Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-1.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/01EVN117.pdf
Статья опубликована 13.01.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Ахметов В.Я., Якшимбетова Г.И., Мулюкова А.Г. Агрофранчайзинг в экономике Республики Башкортостан: роль, проблемы и перспективы развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/01EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 339.187.44
Ахметов Вилюр Ямилевич
ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного
центра Российской академии наук», Россия, Уфа Сектор экономики и управления развитием территорий
Старший научный сотрудник Кандидат экономических наук, доцент E-mail: willi76@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=264862
Якшимбетова Гульшат Ильдаровна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал), Россия, Сибай Доцент кафедры «Менеджмента и экономической теории» экономического факультета
Кандидат экономических наук E-mail: glcht_07@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?id=548461
Мулюкова Алсу Галимьяновна
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 37
по Республике Башкортостан, Россия, Сибай Отдел камеральных проверок Государственный налоговый инспектор Референт государственной гражданской службы РФ 2 класса
E-mail: akulinina-ira@mail.ru
Агрофранчайзинг в экономике Республики Башкортостан: роль, проблемы и перспективы развития
Аннотация. Несмотря на то, что в целом Республика Башкортостан считается одним из ведущих сельскохозяйственных регионов России, к категории дотационных и депрессивных уже долгие годы относятся все его юго-восточные и северо-восточные районы. Социально-экономическая ситуация в этих районах остается критической. Для них характерны спад сельскохозяйственного производства ввиду массового банкротства предприятий, безработица, отток молодежи в города, деградация населения, снижение качества сельской жизненной среды. На данной территории очень низкие доходы населения и, как следствие, высокий уровень бедности: номинальная среднемесячная заработная плата на 20% устойчиво ниже среднереспубликанского уровня.
Для вывода экономики этих субрегионов из кризиса при участии авторов данной статьи в 2010-2011 годах были разработаны «Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011 -2015 годы» и «Среднесрочная комплексная программа социально-
экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011-2015 годы».
В 2015 году были подведены окончательные итоги выполнения данных программ, однако многое из запланированного, увы, не выполнено. Поэтому в августе 2015 года Главой РБ было принято решение доработать вышеупомянутые программы и продлить их действие еще на 5 лет.
С нашей точки зрения в новой редакции программ в качестве одного из перспективных направлений решения проблем депрессивных сельских районов должно быть развитие различных направлений занятости населения в сфере агрофранчайзинга.
В данной статье раскрываются роль, проблемы и перспективы развития агрофранчайзинга в экономике Республики Башкортостан.
Сделан вывод о том, что планомерное развитие агрофранчайзинга будет способствовать росту занятости, доходов и качества жизни сельского населения.
Ключевые слова: агрофранчайзинг; сельское хозяйство; Республика Башкортостан; качество жизни
Республика Башкортостан считается, в целом, не только одним из ведущих промышленных, но и сельскохозяйственных регионов России. Однако при этом к категории дотационных и депрессивных уже долгие годы относятся все его юго-восточные и северовосточные районы.
Социально-экономическая ситуация в этих районах остается уже долгие годы очень сложной и противоречивой. Имея огромные сельскохозяйственные и лесные угодья, эти территории характеризуются спадом объемов сельскохозяйственного и промышленного производства ввиду массового банкротства в 1990-2000-е годы ключевых предприятий, безработицей, оттоком молодежи в города, деградацией населения, снижением качества сельской жизненной среды.
Для вывода экономики этих субрегионов из кризиса в 2010-2011 годах сотрудниками Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, специалистами различных министерств и ведомств РБ, администраций городов и районов были разработаны «Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы» [16] и «Среднесрочная комплексная программа социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011-2015 годы» [17].
В 2015 году были подведены окончательные итоги выполнения этих программ. Однако многое из запланированного, в частности, в области повышения эффективности производства и переработки сельскохозяйственной продукции, из-за недостаточного финансирования проектов, нецелевого использования бюджетных средств, неэффективного агроменеджмента и ряда других причин, еще не выполнено.
Поэтому Главой Республики Башкортостан Р.З. Хамитовым было принято решение доработать данные программы и продлить их действие до 2020 года.
С нашей точки зрения, исходя из зарубежного и отечественного опыта, в новой редакции программ в качестве одной из перспективных «точек роста» экономики села депрессивных районов может рассматриваться развитие различных направлений малого и среднего бизнеса, занятости населения в сфере агрофранчайзинга.
Франчайзинг является одним из наиболее динамично развивающихся видов бизнеса в различных секторах экономики, как зарубежных стран, так и современной России.
