Комарова М.И., Харитонова Н.Г.
Оренбургский государственный университет E-mail: ekt@mail.osu.ru
РОЛЬ ТЕХНОПАРКОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В статье дано описание конкурентных преимуществ технопарка в регионе, его функций и структурных элементов, схемы работы малого предпринимательства и развития бизнеса, произведена системная характеристика межвузовского научно-образовательного комплекса. Обоснована необходимость технопарка как инструмента обеспечения непрерывного потока инноваций в региональную экономику.
Ключевые слова: инновации, предпринимательство, технопарк, конкурентоспособность, региональная экономика.
Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары, услуги или товары, услуги с новыми качествами. Технопарк является одним из результатов инновационной деятельности общества.
Технопарк - субъект научной и инновационной инфраструктуры, осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития производства в научно-технической сфере при наличии оснащенной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров. Технопарки располагают специальной инфраструктурой (здания, сооружения, телекоммуникации); которая наряду с определенными налоговыми льготами предоставляется новым наукоемким фирмам.
Основными задачами создания технопарков являются:
- превращение знаний и изобретений в технологии;
- превращение технологий в коммерческий продукт;
- передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;
- формирование и рыночное становление наукоемких фирм;
- поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса.
Технопарки, основной целью функционирования которых является обеспечение интеграции науки, образования и производства, является сегодня одним из наиболее динамично развивающихся направлений в создании инфраструктуры. Большинство из действующих в
ПФО технопарков создано недавно (в 20082009 гг.) [2].
Наибольшим числом действующих технопарков обладает Республика Татарстан (9 объектов). Один из самых успешных из них - ОАО «Инновационно-производственный технопарк «ИДЕЯ». Значительными перспективами обладает самый «молодой» субъект инновационной системы Республики Татарстан - «1Т-парк».
Также среди крупных субъектов инновационной инфраструктуры можно отметить реализацию двух проектов в Нижегородской области по созданию базовых научно-технических комплексов, позволяющих повысить эффективность процесса коммерциализации инновационных разработок, создать новые рабочие места для высококвалифицированных специалистов: комплексный 1Т-парк «Анкудиновка» в Нижнем Новгороде и Открытый технопарк в п. Сатис Ди-веевского района.
По числу размещенных в технопарках предприятий лидирует Республика Татарстан (436 предприятий) и Саратовская область (31 предприятие).
По данным регионов, за 2007-2009 гг. резидентами действующих в ПФО технопарков в общей сложности было подано 266 заявок на получение патента, получен 231 патент и 110 запатентованных разработок были освоены в производстве. Однако следует отметить, что патентная активность действующих на территории технопарков предприятий остается очень низкой: в 2009 году на одну организацию приш-лось 0,2 заявки (т. е. заявки подавались одной из 5 организаций), а уровень освоения запатентованных разработок был в 2 раза ниже (одна разработка на 10 предприятий). При этом наилучшие значения этого показателя в Оренбургской
области и Удмуртской Республике (2 освоенных разработки на 3 организации). Перечень отдельных действующих субъектов инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа (технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды) даны в таблицах 1, 2 [5,6].
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что действующая инфраструктура поддержки инновационной деятельности пока не дает существенного эффекта для экономического развития регионов.
В какой-то степени это объясняется незавершенностью формирования или малыми сроками функционирования объектов инфраструк-
туры, а также неэффективным использованием их возможностей. Есть вероятность, что органы исполнительной власти не обладают полной информацией по показателям деятельности объектов инфраструктуры.
Вместе с тем, по мнению регионов необходимы дополнительные меры поддержки предприятий, пользующихся услугами инновационной инфраструктуры. В связи с вышеизложенным, регионам рекомендуется организовать полноценный сбор информации по показателям деятельности объектов инновационной инфраструктуры, усилить контроль за деятельностью тех объектов, которые созданы и функционируют с использованием бюджетных средств. Правительству Российской Федерации предложить рассмотреть
Таблица 1. Количество объектов инфраструктуры инновационной деятельности в регионах ПФО (действующие и находящиеся в стадии создания)
Объект инфраструктуры инновационной деятельности ПФО в том числе:
Респ. Башкортостан Респ. Марий Эл Респ. Мордовия Респ. Татарстан Удмуртская Респ. Чувашская Респ. Пермский край Кировская обл. Нижегородская обл. Оренбургская обл. Пензенская обл. Самарская обл. Саратовская обл. Ульяновская обл.
