ПЕДАГОГИКА
Л.В. Шкерина, Г.С. Саволайнен
МОДЕЛИРОВАНИЕ НАДПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В современных документах, определяющих основные направления модернизации отечественного образования, компетентностный подход обозначен как одна из основных парадигм обновления его качества. Реализация данного подхода предполагает формирование и развитие ключевых компетентностей учащихся общеобразовательной школы в процессе воспитания и обучения дисциплинам стандарта. Это сложная многоплановая проблема, стоящая перед современной школой. Ее решение невозможно без разработки научно обоснованных моделей надпредметной компетентности учащихся как комплекса их ключевых компетентностей. Цель настоящей статьи авторы видят в обозначении подхода к моделированию надпредметной компетентности выпускников общеобразовательной школы.
Придерживаясь определения понятия ключевой компетентности, представленного в работах В.А. Болотова, И.А. Зимней, В.В. Серикова и других ученых, надпредметную компетентность учащихся различных возрастных групп будем понимать как комплекс ключевых компетентностей, необходимый для их успешного функционирования в образовательном пространстве школы и социума. В ключевой компетентности, как и большинство ученых, выделим три компонента: когнитивный, праксиологический и аксиологический — они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их выделение проведено с целью более детального и глубокого исследования феномена надпредметной компетентности и решения задач диагностики формирования и развития этих компетентностей у учащихся.
Вступая в самостоятельную жизнь, выпускник общеобразовательной школы должен быть готов к решению комплекса разнообразных проблем и задач, связанных с его жизненным и профессиональным самоопределением. Именно поэтому сегодня старшая ступень общеобразовательной школы в большей степени, чем другие ее ступени, подвергается структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений определяется как обеспечение наибольшей личностной направленности и вариатив-
ности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности и дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, конкурентоспособную, мобильную личность, готовую сделать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, способную осознавать и отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.
Как отмечают психологи, старший школьный возраст благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению — личностному, профессиональному, гражданскому, жизненному. Психологическая готовность к самоопределению — основное новообразование старшего школьного возраста - предполагает сформированность на высоком уровне самосознания, картины мира, потребностей, среди которых центральное место занимают нравственные убеждения, ценностные ориентации, жизненные смыслы; гражданская позиция, актуализация и др. [Преподавание психологии ... 2003].
В стандарте среднего (полного) общего образования обозначен круг общих умений, навыков и способов деятельности, которыми необходимо владеть выпускнику общеобразовательной школы. Выделено три группы обобщенных умений в области познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности. Представленное в стандарте их описание можно рассматривать как некоторую обобщенную модель надпредметной компетентности выпускника общеобразовательной школы, в определенной степени отражающую возрастные особенности старшеклассников. Однако модели такого вида не являются технологичными и не несут в себе информации, достаточной для решения задач управления формированием и развитием этой компетентности у учащихся. Для решения методических и технологических проблем формирования над-предметной компетентности необходимо выделять критерии ее сформирован-ности и разрабатывать соответствующие им покомпонентные и операциональные диагностические модели надпредметной компетентности учащихся каждой возрастной группы.
Одним из методологических подходов к решению этих проблем в рамках ком-петентностного подхода является субъектно-деятельностный подход, предусматривающий разработку критериальной модели качества сформированное™ надпредметной компетентности выпускника общеобразовательной школы.
Критерии сформированности надпредметной компетентности выпускников общеобразовательной школы нами выделены на основе комплексного анализа и синтеза:
— основных требований, предъявляемых к человеку в настоящее время обществом и государством и отраженных в основных документах модернизации отечественного образования;
— фундаментальных целей образования, принятых ЮНЕСКО (умение жить, умение работать, умение жить вместе, умение учиться);
— целей надпредметной подготовки учащихся, представленных в стандарте среднего (полного) общего образования в виде характеристики их общеучебных умений, навыков и способов деятельности;
— теории и практики реализации компетентностного подхода в зарубежной и отечественной школе;
— многолетнего личного опыта педагогической деятельности.
