Научная статья на тему 'Инструментарий повышения инвестиционной привлекательности региона'

Инструментарий повышения инвестиционной привлекательности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1097
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / БРЕНДИНГ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметов Вилюр Ямилевич, Лисица Александр Владимирович, Ситнова Инна Алексеевна

В статье анализируются основные инструменты повышения инвестиционной привлекательности региона в современных условиях хозяйствования. Исследование посвящено выявлению перспективных направлений развития инвестиционной сферы региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахметов Вилюр Ямилевич, Лисица Александр Владимирович, Ситнова Инна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструментарий повышения инвестиционной привлекательности региона»

Инструментарий повышения инвестиционной привлекательности

региона

Tools to increase the investment attractiveness of the region

Ахметов Вилюр Ямилевич Ahmetov Vilur Yamilevich

к.э.н., старший научный сотрудник, Уфимский научный центр РАН

Лисица Александр Владимирович Lisica Alexander Vladimirovich

yаучный сотрудник ГАНУ «Институт стратегических исследований

Республики Башкортостан»

Ситнова Инна Алексеевна Sitnova Inna Alekseevna

д.э.н., профессор кафедры менеджмента и экономической теории Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Аннотация. В статье анализируются основные инструменты повышения инвестиционной привлекательности региона в современных условиях хозяйствования. Исследование посвящено выявлению перспективных направлений развития инвестиционной сферы региональной экономики.

Abstract. The article analyzes the main tools to increase investment attractiveness of the region in modern conditions of managing. The study focuses on the identification of promising directions of development of investment sphere of the regional economy.

Ключевые слова. Инвестиционная привлекательность. Частно-государственное партнерство. Инфраструктура регионального развития. Территориальный маркетинг. Брендинг. Программно-целевое планирование.

Key words. The investment attractiveness. Public-private partnership. Infrastructure for regional development. Territorial marketing. Branding. Programmno-target planning.

В современных условиях успех реализации комплексной стратегии социально-экономического развития региона, провозглашающей в качестве основной цели повышение уровня и качества жизни местного населения, во многом зависит от возможности и способности региональных органов власти создавать условия для активизации инвестиционной деятельности и стимулирования предпринимательской инициативы. Инвестиции приходят лишь туда, где есть стабильная нормативно-правовая база, подготовленные кадры, развита банковская сфера, на должном уровне функционирует инвестиционная инфраструктура, имеется серьёзная сырьевая база. Республика Башкортостан в целом и отдельные ее субрегионы, в частности Зауралье и Северо-восток, пока еще недостаточно отвечают всем этим требованиям.

Наличие только лишь законодательных регламентаций в осуществлении инвестиционной деятельности хозяйствующими субъектами административно-территориальных образований без соответствующего механизма их реализации требует соединения организационных и иных мер, форм и методов разноуровневых органов управления процессом проектного и программного инвестирования с целью ускоренного обновления и модернизации основных фондов, объектов производственной и социальной инфраструктур, направленных на повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг, эффективности производства, уровня жизни населения.

Для повышения инвестиционной привлекательности регионов России необходимо комплексное применение инструментов трех уровней: федерального, регионального и муниципального.

В целом, к приоритетным инструментам активизации инвестиционной деятельности и повышения инвестиционной привлекательности регионов, в том числе и Республики Башкортостан, можно отнести следующие:

1) Развитие институтов частно-государственного партнерства. Международный опыт показывает, что частно-государственное партнерство (ЧГП) позволяет избежать, с одной стороны, недостатков прямого регулирования рынка государственными и региональными органами власти, а с другой - его «провалов». Основным аргументом в поддержку данного инструмента повышения инвестиционной привлекательности региона является то, что все составляющие ЧГП имеют уникальные, присущие только им характеристики и преимущества, при объединении которых достигается, с одной стороны, синергетический эффект, а с другой - появляется возможность нивелировать недостатки одних форм за счет преимущества других форм в тех ситуациях или сферах деятельности, где наиболее остро проявляются проблемы, связанные со «слабыми местами» частного бизнеса или неэффективностью регионального и муниципального управления: «экология - создание, обслуживание и развитие городских и загородных парков с правом эксплуатации природных ресурсов и получения доходов от организации экологического туризма; жилищно-коммунальное хозяйство -обслуживание населения; эксплуатация коммунальных, водопроводных, канализационных сетей; уборка улиц, вывоз и утилизация мусора; недвижимость - строительство и эксплуатация общественных зданий муниципального жилья в обмен на право застройки и участия в коммерческих проектах; транспорт - строительство, эксплуатация, обслуживание, внедрение систем управления движением и другие проекты в различных транспортных отраслях, включая городской транспорт; общественный порядок и безопасность - обеспечение порядка на транспорте и в общественных местах, обслуживаемых частными компаниями; организация и обслуживание парковок; телекоммуникации - создание телекоммуникационной инфраструктуры и предоставление услуг

