УДК 330.322:332] :330.341.44
Проблематика повышения конкурентоспособности инвестиционного потенциала ресурсодефицитного региона
Problems of increasing investment potentials’ competitiveness of resource
scarce region.
Сорокина Екатерина Александровна
аспирантка
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», факультет Управления и психологии,
Чебоксары E-mail: [email protected]
Прохоров андрей юрьевич
аспирант, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», факультет Управления и психологии, кафедра отраслевой экономики
Чебоксары E-mail: [email protected]
Аннотация: данная работа посвящена маркетинговой оценке
ресурсодефицитного региона на примере Чувашской Республики с целью выявления возможностей для укрепления позиций конкурентоспособности на основе привлечения инвестиционного капитала и формирования инвестиционной привлекательности.
Annotation: the article devoted to marketing estimation of resource scarce region taking Chuvash Republic as a model with the purpose of revealing the
possibilities for strengthening position of competitiveness on the basis of attracting investment of capital and forming investment attraction.
Ключевые слова: имидж, ресурсодефицитный регион, региональный маркетинг, конкурентоспособность, бренд региона, инвестиционная привлекательность.
Keywords: image, resource scarce region, regional marketing,
competitiveness, regional brand, investment attraction.
Введение
В условиях ограниченности ресурсов остро встает вопрос о перспективах развития экономики региона, одним из вариантов развития условно можно считать политику межбюджетного выравнивания на государственном уровне, но данный вариант предполагает, что регион становится исключительно дотационным, наблюдается жесткая зависимость от государственного бюджета. Потенциального инвестора могут заинтересовать государственные гарантии, обусловленные
преимущественным наличием государственного капитала в экономике региона, но данные же гарантии предполагают ограниченность свободы выбора вида экономической деятельности и определенные ограничения на процесс принятия управленческих решений, что отнюдь не способствует становлению модели рыночной экономики, ставящей акцент на конкурентоспособности и развитии конкурентных отношений, соответственно возникает вопрос о возможности привлечения инвестиционных ресурсов в регион. Одним из перспективных направлений для потенциальных инвесторов является вложение средств в разработку природного потенциала, что является серьезным препятствием по привлечения инвестиционных активов для регионов, где наблюдается дефицит приоритетных для разработки природных ископаемых, в данном случае крайне актуальным становится вопрос о формировании положительного имиджа и благоприятного инвестиционного климата в
регионе. Одной из предпосылок к формированию положительного имиджа ресурсодефицитного региона является правильный выбор целей, задач и стратегических направлений маркетинговой деятельности, присущих определенной специфике ресурсодефицитного региона. Именно в рамках регионального маркетинга, в силу его ориентации на рациональное и высокоэффективное использование ресурсов, становится возможным максимально эффективно использовать ограниченное количество внутренних преимуществ, особенностей и отличительных черт региона, формирующих базу его конкурентоспособности и определяющих его место в процессе удовлетворения потребности потребителей совокупным региональным продуктом во внешней среде, а соответственно и уровень узнаваемости регионального бренда и привлекательности для осуществления капитальных вложений в региональную экономику. В противном случае возникает риск нерационального использования ограниченных ресурсов и возможностей, чем будет обусловлен пониженный интерес со стороны потенциальных инвесторов.
Основная часть
Особенности любого региона создают объективные предпосылки специфики формирования регионального совокупного продукта, который определяет наравне с другими подходами конкурентоспособность территории, а соответственно и возможность притока инвестиций в региональную экономику. Конкурентоспособность территории формируется как следствие эффективности функционирования регионального маркетинга. В этом случае объектом регионального маркетинга выступают именно особенности территории, характеризуемые как совокупность факторов, такие как эволюция развития региона, текущее геополитическое и социальноэкономическое положение, образ жизни и отношение населения к процессу воспроизводства регионального продукта, а соответственно и состояние инвестиционной привлекательности региона. Данные аспекты, формирующие особенности региона, основываются на оценке его состояния
и содержания как административно-территориального образования, оценке уровня развития региона и его конкурентоспособности, выражаемой через такие его особенности, как социум региона, ресурсы, региональный продукт как результат интегрирования регионального производства, что в целом даёт интегральную специфическую оценку региона и служит его отличительной характеристикой среди других региональных образований. Таким образом, оценку особенностей и специфики каждого региона как базы формирования его развития и имиджа на межрегиональном рынке необходимо проводить для каждого региона в отдельности по критериям и параметрам, определяющим состояние и развитие регионального образования. Инвестиционная привлекательность будет выступать одновременно и предпосылкой и следствием положительного имиджа региона, за счет эффективной стратегии развития факторов, представляющих собой сильные стороны региональной экономики. Наличие устойчивых каналов притока капитальных и нематериальных активов в регион повышает узнаваемость бренда региона на межрегиональном и международном уровне и как следствие создает предпосылки к освоению новых отраслей производства (к примеру, выпуск наукоемкой, инновационной продукции).
