Научная статья на тему 'Особенности формирования инновационной инфраструктуры в Чувашской республике'

Особенности формирования инновационной инфраструктуры в Чувашской республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА / ФИНАНСОВАЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ / ЭКСПЕРТНО-КОНСАЛТИНГОВАЯ / КАДРОВАЯ ПОДСИСТЕМЫ / INFRASTRUCTURE / INNOVATION INFRASTRUCTURE / REGIONAL INNOVATION INFRASTRUCTURE / INDUSTRIAL-TECHNOLOGICAL SUBSYSTEM / FINANCIAL / INFORMATION / EXPERT-CONSULTING / PERSONNEL SUBSYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабешкова Екатерина Владимировна

Рассмотрены особенности формирования инновационной инфраструктуры в Чувашской Республике. Особое внимание уделено уже существующим элементам инфраструктуры инновационной деятельности и рекомендациям по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CHUVASH REPUBLIC INNOVATION INFRASTRUCTURE FORMATION

In the article the features of the chuvash republic innovation infrastructure formation are considered. The special attention is paid to the existing elements of the innovation infrastructure and to the recommendations of its improvement.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования инновационной инфраструктуры в Чувашской республике»

УДК 338.49

Е.В. БАБЕШКОВА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Ключевые слова: инфраструктура, инновационная инфраструктура, региональная инновационная инфраструктура, производственно-технологическая подсистема, финансовая, информационная, экспертно-консалтинговая, кадровая подсистемы.

Рассмотрены особенности формирования инновационной инфраструктуры в Чувашской Республике.

Особое внимание уделено уже существующим элементам инфраструктуры инновационной деятельности и рекомендациям по ее совершенствованию.

E.V. BABESHKOVA

FEATURES OF THE CHUVASH REPUBLIC INNOVATION INFRASTRUCTURE FORMATION

Key words: infrastructure, innovation infrastructure, regional innovation infrastructure, industrial-technological subsystem, financial, information, expert-consulting, personnel subsystems.

In the article the features of the chuvash republic innovation infrastructure formation are considered. The special attention is paid to the existing elements of the innovation infrastructure and to the recommendations of its improvement.

В современных рыночных условиях для обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики необходимы своевременные разработка, освоение, выведение на рынок предприятиями и организациями новых продуктов и технологий, основанных на качественных изменениях посредством инноваций. Это вызвано тем, что идет активный переход российской экономики на инновационный путь развития, поскольку традиционные ресурсы уже исчерпали себя и не позволяют в перспективе обеспечивать стабильный экономический рост в стране. Таким образом, необходимо опираться на интенсивные факторы, ключевым из которых является ориентация на инновации.

В настоящее время в России сложились благоприятные условия для инновационного развития: инвестиционные возможности, высокий уровень научно-технического потенциала и др. Несмотря на это, инновационное развитие экономики во многом затруднено из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры, которая создается для ускорения ранних этапов разработки инноваций и рыночной активизации инновационной сферы.

Инновационная инфраструктура должна применяться для того, чтобы компании получили доступ к любым ресурсам - материальным, техническим, человеческим, информационным и др. Тогда они смогут ускорить внедрение разработок в производство и, благодаря этому, эффективно конкурировать. Таким образом, создание в России национальной инновационной инфраструктуры является ключевой задачей для повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

Безусловно, развитие инновационной инфраструктуры страны невозможно без формирования полноценной инновационной инфраструктуры ее регионов. Таким образом, данная задача становится первоочередной для Правительства Чувашской Республики и требует значительной поддержки со стороны федеральных органов управления, поскольку решить задачу формирования инновационной инфраструктуры не представляется возможным без содействия государственных органов власти, способных обеспечить необходимое финансирование.

Безусловно, в Чувашской Республике уже идет процесс создания отдельных инфраструктурных элементов, призванных активизировать инновационную деятельность, превратить ее в одно из конкурентных преимуществ региона,

один из источников дохода местного бюджета. Однако полноценной инфраструктуры не создано, и в этой связи встает вопрос о том, что же представляет собой полноценная инновационная инфраструктура региона, какие элементы она должна включать и как должен проходит процесс ее формирования с учетом местных особенностей.

