Научная статья на тему 'Кластерный механизм повышения конкурентоспособности региона'

Кластерный механизм повышения конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПОДХОД / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КЛАСТЕР / ПРЕДПОСЫЛКА / ПОТЕНЦИАЛ / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтариева Л.Г.

Государственная индустриальная инновационно-инвестиционная политика выступает основой для кластеризации экономического развития регионов. В статье проведен анализ различных форм и типов кластеров, составлена принципиальная схема влияния кластеризации экономической деятельности на конкурентоспособность региона, приводится потенциал и особенные предпосылки кластеризации в Республики Башкортостан. Формирование и функционирование кластеров служит реальным средством саморазвития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерный механизм повышения конкурентоспособности региона»

КЛАСТЕРНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

РЕГИОНА

л. г. ахтариева,

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Управление и экономика предпринимательства» Уфимская государственная академия экономики и сервиса

Государственная индустриальная инновационно-инвестиционная политика выступает основой для кластеризации экономического развития регионов. В статье проведен анализ различных форм и типов кластеров, составлена принципиальная схема влияния кластеризации экономической деятельности на конкурентоспособность региона, приводится потенциал и особенные предпосылки кластеризации в Республике Башкортостан. Формирование и функционирование кластеров служат реальным средством саморазвития регионов.

Ключевые слова: регион, подход, инновационно-инвестиционная политика, конкурентоспособность, кластер, предпосылка, потенциал, кластеризация, механизм, кластерная политика, экономическая деятельность, управление, стратегия.

Сегодня широко обсуждается кластерный подход в экономическом развитии страны и регионов. Этот подход вытекает из нового понимания эволюции общественного производства и осуществляемой государственной политики, в том числе промышленной. По поводу последней в отечественной научной и деловой среде не стихают дискуссии и высказываются различные требования: от ее острой необходимости до полного отрицания: «лучшая промышленная политика — это ее отсутствие». Существующие трактовки, обоснования и позиции ученых и экспертов по этой проблематике нашли отражение во многих содержательных публикациях.

Индустриальная инновационно-инвестиционная политика государства. Академик РАН А. И. Татар-кин считает, что промышленная политика отражает не только «секторальную» политику», но также и политику государства по содействию выхода промышленности из структурного кризиса за счет:

1) преодоления несоответствия между возникающей новой технико-экономической парадигмой промышленного развития и институциональной структурой общества;

2) завершения структурной перестройки промышленности в рамках единства технологических, отраслевых и институциональных преобразований как важнейшего этапа циклического развития структуры промышленности» [7, с. 6].

Действительно, развитие промышленности сегодня будет происходить в рамках общеэкономических структурных преобразований и инновационной модели общественного прогресса.

Отождествление же в отдельных публикациях общеэкономической и промышленной политики, а также стремление к выбору отраслевых приоритетов представляются мне в настоящее время весьма ошибочными. Выбор приоритетных отраслей экономики неизбежно отразится на конкуренции. Ведь очевидно, что хотя и косвенно, но предполагается, что в угоду быстрому развитию отраслей и компаний, выдвигаемых в качестве локомотивов экономического роста, несколько угнетаются остальные отрасли народного хозяйства. А это чревато рядом рисков. Во-первых, само определение «локомотивных отраслей» является результатом политического процесса и поэтому несвободно от воздействия «групп влияния». Во-вторых, даже при абсолютной свободе стратегического выбора правительства от воздействия со стороны «групп влияния» наиболее перспективные отрасли могут быть выбраны неверно. В-третьих, даже если «локомотивы роста» выбраны правильно, не исключено, что их количественный рост не будет сопровождаться непосредственным повышением международной конкурентоспособности.

Экономист В. Мау верно отмечает, что: «В современном мире, отличающемся повышенным динамизмом и производства, и потребностей, выделение государством промышленных или других секторальных приоритетов представляется просто невозможным: развитие постиндустриальной системы оказывается куда менее предсказуемым, чем индустриальной» [5, с. 10]. Данное высказывание заслуживает серьезного внимания и учета в изменившейся ситуации. Более того, нельзя не согласиться, что когда происходит сдвиг от промышленности в направлении секторов услуг, стимулирование роста промышленности как таковой является недостаточно корректной задачей, и в этой связи речь должна идти о политике диверсификации, стимулировании роста новых, передовых секторов национальной экономики.

