Научная статья на тему 'Государственное стимулирование инновационных процессов в Чувашской Республике'

Государственное стимулирование инновационных процессов в Чувашской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / THE STATE STIMULATION OF INNOVATIONS / THE STATE SUPPORT / LEGISLATION / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шигильчев Михаил Анатольевич

Исследованы вопросы государственного стимулирования и поддержки инновационной деятельности в Чувашской Республике и их значимость для формирования региональной инновационной системы. Выявлены проблемные ситуации и определены стратегические направления развития системы государственного стимулирования инноваций в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE STIMULATION OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE CHUVASH REPUBLIC

Questions of the state stimulation and support of innovative activity of the Chuvash Republic are investigated and their importance for formation of regional innovative system. Problem situations are revealed and strategic directions of development of system of the state stimulation in region are defined.

Текст научной работы на тему «Государственное стимулирование инновационных процессов в Чувашской Республике»

3. Ермаков В.Ф. Социальные и нравственные основы потребительской кооперации: учеб. пособие. М.: Наука и кооперативное образование, 2003. 406 с.

4. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М.: Центросоюз РФ, 2001,112 с.

ШАВАНДИНА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино ([email protected]).

SHAVANDINA IRINA VALEREVNA - candidate of economics sciences, associate professor of Economics and Statistics Chair, Nizhny Novgorod State Engineering Economic Institute, Russia, Knyaginino.

ШАМИН АНАТОЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино ([email protected]).

SHAMIN ANATOLIY EVGENYEVICH - doctor of economics sciences, professor of Economics and Statistics Chair, Nizhny Novgorod State Engineering Economic Institute, Russia, Knyaginino.

УДК 330.3

M.A. ШИГИЛЬЧЕВ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Ключевые слова: государственное стимулирование инноваций, государственная поддержка инноваций, законодательство, регион.

Исследованы вопросы государственного стимулирования и поддержки инновационной деятельности в Чувашской Республике и их значимость для формирования региональной инновационной системы. Выявлены проблемные ситуации и определены стратегические направления развития системы государственного стимулирования инноваций в регионе.

М.А. SHIGILCHEV

THE STATE STIMULATION OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE CHUVASH REPUBLIC

Keywords: the state stimulation of innovations, the State support, legislation, region.

Questions of the state stimulation and support of innovative activity of the Chuvash Republic are investigated and their importance for formation of regional innovative system. Problem situations are revealed and strategic directions of development of system of the state stimulation in region are defined.

Уровень развития науки, технологий и техники является определяющим фактором конкурентоспособности экономики страны и отдельных регионов. В последние годы переход к экономике инновационного типа наблюдается практически во всех развивающихся странах мира. Всемирным банком рассчитывается индекс развитости экономики знаний по отдельным странам. В таблице представлены показатели сводного индекса и его составляющих, характеризующих уровень инновационности (потенциала НИОКР), экономического стимулирования, образования и информационной инфраструктуры за 2009 г. [1].

Сопоставив показатели России и Дании - лидера данного процесса, можно отметить отставание России по сводному индексу на 41,7%, при этом отставание по индексу инновационности составило 27,5%, по образованию -26,5%, по индексу информационной инфраструктуры - 30,7%, а по экономическому стимулированию - 81,7%.

Государственная поддержка инвесторов, вкладывающих ресурсы в наукоемкую, высокотехнологичную производственную деятельность, становится одной из основных задач и методов государственного воздействия на формирование как национальной, так и региональной экономики инновационного типа.

К мерам стимулирующего характера в наиболее общем виде относят государственные кредиты и гарантии, налоговые льготы и кредиты, субсидирование уровня процентных ставок, поощрительные гранты, а также контроль цен на инвестиционные ресурсы (товары), формирование благоприятного инновационно-инвестиционного климата, федеральные и региональные бюдже-

ты развития, информационное обеспечение и др. На субфедеральном уровне эти методы могут иметь отличия в зависимости от особенностей региональных экономик, а также деятельности органов государственной власти по созданию условий для формирования региональных инновационных систем.

Индекс развитости экономики знаний, 2009 г.

