УДК 334.012.64
Приоритетные направления активизации развития молодежного предпринимательства на селе (на примере Зауралья Республики
Башкортостан)
Priority areas to enhance the development of youth entrepreneurship in rural areas (on example of the Urals Republic of Bashkortostan)
Ахметов Вилюр Ямилевич Akhmetov Vilyur Yamilevich
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической теории
Барлыбаев Урал Адигамович Barlybaev Ural Adigamovich кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории
Рахматуллин Ильдар Мажитович Rakhmatullin Ildar Mashitovich кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории
Ярмухаметов Рустам Зиннурович Yarmukhametov Rustam Zinnurovich доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов Узембаева Гульфия Ишбулдовна Usembaeva Gulfiya Ishbuldovna старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса
Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, г. Сибай
e-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье на примере Башкирского Зауралья проанализированы основные проблемы и перспективы молодежного предпринимательства на селе. Сделан вывод о том, что для эффективной реализации бизнес-идей молодежи необходима целенаправленная их поддержка не только на федеральном и региональном, но и на муниципальном уровнях.
Abstract: In this article, on the example of the Bashkir Zauralye the basic problems and prospects of youth entrepreneurship in rural areas. It is concluded that for effective implementation of business ideas of young people need targeted support, not only at the Federal, regional and municipal levels. Ключевые слова: молодежное предпринимательство, сельская местность, субрегион, Республика Башкортостан.
Keywords: youth entrepreneurship, rural areas, subregion, Republic of Bashkortostan
Несмотря на то, что в целом Республика Башкортостан считается одним из ведущих сельскохозяйственных регионов России, к категории депрессивных и дотационных относятся все его юго-восточные районы (Баймакский, Хайбуллинский, Зилаирский, Абзелиловский, Зианчуринский, Бурзянский, Учалинский) - так называемое Башкирское Зауралье. И это при том, что этому субрегиону принадлежат 16% сельхозугодий и около 12% пашни всей республики, здесь в сельской местности проживает 48% населения региона, из которого порядка 20% трудоспособного населения занято сельскохозяйственным трудом.
Социально-экономическая ситуация в районах Зауралья Республики Башкортостан является критической из-за массового банкротства предприятий АПК, высокого уровня безработицы, бедности, алкоголизации населения, роста количества суицидов. Моноструктурная экономика субрегиона до сих пор имеет ярко выраженную сырьевую направленность,
слабо развиваются глубокая переработка леса, сельскохозяйственной продукции, малый и средний бизнес [4].
Для вывода экономики этого субрегиона из кризиса при участии авторов данной статьи в 2010 году была разработана «Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.02.2011 г. № 38 [7].
Увы, но на данный момент, в силу многих объективных и субъективных причин, не все из запланированных мероприятий программы по выводу Башкирского Зауралья из депрессивного состояния выполняются. В частности, проблема безработицы и оттока трудоспособного населения остается одной из наиболее острейших. Поэтому в 2015 году было решено продлить действие этой программы до 2020 года.
Как нам представляется, для решения вышеперечисленных проблем в новой редакции программы особое место должно быть уделено вопросам развития малого и среднего бизнеса, в частности, молодежного предпринимательства в сельской местности. Это обуславливается тем, что главной проблемой данного субрегиона остается массовый отток молодых, энергичных людей из сел в города и другие регионы России. Деревни разоряются, закрываются сельские школы, детсады, клубы, теряются, ранее передававшиеся из поколения в поколение, навыки производства сельскохозяйственной продукции, в том числе уникальных этнопродуктов, характерных для башкирского этноса (кумыс, буза, талкан, бишбармак, башкирский мед и др.) [1].
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, нехватка для молодежи в сельской местности рабочих мест с достойной заработной платой, возможностями карьерного роста отчасти может быть компенсирована созданием благоприятных условий для организации ими собственного дела, стимулирования развития молодежного предпринимательства.
Молодость, ассоциируемая с большой энергетикой, мотивацией, способна сотворить многое, в том числе в плане развития малого бизнеса в приоритетных направлениях развития экономики депрессивных территорий, к которым, безусловно, относятся все направления аграрного бизнеса.
