Научная статья на тему 'Формирование инновационных структур в регионе на основе самоокупаемости и самофинансирования'

Формирование инновационных структур в регионе на основе самоокупаемости и самофинансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИОРИТЕТНЫЕ СТРАТЕГИИ / INNOVATION STRUCTURE / INNOVATION POTENTIAL / PRIORITY STRATEGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев Алексей Петрович

Изложены особенности формирования инновационных структур на примере субъекта федерации на основе анализа динамики определения основных приоритетов стратегии развития инновационного потенциала Чувашской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INNOVATIVE STRUCTURES IN THE REGION BASED ON SELF-REPAYMENT AND SELF-FINSNCING

The article revals peculiarity of innovation structure formation on the basic of analysis of main development strategies on innovation potential of the Chuvash Repablic.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационных структур в регионе на основе самоокупаемости и самофинансирования»

вание на которой позволяет посредством изменения количественных параметров ресурсопотребления и факторов влияния внешней и внутренней сред добиваться балансового соответствия необходимых экономических результатов и ресурсов, участвующих в процессах оказания услуг потребителям.

Литература

1. Зуб АЛ. Стратегический менеджмент: учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2008.

2. Стратегический менеджмент / под ред. А.И. Петрова. СПб.: Питер, 2008.

ШЛЁНСКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. См. с. 403.

УДК 332:146:330.341.1

А.П. ЯКОВЛЕВ

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРУКТУР В РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ САМООКУПАЕМОСТИ И САМОФИНАНСИРОВАНИЯ

Ключевые слова: инновационная структура, инновационный потенциал, приоритетные стратегии. Изложены особенности формирования инновационных структур на примере субъекта федерации на основе анализа динамики определения основных приоритетов стратегии развития инновационного потенциала Чувашской Республики.

А.Р. YAKOVLEV

FORMATION OFINNOVATIVE STRUCTURES IN THE REGION BASED ON SELF-REPAYMENT AND SELF-FINSNCING

Keywords: innovation structure, innovation potentiai, priority stratégies.

The article revais pecullarity of innovation structure formation on the baslc of analysls of main development stratégies on innovation potentiai ofthe Chuvash Repablic.

Чувашская Республика, обладающая незначительным природным потенциалом и достаточно низким инновационным потенциалом, за последние 5 лет (2005-2009 гг.) сделала значительный рывок в направлении инновационного развития. В 2005 г. была разработана и принята «Концепция инновационного развития Чувашской Республики (утверждена Кабинетом министров 4P от 21.02.2005 г. №39) (рисунок), определяющая основные приоритеты, стратегию развития и инновационную политику развития до 2015 г. Практические шаги и мероприятия по интенсификации процесса инновационного развития были определены Республиканской комплексной программой инновационного развития на 2006-2010 гг. (утверждена постановлением Кабинета министров 4P от 30.12.2005 г. № 350).

Данная схема показывает, что для реализации цели Концепция предполагает содружество научных, образовательных и культурных учреждений при поддержке государственных, общественных и коммерческих структур.

При этом предпосылки стратегии инновационного развития Чувашской Республики сформулированы исходя из «Концепции инновационного развития Чувашской Республики».

Суть долгосрочной стратегии включает в себя:

-ускоренный переход к инновационной экономике;

-технологический прорыв в производстве уникальных изделий и захват соответствующих сегментов российского и мирового рынков сбыта; -лидерство в предоставлении образовательных услуг;

- принципиальное расширение возможностей для граждан (выбраться из бедности, переквалифицироваться, реализовать себя, иметь достойную старость); -удержание темпов развития при вступлении России во ВТО. Системообразующими принципами инновационного развития являются:

1) создание инновационной инфраструктуры, стимулирование инновационного развития;

2) инновационное развитие промышленного комплекса;

Схема управления инновационной деятельностью в Чувашской Республике (утверждена постановлением Кабинета министров ЧР от 21.02.2005 г. № 39)

3) инновационное развитие топливно-энергетического хозяйства;

4) инновационное развитие транспортной инфраструктуры;

5) инновации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства;

6) инновации в области развития информационных технологий;

7) инновационное развитие здравоохранения;

8) инновационное развитие образования;

9) инновации в сфере культуры;

10) инновационное развитие строительной индустрии;

11) экологические инновации, охрана окружающей среды;

12) инновационное развитие туризма, спорта и физической культуры;

13) развитие правовой культуры;

14) инновации в администрировании.

