Научная статья на тему 'К вопросу о содержании и развитии инфраструктурной поддержки инноваций в региональной системе предпринимательства (на примере Удмуртской Республики)'

К вопросу о содержании и развитии инфраструктурной поддержки инноваций в региональной системе предпринимательства (на примере Удмуртской Республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА / INFRASTRUCTURE SUPPORT / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION INFRASTRUCTURE / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ / REGIONAL INNOVATION INFRASTRUCTURE / СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / SUBJECTS OF INNOVATION INFRASTRUCTURE / ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ / OBJECTS OF INFRASTRUCTURE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Инна Витальевна

Рассмотрены теоретические аспекты содержания национальной инновационной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности и способствующей экономическому росту государства. Определены понятия субъекты инновационной инфраструктуры и объекты инфраструктурной поддержки. Рассмотрены подсистемы инновационной инфраструктуры. Проанализированы проблемы развития инновационной инфраструктуры в регионах и на примере Удмуртской Республики предложены мероприятия по их разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвеева Инна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE CONTENT AND DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE SUPPORT OF INNOVATION IN THE REGIONAL SYSTEM OF BUSINESS (FOR THE CASE OF THE UDMURT REPUBLIC)

The article examines theoretical aspects of the content of the national innovation infrastructure required for the entrepreneurship development and contributing to the economic growth of the state. It defines the concepts of the “subjects of innovation infrastructure” and the “objects of infrastructure support” as well as considers the innovation infrastructure subsystems. The author analyzes the problems of innovation infrastructure development in the regions and proposes remedial measures on the example of the Udmurt Republic.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании и развитии инфраструктурной поддержки инноваций в региональной системе предпринимательства (на примере Удмуртской Республики)»

УДК 338.49

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И РАЗВИТИИ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

© И.В. Матвеева1

Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 426000, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7.

Рассмотрены теоретические аспекты содержания национальной инновационной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности и способствующей экономическому росту государства. Определены понятия субъекты инновационной инфраструктуры и объекты инфраструктурной поддержки. Рассмотрены подсистемы инновационной инфраструктуры. Проанализированы проблемы развития инновационной инфраструктуры в регионах и на примере Удмуртской Республики предложены мероприятия по их разрешению. Ключевые слова: инфраструктурная поддержка; инновационная инфраструктура; региональная инфраструктура инноваций; субъекты инновационной инфраструктуры; объекты инфраструктурной поддержки.

TO THE CONTENT AND DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE SUPPORT OF INNOVATION IN THE REGIONAL SYSTEM OF BUSINESS (FOR THE CASE OF THE UDMURT REPUBLIC) I.V. Matveeva

Kalashnikov Izhevsk State Technical University, 7 Studencheskaya St., Izhevsk, 426000, Russia.

The article examines theoretical aspects of the content of the national innovation infrastructure required for the entrepre-neurship development and contributing to the economic growth of the state. It defines the concepts of the "subjects of innovation infrastructure" and the "objects of infrastructure support" as well as considers the innovation infrastructure subsystems. The author analyzes the problems of innovation infrastructure development in the regions and proposes remedial measures on the example of the Udmurt Republic.

Keywords: infrastructure support; innovation infrastructure; regional innovation infrastructure; subjects of innovation infrastructure; objects of infrastructure support.

Согласно намеченным в последнее десятилетие тенденциям в сфере экономики наше государство выбрало путь стабильного инновационно-информационного развития, о чем свидетельствуют различные принятые нормативно-правовые акты [1-6], в частности. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р; Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. целевым ориентиром для государства выбрано «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» [1]. Так, к 2020 г. Россия должна войти в лидирующую пятерку экономически развитых государств мира по показате-

лю валового внутреннего продукта. Установленные ориентиры обязывают, в первую очередь, к развитию в России инновационной предпринимательской деятельности, проявляющейся в масштабном внедрении инноваций и модернизации экономики, что, в свою очередь, невозможно без формирования условий тесного взаимодействия государства, науки и бизнеса, а, следовательно, и без соответствующей инновационной инфраструктуры (ИИ).

Предпринимательская активность формируется под влиянием факторов внешней среды [12]. В проекте GEM (Global Entrepreneurship Monitor) - это основные характеристики социально-экономической среды, которые напрямую влияют на наличие предпринимательских возможностей и готовность, и способность населения организовать собственный бизнес [11]. Механизм влияния развития сектора малого и среднего предпринимательства на экономический рост государства представлен на рис. 1.