Общеобразовательная школа несет ответственность за подготовку выпускников к самостоятельной взрослой жизни со всеми ее проблемами. Естественно, что в школьные годы ребенок также встречается с различного рода трудностями и неудачами, но все они, как правило, связаны с учебными или личными успехами и неудачами. Учителя, классные руководители, родители так или иначе помогают детям с этим справляться, находят подходящие способы и средства. Это, несомненно, способствует приобретению учащимися опыта решать всевозможные жизненные проблемы и задачи и «переживать» успех и неудачи. Истоки большей части успехов и неудач лежат в целеполагании. Они зависят от того, насколько цели реальны, умеют ли школьники предвидеть (прогнозировать) ожидаемый результат, регулярно ли контролируют, отслеживают этапы достижения своих целей, умеют ли корректировать принятые цели. Выпускник общеобразовательной школы должен осознавать необходимость и важность выполнения всех основных этапов целеполагания своей жизнедеятельности. У него должна быть сформирована потребность в целеполагании своей учебной, трудовой, социальной и личной успешности.
Все требования к сформированности надпредметной компетентности выпускника общеобразовательной школы, его успешности важны и могут рассматриваться как один из ее критериев, а именно готовность к постановке и принятию целей жизнедеятельности как прогнозированию успешного ожидаемого результата учебной, трудовой деятельности, поведения.
Окончание общеобразовательной школы — очень важный этап в жизни каждого человека. Еще вчерашний школьник стоит перед выбором дальнейшего жизненного пути. На этом этапе ему очень важно не ошибиться, сделать выбор той профессиональной траектории, которая будет в полной мере отражать его интересы и потенциальные возможности. В современном быстро меняющемся мире это сделать очень сложно. Далеко не каждый выпускник сегодня в состоянии это сделать самостоятельно. Конечно, большая помощь и ответственность в этом плане лежит на семье, родителях. Однако школа также должна проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся к выбору будущей профессии. Образовательный процесс, его учебная и воспитательная составляющие имеют большие потенциальные возможности для раскрытия способностей учащихся и их развития. Но в настоящее время они используются недостаточно. Объективная реальность такова, что многие выпускники не знают, куда пойти после школы: где учиться или где работать. Эта ситуация в перспективе часто приводит к разочарованию и неудовлетворенности качеством своей жизни. В этой связи готовность выпускника общеобразовательной школы к выбору профессии, высшего или среднего специального учебного заведения в настоящее время необходимо рассматривать как один из критериев сформиро-ванности его надпредметной компетентности.
Успешность ученика, выпускника общеобразовательной школы и взрослого человека во многом зависит от того, насколько он умеет самостоятельно учиться. В наш информационный век это умение становится все более актуальным для
каждого культурного и образованного человека. Особенно его значимость возрастает в связи с наметившейся и реально реализуемой в высшей школе тенденцией резкого сокращения аудиторных занятий со студентами и увеличения доли их самостоятельной работы. Возросший поток разнообразной информации, появление новых ее источников и средств требуют специальной, целенаправленной подготовки школьников к поиску, систематизации и усвоению нужной информации. Образовательный процесс в школе должен быть направлен на развитие у учащихся потребности и способностей самостоятельно и целенаправленно пополнять свои знания. Все это позволяет утверждать, что готовность выпускника общеобразовательной школы к самообразованию является одним из критериев сформированности их надпредметной компетентности.
Глобализация социально-экономических процессов, основанная на соответствующих интеграциях как внутри страны, так и на международном уровне, с необходимостью требует от современного человека умения работать в группе на основе творческого взаимодействия, инициативы и осознанного понимания своей роли и индивидуального вклада в продукт коллективной деятельности. Государственные стратегия и тактика решения актуальных всероссийских задач как национальных проектов еще в большей степени актуализирует потребность в инициативных грамотных специалистах, готовых к коллективному их выполнению.
Традиционное отечественное образование ориентировано в основном на индивидуальные формы учебной деятельности учащихся и на их взаимодействие с учителем и в меньшей степени — на формы их коллективной совместной учебной деятельности. Однако объективная реальность настоящего и перспектива развития России и мировой цивилизации в целом указывают на необходимость владения молодыми людьми, чье поколение вступает в самостоятельную профессиональную жизнь, основными формами, методами и средствами коллективной работы.
В связи с этим отечественные вузы активно внедряют в образовательный процесс различные формы и методы коллективной работы, такие как учебная деловая игра, проектный метод обучения, работа в группах сменного состава и т. п. Выпускник общеобразовательной школы, поступивший в высшее учебное заведение, должен уже быть готовым к реализации своей учебной деятельности в таких условиях. Выпускнику общеобразовательной школы, поступившему на работу, также необходимо быть готовым к совместной деятельности в трудовом коллективе, к осознанию общих и индивидуальных целей деятельности и своего вклада в результат деятельности всего коллектива. Таким образом, готовность выпускника общеобразовательной школы к совместной учебной и трудовой деятельности является одним из критериев сформированное™ его над-предметной компетентности.
