В.И. СЕНЬКОВ
ВЫБОР И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ИНДИКАТОРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННО-УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ*
Ключевые слова: региональное инновационно-устойчивое развитие, индикаторы развития, структура системы индикаторов.
Рассмотрены принципы выбора и структурирования индикаторов, используемых для оценки определенных направлений социально-экономического развития. Предложены система индикаторов и ее структура для оценки уровня и динамики регионального инновационно-устойчивого развития.
V.I. SENKOV CHOICE AND STRUCTURING INDICATORS OF REGIONAL INNOVATION-SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Key words: regional innovation-sustainable development, indicators of the development, structure of the system indicators.
In article are considered principles of the choice and structurings indicator, used for estimation of the certain directions social-economic development. The offered system indicator and its structure for estimation level and speakers regional innovation-sustainable development.
Для России 2006-2007 годы стали определяющими в последовательной ориентации страны на инновационный путь развития. При этом экологические аспекты данного развития, которые в настоящее время все более обостряются и наиболее остро проявляются на региональных и муниципальных уровнях, а с течением времени непременно станут главенствующими и на национальном уровне, пока остаются на втором плане и слабо интересуют федеральные политические и управленческие структуры, производственную и научную сферы (за исключением специалистов-экологов).
Тем не менее при ориентации отдельных регионов на инновационное развитие одновременно, как правило, прорабатываются проблемы и вопросы устойчивого развития территорий с использованием эколого-экономических механизмов развития. Фактически, данными регионами выбирается ориентация на инновационно-устойчивое развитие, определяемое как комплексное развитие всех сфер деятельности общества на основе генерации и использования новых знаний и вытекающих из них инноваций с приоритетом (или, по крайней мере, паритетом) экологических аспектов этого развития (характерный пример
- Томская область, Республика Татарстан, г. Москва и др. [1, 6, 7, 10]).
Гармонизация сегментов и направлений инновационного развития с приоритетами и элементами устойчивого развития предопределяет и делает необходимыми отражение и учет дополнительных факторов в системе основных социально-экономических показателей выбранного развития: экологического фактора и фактора знаний, имеющих такие же значимые приоритеты, как экономический и социальный факторы.
Обобщая мировой и отечественный опыт в области разработки характеристик и способов оценок систем развития, можно выделить два подхода для оценки уровня инновационно-устойчивого развития:
- построение единого обобщенного (интегрального) индикатора, на основе которого можно судить о степени экологической устойчивости социально-экономического развития и его инновационной направленности;
- построение системы блоков индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты инновационно-устойчивого развития, с выделением эко-
* Материал подготовлен при финансовой поддержке РГНФ, проект №06-02-04026а.
номической, инновационной, экологической, социальной и институциональной подсистем показателей.
В мировой системе оценок устойчивого развития интегральный подход реализован в ряде разработок ООН (например, система интегрированных экологических и экономических счетов), а также Всемирного Банка (например, показатель «истинных сбережений»). Индекс экологической устойчивости, как интегральный показатель, определялся в докладе, подготовленном группой ученых из Йельского и Колумбийского университетов для Всемирного экономического форума в Давосе. Достаточно признаны в мировой практике оценок также индекс «живой планеты» и индекс давления на природу [5]. Однако вследствие методологических и статистических проблем, а также многофакторности самого процесса развития построение единого интегрального индикатора, характеризующего степень инновационно-устойчивого развития, на наш взгляд, кажется весьма затруднительным (например, в мировой практике при многократных попытках разработки еще нет принятого и общепризнанного интегрального индикатора устойчивого развития), но все же возможным на основе обработки определенным образом данных в системах блочных индикаторов.
Подход, базирующийся на построении отдельных блочных систем показателей инновационного или устойчивого развития, более широко распространен как в мировой, так и в отечественной практике оценок степени и динамики развития социально-экономических систем.
Так, для определения профиля национальных инновационных систем ряда европейских стран (Австрии, Голландии, Франции) разработаны и использованы комплексы показателей инновационного развития государств, входящих в состав Организаций экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [12-14].