Впервые понятие инновационная инфраструктура было упомянуто в проекте Федерального закона № 344994-5 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 18.03.2010) и определено как «совокупность организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности» и «сово-

1Матвеева Инна Витальевна, старший преподаватель кафедры менеджмента, тел.: 89120556645, e-mail: inna.matweewa@gmail.com

Matveeva Inna, Senior Lecturer of the Management Department, tel.: 89120556645, e-mail: inna.matweewa@gmail.com

Рис. 1. Механизм влияния развития сектора малого и среднего предпринимательства на экономический рост государства

купность юридических лиц любой организационно-правовой формы и формы собственности, независимо от формы собственности, оказывающих содействие при осуществлении инновационной деятельности». Но ни одна из перечисленных дефиниций законодательно не была закреплена, и только в 2011 г. было прописано определение инновационной инфраструктуры в Федеральном законе от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которому инновационная инфраструктура определяется как «совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг». Исходя из указанного определения инновационной инфраструктуры, целесообразно выделить субъекты инновационной инфраструктуры и объекты инфраструктурной поддержки.

Под субъектами инновационной инфраструктуры следует понимать отдельные структуры (организации), непосредственно оказывающие объектам инфраструктурной поддержки комплекс услуг по организации инновационной деятельности, продвижению инновационной продукции на соответствующих рынках (рынках сбыта наукоемких продуктов) и обеспечивающие их необходимой информацией для принятия руководителями и менеджерами инновационных предприятий грамотных управленческих решений.

В таблице приведена краткая характеристика наиболее популярных субъектов инновационной инфраструктуры, к которым относятся: бизнес-инкубатор, технопарк, промышленный парк, технополис, венчурный фонд, центр трансфера технологий, технико-внедренческая зона. На практике видов субъектов инновационной инфраструктуры намного больше, помимо описанных в таблице можно также выделить: исследовательские парки, научные парки, офисы коммерциализации технологий, технологические центры, экспортно-ориентированные зоны, коучинг-центры, а

также образовательные учреждения - научно-исследовательские институты (НИИ) и университеты.

Объектами инфраструктурной поддержки выступают малые и средние инновационные предприятия, неимеющие достаточных средств для самостоятельного ведения инновационной деятельности, а потому вынужденные обращаться к субъектам инновационной инфраструктуры для решения проблем, касающихся ресурсного, кадрового, финансового, информационного и научного обеспечения инновационной деятельности.

Взаимодействие экономических агентов (субъектов ИИ и объектов инфраструктурной поддержки) в рамках всей национальной инновационной системы обусловлено состоянием инновационной инфраструктуры. Востребованность отдельных элементов инновационной инфраструктуры зависит от целого набора факторов, в том числе от общего состояния инновационной экономики, доступности знаний, развитости финансовых институтов, институтов собственности (например, в области защиты интеллектуальной собственности) [16] и др.

Национальная инновационная инфраструктура включает в себя несколько подсистем: финансово-кредитную, информационную, кадровую, научную и производственную (рис. 2).

В области становления и развития национальной и региональной инновационной инфраструктуры решающую роль играет государственная политика в области стимулирования инновационной активности. Результативность национальной инновационной инфраструктуры главным образом зависит от степени развития инновационных инфраструктур регионов страны. Однако процесс создания и развития инновационной инфраструктуры в российских регионах протекает неравномерно в силу множества причин. Во-первых, недостаток опыта ведения инновационной деятельности и отсутствие комплексного подхода к организации деятельности инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях зачастую являются значительными помехами для развития субъектов ИИ.

Во-вторых, значительная дифференциация субъектов федерации по уровню социально-экономического развития обуславливает различные стартовые возможности для функционирования региональной инновационной системы, что сказывается на результативности деятельности инфраструктуры [14]. В-третьих, равномерное развитие инновационной инфраструктуры в субъектах федерации зачастую невозможно ввиду

региональных особенностей и выбранных приоритетных направлений развития регионов. В-четвертых, в условиях экономической конкуренции выигрывают те регионы, которые создают наиболее благоприятные условия для создания и реализации новых научно-технических идей, внедрения перспективных технологий и разработок.

