УДК 322 (075)
В.В. СМИРНОВ
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, локализация, приоритеты, процесс, специфика формирования, структура, условия развития, форма, функция, экономика.
Раскрыта специфика формирования экономики региона и показана элементная база структуры валового регионального продукта, рассмотрена динамика инвестиционной привлекательности и определены факторы, сдерживающие инвестиционную активность, поставлены задачи по качественному формированию приоритетных направлений социально-экономического развития региона.
V.V. SMIRNOV
SPECIFICITY OF THE CHUVASH REPUBLIC ECONOMY FORMATION
Key words: investment appeal, localisation, priorities, process, specificity of formation, structure, development conditions, the form, function, economy.
Specificity of region economy formation is opened and the element base of structure of a total regional product is shown, dynamics of investment appeal is considered and the factors constraining investment activity, tasks in view on qualitative formation of priority directions of social and economic development of region are defined.
Чувашская Республика (ЧР) является одним из самых малых по площади территориальных образований Российской Федерации (РФ). Меньшую площадь имеют лишь республики Адыгея, Северная Осетия, Ингушетия и Чеченская Республика, а также два города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
В структуре Приволжского федерального округа ЧР является самой малой по площади территорией (как следствие, с высокой плотностью населения), а также третьей после Республик Марий Эл и Мордовии по добыче полезных ископаемых, что объясняется ограниченностью ресурсно-сырьевого потенциала.
Рассмотрим особенности локализации административно-территориального образования ЧР. При этом отметим, что исторические аспекты специфики формирования и развития административно-территориального образования «Чувашия» достаточно подробно изложены в научной литературе [1, 2, 4, 5, 7 и др.], в которой были обоснованы нижеследующие положения.
ЧР как политико-административная единица в составе России до 1920 г. не существовала.
В.А. Колосов в монографии «Политическая география: проблемы и методы» отмечал: «...АТД (административно-территориальное деление) царской России, установленное Екатериной II в «Учреждении о губерниях» (1775 г.), предусматривало губернии, вытянутые вдоль крупных рек, и уезды вдоль основных дорог в целях более быстрой и удобной переброски войск на усмирение крестьянских волнений». Политико-административные границы пересекали этнические. Например, «ареал расселения татар был поделён между пятью губерниями, в каждой из которых в отдельности преобладало русское население» [6]. Так же был поделён между губерниями и ареал расселения чувашей.
Создание национально-территориальных государственных образований было одной из важнейших составных частей национальной политики при разработке нового государственного устройства России после октябрьской революции 1917 г.
24 июня 1920 г. Декретом ВЦИК и СНК вначале была образована Чувашская Автономная область, в состав которой вошли 3 полных уезда Казанской губернии (Цивильский, Чебоксарский, Ядринский), 5 волостей Буинского уезда и 3 волости Курмышского уезда.
В 1925 г. территория Чувашской Автономной области была расширена за счёт присоединения 3 волостей Алатырского уезда Симбирской губернии.
21 апреля 1925 г. постановлением ВЦИК Чувашская Автономная область была преобразована в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР.
В 1927 г. уезды и волости были упразднены и образованы районы. Впоследствии количество районов несколько раз менялось (некоторые районы объединялись, а некоторые - разъединялись).
Чувашия расположена в северо-восточной части Приволжской возвышенности, называемой Чувашским плато, которое имеет общий уклон к северу, где обрывается крупным нагорным берегом Волги, высота которого местами достигает 110-120 м над уровнем моря и 60-70 м над уровнем реки в межень. На западе и юго-западе плато переходит в Сурский прогиб с абсолютной высотой ниже 100-150 м. Наибольшей высоты плато достигает на юге, в районе водораздела Суры и Свияги, где преобладают отметки 200-220 м, а максимальная высота достигает 240-245 м. Самая северная часть территории находится на левом берегу Волги, в Марийской низине, где высота местности не превышает 50-70 м над уровнем моря. Это - лесное Заволжье, занимающее 3% площади республики, а большая часть её территории расположена на правом берегу реки Волги, в междуречье Суры и Свияги.