В соответствии с исследованиями Мирового совета по франчайзингу, вклад франчайзинговых компаний в ВВП таких стран, как Франция и Германия, в 2014 году составили 300 млрд. и 78 млрд. долларов, соответственно, а в США - 899 млрд. долларов. Сопоставляя отечественный рынок с рынками Бразилии, Китая, Кореи, Мексики, а также существующей динамикой развития франчайзинга в России, с точки зрения исполнительного директора Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), эксперта по вопросам франчайзинга Юрий Михайличенко можно сделать прогноз, что к 2025 году вклад франчайзинговых компаний в ВВП России может составлять около триллиона рублей, число концепций - более 2500, точек продаж - более 400000, число занятых и самозанятых - около 4 млн.человек, а доля национальных концепций достигнет 80%. В настоящее время в нашей стране примерные цифры распределения франчайзинга по отраслям выглядят следующим образом: 43% - ритейл, 28% -общественное питание, 11% - услуги, 10% - здоровье, красота и медицина, остальные 8% делят образование, В2В сервис, транспорт, строительство и т.п. Самыми быстрорастущими отраслями являются образование, особенно дошкольное, спорт, сервис1.
Таким образом, в РФ наибольшее распространение, как и в других странах, франчайзинг получил в сфере торговли и общественного питания (более 70% всех фирм), однако не получил должного развития в отраслях реального сектора экономики. Поэтому, на наш взгляд, он имеет хорошие перспективы в сфере агробизнеса.
Если по многолетней статистике практически каждое второе малое предприятие в Российской Федерации уже в первый год существования банкротиться, то выживаемость франчайзинговых предприятий составляет в среднем 80-90%. Франчайзинговые сети усиливают конкуренцию, расширяют ассортимент товаров и услуг, увеличивают количество рабочих мест, поступление налогов в бюджеты всех уровней. Поэтому развитие этих предприятий всегда актуально для любого региона.
Агрофранчайзинг, как одна из специфических форм франчайзинга, является относительно новым явлением для субъектов РФ, в том числе и для Республики Башкортостан. Он представляет собой соглашение, согласно которому одна из сторон, называемая агрофранчайзером (как правило, крупный агрохолдинг), передает другой стороне, называемой агрофранчайзи (личное подсобное или крестьянское (фермерское) хозяйство, сельскохозяйственный производственный или потребительский кооператив), агрофраншизу -право практиковать определенный агробизнес согласно формату франчайзера и за установленную плату.
Агрофраншиза - это описание технологии сельскохозяйственного производства в форме бизнес-плана, разработанное базовым хозяйством - успешным агропромышленным предприятием, реализующим эффективную технологию производства продукции, имеющим налаженный рынок сбыта. В роли покупателя агрофраншиз могут выступать крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели в сельском хозяйстве, сельскохозяйственные производственные кооперативы, малые сельхозпредприятия с численностью работников до 100 человек.
Привлекательность агрофранчайзинга для сельских регионов России заключается в наличии определенных преимуществ для участников франчайзинговых отношений. Для
1 Мартова Л. Как выйти из кризиса с прибылью [Электронный ресурс] // URL: http://www.rusfranch.ru/presscenter/publications/2167/ (Дата обращения: 18.11.2016).
личных подсобных хозяйств, фермеров, которые только начинают развиваться, приобретение франшизы дает возможность организовать собственное дело, так как в их распоряжение предоставляется стабильный доходный бизнес, для агрохолдингов - расширить свои позиции и выйти на новые рынки, для государства - возможность получить эффективный инструмент для поддержки сельского предпринимательства.
Применение агрофранчайзинга в российских реалиях способствует внедрению эффективных инновационных агротехнологий и стандартов сельскохозяйственного производства, служит незаменимым средством повышения известности и конкурентоспособности отечественных товарных знаков, а также позволяет сократить затраты при расширении бизнеса и выхода в другие регионы. Одной из специфических черт, присущей агрофранчайзингу, является способность объединять партнеров, не только из разных районов, регионов или областей, но и из разных стран.
Работа по франчайзинговой схеме актуальна для многих отечественных сельскохозяйственных производителей, а особенно для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, которые имеют серьезные трудности в получении инвестиционных, кредитных ресурсов и их освоении, проблемы в техническом оснащении и модернизации хозяйств, сбыте сельскохозяйственной продукции, сертификации, в том числе по международным стандартам, экологической чистоты продуктов питания.
Положительными результатом от применения моделей франчайзинга является снижение коммерческих рисков, увеличение доли рынка за счет объединения в сеть, уменьшение издержек за счет масштаба производства, продаж и совершенствования самой системы распределения продукта сельскохозяйственного производства.
Преимущества и целесообразность использования агрофраншиз доказаны международной практикой, особенно в странах с развивающейся экономикой. Первые агрофраншизы появились и в России в области пчеловодства, птице- и кролиководства, выращивания грибов и в цветоводстве.
Однако в России существуют определенные трудности и риски в применении агрофраншиз, которые связаны в основном с несовершенством федерального и регионального законодательства, недостаточной информированностью о франчайзинге, нехваткой денежных средств на покупку франшиз известных брендов, отсутствия тщательного отраслевого анализа рынка регионов.