Систематизация и анализ различных источников, так или иначе посвященных инновационной деятельности, позволили автору выделить такую категорию, как «региональная инновационная инфраструктура», под которой понимается сбалансированная сеть специализированных структур (научно-технические и венчурные фонды, центры трансфера технологий, инновационные центры, бизнес-инкубаторы, уполномоченные банки и инвестиционные компании, инновационные бизнес-школы и другие образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов по инновационной деятельности и пр.), обеспечивающих проведение эффективной инновационной деятельности в регионе, направленной на воплощение результатов научных исследований, разработок и иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный коммерциализированный продукт (товар, услуга, новые виды работ, используемые новые технологические процессы и т.п.). Кроме того, в инновационную инфраструктуру региона включаются инновационно-промышленные комплексы, инновационнотехнологические центры, технологические инкубаторы, технопарковые структуры, учебно-деловые центры и другие организации, взаимосвязанная деятельность которых направлена на эффективное осуществление инновационной деятельности и реализацию нововведений.

При формировании инновационной инфраструктуры следует учитывать, что конкретному региону присуща своя инновационная система, которая складывается с учетом имеющихся особенностей научно-технического, промышленного, кадрового, финансового потенциала, а также с учетом географического местоположения, политико-правовых, экономических, национальных и других факторов.

Сегодня идет активное моделирование региональных инновационных систем на различных территориях Российской Федерации. Создана томская модель территории инновационного развития, разрабатываются проекты создания региональных инновационных систем на примере Московской области, в Санкт-Петербурге, в Красноярском крае, Кемеровской, Иркутской и других областях и краях. Помимо этого, формируется инновационная система в границах Приволжского федерального округа, находящегося на территориальных границах нескольких субъектов РФ, в том числе - на территории Чувашской Республики. Региональная инновационная система состоит из трех структурных подсистем: науки, производства и инфраструктуры. Таким образом, по мнению автора, промедление с формированием соответствующей инновационной инфраструктуры может стать серьезным барьером на пути построения инновационной системы в регионе, поскольку инфраструктура призвана обеспечить целостность инновационного процесса, положенного в основу означенной системы.

Как отмечалось ранее, формирование региональной инновационной инфраструктуры - это дело государственной власти: федеральной, региональной и муниципальной. Особую роль усиление государственной поддержки ранних стадий деятельности инновационных компаний приобретает сегодня, в условиях финансово-экономического кризиса, что предполагает необходимость развития имеющихся и формирования новых механизмов содействия, особенно, в части инфраструктурного развития.

В современной инновационной инфраструктуре должны быть сформированы все ее подсистемы: производственно-технологическая, информационная, финансовая, кадровая и экспертно-консалтинговая, предназначенные обеспе-

чивать эффективный доступ субъектов инновационной деятельности ко всем необходимым ресурсам.

Естественно, все вышеперечисленные элементы должны быть созданы и в рамках инновационного развития Чувашской Республики. Производственнотехнологическая подсистема инновационной инфраструктуры, призванная обеспечить доступ к таким материальным ресурсам, как здания, сооружения, оборудование, приборы и т.п., как правило, представлена технопарками, инновационно-технологическими центрами, бизнес-инкубаторами, центрами трансфера технологий и т.п.

На сегодняшний день на территории Чувашской Республики созданы и функционируют следующие элементы производственно-технологической подсистемы инновационной инфраструктуры: Республиканский бизнес-инкубатор; Научнотехнологический парк «Чувашия» на базе Чувашского государственного университета; Центр коллективного пользования в области нанотехнологий (распределенного типа с участием вузов и промышленных предприятий республики); Региональный Центр наноиндустрии (как структурное подразделение ЗАО «Концерн "Наноиндустрия"»); Мини-технопарки и инновационные бизнес-инкубаторы в городах и районах республики (технопарк «Интеграл» г. Новочебоксарск, промышленный парк «Бизнес-технопарк» г. Чебоксары, БиоПарк Шумерлинский район).

Кроме того, рассматривается возможность создания мини-технопарков или инновационных бизнес-инкубаторов в пос. Вурнары и г. Ядрин.

По мнению автора, при формировании данной подсистемы необходимо, в первую очередь, обеспечить эффективное функционирование всех входящих в нее элементов, для чего должна быть предусмотрена соответствующая система мониторинга, призванная отслеживать реальную деятельность инфраструктурных организаций, в частности ее результаты. Помимо этого, производственно-технологическая подсистема инновационной инфраструктуры должна предоставлять на льготных условиях не только площади под аренду и доступ к иным материально-техническим ресурсам, но и осуществлять тесное сотрудничество с другими инфраструктурными элементами, что, в свою очередь, откроет доступ к иным ресурсам, необходимым для активизации инновационной деятельности.

