Научная статья на тему 'Основные направления развития региональной инновационной политики (на примере Чувашской республики)'

Основные направления развития региональной инновационной политики (на примере Чувашской республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития региональной инновационной политики (на примере Чувашской республики)»

А.Н. НИКОЛАЕВА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (на примере Чувашской Республики)

Инновационную политику следует понимать как совокупность установленных целей и приоритетов развития инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления. Кроме того, региональная инновационная политика - это направление государственной деятельности, выступающая как часть экономической и научно-технической политики и определяющая приоритеты базисных инноваций на федеральном, региональном, межгосударственном уровнях и механизм реализации этих приоритетов.

Исходя из этого, на наш взгляд, можно выделить следующие основные задачи региональной инновационной политики:

- обеспечение высокого инновационного потенциала в регионе в интересах социально-экономического прогресса, повышения конкурентоспособности и эффективности хозяйства;

- широкомасштабное и ускоренное внедрение наукоемких инноваций, гарантирующих экологическую защиту региона, предотвращение загрязнения окружающей среды и негативных последствий;

- поиск и мобилизация внутренних инновационных резервов экономического роста, обеспечивающих устойчивость, безопасность и повышение жизнеспособности хозяйства региона и муниципальных образований;

- создание оптимальных организационно-экономических условий для наиболее рационального использования инновационного потенциала в регионе и имеющихся научных, производственных, материальных, финансовых, кадровых, информационных и других ресурсов;

- всемерная поддержка инноваций, способствующих формированию благоприятного социального климата, рациональному использованию природноклиматических факторов в регионе, снижению природоемкости, трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства.

Указанные задачи являются приоритетными для инновационного развития региона.

Необходимость выбора приоритетов обусловлена ограниченностью ресурсов, которые государство может направить на поддержку инновационной деятельности и самого инновационного потенциала, необходимостью согласования направлений и уровня инновационной активности с задачами социальноэкономического развития и требованием обеспечения конкурентных преимуществ экономике региона на долгосрочную перспективу [2].

Можно выделить следующие хозяйственные комплексы и отрасли промышленности в качестве ведущих для развития региона, а также определить, обобщить и дополнить приоритетные направления научной и инновационной деятельности в Чувашии в данных отраслях:

1) в отраслях ТЭКа - повышение эффективности и надежности функционирования энергетических систем, в том числе за счет создания новых видов материалов и оборудования, расширение масштабов применения ресурсосберегающих технологий, минимизация техногенной нагрузки на окружающую среду;

2) в машиностроении - модернизация значительной части производственных мощностей, развитие транспортного и сельскохозяйственного машиностроения и производство машин и оборудования для ТЭК, активное импортозамещение;

3) в агропромышленном комплексе - техническое перевооружение отрасли, внедрение новых технологий производства и переработки сельхозпродукции, внедрение новых информационных технологий на всех уровнях хозяйствования и управления сельского хозяйства, обеспечение экологически сбалансированного агропромышленного производства;

4) в промышленности строительных материалов - обеспечение потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах продукции, отвечающих по ассортименту платежеспособному спросу различных слоев населения; снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат в производстве строительных материалов, изделий и конструкций; выпуск высококачественных материалов и конструкций, способных конкурировать с импортной продукцией и отвечающих современным требованиям комфортности и экологической безопасности жилых домов, внедрение в производство современного высокопроизводительного оборудования;

5) в пищевой и легкой промышленности - модернизация производства, освоение новых технологий и видов выпускаемых товаров, современных способов упаковки и методов хранения продукции;

6) в региональном управлении и образовании - оптимизация процессов управления и выработка региональной инновационной и научно-технической политики; создание инфраструктуры инновационной деятельности и новых экономических структур; создание многоуровневой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности; инновационные технологии в системе высшего профессионального образования; оснащение учреждений образования современными учебно-информационными и образовательными технологиями; интеграция образования и науки в целях эффективного использования потенциала научно-образовательного комплекса для социально-экономического развития области.