Под молодежным предпринимательством, согласно федеральных и региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, понимается осуществляемая на свой риск деятельность предпринимателя в возрасте от 16 до 30-35 лет (или предпринимательской команды, в состав которой входит не менее 70% участников в возрасте от 16 до 30-35 лет). Поэтому практически все студенты ВУЗов и ССУЗов, рабочая молодежь относятся к категории потенциальных молодых предпринимателей. Однако сейчас темпы развития молодежного предпринимательства, как и в целом малого и среднего бизнеса, в сельских регионах России, в том числе и в Зауралье Республики Башкортостан, оставляют желать лучшего.
Хотя нельзя сказать, что для развития молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан, в том числе и в Башкирском Зауралье, ничего не делается.
В этом направлении, начиная с 1990-х годов, проводится определенная целенаправленная работа. В частности, одной из основных целей государственной молодежной политики в РБ обозначено содействие молодежному предпринимательству. Достаточно значимую работу в этой области, кроме Государственного комитета РБ по молодежной политике, проводят Всемирный курултай башкир, Автономная некоммерческая организация «Институт развития предпринимательства и социальных инноваций «Синергия», территориальный бизнес-инкубатор - МУП Управляющая компания «Деловой мир Зауралья» (г. Сибай), отделы молодежи администраций городов и районов, Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета.
Проблемы развития молодежного предпринимательства регулярно обсуждаются на проводимых в Башкирском Зауралье инвестиционных и
туристических форумах, научно-практических конференциях «Устойчивое развитие территорий: теория и практика», «Управление социально-экономическим развитием региона».
В рамках реализации федерального проекта Росмолодежи «Ты -предприниматель» в муниципальных образованиях Башкирского Зауралья эксперты ежегодно проводят тренинги, презентации существующих инструментов поддержки молодежного предпринимательства, рассматриваются механизмы развития франчайзинга в муниципальных образованиях региона. Представители банковского сообщества презентуют кредитные продукты для малого и среднего бизнеса, специалисты организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса рассказывают о деятельности центров микрофинансирования на территории региона, перспективах разворачивания сети центров молодежного инновационного творчества.
Однако в Башкирском Зауралье, по сравнению с некоторыми регионами РБ и РФ, молодежное предпринимательство еще представлено слабо, да и то в основном в городах Сибай, Учалы, Баймак, районных центрах, и не играет ключевую роль в развитии малого и среднего бизнеса субрегиона. Поэтому сейчас в этой области необходимо активно перенимать зарубежный и отечественный опыт ведущих регионов России.
Зарубежный опыт демонстрирует, что ведущую роль в генерации предпринимательства играют университеты как место сосредоточения науки, образования и энергии молодежи. Молодежь является наиболее активной и креативной частью общества, способной с наибольшей отдачей участвовать в экономической жизни страны и региона, с легкостью воспринимать все новое и с большей степенью готовности брать на себя риски. В западных университетах студент как потенциальный предприниматель является связующим звеном между учеными и инвесторами.
Постепенное понимание необходимости развития малого бизнеса в ВУЗах и ССУЗах приходит и в России. Интеграция образования, науки и
бизнеса главным образом способствует научно-техническому прогрессу, а устойчивые взаимосвязи малого, среднего и крупного бизнеса являются основой развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики.
В условиях рыночной экономики усиливается роль научно -образовательных учреждений как фактора развития сектора молодежного предпринимательства. В настоящее время развитие молодежного предпринимательства в российских университетах только начинается. Лишь недавно отечественные ученые начали уделять внимание процессу его формирования в университетской среде, а описания действенных механизмов и методик его развития практически нет.
По опыту других университетов на базе СИ БашГУ необходима разработка и реализация проекта «Школа молодого предпринимателя», которая должна предназначаться для выявления в молодежной среде лиц, способных на основе имеющихся знаний сформировать реальный личностный потенциал для успешной самореализации в предпринимательской деятельности.
