Алла Владимировна ЛИТВИНОВА
Мария Викторовна ПАРФЕНОВА
УДК 330.322.011 ББК 65
А.В.Аитвинова, М.В.Парфенова
Развитие методов и инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности в России
Проведен анализ исследований развития методов и инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности.
Ключевые слова: стимулирование инновационной деятельности, метод, инструмент, государство, эффективность, инновационная деятельность, государственное стимулирование
A.V.Litvinova, M.V.Parfenova
Development of methods and tools state incentives for innovative activities in
Russia
The analysis of researches of development of methods and instruments of state stimulation of innovation activities.
Keywords: motivation of innovation activities, method, tool, state, efficiency, innovation activity, state stimulation
а!льнейшее развитие стимулировании инновационной деятельности в России должно опираться на оценку ности тех инструментов, которые получили наибольшее распространение в практике государственного регулирования и оказывают первостепенное влияние на результативность инновационной деятельности, осуществляться в направлении развития доказавших свою эффективность инструментов и применения новых эффективных инструментов стимулирования.
Значительная роль государства в стимулировании инновационной деятельности свойственна не только национальной инновационной системе, но и подтверждается опытом развитых стран. Государственная поддержка нового сектора экономики в странах имеет финансовый характер, и соотношение объемов затрат на реализацию инструментов-стимулов зависит от особенностей страны, масштабов ее экономики, обеспеченности природными и трудовыми ресурсами, традиций в развитии общественных институтов, социокультурных факторов.
В последнее пятилетие в России доля бюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки изменяется в промежутке от 63% до 70%, что отличает ее от развитых, конкурентоспособных стран мира, где финансирование науки из государственного бюджета колеблется в пределах от 22,8% до 40,9% суммарных расходов на эти цели (таблица I). При этом в посткризисном 2010 г. внутренние затраты на исследования и разработки восьмерки лидеров превысили 1,5% к ВВП: Швейцария
- 2,99%, Сингапур - 2,09%, Финляндия
- 3,88%, Швеция - 3,40%, Нидерланды -1,85%, Германия - 2,82%, США - 2,90%, Великобритания - 1,76%, в России данный показатель составил 1,16%, при этом удельный вес организаций, получивших финансирование из средств федерального бюджета, в общем числе организаций зафиксирован на уровне 1% , что на 0,2% больше, чем в 2008 г. [2]. Для сравнения, в Финляндии, Нидерландах и Германии данный показатель составил величину 16,3%, 9,7%, 12,2% соответственно.
Таблица 1
Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования в 2010 г. в разрезе мирового рейтинга конкурентоспособности
Рейтинг конкурентоспособности Страна Средства государства Средства предприни- мательского сектора Другие национальные источники Иностранные источники
1 Швейцария 22,8 68,2 3,0 6,0
2 Сингапур 40,2 53,1 1,8 4,9
3 Финляндия 25,7 66,1 1,3 6,9
4 Швеция 27,5 58,8 3,2 10,4
5 Нидерланды 40,9 45,1 3,1 10,8
6 Германия 29,7 66,1 0,3 3,8
7 США 31,3 61,6 7,1 -
8 Великобритания 32,1 45,1 6,3 16,4
67 Россия 70,3 25,5 0,6 3,5
Стремясь занять ведущее положение на мировых рынках инновационной продукции и услуг, правительства зарубежных стран ищут наиболее эффективные инструменты стимулирования инновационной деятельности. Наибольшее распространение в мировом масштабе получили экономические инструменты прямого стимулирования (таблица 2) и инструменты косвенного метода налогового стимулирования. Практически все, из указанных в таблице 2. инструментов, с теми или иными поправками
действуют в российской практике государственного стимулирования, исключение составляют: 1) компенсация государством услуг патентных поверенных по заявкам индивидуальных изобретателей; 2) финансирование государственных программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков; 3) обращение «инновационных ваучеров». Анализ работы существующих инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности в России показал следующее.