Страна Место среди 145 стран Сводный индекс Субиндексы

инновационность экономическое стимулирование образование информационная инфраструктура

Дания 1 9.52 9.49 9.61 9.78 9.21

США 9 9.02 9.47 9.04 8.74 8.83

Германия 12 8.96 8.94 9.06 8.36 9.47

Япония 20 8.42 9.22 7.81 8.67 8.00

Чили 42 7.09 6.85 8.76 6.48 6.27

Бразилия 56 5.66 6.19 4.31 6.02 6.13

Россия 60 5.55 6.88 1.76 7.19 6.38

Китай 81 4.47 5.44 3.90 4.20 4.33

Индия 109 3.09 4.15 3.50 2.21 2.49

Сьерра-Леоне 145 0.96 1.47 1.22 0.58 0.55

В Чувашской Республике сформирована система по стимулированию и государственной поддержке высокоэффективных и общественно значимых инновационных и инвестиционных проектов, отрабатываются механизмы их реализации.

Основным элементом этой системы является нормативно-правовая база в сфере инноваций. Стратегические приоритеты инновационного развития региона и механизмы его реализации определены законом Чувашской Республики от 04.06.2007 г. № 8 «О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года», постановлениями Кабинета министров Чувашской Республики от 21.02.2005 г. №39 «О концепции инновационного развития Чувашской Республики» и от 29.05.2009 г. № 178 «О республиканской комплексной программе инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года».

Инновационное преобразование отраслей и секторов региона, повышение их технологической вооруженности требуют использования широкого спектра инструментов государственной политики по стимулированию инновационной деятельности. Указом Президента Чувашской Республики от 29.10.2004 г. «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики» и постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 30.09.2005 г. № 242 «О мерах по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. № 118» определены меры государственной поддержки инноваций:

- специальные вознаграждения разработчикам инновационных идей и патентообладателям (до 5500 тыс. руб. в зависимости от эффективности проекта);

- предоставление субсидий из республиканского бюджета разработчикам полезной модели или промышленного образца (до 100% стоимости в зависимости от эффективности разработки);

- субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию перспективных и приоритетных инновационных проектов (2/3 ставки рефинансирования Центробанка России);

- возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей на приобретение технологического оборудования (2/3 ставки рефинансирования Центробанка России);

- предоставление инвестиционного налогового кредита, а также льгот по налогам и сборам.

За 5 лет (2006-2010 гг.) оказана поддержка 18 организациям республики на сумму более 70 млн руб., прежде всего по выплате специальных вознагра-

ждений и по субсидированию процентной ставки. Вышли на промышленный уровень 11 инновационных производств [2].

В настоящее время реализуются проекты по созданию серийного производства герметичного электромагнитного реле нового поколения РЭС-152 (ОАО «Завод «Электроприбор»), новых моделей грузовых вагонов (ЗАО «Промтрактор-Вагон»), 1_-лизина и белковых кормовых добавок (ЗАО «РОС-ЛИЗИН НИДЕРЛАНДС Б.В.») и др.

Особое место в системе государственного стимулирования инновационной деятельности занимает создание благоприятного налогового регулирования деятельности предприятий, прежде всего, предприятий-экспортеров высокотехнологичной продукции.

В Чувашской Республике Законом от 23.07.2001 г. № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательс-вом Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации», определены налоговые льготы организациям, занимающимся инновационно-инвестиционной деятельностью.

Следует отметить, что налоговые льготы в последние годы сужаются: в

2009 г. льготная ставка по налогу на прибыль снижена на 0,5 процентного пункта (ранее она составляла 13,5%); с 1 января 2011 г. требования к объему привлекаемых инвестиций увеличены в 3 раза с 10 до 30 млн руб. Инновационная составляющая касается лишь организаций, производящих сельскохозяйственную продукцию (норма введена Законом Чувашской Республики № 51 от 19.11.2010 г.).

С 2005 г. по налогу на прибыль при привлечении инвестиций свыше 30 млн руб. льготы получили только 4 предприятия: ОАО «АККОНД», ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» г. Шумерля, ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат», ООО «Промтрактор-Промлит».

На наш взгляд, эти меры недостаточны для инновационного прорыва. Мировой опыт доказывает прямую связь между системой налоговых льгот и уровнем инновационного развития страны. В таких странах, как США, Япония, Франция, применяется налоговая льгота, предусматривающая 100-процентное исключение из облагаемого налогом дохода затрат на инновации, а в Австралии -150-процентное [3. С. 393]. Применение такой меры в Чувашской Республике способствовало бы радикальному улучшению инновационного климата в регионе.