Характеристика основных субъектов инновационной инфраструктуры (ИИ)

Субъект ИИ Определение и назначение субъекта ИИ

Бизнес-инкубатор Организация (общей площадью нежилых помещений не менее 900 м2), созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности (до 3 лет), осуществляемой путем предоставления в аренду помещений и оказания необходимых для ведения предпринимательской деятельности услуг, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических. Основное назначение - содействие созданию малых инновационных предприятий путем: - предоставления на льготных условиях в аренду (субаренду) нежилых помещений и осуществления технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора; - оказания почтово-секретарских услуг, консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения; - предоставления доступа к информационным базам данных, необходимых для деятельности субъектов малого предпринимательства, размещаемых в бизнес-инкубаторе; - привлечения заказов для дозагрузки производственных мощностей малых промышленных предприятий; - информационно-ресурсного обеспечения процессов внедрения новых технологий и информационно-ресурсного сопровождения действующих и создаваемых новых малых предприятий, деятельность которых направлена на обеспечение условий внедрения экологически безопасных технологических процессов

Технопарк Имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 м2. Основное назначение - создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сферах путем формирования материально-технической и информационной базы для подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий

Промышленный парк (индустриальный парк) Управляемый единым оператором парка комплекс объектов недвижимости (административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 100000 м2 и инфраструктуры, которые предоставляют условия для эффективной работы малых и средних производств. Основное назначение - предоставление в аренду земельных участков и помещений, обеспечение транспортной, логистической, телекоммуникационной инфраструктурой

Технополис Современная форма интеграции науки, образования и высокоразвитого производства; представляет собой единую научно-производственную, учебную, жилую и культурно-бытовую зону, объединенную вокруг научного центра и обеспечивающую непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований [15, С. 97].

Венчурный фонд Инструмент инвестирования в инновационные компании путем создания организации с собственным капиталом. В основе деятельности венчурного фонда лежат стремление разделения совместных рисков с инициатором проекта, длительный период инвестирования, а также определение целей и целевых ориентиров проекта на начальном этапе [13]. Фондом всех фондов выступает венчурный инновационный фонд.

Центр трансфера технологий Центр, ориентированный на коммерциализацию научных результатов; развитие институциональной среды, обеспечивающей цивилизованную передачу интеллектуальной собственности в экономику; создание новых видов бизнеса на основе технологических разработок, созданных в научно-исследовательских отраслевых и академических институтах и вузах. Центры ориентированы: - на создание малых высокотехнологичных предприятий; - заключение лицензионных соглашений; - отбор и оценку разработок, обладающих коммерческим потенциалом; - патентные исследования и правовую помощь; - охрану объектов интеллектуальной собственности

Технико- внедренческая зона Сосредоточение малого наукоемкого предпринимательства вблизи крупных городов и университетских центров. Для привлечения предприятий применяется налоговое льготирование, режим свободной таможенной зоны, особый административный режим, гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

Примечание. Составлено автором на основе Рекомендаций по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и поддержке малых форм инновационного предпринимательства (утв. Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России: протокол № 61-ЭН от 30.09.2011 г. заседания рабочей группы по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства); Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике: протокол от 15.02.2006 № 1).

Производственная подсистема:

- предоставление в аренду нежилых помещений;

- создание материально-технической базы;

- транспортное, логистическое обеспечение и ДР-

Финансово-

кредитная

подсистема:

- услуги кредитования, страхования;

- предоставление денежных займов;

- инвестирование в рисковые проекты и др.

Кадровая подсистема:

- предоставление образовательных услуг;

- повышение квалификации сотрудников;

- дополнительное обучение;

- рекрутинг персонала;

- обеспечение кадровой мобильности и др.

Научная подсистема:

- заключение лицензионных соглашений;

- отбор и оценка разработок, обладающих коммерческим потенциалом;

- патентные исследования и правовая помощь;

- охрана объектов интеллектуальной собственности;

- проведение научных конференций, симпозиумов, выставок и др.

Информационная подсистема:

- оказание консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования;

- информационно-ресурсное обеспечение процессов внедрения новых технологий;

- телекоммуникационное обеспечение и др.

