чества, как ОРй-технология, конечным результатом которого является построение «домика качества».
Элементы домика качества, а именно - параметры потребности, формируются на основе «голоса потребителя», технические параметры объекта -на основе «дерева свойств», а определение корреляции между параметрами объекта осуществляется на основе «дерева функций».
Таким образом, применение инструментов инженерного творчества в рамках системного подхода обеспечивает проектирование конкурентоспособной продукции, параметры которой будут актуальны и в будущем с точки зрения требований потребителей.
Литература
1. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.
2. Семенов В.Л. Формирование факторов повышения качества продукции с применением методов прогнозирования // Вестник Чувашского университета. 2012. № 2. С. 477-481.
СЕМЕНОВ ВЛАДИСЛАВ ЛЬВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SEMENOV VLADISLAV LYVOVICH - candidate of economics sciences, associate professor of Quality Management and Competitiveness Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 332.142:339.137.24 (470.344)
В.Л. СЕМЕНОВ
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ*
Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, продукция, региональная политика, координационный механизм.
Предложен механизм координации Правительства Чувашской Республики с отраслевыми предприятиями в рамках обеспечения качества и конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.
V.L. SEMENOV
DEVELOPMENT OF REGIONAL POLICY CHUVASH REPUBLIC IN THE QUALITY AND COMPETITIVENESS
Key words: quality, competitiveness, production, regional policy, coordination mechanism.
We propose a mechanism for the coordination of the Government of the Republic of Chuvashia with industry in the quality and competitiveness of their products.
Для регионов, не обладающих богатыми природными ресурсами, наличие конкурентоспособной продукции хозяйствующих субъектов региона является фактором экономического роста не только за счет притока денежных средств и инвестиций из соседних регионов, но и из заграницы. Конкурентоспособная продукция - это основной показатель привлекательности зарубежного капитала, это инвестиции в нововведения, в дальнейшее развитие предприятий, поэтому любой регион должен иметь четкую политику по обеспечению выпуска конкурентоспособной продукции, выраженной в виде определенного алгоритма. Данный алгоритм должен объективно оценивать деятельность любого предприятия в регионе и объективно определять и предоставлять предприятиям необходимые ресурсы для выпуска конкурентоспособной продукции.
Устойчивая рыночная хозяйственная деятельность предприятий не может осуществляться в отрыве от общегосударственных задач реформирова-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-12-21003 а/В).
ния экономики и социальной сферы. В последнее время на федеральном уровне предпринимаются попытки заключения основных направлений реформирования в рамки федеральных программ с тем, чтобы обозначить ориентиры для направлений рыночных преобразований на региональном уровне.
Приоритет региональной промышленной политики имеет объективные предпосылки: происходит возрастание самостоятельности регионов в осуществлении рыночной хозяйственной деятельности; регионы имеют достаточные полномочия в развитии законодательной и нормативно-правовой базы для установления региональных, межрегиональных и межгосударственных экономических отношений; произошло перераспределение федерального бюджета и образование региональных внебюджетных финансовых ресурсов; хозяйственная деятельность предприятий и развитие их социальной инфраструктуры осуществляются прежде всего в интересах регионов.
Развитию предприятий объективно гарантирована государственная поддержка не только на федеральном, но главным образом на региональном уровнях. Регионы экономически заинтересованы в развитии промышленности, которая является основным источником жизнеобеспечения, составляющим бюджет. Региональная промышленность обеспечивает [1, 2, 4]: производство промышленной продукции и товаров народного потребления для региональных нужд; занятость населения региона и его социальную стабильность; способствует привлечению финансовых, энергетических и сырьевых ресурсов и развитию социально-производственной инфраструктуры и коммуникаций региона; повышению инвестиционной активности и ускорению товарно-денежного обращения; наполнению местного бюджета и расширению налогооблагаемой базы.