Ушли в прошлое распределение специалистов на работу, присуждение квалификационного разряда, напрямую зависящего от стажа работы, плановый карьерный рост, каждый этап которого определялся стажевыми характеристиками и партийной принадлежностью претендента, и другие предписанные инструктивными документами формальные признаки квалификации специалиста. В настоящее время любой специалист должен быть конкурентоспособным,
готовым проявить профессиональные качества и пройти объективный конкурсный отбор. Для этого недостаточно владеть только типовыми стандартными видами профессиональной деятельности. Необходимо творческое отношение молодого специалиста к своей профессии.
Формирование творческого мышления начинается еще в младшем возрасте. В школьном возрасте его необходимо развивать, формировать у учащихся умения решать нестандартные задачи, анализировать имеющиеся условия, прогнозировать возможные ожидаемые результаты их решения, находить различные способы получения этих результатов. Но сегодня недостаточно говорить о творческом решении только учебных задач. Учащиеся школы и ее выпускники должны уметь переносить общие способы и правила решения задач предметных областей на решение проблем личного и социального характера. Современные условия жизнедеятельности субъекта требуют от него творческого, креативного подхода к решению разнообразных задач. Поэтому креативность как качество психики, обеспечивающее готовность выпускника общеобразовательной школы к творческому решению задач своей жизнедеятельности по праву может рассматриваться одним из основных критериев сформиро-ванности надпредметной компетентности выпускников общеобразовательной школы.
Неоспоримо важным было всегда и особенно значимым стало в настоящее время умение человека рефлексировать и на основании этого делать объективные оценки проявления личностных качеств, знаний и умений, отношений: к себе (своим знаниям, умениям, характеру, здоровью); семье (родителям, родственникам); друзьям, товарищам, знакомым; труду; природе; обществу.
Без этого невозможно целенаправленное развитие и саморазвитие личности, ее самореализация и самосовершенствование в различных сферах жизнедеятельности. Для определения целей и планов личной жизни, образования, профессиональной и общественной деятельности каждому человеку необходимо уметь анализировать их различные стороны: профессиональную успешность и карьерный рост; конкурентоспособность; статусность в коллективе; необходимость повышения профессиональной подготовки или переподготовки, самообразования; круг общественной деятельности; отношения в семье, личную жизнь; состояние здоровья.
Все эти важные качества и отношения личности необходимо формировать и развивать у учащихся в школе; создавать им условия для проведения самоанализа результатов учебной и внеучебной деятельности, поступков и проявления тех или иных личностных качеств и на основании этого анализа давать оценку своей успешности.
Выпускник общеобразовательной школы должен быть готов к рефлексии, самооценке результатов своей деятельности, поступков и отношений социокультурного взаимодействия. В логике проведенного анализа можно утверждать, что готовность выпускников общеобразовательной школы к организации и переживанию рефлексивно-ценностных отношений является одним из основных критериев сформированности его надпредметной компетентности.
В условиях усиления интеркультурных и межконфессиальных связей, интенсивного вхождения России в европейские и всемирные процессы каждому человеку необходимо быть толерантным, уважать мнение, отличное от собственного, уметь выслушать и понять другого, допускать возможность существования альтернативных точек зрения. Это, с одной стороны, и необходимые условия успешной совместной работы, взаиморазвития, взаимосовершенствования, и, с другой — важные качества взрослых, детей, юношества. Воспитание этих качеств необходимо начинать у ребенка в раннем возрасте. Выпускник общеобразовательной школы должен обладать толерантными качествами. Это еще один критерий сформированности его надпредметной компетентности.
Учащиеся старших классов готовятся войти во взрослую жизнь, занять в ней достойное место. Это предполагает определенную гражданскую зрелость личности, заключающуюся в знании основных правовых, гражданских, экономических и политических норм, понимания гражданственности и гражданской позиции, в их принятии в качестве ценностных ориентаций как необходимого условия личностного и профессионального становления, в наличии опыта проявления гражданской позиции, экономической, правовой и политической культуры. Таким образом, гражданская зрелость выпускника общеобразовательной школы как основа гражданственности, правовой, политической и экономической культуры является критерием сформированности его над-предметной компетентности.
