Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2018, №5, Том 10 / 2018, No 5, Vol 10 https://esj.today/issue-5-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/05ECVN518.pdf DOI: 10.15862/05ECVN518 (http://dx.doi.org/10.15862/05ECVN518) Статья поступила в редакцию 29.08.2018; опубликована 17.10.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Ахметов В.Я., Фатхуллина Н.Х. Ключевые проблемы и стратегические приоритеты в развитии экономики районов Зауралья Республики Башкортостан // Вестник Евразийской науки, 2018 №5, https://esj.today/PDF/05ECVN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/05ECVN518
For citation:
Akhmetov V.Ya., Fathullina N.Kh. (2018). Key problems and strategic priorities in the development of the economy of the Trans-Urals regions of the Republic of Bashkortostan. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(10). Available at: https://esj.today/PDF/05ECVN518.pdf (in Russian). DOI: 10.15862/05ECVN518
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания Института социально-экономических исследований - обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук по теме «Нивелирование пространственной поляризации разноуровневых территориальных систем в условиях формирования технологического прорыва» (№ госрегистрации AAAA-A17-117021310209-5) на 2018 год
УДК 332.142.2 ГРНТИ 06.61.33
Ахметов Вилюр Ямилевич1
ФГБНУ «Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук», Уфа, Россия Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение
Сектор «Экономики и управления развитием территорий»
Старший научный сотрудник АНОО ВО «Российский университет кооперации» Башкирский кооперативный институт (филиал), Уфа, Россия
Научный сотрудник Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0575-0503 РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=264862
Фатхуллина Неля Хамидулловна2
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал), Сибай, Россия Заведующая кафедрой «Экономики и финансов» экономического факультета
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=459753
Ключевые проблемы и стратегические приоритеты в развитии экономики районов Зауралья Республики Башкортостан
1 Социальные сети: https://vk.com/id29036598
2 Социальные сети: https://vk.com/id164447028
Аннотация. В данной статье проанализированы ключевые проблемы и обозначены стратегические приоритеты в развитии районов Зауралья Республики Башкортостан в свете разрабатываемых каждым муниципалитетом стратегий социально-экономического развития на период до 2030 года.
Рассмотрены приоритетные направления кластеризации экономики применительно к каждому городу и району Зауралья Республики Башкортостан.
Сделан вывод о том, что формирование и развитие новых «точек роста» экономики будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности городов и муниципальных районов, более эффективному развитию экономики села за счет ее диверсификации и кластеризации.
В результате исследования авторами убедительно доказывается целесообразность корректировки региональных и муниципальных программ по развитию АПК, малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственной производственной и потребительской кооперации и включения в них предложений по развитию этнического предпринимательства и этнической кооперации.
Обоснована необходимость соблюдения преемственности и комплексного подхода при разработке программных документов по социально-экономическому развитию муниципалитетов.
Проанализированы предварительные итоги реализации «Среднесрочной комплексной программы развития Зауралья РБ на 2011-2015 гг.» (пролонгированной до 2020 года).
Выделены ключевые социально-экономические и инфраструктурные проблемы развития районов Зауралья Башкортостана.
Предложены приоритетные направления развития экономики городов и районов Зауралья Республики Башкортостан, реализация которых будет способствовать диверсификации экономики муниципалитетов, росту занятости, доходов и качества жизни населения.
Актуализирована необходимость совершенствования кадровой политики на муниципальном уровне, повышения квалификации руководителей и специалистов городов и районов в области стратегирования и муниципального менеджмента.
Ключевые слова: стратегирование; стратегическое планирование; муниципалитет; диверсификация; «точки роста»; этноэкономика; этнопредпринимательтво; производственная и потребительская кооперация; этническая кооперация; регион; Республика Башкортостан; качество жизни
В последние годы в Российской Федерации наблюдается повышенный как научный, так и практический интерес к использованию инструментария стратегического планирования в региональном управлении.
