Е.И. БЕЛОВА
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ключевые слова: конкурентоспособность, регион, механизм, государственная политика, инновация.
Рассмотрен механизм повышения конкурентоспособности региона, предложены приоритетные направления государственной политики.
Изложены основные направления развития инновационной сферы региона.
THE ORGANIZACIONNO-EKONOMICHESKIY MECHANISM OF PROVIDING AND INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE REGION IN THE MODERN TERMS
Key words: сompetitiveness, region, mechanism, public policy, innovation.
The mechanism of increase of competitiveness of the region is considered in the article and priority directions of
public policy are offered in the article too.
The author expounded basic directions of development of innovative sphere of region.
Становление рыночной среды - процесс длительный и относительно сложный. Особенности этого процесса влияют на формирование конкурентной сферы региона, которая должна удовлетворять требованиям рыночной ситуации, сложившейся на данном этапе развития экономики, а также предусматривать эффективные способы конкуренции, которые соответствовали бы специфике развития региона.
Конкурентоспособность, определяющая положение экономического субъекта в конкурентном пространстве, проявляется в процессе конкуренции, которая рассматривается как важнейший стимул рыночной активности. Под региональной конкурентоспособностью подразумевается способность региона обеспечивать производство конкурентоспособных товаров и услуг в условиях эффективного использования соответствующих факторов производства, обеспечения устойчивого экономического роста в регионе, повышения жизненного уровня населения.
Под организационно-экономическим механизмом обеспечения конкурентоспособности региона следует понимать совокупность методов и способов, которые дают возможность субъекту иметь устойчивое экономическое положение, способствующее эффективной реализации основных задач и функций.
Достижение конкурентоспособности экономики региона возможно лишь при реализации концепции устойчивого развития, определяющим критерием которого является рост благосостояния граждан.
Формирование конкурентных преимуществ на основе инновационных технологий позволяет в дальнейшем повысить уровень конкурентоспособности региона и реализовать стратегию качественного устойчивого роста.
Повышение конкурентоспособности экономики как основы динамичного развития региона подразумевает реализацию таких направлений деятельности, как:
- в сфере промышленного производства - достижение высокого уровня исполнения высокоэффективных инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов, направленных на освоение выпуска конкурентоспособной продукции, внедрение прорывных технологий, развитие экспортного потенциала, внедрение в производство результатов научно-исследовательских работ;
- в сфере агропромышленного комплекса - повышение плодородия почв, развитие животноводства, техническое перевооружение организаций, поддержка личных подсобных хозяйств, реализация инвестиционных проектов организаций в сфере переработки сельскохозяйственной продукции;
- кадровое обеспечение модернизации экономики;
- развитие малого предпринимательства;
- развитие сферы услуг.
Наряду с этим процесс повышения конкурентоспособности требует специфического подхода, определяемого целями и задачами, соответствующими тенденциям развития региона. Так, формирование конкурентных преимуществ региона, определяемых наличием ресурсов и эффективностью их использования, представлено достаточно широким набором показателей. Отсюда статистическое сопровождение обеспечения экономического развития региона выстраивается в единую методологическую задачу, решение которой будет сопровождаться повышением конкурентоспособности субъекта [5].
Принято считать, что конкурентоспособность региона складывается как совокупность конкурентоспособности его товаров, предприятий и фирм.
При этом конкуренция внутри хозяйственной системы является лишь одним из социальных инструментов повышения эффективности использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, инструментом, основанным на жестком соревновательном принципе отбора лучших и более эффективных рыночных агентов. С позиции теории конкурентного развития - это лишь один из инструментов, создающих конкурентное преимущество группы операционных факторов.
Таким образом, формирование конкурентоспособных преимуществ состоит в решении задачи, основанной на построении системы показателей, отражающих формы хозяйственной организации с наибольшей эффективностью деятельности, которые позволяют создать и использовать операционные конкурентные преимущества.
Проблема формирования и повышения конкурентоспособности особенно актуальна для такого региона России, как Чувашская Республика.
