№ 7 (25) ИЮЛЬ 2012
Ш
Ж. В. Рассказова, ассистент, кафедра общей и социальной педагогики, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ, Россия, rasskazova [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Современные изменения в жизни российского общества, безусловно, затрагивают и систему образования. Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности1.
Для достижения данной цели требуется развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
В связи с этим актуальной проблемой на сегодняшний день для общеобразовательной школы становится обучение школьников способам добывания и переработки научной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного формирования исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы, так как данная компетентность является основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей, поскольку помогает школьнику обучаться, позволяет стать ему более гибким, помогает быть более успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость ее формирования.
С позиции компетентностного подхода (Б. Г. Ананьев, В. А. Болотов, А. А. Деркач, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. В. Лаптев,
A. К. Маркова, С. И. Осипова, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына,
B. Д. Шадриков и др.) исследовательская компетентность рассматривается как интегральная характеристика личности учащегося, выражающаяся в готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на имеющихся знаниях, умения, навыках и способах деятельности. В рамках данного подхода В. А. Сластенин подчеркивает, что структурные компоненты исследовательской компетентности должны совпадать с компонентами исследовательской деятельности, а единство теоретических и практических исследовательских умений составляют модель исследовательской компетентности учащихся2.
Исследовательская компетентность — это интегральная характеристика личности учащегося, проявляющаяся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту, самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе имеющихся знаний и умений.
Инициативное, самостоятельное, исследовательское отношение учащегося к действительности, другим людям и самому себе как исследователю является одним из важнейших элементов сознательного подхода к необходимости формирования его исследовательской компетентности.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Формирование исследовательской компетентности старшеклассников может быть успешно реализовано при наличии и соблюдении следующих условий: создание нормативно-правововой базы по организации методического обеспечения исследовательской деятельности учащихся; формирование соответствующих подразделений по проведению исследовательской работы школьников; подготовка учителей к проведению исследовательской деятельности учащихся; подготовка перечней актуальных тем учебных исследований учащихся по каждому предмету; организация методической и консультативной помощи школьникам по проведению исследовательской работы со стороны педагогов; подготовка системы мотивации и стимулов к исследовательской деятельности учащихся; контроль за реализацией исследовательской деятельности школьников и внесение необходимых коррективов в данную работу по результатам контроля.
Основными структурными элементами модели формирования исследовательской компетентности, взаимодействие которых определяет ее функционирование и целостность, выступают мотивационно-целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, результативный и личностный компоненты. Краткая характеристика приведенных компонентов представлена в табл. 1.
Апробирование модели формирования исследовательской компетентности старшеклассников было реализовано в условиях общеобразовательных школ №№ 18, 41 г. Владикавказа. В экспериментальную группу вошли учащиеся 10-11 классов школы № 18 (всего 48 человек), контрольную группу составили учащиеся 10-11 классов школы № 41 (всего 52 человека). Итого в общем эксперименте приняли участие 100 человек.
Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности модели формирования исследовательской компетентности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы проходила в три этапа:
Актуальной проблемой на сегодняшний день для общеобразовательной школы становится обучение школьников способам добывания и переработ ки научной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности.
1 этап — диагностический (2011);
2 этап — информационно-обучающий (2011-2012);
3 этап — оценочно-обобщающий (2012).
Первый этап был связан с изучением осуществления исследовательской деятельности в условиях традиционного обучения.
Информационно-обучающий этап предполагал расширение и обогащение представлений об исследовательской деятельности; повышение мотивации на овладение исследовательскими умениями и навыками, развитие интереса к участию в различных видах исследовательской деятельности; формирование системы знаний о методах, формах, законах научного познания; выявление и анализ трудностей при организации и осуществлении исследовательской деятельности.
Оценочно-обобщающий этап включал в себя анализ и интерпретацию полученных данных, их соотнесение с намеченными целями, описание хода и результатов эксперимента по формированию исследовательской компетентности старшеклассников в условиях общеобразовательной
школы.
В рамках диагностического и оценочно-обобщающего этапов были проведены диагностические предэкспериментальные и постэкспериментальные срезы.
В табл. 2 приведены данные, отражающие общий уровень сформированности исследовательской компетентности и ее компонентов у учащихся старших классов экспериментальной и контрольной групп по трем уровням развития (низкий, средний, высокий) на момент предэксперименталь-ного и постэкспериментального срезов.