Если до 2000-х гг. разработка стратегий регионов, муниципалитетов носила больше рекомендательный характер, то с принятием Федерального закона № 172-ФЗ от 20 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в РФ»3 это стало обязательным для всех субъектов РФ и, соответственно, для городов и муниципальных районов.
3 Федеральный закон от 28.06.2014 N° 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630/page/1 (дата обращения: 25.08.2018).
Кроме федерального законодательства, в Республике Башкортостан вопросы регионального и муниципального стратегирования регулируются Законом РБ № 194-з от 27 февраля 2015 г. «О стратегическом планировании в РБ»4 и методическими рекомендациями по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) РБ, разрабатываемых и корректируемых ежегодно Министерством экономического развития РБ. Рекомендации содержат основные требования к стратегическому документу, определяют его структуру, содержание, сроки и инструменты внедрения.
Федеральное законодательство жестко определяет сроки подготовки муниципальных стратегий: до конца 2018 года каждая территория должна разработать и утвердить документ, а с 2019 года начать ее внедрение.
В соответствии с законодательством предусмотрена разработка стратегий во всех муниципалитетах Республики Башкортостан до конца 2018 года. В настоящее время уже принято 16 муниципальных стратегий.
Сейчас все стратегии социально-экономического развития городов и районов РБ, как и Стратегия РБ, дорабатываются с учётом принятых в соответствии с Посланием Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию и майским Указом Президента РФ № 2045 целевых показателей социально-экономического развития страны.
В дальнейшем будет проведена также работа по корректировке основных документов, отвечающих за реализацию Стратегии - прогноза и бюджета, стратегических проектов, которые реализуются в Республике Башкортостан.
Для эффективной разработки и реализации муниципальных стратегий в Башкортостане был создан Стратегический комитет, возглавляемый Премьер-министром Правительства РБ Р.Х. Мардановым. Он создан для того, чтобы обеспечить взаимодействие республиканских органов, муниципалитетов, предприятий и организаций для достижения целевых ориентиров Стратегии социально-экономического развития РБ на период до 2030 года, координации процессов прогнозирования, планирования, бюджетирования, составления программ и проектов социально-экономического развития, принятия дополнительных мер для достижения плановых показателей.
По решению Стратегического комитета РБ от 28 июня 2018 г. «Институт стратегических исследований РБ» Академии наук РБ начал разработку 20 муниципальных стратегий социально-экономического развития, в том числе для некоторых районов Зауралья Республики Башкортостан, в частности, для Баймакского и Зианчуринского районов. Остальные города и районы данного субрегиона или уже утвердили свои стратегии (например, г. Сибай), или занимаются их разработкой самостоятельно (Хайбуллинский, Абзелиловский, Зилаирский, Бурзянский, Учалинский районы), привлекая по некоторым вопросам специалистов-экспертов.
Как нам представляется, в новых стратегических документах по развитию Зауралья РБ должен строго выдерживаться принцип преемственности с учетом ранее уже разработанных долгосрочных программ. Речь идет, прежде всего, о «Среднесрочной комплексной программе экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы», утвержденной Правительством РБ и действие которой продлено до 2020 года [7].
4 О стратегическом планировании в Республике Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 27 февраля 2015 г. № 194-з // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства РБ. 2015. - № 9 (483). - Ст. 406.
5 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Мр://кгеш1ш.ги/ас 1 $/Ьапк/43027 (дата обращения: 25.08.2018).
Страница 3 из 14
05ECVN518
Предварительный же анализ многих долгосрочных программ социально-экономического развития районов Зауралья РБ (многие из которых выложены на официальных сайтах муниципалитетов), также некоторых стратегий как районов (по развитию сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, инвестиционных стратегий), так и ведущих предприятий субрегиона, показывает, что часто принцип преемственности не выдерживается.