Поэтому для обеспечения успешности сельских предпринимателей и с учетом возможной недостаточности знаний потенциальным франчайзи должна быть оказана помощь в составлении реальных бизнес-планов, а впоследствии бухгалтерских отчетов, юридическая и кадровая поддержка.
Было бы хорошим подспорьем в продвижении агрофранчайзинга в регионах России предоставление государственных и частных грантов на «покупку» перспективных для конкретной территории франшиз на конкурсной основе.
Выгодность внедрения франчайзинга в АПК в рамках «агрофраншизы» также связано с трендом нынешнего времени на здоровое питание, на растущий спрос в мире на экологически чистые продукты.
Производство экопродукции может быть ориентировано как на импортзамещение, так и на экспорт, так как в мире сейчас особым спросом стали пользоваться исключительно натуральные продукты питания, не содержащие ГМО, красители, усилители вкуса, эмульгаторы и стабилизаторы. Начиная с 2008 г., в Европе отмечен 10%-ный рост продаж экопродукции. По размерам рынка лидерами являются Германия, Франция и Великобритания
(по данным Agrarmarkt Informationsgesellschaft AMI (D)). Сейчас в экохозяйствах стран ЕС производятся бобовые и зерновые культуры, молоко, чай, мед, грибы, яйца, мясо, молоко и молочные продукты, овощи, морские аквакультуры, дрожжи, вино [12].
На сегодняшний день на территории Республики Башкортостан имеются все предпосылки для производства экологически чистых продуктов: большие земельные площади, уникальные природно-климатические условия, сохранение многих национальных традиций производства уникальных этнических продуктов (башкирский мед, кумыс, буза, курут, талкан, казылык и др.). Однако регион, обладая огромным потенциалом для развития рынка экологически чистых продуктов, сегодня не способен полностью реализовать его вследствие не только отсутствия строгой нормативно-правовой базы, но и в силу неэффективности работы руководителей предприятий, региональных и местных органов власти, низкой экономической и правовой грамотности сельского населения.
Российскими же лидерами в развитии органического сельского хозяйства являются Белгородская, Владимирская, Костромская, Свердловская области.
Агрофраншиза может хорошо дополнять систему потребительской и производственной сельскохозяйственной кооперации, а иногда и может стать ее альтернативой, когда реализация продукции небольшими хозяйствами не оправдывает надежд. Небольшие партии продукции, не всегда сертифицированной продукции, как правило, не представляют интереса для крупных торгово-закупочных и перерабатывающих предприятий. При развитии же агрофранчайзинга и новом подходе к сбыту продукции перед бизнесменами открываются большие горизонты перспектив [14].
Личные подсобные хозяйства не производят достаточных объемов продовольствия для того, чтобы заинтересовать крупные торговые сети. Объединяясь, фермеры решают множество задач: централизуют поставки своей продукции, делят логистические издержки, находят постоянных потребителей.
Агрофраншизы находят активную поддержку со стороны администраций некоторых регионов России. И в данном ключе важную роль здесь играет участие Министерства сельского хозяйства, при помощи которого будет формируется цепочка - производитель-товар-торговая сеть-потребитель, так как доверие ритейлеров к государственной структуре выше, чем к мелким поставщикам. Таким образом, агрофраншиза решает проблему занятости на селе и проблему нехватки свежих продуктов на местных рынках.
Например, агрофрашизы с успехом реализуются в Пермском крае. Так, при активной поддержке местной администрации было внедрено 16 агрофраншиз и разрабатываются новые варианты ведения бизнеса по франшизе в сельском хозяйстве. Среди них разведение кроликов по акселерационной технологии, создание технологичной пасеки, выращивание рассады цветов и овощей, выращивание грибов вешенка, выращивание форели и др. Стоимость франшиз будет варьироваться от 70 до 500 тыс. руб., при этом Министерство сельского хозяйства будет субсидировать бизнесменов при покупке франшизы, компенсируя до половины всех затраченных средств.
По той же технологии, но в сфере птицеводства начали развиваться агрофраншизы и в Тюменской области. Проект по выращиванию птицы и производству яиц на территории области первыми реализовали аграрии Тюменского района. Суть его - в поддержке личных подсобных хозяйств, сопровождении их деятельности на всех этапах: инкубирование яйца или покупка цыплят, консультации по кормам, содержанию птицы, ветеринарная помощь, реализация продукции.
В единую производственно-торговую сеть объединились три личных подсобных хозяйства под брендом «Агрофраншиза Тюменского района». Все фермы специализируются на
продукции птицеводства. На прилавках - свежие куриные, перепелиные яйца, мясо кур, уток, гусей, индюков, перепелов. Кроме того, именно продукция КФХ и ЛПХ пользуется повышенным спросом у населения, а агрофраншиза помогает решить ключевой вопрос для расширения любого производства - вопрос сбыта производимой продукции.