Сегодня наблюдается все большее размывание отраслевых границ за счет диверсификации видов экономической деятельности, кооперации между отраслями и различными производствами, которые носят многоотраслевой характер, что привело к формированию организационной, экономической и финансовой интеграции различных видов конгломератов. Данная тенденция снизила значение отраслевой политики, «что предопределило переход к конкурентной политике, политике структурного перепроектирования» промышленности с целью создания конкурентоспособных отраслей» [7, с. 10].

На основе анализа различных позиций ученых-экономистов основные направления деятельности государства в реальном секторе экономики в настоящее время мне видятся в стимулировании инноваций, инвестиций и структурных преобразований, обеспечивающих в действительности рост конкурентоспособности как отдельных компаний, так и их объединений и отраслей в целом.

Полагаю, что в условиях формирования в нашей стране современной экономики инновационного типа, по сути дела, отпадает необходимость в разделении отраслей на приоритетные (передовые) и обычные (посредственные). Сегодня каждая отрасль может стать прогрессивной и перспективной посредством глубокой переработки сырья и применения высокотехнологичных процессов в конкретных производствах. Все дело в инновационно-технологической перестройке производственно-хозяйственной деятельности каждого предприятия в соответствии с требованиями внутреннего и глобального рынков. Однако это также нуждается в определенном государственном содействии и регулировании, охватывающих не

только собственно промышленное производство, но и другие секторы: энергетику, строительство, транспорт, связь, сферу услуг, индустрию отдыха и развлечений, инженерную инфраструктуру.

В такой постановке мы будем иметь дело уже не с промышленной, а с другой, межотраслевой, государственной политикой, которую на современном этапе развития целесообразно, по моему мнению, именовать индустриальной инновационно-инвестиционной, нацеленной на коренное повышение национальной конкурентоспособности.

Здесь следует отметить, что как бы много и часто не говорилось о наступлении информационно-коммуникационной эпохи, и Россия тоже находится на этапе постиндустриального развития, все же сегодня реальная действительность такова, что наша страна еще не перешла граней индустриального прогресса, которые преодолели передовые зарубежные страны. Нам еще предстоит завершить индустриальный период, причем только при условии инновационно-инвестиционного бума. А поэтому государственную политику в отношении развития национальной экономики более правильно будет называть индустриальной.

Проводимые автором исследования позволили сформулировать принципы государственной индустриальной инновационно-инвестиционной политики на современном этапе развития.

1. Приоритет в государственном содействии и стимулировании принадлежит высокотехнологичным наукоемким производствам, ориентированным как на удовлетворение внутреннего рынка и вытеснение импорта, так и на участие в глобальном экономическом пространстве (экспорт товаров и услуг и завоевание определенных рыночных ниш).

2. Объектом обозначенной политики являются отечественные компании разных размеров (крупные, средние и малые) и их различные объединения (ассоциации, кластеры).

3. Выбор объектов проводимой политики осуществляется по конкретным прозрачным критериям и показателям.

4. Применяется только научно обоснованный выбор форм и инструментов содействия, стимулирования и регулирования (или их совокупности) в каждом конкретном случае (типовой ситуации).

5. Предпочтение отдается децентрализации государственной политики, передаче вопросов выбора ее объектов, форм и инструментов на региональный уровень, с тем чтобы полнее учесть территориальные факторы, местные особенности, конкурентные условия, возможности мультипли-

кативного эффекта социально-экономического развития.

6. Выбор объектов, форм и инструментов осуществляемой политики содействия и стимулирования производится на основе государственно-частного партнерства — в тесном сотрудничестве с бизнес-сообществом.

7. Обязателен системный мониторинг реализации мер государственной политики и получаемых результатов для своевременной корректировки предпринимаемых действий.

На основе этих принципов возможны определение и детализация основных положений, подсистем, элементов активной современной государственной политики, включая комплекс инструментов воздействия.

Чрезвычайно важным должно стать общественное обсуждение разрабатываемой концепции государственной политики индустриального инновационно-инвестиционного развития национальной экономики и последующее оформление и утверждение ее на федеральном уровне. В соответствии с правительственным документом станут возможными разработки и переработки имеющихся концептуальных положений в регионах страны.