Оценка экономического развития региона может быть использована для распределения ресурсов, развития факторов и условий производства, оценки влияния разных факторов и детерминантов на конкурентоспособность региона, проведения структурной политики, разработки программ повышения конкурентоспособности региона и его производителей, ранжирования стратегических задач.
Основные экономические показатели развития региона за прошедший 2007 г. имеют следующие тенденции:
- Валовой региональный продукт - 94 млрд руб.
Структура валового регионального продукта в 2007 г. представлена следующими отраслями:
□ Промышленность
□ Сельское хозяйство
□ Строительство
□ Транспорт и связь
□ Торговля
□ Другие отрасли
□ Чистые налоги Рис. 1. Отраслевая структура ВРП
- Объем продукции обрабатывающих производств - 79724,2 млн руб.
- Индекс физического объема промышленной продукции - 114,0%.
- Продукция сельского хозяйства - 17567,5 млн руб.
- Индекс продукции сельского хозяйства - 102,3%.
- Инвестиции в основной капитал - 37209,4 млн руб.
- Индекс инвестиции в основной капитал - 122,2%.
9%
24%
11%
11%
7% 10%
□ Машиностроение и металлобработка
□ Энергетика
□ Химическая промышленность
□ Легкая промышленность
2%
6%
□ Лесная и деревообрабатывающая
14%
□ Прочие
Рис. 2. Структура промышленного производства
1,20% 3,30%
□ Средства предприятий
23,70%
60,60%
□ Бюджетные средства
□ Кредиты банков
□ Средства внебюджетных фондов
□ Заемные средства других организаций
Рис. 3. Структура привлечения инвестиций по источникам финансирования
- Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, -17234 млн руб.
- Индекс физического объема строительства - 120,1%.
- Индекс оборота розничной торговли -115,9%.
- Среднегодовая численность занятых в экономике - 423,8 тыс.человек.
- Численность безработных - 9,7 тыс.человек.
- Среднемесячная заработная плата работников организаций - 8726,7 руб.
- Индекс реальных денежных доходов - 109,7%.
- Индекс потребительских цен в 2007 г. - 113,5% [8].
Становление Чувашии инновационным, конкурентоспособным, процветающим и комфортным для проживания регионом с развитой экономикой, обеспечивающей стабильный рост качества жизни населения, является важнейшим направлением государственной политики субъекта [2].
Приоритетными направлениями государственного регулирования экономики являются: 1) повышение уровня и качества жизни населения; 2) обеспечение высоких темпов экономического роста; 3) формирование благоприятных условий жизнедеятельности.
Достижение поставленных задач возможно посредством создания условий для развития конкурентоспособных производств, обеспечивающих не только поступления в бюджет и рабочие места, но и возможности для расширения производства и, самое главное, развития сопутствующих отраслей, также конкурентоспособных на мировых рынках.
В связи с этим необходимо изложить основные направления развития региональной экономики:
- сохранение макроэкономической стабильности;
- укрепление открытости экономики и возможности конкурентной борьбы, решение самых серьезных проблем: коррупции, недостатков государственного управления, непоследовательности регулирования, сложности приобретения земли;
- усиление внимания к качеству рабочей силы в соответствии с требованиями рынка;
- поддержание государственной программы по внедрению инноваций, которые направлены на стимулирование частного сектора и повышение доли НИОКР в частных компаниях.
Динамично развивающийся конкурентоспособный регион - опора проведения политики снижения региональных диспропорций и содействия более сбалансированному развитию.
Без стратегического подхода к региональному управлению крайне трудно повысить и сохранить конкурентные преимущества и адекватно справляться с решением сложных проблем, встающих перед региональными властями. Региональные стратегии должны «вписываться» на определенных уровнях в общую стратегию государства и в то же время обеспечивать стратегические рамочные условия для городов и районов, расположенных на территории регионов, устойчивое развитие которых, в свою очередь, также способствует росту конкурентоспособности региона.
Одним из важнейших направлений стратегии регионального развития является развитие инновационной сферы.
Создание благоприятного инновационного климата возможно, во-первых, при прямом финансовом участии государства в виде финансирования определенных проектов или организаций.