По примеру Пермского края и Тюменской области к перспективным сферам агрофранчайзинга в Республике Башкортостан могут быть отнесено производство нишевых товаров, изготовление которых на региональном уровне в крупнотоварных объемах не развито и, как правило, не выгодно: кролиководство, пчеловодство, разведение индейки, растениеводство (производство саженцев, чеснока, томата, малины, тюльпанов), производство перепелиного яйца, выращивание форели, грибоводство и др. В производстве же некоторых уникальных национальных экологически чистых продуктов (дикий мед, кумыс, курут, талкан, буза и др.) Республика Башкортостан не имеет серьезных конкурентов и может стать монополистом в тиражировании целой серии этнофраншиз.
Агрофранчайзинг, как и любое начинание в аграрном секторе, может развиваться «сверху» за счет субсидий, государственного регулирования и «снизу», где инициаторами выступают сами предприниматели.
В основном агрофранчайзинг в регионах России, как и многие другие инициативы в области развития сельского хозяйства, продвигается за счет федеральных и региональных программ.
Однако есть и интересные примеры формирования франчайзинговых сетей с подачи самих сельхозтоваропроизводителей. Так, небольшая ферма «Коновалово» бизнесмена Александра Коновалова, открытая в Шаховском районе Московской области, положила начало целому объединению сельхозпроизводителей - «Экокластер», которое на данный момент насчитывает 53 мини-предприятия из 14 стран, имеет свою уникальную систему сбыта по всей России и насчитывает более 30 партнеров из России и других стран мира. Организация создала единый бренд и систему контроля качества, запустила первую в России франшизу на экомагазины, в планах - франшиза на вертикально интегрированные экофермы замкнутого цикла [19].
Условия вступления в «Экокластер» просты: проводить ежемесячные отчисления в объединение - 5000 руб. и соблюдать стандарты и технологии, заложенные основателем объединения. Взамен объединение гарантирует 100%-ный сбыт продукции партнера, выход на Московский рынок. Информация о производителе размещается на сайте партнерства, его обеспечивают специальной упаковкой, оказывают рекламную поддержку, а также объединение берет на себя ветеринарный контроль, аудит, закупку кормов для животных и семена для овощей.
Сегодня «Экокластер» предлагает не только овощи фрукты, молоко и молочные продукты из подмосковных ферм, но также оливковое масло из Греции, варенья и компоты из Армении, чаи из Австрии, и даже бытовую химию на основе пробиотиков из Бельгии.
Республика Башкортостан может стать также крупным производителем и экспортером экопродукции. Здесь имеются хорошие возможности для организации производства и реализации экологически чистых этнопродуктов (меда, кумыса, бузы, конины, баранины, курута, казы, талкана и др.).
Для того, чтобы отечественные экологически чистые этнопродукты смогли составить достойную конкуренцию западным производителям необходима целенаправленная работа по продвижению брендов регионов на всероссийский и мировой уровни. В частности, из продукции Республики Башкортостан важно официально зарегистрировать в Роспатенте бренды «Башкирский кумыс», «Башкирская буза», «Башкирский талкан», «Башкирский курут»,
«Бишбармак», «Продукты Башкирского Зауралья» и другие, которые имеют хорошие перспективы для тиражирования и формирования пакетов франшиз.
Рост узнаваемости качественных брендов товаров и услуг создаст системный синергетический эффект в виде роста инвестиционной привлекательности, экономической устойчивости и долгосрочной рыночной конкурентоспособности предприятий, территорий и их продукции [2].
Недостаточное же внимание, которое уделяется сейчас франчайзингу в Республике Башкортостан на региональном и муниципальном уровнях, во многом объясняется низкой квалификацией специалистов администраций городов и районов, курирующих бизнес, их определенной пассивностью, практическим отсутствием частных фирм, профессионально занимающихся данной проблематикой, «упаковкой» франчайзинговых пакетов «под ключ», низкой информированностью и определенной нерешительностью, консервативностью местных предпринимателей.
Однако нельзя сказать, что для развития франчайзинга в регионе абсолютно ничего не делается. Так, 10 июня 2015 года в рамках Предпринимательского форума «Зауралье-2016: Малый бизнес - от идеи до реализации» был проведен круглый стол, собравший порядка 130 участников по теме: «Франчайзинг как инструмент вовлечения населения в предпринимательскую деятельность». Организаторами круглого стола выступили: Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму, Министерство сельского хозяйства РБ, АНО «Центр франчайзинга РБ». Хорошо то, что не обошел стороной Уфу и самый известный и крупный проект, популяризирующий тему франчайзинга в регионах России - «Франчайзинг. Регионы»2.
В рамках данного проекта появляется возможность бесплатно пройти обучение, пообщаться с представителями известных брендов, задать вопросы представителям общественных организаций, занимающихся темой франчайзинга, а также бизнес-консультантам, выбрать франшизу для себя и заключить Соглашение о намерениях непосредственно на проводимых мероприятиях. За 1 день можно стать владельцем франшизы, найти новых партнеров и клиентов.