В регионах разрабатывались и получили реализацию различные концепции и программы развития промышленного и других секторов экономики, что способствовало их выживанию и функционированию в условиях продолжающихся преобразований. Такие программные инструменты нашли применение в Республиках Башкортостан, Татарстан, Самарской, Свердловской, Челябинской областях.

К примеру, в Башкортостане в 2003—2008 гг. реализовалась концепция промышленной политики [4], при разработке которой были сформулированы цель, задачи, приоритетные направления развития промышленности и ее отраслей, определены меры прямой и косвенной господдержки, а также критерии, в соответствии с которыми намечалось оказывать господдержку. Анализ процессов реализации этой концепции (одним из участников разработки которой являлась и автор данной работы) показал, что часть заложенных в нее положений и мероприятий была осуществлена. Другая часть осталась только на бумаге и вспоминалась только при составлении отчетов за очередной прошедший год. Разумеется, многое устарело и требует переработки с учетом изменившихся условий. В частности, доля услуг в структуре ВРП уже превосходит долю промышленного производства, также увеличилась доля строительства, сельского хозяйства, других

секторов народного хозяйства республики. Поэтому необходима разработка иной концепции региональной политики стимулирования, поддержки и регулирования дальнейшего развития реального сектора экономики на новой организационно-институциональной и инновационно-инвестиционной основе.

Приоритеты индустриальной политики региона сегодня следует определять исходя из конкурентоспособности видов экономической деятельности. В настоящее время конкурентоспособность территорий определяют не основной капитал, а кадры, информация и торговля, не только передовые технологии и компании, но и готовность, способность региона принять новые формы и инновационные потоки. Поэтому на смену отраслевой логике промышленной политики должна прийти пространственно-территориальная.

Кластеры: понятие, значение, основные характеристики. В связи с изменяющимися общественными и рыночными условиями на передний план экономического развития регионов выдвигаются кластерные формы хозяйствования.

Основоположником кластерного подхода заслуженно считается М. Портер, который указывал, что «конкурентоспособные национальные отрасли не распределены равномерно по всей экономике, а связаны в то, что можно назвать «кластерами» (пучками), состоящими из отраслей, зависящих друг от друга [6, с. 175].

М. Портер обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно сконцентрированы в одном регионе. Это связано с волновой природой инноваций, распространяемых вокруг наиболее конкурентоспособных компаний и затрагивающих поставщиков, потребителей и конкурентов данных компаний. Тем самым в регионе возникает кластер — сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Среди основных причин повышенного интереса к кластерам группой экономистов под руководством Г. Б. Клейнера называются следующие:

1) интегрированные свойства кластеров;

2) поиск оптимальных решений в территориально-производственном аспекте;

3) необходимость резкого усиления инновационной компоненты экономики;

4) надежды на повышение конкурентоспособности национальной экономики;

5) тенденции группировки и консолидации капиталов, которые могут привести к активизации процессов интеграции предприятий [2].

Помимо этого, на мой взгляд, еще одной важной причиной пристального внимания к кластерам является стремление некоторых региональных правительств к воссозданию на новом уровне былых территориально-промышленных комплексов (ТПК), которые способны принять на себя многие организационно-управленческие функции по отношению к ряду малых и средних предприятий. Однако следует иметь в виду, что нельзя любой территориально-производственный комплекс, включающий ряд предприятий, объявить кластером.

По оценкам экспертов, особенности кластера заключаются не столько в комплексности, сколько, во-первых, в наличии внутренней конкурентной среды, поскольку он не является вертикально интегрированной компанией, а во-вторых, в существенном присутствии кластера в глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентных позиций на глобальном рынке. Обычно на территории существует ограниченное количество кластеров, но именно они обеспечивают конкурентоспособность региона [8, с. 182—183].

Существуют различные толкования термина «кластер». Так, экономисты М. Афанасьев и Л. Мясникова рассматривают кластеры как хозяйственные блоки, включающие фирмы и организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением. При этом географическая близость рассматривается как место накопления «критической массы» социального и человеческого капитала, научного, инновационного и производственного потенциалов [1, с. 76].

