Научная статья на тему 'Модель инновационно-устойчивого развития регионов с низким ресурсным обеспечением (на примере Чувашской Республики)'

Модель инновационно-устойчивого развития регионов с низким ресурсным обеспечением (на примере Чувашской Республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ИННОВАЦИОННО-УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДУСТРИЯ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сеньков Вячеслав Иванович

Представлены характерные особенности национальных и региональных моделей инновационного развития. На примере Чувашской Республики рассмотрены особенности выбора современной модели развития регионов с ограниченным ресурсным обеспечением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INNOVATION-SUSTAINABLE DEVELOPMENT REGIONS WITH LOW RESOURCES BY PROVISION

In article are presented typical particularities national and regional models innovation developments. On example of the Chuvash Republic are considered particularities of the choice to modern model of the development region with limited resources by ensuring.

Текст научной работы на тему «Модель инновационно-устойчивого развития регионов с низким ресурсным обеспечением (на примере Чувашской Республики)»

В.И. СЕНЬКОВ

МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННО-УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ С НИЗКИМ РЕСУРСНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)*

Ключевые слова: модели развития, региональное инновационно-устойчивое развитие, стратегические приоритеты, модернизация образования, индустрия знаний.

Представлены характерные особенности национальных и региональных моделей инновационного развития. На примере Чувашской Республики рассмотрены особенности выбора современной модели развития регионов с ограниченным ресурсным обеспечением

VI. SENKOV

MODEL OF INNOVATION-SUSTAINABLE DEVELOPMENT REGIONS WITH LOW RESOURCES BY PROVISION

In article are presented typical particularities national and regional models innovation developments. On example of the Chuvash Republic are considered particularities of the choice to modern model of the development region with limited resources by ensuring.

XXI век стал веком перехода передовых стран мирового сообщества на новую ступень развития - инновационную [1, 5], но не забыты и, вероятно, скоро станут главенствующими ориентиры и приоритеты общепризнанного устойчивого развития [9, 15]. Очевидно, что гармонизация двух выбранных направлений развития является актуальнейшей задачей настоящего времени, решение которой возможно и необходимо на всех уровнях: глобальном, национальном, региональном.

Гармонизация двух прогрессивных направлений развития подразумевает последовательный переход к инновационно-устойчивому развитию, определяющему развитие всех сфер деятельности общества на основе генерации и использования новых знаний и вытекающих из них инноваций с приоритетом (или, по крайней мере, паритетом) экологических аспектов этого развития. Главной целью данного развития является постоянное повышение качества жизни населения (страны, региона, муниципального образования).

Национальная и региональная политика, определяющая стратегию и тактику инновационно-устойчивого развития, во многом определяется выбранной моделью развития.

В мировой практике можно выделить три известные и наиболее характерные модели инновационного развития: американскую, европейскую и азиатскую [3, 4].

Основные приоритеты инновационной политики, определяемые американской моделью развития, в обобщенном виде включают:

- долгосрочную государственную политику стимулирования и поддержки гражданских НИОКР в передовых областях науки и технологий;

- активизацию формирования и деятельности исследовательских партнерств для расширения промышленных инноваций;

- создание благоприятного правового климата для активизации инновационной деятельности.

В число основных факторов, определяющих инновационную политику в рамках европейской модели развития, входят: развитие образования и науки, обеспечение высокого качества жизни и здоровья населения, развитие ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада, активный диалог государства с бизнесом без широкого вмешательства.

* Материал подготовлен при финансовой поддержке РГНФ, проект №06-02-04026а.

Особенности азиатской модели инновационного развития выражаются в следующих приоритетах национальной политики: создание современной социальной инфраструктуры для привлечения частных инвестиций и зарубежного капитала, привлечение зарубежных технологий и знаний для решения национальных задач и развития собственной экономики.

Следует отметить, что каждая из моделей отработана на определенных территориях, включающих одну или несколько стран, достигших в результате значительных успехов в инновационном развитии.

Очевидно, что представленные модели включают разносторонние подходы и, соответственно, достаточно широкие перечни организационно-экономических мер, способствующих интенсификации процесса инновационного развития. Однако сравнительный анализ показывает, что в большинстве случаев для регионального инновационного развития, независимо от используемой национальной модели, ресурсного потенциала региона (природного, промышленного, сельскохозяйственного), а также его географического местоположения, характерны следующие тенденции: ориентация на развитие и активизацию имеющегося научно-технического потенциала и эффективного использования человеческого капитала.

