Научная статья на тему 'Потенциал инновационного развития малого предпринимательства в Самарской области'

Потенциал инновационного развития малого предпринимательства в Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
863
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / SMALL BUSINESS / INNOVATIONS / SCIENTIFICALLY TECHNICAL AND INNOVATIVE CAPACITY OF THE REGION / DIRECT AND INDIRECT STIMULATION OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поротькин Е. С.

Инновационное развитие является стратегическим приоритетом экономического развития региона. Самарская область обладает высоким научно-техническим и инновационным потенциалом. По большинству позиций регион занимает лидирующие места в Приволжском федеральном округе. Малый бизнес в регионе развивается достаточно динамично, однако этой динамики не хватает для достижения поставленных Правительством страны показателей. Основными проблемами инновационного развития малого бизнеса являются неразвитость инновационной инфраструктуры, отсутствие стимулов у предпринимателей к внедрению инноваций, недостаток собственных и доступных кредитных средств для финансирования инноваций. Реализация инновационного потенциала региона одновременно с развитием малого бизнеса возможно только в условиях заинтересованности предпринимательского сектора во внедрении инноваций и создания государством благоприятной инновационной среды. Стимулирование государством инновационно-инвестиционной деятельности не должно сводиться исключительно к прямому бюджетному финансированию, основным механизмом должно явиться косвенное стимулирование освоения инноваций, в том числе и малыми формами предприятий, как наиболее гибкими и быстро адаптирующимися к изменениям среды экономическими системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of innovative development of small pred-prinimatelstva in the Samara region

Innovative development is a strategic priority of economic development of the region. The Samara region possesses high scientific and technical and innovative potential. Small business in the region develops rather dynamically, however this dynamics isn't enough for achievement of the indicators put by the Government of the country. The main problems of innovative development of small business are backwardness of innovative infrastructure, absence of incentives at businessmen to introduction of innovations, a lack of own and available proceeds of credit for financing of innovations. Realization of innovative capacity of the region along with development of small business perhaps only in the conditions of interest of a business sector in introduction of innovations and creation of the favorable innovative environment by the state. Stimulation of innovative and investment activity by the state shouldn't be reduced only to direct budgetary financing, indirect stimulation of development of innovations, including small forms of the enterprises, as the most flexible and quickly adapting for changes of the environment by economic systems has to be the main mechanism.

Текст научной работы на тему «Потенциал инновационного развития малого предпринимательства в Самарской области»

УДК 330.341

Потенциал инновационного развития малого предпринимательства

в Самарской области

Канд. экон. наук, доцент ВАК Поротькин Е.С. [email protected]

МБОУ ВО «Самарская академия государственногои муниципального управления», г. Самара НОУ ВПО «Самарский институт управления», г. Самара г. Самара, ул. Стара-Загора, 96

Инновационное развитие является стратегическим приоритетом экономического развития региона. Самарская область обладает высоким научно-техническим и инновационным потенциалом. По большинству позиций регион занимает лидирующие места в Приволжском федеральном округе. Малый бизнес в регионе развивается достаточно динамично, однако этой динамики не хватает для достижения поставленных Правительством страны показателей. Основными проблемами инновационного развития малого бизнеса являются неразвитость инновационной инфраструктуры, отсутствие стимулов у предпринимателей к внедрению инноваций, недостаток собственных и доступных кредитных средств для финансирования инноваций. Реализация инновационного потенциала региона одновременно с развитием малого бизнеса возможно только в условиях заинтересованности предпринимательского сектора во внедрении инноваций и создания государством благоприятной инновационной среды. Стимулирование государством инновационно-инвестиционной деятельности не должно сводиться исключительно к прямому бюджетному финансированию, основным механизмом должно явиться косвенное стимулирование освоения инноваций, в том числе и малыми формами предприятий, как наиболее гибкими и быстро адаптирующимися к изменениям среды экономическими системами.

Ключевые слова: малый бизнес, инновации, научно-технический и инновационный потенциал региона, прямое и косвенное стимулирование инноваций.