Кроме того, технологический факультет, учитывая наличие хорошей базы и опыта подготовки выпускников по направлениям «Художественная обработка материалов», «Технология и предпринимательство» и др., может стать своеобразным Центром этнобизнеса (этнопредпринимательства) региона.
Этнопредпринимательство является одной из перспективных сфер этноэкономики регионов, так как оно способствует росту занятости, доходов населения, сохранению сел и деревень, уникальных технологий производства этнопродукции, традиций и обычаев народов.
Популярность этнотуризма, этнопродукции как экологически чистой, этноресторанов, изделий ручной работы, этномоды, этнодизайна, этномузыки в последние годы свидетельствуют о больших перспективах этнобизнеса [3].
Данная проблематика становится еще более актуальной в связи с вступлением России в ВТО, активизацией международных торгово-экономических и культурных связей между странами. Этническая специфика становится необходимым условием в конкурентной борьбе предприятий и регионов как инструмент территориального маркетинга и брендинга для выделении особенностей той или иной местности, определенных групп товаров и услуг.
В целом, для развития молодежного предпринимательства в Башкирском Зауралье в настоящее время необходимо проведение следующего комплекса мероприятий:
1. Для выявления реальных проблем и перспектив развития молодежного малого бизнеса в городах и районах целесообразно предварительное проведение опроса и анкетирования молодых предпринимателей, студентов, старшеклассников, в том числе через интернет-сайты городов и районов.
Это позволит устранить односторонний взгляд на программные мероприятия по развитию молодежного предпринимательства в субрегионе и наладить диалог между предпринимательским сообществом, молодежью, населением в целом и органами власти.
2. Кроме муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства необходима разработка (в развитие федеральных и региональных программ) отдельной субрегиональной «Среднесрочной концепции развития малого предпринимательства Зауралья Республики Башкортостан на 2015-2020 годы».
Для этого целесообразно создать в каждом муниципальном районе рабочие группы, в которую бы входили члены Координационных советов по развитию малого бизнеса, представители администрации городов и районов, союзов предпринимателей городов и районов, бизнес-инкубаторов, научных и образовательных учреждений (ВУЗов, Академии наук РБ). В структуре данной концепции обязательно надо предусмотреть роль органов местного
самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства, вопросы их финансово-кредитной поддержки и страхования, устранения административных барьеров в их регистрации и деятельности.
3. Во всех программах по развитию малого и среднего бизнеса отдельное внимание должно быть уделено развитию молодежного предпринимательства и его селективной поддержке, в том числе грантовой. Грантовая конкурсная поддержка может осуществляться не только за счет бюджетных средств, но и за счет заинтересованных представителей бизнес-сообщества. Развитие молодежного предпринимательства должно стать одним из приоритетных направлений отделов по работе с молодежью муниципальных образований.
Как нам представляется, возможна также при участии преподавателей и студентов Сибайского института (филиала) БашГУ, районных и городских отделов молодежи разработка отдельной «Научной концепции развития молодежного предпринимательства в Башкирском Зауралье на 2015-2020 гг.», которая была бы логическим продолжением «Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 гг.» и муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса, где мероприятия по росту занятости населения, в том числе и молодежи, носили бы более конкретизированный характер, а также содержали типовые алгоритмы организации определенных направлений молодежного бизнеса.
4. Необходимо проведение ежегодных «Недель предпринимательства», городских, районных, региональных конкурсов бизнес-идей и бизнес-проектов, привлекая частных потенциальных заинтересованных инвесторов в рамках организуемых в республике различных Инвестиционных, туристических форумов. Эти конкурсы могут послужить базой для формирования банка бизнес-проектов, адаптированных к условиям городов и районов, конкретных населенных пунктов Зауралья РБ. При этом необходимо предусмотреть сохранение авторских прав на объекты
интеллектуальной собственности, помощь в доведении бизнес-идей до реализации.
Для проведения конкурсов бизнес-проектов можно проанализировать технологию проведения конкурсов SIFE (ENACTUS) («Студенты с свободном предпринимательстве») и адаптировать ее применительно к условиям Башкирского Зауралья, усилив практическую составляющую (необходимость детальных расчетов, стадию реализации и т.п.).