потребителям; финансовый сектор - привлечение частных страховых и управляющих компаний в сферу обязательного социального страхования и государственного пенсионного обеспечения; образование - строительство и оборудование школ, детсадов и иных учреждений частными компаниями, получающими право застройки и развития прилегающей территории» [13].

Формы реализации партнерства различаются: уровнем ответственности, которую субъекты ЧГП берут на себя за выполнение определенных совместных действий при осуществлении инвестиционной деятельности (техническое обслуживание, эксплуатация, сопровождение, ресурсное обеспечение и т.д.); объемом капитальных вложений и текущего финансирования; уровнем и величиной коммерческого риска; правом собственности на активы; длительностью сотрудничества.

К основным формам ЧГП относят контракты на: обслуживание; управление; аренду; строительство; эксплуатацию; передачу и их разновидности; концессию и т.д.

Международный и российский опыт свидетельствует, что органы региональной и местной власти должны проявить политическую волю и взять на себя инициативу по привлечению бизнеса к финансированию совместных проектов по оказанию услуг населению, если это является экономически оправданным.

На сегодняшний день в Башкортостане создана определенная необходимая нормативная правовая база для подготовки проектов ЧГП. В Министерстве экономического развития РБ функционирует отдел развития ЧГП, основные задачи которого - прогнозирование и мониторинг социально -экономических процессов в РБ с использованием механизмов ЧГП, а также разработка мер по привлечению инвестиций в проекты с использованием механизмов ЧГП [9].

Однако факторами, мешающими развитию ЧГП в регионе, являются отсутствие необходимых знаний и соответствующего опыта у руководителей

на местах, плохая информированность о преимуществах данной формы взаимодействия бизнеса и власти.

2) Формирование инфраструктуры развития предпринимательства, прежде всего, малого и среднего бизнеса. «Для успешного развития малых и средних предприятий на региональном уровне необходима программа мероприятий, нацеленная на следующее: создание общих условий для развития деловой активности и бизнеса; создание инфраструктуры поддержки предпринимательства; организация системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности; создание финансово-кредитных механизмов поддержки развития предпринимательства; разработка, экспертиза и отбор перспективных бизнес-проектов» [10].

Как показали многочисленные опросы и исследования, в качестве основного препятствия при получении поддержки развития малого и среднего предпринимательства респонденты отмечают отсутствие или неэффективность существующей инфраструктуры. Поэтому первоочередной задачей является создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном, межмуниципальном и региональном уровнях. Основой здесь могут служить территориальные бизнес-инкубаторы, которые, помимо важной роли в формировании и совершенствовании инфраструктуры, являются одной из перспективных форм реализации частно-государственного и частно-муниципального партнерства.

Создавая бизнес-инкубатор, администрация местного самоуправления решает сразу несколько задач: усиление роли муниципалитета благодаря целенаправленной поддержке вновь образованных фирм, а также малого бизнеса в целом; вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых и простаивающих производственных площадей; формирование доброжелательного отношения к предпринимателям в рамках данного муниципалитета, что способствует улучшению инвестиционного климата и привлечению капиталов извне.