Таблица 2
Инструменты стимулирования инновационной деятельности зарубежных стран
Инструменты стимулированию инновационной деятельности Страны
Государственные программы финансовой поддержки инновационных предприятий, выполняющих НИОКР по тематике правительственных организаций Великобритания, Китай, США, Япония
Субсидии в т.ч. с целью компенсации 50% расходов на создание новой продукции и технологий; Субвенции Бельгия, Франция, США, Германия, Швеция, Австрия, Бразилия, Канада, Япония
Займы, т.ч. с целью компенсации 50% расходов на создание и внедрение новой продукции и технологий; без выплаты процентов; софинансирование процентных ставок Бельгия, Франция, США, Германия, Бразилия, Австрия, Япония, Швеция
Снижение/отсрочка/освобождение от государственных пошлин для индивидуальных изобретателей Австрия, США, Япония, Германия, Нидерланды, Индия, США, Япония
Бесплатные услуги патентных поверенных по заявкам индивидуальных изобретателей Нидерланды, Германия, Япония, Индия
Льготное налогообложение (исключение из налогообложения затрат на НИОКР, льготное налогообложение университетов и НИИ, налоговые вычеты при осуществлении расходов на НИОКР) США, Великобритания, Индия, Китай, Япония, Австрия, Германия, Норвегия, Ирландия, Франция, Бразилия
Государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков США, Япония
Государственные закупки США
Использование «инновационных ваучеров» Нидерланды, Великобритания, Германия, Австрия, Кипр, Дания, Франция, Греция, Ирландия, Республика Македонии, Польша, Португалия, Словения, Швейцария, Финляндия, Украина
Выделение грантов на НИОКР Ирландия
Объемы бюджетного стимулирования российской науки растут в среднем на 30% ежегодно (рисунок I). В целом темпы роста данного показателя нельзя назвать стабильными, так в докризисном периоде с 2000 по 2008 г. рост объемов составил в среднем 32% с максимальным значением в 2005 г. равным
350000
300000
250000
200000
150000
100000
50000
62%. Если в 2009 г. роста объемов бюджетного стимулирования составлял величину 35%, то уже в 2010 г. - сократился до 8%, зафиксировав минимальное значение за весь рассматриваемый период. К 2011 г. темп роста достиг среднего значения докризисного периода - 32%.
0
г-г-1~1 і і I I п=
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
□ Расходы на фундаментальные исследования
□ Расходы на прикладные научные исследования
■ Расходы на гражданскую наукуиз средств федерального бюджета, млн. руб.
Рис.1 Финансирования науки из средств федерального бюджета, млн. руб.
Субсидия, как инструмент бюджетного стимулирования инновационной деятельности,
- это сумма бюджетных средств, предоставляемая юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с их хозяйственной деятельностью в сфере инноваций. Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям инновационных товаров, работ, услуг регулируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетные субсидии могут предоставляться субъектам инновационной деятельности на условиях софинансирования расходов по уплате процентов по кредитам субъектов инновационной деятельности в кредитных организациях и в целях возмещения части затрат (расходов), направленных на приобретение основных средств, непосредственно используемых для производства инновационной продукции [4]. Законодательно устанавливаются критерии отбора субъектов инновационной деятельности, претендующих на получение бюджетных субсидий, условия и порядок предоставления субсидий.
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация в инновационной сфере (далее - целевые программы или ФЦП) как инструменты прямого метода бюджетного стимулирования инновационной деятель-
ности, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих инновационное развитие экономики, а также эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации [8].
Инновационные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социальноэкономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти. В этой связи значимым этапом разработки целевых программ является определение объемов и порядка их стимулирования. Проект целевой инновационной программы на очередной финансовый год представляется органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации одновременно с бюджетным посланием на предстоящий год. Государственная Дума осуществляет контроль за выполнением целевой инновационной программы и заслушивает отчет органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации.
Таблица 3
Объемы стимулирования ФЦП в области инноваций по источникам, млрд. руб.