Очень богатый и успешный опыт участия в конкурсах SIFE (ENACTUS) на региональном, всероссийском и международном уровнях имеется у студентов экономического факультета Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета.
Для анализа бизнес-проектов и проведения конкурсов должна создаваться комиссия из представителей министерств, ведомств, структур поддержки малого и среднего предпринимательства, независимых представителей бизнес-сообщества, предпринимателей - потенциальных инвесторов.
5. Для активизации молодежного бизнеса в субрегионе возможно проведение на базе СИ БашГУ, ССУЗов, а также в выездом в районы, краткосрочных курсов, тренингов по различным направлениям, способствующим развитию предпринимательской и финансовой грамотности населения: основы организации собственного дела; бизнес-планирование; агробизнес; пчеловодство; садоводство; технологии производства и реализации этнопродуктов (кумыс, курут, казы, буза, талкан, башкирский мед и др.); основы агро- и этнотуризма; организация различных видов кооперативов (сбытовых, кредитных, сервисных, производственных и др.); производство изделий народных промыслов и ремесел (войлоковяляние, изготовление изделий из дерева, сувенирной продукции из яшмы и т.п.).
Проведение обучающих курсов будет способствовать не только росту занятости молодежи, но и сохранению, возрождению исчезающих традиций производства изделий народных промыслов и ремесел.
6. Также необходимо организовать обучение, консультирование начинающих предпринимателей на базе бизнес-инкубаторов, ВУЗов, ССУЗов и создание в дальнейшем сети Бизнес-школ в городах и районах Зауралья РБ для активизации предпринимательства, в том числе среди молодежи.
Бизнес-школы позволят привлекать в качестве лекторов успешных предпринимателей, бизнес-тренеров, в том числе, из других регионов. Например, на базе Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета и территориального бизнес-инкубатора МУП УК «Деловой мир Зауралья» в г. Сибай в перспективе возможна организация различных краткосрочных курсов для предпринимателей, предоставление консалтинговых услуг, связанных с ведением бухгалтерского и налогового учета, а также составлением статистической отчетности.
7. Для информационной поддержки развития предпринимательства должны быть отдельные передачи на республиканском и местном телевидении, радио, посвященных развитию малого, в том числе молодежного, бизнеса в приоритетных для субрегиона направлениях (туризм, агробизнес, народные промыслы и ремесла и т.п.).
Назрел вопрос выпуска бизнес-газет или/и бизнес-журналов, буклетов, методичек, публикация статей в местной прессе о предпринимательстве, о молодых предпринимателях в отдельных городах и районах. Также целесообразно создание отдельного сайта или обогащение сайта территориального бизнес-инкубатора информацией о проблемах, перспективах молодежного предпринимательства в городах и регионе бизнес-идеями, методической помощью предпринимателям, базой данных начинающих предпринимателей. Координатором может выступать СИ БашГУ и МУП УК Бизнес-центр «Деловой мир Зауралья».
8. Необходим постоянный мониторинг и критический анализ динамики увеличения доли малого предпринимательства в бюджетах муниципалитетов и сопоставление с выделяемыми денежными средствами (субсидиями,
грантами), эффективностью их использования, количеством созданных предприятий в отраслевом разрезе и рабочих мест.
9. Целесообразно, по примеру ведущих регионов России, в том числе Республики Татарстан, активное использование инструментария территориального маркетинга и брендинга для улучшения имиджа городов и районов для их позиционирования как территорий, благоприятных для развития молодежного предпринимательства, что будет способствовать повышению их инвестиционной привлекательности. В этом плане активно надо практиковать бенчмаркинг, выезды представителей молодежных организаций, молодых предпринимателей городов и районов для освоения опыта развития молодежного бизнеса.
10. Необходимо проведение «мозговых штурмов» среди предпринимателей и студентов, молодежи города по поиску и выявлению приоритетных для Башкирского Зауралья направлений малого бизнеса в отраслевом разрезе применительно к конкретным населенным пунктам и терриоториям.