Безусловно, региональная инновационная инфраструктура в республике уже включает отдельные элементы всех необходимых подсистем. Так, в части финансовой подсистемы, призванной обеспечить доступ субъектов инновационной деятельности к финансовым ресурсам, созданы: Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства; организации кредитной кооперации и микрокредитования субъектов малого бизнеса; Республиканский фонд содействия инновациям; Инновационная страховая компания.

Помимо этого, в рамах поддержки инновационных проектов из республиканского бюджета Чувашской Республики предусмотрены: специальное вознаграждение разработчикам инновационных идей и патентообладателям; субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию инновационного проекта; субсидия на создание полезной модели или промышленного образца.

Ежегодно на эти цели в республиканском бюджете предусматривается финансирование в размере 30 млн руб., однако максимальный размер государственной поддержки составляет 5,5 млн руб. Естественно, для активизации инновационной деятельности, по мнению автора, суммы господдержки должны пересматриваться пропорционально сложности и затратности реализации тех или иных проектов или программ. При организации финансовой поддержки инициатив необходимо, однако, учитывать такую особенность, характерную для среды инно-

вационной деятельности Чувашской Республики, как дотационность региона, которая предполагает высокий уровень зависимости регионального инновационного развития от средств, выделяемых из федерального бюджета и внебюджетных фондов. Одним из путей решения возникающей в этой связи проблемы автором предлагается создание полноценного венчурного фонда, куда помимо бюджетных инвестиций должны быть привлечены также средства частных инвесторов. Кроме того, необходимо формировать и поддерживать частные инициативы финансовых институтов по вложению средств в рисковые инновационные проекты.

За последние 3 года из 60 заявок, поданных на получение средств республиканского бюджета, было поддержано 14. По мнению автора, увеличение количества заявок, поданных на участие в конкурсах для получения поддержки из республиканского бюджета, должно стимулироваться со стороны информационной и экспертно-консалтинговой подсистем инновационной инфраструктуры, что приведет, в свою очередь, к повышению количества инициативных проектов и, как следствие, активизации инновационной деятельности.

На сегодняшний день информационная инфраструктура инновационной деятельности состоит из баз интеллектуальной собственности, где представлены данные об имеющихся в республике патентах, проводимых НИОКР и новой продукции, выпускаемой предприятиями. Кроме того, в рамках информационной подсистемы обязательно должны быть созданы:

- базы данных, содержащие информацию о конкурсах на получение финансовой поддержки (в виде грантов);

- реестр организаций инновационной инфраструктуры. Данный реестр был создан в рамках мониторинга объектов инновационной инфраструктуры в РФ, находится в общем доступе, но за последние два-три года информация в этой базе данных не обновляется, хотя повсеместно создаются новые инфраструктурные элементы. Это необходимо исправить, чтобы снабдить инноваторов информацией об организациях, в которые они могут обратиться за соответствующей помощью и поддержкой, что неизбежно повлечет за собой рост инициатив, а следовательно, и активизацию инновационной деятельности;

- специфические поисковые системы, рассчитанные на инноваторов, способствующие получению ими информации о необходимых им материальных, кадровых и иных ресурсах, а также о возможностях их получения;

- новые формы информационной поддержки, помимо традиционных возможностей с использованием Интернет-ресурсов, печатной продукции, информационных сообщений на различных мероприятиях, публикаций в СМИ и т.д.

Экспертно-консалтинговую подсистему инновационной инфраструктуры составляют организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах. В Чувашской Республике созданы и функционируют следующие организации, предназначенные для предоставления различного рода специальных услуг субъектам инновационной деятельности: Торгово-промышленная палата Чувашской Республики; Центр трансфера технологий; Центр субконтрактации; Чувашский центр стандартизации, метрологии и сертификации; Технокомплекс «Качество»; Чувашская республиканская общественная организация ВОИР.

Задачами деятельности организаций экспертно-консалтинговой подсистемы в ЧР являются обслуживание инновационных организаций по видам деятельности и оказание им услуг по рекламе, маркетингу, трансферу технологий, правовой защите, консалтингу, экспертизе, поиску инвестиций, а также информационных и юридических услуг. Кроме того, эти организации должны выступить в роли по-

средников между субъектами инновационной деятельности и организациями инновационной инфраструктуры. Особая роль должна быть отведена им в качестве организаций, осуществляющих поиск потенциальных инвесторов для реализации проектов либо поиск инновационных проектов по заявкам инвесторов, а также сопровождение полученных заказов. Кроме всего перечисленного экспертноконсалтинговые организации должны взять на себя большую часть процедур оформления различного рода документации для участия в конкурсах, чтобы избежать ошибок со стороны субъектов инновационной деятельности, которые могут привести к отклонению заявки, а также всю работу по изучению и прогнозированию регионального и национального рынка инновационных технологий.