Вместе с тем получило признание следующее определение этого термина: «Под кластером понимается сеть независимых производственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий, ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости» [3, с. 66].

Центром кластера чаще всего бывает несколько мощных компаний, составляющих «ядро», между которыми, однако, сохраняются конкурентные отношения. Вокруг этого ядра концентрируется большое число малых и средних фирм, взаимодействующих и конкурирующих между собой. Ключевой особенностью кластерной формы экономической

деятельности является создание «совокупного инновационного продукта» на основе эффективного использования существующих и новых знаний и развития форм и методов внутрисетевого сотрудничества. В настоящее время в экономике страны существует множество деловых сетей различных размеров, конфигураций и масштабов деятельности, включающих разнообразные виды деятельности и варианты их сочетания, интеграции и комбинирования. Причем процессы сетевого взаимодействия имеют тенденцию к разностороннему развитию, адекватному современным условиям.

Кластерный подход получил широкое применение во многих цивилизованных странах, в частности в Финляндии, Италии, США, где привел к значительным экономическим успехам. По отдельным оценкам, кластеризацией уже охвачено более 50 % экономик ведущих стран, где она выступает как новый вектор развития мир-системы капитализма [1, с. 76]. К примеру, Финляндия, имея 0,5 % мировых запасов лесных ресурсов, обеспечивает более 10 % мирового экспорта продукции деревообработки, в том числе 25 % мирового экспорта качественной бумаги. Доля Финляндии на рынке телекоммуникационной продукции также исключительно высока: около 30 % рынка оборудования для мобильной связи и почти 40 % рынка мобильных телефонов, что говорит об очень высоком уровне конкурентоспособности [3, с. 68].

Формы и типы кластеров. Кластеры могут принимать различные формы в зависимости от глубины и сложности внутренних и внешних связей, но в большинстве случаев включают: а) компании, производящие продукцию конечного потребления, или компании по оказанию услуг; б) поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; в) финансовые институты; г) фирмы в сопутствующих отраслях; д) фирмы, работающие в низовых отраслях (т. е. с каналами сбыта или с потребителями); е) производителей побочных продуктов; ж) специализированных провайдеров инфраструктуры; з) правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, сбор информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку (такие как университеты, курсы повышения квалификации и т. д.); и) агентства, устанавливающие стандарты; и др. Исследователи обращают внимание на то, что многие кластеры включают торговые ассоциации и другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера [8, с. 183]. Это

указывает на возможности многообразных построений и конфигураций кластеров.

Большинство исследователей сходятся на том, что в современных условиях высокая конкурентоспособность территорий и стран держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как без них даже самая развитая экономика будет давать посредственные результаты. Сегодня в мире конкурируют уже не отдельные фирмы и компании, а организационно-экономические кластеры. При этом конкурентоспособность того или иного предприятия, входящего в кластер, как правило, является производной высокой конкурентоспособности кластера.

Принято различать три основных типа кластеров:

1) кластеры с регионально ограниченным масштабом деятельности внутри различных секторов экономики региона;

2) кластеры с вертикальными связями в определенных секторах (отраслях) межрегионального или национального масштаба деятельности;

3) отраслевые кластеры. Наряду с этим, существуют точки зрения отдельных авторов, выделяющих промышленные и технологические, научные и инновационные кластеры.

Тем не менее различные виды кластеров можно относить к тому или иному из вышеуказанных типов.

Наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности региона признается инновационный кластер, представляющий собой неформальное объединение усилий различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, вузов, государственных научных учреждений и др.). Также кластеры, используя свой потенциал, способны быстро и эффективно осуществлять трансферт новых знаний, научных открытий и изобретений, преобразуя их в инновации, востребованные рынком.

Кластеры как механизм повышения конкурентоспособности региона. Отечественный исследователь П. Щедровицкий полагает, что региональные экономики, в которых отсутствуют кластеры, не конкурентоспособны на глобальном рынке в долгосрочной перспективе. «На их территории могут располагаться значительные природные ресурсы и принадлежащие крупным корпорациям основные фонды, но это не повышает влияния лишенных современных кластеров регионов на глобальные обмены людьми, технологиями, информацией, финансами. Сами корпорации оказываются крупнее

регионов, они имеют шанс преобразоваться в транснациональные и утвердиться в глобальном рынке, а такие регионы высокого места в геоэкономической иерархии никогда не займут, оставаясь источником сырья, рабочей силы, площадкой для размещения производственных мощностей» [8, с. 194].