В соответствии со сформулированными критериями надпредметной компетентности выпускника общеобразовательной школы авторами выделена ее структура как комплекс следующих ключевых компетентностей: социальноличностная, правовая, политическая, экономическая, информационная, общеучебная, группового взаимодействия, коммуникативная, организационная, диагностическая, аналитико-рефлексивная, прогностическая, исследовательская.
Это позволило авторам разработать содержательную модель надпредметной компетентности выпускника общеобразовательной школы, выделив в ней основные компоненты каждого из аспектов компетентности: когнитивный, праксиологический и аксиологический.
В связи с ограниченностью объема журнальной статьи авторы не имеют возможности полностью представить разработанную покомпонентную структуру надпредметной компетентности выпускника общеобразовательной школы. В этой связи приведем краткую характеристику некоторых составляющих ее ключевых компетентностей.
Информационная компетентность. Когнитивный компонент. Выпускник общеобразовательной школы знает: основные современные виды и источники информации; основные средства, способы и правила получения и передачи информации; основные правила пользования библиотекой и работы с ее фондами; основные правила работы с печатным источником информации (книги, периодические издания); основные правила пользования компьютером; основные способы сбора и хранения информации в печатном и электронном виде; основные правила поиска нужной информации в Интернете; основные правила пользования электронной библиотекой (электронными фондами библиотеки); прави-
ла пользования сканером и его основные информационные функции; основные способы и алгоритмы создания личной электронной библиотеки; правила пользования электронной почтой, отправления и получения информации.
Праксиологический компонент. Выпускник общеобразовательной школы умеет: воспринимать (получать) информацию на слух, из печатных и электронных источников; передавать информацию в форме устной и письменной речи; работать в читальном зале библиотеки; работать с библиографическим каталогом библиотеки; работать с современными средствами информации; собирать и хранить информацию в печатном виде; пользоваться компьютером для поиска нужной информации на дисках и рабочем столе; находить нужную информацию в Интернете; хранить информацию в компьютере, на дискете, диске, флэш; пользоваться электронной библиотекой (электронными фондами библиотеки); пользоваться сканером для перевода информации из печатного источника на электронный источник; создавать личную электронную библиотеку, информационную базу данных; пользоваться электронной почтой, отправлять и получать информацию.
Аксиологический компонент. Выпускник общеобразовательной школы осознает необходимость и важность для успешной самореализации в учебной и профессиональной деятельности, личной, семейной и общественной жизни знания: основных видов, средств и источников информации; основных способов и правил получения информации на слух, из письменных и электронных источников; основных форм и способов устной и письменной передачи информации; основных правил пользования библиотекой и ее фондами; основных правил работы в читальном зале библиотеки; основных правил использования библиотечного каталога для подбора нужных книг, журналов и газет по заданной теме; основных правил работы с книгой и периодическим изданием; основных правил использования компьютера для получения информации; основных правил поиска нужной информации в Интернете; основных правил хранения информации в компьютере и на магнитных дисках; основных правил пользования электронной библиотекой (электронными фондами библиотеки); алгоритмов пользования сканером и принтером; основных способов создания личной электронной библиотеки (электронной информационной базы данных); алгоритмов пользования электронной почтой, отправления и получения информации; умения их целесообразно использовать в любой сфере своей жизнедеятельности (учебной, выборе профессии, приобретении современных актуальных знаний, общем интеллектуальном росте и развитии социально значимых личностных качеств).
Организационная компетентность. Когнитивный компонент. Выпускник общеобразовательной школы знает: суть организационной деятельности, ее основные цели, объекты и субъекты; основные этапы организационной деятельности; основные способы и правила планирования деятельности (своей и других); основные способы и правила организации деятельности; основные способы и правила самоконтроля и контроля деятельности; роль организации деятельности в ее успехе; значение самоорганизации в успехе своей жизнедеятельности.