Значительные шаги были сделаны также в регионе по развитию агрофранчайзинга. Отправной точкой нового способа координации усилий малых предпринимателей в сельском хозяйстве, являющейся альтернативой потребительской сельхозкооперации, стало принятие распоряжения Правительства РБ № 250-р «О создании рабочей группы по внедрению технологий мелкотоварного производства на территориях Зауралья и Северо-востока» и утверждение плана мероприятий.
Перенимая опыт развития агрофранчайзинга в Пермском крае и Тюменской области, в Республике Башкортостан в 2014-2015 гг. разработали пакеты франшиз по трем направлениям - птицеводству (ООО «Башкирский гусь»), пчеловодству (ГУ БНИЦ «Башкирский научно-исследовательского центр пчеловодства и апитерапии») и овцеводству (МУСП «Маяк» Зианчуринского района). Предложения адаптировали под условия социального контракта для малоимущих слоев населения, в рамках которого выделяется 50 тысяч рублей для ведения
2 Официальный сайт проекта «Франчайзинг. Регионы» [Электронный ресурс] // URL: http://franshiza-forum.ru/o-meroprivatii (Дата обращения: 23.10.2016).
личного подсобного хозяйства и 100 тысяч для ведения предпринимательской деятельности (ИП, КФХ)3.
Стоит заметить, что для ООО «Башкирский гусь» данная практика не нова. Предприятие, помимо полного процесса производства продукции птицеводства от получения инкубационного яйца, выведения и выращивания молодняка, до забоя и переработки мяса птицы, с 2012 года работает с сельским населением по программе «Интеграция по гусеводству». По этой программе ООО «Башкирский гусь» заключает договор подряда с населением, фермерами, индивидуальными предпринимателями и предоставляет суточный молодняк гусей на выращивание. Через 4 месяца лицо, заключившее такой договор, возвращает 20% поголовья гусей живым весом не менее 5,5 кг (в случае превышения 5,5 кг веса возмещается разница в весе из расчета 100 руб. за кг). Кроме того, обществу продается пух гусиный белый от оставшегося 80% поголовья гусей из расчета 80 грамм на одну голову по цене 300 рублей за килограмм. Ряд предпринимателей и личных подсобных хозяйств республики достаточно активно работают по данному направлению. В частности, в 2016 году заключено с ЛПХ - 428 (375 в 2015 году) договоров, роздано 60 309 (54 953 в 2015 году) голов птицы.
Регулярно в республике проводится информирование и консультирование как действующих, так и потенциальных предпринимателей по вопросам кредитования, программам поддержки малого и среднего предпринимательства, открытия и расширения своего бизнеса, в том числе и на условиях франчайзингового договора. Консультации проводятся не только в городах, но и с выездом в районы специалистами Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму, Министерств экономического развития, труда и социальной защиты, сельского хозяйства Республики Башкортостан, АНО «Центр франчайзинга Республики Башкортостан», АНО «Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан», ГБУ «Центр сельскохозяйственного консультирования РБ», Ассоциации организаций предпринимательства РБ, Информационно-консультационными центрами городов и районов.
Кроме того, работают Интернет-порталы министерств и ведомств, территориальных бизнес-инкубаторов, бизнес-центров, технопарков (Уфа, Сибай, Салават, Октябрьский), фондов поддержки и развития малого предпринимательства.
Однако в настоящее время для развития франчайзинга в Республике Башкортостан все же необходимо повышение эффективности информационно-консультационной работы, так как некачественное оформление конкурсной и проектно-сметной документации, неграмотная разработка бизнес-планов часто являются причиной отказа в получении государственной поддержки тех или иных направлений бизнеса, отказа в продаже франшиз со стороны руководства крупных франчайзинговых сетей.
Безусловно, широкое публичное обсуждение в печати, на телевидении, радио, сети Интернет вопросов развития франчайзинга, готовых бизнес-моделей способствовало бы более активному и грамотному вовлечению населения республики в предпринимательскую деятельность, в том числе и из отдаленных городов и районов.
Предпринимательскому сообществу Республики Башкортостан необходимо участвовать в координации деловых кругов в вопросах развития франчайзинга, активнее создавать и
3 Агрофранчайзинг в Башкирии набирает обороты: [Электронный ресурс] // URL: http://franshiza.ru/news/read/agrofranchajzing v bashkirii nabiraet oboroty/ (Дата обращения: 22.10.2016).
продвигать региональные бренды, привлекать наиболее успешные бизнес-модели в деловую среду региона на основе франчайзинга [11].
Сейчас в Республике Башкортостан необходимо уделять внимание не только продвижению брендов известных франчайзинговых сетей, но и стремиться перенимать опыт других регионов и городов России (Республика Татарстан, Свердловская область, Москва, Санкт-Петербург) по разработке собственных франшиз, торговых марок, брендов.