Название ФЦП Средства федерального бюджета Средства внебюд- жетных источни- ков
Итого, из них: НИОКР Капи- тальные вложе- ния Прочие нужды
Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы 111,02 98,62 11,62 0,78 60,6
Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы 24,53 *0,31 15,17 9,05 2,88
Национальная технологическая база, на 2007-2011 годы 26,79 21,35 5,44 - 24,71
Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы 85,01 33,12 12,08 39,81 15,92
Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы 106,85 63,91 42,94 - 72,38
Мировой океан, 2008-2013 годы и др. 5,25 2,43 2,34 0,48 1,40
*субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом»
Объем финансирования программных мероприятий по развитию инновационной деятельности за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, указывается в расходной части соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как отдельный вид расходов. При этом объем и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год и плановый период (таблица 3). Очевидно, что планирование расходов бюджета на ФЦП, ориентированное на результат, внедряемое в бюджетную практику в современных условиях, основывается на использовании программно-целевого метода планирования, который исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов мероприятий, осуществляемых органами власти. Основными чертами, характеризующими данный метод планирования, являются: целеполагание, формирование функциональной системы действий, принцип целевого распределения [1, С. 378].
Приоритетным направлением стимулирования и поддержки инновационной деятельности является предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям грантов по приоритетным направлениям их инновационной деятельности. Отметим, что гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями [9]. И.Н. Платонова сравнивает выделение грантов с «точечным финансированием новой тематики, исследования по которой в случае низкой результативности могут быть легко прекращены» [5, С. 118-119]. Автор считает, что такой инструмент стимулирования позволяет постоянно искать новые направления для исследования. Значимость рассматриваемого инструмента, как показывает мировая практика, возрастает, когда исследования проводятся научными группами. Наличие широкой линейки грантов позволяет быстро и эффективно достигать точечного финансирования наиболее сильных групп, проводящих наибо-
лее актуальные исследовании [6].
Инновационный грант, во-первых, это оплачиваемый, субсидируемый государственный заказ на выполнение научных исследований и разработок; во-вторых, денежные средства, выделяемые в порядке благотворительности для финансовой поддержки инновационных научных исследований, ученых, авторов; целевое использование таких средств подтверждается отчетом.
Инновационные гранты, как трансферт из бюджета, выделяются на конкурсной основе, на условиях, предусмотренных договором между грантодателем и грантополучателем, с целью проведения прикладных научных исследований по темам, связанным с развитием приоритетных направлений науки, техники и технологий Российской Федерации. Например, гранты предоставляются для выполнения опытно-конструкторских разработок, подготовки технико-экономического обоснования инновационного проекта, патентования объекта промышленной собственности в иностранных государствах и (или) международных патентных организациях. Порядок и сроки проведения конкурсов определяются Правительством Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Организационное обеспечение конкурса и его финансирование, включая проведение экспертизы представленных на конкурс заявок, публикацию списка рекомендованных для представления на конкурс работ, осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, орган за счет средств соответствующего бюджета.
По итогам конкурса уполномоченный орган заключает с учеными соглашения об условиях реализации инновационных грантов. В соглашениях указываются темы научных исследований, содержатся планы работ и сметы расходов на выполнение научных исследований, общий и поэтапный объем финансирования, обязательства ученых о проведении научных исследований в соответствии с планом работ, а также иные условия, связанные с выделением грантов. В соглашениях также предусматривается право уполномоченного органа осуществлять проверку целевого использования выделенных инновационных грантов [4].
Наблюдаемая неравномерность стимулирования инновационной деятельности посредством грантов (рисунок 3) обусловлена неудовлетворительной работой системы грантов в целом, а в связи с этим отсут-
ствием однозначного ответа на вопрос: «как стимулировать получение значимых научных результатов учёными, чьи изыскания поддержаны грантами»? Президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий О.А.Ускова отмечает, что около 60% средств, выделенных на государственные гранты, «тратятся на уже существующие проекты, которые реализуются и исполняются в рамках других параллельных научно-инновационных
программ и бюджетов. Выделение гранта в этом случае никак не влияет на скорость и глубину проводимых научных исследований, и фактически идет на выплату премиальных членам исследовательской группы» [7]. Ряд экспертов считает, что система грантов в России практически отсутствует, а главными ее проблемами являются: небольшие размеры грантов и узкий круг экспертов в областях, что принимают участие в проверке проектов [6].