Очень важно видеть и учитывать, что кластерный подход дает ряд преимуществ: во-первых, для региональных органов управления, во-вторых, для регионального бизнеса, в-третьих, для участников кластера.

С точки зрения регионального управления возникновение и развитие кластеров приводят к следующему: а) увеличению количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы (поскольку центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находится на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций); б) увеличению числа работающих мест;

в) появлению удобного инструмента для взаимодействия с бизнесом; г) возникновению условий для дальнейшей структурной перестройки экономики региона; д) росту инвестиционной привлекательности региона; е) повышению политической значимости региона.

Для бизнеса региона в целом преимущества выражаются в следующем: а) снижение трансакци-онных издержек; б) улучшение возможностей для более результативного выхода на глобальные рынки; в) активизация инновационной деятельности и появление новых знаний; г) совершенствование и модернизация рыночной инфраструктуры; д) стимулирование малого бизнеса.

В самих кластерах преимущества проявляются по различным направлениям внутренних связей: а) более гарантированный сбыт продукции (товаров, услуг); б) повышение доступности финансовых ресурсов; в сокращении определенных видов затрат (на маркетинг, рекламу, повышение квалификации кадров, научно-исследовательские разработки);

г) свободный обмен информацией, знаниями и быстрое распространение новшеств по всем каналам производителей, поставщиков и потребителей;

д) новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие и в то же время стимулируют НИР и инновации; е) взаимосвязи внутри кластера ведут к появлению новых условий конкуренции; ж) интеллектуальные ресурсы и идеи образуют новые комбинации, при которых возможны зарождения новых бизнесов и диверсификация деятельности, расширяющих границы кластера и масштабы его функционирования.

Для создания кластера в регионе необходим базовый потенциал, включающий, в частности, различные виды ресурсов: научные, образовательные, интеллектуальные, кадровые, информационные, финансовые, материально-технические, природные, а также достаточно мощные, успешно функционирующие компании, способные составить «ядро» соответствующего кластера.

К тому же требуются определенные предпосылки, отражающие следующее: наличие устойчивого спроса на конкретную конечную продукцию; наличие хозяйствующих субъектов, принципиально заинтересованных в кластерном взаимодействии; кооперационные связи между потенциальными участниками; наличие нормативно-правовой базы; имеющиеся инновационные наработки; достаточный уровень притязаний ключевых собственников и топ-менеджеров и др.

Множество предпосылок формирования кластеров в регионе можно подразделить в следующие группы: 1) рыночные; 2) институциональные; 3) структурные; 4) организационно-управленческие; 5) инновационные; 6) общественно-политические.

Важно иметь в виду, что формирование и функционирование кластера всегда связаны с появлением и проявлением увеличивающегося эффекта. Кластер — это не просто сумма взаимосвязанных предприятий, сетевое взаимодействие всех его элементов и процессов. Создание кластера приводит к синергетическому эффекту, который обеспечивает количественный и качественный рост многих составляющих социально-экономического развития региона. А это в свою очередь способствует повышению конкурентоспособности региона в целом. Принципиальная схема влияния кластеризации экономической деятельности на конкурентоспособность региона приведена на рисунке.

Потенциал кластеризации экономической деятельности в Республике Башкортостан. Применительно к каждому конкретному региону существует своеобразный потенциал кластеризации, особенные предпосылки, в связи с чем будет иметь место специфическое формирование (построение) кластеров, а также отличительный синергетический эффект.

На основе изучения сложившихся предпосылок имеющихся ресурсов и потенциала ключевых компаний в Башкортостане автор считает возможным уже сейчас создание сильного нефтехимического кластера на базе расположенных в республике крупнейших в стране компаний: ОАО «Башнефть», ОАО «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфимский

НПЗ», ОАО «Уфаоргсинтез», АО «Салаватнефтео-ргсинтез», Стерлитамакский нефтехимический завод, ЗАО «Каучук», ЗАО «Каустик», ОАО «Полиэф». Между этими компаниями и многими другими, связанными с ними, существуют определенные организационно-хозяйственные отношения, которые можно еще более интегрировать в рамках кластера. Однако для этого нужны институциональные решения, до которых пока дело не доходит.