£

£

£

£

£

Объекты инфраструктурной поддержки: малые и средние инновационные предприятия

Рис. 2. Схема инновационной инфраструктуры

Инновационная инфраструктура развивается в первую очередь на тех территориях субъектов и муниципальных образований РФ, где наблюдается высокая концентрация инновационного потенциала и высокий уровень инновационной активности. Если взглянуть на карту инновационной России [9], подготовленного Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) в 2013 г., можно наблюдать следующую картину: лидерами данного рейтинга являются г. Москва и г. Санкт-Петербург, которые поделили первое место по уровню инновационного развития вследствие изначально благоприятных условий для осуществления научной и инновационной деятельности. В группу сильных инноваторов из числа членов АИРР вошли семь регионов (Республика Татарстан, Пермский край, Томская, Самарская, Калужская, Новосибирская и Ульяновская области). Группу средне-сильных инно-ваторов составили три региона (Республики Мордовия

и Башкортостан, Красноярский край), которые характеризуются динамичным инновационным развитием в результате целенаправленной политики региональных властей в данной сфере. И три региона АИРР (Иркутская и Липецкая области, а также Алтайский край) относятся к группе средних инноваторов. В этих регионах инновационная политика реализуется сравнительно недавно, но при этом политическая элита указанных субъектов федерации рассматривает инновационный путь развития как перспективное направление специализации данных регионов [9].

К самым инновационным регионам России относятся: г. Санкт-Петербург (инновационный рейтинг равен 0,66), г. Москва (0,63), Республика Башкортостан (0,56), Нижегородская область (0,56), Ярославская область (0,53), Томская область (0,52), Самарская область (0,50), Московская область (0,50).

К регионам с самым низким инновационным рей-

тингом относятся: Республика Калмыкия (инновационный рейтинг равен 0,18), Еврейская автономная область (0,17), Ненецкий автономный округ (0,16), Республика Ингушетия (0,13), Чеченская Республика (0,10).

Ситуацию инновационного развития регионов Приволжского федерального округа можно наблюдать на рис. 3, из которого видно, что три субъекта федерации (Республика Башкортостан, Нижегородская и Самарская области), рейтинг которых, по версии АИРР, оценен выше 0,5, доминируют над остальными регионами. Инновационный рейтинг Удмуртской Республики равен 0,40 и оценивается как средний. Несмотря на средний рейтинг, Удмуртская Республика занимает лишь 11-е место среди своих соседей по ПФО, опережая только Кировскую область (инновационный рейтинг равен 0,37), Оренбургскую область (0,34) и Республику Марий Эл (0,34). На наш взгляд, развитию инновационной инфраструктуры в Удмуртской Республике (и группе отстающих регионов по уровню инновацинной деятельности) мешают следующие проблемы: 1) недостаточно развитое законодательство и нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности в регионе; 2) недостаточное финансовое обеспечение малых и средних инновационных предприятий; 3) недостаток квалифицированных кадров в области управления и реализации инновационных проектов, обладающих мышлением инновационного менеджера; 4) недостаточно развитая научная и информационная подсистемы, от которых в большей степени зависимы объекты инфраструктурной поддержки; 5) низкая материально-техническая оснащенность организаций инновационной инфраструктуры, а также непривлекательность условий аренды площадей и оборудования для малых инновационных компаний [8].

Названные проблемы дают возможность сформулировать основные направления в развитии региональной инновационной инфраструктуры.

Во-первых, необходимо наладить механизмы правового регулирования инновационной деятельности, а именно, развитие нормативно-правовой и научно-методической базы, определяющих функционирование организаций инновационной инфраструктуры [7].

Во-вторых, региональным органам власти необходимо внести изменения и дополнения в действующее региональное законодательство в области инновационной деятельности, предложить и поставить на утверждение проекты нормативно-правовых актов, направленных на развитие и регулирование инновационной инфраструктуры в регионе. Реализацию данного механизма можно обеспечить в рамках обновленной и доработанной на перспективу до 2020 года республиканской программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы».

В-третьих, проблемы недостаточного финансового обеспечения объектов инфраструктурной поддержки можно решить путем увеличения грантовой поддержки, выделения субсидий на развитие инфраструктуры региона [16]. Для решения кадрового обеспечения, в первую очередь, необходимо провести мониторинг потребностей региона в профессиональных кадрах, а далее путем инвестирования в образовательную сферу готовить квалифицированных специалистов, способных к инновационному мышлению, способных осуществлять трансфер и коммерциализацию научных разработок, а также заинтересованных в участии инновационных проектов и обладающих необходимыми компетенциями, умениями, знаниями и навыками инновационной деятельности. Для подготовки таких специалистов необходимо разрабатывать специальные бакалаврские и магистерские программы обучения по всем направлениям развития инновационной деятельности, проводить научные конференции, симпозиумы, выставки инноваций и др.

