схемах и таблицах. Тема: Социокультурные аспекты современного языкового образования // Методические тетради. - М.: Еврошкола, 2004. - 80 с.

Худин А. Н. Профильное обучение: Аспект взаимодействия вуза и

общеобразовательной школы: Метод. пособ. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. - 49 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.