К разработке многих программных документов подошли поверхностно, формально. Не проанализированы существующие мировые, общероссийские и республиканские тенденции, тренды в развитии различных отраслей экономики и социальной сферы. Не учтены перспективы участия муниципалитетов и предприятий, находящихся на их территории, в федеральных и региональных программах, не приводятся возможности межмуниципального сотрудничества. Более того, есть даже определенные противоречия как между муниципальными программами и стратегиями, так и их с уже реализуемыми субрегиональными и региональными. Увы, но часто термины «концепция» и «стратегия» используются как синонимы, или же традиционные ежегодные программы муниципалитетов просто переименовывают в стратегии, хотя они не включают даже Б,^1;-анализ, и по объему иногда бывают не более 8-10 страниц.
Поэтому разрабатываемые в настоящее время стратегии социально-экономического развития городов и районов Зауралья РБ на период до 2030 года должны решить в определенной степени существующие проблемы в стратегировании на муниципальном уровне. При качественной их проработке с учетом лучших муниципальных практик есть надежда на то, что они не станут очередным красиво оформленным документом, положенным далеко на полочку. Хотелось бы, чтобы стратегии развития городов и районов стали рабочими документами, своеобразными путеводителями, в которых были бы предусмотрены более амбициозные, но при этом реально достижимые проекты, цели и задачи для руководства муниципалитетов.
Стратегия - это документ, содержащий концептуальные положения о развитии конкурентоспособности муниципального образования и сочетающий долгосрочное стратегические видение с конкретными мероприятиями и предложениями по реализации стратегии на практике. Поэтому современные стратегии не должны копировать уже существующие программы, они должны их расширять и дополнять с учетом долгосрочных перспектив.
Муниципальные стратегии должны быть направлены на реальный вывод юго-восточных районов Башкортостана из кризисного депрессивного состояния и их переход на новый качественный уровень экономического и социального развития за счет диверсификации экономики, оптимизации использования бюджетных средств, совершенствования инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности территории.
Учитывая, что Башкирское Зауралье является одним из крупнейших по площади (40062 кв. км - 27,9 % площади РБ) субрегионов Республики Башкортостан, объединяющему городской округ г. Сибай и Абзелиловский, Баймакский, Бурзянский, Зианчуринский, Зилаирский, Учалинский, Хайбуллинский муниципальные районы, в стратегиях социально-экономического развития муниципалитетов должно быть уделено большое внимание межмуниципальным проектам, прежде всего, в области охраны окружающей среды, развитии туризма, переработки сельскохозяйственной продукции. Это обусловлено тем, что многие экономические, социальные, экологические проблемы районов и городов субрегиона очень схожи, и они могут эффективно решаться только сообща за счет консолидации административных и финансовых ресурсов.
В стратегиях городов и районов Зауралья РБ должны затрагиваться, прежде всего, наиболее важные проблемные зоны муниципального образования и приоритетные направления их развития с учетом сильных и слабых сторон, внешних и внутренних угроз. Поэтому в настоящее время необходимо четко выделять общие стратегические приоритеты муниципалитетов - своеобразные «точки роста» в развитии экономики районов Зауралья Республики Башкортостан, которые должны быть детализированы в каждой муниципальной стратегии [2].
Многие из них были уже ранее обозначены в «Среднесрочной комплексной программе экономического развития Башкирского Зауралья на 2011-2015 годы» и других плановых документах регионального и муниципального уровней. Однако ряд «точек роста» требует критического пересмотра с учетом изменившейся социально-экономической ситуации в районах за последние годы, также федеральных, региональных, муниципальных программ и законодательства.
Выделение приоритетов позволит прийти к определенному консенсусу между руководителями муниципалитетов по вопросам реализации конкретных межмуниципальных проектов, сконцентрировать финансовые и инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Процесс муниципального стратегирования должен идти по нарастающей, с учетом разработанных ранее программ и стратегий.
Как нам представляется, применительно к юго-восточным районам Башкортостана необходимо предварительно детально проанализировать итоги и ход реализации, в первую очередь, «Среднесрочной комплексной программы развития Зауралья РБ на 2011-2015 гг.» (пролонгированной до 2020 года) для повышения результативности новых стратегий и учета ошибок прошлого в муниципальном и региональном управлении.
Подводя определенные промежуточные итоги вышеупомянутой программы, можно констатировать, что, несмотря на определенные трудности, большая часть плановых мероприятий уже выполнена [6].