Темпы прироста грантов, %
Рис.3. Темпы прироста бюджетных расходов на реализацию грантов в сфере инноваций, %
На совершенствование системы грантовой поддержки научных проектов указал В.В. Путин на первом заседании президентского Совета по науке и образованию в обновлённом составе: «Нам необходимо скорректировать бюджетные инструменты, сделать их назначение и использование более адресным, выработать дифференцированный подход к поддержке и финансированию различных стадий исследовательского цикла, установить понятную и прозрачную связь между научными результатами и вознаграждением учёных. И в то же время дать возможности для творческого роста и профессиональной самореализации молодых исследователей, обеспечить им достойный уровень жизни». По итогам заседания правительству поручено разработать комплекс мер по совершенствованию финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности.
Значимым для процесса интеграции национальной инновационной системы в глобальные инновационные сети инструментом стимулирования инновационной деятельности является финансирование участия в международном инновационном сотрудничестве.
По данному элементу подлежат отражению расходы на уплату Российской Федерацией добровольных, долевых, членских, а также целевых взносов в международные инновационные организации, межгосударственные организации и объединения, независимо от их вида и формы (договор, конвенция, соглашение, фонд, программа, протокол и т.д.), другие аналогичные расходы. При этом бюджетные ассигнования на уплату взносов в международные организации на 2011-2013 гг., предусмотренные упраздненным Федеральным агентством по науке и инновациям, переданы Министерству образования и науки России.
Взносы в международные инновационные организации обеспечивают участие российских ученых и специалистов в деятельности международных научных организаций, располагающих значительными возможностями для проведения крупномасштабных исследований и проектов, которые не могут быть проведены в рамках одной или даже нескольких национальных академий или центров, так как требуют объединения усилий, финансовых средств и участия целых научных коллективов. Данный инструмент стимули-
я
рования способствует активизации участия российских представителей в международных конгрессах, конференциях, инновационных программах и проектах; в работе руководящих органов и специализированных рабочих групп. Посредством взносов в международные инновационные организации обеспечивается развитие и углубление международного научного сотрудничества, результатом которого является рост интернационализации науки, расширения масштабов научно-технической специализации и кооперации ученых; реализация российских интересов в международном движении инновационных товаров и услуг, факторов производства и т.д.
В целом положительная динамика расходов федерального бюджета, обеспечиваю-
щих осуществление Российской Федерацией приоритетных направлений международной деятельности в области инноваций, способствует успешной реализации международного сотрудничества в сфере инноваций, о чем свидетельствует рост объемов экспорта инновационных товаров, работ, услуг и технологического обмена в организациях, включающего научно-технические публикации; проведение выставок, ярмарок, симпозиумов; обмен делегациями и встречи ученых и инженеров; миграцию специалистов; обучение студентов и аспирантов и др. (таблица 4). Скачек вниз величины объема экспорта инновационных товаров, работ, услуг в 2009 г. есть следствие финансового кризиса 2008 г., который привел к с сокращению темпов роста экономики в целом.
Таблица 4
Величина и результативность финансирования участия в международном инновационном
сотрудничестве
Год Взносы в международные организации (тыс. руб.) Технологический обмен в организациях (шт.) Объем экспорта инновационных товаров, работ, услуг (млн. руб.)
2000 248789,14 867 32672,3
2001 326789,12 782 40330,6
2002 317957,10 827 43597,2
2003 550000,00 780 74351,1
2004 635842,20 759 69557,8
2005 845469,00 788 151358,0
2006 835656,80 928 168176,0
2007 915618,00 890 276280,8
2008 1093906,00 900 283792,5
2009 1855332,60 945 217621,4
2010 2121087,00 950 228644,5
2011 2464088,00 959 237678,6
Рис.4. Динамика расходов государства на инструменты стимулирования инновационной
деятельности, тыс. руб.