На базе данных показателей, сопоставленных с возможностями российской статистики, разработана и предложена блочная система индикаторов, характеризующая состояние и развитие инновационной системы России [3]. Остановимся на данной системе подробнее.
Предложенная учеными РАН (Российским научно-исследовательским институтом экономики, политики и права в научно-технической сфере, отделения общественных наук РАН) система из 15 индикаторов использована для построения профиля национальной инновационной системы (НИС) России с целью оценки состояния НИС России и ее позиционирования в системе национальных инновационных систем стран ОЭСР.
Индикаторы выбраны таким образом, чтобы, с одной стороны, соответствовать индикаторам инновационного развития, признанным в мировой практике оценок, а с другой стороны - обладать возможностью их оценки по данным государственной статистики.
Предложенная система позиционирования НИС России содержит 15 индикаторов, структурированных в семь блоков.
Первый блок является общеэкономическим и включает индикатор 1 -уровень ВВП на душу населения (определяемый как душевой доход в долларах США).
Индикатор 1 в данном случае характеризует уровень жизни населения и его социально-экономические возможности.
Второй блок представляет масштабы использования финансовых ресурсов и включает следующие индикаторы:
- индикатор 2 - расходы в целом по стране на исследования и разработки (ИиР) в процентах от ВВП, характеризующий уровень инновационной активности в целом по стране (в том числе и в госсекторе);
- индикатор 3 - расходы предпринимательского сектора на ИиР (независимо от формы собственности) в процентах от ВВП, характеризующий уровень инновационной активности предприятий промышленного сектора;
- индикатор 4 - расходы других секторов на ИиР в процентах от ВВП, характеризующий уровень обеспечения активности, направленной на производство собственно знаний.
Третий блок отражает использование человеческих ресурсов в исследованиях и разработках и содержит следующие индикаторы:
- индикатор 5 - число исследователей, занятых в ИиР, на 10 тыс. чел. экономически активного населения, представляющий масштабы использования активной части персонала во всем процессе исследований и разработок;
- индикатор 6 - число исследователей в предпринимательском секторе, занятых ИиР, на 10 тыс. чел. экономически активного населения, представляющий масштабы использования активной части научных кадров в предпринимательском секторе;
- индикатор 7 - кадры высшей квалификации (кандидаты и доктора наук) в возрасте 25-34 лет, занятых ИиР, на 10 тыс. чел. экономически активного населения, выделяющий наиболее продуктивный (по возрасту) слой активной части научного потенциала.
Четвертый блок представляет результативность ИиР и включает следующие индикаторы:
- индикатор 8 - число статей в журналах, отслеживаемых Институтом информации США на 1 млн населения, отражающий масштаб публикационной активности;
- индикатор 9 - доля фирм, занимающихся продуктовыми и технологическими инновациями в процентах от общего количества фирм (предпринимателей) предпринимательского сектора, характеризующий общую результативность научно-производственных связей;
- индикатор 10 - число патентов, зарегистрированных в патентных агентствах США, Японии и Европейском патентном бюро на 1 млн населения, характеризующий масштаб результативности ИиР.
Пятый блок отражает связь науки с производством и включает два индикатора:
- индикатор 11 - стоимость ИиР, выполняемых государственным (по собственности) сектором науки и финансируемых предпринимательским сектором, в процентах от ВВП; характеризующий объем ИиР в отраслевых НИИ;
- индикатор 12 - стоимость ИиР, проводимых, академией наук и сферой наук и системы высшего образования, финансируемых предпринимательским сектором в процентах от ВВП, характеризующий объем ИиР в академическом секторе науки.
Шестой блок представляет международное сотрудничество и включает индикатор 13 - доля статей, написанных в соавторстве с иностранными учеными в процентах от общего количества работ, характеризующий связь отечественной науки с международным сообществом.