Так, к 2017 г. по данным республиканских органов исполнительной власти в Зауралье РБ было освоено 9,5 млрд руб., из них 253,6 млн руб. (2,7 % от освоенных средств) -федеральные средства, 1,8 млрд руб. (19 %) - средства бюджета РБ, 25,2 млн руб. (0,3 %) -средства местных бюджетов, 7,4 млрд руб. (77,9 %) - собственные средства хозяйствующих субъектов.
За 2011-2017 гг. в субрегионе было создано более 15600 рабочих мест. За 2017 год в бюджеты муниципальных образований Зауралья налоговых и неналоговых доходов поступило в сумме 2,6 млрд руб.
Объем валовой продукции сельского хозяйства по оперативным данным администраций муниципальных образований составил 21,8 млрд руб. или 12,4 % к общереспубликанскому объему. Сельхозтоваропроизводителям Зауралья РБ за 2017 год оказана государственная поддержка (без капитальных вложений) из бюджетов всех уровней в виде субсидий, грантов, межбюджетных трансфертов в сумме 334,4 млн руб. (5,9 % выделенных средств по отрасли в республике).
Конкурсный отбор по ведомственной целевым программам «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств РБ» прошли 10 фермеров Зауралья РБ из 15 заявленных (27 % от общего количества по РБ); по программе «Поддержка начинающих фермеров в РБ»: по Зауралью - 8 фермеров из 89 заявленных (36,4 % от общего количества по РБ). На конкурсный отбор по грантовой поддержке на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) поступило:
• по первому конкурсному отбору: по республике 6 заявок, из них 4 заявки от районов Зауралья. Прошел конкурсный отбор СПоК «Яковлевка» Баймакского района (грант - 3,9 млн руб.);
• по повторному конкурсному отбору: по республике 4 заявки, из них 3 заявки от районов Зауралья. Прошел конкурсный отбор СПоК «БашЭкоАгроПродукт» Зианчуринского района (грант - 6 млн руб.), планирующий организацию производства комбикормов, первичную переработку мяса и производство мясных полуфабрикатов.
За 2017 год предпринимателям Зауралья РБ АНО «Микрокредитная компания малого бизнеса РБ» предоставлен 51 микрозайм на общую сумму 67,1 млн руб. (19,7 % от общего объема по РБ).
В соответствии с Постановлением Правительства РБ от 19 августа 2015 г. № 323 создан фонд поддержки инвестиционных инициатив для предоставления займов субъектам малого предпринимательства на реализацию бизнес-проектов. За 2017 г. проведено 4 конкурсных отбора, предоставлены займы 13 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 5,8 млн руб. или 46 % от общего объема по республике.
В целом, субрегиональный подход применительно к Зауралью Республики Башкортостан оправдывает себя. Так, за 2011-2017 годы инвестиции в основной капитал выросли до 93 млрд руб. Реализуются несколько десятков инвестиционных проектов в различных отраслях экономики и в социальной сфере [8].
Из наиболее значимых, давших сотни и тысячи новых рабочих мест, можно отметить запуск обогатительной фабрики и строительство подземного рудника месторождения «Юбилейное» в Хайбуллинском районе.
Введены в эксплуатацию современная высокопроизводительная мельница на базе Сибайского элеватора, первые очереди молочно-товарных ферм в деревнях Культабан и Новые Чебеньки. Модернизирован Баймакский литейно-механический завод. Начали работать 7 швейных цехов в трех районах Зауралья. Открыт завод по производству профилированной мембраны в Учалинском районе. Введены солнечные электростанции в селах Бурибай и Исянгулово. Значительно расширена оздоровительная база санатория «Якты-Куль». Открываются новые фермы, мельницы, гостиницы, кемпинги, прокладываются туристические маршруты.