Бизнес-инкубатор, имея официальный муниципальный статус, придает значимость, гарантирует безопасность и создает хороший совместный имидж во взаимоотношениях с клиентами и потенциальными деловыми партнерами. Кроме того, он должен выполнять роль гибкого и мобильного хозяйственного организма для быстрой реализации предпринимательских проектов различного уровня сложности. Его роль неоценима на этапе становления малых предприятий, при содействии начинающим предпринимателям в получении кредитов и займов. Инвестиционные ресурсы доступны, как правило, средним и крупным предприятиям, занимающим устойчивые позиции на рынке. У начинающих же предпринимателей практически нет шансов получить финансирование своих проектов на разумных условиях. Бизнес-инкубатор, выступая в качестве гаранта возврата кредита, контролирует целевое использование средств федерального и регионального бюджетов, а предприниматель с первых шагов приобретает знания о работе с традиционными источниками финансирования.

Многие муниципалитеты имеют возможность предоставлять налоговые льготы для вновь создаваемых предприятий (освобождение от уплаты налогов в городской или районный бюджет на первых этапах развития). Администрация бизнес-инкубатора в этом случае помогает предпринимателю правильно оформить заявку на получение льгот и содействует ее прохождению в муниципальном образовании.

Еще одним решением проблемы стартового капитала малыми предприятиями в рамках бизнес-инкубатора являются кредитные союзы, то есть закрытые некоммерческие организации граждан, объединившихся в потребительский кооператив с целью коллективной защиты личных финансовых интересов и повышения своей социальной устойчивости. Механизм кредитного союза предполагает добровольное аккумулирование средств его участников, согласных отказаться от высоких рыночных ставок

по депозитным вкладам в коммерческих банках с целью получения льготных кредитов.

Также бизнес-инкубаторы могут выполнять функции гаранта и/или поручителя за резидентов бизнес-инкубатора в лизинговых и кредитных программах. Расширяются возможности для использования инноваций с целью повышения конкурентоспособности продукции малых предприятий, для эффективного обучения и консультирования предпринимателей.

В Концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010-2015 гг. предусмотрены меры по активизации деятельности субъектов малого бизнеса в производственной и научно-технической сферах и привлечению инвестиций путем создания сети промышленных и муниципальных бизнес-инкубаторов и технологических парков. Важную роль в этом должны сыграть: доступность информации, высококвалифицированные кадры, использование малыми предприятиями инфраструктуры научных организаций и оборудования, совершенствование нормативно-правовой базы регионального инновационного развития, в том числе по охране интеллектуальной собственности, а также развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. Речь идет о создании новых и совершенствовании существующих технологических парков, инновационных бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, действующих на территории Башкортостана, их аккредитации и формировании механизма софинансирования.

3) Повышение имиджа региона на национальном и международном уровнях за счет применения инструментариев территориального маркетинга и брендинга. Применение инструментария территориального маркетинга, в частности, брендинга, способствует созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе за счет повышения его имиджа в глазах инвесторов.

«Характерными особенностями и принципиально важными составляющими территориального маркетинга являются: осознание и

продвижение территории как места осуществления различных проектов, основанное на знании и прогнозировании потребностей мировой, национальной и локальной экономики, текущей ситуации и реальных возможностей территории; эффективное решение проблем потребителя, бизнеса и потенциального инвестора; нацеленность на долгосрочное экономическое развитие региона; активное воздействие на формирование потребностей субъектов регионального инвестиционного рынка» [11]. В отличие от традиционного коммерческого маркетинга территориальный маркетинг отвечает интересам не только отдельных предпринимателей, но и всего населения, проживающего на данной территории.

Необходимость выделения и внедрения пространственного маркетинга была обусловлена событиями второй половины 1980-х гг. Экономический кризис, спад производства, повышение роли профсоюзов стали основными причинами развития маркетингового подхода на региональном и муниципальном уровнях, сочетающего плановое регулирование и рыночные механизмы. Эти тенденции усилились благодаря развитию технологий, средств коммуникаций, тотальной информатизации общества, возрастанию роли экологических стандартов жизни, усилению мобильности людей и капитала. Все это привело к возникновению конкуренции между регионами за размещение производительных сил на своей территории. Немаловажными факторами стали глобализация, усиление, а в некоторых случаях ужесточение межтерриториальной и международной конкуренции. Такие процессы, как объединение Европы, стремительное развитие стран азиатско-тихоокеанского региона, рост числа финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций, привели к тому, что местные сообщества перестали быть защищенными от международной конкуренции границами своих территорий. Поэтому при разработке стратегий развития они вынуждены в большей степени учитывать тенденции мировой экономики.