Например, в Республике Татарстан планируют в целях поддержки открытия франчайзинговых предприятий в ближайшие 2 месяца будет запущена программа «Татфраншиза». Ее реализация, станет, своего рода, площадкой поддержки для приобретающих готовые модели бизнеса. Сумма помощи потенциальным разработчикам бизнес-моделей должна послужить стимулом для создания качественного, достойного, эффективного продукта. Размер субсидии по программе может достигнуть суммы до 500 тысяч рублей. Первостепенными будут считаться франшизы, созданные в сфере производства и сфере услуг. А вот торговле и общепиту предоставили второе место [6].
Как правило, успешные отечественные франшизы так или иначе связаны с российской региональной спецификой и подразумевают активное использование инструментария, не только маркетинга товаров и услуг, но и территориального маркетинга и брендинга [10].
Региональная или национальная специфика иногда придает определенный шарм бренду, улучшает ее узнаваемость и способствует хорошему тиражированию франшизы.
Для того, чтобы бренд стал успешным, мало выбрать удачную идею, образ, необходимо еще и грамотное управление им, которое включает в себя его создание, усиление, продвижение, обновление, возможное репозиционирование, ребрендинг [9].
Поэтому для эффективного брендостроительства предварительно целесообразно проведение мониторинга среди предпринимателей, населения, возможно интернет-опроса по узнаваемости республиканских брендов. Инициаторами и заказчиками подобных опросов должны выступать заинтересованные субъекты - как сами предприниматели: производители и продавцы различных товаров и услуг, так и отделы экономики и прогнозирования Администраций городов и районов, научные и образовательные учреждения.
Проведение конкурсов на региональном и муниципальном уровнях, в сети Интернет с соответствующим призовым фондом на лучшие названия товаров и услуг, отдельных территорий, объектов; логотипы; рекламные слоганы, также, безусловно, способствовало бы улучшению имиджа Башкортостана и повышению эффективности территориального брендинга.
Наиболее реальные, хорошо распространяемые на российском и международном рынках бренды для Республики Башкортостан могут быть связаны не только с ее экономикой, а также с ее богатой историей, культурой, многообразием традиций и обычаев, ее европейскими и одновременно азиатскими корнями.
Основной капитал во франчайзинге составляет сильный бренд. Башкирские национальные блюда и напитки (бишбармак, казылык, чак-чак, кумыс, буза, башкирский мед, талкан, курут и др.) могли бы стать вполне успешными брендами региона и хорошей базой для тиражирования франшиз, франчайзинговых сетей при грамотном их позиционировании.
Агрофранчайзинг в Республике Башкортостан при грамотном управлении его развитием имеет большие перспективы, так как по многолетним данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РБ более двух трети всей
сельскохозяйственной продукции производится фермерами, индивидуальными предпринимателями и личными подсобными хозяйствами4.
Но не стоит забывать, что франчайзинг - это командная работа. Успех зависит от постоянного партнерства между франчайзером и франчайзи. Поэтому для достижения ощутимых результатов в развитии агрофранчайзинга необходима координация усилий предпринимательского сообщества с органами власти, научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями.
На наш взгляд, для эффективного развития агрофранчайзинга в районах Республики Башкортостан в настоящее время необходимо проведение следующего комплекса мероприятий:
• четкий подбор сильных базовых хозяйств;
• разработка пакетов разнообразных агрофраншиз базовыми хозяйствами (3-5 месяцев);
• субсидирование затрат на разработку агрофраншиз;
• информационная кампания об агрофранчайзинге в районах;
• заключение договоров агрофранчайзинга;
• прием и отбор заявок на субсидирование затрат по внедрению агрофранчайзинга;
• субсидирование предпринимателям затрат на внедрение агрофраншиз;
• мониторинг работы предпринимателей по агрофраншизам.
Как нам представляется, при планомерном и эффективном выполнении вышеупомянутых мероприятий, агрофранчайзинг в Республике Башкортостан может стать своеобразной «точкой роста» экономики депрессивных территорий и одним из главных факторов повышения качества жизни сельского населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агрофранчайзинг в Башкирии набирает обороты [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://franshiza.ru/news/read/ agrofranchajzing_v_bashkirii_nabiraet_oborot/ (Дата обращения: 22.10.2016).
2. Ахметов В.Я., Барлыбаева Ф.Б., Бердникова Г.И., Тулябаева А.Р., Ситдикова Г.И. Сетевая взаимопомощь в структуре этноэкономики башкирского села [Текст] // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - №39 (222). - С. 47-55.
3. Ахметов В.Я., Лисица А.В. Территориальный брендинг и его роль в повышении инвестиционной привлекательности депрессивных субрегионов (на примере Зауралья Республики Башкортостан) [Текст] // Научное обозрение. - 2014. - №6. -С. 289-294.
