УДК 37.047 ББК 74.202 Х 98
Р.Ю. Хурум
Теоретические аспекты формирования информационной компетентности старшеклассников общеобразовательной школы
в процессе профильного обучения
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье рассматривается вопросы формирования информационной компетентности старшеклассников общеобразовательной школы с профильным обучением, анализируется состояние подготовки школьников в области информационных технологий, представлены критерии и оценки уровня развития информационной компетентности учащихся профильных классов.
Ключевые слова:
Компетенция, компетентность, информационная компетентность, информационная культура, информационные технологии, профильное обучение.
С начала 21 века во всем мире произошли существенные изменения в экономической сфере - распространение рыночной экономики; в идеологии человечества - осознание роли человека как основной ценности прогрессивного развития каждой страны; рост класса образованных интеллектуальных людей. Эти общемировые тенденции коснулись и России, началась её возрождение, что требует новых подходов к управлению образовательным процессом. В нашей стране стоит острая проблема возрождения высококвалифицированных кадров, что необходимо учитывать при разработке стратегии дальнейшего развития системы образования. В связи с этим важнейшей целью образования становится социальная зрелость выпускников школ как важнейший фактор развития личности и сохранения индивидуальности учащихся. Результат образования, его качество следует оценивать как на индивидуально -личностном уровне с учетом реальных образовательных приобретений личности, так и на общественно-государственном и даже на об-щецивилизационом уровне, когда фиксируется тот непреложный факт, что всесторонний прогресс каждой страны немыслим без соответствующего образования и того внимания, которое уделяют государство и общество образовательной сфере [1]. Основным направлением инно-
вационной деятельности стало введение профильного обучения как средство формирования социальной компетентности учащегося в процессе обучения в общеобразовательной школе. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в т. ч. с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [2]. Следует рассмотреть и разграничить такие понятия как «профильное обучение» и «профильная школа». Профильное обучение ставит задачу создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющие глубже учитывать интересы, склонности и способности учащихся, за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного
процесса. Целенаправленно создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в связи дальнейшего продолжения образования. А профильная школа - это институционная форма реализации этой цели. Профильное обучение ориентировано на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и расширению возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Основные цели к профильного обучения это: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы образования; установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; более эффективно подготовить выпускников школы реализующих программы среднего общего образования к освоению программ высшего профессионального образования; создать условия дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ с более широкими и гибкими возможностями. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века; профессиональное образование еще не способно решить проблему кадровой нехватки, обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников, проблему профессионального самоопределения личности. Сегодня все, что связанно с профильным обучением, находится в стадии становления и формируется без соответствующего психолого-педагогического
обоснования. В научно-педагогической печати отмечается, что сложившаяся сегодня общеобразовательная система не решает многие проблемы профильного обучения; пока нет достаточного научного обоснования и готового к реализации содержания профильного обучения, не определен необходимый уровень общей и предпрофессиональной компетентности. Согласно стратегии модернизации образования [3] в настоящее время разработаны системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших 10-11 классах общеобразовательной школы, ориентированное на инди-
видуализацию обучения и социализацию обучающихся и необходимостью самоопределяться в выборе профессии на основе личностных качеств, потребностей и самореализации в соответствии со своими способностями и интересами. В рамках реализации идеи профильного обучения произошли серьезные изменения и в работе педагогов, которые должны обеспечить выполнение социального заказа на получение качественного образования; удовлетворить желание (выбор) обучающихся в продолжение образования по избранному профилю; улучшить ресурсное обеспечение учебно-воспитательного процесса; внедрить в учебновоспитательный процесс современные информационные технологии. По мнению многих педагогов, общее образование, должно стать определенной ступенькой формирования будущего профессионализма - хорошего владения своей профессией или профессиональной компетентности. Академик РАО А.М. Новиков считает, что компетентность (понятие, все более используемое вместо понятий профессионализм и образованность) подразумевает помимо технологической подготовки (профессионализма) ряд других компонентов, имеющих в основном непрофессиональный характер, но необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания; такие качества мышления как гибкость, абстрактное, системное и экспериментальное мышление; такие коммуникативные качества, как коммуникабельность, способность к сотрудничеству, умение вести диалог и др. [4]. В современных исследованиях (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской, Терещенко Е.Е.) подчеркивается, что в связи с переходом в нашей стране к новым социальноэкономическим отношениям происходит изменение роли человека в производственной сфере, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику и на передний план выходят такие его качества как предприимчивость, ответственность, способность принимать самостоятельные решения, инициативность, профессиональная мобильность, коммуникабельность и т. п.