Основу региональной промышленной политики составляет баланс потребностей региона и региональных возможностей удовлетворения этих потребностей. Однако необходимо отметить, что речь не идет о полном удовлетворении потребностей региона за счет его региональных промышленных возможностей. В условиях рыночной экономики процессы структуризации предприятий, диверсификации производств и продукции выходят за границы интересов региона.
Любая хозяйственная деятельность предприятий в регионе должна находить поддержку у органов государственной власти. Вместе с тем в каждом регионе имеются свои приоритеты жизнедеятельности, которые определяют направления региональной политики развития предприятий. Система таких приоритетов социально-экономического развития региона составляет основу государственного регулирования региональной хозяйственной деятельности предприятий.
К приоритетам жизнедеятельности можно отнести все виды ресурсов, потребляемые регионом на поддержание его инфраструктуры и обеспечивающие комфортные условия проживания населения. Эти ресурсы можно поставить в прямую зависимость от: состояния бюджета региона; состояния рынка потребления товаров и услуг; состояния производства товарной продукции в регионе.
Таким образом, все это свидетельствует о том, что баланс приоритетных потребностей региона на основе существующего спроса и возможностей их удовлетворения является основополагающей базой для проектирования и формирования региональной политики обеспечения устойчивой хозяйственной деятельности предприятий региона.
Предприятия промышленности и предприятия малого предпринимательства могут устойчиво развиваться, если им на региональном уровне будут созданы и обеспечены условия для рыночной хозяйственной деятельности [2]:
- приоритеты региона, установленные в директивном порядке, и потребности для их удовлетворения;
- система регионального заказа на разработку и реализацию региональных программ и проектов на конкретной основе, условия для инвестирования
в производство (льготные кредиты и налогообложение, содействие в реализации продукции, залоговые гарантии и страховые полисы, лизинговые операции и обращение ценных бумаг);
- условия для активной маркетинговой деятельности (информационные фонды, банки данных, информационные сети и системы, автоматизированные системы, дилерские и дистрибьюторские структуры);
- условия для обеспечения конкурентоспособности и качества продукции (система льготирования конкурентоспособных товаропроизводителей и продукции);
- государственное регулирование рынка труда и кадровое обеспечение рыночной хозяйственной деятельности предприятий; региональная система оценки коммерческого продукта предприятий и их паспортизация (коммерческие паспорта предприятий и фонды собственности предприятий).
Основные направления региональной промышленной политики могут быть конкретизированы в следующем виде [2]:
- формирование и обеспечение реализации регионального заказа для нужд социально-экономических приоритетов жизнедеятельности региона;
- содействие в разработке и реализации федеральных целевых программ;
- формирование и реализация межрегиональных и межгосударственных целевых программ, в том числе конверсионных и военно-технических, программ и проектов в развитие различных межправительственных соглашений, консолидация финансовых ресурсов для развития региональной промышленности (образование регионального фонда поддержки и развития промышленности);
- реструктуризация региональной промышленности и развитие малого предпринимательства;
- формирование регионального инвестиционного комплекса и фонда ценных бумаг;
- формирование и использование информационного регионального банка данных о потребляемых ресурсах, о товаропроизводителях и продукции региона, о структуре регионального потребительского рынка;
- формирование и использование региональной системы обеспечения конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции на базе технологий автоматической идентификации;
- информационное обеспечение деятельности региональной товарной биржы и развитие многоуровневого маркетинга;
- введение в действие региональной системы опережающей подготовки кадров по направлениям рыночной хозяйственной деятельности предприятий;
- реализация активной структурной политики, направленной на осуществление курса социально ориентированного и ресурсосберегающего экономического роста;
- создание экономического механизма, нацеленного на поощрение деловой и инвестиционной активности, повышение эффективности и использования промышленного и ресурсного потенциала республики.
Таким образом, региональная политика развития предприятий как совокупность технологий программно-целевого государственного регулирования развития региональной промышленности и хозяйственной деятельности должна быть направлена на повышение экономической безопасности региона с вытекающими из этого позитивными последствиями (повышение качества выпускаемой продукции предприятиями региона, рост показателей социальной сферы и т.д.).