Расстояние от крайней северной точки (географические координаты 56 градусов 24 минуты с.ш.) до крайней южной точки (54 градуса 38 минут с.ш.) составляет примерно 190 км, а от крайней восточной точки (46 градусов 27 минут в.д.) до крайней западной точки (46 градусов 00 минут в.д.) - около 160 км.
Территория Чувашии характеризуется несложным геологическим строением. В связи с тем, что левобережная и правобережная части республики формировались в разных геологических условиях, рельеф левобережной части низменный, а правобережной - возвышенный, холмистый, осложнённый оврагами, балками и небольшими реками. Климат умеренно-континентальный, с резко выраженными чертами времен года. Из-за вытянутости с севера на юг наблюдаются температурные различия до 2-3°С в крайних точках республики. С севера на юг меняются и природные комплексы - от тайги до лесостепей и степей.
Экономика ЧР обладает значительным потенциалом и устойчивой структурой общественных отношений, определяющих меру социально-экономического роста. В последние годы в развитии экономики преобладали позитивные тенденции. Вместе с тем влияние мирового финансового кризиса отражается на замедлении темпов роста основных макроэкономических показателей, реализации намеченных планов [13].
Изменение экономического положения ЧР на макроуровне характеризуется динамикой и структурой ВРП, пропорции которого отражают сдвиги в сферах производства, распределения и использования создаваемых в экономике товаров и услуг. Рассматривая структуру ВРП ЧР 2007 г. в формате ОКВЭД можно выделить разделы: А - 9,4%, В - 0%, С - 0,1%, й - 25,2%, Е -5,7%, Р - 11,1%, С - 16,7%, Н - 0,7%, I - 8,6%, Л - 0,3%, К - 6,7%, 1_ - 5,5%, М -3,9%, N - 4,7%, О - 1,4 [16].
На основе изложенного выше можно сделать вывод: ЧР обладает определённым потенциалом для рационального и оптимального социально-экономического развития, обусловленным благоприятным административно-территориальным размещением, статусом и особой структурой экономики.
Рассматривая динамику инвестиционной привлекательности ЧР, следует отметить её стабилизацию в сравнении с аналогичными показателями регио-
нов ПФО. Базисом стабилизации инвестиционной привлекательности является осуществляемая руководством республики целенаправленная инвестиционная политика [14].
В то же время по сравнению со среднероссийским уровнем инвестиции в основной капитал в ЧР наблюдается неустойчивая динамика роста [10].
В 2001 г. темп роста инвестиций в основной капитал в Чувашии составил 117,3% (по России - 110%), в 2002 г. - 117,8% (по России - 102,8%), в 2003 г. -117,9% (по России - 112,5%), в 2004 г. - 119,7% (по России - 111,7%).
В 2005 г. наметилось замедление темпов роста объёмов инвестиций в основной капитал 105,7% (по России - 110,9%).
В 2006 г. достигнуты высокие темпы инвестиционной активности - объём инвестиций в основной капитал составил 117,5% (по России - 116,7%).
В 2007 г. в основной капитал республики за счёт всех источников финансирования вложено 37209,4 млн руб. инвестиций, или 122,2% к уровню 2006 г., по сравнению с 2000 г. он увеличился более чем в 3 раза в сопоставимых ценах (по России - в 2,2 раза).
В 2008 г. в основной капитал республики за счёт всех источников финансирования вложено 49608,7 млн руб. инвестиций, или 103,7% к уровню 2007 г. (по России - 109,8%).
В 2009 г. в основной капитал республики за счет всех источников финансирования вложено 41571,5 млн руб. инвестиций, или 85,8% от уровня 2008 г. (по России - 81,1%). При этом на строительство, расширение, реконструкцию и тех-перевооружение зданий (кроме жилых) и сооружений было направлено 17230,0 млн руб. (41,4% от общего объема инвестиций), жилищ - 15369,0 млн руб. (37,0%), на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструментов - 7956,9 млн руб. (19,1%) и на возмещение прочих затрат - 1015,7 млн руб. (2,4%). Из общего объема инвестиций 19297,3 млн руб. (46,4%) приходилось на долю организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.