Обобщая анализ развития инструментов бюджетного стимулирования инновационной деятельности, отметим, что динамика бюджетных расходов на реализацию рассмотренных инструментов имеет экспоненциальный рост (рисунок 4), который значительно усилился с 2007 г., когда в 35,5 раз увеличилось финансирование федеральных целевых программ. Более того, увеличение доли расходов
на федеральные целевые программы в области инноваций в общем объеме бюджетного финансирования на цели стимулирования инновационной деятельности произошло одновременно со снижением удельного веса субсидий на поддержку научных мероприятий, финансирования участия в международном инновационном сотрудничестве и научных грантов (рисунок 5).
Рис. 5. Долевое распределение бюджетных ресурсов по инструментам стимулирования инновационной деятельности за период с 2000 по 2011 гг., %
В условиях перевода экономики на инновационный путь развития в банковском секторе работают практически все инструменты государственного стимулирования инноваций
- банковский инновационный кредит, инновационный лизинг и факторинг. Несмотря на то, что система кредитования инновационной деятельности уже имеет место, однако пока находится в зачаточном состоянии, не оформлена институционально (законодательно), не подкреплена методологической базой. Инновационные проекты составляют всего 3% на рынке кредитования [2].
Инновационный кредит, по мнению И.П. Довбий и Е.С. Малаховой, можно рассматривать как разновидность инвестиционного кредита, его более развитую форму, адекватную новым условиям экономической динамики. Выдача инвестиционных кредитов производится для тех, чьи разработки находятся на начальном этапе, с целью завершения исследования. Инновационные кредиты выдаются в тех случаях, когда инновационный продукт уже подготовлен к выходу на рынок и к привлечению его покупателей. В этом случае коммерческие банки в обязательном порядке
требуют предоставить заемщика следующие документы: патент, наличие авторского свидетельства и заключения экспертизы, подтверждающей инновационный вид изобретения, а также грамотно и четко оформленные план проекта, расчет прибыльности от его реализации и планы по дальнейшей реализации продукции. Приоритет в выдаче кредитов отдают инновационным проектам, обеспечивающим производство и продажу конкурентоспособной продукции, которая не имеет аналогов в стране, а также проектам, которые предусматривают создание и предложение новых рабочих мест.
На современном этапе финансирование инновационных проектов для банков пока малопривлекательно, так как связано с высокими рисками кредитования, их длительным периодом окупаемости и низкой доходностью на начальной стадии реализации. Факт незначительного участия банков в кредитовании наукоемких проектов подтвердил Глава Счетной палаты С.В. Степашин, проведя экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг деятельности кредитных организаций в сфере модернизации экономики и обеспе-
я
чения реализации ключевых функций национальной инновационной системы». Он указал, что кредитным организациям надлежит финансировать предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, расширять спектр соответствующих продуктов и контролировать целевое использование средств. Также они должны привлекать в экономику инновационные ресурсы, в том числе с зарубежных рынков. Однако банкиры утверждают, что широкое развитие инновационного кредитования без специальной господдержки невозможно.
В современной российской практике участие государства в секторе инновационного кредитования сводится к субсидированию за счет средств бюджетов Российской Федерации в целях предоставления государственных гарантий по кредитным обязательствам субъектов инновационной деятельности. Бюджетные субсидии могут предоставляться субъектам инновационной деятельности на условиях софинансирования расходов по уплате процентов по кредитам субъектов инновационной деятельности в кредитных организациях. Также государственная финансовая поддержка безвозмездного инвестирования субъектов инновационной деятельности может осуществляться в виде беспроцентного кредитования инновационной деятельности или кредитования под льготные процентные ставки.
Государство может выдавать банкам и иным кредитным организациям государственные гарантии в качестве обеспечения исполнения субъектом инновационной деятельности обязательства по возврату кредита, предоставленного ему на цели реализации инновационного проекта. Государственные гарантии предоставляются в случаях, в порядке и на условиях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
С целью стимулирования инноваций и экспорта высокотехнологичной продукции, модернизации и развития несырьевой экономики, и в первую очередь, наукоемкой промышленности посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства (через ОАО «Российский банк развития», ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» и др.), была создана Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Банк осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам отбора региональных банков, субсидированию процентных ставок, предоставления государственных гарантий в качестве обеспечения исполнения обязательств региональных бан-
ков и пр. Реализация государственного стимулирования кредитования в регионах и муниципалитетах также осуществляется через фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, региональные гарантийные фонды и пр.