Большое значение для стимулирования предприятий и организаций Чувашской Республики к повышению качества, конкурентоспособности продукции и услуг и создания предпосылок для широкого внедрения современных методов управления и обеспечения качества на основе отечественных и ме-
ждународных стандартов внес проводимый конкурс на соискание премий Президента Чувашской Республики в области качества, который с 2010 г. переименован на премию в области социальной ответственности.
Одним из основных вопросов политики Чувашской Республики в области повышения качества и конкурентоспособности продукции, определяющих престиж республики и являющихся решающим фактором увеличения ее национального богатства, является внедрение на предприятиях Чувашии систем качества, удовлетворяющих требованиям международного стандарта 180 9001, а также участие предприятий на таких конкурсах, как «Премия Правительства Российской Федерации в области качества», «100 лучших товаров России», «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века» и др.
Итогом работ, проводимых промышленными предприятиями Чувашской Республики по повышению качества и конкурентоспособности продукции, внедрению систем управления качеством и систем управления предприятием, активному взаимодействию с потребителями продукции, а также совершенствованию знаний в области управления и обеспечения качества, являются заслуженные награды и премии в области качества как общероссийского уровня, так и международного значения.
Дальнейшим механизмом повышения качества и конкурентоспособности продукции предприятий и полного оздоровления всей системы региональных и местных финансов Чувашской Республики является выборочное стимулирование отдельных предприятий республики по дальнейшему повышению конкурентоспособности их продукции. Элементами такого стимулирования являются, например, предоставление льгот в области налогообложения, предоставление долгосрочных инвестиций, помощь в лизинговых операциях [3] и т.п. С этой целью предлагается алгоритм целенаправленного стимулирования Правительством Чувашской Республики отдельных предприятий с целью повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.
Разработанный алгоритм объективно оценивает деятельность любого предприятия в регионе, определяет, предоставляет необходимые ресурсы для выпуска конкурентоспособной продукции и состоит из следующих этапов:
1. Подача предприятием заявки в координационный комитет при Правительстве Чувашской Республики (рисунок) с указанием следующих параметров, позволяющих оценить эффективность деятельности предприятия в области обеспечения качества: наличие сертификата соответствия; подтверждение эффективности работы системы качества (динамика брака, затраты на качество, план мероприятий по обеспечению качества, мероприятия по техническому и технологическому перевооружению производства, наличие рабочих групп, занимающихся вопросами обеспечения качества и т.д.); внедрение элементов самооценки в деятельность предприятия; результаты участия в конкурсах в области качества.
В состав координационного комитета должны входить отраслевые подкомитеты (по электроэнергетике, машиностроению и металлообработке, химической, топливной, лесной и деревообрабатывающей, легкой, пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой, полиграфической промышленности и промышленности строительных материалов), независимая группа экспертов и апелляционная группа.
2. Проведение аттестации деятельности предприятия отраслевым подкомитетом в соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия и структурой промышленного комплекса Чувашской Республики. Оценка производится независимой группой экспертов, которые определяют показатели качества и конкурентоспособности продукции и их резервы для дальнейшего повышения. С этой целью координационный комитет дает указание о проведении аттестации дея-
тельности предприятия в соответствующий подкомитет. Подкомитеты состоят из отдельных групп в зависимости от структуры отрасли (в организационной структуре не указаны). Так, подкомитет по машиностроению и металлообработке состоит из группы по тракторной и автомобильной тематике, группы по электротехнической продукции, группы по продукции народного потребления.
Структура и функции координационного комитета
3. Заключение отраслевого подкомитета о деятельности предприятия с указанием отрицательных и положительных сторон, с определением резерва для дальнейшего развития и передачи информации, необходимой для повышения качества продукции. Полученный анализ независимой экспертной группой может в дальнейшем широко использоваться предприятием-заявите-лем для повышения качества своей деятельности, т.е. комитет по оценке качества выполняет не только роль стимулирования конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятиями, но и указывает возможные пути повышения качества и конкурентоспособности.