Организация процесса обучения с применением современных информационных технологий позволяют на более высоком уровне решать задачи профессионального совершенствования, интенсировать все виды учебнообразовательной системы. Отличие концепции современной парадигмы образования состоит, в первую очередь, в том, что образование рассматривается как деятельность, цель которой это развитие личности посредством воспитания и образования. Происходящая смена парадигмы образования традиционной к личностноориентированной форме обучения требует от школы быстрого, гибкого реагирования, совершенствования. От педагога - его становления как профессионала, глубоко знающего и владеющего разными технологиями преподавания своего предмета, легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах. Под педагогическими условиями формирования информационной компетентности учащихся, мы будем понимать комплекс мер, объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. В качества комплекса мер рассматриваются: содержание, методы и организационные формы обучения и воспитания; вид и уровень мотивации личности обучающегося, интересы, потребности, отношение личности к себе и другим, способы деятельности и т.д. Основная задача обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование у старшеклассников должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации этого (профильного) обучения в старших классах общеобразовательной школы. С одной стороны, при этом следует учитывать, стремление наиболее полно учесть индивидуальные способности, интересы, склонности старшеклассников, что ведет к созданию большего числа различных профилей. А с другой стороны учитывается ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соот-
ветствующими педагогическими кадрами. Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов. Это и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Профильное обучение включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. Выбирая различные сочетания базовых, профильных и элективных учебных предметов, каждое образовательное учреждение и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план. Такой подход к образовательному процессу оставляет общеобразовательной школе огромные возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составляет его индивидуальный образовательный план. В настоящее время, учитывая, чрезвычайно высокую подвижность рынка труда, обществу нужны люди, способные мобильно менять профессию, самостоятельно принимать решения, изменять сложившиеся стереотипы, быть готовым к саморазвитию и самообразованию. Достижение этих целей возможно путем построения и реализации системы компетент-ностного образования школьников в общеобразовательных учреждениях. С точки зрения компетентностного подхода школьники должны научиться решать проблемы в сфере познавательной деятельности: определять цели и задачи познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, давать оценку полученным результатам, организовывать свои собственные приемы обучения, самостоятельно заниматься своим обучением.
Компетенция - наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке будущего специалиста, необходимое для его продуктивной деятельности в реальной жизни.
Компетентность - владение человеком совокупностью качеств (знаний, умений, навыков), способов деятельности, включающей его личностное отношение к предмету его деятельности.
Информационная компетентность - интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-
коммуникационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств[5]. В своей работе М.А. Холодная [6] определяет компетентность как особый тип организации предметно - специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Исходя из того, что компетентность - это не только владение компетенциями, но и личностное отношение человека к предмету деятельности и опираясь на теорию организации содержания образования[7] мы вы выделили следующие компоненты: мотивационный; когнитивный; операционно-деятельностный; творческий; рефлексивно-оценочный.
Мотивационный компонент характеризуется наличием мотива достижения цели, постановкой и осознанием целей информационной деятельности, интерес и готовность к работе с информационными и коммуникационными технологиями.
Когнитивный компонент раскрывается как наличие базовых знаний в области информационно-коммуникационных технологий и способность применять их в профессиональной деятельности, умение анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства. Наличие фрагментарных представлений об информационной среде и взаимодействиях в ней, обеспечивающих осознание целей и идентификацию поля своих возможностей в осуществлении информационной деятельности.