Важную роль в переходе региона на инновационный путь развития играет государственное стимулирование выхода передовых предприятий на внешние товарные и финансовые рынки. Как показывают эмпирические исследования деятельности предприятий стран с переходной экономикой, меры, способствующие прямым иностранным инвестициям и международной торговле, повышают отечественное благосостояние посредством большей инновационной активности отечественных фирм, а лучшие инновационные результаты показывают фирмы частной формы собственности, работающие на экспорт и имеющие доступ к внешнему финансированию [1. С. 57].

Подобные меры предусмотрены постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 14.04.2006 г. №100 «О мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» в отношении организаций, производящих товары, предназначенные для экспорта:

- субсидирование процентных ставок по кредитам (50% затрат на уплату процентов, но не более 1/2 ставки рефинансирования Центробанка России);

- возмещение части затрат, связанных с сертификацией продукции (50% произведенных затрат, но не более 500 тыс. руб. на получение одного сертификата и не более 1 млн руб. на одного субъекта малого и среднего предпринимательства);

- возмещение части затрат, связанных с участием в выставочно-ярма-рочных мероприятиях за рубежом, а также регистрацией или правовой охра-

ной изобретений за рубежом (2/3 произведенных затрат, но не более 500 тыс. руб. на одного субъекта малого и среднего предпринимательства).

Мощным инструментом стимулирования инноваций является система государственных закупок инновационной продукции. В 2010 г. удельный вес инновационных товаров в общем объеме государственных закупок Чувашии составил 9,7% и имеет тенденцию к росту (в 2000 г. - 2,7%, 2005 г. - 5,8%).

Нефинансовые меры государственной поддержки инновационной деятельности включают развитие инновационной инфраструктуры; методическую, информационную и организационную поддержку; организацию семинаров, конференций и т.п.

Итоги стимулирования и государственной поддержки инновационной деятельности в регионе определены динамикой следующих показателей: за 2005-

2010 гг. затраты крупных и средних организаций на технологические инновации выросли в 4,7 раз; объемы отгруженной инновационной продукции - в 5,8 раза; доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств увеличилась с 4,7% до 12,8%.

Повышение инновационной активности организаций - положительная тенденция, однако зачастую это связано не с технологическими сдвигами, а с улучшением качества управления организационными инновациями, усилением конкуренции на рынках. Предпринимательство демонстрирует низкую восприимчивость к нововведениям, особенно технологического характера. Наибольшие трудности в осуществлении инновационной деятельности бизнес связывает с недостатком собственных денежных средств, высокой стоимостью нововведений и недостаточной финансовой поддержкой со стороны государства.

В создавшихся условиях необходимо дальнейшее развитие инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности:

- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную деятельность;

- совершенствование налогового законодательства, а также нормативных актов, направленных на создание благоприятных условий функционирования технопарков, научно-технологических центров, инновационных бизнес-инкубаторов;

- повышение доступности кредитных ресурсов, выданных на реализацию инновационных проектов;

- повышение технологического уровня предприятий малого и среднего бизнеса через государственную поддержку, особенно на стартовом этапе реализации инновационных проектов;

- развитие механизмов венчурного финансирования;

- формирование механизма государственно-частного партнерства, способствующего привлечению финансовых ресурсов из различных источников;

- совершенствование системы государственных закупок, ориентация на долгосрочные поставки инновационной продукции.

Литература

1. Вишневский В., Дементьев В. Инновации, институты и эволюция // Вопросы экономики. 2010. № 9. С. 41-60.

2. Выступление Моторина И. Б. на совещании в РОСНАНО 2 марта 2011 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.economy.cap.ru.

3. Инновационный тип развития экономики: учебник / под общ. ред. А.Н. Фоломьева. М.: Изд-во РАГС, 2008.

712 с.

4. KEI and Kl Indexes (КАМ 2009) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info.worldbank.org.

ШИГИЛЬЧЕВ МИХАИЛ АНАТОЛЬЕВИЧ - аспирант, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).

SHIGILCHEV MIKHAIL ANATOLEVICH - post-graduate student, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.