В сложившейся сегодня ситуации наибольшие шансы получения ресурсов для развития территорий переместились из плоскости мирового

рынка на уровень страны и отдельных корпораций. Для получения ресурсов для своего развития регионы должны продвинуть (promotion) себя как выгодное пространство для реализации перспективных национальных или корпоративных инвестиционных проектов. В этом суть и предназначение территориального маркетинга.

Ключевым моментом маркетинговой стратегии является выявление «покупателя», на которого необходимо ориентироваться как на потребителя предлагаемого продукта. Решение этой проблемы, в первую очередь, связано с идентификацией видов конкурентных преимуществ и финансовых ресурсов, которым соответствуют конкретные субъекты инвестиционного рынка.

«С этих позиций наиболее актуальными и принципиально важными направлениями повышения конкурентоспособности любого региона, в том числе и Республики Башкортостан, являются: сохранение и привлечение трудоспособного населения, доведение уровня его профессиональной подготовки до соответствия мировым стандартам качества персонала; размещение и сохранение предприятий, организация инновационных фирм, формирующих наукоемкие современные кластеры, имеющих устойчивый сбыт своей продукции, работающих на принципах благожелательного отношения к окружающей среде; привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий в коммунальную инфраструктуру, в жилье и социальный комплекс; осуществление и развитие транспортно-транзитных функций; привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации, кино- теле- и радиостудий и т.д.; привлечение туристических потоков всех типов; проведение крупных культурных, политических, научных, спортивных и других событий и мероприятий, на которые приезжают много людей, которые усиливают позитивный имидж города или района; приращение местного культурного и исторического потенциала, который повышает привлекательность территории» [10].

Целесообразно создание региональных и муниципальных маркетинговых служб, готовящих информацию для потенциальных инвесторов, формирование привлекательного имиджа регионов в целом и отдельных муниципальных образований за счет активизации участия хозяйствующих субъектов региона на различных выставках федерального и международного уровней, рекламы в СМИ, сети Интернет.

К инструментам территориального маркетинга можно отнести: информационно-рекламные инструменты (путеводители, буклеты, публикации в СМИ, интернет-ресурсы, специальные рассылки); спонсорство (специальные акции по привлечению внимания и формированию хорошего имиджа территории: поддержка спорта, культуры и искусства, проведение фестивалей, праздников и т.д.); визиты, встречи, презентации; конференции и семинары; выставки-ярмарки, международное сотрудничество; специальные проекты; обслуживание потенциальных инвесторов по принципу единого окна, использование высокопрофессионального персонала; курирование, сопровождение и поддержка стратегических инвесторов. К инновационным инструментам маркетинга относят брендинг, интернет-маркетинг, сетевое планирование, концептуальное моделирование развития территорий, АВС-анализ ресурсных возможностей региона.

Эффективным инструментом регионального маркетинга является территориальный брендинг. В условиях вступления России в ВТО и усиления международной конкуренции формирование уникального имиджа субрегионов за счет продвижения различных территориальных брендов является необходимым условием повышения их конкурентоспособности.

Брендинг направлен на повышение узнаваемости территории (страны, региона, города, муниципального образования), выделение ее отличительных особенностей и конкурентных преимуществ. Для того, чтобы бренд стал успешным, мало выбрать удачную идею, образ, необходимо еще и грамотное управление им, которое включает в себя его создание, усиление, продвижение, обновление, возможное репозиционирование, ребрендинг.

Брендингом занимаются, как правило, органы региональной и муниципальной власти, средства массовой информации, общественные организации, бизнес-структуры и их объединения, спортивные, культурные, научные и образовательные учреждения, а также отдельные индивиды, жители данной территории. Все они, так или иначе, осуществляют вклад в развитие региона, а объединение усилий перечисленных субъектов и их совместная деятельность дают синергетический эффект в продвижении территориальных брендов.