Potential of innovative development of small pred-prinimatelstva in the Samara region

Ph.D. Porotkin E.S. [email protected] MBOU IN "The Samara academy of a gosudarstvennogoa of municipal management", Samara NOU VPO "Samara Institute of Management", Samara Samara, st. Stara Zagora, 96

Innovative development is a strategic priority of economic development of the region. The Samara region possesses high scientific and technical and innovative potential. Small business in the region develops rather dynamically, however this dynamics isn't enough for achievement of the indicators put by the Government of the country. The main problems of innovative development of small business are backwardness of innovative infrastructure, absence of incentives at businessmen to introduction of innovations, a lack of own and available proceeds of credit for financing of innovations. Realization of innovative capacity of the region along with development of small business perhaps only in the conditions of interest of a business sector in introduction of innovations and creation of the favorable innovative environment by the state. Stimulation of innovative and investment activity by the state shouldn't be reduced only to direct budgetary financing, indirect stimulation of development of innovations, including small forms of the enterprises, as the most flexible and quickly adapting for changes of the environment by economic systems has to be the main mechanism.

Keywords: small business, innovations, scientifically technical and innovative capacity of the region, direct and indirect stimulation of innovations

Малое предпринимательство уже не одно десятилетие объявляется в нашей стране движущей силой развития современной конкурентоспособной экономики. Причем делается это одновременно с провозглашением курса сначала на инновации, затем на модернизацию, а теперь и на импортозамещение. Последнее обстоятельство связано с вопросом не только и не столько повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, но и поддержания на достаточном уровне продовольственной безопасности, как важнейшего структурного элемента национальной безопасности. Как известно, импортозамещение представляет собой стратегию так называемого догоняющего развития, реализация которой основана на создании различного рода препятствий продукции, завозимой из-за рубежа и производстве аналогичной отечественной продукции, занимающей место замещенной [1]. Реализация данной стратегии традиционно базируется на определенных точках роста, технологических заделах, которыми располагают субъекты экономики, широкомасштабной и эффективной реализации которых мешало «засилье» импортных дешевых субститутов. Однако в случае с современной российской действительностью создание препятствий было инициировано извне и, очевидно, что отечественная экономика не была достаточно к этому готова.

Переход к широкомасштабному замещению импорта требует эффективной реализации инновационного потенциала всех субъектов экономики как главной движущей силы создания современной конкурентоспособной продукции, которая реализуя функцию замещения должна перейти к функции экспансии за пределы страны. Именно постановка такой амбициозной задачи и разработка под нее соответствующих механизмов стимулирования должна ставиться на сегодняшний день. Если же замещение ограничится текущим моментом с возвратом к досанкционному уровню - это снова будет проеданием бюджетных средств, еще больше подстегивающим инфляционные процессы в экономике. Кроме всего прочего, нужно принимать во внимание и то, что увеличение в декабре 2014 г. ключевой ставки ЦБ РФ до 17% уже привело к увеличению процентных ставок по кредитам для бизнеса, что серьезно ограничивает возможности предпринимательского сектора (прежде всего малого и среднего) по финансированию инновационно-инвестиционных проектов.

Оценка инновационной активности субъектов малого предпринимательства в регионе требует рассмотрения возможностей региона с точки зрения создания и использования научно-технической продукции (научно-технический и инновационный потенциал), уровня развития сектора малого предпринимательства и его восприимчивости к использованию результатов НТП. При этом под научно-техническим потенциалом следует понимать способность экономики к производству новых знаний и технических решений, т.е. созданию изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и т.п. В свою очередь, инновационный потенциал характеризует наличие способности к использованию в практической деятельности результатов научно-технических исследований. Таким образом, можно обладать достаточно высоким научно-техническим потенциалом, но не уметь правильно распорядиться получаемыми от его реализации возможностями, что называется «работать в стол». Именно с этих позиций нужно рассматривать потенциал инновационного развития малого бизнеса Самарской области [2, с. 2122].

В экономически развитых странах малый бизнес является локомотивом социально-экономического развития государства, способствующим решению проблем занятости и наполнения бюджетов. Так, в странах ЕС малый бизнес обеспечивает 70% рабочих мест в экономике [3]. В России же в секторе малого предпринимательства по состоянию на 1 января 2014 г. было занято 11,7 млн. человек из 75,5 млн. чел экономически активного населения, т.е. всего 15,5% [4].

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны по оценкам Правительства РФ составляет 20-21% [5]. Одновременно с этим, вклад малого бизнеса в экономику развитых стран Северной Америки и Ев-

ропы традиционно достаточно высок и достигает 50% и выше [6]. Ориентируясь в развитии на опыт развитых стран, одной из задач, поставленных президентом России перед правительством, является увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП к 2020 г. до 60-70% [7].

Таким образом, планируется увеличить вклад малого предпринимательства в экономику страны за ближайшие годы в 3-3,5 раза, что практически нереально при существующих темпах развития данного сегмента бизнеса.