Операционно-деятельностный компонент включает в себя использование в самостоятельной и исследовательской деятельности универсальных технологий поиска, обработки, представления, управления и хранения информации; демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности.
Творческий компонент обеспечивает готовность решения появляющихся проблем и к творческому преобразованию их при анализе своей информационной деятельности, в связи с тем, что объем базовых знаний и умения не обеспечивают необходимое развитие потенциала личности.
Рефлексивно-оценочный понимается как рефлексия и саморефлексия выполнения работ
на всех этапах; текущий контроль и самоконтроль знаний; результирующая контрольнотворческая работа.
Для формирования информационной компетентности школьникам необходимы универсальные информационные знания и умения работать с информационно-коммуникационными технологиями. Универсальный характер знаний обеспечивает возможность их применения в различных областях своей деятельности: общие сведения об информационно-коммуникационных технологиях; технология работы в операционной системе; технология обработки текстовых документов; технология обработки графических объектов; технология обработки табличных данных; Интернет-технологии. В процессе теоретического изучения и практического освоения этих технологий школьники разрабатывают, самостоятельно добывают и творчески конструируют продукт познавательной деятельности, при этом цель, задачу, планирование, принятие решения и самоконтроль процесса обучения осуществляется самими учащимся. Измерения информационной компетентности связана с проблемой выявления критериев и уровней её сформированности. Выделим критерии, по которым можно оценить уровень развития информационной компетентности школьника, это информационный, технологический, рефлексивно-результативный. Каждый критерий характеризуется следующими показателями:
Информационный: интерес к работе с информацией; осознание потребностей работы с информационными технологиями; умение и знание методов работы с информацией.
Технологический: наличие информационных знаний, умений и применение их в процессе профильного обучения; умение выбирать программные и аппаратные средства для обработки данных.
Рефлексивно-результативный: умение
включаться в информационную деятельность; совершенствование своих информационных знаний, умений.
Степень развития этих показателей у конкретного школьника и будет определять её компетентность. Приведенные критерии и показатели сформированности информационной компетентности служат исходными данными для определения уровней развития этого каче-
ства у старшеклассников. Таким образом, можно выделить три взаимосвязанных и последовательных уровня развития информационной компетентности: низкий, средний, высокий. Следует сказать, что информационная компетентность развивается, переходя с одного уровня на другой, при этом каждый раз её состояние можно диагностировать, исходя из соответствия структуры и содержания компьютерных знаний и умений определенному уровню развития. Информационная компетентность является составляющей частью информационной культуры, которая, в свою очередь, связана с общей культурой личности. На наш взгляд, информационная компетентность это совокупность знаний и умений в области информационнокоммуникационных технологий и опыт их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать принципиально новые решения в быстро меняющихся условиях с использованием современных технологических средств. Теоретический материал даёт целостное представление об информационной компетентности учащихся профильных классов, обоснование критериев и уровней её сформированности является предпосылкой для исследования тенденций и условий их развития. Это позволяет выполнить одно из основных требований, выдвигаемых к
выпускникам школ с профильным обучением, а именно: более целенаправленно овладеть современными информационно-коммуникационными технологиями.
Примечания:
1. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган.
- М.: Санкт-Петербург, 1996. - 311с.
2.
ступени общего образования. №2783 от
18.07.2002г.
3.
образования: Материалы для разработки документов для обновления общего образования. М.ЮОО «Мир книги». 2001. - 66 с.
4. . .
России. Перспективы развития / А.М. Новиков.
- М.: ИЦП НПО РАО, 1997. - 257 с.
5. . . -
вания информационной компетентности взрос//
Дополнительное профессиональное образование. - 2006. - №4(28).
6. . . / . .
Холодная. - М.: Томск - Москва, 1997. -210 с.
7. . .
в образовательных стандартах / В.В.Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. - 2003. - №2. -.3-10.