В Башкортостане попытки создания территориальных брендов пока носят спонтанный, директивный и некомплексный характер. Так, в начале 2013 г. по инициативе Госкомитета РБ по торговле и защите прав потребителей в республике стартовал проект «Продукт Башкортостана», направленный на поддержку республиканских производителей высококачественных продовольственных товаров. Сейчас право использования этого зонтичного бренда-знака получили всего 117 производителей, в 2015 г. планируется довести количество участников до 200, что, конечно же, тоже очень мало, учитывая экономический потенциал региона.

Поэтому предварительно целесообразно проведение мониторинга среди предпринимателей, населения, возможно интернет-опроса по узнаваемости брендов. Инициаторами подобных опросов должны выступать заинтересованные субъекты - как сами производители и продавцы различных товаров и услуг, так и отделы экономики и прогнозирования администраций городов и районов, научные и образовательные учреждения. Проведение конкурсов на региональном и муниципальном уровнях, в сети Интернет с соответствующим призовым фондом на лучшие названия товаров и услуг, отдельных территорий, объектов; логотипы; рекламные слоганы способствовали бы повышению эффективности территориального брендинга. Сейчас же ситуация в районах субрегиона противоречивая. Например, Бурзянский муниципальный район, имея достаточно известные бренды

«Шульган-таш» («Капова пещера»), «Бурзянский мед», остается долгие годы одним из дотационных в республике и отстающим по многим показателям социально-экономического развития.

Как правило, вложение инвестиций в развитие бренда имеет смысл при наличии защищенного товарного знака. Наиболее реальные, хорошо распространяемые на российском и международном рынках бренды для Республики Башкортостан могут быть связаны не с ее экономикой, а с ее богатой историей, культурой, многообразием традиций и обычаев, ее европейскими и одновременно азиатскими корнями. Башкирские эпосы, мифы, сказки, легенды, притчи, песни могли бы стать вполне успешными брендами региона. Например, только по одному эпосу «Урал батыр» можно снять исторический художественный 3D фильм с многочисленными спецэффектами, организовать различные туристические маршруты, продажу сувенирной продукции.

В 2011 г. Глава РБ Рустэм Хамитов внес предложение официально закрепить за республикой традиционные башкирские бренды, такие как «Башкирский мёд», «Бурзянская пчела», «Башкирский кумыс», «Башкирская лошадь» и оформить на них соответствующие сертификаты.

Как нам представляется, в республике, кроме указанных выше, следует отдельное внимание уделить брендам субрегионов, городов и районов, сел, специфической продукции, памятникам природы и историко-культурного наследия. Так, необходимы возрождение и официальная регистрация в Роспатенте брендов «Башкирская буза», «Башкирский талкан», «Башкирский курут», «Бишбармак», «Курай», «Продукты Башкирского Зауралья», «Сибайская яшма», «Учалинская яшма», «Зианчуринские шали», «Зианчуринский мед», «Зилаирский мед», «Абзелиловский кумыс», «Яктыкуль», «Талкас», «Ирандык», «Буранбай» и другие. Рост узнаваемости качественных брендов товаров и услуг создаст системный синергетический эффект в виде роста экономической устойчивости и долгосрочной

инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности предприятий, территорий и их продукции.

Сейчас необходимо продвижение на российский и международный уровни как общих брендов республики, так и брендов отдельных городов, районов, сел, предприятий и организаций. Здесь имеются ввиду бренды 7 групп: бренды культуры и искусства; достопримечательности; рекреационные бренды; спортивные достижения; продуктовые бренды; производственные бренды; инвестиционные бренды. Часть из них уже сформированы и зарекомендовали себя, например, бренд Нуриев, Шаляпин, Спиваков, Аксаков, Нестеров. Это имена, входящие в сокровищницу российской и мировой культур, жизнь и деятельность которых были связаны с республикой.

Догоняющая стратегия брендостроительства для привлечения инвестиций и роста конкурентоспособности экономики Республики Башкортостан и отдельных ее районов должна заменяться сейчас опережающей. Для этого целесообразно, с учетом зарубежного и отечественного опытов, создание агентств/организаций по маркетингу территорий, где должны работать бренд-менеджеры, имеющие высокий имидж и реальный опыт в этой области. Поэтому необходимо готовить в ведущих вузах РФ по целевому направлению районов и городов как будущих бренд-менеджеров, так и приглашать в республику ведущих профессионалов для проведения различных мастер-классов, научно-практических конференций, форумов, обучения и повышения квалификации местных специалистов.