4. Ахметов В.Я., Тулькубаев И.Р., Якшимбетова Г.И. Роль кооперации субъектов агробизнеса в повышении конкурентоспособности сельской экономики (на примере районов Зауралья Республики Башкортостан) [Текст] // Российское
4 Информационно-аналитические материалы «О ходе подготовки к проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года в Республике Башкортостан [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан / Режим доступа: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/bashstat/resources/1d2c11004b647d67bcbebe381936f153/Раздел+3+ч асть+2.pdf.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18. 19.
предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - №10. - с. 1505-1516. -http://j ournals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/258. Ахметов В.Я., Якшимбетова Г.И., Ярмухаметов Р.З. Самоорганизация экономики села как необходимое условие повышения эффективности агробизнеса (на примере Зауралья Республики Башкортостан) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/89EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/89EVN216.
В Татарстане на покупку франшиз дадут безвозмездные субсидии: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rarf.ru/stati/v-tatarstane-na-pokupku-franshiz-dadut-bezvozmezdnye-subsidii/ (Дата обращения: 23.10.2016).
Васспард В. Сельскую Россию спасут экофермы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.bigness.ru/articles/2012-01-05/svin/131830/. Ватушин С., Тришин М. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста: монография. - СПБ.: Питер, 2012. - 192с.
Кандаурова И.Р. Перспективы использования инструментария территориального маркетинга в региональном управлении (на примере Республики Башкортостан) [Текст] // Устойчивое развитие территориальных систем: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения первого ректора Башкирского государственного университета Ш.Х. Чанбарисова (19-20 мая 2016 г.). Министерство образования и науки РФ; Башкирский государственный университет. - Уфа, 2016. - С. 46-49. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - 2-изд., дополн. / А.П. Панкрухин. -СПб.: Питер, 2006. - 416 с.
Мусин У.Р. Роль франчайзинга в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе [Текст] // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2015. - №3. - С. 221-225. Насонова Д. Что такое настоящая экопродукция? [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.rodnoe.org/2010-27-02/node/528.
Официальный сайт проекта «Франчайзинг. Регионы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://franshiza-forum.ru/o-meropriyatii (Дата обращения: 23.10.2016).
Перспективы агрофранчайзинга в России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://studydoc.ru/doc/5104383/agrofranchajzing.-soderzhanie-i-
vozmozhnosti-upravlenie-lice...
Смирнов А.А. Агрофраншиза как метод продвижения сельскохозяйственной продукции [Текст] // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - №6. - С. 69-70.
Среднесрочная комплексная программа социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011-2015 годы [Текст] / Правительство Республики Башкортостан, Рос. акад. наук, Ин-т соц. экон. исследований; ред. кол.: Ф.А. Сайфуллин и др. - М.: Экономика, 2012. - 392 с. Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы [Текст] / Правительство Республики Башкортостан, Рос. акад. наук, Ин-т соц. экон. исследований. - М.: Экономика, 2011. - 384 с. Черемных М.Б. Франчайзинг в сельском хозяйстве [Текст] // Вестник АПК Ставрополья. - 2012. - №3 (7). - С. 98-99.
«Экокластер» запустил первую в России франшизу на экомагазины // Интернет-журнал "Сельское хозяйство в России" [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://selhozrf.ru/node/11-12-2012/1624.
Akhmetov Vilyur Yamilevich
Institute of social and economic research of the Russian academy of sciences Ufa scientific center, Russia, Ufa
E-mail: willi76@mail.ru
Yakshimbetova Gulshat Ildarovna
Bashkir state university Sibay institute (branch), Russia, Sibay E-mail: glcht_07@mail.ru
Mulyukova Alsu Galimyanovna
Interdistrict inspectorate of the federal tax service of Russia № 37 for the republic of Bashkortostan, Russia, Sibay
E-mail: alsumulyukova@mail.ru
Agrofranchayzing in the economy of the Republic of Bashkortostan: the role, problems and prospects of development
Abstract. Despite the fact that in general the Republic of Bashkortostan is one of the leading agricultural regions of Russia, in the category of subsidized and depressed for years are all the southeastern and north-eastern regions. Socio-economic situation in these areas remains critical. They are characterized by the decline in agricultural production due to mass bankruptcy and unemployment, the outflow of young people in the city, the population of degradation, decline in the quality of rural living environment. In this area is very low incomes and, as a consequence, high levels of poverty: the nominal average monthly wage is 20% lower than the average level is stable.
In order to get the economy of the sub-regions of the crisis with the participation of the authors of this article in 2010-2011 were developed "Medium-term comprehensive program of economic development of the Trans-Urals for 2011-2015" and "Medium-term comprehensive program of socioeconomic development of the Republic of Bashkortostan north-eastern areas of the 2011- 2015".
In 2015, the final results of the implementation of these programs have been announced, but much of the planned, alas, is not satisfied. Therefore, in August 2015 the Head of the Republic of Bashkortostan, it was decided to modify the above program and extend their action for another 5 years.
From our point of view, the new version of software as one of the most promising ways to solve the problems of depressed rural areas should be the development of various areas of employment in the agricultural franchising.