Перспективным инструментом государственного стимулирования инновационной деятельности является инновационный лизинг, который охватывает все новые сферы, стимулируя тем самым техническое перевооружение и развитие значительного числа инновационных предприятий. К.А. Кирилов определяет лизинговый механизм, как один из способов "наиболее эффективного решения проблемы инвестирования в инновационное развитие". Роль лизинга в инновационной деятельности возрастает благодаря ограниченности бюджетных средств, недостатку собственных средств в достаточном объеме для осуществления исследований и внедрения новых технологий, высоким процентным ставкам по банковским кредитам, а также их ограниченности по срокам, проблемой залогового обеспечения [3,С. 42].
Инновационный лизинг - это определенный, специфический вид экономических отношений между их субъектами: лизингодателем, лизингополучателем и продавцом лизингового имущества по поводу объектов движимого и недвижимого имущества, относящегося к основным средствам в процессе инновационной деятельности [5, С. 39]. Решая задачу повышения доступности рассматриваемого инструмента для стратегических отраслей национальной экономики, субъектов малого и среднего бизнеса и компаний, ориентированных на инновационный тип развития, государство принимает программы субсидирования части затрат на обслуживание договоров лизинга, а именно, федеральный бюджет субсидирует часть затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам и уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования. Следующим этапом поддержки лизингополучателей, по мнению М.А. Агаджанова, должно стать возмещение инновационным компаниям, а также предприятиям стратегических отраслей части лизинговых платежей при покупке нового технологического оборудования, в том числе и импортного, при условии, что аналогичное оборудование не производится на территории России. Кроме возмещения в финансовой форме такие сделки могут поддерживаться в форме предоставления гарантий со стороны субъектов федерации, на территории которых реализуются программы развития.
Факторинг, как инструмент кредитного стимулирования инновационной деятельности, востребован предприятиями-инновато-
рами на стадии реализации инновационных товаров. Дорогостоящая инновационная продукция способна формировать большую величину дебиторской задолженности на длительном временном отрезке, в этом случае эффективным инструментом увеличения финансов инновационных предприятий становится договор факторингового обслуживания, заключаемый на неопределенно длительный срок. Факторинг - это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Для инновационной фирмы эти услуги могут включать: финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту, контроль за своевременностью оплаты и работа с дебиторами. Финансирование поставок товаров при факторинге предусматривает, что немедленно после поставки продавцу банк выплачивает в качестве досрочного платежа значительную часть суммы поставки. В различных странах размер досрочного платежа составляет от 50% до 90% от суммы поставки. Остаток (сумма поставки за вычетом суммы досрочного платежа и за вычетом комиссии банка) выплачивается продавцу в день поступления денег от дебитора. В ходе факторингового обслуживания может быть профинансирована поставка на любую, даже самую незначительную сумму.
Как и в случае с инновационным кредитом и лизингом поддержка и развитие факторинга в сфере инноваций осуществляется через такие компании со стопроцентным государственным участием, как ОАО «Российский банк развития» и ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства», которые разрабатывают и реализуют программы государственной поддержки малого и среднего инновационного бизнеса через факторинг. Например, факторинговая компания «Лайф» стала первым участником программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса через факторинг, которая предполагает финансирование предприятий на специальных условиях, предоставляя возможность многим малым и средним предприятиям получить факторинговое финансирование.
Среди косвенных методов государственного стимулирования инновационной деятельности усиленное развитие после 2008 г. получает налоговое стимулирование, включающее такие инструменты как инвестиционный налоговый кредит, налоговые льготы, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. До последнего финансового кризиса 2008 года и в условиях постоянного роста ВВП, как отмечает А.В. Кузин, государство не
предусматривало каких либо чрезвычайных мер налогового стимулирования инновационного бизнеса, делая ставку на прямые государственные инвестиции в этот сектор через государственные корпорации, бюджетное финансирование науки (включая представление связанных с этим налоговых льгот), государственные целевые программы и фонды поддержки (государственных гарантий) малого и среднего бизнеса.