При формировании механизмов стимулирования инновационной деятельности в регионе необходимо обеспечить непрерывность финансирования бизнес-проектов, проходящих через все стадии инновационного цикла. В регионах с традиционно сильно развитым научно-техническим сектором и высоким исследовательским потенциалом представляется необходимым формирование комплексного организационно-финансового механизма обеспечения непрерывности инновационного цикла «наука - производство», включающего три основных направления: «посевное» финансирование; долевое финансирование; венчурное финансирование.
Во-вторых, должно осуществляться финансирование элементов инфраструктуры (технопарков, инкубаторов, офисов по продвижению технологий, и т.п.).
В широком смысле выделяют следующие компоненты (подсистемы) инновационной инфраструктуры:
- финансовую: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок высокотехнологичных компаний;
- производственно-технологическую (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;
- информационную: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры;
- кадровую: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;
- экспертно-консалтинговую: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга как общего типа, так и специализирующиеся в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.) [3].
В целом создание элементов инновационной инфраструктуры должно происходить с учетом усилий, предпринимаемых в данном направлении федеральными органами власти, для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие региональных элементов инновационной системы в рамках национальной инновационной системы.
В-третьих, необходимо косвенное регулирование бизнеса преимущественно через налоговые механизмы.
Одной из наиболее действенных льгот является налоговое стимулирование. Можно говорить о том, что их стержнем является снижение налога на прибыль промышленных компаний, тесно увязываемое с достигнутым предприятием уровнем инновационной деятельности.
Другими распространенными инструментами стимулирования инноваций могут быть:
- государственные гарантии по средствам, вкладываемым частными инвесторами в финансирование важнейших инновационных проектов;
- использование государственного имущества в качестве залога при привлечении средств частных инвесторов для финансирования важнейших инновационных проектов;
- зачет средств, инвестируемых предприятиями в реализацию важнейших инвестиционных проектов, в погашение их бюджетной задолженности, использование механизма конвертации задолженности предприятий, занятых в реализации указанных проектов, в акции и последующее их размещение;
- возмещение из федерального или регионального бюджета разницы процентных ставок по кредитам;
- продажа или использование на льготных условиях различных объектов недвижимого государственного имущества и/или имущественных прав;
- передача принадлежащих государству акций в доверительное управление частным инвесторам, осуществляющим финансирование важнейших инновационных проектов, с опционом на приобретение всех либо части переданных акций в случае успешной реализации проекта;
- использование инструментов передачи технологий из госсектора в промышленность.
Использование предложенного механизма повышения конкурентоспособности экономики региона позволит получить территориальным органам управления более точные ориентиры реформирования экономики региона с учетом его специфики, позволит определить приоритетность целей и задач, стоящих в рамках стратегического управления экономикой, обосновать и классифицировать инструменты государственного управления.
Литература
1. Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года».
2. Приложение к Закону Чувашской Республики «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года» от 4 июня 2007 г.
3. Дежина И.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок / И.Г. Дежина, Б.Г. Салтыков // Научные труды. 2004. № 72. С. 22.
4. Механизмы повышения конкурентоспособности экономики регионов / С.Н. Смирнов, Ю.В. Симачев, Л.С. Засимова, А.А. Чулок. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 64 с.
5. Тихомирова Е.И. Комплексный подход к оценке устойчивости экономического роста и конкурентоспособности регионов Российской Федерации / Е.И. Тихомирова // Вопросы статистики. 2006. № 2. С. 9-19.
6. Шорохов В. П. Оценка конкурентоспособности региона / В. П. Шорохов, Д.Н. Колькин // Проблемы прогнозирования. 2007. № 1. С. 92-104.
7. Экономика Чувашской Республики: учеб. пособие / под ред. Л.П. Куракова. 2-е изд., перераб. и доп. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 576 с.
8. chuvash.gks.ru - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии.
БЕЛОВА ЕКАТЕРИНА ИГОРЕВНА - ассистентка кафедры актуальных проблем экономической теории, аспирантка, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
BELOVA EKATERINA IGOREVNA - assistant and post-graduate student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.