Роль координатора и консультанта по вопросам территориального маркетинга и брендинга могут выполнять также информационно-консалтинговые центры муниципальных образований, администрации регионов, городов и районов, вузы, ссузы, учреждения системы Академии наук РБ, Российской академии наук, известные частные консалтинговые фирмы. Для достижения эффективных результатов в территоральном

брендинге необходима координация усилий предпринимательского сообщества с органами государственной и местной власти, научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями.

Таким образом, создание имиджа региона как территории, доброжелательной к инвесторам - это долгосрочная работа по повышению инвестиционной привлекательности и эффективному социально-экономическому развитию регионов, повышению качества жизни населения.

4) Применение программно-целевого подхода для повышения инвестиционной привлекательности региона. Вышеприведенные инструменты повышения инвестиционной привлекательности территорий могут быть эффективны только при условии использования программно -целевого метода управления на региональном и субрегиональном уровнях. «Наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования, программно-целевой метод может служить важнейшим инструментом осуществления государственной инвестиционной политики развития страны и ее отдельных регионов.

Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-

хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития РФ. Их важнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях.

Программно-целевой метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов региональных хозяйственных систем» [12].

«Для программно-целевого метода характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции социально-экономических и научно-технических процессов: пространственной, когда требуется объединить усилия субъектов, принадлежащих к различным отраслям, регионам или формам собственности, и временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели (федеральной, региональной или муниципальной значимости), предусмотренной программой» [8].

Реализуемые в настоящее время программы развития регионов и отдельных муниципальных образований не всегда обеспечивают интеграционного эффекта. Они, как правило, содержат локальные мероприятия, направленные на развитие конкретных муниципалитетов, и не включают межрегиональные и межмуниципальные крупномасштабные инвестиционные проекты. В итоге не достигается системный, мультипликационный эффект, позволяющий получить максимальную выгоду для всех муниципальных образований территории. В этой связи особо актуальна проблема разработки и реализации целевых программ развития не только на уровне районов и городов, но и на уровне отдельных проблемных субрегионов территорий.

Эти проблемы могут быть устранены в случае разработки цепочки взаимосвязанных субрегиональных и муниципальных целевых программ и управления их реализацией в соответствии с единой концепцией регионального развития страны, основываясь на эффективной системной методологии. Чрезвычайно важно при этом иметь в виду факт значительного

регионального различия по всем важнейшим социально-экономическим показателям на душу населения: по объемам валового регионального продукта, доходам консолидированных бюджетов, объемам производства продукции и т.д.

В таблице 1 приведены результаты сопоставления регионов Приволжского федерального округа по ряду основных показателей повышения инвестиционной привлекательности.

Таблица 1

Результаты деятельности регионов по повышению инвестиционной привлекательности регионов Приволжского федерального округа_