Частный бизнес вложил в Зауралье РБ уже порядка 20 млрд руб. - это в среднем около 2 млрд руб. в год. Республика направила на поддержку малого и среднего бизнеса юго-восточных районов более 400 млн руб. - только в этой сфере возникли более 8 тыс. рабочих мест. Реализация проекта по созданию учебно-демонстрационного молодежного центра в Сибае позволит потенциальным предпринимателям изучать современные технологии, приобретать необходимую квалификацию для открытия новых и расширения действующих производств. Большим спросом у предпринимателей также пользуются микрокредитные инструменты поддержки. Только в Зауралье открыты 4 офиса из 11 микрокредитной компании малого бизнеса РБ. Предпринимателями Зауралья получено более 690 микрозаймов на общую сумму более 470 млн руб. Это почти четверть от общего объема по республике. Поступления в местные бюджеты от малого бизнеса увеличились уже в 2 раза, составляя не менее 14 % всех поступлений.
За последние 7 лет сельхозпроизводителям этой территории была оказана государственная помощь на 3,1 млрд руб. Для них установлены специальные условия: только
здесь погектарная субсидия увеличена на 15 % по сравнению с другими районами республики. На 10 % выше в Зауралье и возмещение затрат на приобретение техники.
Сельскохозяйственные объединения получили 61 млн руб. поддержки от государства на свое развитие. За период реализации программы «Начинающий фермер» гранты получили 144 хозяйства. Это треть от общего количества по республике. Получили значительное развитие семейные животноводческие фермы. Здесь обладателями грантов стали 48 фермеров, или пятая часть по республике.
В Зауралье РБ впервые в республике внедряются передовые инновационные технологии переработки сельхозпродукции. В частности, по производству сублимированных продуктов, в том числе кумыса в Баймакском районе. Также сельхозтоваропроизводители Зауралья активно участвуют в развитии кооперации на селе. По итогам 2017 г. в субрегионе уже создано 2 кооператива: СПоК «Учалинское молоко», объединивший ООО «Учалинский квас» и 10 сельхозтоваропроизводителей, а также снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «БАИ» по сбору и переработке молока в Баймакском районе, объединивший 6 КФХ и личные подсобные хозяйства.
Кроме этого, в Баймакском районе в состав обслуживающего снабженческо-сбытового сельскохозяйственного кооператива «Маяк» вошли 13 сельхозтоваропооизводителей -коневладельцев, в том числе ООО «ЭкоПродукт» для переработки кобыльего молока и сублимации кумыса.
Производство зерна за последние 7 лет увеличилось в 2,6 раз, производство молока - на 12 %, меда - в 1,4 раза.
Однако многое из запланированного в программе пока еще не выполнено в силу как объективных, так и субъективных причин. В числе наиболее значимых факторов, можно выделить:
• энергодефицитность Зауралья, что не позволяет реализовывать проекты более ускоренными темпами;
• сложная дорожно-транспортная логистика субрегиона - тупиковость железнодорожных путей в г. Сибае и Учалах, что приводит к увеличению транспортных издержек компаний;
• административные барьеры и проблемы правового регулирования механизмов государственной поддержки инвесторов;
• отсутствие системной работы и контроля по проектам - в текущей деятельности администраций муниципалитетов преобладают процессы, слабо ориентированные на конечный результат [9].
К ключевым социально-экономическим проблемам развития районов Зауралья Республики Башкортостан, которые уже долгие годы решить не удается, можно отнести следующие:
• дисбаланс, отраслевая и территориальная асимметрия в развитии АПК, слабое развитие перерабатывающей промышленности (банкротство крупных перерабатывающих предприятий в 2000-е гг.: ОАО «Сибайский молочно-консервный комбинат», ОАО «Сибайский мясокомбинат»);
• высокая безработица в сельской местности, массовый отток трудоспособного сельского населения в города (до 80 % сельского трудоспособного населения работают за пределами районов);
• отсутствие эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, в том числе из-за недостаточного развития логистических центров, системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
• низкая производительность труда, технико-технологическое отставание АПК, высокий физический и моральный износ оборудования (физический износ сельхозтехники в ряде районов достигает 80-90 %);
• высокая дотационность местных бюджетов (доля собственных доходов бюджетов не превышает 21 %);
• низкий уровень доходов сельского населения (в сельском хозяйстве среднемесячная заработная плата в 2 раза ниже, чем в промышленности);
• неблагоприятная демографическая ситуация (в сельской местности смертность в 1,3 раза превышает рождаемость из-за увеличения количества суицидов, роста онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизации населения).