Под инновационным налоговым кредитом понимается такое изменение срока уплаты налога, при котором для субъектов инновационной деятельности, являющихся налогоплательщиками соответствующего налога, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных размерах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов, либо без таковых.
Для субъектов инновационной деятельности, успешно внедривших результаты научной и научно-технической деятельности и начавших выпуск инновационной продукции с перспективой получения доходов в будущем, отменяется режим полного или частичного возврата сумм инновационного налогового кредита и начисленных процентов, либо только начисленных процентов. При этом учитывается вид инновационной деятельности, послужившей источником получения прибыли, с применением принципа экономической сущности в отношении аффилированных лиц и проверкой наличия реального экономического эффекта.
Таким образом, в период с 2000 по 2011 гг. развитие методов и инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности в России, обусловленное модернизацией отечественной экономики при несоответствии между ее потребностями в капитале и возможностями его эффективного использования, сопровождалось
- расширением линейки инструментов стимулирования, например, с 2002 г. началась реализация федеральных целевых программ в области инноваций;
- ростом расходов государства на реализацию прямых экономических методов и инструментов в среднем на 30% в год;
- перераспределением расходов государства - снижением удельного веса субсидий на поддержку научных мероприятий, финансирования участия в международном инновационном сотрудничестве и научных грантов при одновременном увеличении доли расходов на федеральные целевые программы в области инноваций в общем объеме бюджетного финансирования на цели стимулирования инновационной деятельности.
Бесспорно, важной составляющей государ- Однако согласимся с большинством ис-
ственной политики в сфере инноваций являет- следователей, которые сходятся к мнению о
ся соотношение прямых и косвенных методов сохраняющемся преобладании инструментов
стимулирования, которое определяется эко- прямого стимулирования инноваций, оказы-
номической ситуацией в стране и избранной вающих более сильное влияние на результа-
концепцией государственного регулирования, тивность осуществляемой в стране инноваци-
спецификой национального уклада экономики и онной деятельности. Более того, ряд авторов
национальными традициями. Оценивая степень указывает на преобладание именно бюджет-
использования в России инструментов прямого ного стимулирования всех форм научной и ин-
и косвенного стимулирования инновационной новационной деятельности и инновационной
деятельности с 2000 по 2011 гг., заметим, что инфраструктур. Дальнейшее развитие сти-
первоначальный акцент на прямые методы и мулирования инновационной деятельности в
инструменты государственного стимулирова- России должно опираться на оценку эффек-
ния был перенесен на расширение числа мер, тивности тех инструментов, которые получи-
направленных на реализацию косвенных ме- ли наибольшее распространение в практике
тодов (налогового, страхового и таможенного), государственного регулирования и оказывают
усилившихся в кризисный и посткризисный первостепенное влияние на результативность
период. Именно в период после 2008 года были инновационной деятельности, осуществлять-
приняты большинство изменений в подзакон- ся в направлении развития доказавших свою
ных актах, регулирующих порядок применения эффективность инструментов и применения
инструментов косвенного стимулирования ин- новых эффективных инструментов стимули-
новационной деятельности. рования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дзанкисова, И.Х. Особенности планирования расходов бюджета в условиях реформирования бюджетного процесса [Текст] / И.Х. Дзанкисова // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки. Экономика. - 2012. - № 1. - С. 375-382. 325