В связи с этим, особую актуальность приобретает оценка возможностей малого бизнеса в инновационной сфере. К основному преимуществу малых предприятий в инновационной сфере можно отнести их мобильность, способность быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, переходя из отрасли в отрасль, что является очень важным в связи с высоким уровнем риска инновационной деятельности.

По числу субъектов малого предпринимательства Самарская область занимает первое место в Приволжском федеральном округе (ПФО). По состоянию на конец 2013 г. в регионе зарегистрировано 53,3 тыс. малых предприятий (табл. 1). Одновременно с этим по средней численности работников, занятых на малых предприятиях, регион занимает лишь четвертое место в округе, отставая от лидера (Нижегородской области) на 95,3 тыс. чел. или более чем на 25%.

Таблица 1

Динамика развития малого предпринимательства в Самарской области в 2009-2013 гг. [4], [8]

Наименование показателя 2009 г. 2011 г. 2013 г. Цепные индексы год к году

2011 г. к 2009 г. 2013 г. к 2011 г.

Число малых предприятий, тыс. ед. 46,4 47,8 53,3 1,03 1,12

Средняя численность работников, тыс. чел. 247,1 251,5 279,7 1,02 1,11

Оборот предприятий, млрд. руб. 484,9 396,1 615,3 0,82 1,55

Средняя численность работников на 1 малое предприятие, чел. 10,5 5,3 5,2 0,50 0,98

Оборот на 1 малое предприятие, млн. руб. 2,0 8,3 11,5 4,15 1,39

Оборот на 1 работника малого предприятия, млн. руб. 2,0 1,6 2,2 0,80 1,38

Самарская область традиционно выделяется высоким научно-техническим и инновационным потенциалом. Под научно-техническим потенциалом необходимо понимать совокупность факторов и условий, необходимых для эффективного производства новых знаний, способных при наличии благоприятных условий превратиться в инновационные продукты и технологии. Инновационный потенциал представляет собой совокупность сложившихся условий для эффективного использования в хозяйственной деятельности новых знаний и созданных на их основе инновационных продуктов и технологий.

По состоянию на конец 2013 г. научными исследованиями в Самарской области занимались 62 организации с общей численностью персонала 16,7 тыс. чел., из которых непосредственно исследователей было 7,6 тыс. чел. (45,5%) (табл. 2). Необходимо отметить, что если численность персонала за исследуемый период сократилась почти на 20%, то численность исследователей выросла на 2,5%.

Таблица 2

Динамика показателей научно-технического и инновационного потенциала Самарской области в 2009-2013 гг. [9]

Наименование показателя 2009 г. 2011 г. 2013 г. Цепные индексы год к году

2011 г. к 2009 г. 2011 г. к 2009 г.

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, ед. 57 62 62 1,09 1,00

Численность персонала научно-исследовательских организаций, чел. 20627 15666 16721 0,76 1,07

в т.ч. исследователей и техников 7405 7274 7587 0,98 1,04

Внутренние затраты на исследования и разработки, млн. руб. 11327 14407 18954 1,27 1,32

Число созданных передовых производственных технологий, ед. 22 26 21 1,18 0,81

Число используемых передовых производственных технологий, ед. 5648 6870 7291 1,22 1,06

Объем отгруженных инновационных товаров и услуг, млн. руб. 90802 185468 238967 2,04 1,29

Удельный вес инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров, % 17,8 21,5 22,9 1,21 1,07

Затраты на технологические инновации, млн. руб. 7923,1 17351,8 65842,0 2,19 3,79

Объем реализованной инновационной продукции за период 2009-2013 гг. увеличился в 2,6 раза и составил в последнем отчетном периоде 238,9 млрд. руб., при этом их доля в общем объеме отгруженных товаров и услуг выросла с 17,8% до 22,9%.

Величина расходов на технологические инновации в 2013 г. составила 65,8 млрд. руб., что более чем в 8 раз превышает уровень 2009 г. (по этому показателю Самарская область вышла с пятого места в ПФО на первое).

Таким образом, рассмотренное отдельно состояние развития малого бизнеса и инновационного потенциала позволяет сделать положительное заключение о возможностях Самарской области с точки зрения развития инновационного предпринимательства.

Однако рассмотрение изучаемого вопроса в совокупности приводит к неутешительному выводу о неспособности малого бизнеса региона развиваться на основе широкомасштабного использования нововведений. По большинству показателей малый бизнес Самарской области занимает далеко не лидирующие позиции с точки зрения инновационного развития.

Так, по величине затрат малых предприятий на технологические инновации Самарская область с 4 места в 2009 г. опустилась на 6 место в 2011 г., а затем поднялась на 1 позицию в 2013 г., при этом значение показателя почти в 4 раза уступает лидеру ПФО - республике Татарстан (табл. 3).