Регион Ст ИС ЧГПк ЧГПс МБи МБк БИ РП РПи

Нижегородская область Вн 25 1,02 1,15 0,98 0,96 2 11 120

Кировская область Вн 20 1,10 1,25 1,01 0,94 5 12 230

Оренбургская область Вн 20 1,08 1,35 1,12 1,02 3 15 210

Пензенская область Вн 21 1,09 1,22 0,85 1,05 2 09 160

Пермский край ПП 17 1,12 1,15 0,96 1,06 4 11 340

Республика Башкортостан ПП 20 1,15 1,32 1,07 0,96 5 15 430

Республика Марий Эл Вн 20 1,03 1,10 0,97 0,85 2 13 270

Республика Мордовия Вн 20 1,00 1,15 0,89 0,96 6 12 330

Республика Татарстан ПП 30 1,30 1,32 1,15 0,98 8 25 540

Самарская область Вн 20 1,25 1,35 1,08 0,94 4 18 280

Саратовская область Вн 20 1,14 1,24 1,12 0,82 2 15 110

Удмуртская Республика Вн 25 1,09 1,25 1,09 1,01 6 16 280

Ульяновская область ПП 20 1,08 1,24 1,02 0,96 2 17 450

Чувашская Республика Вн 20 1,05 1,12 1,08 0,95 5 15 240

где Ст - реализация стандарте в регионе, Вн - стандарт внедрен, 1111 - реализуется пилотный проект, ИС - наличие инвестиционной стратегии региона (с указанием года), ЧГПк -рост количества проектов с ЧГП, ЧГПс - рост суммы проектов с ЧГП, МБи - рост инвестиций в малый бизнес, МБк - рост количества предприятий малого бизнеса, БИ - количество бизнес-инкубаторов в регионе, РП - кол-во внутрирегиональных программ, РПи - инвестиции в РП (млн. руб.).

Применение вышеперечисленных инструментов федерального, регионального и муниципального уровней позволяет повысить инвестиционную привлекательность соответствующего территориального образования.

Библиографический список

1. Ахметов А.В., Лисица А.В. Территориальный брендинг и его роль в повышении инвестиционной привлекательности Зауралья Республики Башкортостан [Текст] / А.В. Лисица, В.Я. Ахметов // Устойчивое развитие территорий: теория и практика: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (16-17 мая 2014 г.). Сибай: Издательство ГУП РБ «СГТ». 2014. С. 25-29.

2. Лисица А.В. Инвестиции в Республике Башкортостан: состояние, тенденции, перспективы [Текст] /А.В.Лисица // Устойчивое развитие территорий: теория и практика: материалы V Всероссийской конференции (17 мая 2013 г.). Сибай, ГУП РБ «СГТ». С. 72-82..

3. Лисица А.В. Опыт применения программно-целевого метода к развитию и повышению инвестиционной привлекательности депрессивных субрегионов Республики Башкортостан [Текст] / А.В.Лисица // Научное обозрение. 2015. № 8. С. 345-351.

4. Лисица А.В. Роль торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан в повышении инвестиционной привлекательности и социально-экономическом развитии Башкирского Зауралья [Текст] /А.В.Лисица // Управление социально-экономическим развитием региона. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции (19 апреля 2013 г.). Сибай, ГУП РБ «СГТ», 2013. С.48-51.

5. Лисица А.В., Ситнова И.А. Инвестиционное обеспечение регионального развития [Текст] /А.В.Лисица, И.А.Ситнов // Устойчивое развитие территорий: теория и практика: материалы VI Всероссийской конференции (16-17 мая 2014г.). Сибай, ГУП РБ «СГТ». С. 109-114.

6. Лисица А.В., Ситнова И.А. Институциональные факторы и условия обеспечения инвестиционной привлекательности регионов России [Текст] / А.В.Лисица, И.А.Ситнова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Экономика (выпуск 43). 2014. № 5 (334). С. 74-86.

7. Лисица, А.В. Территориальный брендинг и его роль в повышении инвестиционной привлекательности депрессивных субрегионов (на примере Зауралья Республики Башкортостан). [Текст]/А.В.Лисица, В.Я.Ахметов // Научное обозрение. 2014. №6. С. 289-294.

8. Неудахина Ю.Г. Организационно-экономические аспекты управления устойчивым развитием региона: Автореферат ... канд. экон. наук / Ю.Г. Неудахина. Нальчик, 2011. 27 с.

9. Пресс-служба Минэкономразвития РБ / 24.11.2014 / ьИр://1пу^:. bashkortostan.ru/posts/180

10. Пустовгаров Ю. Из выступления на расширенном заседании Республиканского совета по поддержке предпринимательства при Правительстве Республике Башкортостан / Ю. Пустовгаров // http://www.bashnet.ru

11. См. например: www.arm-group.ru.

12. Тажитдинов И.А. Программно-целевой подход в управлении социально-экономическим развитием субрегиона (на примере Зауралья Республики Башкортостан) / И.А. Тажитдинов // Региональная экономика. 2013. № 3. С. 4-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ядрова И.В. Методология управления государственной и муниципальной недвижимостью региона: Дис. ... канд. экон. наук / И.В. Ядрова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.