Важной мерой по улучшению институциональных условий для развития инновационной деятельности предприятий, по мнению автора, является совершенствование системы технического регулирования, направленное на разработку упрощенной процедуры выведения на рынок новой продукции, основанной на добровольном декларировании соответствия и снижающей для разработчиков риски несоответствия устаревшим действующим стандартам и другим нормативным документам. Контроль осуществления предложенных мер также должен быть возложен на экспертно-консалтинговую инфраструктурную подсистему.

Кадровая подсистема является одной из важнейших составляющих инновационной инфраструктуры и призвана обеспечить доступ к кадровым ресурсам требуемой квалификации либо системам, обеспечивающим повышение их квалификации. От уровня квалификации научно-технических сотрудников во многом зависят интенсивность и качество осуществляемых разработок и инноваций на предприятиях, а также общее количество инициативных проектов, осуществляемых отдельными инноваторами.

Непосредственная поддержка инициативы, в том числе студентов и аспирантов ведущих научных организаций и высших учебных заведений, должна осуществляться за счет введения ряда программ по вовлечению молодежи в научно-техническую и инновационную деятельность. Реализация подобных программ в рамках содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере и мер по созданию студенческих бизнес-инкубаторов, будет способствовать обеспечению занятости молодых специалистов, что особенно актуально в современных условиях финансово-экономического кризиса.

В целях развития механизмов непрерывного образования и содействия повышению инновационной активности предприятий предлагаются также внесение изменений в программу подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, введение обязательного образования по технологическому менеджменту и инновационному предпринимательству при обучении на естественнонаучных и инженерных специальностях.

Кроме того, на кадровую подсистему возложена задача кадрового обеспечения не только инновационной деятельности, но и всех подсистем инновационной инфраструктуры, следовательно, от качества кадровых ресурсов во многом зависит качество функционирования всей региональной инновационной инфраструктуры.

Естественно, созданных на сегодняшний день на территории Чувашской Республики организаций еще не достаточно для того, чтобы говорить о полноценной и разветвленной инновационной инфраструктуре. Необходима дальнейшая работа в заданном направлении. Сейчас же важно наладить эффективную систему управления сетью этих объектов, координацию их развития и, наконец, обеспечить устойчивое развитие и финансирование инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура, кроме того, должна быть представлена не разрозненно функционирующими подсистемами и их элементами, а совокупностью организаций, осуществляющих тесное взаимодействие и сотрудничество, имеющих возможность предоставить субъекту инновационной деятельности доступ ко всем необходимым ресурсам, а не к отдельной их части. Поскольку только при комплексном, системном подходе, предусматривающем поддержку инновационной деятельности, возможно формирование инновационной экономики в регионе, а следовательно, и в стране.

Кроме того, при создании инновационной инфраструктуры важно учитывать не только те элементы, которые непосредственно относятся к сфере науки и технологического производства. «Внешняя» инфраструктура - состояние дорог, аэропортов и других коммуникаций - должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов, а не служить препятствием инновационному развитию. И лишь при соблюдении всех необходимых условий возможно формирование инновационной инфраструктуры, нацеленной на активизацию продуктовых и процессных инноваций как в промышленности, так и в иных сферах деятельности.

Литература

1. Волошин Ю.П. Чувашская Республика: опережающее инновационное развитие / Ю.П. Волошин // http://gov.cap.ru/home/15/elena/prezentazii/itar.ppt.

2. Суворин А.В. Особенности формирования региональной инновационной инфраструктуры / А.В. Суворин, В.А. Мишин, А.Б. Климовский // Инновации. 2008. № 4. С. 75-77.

3. Чернышев А.С. Формирование инновационной инфраструктуры в регионах России / А.С. Чернышев // Инновации. 2008. № 3. С. 83-86.

БАБЕШКОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА - ассистентка кафедры экономики и социального развития стран Евразийского экономического сообщества, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (Babeshkova@inbox.ru).

BABESHKOVA EKATERINA VLADIMIROVNA - assistant of economy and social development of Euroasian economic community countries department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.