Таблица 3

Динамика инновационного развития малого бизнеса Самарской области в 2009-2013 гг. [9]

Наименование показателя 2009 г. 2011 г. 2013 г. Цепные индексы год к году

2011 г. к 2009 г. 2011 г. к 2009 г.

Затраты малых предприятий на технологические инновации, млн. руб. 239,6 114,4 188,7 0,48 1,65

Место в ПФО 4 6 5 - -

Удельный вес инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров малых предприятий, % 0,67 0,13 1,52 0,19 11,69

Место в ПФО 11 14 8 - -

Удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, % 4,49 3,13 2,23 0,70 0,71

Место в ПФО 8 14 14 - -

По удельному весу малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций Самарская область опустилась с 8 места на последнее 14, отставая от лидера (Пермского края) почти в 4 раза (2,23% против 7,99%). По доле инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженной продукции малых предприятий регион за период 2009-2013 гг. потерял сначала 3 позиции и опустился на последнее место в округе, а затем поднялся на 6 позиций вверх (по итогам 2013 г. 1,52% против 7,44% у лидера - республики Татарстан).

Таким образом, можно заключить, что достаточно высокий научно-исследовательский и инновационный потенциал региона практически не востребован субъектами малого предпринимательства, которые в свою очередь развиваются достаточно активно. К числу возможных причин такого положения можно отнести:

- неразвитость инновационной инфраструктуры, не позволяющая субъектам малого предпринимательства воспользоваться результатами научных исследований;

- отсутствие стимулов у предприятий малого бизнеса к широкомасштабному внедрению инноваций;

- недостаток собственных и доступных кредитных средств для финансирования инноваций [10, с. 116-117.].

Устранение указанных диспропорций в развитии инновационной деятельности предприятий малого бизнеса возможно только с учетом комплексного решения перечисленных проблем. Кроме того, осуществление стратегии импортозамещения не должно привести к полному отсутствию конкуренции с зарубежными производителями, которое может привести к еще большему технико-технологическому отставанию отечественной экономики. В связи с этим стимулирование и импортозамещения, и повышения инновационной активности предпринимательского сектора (в том числе малого и среднего бизнеса) должно осуществляться в рамках единого государственного механизма.

Как известно, государство может поддерживать научно-технический прогресс, в том числе и стимулировать освоение инновационных технологий как неотъемлемую его часть, двумя способами: прямым регулированием либо косвенным путем с помощью различных рычагов экономического характера.

Прямое регулирование включает в себя, главным образом, бюджетное финансирование научно-технических проектов, а также заключение правительственных контрактов, субсидирование, предоставление государственных гарантий.

Косвенные методы государственного регулирования (с точки зрения формирования эффективного механизма освоения новых или уже зарекомендовавших себя на практике технологий) больше отвечают формирующемуся современному рыночному механизму, так как в него изначально заложены возможности выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках, необходимых для общества. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного «инновационного климата», поощрения организаций, которые занимаются расширением научно-технической деятельности, а также в мерах по стимулированию обновления техники, передаче технологий и обеспечению кадрами, обладающими соответствующей квалификацией.

Косвенные методы поддержки необходимо реализовывать в рамках налоговой, кредитной, амортизационной и ценовой политики.

Исходя из опыта развитых стран, перспективной, на наш взгляд, представляется налоговая поддержка малых инновационно активных предприятий, так как в результате ее реализации льготы предоставляются не авансом, а в качестве поощрения за реально осуществляемую инновационную деятельность.

Конкретные механизмы налоговых льгот с точки зрения создания предпосылок для более интенсивного распространения в производстве инновационных технологий должны предусматривать размеры предприятия, региональную и отраслевую принадлежность, вид и технологию производства, а также максимальные и минимальные пределы налоговых льгот. Определяющим для исчисления и применения на практике льготных налоговых ставок здесь является величина инвестируемых в новые современные технологии различного рода ресурсов (финансовых, материально-технических, управленческих и др.), в соответствии с которой необходимо разработать градационную шкалу процентных ставок.

С точки зрения создания благоприятных условий для эффективного функционирования научно-исследовательских учреждений необходимо полностью вывести прибыль, полученную в результате внедрения разработок и проектов, из налогооблагаемой базы. Еще одной мерой может явиться возможность отнесения к категории расходов будущих периодов текущих затрат, связанных с исследованиями и разработками, если учреждение не имеет возможности их покрывать, и вычитать их из доходов (относить на себестоимость продукции, работ или услуг) в течение нескольких лет.