В мировой экономике выработан и апробирован на практике ряд организационно-экономических мер, эффективно стимулирующих и активизирующих процессы регионального инновационного развития, включающих [1, 5]:

- осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и местном уровнях;

- прямые государственные субсидии и целевые ассигнования региональных (местных) органов власти;

- местные налоговые льготы, направленные на стимулирование инновационной деятельности предприятий;

- формирование научных парков и региональных центров передовых технологий;

- создание инкубаторов малого бизнеса;

- привлечение венчурного капитала;

- мобилизация ресурсов частного сектора на решение задач регионального развития;

- формирование предпринимательских сетей и кластеров;

- совершенствование информационной, коммуникационной, финансовой инфраструктуры;

- организация управленческого консультирования предпринимателей и др.

В конкретизированном и адаптированном виде большинство из перечисленных мер использованы в практике инновационного развития некоторых регионов России (Томская, Московская, Нижегородская области, Республика Татарстан) [2, 7], занимающих лидирующие позиции в инновационном развитии.

Рассмотрим более подробно характерные черты и особенности инновационного развития данных регионов [7], выделив основные приоритеты и модели построения инновационных систем на конкретных территориях.

Важнейшим условием формирования инновационной экономики региона является активная инновационная политика, ориентированная на новые модели внутритерриториальной организации производства, сферы образования и науки.

В процессе реализации данной политики крупные стандартизированные производства, в которых определяющими были масштабы производства и сбыта, уступают позиции наукоемкому нестандартизированному производству, где главенствует постоянное обновление продукции, смена технологий, развитие рынков новых товаров и услуг, создание самодостаточных территориальных сообществ.

Основу территориальных сетевых моделей развития составляют средние и малые высокотехнологичные производства, сфера эффективного образования и науки, представительное и динамичное бизнес - сообщество, интеллектуальные и кадровые ресурсы региона, отражающие самобытность и особое положение территории.

Выделенные в регионе специальные территории рассматриваются как базовые технологические площадки для реализации инновационных задач и утверждения на новом уровне высокотехнологичных производств, создания научно-промышленных центров с высокой концентрацией научно-технического и интеллектуального потенциалов.

Формируемые особые экономические зоны, технопарки высоких технологий, региональные научно-технологические кластеры, промышленные округа, муниципальные промышленные зоны создают в данных регионах опорную сеть центров притяжения и во многом определяют динамику их инновационного развития.

В настоящее время промышленные округа формируются в Республике Татарстан (на территориях, прилегающих к городам Казани, Нижнекамску, Елабуге), созданы и успешно функционируют в границах Липецкой области промышленнопроизводственные зоны «Казинка», «Тербуны», «Чаплыгинская», агропромышленная зона «Астаново»; в ряде регионов создаются муниципальные промышленные и научно-промышленные зоны, такие как муниципальная промышленная зона «Обнинск», муниципальные промышленные зоны Подмосковья, муниципальная научно-промышленная зона - «Тверская модель».

Одновременно с промышленной инфраструктурой нового типа создаются и успешно функционируют технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные центры и центры трансфера технологий, представляющие среду поддержки инновационной деятельности и составляющие в регионах-лидерах достаточно весомый сегмент общей инновационной инфраструктуры.

Технопарки чаще всего входят в состав технико-внедренческих и других зон с высокой концентрацией научно-технического потенциала; как правило, они создаются в составе промышленных округов, региональных научно-технологических кластеров и других территориальных сетевых моделей развития инновационных систем.

В регионах также получили широкое развитие научно-промышленные парки, формируемые на базе промышленных комплексов, научно-производственных объединений, в составе промышленных зон.

Технопарки являются важными центрами притяжения для малого инновационного и производственного бизнеса, развития аутсорсинговых систем, формирования корпоротивных научно-производственных и инновационных систем, создаваемых крупными компаниями и научно-производственными холдингами.

Особо следует выделить технопарки, формируемые в университетской среде (университетские технопарки), выполняющие важнейшую функцию центров интеллектуальной поддержки и развития инновационной инфраструктуры региона. Университетские технопарки, как правило, являются ядрами зарождения высоких технологий и наукоемких разработок и реально осуществляют интеграцию науки, образования и бизнеса.