Хорошие условия имеются также для создания машино-приборостроительного кластера, в который могут войти крупные территориально, организационно и технологически связанные между собой предприятия: ОАО «Уфимское мотостроительное производственное объединение», ФГУП «Уфимское приборостроительное производственное объединение», ФГУП «Кумертауское авиационное производственное объединение», ФГУП «Уфимское агрегатное производственное объединение», ФГУП «Гидравлика», ФГУП «Прогресс», ФГУП «Магнетрон», ОАО «Промсвязь», ОАО «Геофизп-рибор», ЗАО «Белебеевский завод Автонормаль», ОАО «Салаватнефтемаш», «Стерлитамакский станкостроительный завод», «Стерлитамакская машиностроительная компания», ОАО Концерн «Инмаш», ОАО машиностроительная компания «Витязь», ОАО «Гидромаш», машиностроительный завод «Искра» и др. Однако созданная на базе этих компаний ассоциация пока не перерастает в официально признанный кластер.

Кроме того, успешно функционирующий кластер может быть создан на базе действующих 15 лесоперерабатывающих комбинатов компании «Башлеспром» и многих связанных с ними обрабатывающих и сервисных фирм.

Аналогичные и иные условия, факторы и компании имеются и по другим регионам, однако до сих пор на российском экономическом пространстве официально не зафиксировано ни одного кластера, хотя соответствующие группы предприятий существуют, определенным образом взаимодействуют и неформально могут рассматриваться как некие предшественники кластерной формы хозяйствования. Затягивание с созданием и оформлением конкретных кластеров, как мне представляется, связано с организационно-методической неопределенностью формирования высшего органа управления кластером и отсутствием в регионах четкой кластерной политики.

Управление кластерами. Государственная кластерная политика. По поводу формирования высшего органа управления кластером имеются

Конкурентоспособность региона

Количественный и качественный рост основных составляющих социально-экономического

развития региона

Региональная кластерная политика

Создание разнообразных кластеров

Формирование синергетического эффекта в результате деятельности кластера

ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРА

Рыночные. Институциональные. Структурные .

Организационно-управленческие. Инновационные. Инвестиционные. Общественно-политические

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КЛАСТЕРА

Базовый потенциал кластеризации экономики региона

Наука Образование Интеллектуальные ресурсы Кадровые ресурсы Информационные ресурсы Финансовые ресурсы Материально -технические ресурсы Природные ресурсы Успешные компании

Принципиальная схема влияния кластеризации экономической деятельности на конкурентоспособность региона

различные предложения. Ряд исследователей [2] считают, что следует создавать стратегический комитет кластера, включающий четыре подкомитета: организационный, процессный, проектный, институтционально-технологический; — из числа представителей организаций — участников кластера. Существует и иное видение. Например, формирующийся в Пермском крае лесной кластер предусматривает наличие координационного центра в форме стратегического комитета, объединяющего представителей промышленности, науки, власти и контролирующего специально созданную для выполнения программы развития кластера управляющую компанию [7, с. 11].

На мой взгляд, реальным органом управления кластером (включающим экономически и юридически самостоятельные хозяйствующие субъекты)

может стать избранный из числа руководителей предприятий-участников совет директоров, обладающий стратегическими функциями (прогнозирования, планирования, программирования деятельности) с небольшим исполнительным комитетом по тактическому регулированию взаимодействия и сотрудничества. При этом следует видеть, что основная угроза в организации эффективного управления кластером будет состоять в амбициях собственников и руководителей крупных компаний (составляющих ядро кластера), которые не преминут попытаться (в соответствии с российским менталитетом) «взять всю власть» в свои руки. А это будет означать превалирование административно-командных методов.