В качестве факторов, сдерживающих инвестиционную активность предприятий, следует выделить недостаточное наличие собственных средств, высокие инвестиционные риски и, соответственно, цену заёмного капитала, сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов и низкую прибыльность инвестиций в основной капитал [8, 11].
В современных условиях решающим фактором для привлечения инвестиций в экономику региона является эффективная система управления.
Например, ранг управленческого риска в 2007-2008 гг. в ЧР составлял «2», что позволило войти в десятку лучших регионов с наименьшими интегральными инвестиционными рисками. Причем для Чувашии - это первое «попадание» в «Топ-10». При этом в 2008-2009 гг. ранг управленческого риска ЧР составил «14», и, как следствие, регион отсутствует в «Топ-10» [17].
На первый план инвестиционного процесса в ЧР выходит коррупционнокриминальная составляющая. Коммерческие структуры, образованные региональными чиновниками, менеджмент которых укомплектован преимущественно по родственному принципу, часто оказываются негибкими и нежизнеспособными при ухудшении внешних факторов. Вновь активизировался передел собственности, возобновились случаи «административного» рейдерства. Выросло и число правонарушений финансового характера.
Законодательный риск утратил приоритетность в глазах инвесторов вследствие ограничения федеральной властью возможностей введения новых законодательных норм. Вместе с тем региональные власти стали более тщательно подходить к стимулированию инвесторов, а именно: в ЧР были приняты нормативные
акты, предписывающие обязательное проведение оценки эффективности инвестиционных проектов в качестве условия предоставления льгот инвесторам.
Значимость социального риска возросла в связи с продолжающимся сокращением рабочих мест, снижением доходов населения, стабильно высоким уровнем бедности, неудовлетворительным функционированием жилищнокоммунального хозяйства (сохранилась высокая аварийность теплосетей).
При расчёте экологического риска ЧР, учитывающего интенсивность воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, на природно-климатические условия жизнедеятельности человека, выявлено явное его снижение [9].
Наблюдается качественное снижение криминального риска, что связано с усилением координационной деятельности федеральных и региональных служб обеспечения общественного правопорядка и ростом самосознательности граждан ЧР.
Следовательно, локализуясь в центре Поволжья, ЧР является небольшим по территории, но динамично развивающимся и обладающим определённой привлекательностью для инвесторов регионом. При этом отличительными чертами ЧР являются малая площадь территории (регион с высокой плотностью населения) и ограниченность ресурсно-сырьевого потенциала.
Серьёзная трансформация политической и социально-экономической ситуации ЧР за последние девятнадцать лет привела к существенным изменениям в плане инвестиционной привлекательности. Динамика инвестиционной привлекательности ЧР за 1996-2009 гг. в целом имеет положительный тренд. На данный процесс не смогли оказать существенного влияния даже такие факторы, как изменение межбюджетных отношений, рост коррупционно-кри-инальной составляющей инвестиционного процесса, усложнение внутриполитической ситуации и ограниченность природно-ресурсного потенциала. При этом в условиях кризиса возросла значимость инфраструктурного потенциала ЧР, существенно влияющая на издержки производства в российских условиях. При определении площадки для инвестиций бизнес уже в большей степени ориентируется на доступность имеющейся инфраструктуры региона [12, 15].
Таким образом, в процессе выбора стратегических приоритетов социальноэкономического развития ЧР необходимо определиться с возможностью оптимизации структурно-функциональной формы региона, способностью его структурных элементов создавать новые функциональные взаимосвязи, продуцируя дальнейшее развитие региональной социально-экономической структуры.
Естественным условием для эффективного развития ЧР является определение полюсов роста (кластеров), способных динамично развивать региональную экономику, обеспечивая расширение структурно-функциональных связей и гарантированный рост социально-экономических показателей.
С целью качественного формирования приоритетных направлений социально-экономического развития ЧР необходимо решить следующие задачи:
1) усилить процесс межрегиональной интеграции и повысить качество формируемого экономического пространства;
2) снизить уровень дифференциации социально-экономического развития относительно граничащих регионов;
3) обеспечить свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы по всей территории межрегионального пространства;
4) создать равные условия для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов;
5) обеспечить равные конкурентные условия в хозяйственной деятельности и определить критерии предоставления государственной помощи;
6) организовать условия для развития экономико-правовой среды местного самоуправления.