Как уже отмечалось выше, рассмотренные методы, тенденции и модели научно-производственных систем характерны для регионов-лидеров инновационного развития в России. Однако, как показывают исследования, выполненные учеными РАН [5], способностью к инновационному прорыву обладает весьма незначительная часть регионов России (11 из 80 рассмотренных).

Анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в настоящее время в регионах России [1, 5, 13], показывает, что разработанные и предло-

женные стратегии национального и регионального инновационного развития [1,5,10,14,16] подходят только для одиннадцати регионов-лидеров с высоким инновационным потенциалом и высокой инновационной активностью и, в перспективе, подтягивающихся к ним еще восемнадцати регионам.

Очевидно, что остальным регионам, в особенности регионам с низким природно-ресурсным и инновационным потенциалами, необходимо ориентироваться на интегрированную модель поэтапного эффективного развития, последовательно переходящего в инновационно-устойчивое развитие, причем модель достаточно индивидуальную для конкретного региона по причине их сильнейшей дифференциации в развитии.

Чувашская Республика, обладающая незначительным природным потенциалом [12] и достаточно низким инновационным потенциалом [8, 17], за последние три года (2005-2007 гг.) сделала значительный рывок в направлении инновационного развития. В 2005 г. была разработана и принята «Концепция инновационного развития Чувашской Республики (утверждена Кабинетом Министров Чувашской Республики от 21.02.2005 №39), определяющая основные приоритеты, стратегию развития и инновационную политику развития до 2015 г. Практические шаги и мероприятия по интенсификации процесса инновационного развития были определены Республиканской комплексной программой инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 гг. (утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2005 №350) [16].

Выбранная на ближайшие годы модель инновационного развития республики определяется целями и задачами Программы.

Цель Программы - построение и развитие республиканской инновационной системы, позволяющей развивать в Чувашской Республике технологическую и научно-исследовательскую базу, повышать интеллектуальную капитализацию, привлекать импорт технологий, осуществлять наполнение внутреннего рынка инноваций во всех сферах жизнедеятельности Чувашской Республики

Задачи Программы:

- интеграция имеющихся в Чувашской Республике ресурсов и организационных структур, их сосредоточение на приоритетных направлениях инновационного развития;

- внесение в формируемую инновационную систему Чувашской Республики технологий инновационной деятельности и форм государственной и негосударственной поддержки извне;

- обеспечение инновационного развития наукоемких сфер экономики Чувашской Республики путем создания и развития отраслей технико-технологической базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции и технологий в производство;

- обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационного пространства Чувашской Республики путем создания инновационной инфраструктуры;

- повышение спроса на инновации и создание механизмов привлечения частных инвестиций в сферу инновационного развития Чувашской Республики;

- вовлечение научно-технического и интеллектуального потенциала Чувашской Республики в процесс инноваций;

- минимизация рисков при реализации инновационных проектов за счет привлечения механизмов страховой защиты;

- организация взаимодействия субъектов республиканской инновационной системы, в том числе по обмену технологиями;

- корректировка институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной и тарифной политики с учетом инновационных подходов

Сопоставляя приоритеты и основные направления развития, обозначенные Программой, можно отметить, что модель, выбранная на краткосрочную перспективу, синтезирована на основе американской и азиатской моделей инновационного развития, в то время как Концепция инновационного развития Чувашской Республики, определяющая более долгосрочную перспективу, больше ориентирована на европейскую модель, отражающую одновременно и приоритеты устойчивого развития.

В Концепции отмечается, что «... на первом этапе развития необходимо построение систем, позволяющих развивать свою технологическую и научноисследовательскую базу, привлекать импорт технологий, осуществлять наполнение и импортозамещение внутреннего рынка и экспорта производимой продукции, что, в свою очередь, позволит привлекать валютные поступления и способствовать хозяйственному росту.

Указанные преобразования позволят приблизить основные источники технологического прогресса, находящиеся за пределами Чувашии. Прогресс первого этапа обуславливает непрерывный, ускоряющийся рост потребности в квалифицированных работниках и способствует достижению наилучших результатов. Образование выходит на новую ступень взаимодействия бизнеса с наукой, что формирует иную мотивационную систему, изменяя социальные, информационные и культурные институты, делая преобразования необратимыми. Образование станет «локомотивом» общества, основанного на знаниях» [6].