Для того чтобы создавать и развивать кластеры в регионах, нужна активная кластерная политика, которая бы могла обеспечивать снятие различных барьеров, с одной стороны, и содействовать расширению и укреплению межотраслевых и межсекторальных связей — с другой. Государственная кластерная политика должна стимулировать инициативу бизнеса на региональном и местном уровнях. В таком случае кластерная политика превращается в инструмент регионального развития.

М. Энрайт предложил рассматривать четыре типа кластерной политики [9], различающихся способами ее осуществления: 1) каталитическая кластерная политика — при этом правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские фирмы) и оказывает им небольшую финансовую поддержку; 2) поддерживающая — это когда каталитическая политика дополняется значительными инвестициями в инфраструктуру и различные важные сферы (образование, профессиональное обучение, маркетинг и др.), создающие благоприятную среду для появления и развития кластеров; 3) директив-

ная кластерная политика, предполагающая влиятельные действия государства в рамках программ трансформации экономики региона посредством создания кластеров; 4) интервенционалистская — когда правительство активно формирует специализацию кластеров посредством трансфертов, субсидий, стимуляторов и ограничителей, а также контролирует деятельность кластеров.

Обозначенное подводит к суждению о том, что в российских условиях возможно использование всех четырех названных типов государственной кластерной политики с доминирующими акцентами в соответствии со специфическими особенностями (структурой, уровнем специализации и состоянием) экономики того или иного региона.

Вместе с тем уместным и полезным будет обмен опытом между регионами по формированию и реализации кластерной политики. Активная кластерная политика в регионе будет содействовать формированию различных типов кластеров (промышленных, технологических, инновационных, научных, бизнес-услуг, комбинированных).

Это потребует активной институциональной и организационной деятельности, к участию в которой необходимо привлечение различных органов регионального управления, представителей бизнеса, науки, образования, разных категорий регионального сообщества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для успешной реализации избранной региональным правительством кластерной политики должны быть взаимоувязаны и согласованы стратегия развития региона и стратегии развития отдельных кластеров. В нынешних условиях должен быть достигнут консенсус между деловыми и административно-управленческими элитами по целесообразности создания и развития кластеров. При этом роли и функции, которые должны выполнять правительство региона и бизнес-сообщество при формировании и функционировании кластеров, конечно же, разные, но взаимодополняющие.

Вместе с тем сегодня все настоятельнее заявляет о себе необходимость реального (а не лозунгового) участия федерального центра в формировании кластерной организации экономической деятельности с привлечением финансовых средств для создания недостающих элементов (прежде всего инфраструктурных) для полноценного существования кластеров. Федеральное правительство должно более отчетливо обозначить свое лидерство в клас-

терной политике, увязав ее с другими основными направлениями своей деятельности.

Для этого необходимо неотложно принять два Федеральных закона: первый — «Об индустриальной политике в Российской Федерации», второй — «О формировании и развитии кластеров в Российской Федерации».

В результате исследования современных тенденций индустриальной политики и особенностей кластерной формы экономической деятельности можно сделать вывод, что формирование и функционирование разнообразных кластеров служат реальным средством саморазвития регионов, мощным механизмом повышения их конкурентоспособности. Этот механизм должен играть активную роль в формате реализации общей стратегии регионального развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев М, Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики, 2005. № 4. С. 75 — 86.

2. Клейнер Г. Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории. / Клейнер Г. Б., Каталов Р. М., Нагрудная Н. Б.[Электронный ресурс]. URL:http://pravda. ru/faith/15/10840.

3. Конкурентоспособные кластеры Финляндии // Инновационная экономика России. 2004, февраль, с. 66—69.

4. Концепция промышленной политики в Республике Башкортостан на 2003 — 2008 годы. Одобрена постановлением Кабинета министров РБ от 05.11. 2002, № 329.

5. Мау В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // Вопросы экономики, 2008. № 2. С. 4 — 25.

6. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. — М.: Вильямс, 2000. 495 с.

7. Татаркин А. И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Экономика и управление: российский научный журнал. 2008. № 2. С. 6—12.

8. Щедровицкий П. Г. Формула развития. Сборник статей: 1987 — 2005 гг. М. : Архитектура — С, 2005. 224 с.

9. Enright M. J. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Working Paper, Institute of Economic Policy and Business Strategy: Competitions Program, University of Hong Kong, 2000. - 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.