Концепция предполагает, что основой техноэкономической парадигмы является совокупность инноваций во всех сферах жизнедеятельности Чувашской Республики с использованием новых технологических систем, ин-формационно-коммуникационных технологий и связанных с ними общественных изменений. При этом роль государственного управления в инновационном развитии Чувашской Республики выходит на качественно новый уровень. В сущности, речь идет о становлении новой системы управления, направленной на максимализацию получения социально-экономического эффекта за счет эффективного использования интеллектуального потенциала, изменение стиля мышления и формирование нового национального менталитета инновационной Чувашской Республики.

Выбранная на ближайшие годы модель инновационного развития республики определяется целями и задачами Программы.

Сопоставляя приоритеты и основные направления развития, обозначенные Программой, можно отметить, что модель, выбранная на краткосрочную перспективу, синтезирована на основе американской и азиатской моделей инновационного развития, в то время как Концепция инновационного развития Чувашской Республики, определяющая более долгосрочную перспективу, больше ориентирована на европейскую модель, отражающую одновременно и приоритеты устойчивого развития.

В Концепции отмечается, что «... на первом этапе развития необходимо построение систем, позволяющих развивать свою технологическую и научно-исследовательскую базу, привлекать импорт технологий, осуществлять наполнение и импортозамещение внутреннего рынка и экспорта производимой продукции, что, в свою очередь, позволит привлекать валютные поступления и способствовать хозяйственному росту.

Указанные преобразования позволят приблизить основные источники технологического прогресса, находящиеся за пределами Чувашии. Прогресс первого этапа обусловливает непрерывный, ускоряющийся рост потребности в квалифицированных работниках и способствует достижению наилучших результатов. Образование выходит на новую ступень взаимодействия бизнеса с наукой, что формирует иную мотивационную систему, изменяя социальные, информационные и культурные институты, делая преобразования необратимыми. Образование станет «локомотивом общества, основанного на знаниях».

На сегодняшний день на территории Чувашской Республики расположены следующие инновационные инфраструктуры, оказывающие влияние на переход экономики республики на инновационный путь развития:

-ЗАО «Учебно-деловой центр»;

- Инновационный центр Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики;

- Научно-технологический парк Чувашия;

- Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в на-учно-технической сфере Республики Чувашия;

- Республиканский бизнес-инкубатор;

- ЦТТ при Чувашском государственном университете;

- Чувашский центр научно-технической информации;

- Производственно-инновационный бизнес-инкубатор Технопарк «Интеграл».

Технопарк «Интеграл» на сегодняшний день - первая инновационная инфраструктура, созданная в форме производственно-инновационного биз-нес-инкубатора. Сегодня процесс создания нового производства малыми предприятиями в Республике затруднен из-за следующих причин:

- отсутствие средств на доведения научной идеи до опытной партии разработки;

- нежелание инвесторов и банков вкладываться в неапробированные проекты;

- малому предприятию необходимы производственные площади не менее 60-100 кв.м и оборудование, на которое у него также нет средств.

Технопарк «Интеграл» призван размещать на своих площадях и помогать развитию малых производственных предприятий в научно-технической сфере, т.е. помогать созданию новых производств через коммерциализацию результатов НИОКТР.

Миссия проекта заключается в создании эффективной, действующей системы поддержки и продвижения наукоемких, инновационных проектов в Чувашской Республике от момента зарождения научной идеи до организации серийного выпуска продукции на базе вновь созданных малых предприятий либо на базе крупных предприятий промышленного комплекса Чувашской Республики.

Основная цель - количественный и качественный рост предприятий на-учно-технической сферы.

Задачи:

- поиск и отбор рациональных изобретений, их формализация, поиск государственных «посевных» инвестиций, доведение изобретений до опытной промышленной партии (самостоятельно либо совместно с инвестором: венчурные фонды, либо крупные промышленные предприятия), организация массового производства;

- подготовка материально-технической базы для размещения МИП (малых инновационных предприятий);

- обеспечение доступа МИП к необходимым услугам;

- создание эффективных механизмов взаимодействия технопарка с финансовыми институтами, научными организациями, МИП и другими потенциальными партнерами.