В качестве объекта исследования было принято региональное административное образование - Чувашская Республика. В качестве особенностей Чувашской Республики необходимо отметить ее сложность, многоукладность и связанность с федеральной и мировой экономикой. Проводить оценку таких сложных многоаспектных региональных систем необходимо в два этапа.
На первом этапе в рамках качественного анализа особенностей региона идентифицируются те стороны региональной экономической системы, которые являются отличительными признаками и характеризуют ее индивидуальность во внешней среде.
На втором этапе проводится количественный анализ состояния региональной экономической системы по параметрам, выделенным на первом этапе.
В качестве содержания первого этапа в работе был проведен анализ конкурентоспособности Чувашской Республики как количественного выражения отличительных признаков региона. В данном случае конкурентоспособность выражает интенсивность и эффективность экономики региона и отражает во внешней среде его положение, определяющее экономический статус региона, который в итоге является базой формирования концепции и механизма регионального маркетинга.
В качестве особенностей, которые позволяют оценить положение региона по его отношению к региональному центру можно выделить следующие:
1. Дотационность Чувашской Республики объективно вытекает из сформированной в Российской Федерации модели межбюджетных отношений. В целом можно отметить, что дотационность Чувашской Республики усиливается, финансовая помощь из федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета республики имеет тенденцию к повышению с 35,2 % в 2005 году до 43,6% в 2011 году. Учитывая нарастающую тенденцию можно говорить о расширении обеспеченности государственных гарантий, соответственно круг потенциальных инвесторов проектов входящих в орбиту интересов органов власти может быть расширен. Таким образом, можно говорить о повышении уровня благоприятности инвестиционного климата в республике, что активно может способствовать привлечению частного капитала в экономику региона при условии соблюдения прозрачности инвестирования и функционировании объектов инвестирования на основе свободной конкуренции. Применение исключительно жестких мер административного вмешательства может определять приоритетность направления финансирования, но в то же время создавать определенные препятствия развитию, обусловленные снижением
уровня свободы принятия управленческих решений в рамках конкурентной политики и соответственно создавать предпосылки снижения уровня конкурентоспособности на межрегиональном уровне, в силу того, что интерес инвесторов зачастую будет определяться не столько перспективностью развития проекта, сколько статусом государственного заказа.
2. В сложившейся структуре производства наблюдается доминирующая роль промышленного комплекса, на долю которого приходится более половины оборота организаций всех видов деятельности. В структуре оборота организаций промышленности преобладают обрабатывающие производства (77,0%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (22,6%). На долю организаций, занятых добычей полезных ископаемых, приходится 0,4% оборота организаций промышленности. Однако при этом необходимо отметить наличие в регионе довольно развитого сельскохозяйственного комплекса, который создает 7,9% валового регионального продукта Чувашской Республики. Учитывая специфические особенности Чувашской Республики, а именно развитость электротехнической и машиностроительной отраслей, агропромышленного комплекса можно сделать вывод о необходимости и целесообразности дальнейшего их развития, как потенциальной возможности привлечения частного капитала в регион и соответственно снижения уровня дотационности республики.
3. Ресурсозависимость - особенности геологического строения в определенной мере обуславливают ее зависимость от поставки некоторых видов твердых полезных ископаемых извне. Стоимостная оценка ресурсов «неметаллов» в недрах Чувашской Республики в настоящее время составляет около 1040 млн долл. США, из которых 85% составляет стоимость разведанных запасов. Преимущественно осуществляется разработка и добыча строительного и агропромышленного минерального сырья (пески, карбонатные породы, глины, трепел, торф), а горнотехническое закупается за
пределами региона. Учитывая тот факт, что к приоритетным интересам иностранных инвесторов относится добыча энергоресурсов, для республики существует определенная сложность в привлечении иностранного капитала в добывающую отрасль.
4. В социальном плане регион является трудоизбыточным с большей долей экономически активного населения, не занятого внутри региона. По плотности населения Чувашская Республика занимает в Приволжском федеральном округе лидирующую позицию, а по Российской Федерации находится на восьмом месте. Доля населения республики в общей численности Российской Федерации составляет 0,9 %, тогда как ее территория занимает более 0,1 % площади страны, т.о. существуют предпосылки к трудовой миграции и повышению уровня мобильности населения региона. Само по себе понятие трудовой мобильности в рамках рыночной экономики воспринимается как положительное, способствующее повышению уровня конкурентоспособности трудовых ресурсов их развитию посредством обмена опытом, но в рамках региональной экономики отток трудовых ресурсов может говорить о снижении имиджа благосостояния региона и соответственно снижать уровень инвестиционной привлекательности Чувашской Республики.
5. В области формирования инфраструктурной экономики и банковской сферы наблюдается доминирование федеральных банковских институтов над местными финансовыми структурами, что определяет отсутствие возможности маневрирования финансовыми активами. Таким образом, Чувашия относится к группе регионов с неразвитой кредитнобанковской системой, поэтому не входила в финансовые планы развития подавляющего большинства кредитных организаций, а, следовательно, перспективы финансовых корпораций этих территорий лежали в различных плоскостях и взаимно не пересекались. Неразвитость банковского сектора негативно влияет на имидж региона и создает дополнительные трудности привлечения инвестиционных ресурсов извне, особенно сильно препятствует привлечению иностранных инвестиций, т.к. в рамках западного менталитета
неразвитость банковского сектора предполагает большие сомнения в перспективности проекта, прозрачности инвестирования и риске возвратности вложенных ресурсов.