Для выполнения указанных приоритетов важное значение имеет правильный выбор форм и методов их реализации. Главными методами реализации инновационной политики в настоящее время являются формирование законодательной базы и инновационной инфраструктуры.

В законодательном плане необходимо установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности и гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности охраны прав интеллектуальной собственности. Причем важно не только формирование необходимого законодательства, но и его своевременная корректировка в соответствии с общественно-экономическими и технологическими изменениями.

Необходимо формирование разветвленной инновационной инфраструктуры. Ее составляющими станут производственно-техническая, финансовая, информационная, экспертно-консалтинговая и кадровая инфраструктура. В настоящее время в Чувашской Республике есть отдельные фрагменты каждой из них. Среди новых элементов предполагается создание республиканских технологических парков по отдельным приоритетным направлениям социально-экономического развития Чувашской Республики, в том числе в области новых технологий и продуктов химической индустрии, биотехнологий, а также технологий управления качеством.

Большое значение имеет адресованная широкой общественности и проводимая через средства массовой информации информационно-пропагандистская деятельность. Ее содержанием является информация о конкретных научнотехнических проектах, ждущих коммерциализации, организационно-экономических механизмах и нормативной правовой базе инновационной деятельности, конкретных организациях, преуспевших в этой сфере, социальном значении (создании новых рабочих мест, приросте внутреннего валового продукта) [1].

С целью решения проблемы в области информационного обмена между возможными участниками инновационного процесса необходимо создание информационного фонда, концентрирующего данные об инновационном законодательстве (федеральном, региональном, зарубежном), инновационных программах и проектах, инновационных институтах, фондах, предприятиях и т.д. В части информационного обеспечения и его качества важная роль должна также отводиться маркетингу информационной деятельности на предприятиях и непрерывному социально-экономическому мониторингу региона, который охватывает наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение инновационной деятельности.

Важнейшим направлением активизации инновационной деятельности являются подготовка и переподготовка персонала в области инновационнотехнологического менеджмента, управления качеством и сертификации [1].

На организации, занимающейся подготовкой и переподготовкой кадров для инновационного бизнеса (ввиду актуальности этого направления для становления инновационной сферы региона), можно предусмотреть дополнительные льготы по аренде, платежам за коммунальные услуги и налогам на имущество и доходы.

Не менее важную роль для активизации инновационной деятельности играет создание финансовой инфраструктуры. В связи с чем необходимо обеспечение сквозного финансирования всех этапов инновационного процесса от стартовых вложений до венчурного и кредитного финансирования на завершающих стадиях, включая:

1) развитие и координацию деятельности фондов, действующих в научнотехнической сфере, для поддержки фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок, выведения конкурентоспособной наукоемкой продукции на рынок и создания быстроразвивающихся высокотехнологичных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямых, в том числе венчурных инвестиций;

Так, финансовую поддержку предприятиям инновационного профиля должен осуществлять действующий республиканский фонд поддержки малого предпринимательства, который должен быть ориентирован не только на поддержку малого и среднего бизнеса, но и в первую очередь на поддержку инновационной деятельности в республике. Необходимо также создать Республиканский фонд содействия инновациям;

2) создание и развитие системы венчурного инвестирования путем привлечения внебюджетных источников и средств частных инвесторов через специально создаваемые инвестиционные институты, развитие фондового рынка для обеспечения ликвидности венчурных инвестиций, создание биржевых площадок по торговле ценными бумагами высокотехнологичных предприятий;

3) стимулирование кредитования и предоставления долгосрочных займов высокотехнологичным компаниям, включая долгосрочное кредитование коммерческими кредитными организациями реализации инновационных проек-

тов, предоставление государственных гарантий по привлеченным кредитам, а также возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам за счет средств бюджетов всех уровней.