Обезлюживание деревень также во многом обусловлено проблемами в развитии социальной инфраструктуры:
• неудовлетворительное состояние жилищного фонда, инженерных и коммунальных объектов (возраст жилищного фонда на селе более 50 лет);
• недостаточное качество дорожной сети (доля дорог с твердым покрытием составляет 33 %);
• недостаточное количество фельдшерско-акушерских пунктов, дошкольных образовательных учреждений в ряде районов, слабая материально-техническая база объектов социальной сферы (требуется дополнительное строительство 28 ФАП, 24 ДОУ, ремонт до 30 % существующих ФАП, ДОУ; необходимость приобретения спецоборудования для 50 % объектов социальной сферы);
• диспропорции в развитии цифровой экономики, проблемы информационного обеспечения и развития агроконсалтинговых услуг (требуется проведение высокоскоростной сети Интернет в сельские поселения; необходимость повышения качества услуг муниципальных ИКЦ и развитие частных агроконсалтинговых фирм);
• проблемы газификации, повышения качества электро- и водоснабжения в ряде районов (требуется газификация ряда сельских населенных пунктов; необходимость строительства и ремонта водопроводных сетей в 56 сельских населенных пунктах: потребление некачественной питьевой воды - 20 % сельского населения);
• проблемы благоустройства и экологии сельских территорий (необходимость развития улично-дорожной сети и ликвидации несанкционированных, обустройства санкционированных мест свалок ТБО).
Во многом все вышеперечисленные проблемы районов Башкирского Зауралья связаны с моноструктурным характером и недостаточной диверсификацией экономики, слабым развитием перерабатывающей промышленности, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, вертикальной и горизонтальной интеграции в АПК, банкротством ключевых предприятий, находящихся на территории субрегиона. В юго-восточных районах РБ средний уровень доходов также значительно ниже среднереспубликанского значения, что
является основной причиной социальной напряженности, низкого качества жизни и массового оттока трудоспособного населения в города, в соседние субъекты РФ [8].
Исходя из опыта реализации программно-целевых программ ряда других регионов России, представляется очевидным, что комплексное развитие юго-восточных Башкортостана возможно только на базе кластерного принципа, в основе которого лежит замкнутая цепочка взаимосвязанных производств.
Как нам представляется, сейчас актуальна разработка отдельных целевых программ развития территориально-отраслевых, в том числе межмуниципальных (субрегиональных), кластеров на 2018-2030 гг. с учетом специфики экономического потенциала каждого города и района Зауралья, которые были бы логическим продолжением региональных и муниципальных программ и стратегий [1].
С нашей точки зрения в городах и районах Зауралья РБ наиболее перспективна организация следующих отраслевых межмуниципальных (субрегиональных) и муниципальных кластеров (см. табл.).
Таблица
Перспективные территориально-отраслевые кластеры Зауралья Республики Башкортостан
N п/п Наименование городов и муниципальных районов Основные перспективные кластеры
1. Абзелиловский район Туристско-рекреационный кластер Агрокластеры (коневодство и кумысоделие, птицеводство, мясное и молочное животноводство)
2. Баймакский район Агрокластеры (зерноводство, коневодство и кумысоделие, мясное и молочное животноводство) Туристско-рекреационный кластер
3. Бурзянский район Туристско-рекреационный кластер Лесоперерабатывающий кластер Кластеры народных промыслов и ремесел
4. Зианчуринский район Овцеводческий кластер Туристско-рекреационный кластер Кластеры народных промыслов и ремесел
5. Зилаирский район Лесоперерабатыавющий кластер Туристско-рекреационный кластер Кластеры народных промыслов и ремесел
6. Учалинский район Горнопромышленный кластер Туристско-рекреационный кластер Кластеры народных промыслов и ремесел Агрокластеры (коневодство и кумысоделие)
7. Хайбуллинский район Горнопромышленный кластер Агрокластеры (зерноводство, коневодство и кумысоделие, овцеводство)
8. г. Сибай, г. Учалы Научно-образовательный кластер (технопарк) горнопромышленного профиля
9. г. Баймак Инновационный научно-образовательный кластер (агротехнопарк) агропромышленного профиля
Разработано автором
Предполагается, что некоторые кластеры (горнопромышленный, агропромышленный, лесоперерабатывающий, туристко-рекреационный кластер и другие) должны иметь субрегиональный, межмуниципальный и межотраслевой характер, так как предполагают тесное взаимодействие и взаимодополнение предприятий различных муниципальных
образований, продвижение продукции и услуг кластеров под едиными зонтичными брендами, например, «Продукты Башкирского Зауралья».