Праксиологический компонент. Выпускник общеобразовательной школы умеет: реализовывать цели организационной деятельности; реализовывать ос-
новные этапы организационной деятельности; составлять план своей деятельности (реализации принятых целей); определять время, необходимое для выполнения каждого пункта плана; планировать свою внеучебную деятельность (работу в предметных кружках, участие в олимпиадах; участие в делах класса (школы); регулярные занятия спортом; общественно полезные дела; планировать свою подготовку к получению специальности (поступление в вуз, ссуз, на работу и др.); планировать свое свободное время (для чтения художественной и другой литературы, посещения театра, просмотра кинофильмов; время для выполнения хозяйственно-бытовых дел; для прогулок на воздухе и встреч с друзьями); своевременно реализовать принятый план; контролировать своевременность выполнения плана; участвовать в организации и проведении классного или общешкольного дела; организовывать и проводить классные или общешкольные дела; организовывать и проводить досуг в кругу друзей и родных; оценивать значение роли планирования и организации в успешности своей деятельности в различных областях; оценивать значение роли планирования и организации в успешности коллективных мероприятий (совместной деятельности).
Аксиологический компонент. Выпускник общеобразовательной школы осознает необходимость и важность для успешной самореализации в своей жизнедеятельности знания: сути организационной деятельности, ее целей и значения в жизнедеятельности каждого человека; основных этапов организационной деятельности; основных способов и правил планирования деятельности (своей и других); основных способов и правил организации деятельности; основных способов и правил самоконтроля и контроля деятельности; значения самоорганизации в успехе своей жизнедеятельности; организации любой сферы своей жизнедеятельности; цели организационной деятельности; составления плана своей деятельности (реализации принятых целей); реализации основных этапов организационной деятельности; контроля своевременности выполнения плана. Осознает важность наличия собственного опыта в организации внеучебных дел в кругу одноклассников, друзей и родственников. Испытывает потребность в самоорганизации и организации как в необходимом условии успешной реализации различных сторон жизнедеятельности.
Общеучебная компетентность. Когнитивный компонент. Выпускник общеобразовательной школы знает: основные формы теоретического и практического познания; общие методы теоретического и практического познания; способы структурирования объекта познания; основные способы приобретения знаний из письменных источников; основные способы приобретения знаний из устных источников; основные способы приобретения знаний из электронных источников; способы решения учебных и практических задач на основе использования известных алгоритмов; приемы и способы творческого решения учебных и практических задач; основные способы и формы монологического и диалогического (устного и письменного) воспроизведения усвоенного учебного материала; основные типы и способы самоконтроля учебно-познавательной деятельности; основные способы самооценки учащимися учебно-познавательной деятельности и ее результатов.
Праксиологический компонент. Выпускник общеобразовательной школы умеет: использовать основные формы теоретического и практического познания; использовать общие методы теоретического и практического познания; структурировать объект познания, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, разделять процессы на этапы на основе выделения характерных причинно-следственных связей; работать с печатным учебным текстом и учебными материалами на электронных носителях; воспринимать учебную информацию на слух и работать с ней; решать учебные и практические задачи на основе использования известных алгоритмов; использовать способы творческого решения учебных и практических задач; использовать основные способы монологического и диалогического воспроизведения усвоенного учебного материала; контролировать свою учебно-познавательную деятельность — оценивать процесс и результаты своей учебно-познавательной деятельности.
Аксиологический компонент. Выпускник общеобразовательной школы осознает необходимость и важность знания: основных форм теоретического и практического познания; общих методов и правил теоретического познания и владения ими; общих методов и правил практического познания и владения ими; способов и правил структурирования объекта познания и владения ими; основных способов работы с учебной литературой и владения этими способами; основных способов и правил приобретения знаний из устных источников и владения ими; основных способов и правил приобретения знаний из электронных источников; основных способов и приемов творческого решения учебных и практических задач и владения ими; возможностей компьютера и программных материалов для достижения учебной успешности; основных способов и правил использования компьютера и электронных образовательных сред и владения ими; основных способов и правил самоконтроля и самооценки учебно-познавательной деятельности и владения ими. Выпускник общеобразовательной школы осознает важную роль всех общеучебных знаний и умений в его самоопределении после школы, в успешности получения профессии и профессионального роста, в профессиональной и социальной мобильности, семейной и личной жизни. Осознание такой важности должно проявляться на уровне устойчивой потребности и готовности выпускника общеобразовательной школы к продолжению образования на следующей ступени, успешному обучению в вузе, ссузе и др., к профессиональному и общекультурному самообразованию. Учащийся, оканчивающий общеобразовательную школу, должен иметь опыт самообразования в какой-то области знания.
Компетентность группового взаимодействия. Когнитивный компонент. Выпускник общеобразовательной школы знает: основные формы и принципы организации совместной работы в группе; основные способы и правила совместной работы в группе; основные способы и правила идивидуальной работы члена группы; основные этапы работы в группе; основные способы и правила межсубъ-ектного взаимодействия в группе; основные способы и правила организации коллективного взаимодействия в группе; основные способы и правила рефлексивного поведения членов рабочей группы; основные правила сочетания групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учета персонального вклада каждого.