4. Формирование пакета стимулирования. Метод стимулирования может подбираться либо соответствующим Министерством Чувашской Республики согласно рекомендации Координационного комитета, либо непосредственно самим предприятием-заявителем, что позволяет ему на основе уже проведенного им анализа наиболее эффективно использовать полученные ресурсы и тем самым за короткий период времени обеспечивать повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В тех случаях, когда предприятие-заявитель не согласно с решением соответствующего подкомитета или поставленными оценками группой экспертов, оно может обратиться с просьбой о проведении дополнительного анализа в группу по рассмотрению апелляций. Данная группа на основании предъявленных пред-приятием-заявителем претензий по деятельности соответствующей подгруппы принимает решение о проведении дополнительной экспертизы. В том случае, если группа по рассмотрению апелляций в претензиях предприятия-заявителя предусматривает обоснованные факты по проведению дополнительной экспертизы, она формирует собственную группу экспертов, которая проводит дополнительный анализ деятельности предприятия. В дальнейшем полученные результаты передаются в координационный комитет, где решается вопрос о предоставлении специальных льгот предприятию-заявителю.
Таким образом, одним из элементов эффективного повышения качества и конкурентоспособности продукции кроме существующих как на федеральном, так и на региональном уровнях премий в области качества является це-
ленаправленная политика регионального правительства в стимулировании отдельных предприятий, способных значительно повысить свои показатели в области качества и конкурентоспособности.
Литература
1. Архипов Ю.Р., Яковлев А.Е. Экономическая и социальная география Чувашской Республики: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998. 304 с.
2. Белов Г.В., Быцкевич В.М. Технологии промышленного менеджмента. М.: Металлургия, 2000. 288 с.
3. Вахитов Д.Р., Тазиев И.В., Тимирясов В.Г. Лизинг: зарубежный опыт и российская практика. Казань: Таглимат, 2000. 92 с.
4. Кураков Л.П. Региональные экономические системы в современных условиях // Совершенствование работы информационных структур в новых условиях: сб. науч. тр. семинара-совещания руководителей региональных подразделений Главгоссвязьнадзора Российской Федерации. Чебоксары: Общественный центр поддержки и развития науки, образования и культуры, 1998. С. 3-29.
СЕМЕНОВ ВЛАДИСЛАВ ЛЬВОВИЧ. См. с. 460.
УДК 330.131.5
О.Н. СКВОРЦОВ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЫТОВЫХ УСЛУГ
Ключевые слова: эффективность, энергосбытовые услуги.
Рассмотрены подходы к оценке эффективности деятельности предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг.
O.N. SKVORTSOV IMPROVEMENT OF METHODS FOR ESTIMATING THE EFFICIENCY OF FIRMS PROVIDING ENERGY RETAILING SERVICES Key words: efficiency, energy retail services.
Approaches to estimating the efficiency of firms providing energy retailing services are considered in the article.
Одним из основных условий обеспечения эффективности деятельности предприятий является применение в управлении современных методов исследования, требующих разработки адекватных современным условиям показателей для оценки эффективности. Анализ используемых в настоящее время методик оценки эффективности деятельности предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг показал, что их применение недостаточно стимулирует персонал указанных предприятий к улучшениям, а также не в полной мере соотносится с целями и стратегией предприятий. Это подтверждает необходимость системной работы в области маркетинга и диагностики бизнес-процессов с выведением на рабочую доску управляющего звена некоторой совокупности показателей эффективности.
В качестве инструмента стимулирования персонала предприятий к повышению эффективности автором разработана система оценки эффективности производственных подразделений предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг как самостоятельных бизнес-единиц, которые в совокупности определяют конечный результат предприятия (табл. 1).
Для всех показателей задаются три уровня результативности: база, норма, цель. Вышеуказанные уровни результативности, а также весовой коэффициент ключевых показателей в расчете рейтингового коэффициента уста-