Высокий уровень сформированности исследовательской компетентности характеризуется устойчивым интересом учащихся к исследовательской деятельности в школе, исследовательская активность школьника на высоком уровне, есть желание самореализоваться в исследовательской деятельности. Старшеклассник демонстрирует
№ 7 (25) ИЮЛЬ 2012 ^ЕКЕ™
Ш
Таблица 1
Структурные компоненты модели формирования исследовательской компетентности
№ Компонент модели Характеристика компонента
1. Мотивационно-целевой Данный компонент предполагает осознание и принятие учениками целей и задач исследовательской работы, а также организацию деятельности по формированию у них мотивации и потребности к исследовательской деятельности, осознания необходимости совершенствоваться в указанной деятельности. Цели и задачи определяются на основе требований Государственного образовательного стандарта, образовательных программ, а также учитывается уровень предшествующей подготовленности, особенностей и возможностей учащихся
2. Содержательный Данный компонент является основой для практической деятельности и образует систему знаний учащихся о сущности исследовательской деятельности в школе, приемах и методах работы; предполагает организацию деятельности учителей по проектированию технологии реализации учебной деятельности учащегося по предмету в контексте его исследовательской деятельности
3. Процессуально-деятельностный Процессуально-деятельностный компонент представлен совокупностью исследовательских умений, необходимых для осуществления успешной исследовательской деятельности. Для формирования исследовательской компетентности в школе могут использоваться следующие формы: урочная и внеурочная. Так, в урочной деятельности используются практические работы исследовательского характера, лабораторные работы, нетрадиционные уроки, реферативная работа, исследовательские проекты, факультативы, спецкурсы, элективные курсы; во внеурочной деятельности — исследовательская практика, участие в школьном научном обществе, участие в ученических конференциях и т. д.
4. Результативный Представленный компонент образует систему умений учащихся осуществлять самоанализ и самоконтроль своей исследовательской деятельности. В процессе самоконтроля старшеклассник анализирует результаты своей деятельности, размышляет над своими действиями, корректирует, совершенствует свои практические действия. Самоконтроль играет большую роль в формировании самооценки учащихся
5. Личностный При определении траектории исследовательской деятельности необходимо учитывать влияние микросреды на школьника, эти знания могут быть в дальнейшем использованы в виде «рычагов активизации» исследовательской деятельности учащегося. Исследовательская деятельность способна развивать практически все личностные структуры человека. Личностно-деятельностное начало исследовательской деятельности содержит в себе стимул к самосовершенствованию
высокий уровень знаний методологии исследований. Знания глубокие, системные, прочные, осознанные и долго сохраняются в памяти. Он способен правильно и полно сформулировать цели и задачи исследования, может использовать разнообразные методы теоретического и эмпирического
исследования, умеет анализировать литературу по проблеме исследования. Старшеклассник способен к рефлексивной оценке результатов свой деятельности. Он постоянно осуществляет самоконтроль своей исследовательской деятельности, самостоятельно устраняет причины неудач.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Таблица 2
Соотношение уровня сформированности исследовательской компетентности у старшеклассников до и после экспериментального обучения
Уровень развития исследовательской компетентности Экспериментальная группа Контрольная группа
Результаты предэкспер. среза, % Результаты постэкспер. среза, % Результаты предэкспер. среза, % Результаты постэкспер. среза, %
Высокий 5,7 48,9 5,3 7,8
Средний 46,9 36,5 47,9 49,8
Низкий 47,4 14,6 46,8 42,4
Исследовательская активность школьника со средним уровнем сформирован-ности исследовательской компетентности проявляется преимущественно под влиянием внешних требований. Старшеклассник демонстрирует средний уровень владения методологией исследований, его знания носят преимущественно репродуктивный характер. Он умеет использовать методы теоретического и эмпирического исследования, анализирует литературу, но не всегда может сравнить точки зрения различных авторов, высказывать свое мнение по проблеме. Умеет правильно оформить свою исследовательскую работу. Старшеклассник обладает способностью к рефлексивной деятельности, но не всегда может осуществить самоконтроль, увидеть ошибки в своем исследовании, исправить их.
Низкий уровень сформированности исследовательской компетентности характеризуется неустойчивым интересом учащихся старших классов к исследовательской деятельности. Старшеклассник не видит значимости исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Он демонстрирует низкий уровень знаний методологии исследований, они неглубокие, непрочные, неосознанные. Школьник не способен сформулировать цели и задачи исследования без помощи учителя. При отборе методов исследования испытывает затруднения, не может правильно оформить исследовательскую работу. Такой старшеклассник не способен самостоятельно оценить результаты своего исследования, постоянно нуждается в контролирующих действиях со стороны учителя.
Анализ полученных данных свидетельствует о значительных положительных изменениях у учащихся эксперименталь-
ной группы. Так, после реализации разработанной автором модели увеличилось число старшеклассников с высоким уровнем сформированности исследовательской компетентности (на 43,2 %), количество учащихся с низким уровнем сформирован-ности исследовательской компетентности заметно снизилось (на 32,8 %). В результате сравнения предэкспериментальных и постэкспериментальных срезов в экспериментальной и контрольной группах была доказана эффективность разработанной автором модели формирования исследовательской компетентности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы. Повышение уровня исследовательской компетентности учащихся положительно отразилось и на общих результатах учебы.
Таким образом, формированию исследовательской компетентности учащихся необходимо уделять значительное внимание в образовательном процессе школы, так как данная компетентность является основанием для развития других, более конкретных и предметно-ориентированных компетент-ностей, поскольку помогает школьнику обучаться, позволяет стать ему более гибким, помогает быть более успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость ее формирования.
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/files/ materials/4432/11.12.08-2227r.pdf (дата обращения: 28.03.2012).
2. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1998.