Седьмой блок представляет предпринимательскую среду и включает следующие индикаторы:
- индикатор 14 - предпринимательская активность, определяемая как число малых предприятий со сроком организации 3,5 лет, приходящихся на 100 чел. в возрасте от 18 до 64 лет, характеризующий активность среды предпринимательства;
- индикатор 15 - доля венчурных инвестиций в объеме ВВП (в процентах от ВВП), характеризующих долю инвестиций в венчурный бизнес.
Анализ структуры и набора индикаторов для оценки национальной инновационной системы России, предложенных в [3], показывает, что данные индикаторы, являющиеся частью системы международных индикаторов инновационного развития, выбраны в основном для оценки и определения места НИС России в международной системе инновационного развития стран ОЭСР. Определение данных индикаторов на региональном уровне крайне затруднительно из-за отсутствия отслеживания в региональной госстатистике ряда параметров, используемых для их вычисления [8, 11]. Из рассмотренных 15 индикаторов в настоящее время только 4 индикатора (1, 2, 5, 9) могут быть достоверно определены по данным национальной и региональной госстатистики.
Для возможной оценки состояния НИС России в перспективном развитии в [3] также разработана и предложена система индикаторов, позволяющая проводить межстрановые сопоставления и экономико-статистические расчеты эффективности процессов, происходящих в НИС России.
Предложенная система индикаторов имеет четыре уровня. Первый (верхний) уровень иерархии данной системы включает обобщающие показатели состояния и результативности НИС страны в целом.
Второй уровень составляют характеристики макроструктуры НИС. Индикаторы этого уровня отражают функционирование и взаимодействие трех подсистем (блоков): производство товаров и услуг, производство знаний, передача знаний (кооперация, инфраструктура, образование).
Каждый из перечисленных блоков содержит две группировки показателей (третий уровень). Первая - это индикаторы масштабов и результативности (эффективности) деятельности, вторая - характеристики факторов, определяющих эту результативность и масштабы деятельности.
Четвертый уровень включает характеристики НИС, оказывающие непосредственное влияние на факторы третьего уровня.
В конкретизированном виде система содержит по нескольку десятков индикаторов в каждом уровне, большинство показателей которых в настоящее время отсутствует в статистических и других информационных базах.
Аналогичные подходы с использованием блочных структур также применены при разработке систем индикаторов устойчивого развития ряда регионов России [6, 7, 10], ориентирующих свое развитие в данном направлении.
Таким образом, исходя из рассмотренных подходов формирования систем индикаторов различных аспектов социально-экономического развития следует, что система индикаторов регионального инновационно-устойчивого развития может быть построена на основе многоуровневого блочного принципа, определяющего в системе индикаторов три основных подсистемы: подсистему индикаторов инновационного развития, подсистему индикаторов устойчивого развития и подсистему индикаторов текущего экономического развития.
Блок индикаторов инновационного развития может включать две группы индикаторов: группу индикаторов, определяемых по данным государственной статистики и группу индикаторов, определяемых из других источников (государственная отчетность, опросы, данные центров исследований).
Блок индикаторов устойчивого развития предлагается также разделить на две группы индикаторов.
В первую группу следует выделить обобщенные экологические и социальные индикаторы регионального уровня.
Во вторую группу предлагается свести экологические, социальные и санитарно-гигиенические индикаторы устойчивого развития основных регионообразующих муниципальных образований для сопоставления и выявления их позиционирования относительно регионального уровня. Необходимость выделения второй группы индикаторов обусловлена тем, что именно в крупных
муниципальных образованиях, фактически определяющих инновационную составляющую регионального развития, наиболее остро и дифференцированно проявляются ранее отмеченные аспекты устойчивого развития (экологический, социальный, демографический, санитарно-гигиенический и т.д.).
Структура системы индикаторов инновационно-устойчивого развития показана на рисунке.