На наш взгляд, обозначенный приоритет инновационной модернизации системы образования в особенности ее научно-технического сектора, является для Чувашской Республики одним из основных стратегических приоритетов на ближайшую перспективу, определяющим формирование научно-образовательной и научно-технической среды региона - базиса создаваемой инновационной сферы деятельности и возможности перехода региона к инновационному и далее инновационно устойчивому развитию [11], но достаточно слабо отраженным в краткосрочной Программе. В плане развития данного стратегического направления предлагаются следующие последовательные шаги:

- разработка и принятие региональной политики формирования инновационного высшего образования;

- организация инновационной региональной инфраструктуры вузов технической направленности на основе имеющихся вузов и привлеченных вузов-филиалов крупнейших технических университетов городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- создание на базе региональной системы высшего образования мощной индустрии знаний и региональной науки - кузнецы инноваций и новых технологий.

Представленные шаги позволят создать не только индустрию знаний - базис возможного активного перехода к созданию собственного высокого инновационного потенциала региона, но и его надстройку в виде эффективно функционирующей инновационной инфраструктуры научной сферы региональной системы высшего образования, восприимчивых к базовым ориентирам устойчивого развития.

Предложенное рассмотрение и дополнение Концепции позволяют сформулировать расширенную концептуальную модель развития Чувашской Республики в виде «модели параллельных действий и последовательных шагов»: параллельных действий в направлениях интенсификации инновационных процессов во всех сферах деятельности в краткосрочной перспективе и последовательных шагов в направлении развития и формирования мощного инновационного потенциала в долгосрочной перспективе.

Литература

1. Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. АГ. Гранберга, С.Д. Валентея. М.: Наука, 2006. 402 с.

2. Зинченко В. И. Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области в 2002-2005 годах / В.И. Зинченко // IX Всесибирский инновационный форум. Томск, 11-13 октября 2006. Тверской ИнноЦентр, 2007. С. 27-38.

3. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы / Н.И.Иванова. М.: Наука, 2002. 244 с.

4. Инновационные приоритеты государства / отв. ред. А.А. Дынкин, Н.И. Иванова. М.: Наука, 2005. 275 с.

5. Инновационный путь развития для новой России / отв. ред. В.П. Горегляд. М.: Наука, 2005. 343 с.

6. Концепция инновационного развития Чувашской Республики // Вузовские инновации и механизмы их продвиже-

ния в производственную сферу: науч.-информ. сборник. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. С.11-76.

7. Лурье ЕА.Территориапьные сетевые модели организации инновационных систем / Е.А. Лурье // IX Всесибирский инновационный форум. Томск, 11-13 октября 2006. Тверской ИнноЦентр, 2007. С. 120-135.

8. Наука Чувашской Республики. 2006: статистический сборник / Чувашстат. Чебоксары, 2006. 66 с.

9. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России / кол. авт. под рук. чл.-кор. РАН Н.Ф. Глазовского. М.: Изд-во КМК. 2002. 444 с.

10. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О.С. Пчелинцев. М.: Наука, 2004. 258 с.

11. Сеньков В.И. Направления и приоритеты инновационно-устойчивого регионального развития / В.И. Сеньков // Стабилизация экономического развития Российской Федерации: сборник статей V междунар. науч.-практ. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2006. С. 87-89.

12. Сеньков В.И. Природно-ресурсный потенциал Чувашской Республики и его экономическая оценка в условиях инновационно-устойчивого развития / В.И. Сеньков // Проблемы инновационной экономики и регионального инновационно-устойчивого развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. С. 92-112.

13. Сеньков В.И. Стратегия инновационно-устойчивого развития регионов с низким природно-ресурсным потенциалом на ближайшую перспективу / В.И. Сеньков// Вестник Чувашского университета, 2006. № 7. С. 468-475.

14. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. А.Г. Гранберга. М.: Наука, 2004. 720 с.

15. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхосва. М.: Экономика, 2002. 414 с.

16. Чепурных Н.В. Региональное развитие: сельская местность / Н.В. Чепурных, А.Л. Новоселов, А. В. Мерзлов // Совет по изучению производ. сил. М.: Наука, 2006. 384 с.

17. Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа 2006.: Стат. сборник / Чувашстат. Чебоксары, 2006. 194 с.

СЕНЬКОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ родился в 1948 г. Окончил Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ). Кандидат технических наук, доцент, начальник инновационного отдела Чувашского университета. Область научных интересов - инновационная экономика, развитие региональных экономических систем, устойчивое развитие. Автор более 70 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.