Праксиологический компонент. Выпускник общеобразовательной школы умеет: реализовать основные способы и правила совместной работы в группе; использовать основные способы и правила индивидуальной работы в качестве члена рабочей группы; реализовывать основные этапы работы в группе; использовать основные способы и правила межсубъектного взаимодействия с другими членами группы; реализовывать основные способы и правила организации коллективного взаимодействия в группе; использовать основные способы и правила рефлексивного поведения в рабочей группе; использовать основные правила сочетания групповой и индивидуальной оценки результатов своей деятельности; использовать основные правила групповой и индивидуальной оценки результатов персонального вклада каждого члена группы.
Аксиологический компонент. Выпускник общеобразовательной школы осознает необходимость и важность: знания основных форм и принципов совместной работы в группе; знания и умения реализовывать основные способы и правила совместной работы в группе; знания и целесообразности использования основных способов и правил индивидуальной работы в качестве члена рабочей группы; знания основных этапов работы в группе и умения их последовательно реализовывать; знания основных способов и правил межсубъектного взаимодействия с другими членами группы и умения их использовать; знания основных способов и правил организации коллективного взаимодействия в группе и умения их своевременного использования; знания основных способов и правил рефлексивного поведения в рабочей группе и умения ими пользоваться; знания и умения использовать основные правила коллективного (группового) и индивидуального оценивания результатов своей деятельности; знания и умения использовать основные правила групповой и индивидуальной оценки результатов персонального вклада каждого члена группы. Каждый учащийся, оканчивающий общеобразовательную школу, должен иметь собственный позитивный опыт учебной и внеучебной работы в группе и осознавать необходимость и важность владения основными умениями работать в группе для своего будущего профессионального и социально-личностного становления и развития.
Прогностическая компетентность. Когнитивный компонент. Выпускник общеобразовательной школы знает: понятия прогноза и прогнозирования; основное назначение прогноза; основные целевые установки прогнозирования; примеры прогнозирования в различных областях; основные способы и правила прогнозирования; уровни прогнозирования; основные этапы прогнозирования.
Праксиологический компонент. Выпускник общеобразовательной школы умеет: формулировать цели прогнозирования учебной и внеучебной деятельности, развития своих отношений в школьном коллективе, семье и социуме; прогнозировать результаты своей учебной и внеучебной деятельности на ближнюю и среднюю перспективу; реализовывать все основные этапы прогнозирования; использовать способы прогнозирования на уровне простейших математических расчетов и логического вывода; соблюдать основные правила прогнозирования.
Аксиологический компонент. Выпускник общеобразовательной школы осознает необходимость и важность: знания основных понятий прогноза и прогнозирования, их целей и областей использования; знания основных способов и правил прогнозирования; знания основных уровней и этапов прогнозирования;
умения формулировать цели прогнозирования учебной и внеучебной деятельности, развития своих отношений в школьном коллективе, семье и социуме; умения прогнозировать результаты своей учебной и внеучебной деятельности на ближнюю и среднюю перспективу; реализовывать все основные этапы прогнозирования; умения использовать адекватные способы прогнозирования; соблюдения основных правил прогнозирования. Выпускник общеобразовательной школы должен иметь опыт прогнозирования результатов своей жизнедеятельности как в учебной, так и во внеучебной сферах. У него должна быть сформирована потребность в прогнозировании результатов различных сторон его жизнедеятельности доступными и адекватными способами. Выпускник общеобразовательной школы должен осознавать потребность и готовность к прогнозированию как некое ценное качество своей личности, необходимое для дальнейшего самосовершенствования и саморазвития.
На основе предлагаемой модели можно разрабатывать операционально-диагностические карты сформированности надпредметной компетентности учащихся. Авторами разработан комплекс таких карт, как динамическая модель над-предметной компетентности учащихся 5-11-х классов [Шкерина, Саволайнен 2006].
Библиографический список
1. Преподавание психологии в школе: учебно-методическое пособие. III—XI классы / под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.
3. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8.
4. Шкерина, Л.В. Обновление качества надпредметной подготовки учащихся общеобразовательной школы / Л.В. Шкерина, Г.С. Саволайнен; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2006.