ИНДИКАТОРЫ
ГОССТАТИСТИКИ
Валовой
региональный продукт Национальное богатство Инвестиции
ИНДИКАТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ ИЗ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ
Рейтинг экономического развития Инвестиционная привле кател ь н ост ь
Структура системы индикаторов инновационно-устойчивого развития
Сопоставляя предложенную систему индикаторов регионального инновационно-устойчивого развития с разработанными ранее системами индикаторов, используемых для оценки качества жизни населения [2, 4, 9], и отмечая их схожесть по многим группам показателей, а также констатируя, что главной целью инновационно-устойчивого развития региона является повышение качества жизни его населения, можно сделать вывод о возможности использования именно показателя качества жизни (в концептуальном плане) в качестве интегрального показателя оценки инновационно-устойчивого развития региона и его муниципальных образований. При этом методология получения данного показателя, конкретизация структуры индикаторов и методик их определения или измерения в системе регионального инновационноустойчивого развития требуют особого осмысления, изучения и проработки.
Литература
ИНДИКАТОРЫ
ГОССТАТИСТ ИКИ
Наука и инновации
Производство
и инновации
Образование
ИНДИКАТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ ИЗ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ
Инновационный
потенциал
Инвестиционная
активность
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ (ГОССТАТИСТИКА)
Окружающая среда
Население
Уровень жизни
Здравоохранение
Муниципальные
образования
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, 1
СОЦИАЛЬНЫЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
Окружающая среда
Население
Уровень жизни
Здравоохранение
1. Адам А.М. Экологическая политика и экономические интересы Томской области / А.М. Адам // На пути к устойчивому развитию России. 2004. Вып. 29. С. 18-20.
2. Айвазян С.А. К методологии измерения синтетических категорий качества жизни населения / С.А. Айвазян // Экономика и математические методы. 2003. Т. 39. № 2. С. 33-53.
3. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / О.Г. Голиченко; Отделение общественных наук РАН, Российский науч.-исслед. ин-т экономики, политики и права в науч.-техн. сфере: М.: Наука, 2006. 396 л.
4. Исакин М.А. Построение интегральных индикаторов качества жизни населения региона / М.А. Исакин // Регион: экономика и социология. 2005. № 1. С. 92-109.
5. Кобылев С.Н. Индикаторы устойчивости для России / С.Н. Кобылев, И.Ф. Лущик // На пути к устойчивому развитию России. 2002. Вып. 8 (19). С. 10-11.
6. Лаптев Н.И. Разработка индикаторов устойчивого развития Томской области / Н.И. Лаптев // На пути к устойчивому развитию России. 2004. Вып. 29. С. 47-49.
7. Минниханов Р.Н. Защита окружающей среды и здоровья человека от техногенного воздействия - общенациональная задача современности / Р.Н. Минниханов, К.Ш. Зиятдинов, В.А. Власов и др. // Автомобиль и техносфера мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2005. С. 105-126.
8. Наука Чувашской Республики, 2006: стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике. Чебоксары, 2006. 66 с.
9. Сафонова Е.В. Фактор экономики знаний в социально-экономическом развитии и качестве жизни населения / Е.В. Сафонова // Экономика и математические методы. 2005. Т. 41. № 4. С. 14-29.
10. Холодков В.В. Формирование современных показателей экономического развития города Москвы с учетом экологических факторов / В.В. Холодков, С.Н. Бобылев // На пути к устойчивому развитию России. 2004. Вып. 26. С. 28-31.
11. Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа, 2006. Стат. сборник / Чувашстат. Чебоксары, 2006. 194 с.
12. Public les partenariats public-prive pour la recherche et I'innovation: Une evalution de I'experience francaise. P.: OECD, 2004.
13. Public-private partnerships for research and innovation: An evaluation of Austrian experience. P.: OECD, 2004.
14. Public-private partnerships for research and innovation: An evaluation of the Dutch experience. P.: OECD, 2004.
СЕНЬКОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ родился в 1948 г. Окончил Ленинградский электротехнический институт. Кандидат технических наук, доцент, начальник инновационного отдела Чувашского государственного университета. Область научных интересов - инновационная экономика, развитие региональных экономических систем, устойчивое развитие. Автор более 70 научных работ.