технопарки (в т. ч. инкубаторы технологий, инновационнотехнические центры) 43 7 2 1 9 1 5 2 2 2 1 8 3
центры коллективного пользования, в т. ч. научным оборудованием 24 1 1 4 3 2 2 1 7 3
инновационные бизнес-инкубаторы 52 1 1 8 2 4 3 2 1 2 22 2 2 2
промышленные парки 9 2 3 2 2
венчурные фонды 14 2 1 3 1 1 1 2 1 1 1
посевные фонды 1 1
центры подготовки кадров 71 1 33 27 1 3 5 1
центры трансфера технологий 27 2 1 1 3 5 2 1 1 6 1 1 2 1
агентства поддержки экспорта 1 1
технико-внедренческие зоны
инновационные кластеры 18 3 4 5 3 1 2
организации, оказывающие информационноконсультационную поддержку 45 1 1 18 19 2 1 2 1
другие объекты 32 6 6 10 2 1 3 3 1
ВСЕГО: 337 17 17 5 88 13 76 9 13 13 12 28 10 23 13
возможность предоставления налоговых льгот, льгот по страховым взносам, механизмов благоприятного таможенного регулирования для резидентов особых экономических зон техниковнедренческого типа, федеральных и региональных технопарков, научно-технических центров и инновационных бизнес-инкубаторов [6].
Сегодня, ни для кого не секрет, что будущее экономики любой страны - за активным развитием инновационных компаний, в том числе небольших. Но для их создания необходимы средства.
Поддержка инновационных видов бизнеса государством осуществляется следующим образом:
- Создан Гарантийный фонд, основная зада-
ча которого - предоставление предпринимателю, в случае нехватки собственного обеспечения, дополнительной гарантии при получении кредита.
- Для оказания прямой финансовой поддержки в реализации инвестиционных проектов предприятий малого бизнеса сформирован Фонд смешанных инвестиций, в рамках которого на инвестиционный проект может быть выделено до 60 млн. рублей.
- Проведена значительная работа по формированию инновационной инфраструктуры региональной инновационной системы. Созданы и функционируют:
- автономная некоммерческая организация «Технопарк Оренбургского государственного университета»;
Таблица 2. Основные показатели деятельности технопарков в регионах ПФО за 2009 год
в том числе:
ПФО Респ. Башкортостан Респ. Марий Эл Респ. Мордовия Респ. Татарстан Удмуртская Респ. Чувашская Респ. Пермский край Кировская обл. Нижегородская обл. л. б о я 3 с г р у б н е р о Пензенская обл. Самарская обл. Саратовская обл. Ульяновская обл.
Число промышленных предприятий, либо организаций, занимающихся разработкой и внедрением инноваций в промышленность, размещенных на площадях технопарков, ед. 513 9 436 3 6 19 9 31
Число поданных предприятиями, размещенными на площадях технопарков, заявок на получение патентов, ед. 110 4 63 2 24 17
Число патентов, полученных предприятиями, размещенными на площадях технопарков, ед. 109 3 63 2 3 14 24
Число патентов, освоенных в производственной деятельности предприятиями, размещенными на площадях технопарков, ед. 47 3 26 2 6 10
Пензенская область, Пермский край - нет технопарков.
Республика Мордовия, Кировская область, Ульяновская область - не представили сведения.
Республика Башкортостан - нет данных (6 из 7 технопарков созданы в 2009 г., по одному технопарку нет никаких сведений, кроме его названия).
Самарская область - нет данных.
- государственное учреждение «Оренбургский областной бизнес-инкубатор»; бизнес-инкубатор «Центр по организации производства, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции»; муниципальное учреждение «Юрский бизнес-инкубатор»;
- шесть центров трансфера технологий -«Центр научного зондирования», «Центр инноваций и наукоемких технологий»; «Центр низких температур и криотехнологий»; «Центр биотехнологий»; «Межрегиональное бюро трансфера технологий»; научно-инновационный центр «АЛИДАР».
В регионе сформирована нормативноправовая база для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, созданы условия для реализации научных и технологических приоритетов и внедрения инноваций на предприятиях различных отраслей экономики области:
- Закон Оренбургской области от 16.11.2009 №°3222/739-ГУ-ОЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности в Оренбургской области»;
- Закон Оренбургской области от
09.03.2007 №°Ю29/230-1У-ОЗ «О промышленной политике в Оренбургской области»;
- Закон Оренбургской области от
05.05.2008 №°2Ю6/446-1У-ОЗ «О технопарках в Оренбургской области»;
- Закон Оренбургской области от
29.09.2009 №3072/692-1У-ОЗ «Об областных грантах в сфере научной и научно-технической деятельности»;
- В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 31.12.2009 N 683-п уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области в сфере инновационной деятельности назначено министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области;
- принято более 20 постановлений Правительства Оренбургской области, указов и распоряжений губернатора Оренбургской области, направленных на развитие научного потенциала Оренбуржья.
Заключены соглашения о проведении ежегодных совместных конкурсов грантов с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований. На условиях софинансирования (50% - средства РФФИ
и РГНФ и 50% - средства областного бюджета), осуществляется грантовая поддержка проектов, победивших в конкурсе. В результате в 2006-2010 годах привлечено 27,087 млн. руб. федеральных средств на реализацию 171 проекта.