В-четвертых, в регионе необходимо повышать ин-

0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00

0 56

0,34

■Инновационный рейтинг регионов ПФО

Рис. 3. Инновационный рейтинг регионов Приволжского федерального округа, 2013 г.

новационную активность предпринимателей путем участия в различных конкурсах, грантах [17], преду-сморенных Российским гуманитарным научным фондом, Российским фондом фундаментальных исследований региональных конкурсов, Фондом содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также в различных международных конкурсах, грантах, программах и др.

В-пятых, развитие научной и информационной подсистем инновационной инфраструктуры должно основываться на системе мониторинга и неголословного взаимодействия сферы науки, техники и инноваций (на основе данных научно-образовательных организаций, научных региональных центров, центров трансфера технологий) и включать организацию и сопровождение базы данных изобретений, технологий, инновационных проектов, разработчиков и экспертов. Целесообразно налаживать межрегиональное и международное сотрудничество в инновационной сфере. В области информацинной поддержки необходимо оказывать консультационную и организацинную помощь участникам научно-технической и инновационной деятельности, а также развивать инструменты информационно-аналитической поддержки при субъектах инновационной инфраструктуры.

В-шестых, с целью модернизации материально-технической базы организаций инновационной инфраструктуры требуется провести инвентаризацию мате-

Библиографический список

риально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, предприятий научно-инновационной сферы и выявить их потребности. Кроме того, целесообразно предоставлять в аренду имущество региона, включенное в перечень государственного, создавать и развивать площадки коллективного пользования оборудованием по приоритетным для региона направлениям деятельности, выделять субъектам инновацио-ной инфраструктуры финансовые средства на конкурсной основе на закупку высокотехнологичного оборудования для предприятий региона и предоставлять его в аренду [7].

В заключение нужно отметить, что без формирования региональных инновационных инфраструктур развитие национальной стоит под угрозой, а, следовательно, и весь инновационный путь развития государства приведет не к увеличению экономического роста, а к дисбалансу развития всех отраслей народного хозяйства. Поэтому необходимо активизировать деятельность существующих институтов (в частности, региональное законодательство), регулирующих экономические отношения в инновационной сфере, развивать сектор инновационных предприятий и тесное сотрудничество государства, науки и бизнеса.

Работа подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-12-18001.

Статья поступила 07.10.2015 г.

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года): распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_82134/ (15.09.2015).

2. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23 авг. 1996 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (16.09.2015).

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 17.06.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/ (15.09.2015).

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/ 70644224/ (16.09.2015).

5. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html (15.09.2015).

6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации 7 февр. 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февр. Федер. вып. № 4591.

7. Агаметова О.Н. Региональная инновационная инфраструктура: актуальные проблемы развития // Проблемы развития территории. 2013. № 3 (65). С. 42-51.

8. Вячеславов А.М. Проблемы формирования инновационного климата в регионе [Электронный ресурс] // Современ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные исследования социальных проблем. 2012. № (09). URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2012/1 /Vyacheslavov.pdf 10.01.2015).

9. Инновации в России [Электронный ресурс] // Карта инновационной России. URL: http://innovation.gov.ru/map (15.09.2015).

10. Матвеева И.В., Хоменко Е.Б. Институционализация информационно-аналитической поддержки малых предприятий: инструменты и инфраструктура // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. 2015. № 3 (67). С. 39-43.

11. Национальный отчет. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gsom.spbu.ru/images/cms/data/faculty/gem_2013_ final20_all.pdf (10.01.2015).

12. Сытник А.А., Колотырин Д.А. Классификация венчурных фондов // Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 4. С. 610-615.

13. Чистякова Н.О. Анализ мирового опыта функционирования и развития объектов инновационной инфраструктуры // Известия Томского политехнического университета. 2007. Т. 311. № 6. С. 76-81.

14. Чистякова О.В. Развитие технополисов и наукоградов как фактор активизации инновационных процессов в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 2. С. 97-100.

15. Шаталова О.М., Тестова И.Н. Инфраструктура и инструменты управления в системе промышленного освоения технологических инноваций: монография. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. 204 с.

16. Шаталова О.М. О направлениях развития финансовой инфраструктуры российской инновационной экономики // Вестник ИжГТУ. 2012. № 4 (56). С. 87-91.

17. Шаталова О.М. Управление инновациями: роль институтов развития в обеспечении технологического роста российских компаний // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 15. С. 108-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.