This article describes the role, challenges and prospects for the development of franchising in the agricultural economy of the Republic of Bashkortostan.
It is concluded that the planned development of the agrarian franchise will boost employment, income and quality of life of the rural population.
Keywords: agrarian franchise; agriculture; Republic of Bashkortostan; the quality of life
REFERENCES
1. Agrarian franchising in Bashkortostan grows [electronic resource] - Mode of access: http://franshiza.ru/news/read/agrofranchajzing_v_bashkirii_nabiraet_oborot/ (reference date: 22.10.2016).
2. Akhmetov V.Ya., Barlybaeva F.B., Berdnikova G.I., Tulebaeva A.R., Sitdikova G.I. Network mutual assistance in the structure of ethnic Economics Bashkir village // Regional economy: theory and practice. - 2011. - №39 (222). - P. 47-55.
3. Akhmetov V.Ya., A.V. Lisitsa. Regional branding and its role in enhancing the investment attractiveness of depressive sub-regions (for example, Trans-Ural Republic of Bashkortostan) [Text] // Scientific Review. - 2014. - №6. - P. 289-294.
4. Akhmetov V.Ya., Tulkubaev I.R., Yakshimbetova G.I. The Role of cooperation of subjects of agribusiness in enhancing the competitiveness of the rural economy (on the example of regions of the Urals Republic of Bashkortostan) // Journal of Russian entrepreneurship. - 2015. - 16. - No. 10. - P. 1505-1516. -http://j ournals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/258.
5. Akhmetov V.Ya., Yakshimbetova G.I., Yarmukhametov R.Z. Self-organization of the economy of the village as a necessary condition for improving the effectiveness of agribusiness (for example, Trans-Ural Republic of Bashkortostan) // Internet magazine "science of science" Volume 8, №2 (2016). Access: http://naukovedenie.ru/PDF/89EVN216.pdf (free access). Caps. screen. Jaz. Rus., Eng. DOI: 10.15862 / 89EVN216.
6. In Tatarstan, for the purchase of franchises give grants: [Electronic resource] // URL: http://rarf.ru/stati/v-tatarstane-na-pokupku-franshiz-dadut-bezvozmezdnye-subsidii/ (treatment date: 23.10.2016).
7. Vasspard V. Rural Russia ekofermy save. [Electronic resource] - Access mode: // http://www.bigness.ru/articles/2012-01 -05/svin/131830/.
8. Vatushin S.M. Trishin business Cloning. Franchise and other rapid growth model: a monograph. - SPb.: Peter, 2012. - 192 s.
9. Kandaurova I.R. Prospects for the use of instruments of territorial marketing in the regional administration (in the case of the Republic of Bashkortostan) [Text] // Sustainable development of territorial systems: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 100th anniversary of the first rector of the Bashkir State University S.H. Chanbarisova (19-20 May 2016). The Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Bashkir State University. - Ufa, 2016. - P. 46-49.
10. Pankrukhin A.P. Marketing of territory: a training manual, 2nd ed, supplemented. -SPb.: Peter, 2006. - 416 p.
11. Musin U.R. The role of franchising in the development of small and medium-sized businesses in the region [Text] // Scientific Journal ITMO. A series of "Economics and Environmental Management". - 2015. - №3. - P. 221-225.
12. Nasonova D. What is the real eco-products? [Electronic resource] - Access mode: // http://www.rodnoe.org/2010-27-02/node/528.
13. The official website of the "Franchising. Regions" [Electronic resource] // Access: http://franshiza-forum.ru/o-meropriyatii (reference date: 23.10.2016).
14. Prospects agrofranchayzinga in Russia [Electronic resource] // Access: http://studydoc.ru/doc/5104383/agrofranchajzing.-soderzhanie-i-vozmozhnosti-upravlenie-lice ...
15. Smirnov A.A. Agrofranshiza as a method of promotion of agricultural products [Text] // International Journal "Innovative science". - 2016. - №6. - P. 69-70.
16. Medium-term comprehensive program of socio-economic development of the northeastern districts of the Republic of Bashkortostan for 2011-2015 [Text] / Government of the Republic of Bashkortostan, Ros. Acad. Sciences, Institute of social services. ehkon. studies; Ed. Number.: F.A. Saifullin etc. - M.: Economics, 2012. - 392 p.
17. Medium-term comprehensive program of economic development of the Trans-Urals 2011-2015 [Text] / Government of the Republic of Bashkortostan, Ros. Acad. Sciences, Institute of social services. ehkon. studies. - M.: Economics, 2011. - 384 p.
18. Cheremnyh MB Franchise in agriculture [Text] // Bulletin of agrarian and industrial complex of Stavropol. - 2012. - №3 (7). - P. 98-99.
19. "Ekoklaster" launched Russia's first franchise ekomagaziny // Internet magazine "Agriculture in Russia" [Electronic resource] - Mode of access: // http://selhozrf.ru/node/11-12-2012/1624.