6. Промышленное производство в Чувашии построено на основе переработки ввозимого сырья и ориентации промышленного комплекса на внедрение новых технологий и передовых методов. В обрабатывающих производствах значительную долю занимает машиностроительный комплекс, развито химическое производство, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, производство пищевых продуктов и текстильное и швейное производство. В качестве особенности промышленного комплекса следует отметить исторически сложившуюся структуру электротехнического комплекса региона, в которую входят предприятия как по производству электротехнической продукции, предприятия по разработке ее новых видов, а также сформированная структура подготовки кадров.
7. В геополитическом плане Чувашская Республика граничит с пятью экономически развитыми регионами Российской Федерации и находится в оперативной бизнесдосягаемости Федерального центра, и, соответственно, может быть более инвестиционно-привлекательна, чем более отдаленные регионы.
8. По уровню привлечения иностранных инвестиций регион входит в группу отстающих, что свидетельствует о низкой привлекательности Чувашии как объекта вложения иностранного капитала и слабой активности предприятий по привлечению инвесторов из-за рубежа, что в большей степени обусловлено дефицитом обеспеченности региона в полезных ископаемых, что является одним из приоритетных направлений вложения средств иностранными инвесторами и несоответствие уровня развития банковского сектора ожидаемому иностранными инвесторами.
Одним из приемов развития в Чувашской Республике маркетинга территории в целях формирования инвестиционного потенциала является обеспечение комплексности решения проблем социально-экономического
роста, применение комбинированных схем финансирования и концентрации ресурсов из всех источников, что позволяет получить значительный мультипликативный эффект в направлении расширения бренда региона. Примером такой концентрации может стать работа с федеральными органами. Республика привлекает значительные ресурсы из федерального бюджета, участвуя в 19 федеральных целевых программах и обеспечивая принцип субсидиарности как с федеральным центром, так и с органами местного самоуправления. За последние три года объем инвестиций из федерального центра вырос в два раза и составил более 1 млрд руб.
В Чувашской Республике накоплен значительный опыт реализации современных методов планирования и управления, позволяющих реализовывать потребности в осуществлении интеграционных процессов в экономике региона. Однако, рассматривая обозначенные проблемы социальноэкономического развития Чувашской Республики с позиций построения эффективной системы управления региональным маркетингом, можно отметить, что реализуемые программы в области повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности Чувашской Республики пока еще в недостаточной степени соответствуют требуемому уровню социального благосостояния населения региона, повышению уровня жизни и конкурентоспособности региональных товаропроизводителей.
Заключение
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно отметить, что в рамках региональной политики объективно существует серьезная проблема для привлечения частного капитала и формирования инвестиционного потенциала, который при условии его эффективного распределения и использования создает объективные предпосылки к развитию региональной экономики, снижению уровня дотационности, возможности в дальнейшем выхода в регионы - лидеры по уровню развития отраслей промышленности и региональной экономики в целом, что в свою очередь предполагает переход в категорию регионов - доноров, а соответственно повышает уровень
обеспеченности федерального бюджета при проведении политики межбюджетного выравнивания, как одного из инструментов стабилизации экономически страны в целом. В то же время Чувашская Республика благодаря выгодному географическому расположению, избыточности трудовых ресурсов, несмотря на их отток в другие регионы, структуру электротехнического комплекса региона и потенциал в агропромышленном комплексе даже в условиях ресурсодефицитности, вполне может рассматриваться как перспективный объект инвестирования.
Исходя из анализа Чувашской Республики можно сделать вывод, что она не обладает в достаточном количестве ярко выраженными внутренними конкурентными преимуществами, поэтому наиболее возможными являются реализация конкурентной стратегии диверсификации, формирование регионального бренда и грамотное продвижение его на рынке.
Вся система управления региональным маркетингом должна быть нацелена на обеспечение развития региона для повышения качества жизни его населения, в то же время для этого необходимо такой системе отвечать требованиям достаточности, адаптивности и гибкости в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды и внутренними факторами развития региона. Представленные особенности и определенная специфика региона позволяют сформировать определенный образ региона во внешней среде и его имидж, соответствующий его экономическому статусу и уровню конкурентоспособности, а оптимальность управленческих решений по изысканию возможностей привлечения инвестиционных потоков в регион, их рациональное распределение и соответствующая политика позиционирования региона, как экономически перспективного позволит создать бренд региона, узнаваемого и котирующегося как на федеральном, так и на международном уровне, что в свою очередь, безусловно, будет влиять на повышение уровня привлекательности региона для инвестиционного капитала и формирование благоприятного инвестиционного климата, который будет определять легкость привлечения инвестиционных ресурсов.
Библиографический список
1. http://gov.cap.ru