Специализации:

- новые технологии и технические решения в дорожно-транспортном комплексе;

- химические технологии;

- наноматериалы и нанотехнологии.

Необходимость создания инновационных структур на территории Чувашской Республики осознается и со стороны органов государственной власти Чувашской Республики, и со стороны органов федеральной государственной власти:

- в 2007 г. был присужден грант в размере 5 млн руб. г. Новочебоксарск на реализацию проекта по созданию технопарка «Интеграл» в форме производственно-инновационного бизнес-инкубатора, разыгранный Минпромом ЧР (Распоряжение Кабинета министров Чувашской Республики от 13 декабря 2007 г. № 359-р);

- в 2008 г. был присужден грант в размере 10 млн руб. по итогам победы в конкурсе Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления им субсидий.

Необходимость создания, развития и поддержки инновационных структур (технопарков и бизнес-инкубаторов) неоднократно подчеркивалась на всех уровнях государственной власти. Для Чувашской Республики развитие технопарков - это, по меньшей мере, возможность повысить эффективность и ди-

намику научно-технического прогресса в экономике и тем самым снизить «утечку умов» из республики.

Таким образом, следует отметить, что развитие экономики в условиях модернизации требует повышенного внимания к вопросам формирования инновационных структур в регионе на основе самоокупаемости и самофинансирования, перехода на инновационный путь развития как главный фактор формирования и использования резервов по повышению эффективности экономики дотационного региона.

Формирование инновационных структур в регионе даёт возможность повысить эффективность и динамику научно-технического прогресса в экономике региона.

Литература

1. Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея; Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2006. 402 с.

2. Зинченко В.И. Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области в 2002-2005 годах // IX Всесибирский инновационный форум. Томск, 11-13 октября 2006. Тверской ИнноЦентр, 2007. С. 27-38.

3. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002. 244 с.

4. Инновационные приоритеты государства / отв. ред. А.А. Дынкин, Н.И. Иванова; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. М.: Наука, 2005.275 с.

5. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. № 350 «О Республиканской комплексной программе инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 годы» (с изм. от 27 декабря 2006 г., 25 апреля 2008 г.). Чебоксары, 2005.

6. ФЗ РФ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года. М., 2007.

ЯКОВЛЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Российский государственный социальный университет, Россия, Чебоксары (efremov1@chuvsu.ru).

YAKOVLEV ALEKSEI PETROVICH - candidate of économies sciences, assistant professor, Russian State Social University, Russia, Cheboksary.

УДК 338.439.02

Г.Е. ЯКОВЛЕВ, Э.Г. КУЗНЕЦОВА

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ключевые слова: Доктрина продовольственной безопасности, государственное регулирование,

АПК, импортозамещение, самообеспечение, государственная программа.

Рассмотрены вопросы, связанные с ходом реализации Доктрины продовольственной безопасности страны. Обоснована необходимость обеспечения до 80% потребностей населения страны в продуктах питания внутренним производством. Выявлено, что отсутствие госрегулирования аграрного сектора непосредственно влияет на рост производства и потребления продуктов питания и отрицательно отражается на уровне жизни населения страны. Доказана необходимость разработки импортозамещающих программ на всех уровнях производства.

G.E. JAKOVLEV, E.G. KUZNETSOVA THE NECESSITY OF STATE REGULATION OF PROCESS OF REALIZATION OF THE DOCTRINE OF FOOD SAFETY

Key words: Doctrine of food safety, state regulation, agrarian and industrial complex, importozamechenle, a self-sufficiency, a government program.

In article the questions connected with a course of realization of the Doctrine of food safety of the country and on Its separate regions are considered. Necessity of maintenance of requirements of the population of the country for foodstuff to 80 % Is proved by internal manufacture. It Is revealed that absence of state regulation of agrarian sector directly influences growth of manufacture and consumption of foodstuff and Is negatively reflected In a standard of living of the population of the country. In this connection necessity of working out importozamechenle programs on all levels of production Is proved.

Структурные изменения последних лет в стране показывают, что внешняя торговля России переориентируется с экспортно-импортной на преиму-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.