В настоящее время из запланированных мероприятий «Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы» не реализованными, но еще имеющими хорошие перспективы заполнить относительно пустующие рыночные ниши в субрегионе являются:
1) Организация производства и реализации экологически чистой национальной этнопродукции (талкан, курут, буза, кумыс, башкирский мед и др.) премиум-класса.
2) Организация сети кондитерских предприятий и фаст-фудов под единым брендом «Башкирская кухня». На принципах франчайзинга возможно тиражирование башкирских национальных продуктов и технологии их производства по всему миру. Необходимо предварительное закрепление брендов и авторских прав на названия блюд и технологии их изготовления в Роспатенте.
3) Создание кожевенного производства по централизованному сбору кожевенного сырья и производству изделий из натуральной кожи.
4) Организация сети этно- и агродеревень в Башкирском Зауралье для развития этнографического, сельского, историко-ландшафтного, экологического и других видов туризма. В этнодеревнях могут быть построены музеи, цеха для развития народных промыслов и ремесел, ипподромы, поля для соревнований по национальным видам спорта. Должна быть организована продажа сувенирной продукции, фотографирование в национальных одеждах и другие услуги [3].
5) Создание сети предприятий по изготовлению сувенирной и подарочной продукции из природных материалов (яшмы, дерева и т.д.), музыкальных этноинструментов (курая, кубыза), юрт, национальной одежды, несущих в себе народные традиции.
Целесообразно и весьма перспективно рассмотреть развитие дилерской сети предприятий народных промыслов и ремесел по типу франчайзинга. Это приведет к образованию цельной региональной сети предприятий, объединенных общей стратегией развития и соблюдающих единые стандарты качества, технологии производства, ассортимента изделий.
В заключение хочется отметить, что необходимо уделить отдельное внимание перспективам организации малых предприятий при ВУЗах и ССУЗах или с их участием.
Использования научного потенциала научно-образовательных учреждений будет способствовать более эффективной коммерциализации бизнес-проектов.
Как нам представляется, Сибайский институт (филиал) Башгосуниверситета, в частности, его экономический и технологический факультеты, могут сейчас стать своеобразными центрами развития молодежного предпринимательства в Башкирском Зауралье, которые должны тесно взаимодействовать с территориальным бизнес-инкубатором - МУП УК «Деловой центр Зауралья», ССУЗами (Сибайский многопрофильный
колледж, Сибайский колледж строительства и сервиса и др.),
предпринимательским сообществом.
Список литературы:
1. Ахметов В.Я, Бердникова Г.И., Шагибалова Г.И. Этноэкономика и сельское развитие: опыт локального исследования в этнически однородном территориальном сообществе // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 29 (164). - С. 36-42.
2. Ахметов В.Я., Барлыбаев У.А., Фатхуллина Н.Х., Хайруллин И.Р. Роль кооперации субъектов турбизнеса в создании туристско-рекреационного кластера на муниципальном уровне (на примере Бурзянского района Республики Башкортостан). // Научное обозрение. - 2014. - № 11. - С. 293-298.
3. Ахметов В.Я., Якшимбетова Г.И., Ярмухаметов Р.З. Формирование субрегионального этнокластера как фактор социально-экономического развития сельских территорий (на примере Зауралья Республики Башкортостан) [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - №11. - Режим доступа: http: // uecs.ru/ ru/ component / flexicontent /items/item/3816-2015-11 -23-06-23-12?pop=1&tmpl=component&print=1.
4. Выступление заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - Руководителя Аппарата Правительства Республики Башкортостан И.А. Тажитдинова на совещании по вопросам реализации Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://prt.pravitelstvorb.ru/?p=5407.
5. Министерство экономического развития Республики Башкортостан. Внесение изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2013-2018 г». [Электронный ресурс] - Режим доступа: //
http://minecon.bashkortostan.ru/activity/small-and-medium-enterprises/small-business-gp.
6. Моджина Н. В. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан [Текст] / Н.В. Моджина, М.И. Хасанова // Молодой ученый. - 2014. - № 20. - С. 353-359.
7. Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы (выдержка). Утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 февраля 2011 года № 38. Уфа, 2011. - С. 9-16. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http: //www.tukaeva.ru/aprb/program_zauralie_2011-2015.zip.