Одним из эффективных способов финансовой поддержки инновационных структур Чувашии может быть залоговый или другой вид кредитования. Необходимым является создание гарантийно-залоговых фондов в инновационной сфере, которые будут выдавать гарантии по высокоэффективным проектам. Целесообразно также организовать работу всех структур, поддерживающих инновационную деятельность, направленную на формирование у коммерческих банков интереса к вложению денежных средств в научно-техническое предпринимательство.

Большую роль в становлении и развитии инновационной сферы играет малое предпринимательство. Для стимулирования создания малых инновационных фирм необходима система бизнес-инкубаторов, поддерживающая процесс организации и становления на самых ранних, рисковых стадиях развития их проектов, когда еще сложно определить вероятность успеха.

Действенной мерой экономической поддержки «инкубаторов» наукоемкого бизнеса и аналогичных научно-технических комплексов, предоставляющих малым инновационным предприятиям в аренду здания, помещения, оборудование, могло бы стать освобождение их (полное или частичное) от налога на имущество, а также введение для них льгот по платежам за коммунальные услуги. Это позволит существенно снизить цены на услуги, предоставляемые «инкубаторами» и иными субъектами инновационной инфраструктуры предприятиям-клиентам, что не замедлит положительно, отразиться на развитии малого наукоемкого бизнеса в Чувашской Республике.

С целью обеспечения доступа малых предприятий к производственным мощностям можно рассмотреть также создание на базе пустующих или простаивающих предприятий промышленных парков стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где малые предприятия могли бы арендовать, а при наличии финансовых возможностей - выкупить производственные площади. Создавая площади для размещения малых предприятий, нужно иметь в виду и необходимость обеспечения возможностей изготовления ими своей производственной продукции. Эту задачу призваны решать инновационно-промышленные комплексы и технологические кластеры.

В качестве меры стимулирования инновационной активности крупных и средних промышленных предприятий предлагается предоставлять налоговые льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, и производить компенсацию ставок по кредитам, взятым этими хозяйствующими субъектами на осуществление инновационных мероприятий. На первом этапе можно ограничить круг льготируемых предприятий группой приоритетных для республики направлений инновационного преобразования. Одновременно следует снизить, а лучше полностью отменить налог на добавленную стоимость для инновационной продукции, выпускаемой предприятиями республики.

С учетом состояния материальной базы научно-технической и инновационной сферы рекомендуется предусмотреть меры по поддержке лизинговых фирм, предоставляющих инновационным предприятиям оборудование на условиях последующего выкупа, а также содействию становлению и развитию в республике такой перспективной формы поддержки малого инновационного бизнеса, как центры коллективного пользования и пункты проката оборудования и приборов, которая может выражаться в предоставлении им государственных гарантий для привлечения инвестиций, а также инвестиционных кредитов, прямого участия

органов государственной власти республики в организации центров коллективного пользования, предоставления им безвозвратных ссуд или ссуд с частичным погашением для формирования приборной базы, передачу им на льготных условиях или безвозмездно части оборудования и т.д.

Таким образом, реализация выделенных направлений инновационной политики Чувашской Республики будет способствовать становлению инновационной сферы региона, сохранению, повышению и эффективному использованию накопленного научно-технического и инновационного потенциала, повышению конкурентоспособности продукции предприятий на мировом и отечественном рынке, укреплению межрегиональных и международных связей, привлечению иностранных инвестиций в инновационную сферу региона, созданию новых высокодоходных производств на основе использования передовых производственных технологий.

Литература

1. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.02.2005 №39 «Об утверждении концепции инновационного развития Чувашской Республики».

2. Румянцев А.А. Приоритеты управления научно-инновационной деятельностью в территориальных образованиях. СПб.: ИСЭН Ран, 1997. 180 с.

НИКОЛАЕВА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА родилась в 1979 г. Окончила Чебоксарский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации. Соискатель кафедры региональной экономики и предпринимательства Чувашского государственного университета, преподаватель Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиала Санкт-Петербургского государственного политехнического университета). Область научных интересов - инновационная политика в регионе. Автор 6 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.