Кроме грантовой поддержки за период 2006-2010 гг., за счет средств Программы из областного бюджета выделено 23,3 млн. руб. на разработку 167 научных проектов, направленных на получение новых научных и научно-технических результатов и имеющих важное значение для социально-экономического развития Оренбургской области.
По результатам исследований внедрено 75 новых технологий в различных отраслях хозяйственного комплекса. В базы данных Приволжского федерального округа внесено 415 научных разработок.
В целях обмена научным опытом, координации научных исследований и освещения достижений в области научных разработок оказывается содействие проведению в Оренбургской области международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научных и научно-практических семинаров, симпозиумов, конференций.
Осуществляется информационное обеспечение научной и инновационной деятельности в регионе, в том числе размещение информационных материалов, посвященных науке и инновациям в средствах массовой информации.
Для повышения престижа научного труда Правительством области сформирована и реализуется система поощрения лучших научных коллективов и отдельных ученых. Проводятся ежегодные областные конкурсы премий губернатора области: конкурс премий губернатора Оренбургской области для молодых ученых и конкурс премий губернатора Оренбургской области в сфере науки и техники.
Одним из основных направлений развития инновационной деятельности становится привлечение в инновационную деятельность молодежи.
Правительство области всячески поддерживает талантливую молодежь. Так губернатором подписан указ о присуждении премий талантливым молодым ученым. Недавно принят закон «Об областных грантах в сфере научной и научно-технической деятельности», который предусматривает ежегодное выделение 14 грантов по 50 тысяч рублей каждый для
Условия предоставления грантов малым инновационным компаниям:
- безвозмездная, безвозвратная и конкурсная основа;
- срок государственной регистрации участников конкурсного отбора на территории Оренбургской области в качестве юридического лица - не ранее 1 августа 2009 года;
- максимальная сумма заявки на получение гранта (расходы, связанные с началом предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках реализации бизнес-плана и расходы на регистрацию юридического лица, за исключением расходов на оплату труда сотрудников организации-заявителя и на аренду помещения) - 500 тысяч рублей;
- условие софинансирования: начинающее малое инновационное предприятие должно вложить в реализацию бизнес-проекта по созданию собственного дела не менее 10% собственных средств от запрашиваемой суммы и др. [9].
17.11.2011
Список литературы:
1. Областная целевая программа «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 20092011 годы» принята постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 29 августа 2008 г. №2403.
2. Концепция создания Технопарка в Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.economy.orb.ru.
3. Ефремов, А.А. Каким быть малому бизнесу региона в 2030 году? // Финансово-экономический бюллетень. - 2010. -№119. - С. 22-23.
4. Малый бизнес: где взять деньги на стартап? // Финансово-экономический бюллетень. -2010. - №120. - С. 20-21.
5. Инноваторы и инвесторы встретились на границе Европы и Азии // Финансово-экономический бюллетень. - 2011. -№131. - С. 4-10.
6. Правление обсудило перспективы создания регионального технопарка // Финансово-экономический бюллетень. - 2011. -№131. - С. 31.
7. Новая энергетика Оренбуржья поселится в технопарке // Финансово-экономический бюллетень. - 2011. - №131. - С. 40-41.
8. Бизнес-парки выходят на авансцену // Финансово-экономический бюллетень. - 2011. - №134. - С. 12-14.
9. Что ждет малый бизнес через 20 лет? // Финансово-экономический бюллетень. - 2011. - №134. - С. 34-35.
10. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2010: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2010. - ISBN 978-5-9901823-1-8.
11. Города и районы Оренбургской области: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2011. - 274 с.
Сведения об авторах:
Комарова Маргарита Ивановна, доцент кафедры менеджмента Оренбургского государственного
университета, кандидат экономических наук Харитонова Наталья Геннадьевна, старший преподаватель кафедры экономической теории Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372452, е-mail: s.l.i.m@inbox.ru, ekt@mail.osu.ru
UDC 332.14:001.895(470.56)
Komarova, M.I., Kharitonova N.G.
Orenburg state university E-mail: ekt@mail.osu.ru
ROLE TECHNOPARKS IN THE REGIONAL ECONOMY
The article describes the competitive advantages of industial park in the region, its functions and structural elements of the scheme to business development, system characteristic of inter-university research and education complex. The necessity of industrial park is reasonable as an instrument of providing of continuous stream of innovations in a regional economy.
Key words: innovation, entrepreneurship, technopark, competitiveness of, the regional economy.
финансирования научных разработок студентов, 10 грантов по 500 тысяч рублей - для аспирантов, 5 грантов по 1 миллиону рублей -для коллективов молодых ученых.
В настоящее время подписано распоряжение Губернатора от 28.03.2011г. №98-п «Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Оренбургской области на 2012-2016 годы». Ведется работа по подготовке проекта программы.
Кроме того, среди мер государственной поддержки бизнеса - предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в инновационной сфере.
Порядок предоставления грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в инновационной сфере определен постановлением Правительством Оренбургской области от 29.12.2010 №943-п (http:// www.oreneconomy.ru).