В методологическом аспекте при обосновании приоритетов необходимо учитывать следующие принципы [3, с. 10]:
- выбор приоритетов с позиции социально-экономических конечных результатов, интересов всех форм хозяйствования и форм собственности (в принципе речь идёт об эмерджентности, связанной с наличием в сложных системах свойства ценности, которое присуще системе в целом, а не её отдельным элементам);
- достижение эффекта взаимодействия всех элементов экономической системы получение положительного синергетического эффекта (речь идёт об обеспечении более высокой общей эффективности по сравнению с суммарной эффективностью частей, взятых отдельно);
- получение мультипликативного эффекта, определяющего умножение эффекта в динамике, за счёт включения в сферу производства все большего и большего числа отраслей.
Исходя из изложенного выше, процесс формирования условий для комплексного социально-экономического развития ЧР должен стать базисом для целевых программ развития как отдельных подсистем региональной инфраструктуры, так и региона в целом.
С целью оптимизации процесса использования ограниченных региональных ресурсов и обеспечения наибольшей социальной ориентированности ЧР необходимо корректно определить стратегические направления перехода к эффективному развитию региона. При этом стратегия перехода к эффективному социально-экономическому развитию ЧР должна обеспечить достижение научно обоснованных показателей качества жизни населения, сохранение и восстановление естественных экосистем, создание социально и экологически эффективной экономики, формирование этики эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.
Литература
1. Димитриев В.Д. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству / В.Д. Димитриев. Чебоксары: НАНИ ЧР, 2001. 118 с.
2. Димитриев В.Д. Чебоксары. Очерки истории города конца Х111-ХУ11 веков / В.Д. Димитриев; отв. ред. В.А Прохорова. Чебоксары: ЧГИГН, 2003. 178 с.
3. Зельднер А.Г. Приоритеты в стратегии экономического роста России / А.Г. Зельднер // Экономические науки. 2005. №1 (10). С. 7-18.
4. История Чувашии новейшего времени / А.В. Изоркин, В.Н. Клементьев, Г.А. Александров; предисл. И.И. Бойко. Чебоксары: Изд-во ЧГИГН, 2001. Кн. 1: 1917-1945 . 261 с.
5. Каховский В.Д. Происхождение чувашского народа: 3-е изд., перераб. / В.Д. Каховский. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. 463 с.
6. Колосов В.А. Политическая география: проблемы и методы / В.А. Колосов; отв. ред. С.Б. Лавров. Л.: Наука Ле-нингр. отд-ние, 1988. 190 с.
7. Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков / Г.Ф. Миллер. Издание Императорской академии наук, 1791. 110 с.
8. Новожилова Н.В. Интеллектуализация труда в системе производственных отношений / Н.В. Новожилова, В.В. Смирнов // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3. С. 63-73.
9. Официальный портал органов власти Чувашской Республики [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://www.cap.ru.
10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009. 990 с.
11. Смирнов В.В. Методика оценки конкурентоспособности региона: теория и практика / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2008. № 3. С. 470-480.
12. Смирнов В.В. Особенности формирования региональной системы обеспечения конкурентоспособного производства / В.В. Смирнов, ВЛ. Семёнов // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 13. С. 9-19.
13. Смирнов В.В. Социально-экономические условия эффективного развития региона: оценка, интеграционный вектор / В.В. Смирнов // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 3. С. 31-39.
14. Смирнов В.В. Теоретические аспекты формирования концепции и парадигмы эффективного социальноэкономического развития региона / В.В. Смирнов // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 10. С. 64-74.
15. Смирнов В.В. Теоретические аспекты формирования модели лизингового механизма / В.В. Смирнов // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 4. С. 201-211.
16. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://www.gks.ru.
17. Эксперт РА. Рейтинговое агентство [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://www.raexpert.ru.
СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SMIRNOV VALERIY VLADISLAVOVICH - candidate of economic sciences, assistant professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.