Налоговое стимулирование непосредственных производителей, активно осваивающих инновационные технологии, необходимо осуществлять по следующим основным направлениям, нашедшим широкое применение в развитых странах:

- ускоренное списание стоимости основного капитала. Амортизационные отчисления вычитаются из налогооблагаемого дохода, что позволяет предприятиям увеличивать размеры внутренних накоплений за счет уменьшения налогов;

- инвестиционные налоговые скидки (налоговый инвестиционный кредит). Данная скидка вычитается из суммы начисленного налога на прибыль организации (в отличие от обычных скидок, вычитаемых из суммы доходов). Такая форма предоставления льготы стимулирует расширение капиталовложений в новые машины и оборудование за счет собственных средств.

Действенной мерой для создания общего благоприятного «инновационного климата» на наш взгляд может явиться налаживание системы государственного и частного страхования инвестиций в сферу инновационной деятельности, выражающейся, главным образом, в поддержке страховых компаний, принимающих на себя кредитные риски, связанные с освоением инноваций в производстве. Особое внимание при разработке подобного механизма должно быть уделено малым формам инновационно активных предприятий как наиболее гибких и легко адаптирующихся к меняющимся условиям систем.

Список литературы

1. Половинкин В.Н., Фомичесв А.Б. Основы и перспективы политики импортозамещения в отечественной экономике [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=5541

2. Поротькин Е.С. Инновационный потенциал как фактор инвестиционной привлекательности экономики Самарской области / Материалы конференций: сб. статей / под ред. д.т.н., д.э.н. профессора В.К. Семенычева. Самара: САГМУ, 2012. Т. 1. 156 с.

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: www. consultant. ru/ document/ cons_doc_ LAW_144190/ ?frame=48.

4. Основные показатели деятельности малых предприятий за 2013 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#.

5. Медведев Д.: Доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет 20% [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lf.rbc.ru/news/press/ 2014/02/03/ 236194.shtml.

6. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП / Россия в цифрах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/infographics/3755.

7. Агентство гарантирует. Правительство поможет малому и среднему бизнесу с кредитами [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.klerk.ru/ bank/articles/379692/.

8. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. - М., 2013. - 717 с.

9. Официальная статистика \ Наука, инновации и информационное общество \ Наука и инновации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/.

10. Поротькин Е.С. Развитие инновационного предпринимательства в Самарской области / Вестник Самарского муниципального института управления: теоретический и научно-методический журнал. - Самара: Изд-во «САГМУ», 2013. №4 (27). - 192 с.

References

1. Polovinkin V.N., Fomichesv A.B. Osnovy i perspektivy politiki importozameshhenija v otechestvennoj jekono-mike [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=5541

2. Porot'kin E.S. Innovacionnyj potencial kak faktor investicionnoj privlekatel'nosti jekonomiki Samarskoj oblasti / Materialy konferencij: sb. statej / pod red. d.t.n., d.je.n. professora V.K. Semenycheva. Samara: SAGMU, 2012. T. 1. 156 s.

3. Prognoz dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda" (razrabotan Minjekonomrazvitija Rossii) [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http: www. consultant. ru/ document/ cons_doc_ LAW_144190/ ?frame=48.

4. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti malyh predprijatij za 2013 god [Jelektronnyj resurs] - Re-zhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#.

5. Medvedev D.: Dolja malogo i srednego biznesa v VVP strany sostavljaet 20% [Jelektronnyj re-surs] - Rezhim dostupa: http://lf.rbc.ru/news/press/ 2014/02/03/ 236194.shtml.

6. Dolja malogo i srednego biznesa v VVP / Rossija v cifrah [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostu-pa: http://www.vestifinance.ru/infographics/3755.

7. Agentstvo garantiruet. Pravitel'stvo pomozhet malomu i srednemu biznesu s kreditami [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://www.klerk.ru/ bank/articles/379692/.

8. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2013: Stat.sb./Rosstat. - M., 2013. - 717 s.

9. Oficial'naja statistika \ Nauka, innovacii i informacionnoe obshhestvo \ Nauka i innovacii [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http:www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/.

10. Porot'kin E.S. Razvitie innovacionnogo predprinimatel'stva v Samarskoj oblasti / Vest-nik Samarskogo munici-pal'nogo instituta upravlenija: teoreticheskij i nauchno-metodicheskij zhurnal. - Samara: Izd-vo «SAGMU», 2013. №4 (27). - 192 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.