2. Индикаторы инновационной деятельности: 2012 [Эл. ресурс] // Режим доступа : www.hse.ru/primarydata/2012, свободный : (20.03.2013 г.). - Загл. с экрана. 335
3. Инновации и развитие: Гранты нужно выдавать в десять раз больше [Эл. ресурс] // Режим доступа: http://innoros.ru/publications/interesting/13/innovatsii-i-razvitie-granty-nuzhno-vydavat-v-desyat-raz-bolshe, свободный : (12.03.2013 г.). - Загл. с экрана. 336
4. Парфенова, Л.Б. Развитие налоговых инструментов активизации инновационной деятельности [Текст] / Л.Б. Парфенова // Наука и экономика. - 2012. - № 6(14). - С. 5-11. 360
5. Платонова, И.Н. Межвузовская конференция по проблемам конкурентоспособности России в мировой экономике [Текст] / И.Н. Платонова // Вестник МГИМО Университета. - 2010. - № 3. - С. 117-163. 362
6. Попов, С. Внутренние гранты. Санкт-петербургский университет [Эл. ресурс] / С. Попова // Режим доступа : http://trv-science.ru/2013/04/09/iz-zhizni-grantov/, свободный : (09.04.2013 г.). - Загл. с экрана 363
7. Ускова, О.А. Более половины государственных грантов на инновации расходуются впустую [Эл. ресурс] / О.А. Ускова // Режим доступа : http://polit.ru/news/2011/10/13/jamp_NAIRIT/, свободный : (13.10.2011 г.). -Загл. с экрана. 379
8. Федеральные целевые программы [Эл. ресурс] // Режим доступа : http://fcp.economy.gov.ru, свободный : (07.08.2012 г.). - Загл. с экрана. 380
9. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в ред. от 20.07.2011 N 249-ФЗ [Эл. ресурс] // Режим доступа : http://base.consultant.ru, свободный : (15.04.2013 г.). - Загл. с экрана
REFERENCES
1. Dzankisova I.Kh. Especially the planning of budget expenditures in the budget process reform. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Khetagurova. Obshchestvennye nauki. Ekonomika - Bulletin of the North Ossetian State University. Social Sciences. Economics, 2012, no.1. pp. 375-382 (in Russian).
2. Indicators of innovation activity. Available at: www.hse.ru/primarydata/2012 (accessed 11 November 2013).
3. Innovation and development: Grants to give ten times more. Available at: http://innoros.ru/publications/interesting/13/ innovatsii-i-razvitie-granty-nuzhno-vydavat-v-desyat-raz-bolshe (accessed 11 November 2013)
4. Parfenova L.B. Development of tax instrument to stimulate innovation. Nauka i ekonomika - Science and Economics, 2012, no 6(14). pp.5-11 (in Russian).
5. Platonova I.N. Inter-University Conference on the competitiveness of Russia in the world economy. Vestnik MGIMO Universiteta - Bulletin of the MGIMO University, 2010, no.3. pp. 117-163 (in Russian)
6. Popov S. Domestic grants. St. Petersburg University. Available at: http://trv-science.ru/2013/04/09/iz-zhizni-grantov (accessed 11 November 2013).
7. Uskova O.A. More than half of government grants for innovation wasted. Available at: http://polit.ru/news/2011/10/13/ jamp_NAIRIT/ (accessed 11 November 2013).
8. Federal programs. Available at: http://fcp.economy.gov.ru, svobodnyi (accessed 11 November 2013).
9. The federal law ""On Science and State Science and Technology Policy". Available at: http://base.consultant.ru (accessed 11 November 2013).
Информация об авторах Литвинова Алла Владимировна (Россия, Волгоград) - Профессор, доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Финансы и кредит». Волжский гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет». E-mail: litvinova_av@mail.ru
Парфенова Мария Викторовна (Россия, Волгоград) - Аспирант, ассистент кафедры «Финансы и кредит». Волжский гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет». E-mail: pvv_65@mail.ru
Information about the authors Litvinova Alla Vladimirovna (Russia, Volgograd) - Professor, Doctor of Economics, Head of the Department "Finance and Credit". Volga Humanitarian Institute (branch) "Volgograd State University." E-mail: litvinova_av@mail.ru
Parfenova Mania Viktorovna (Russia, Volgograd)-Postgraduate student, assistant of the Department "Finance and Credit". Volga Humanitarian Institute (branch) "Volgograd State University." E-mail: pvv_65@mail.ru