Агрокластеры (коневодство и кумысоделие, производство молока и мяса, зерноводство, овцеводство и др.) могут акцентировать внимание на производстве, переработке и продвижении экологически чистых уникальных этнопродуктов Зауралья РБ [10].
Спрос на этнопродукцию (в том числе экологически чистую продукцию стандарта «Халяль») и туристско-рекреационные услуги села значительно опережает предложение. В частности, в последние годы, как на всероссийском, так и на международном уровнях набирает популярность этнографический туризм, растет интерес к изучению образа жизни отдельных этносов, их ремесел, национальной кухни и этнопродуктов, произведенных по традиционным старинным рецептам и экологичным технологиям [2].
Однако сейчас в юго-восточных районах недостаточно развита перерабатывающая промышленность, глубокая переработка сельскохозяйственного сырья, поэтому в торговых сетях представлена в основном продукция других регионов (Республики Татарстан, Челябинской, Оренбургской областей и др.). Хотя еще не так давно на территории Башкирского Зауралья (до середины 2000-х гг.) функционировали известные на всю страну, и даже ближнее зарубежье, Сибайский молочно-консервный комбинат детских продуктов, Сибайский мясокомбинат, выпускающие в больших объемах широчайший ассортимент высококачественной продукции. Существующие же сейчас предприятия (ООО Мясокомбинат «Башкирские колбасы», ООО «Сибайский элеватор») не в состоянии полностью удовлетворить спрос населения на продукцию. Кроме того, сейчас находятся на стадии ликвидации или полностью закрылись даже образовавшиеся только 5-10 лет назад ЗАО «Продукты Зауралья», ООО «Сибайское молоко», ООО «Баймакский мясокомбинат», ООО «Башкирские деликатесы», рыночные ниши молочной и мясной продукции на юго-востоке республики сейчас практически на 100 % завоеваны производителями из г. Магнитогорск, Челябинской, Оренбургской областей, Республики Татарстан и других регионов. Поэтому сейчас необходима целенаправленная работа именно по развитию переработки и производству конечной продукции АПК для продвижения уникальных башкирских продуктов-брендов на всероссийский и мировой уровни.
С Башкирским Зауральем должно ассоциироваться масштабное производство натуральных этнопродуктов: баранины, конины, казы, кумыса, курута, талкана, меда и другой продукции пчеловодства (прополиса, маточного молочка), изделий народных промыслов и ремесел, которое очень хорошо дополняло бы туризм [3].
Для этого необходима определенная корректировка существующих программ по развитию малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, сельскохозяйственной производственной и потребительской кооперации и других путем включения в них предложений по стимулированию развития этнического предпринимательства и этнической кооперации производителей этнической продукции и услуг.
Кластеры народных промыслов и ремесел как субъекты этнической экономики села могут специализироваться на войлоковалянии, изготовлении валенок, сувенирной продукции, вязании и пуховязании, ковроткачестве, обработке древесины, деревообработке, производстве изделий из дерева и бересты, гончарном производстве, лозоплетении, изготовлении швейных изделий, обработке камня, ювелирном производстве и т. п.) [5]. Эти кластеры могут хорошо дополнять другие (лесоперерабатывающий, туристско-рекреационный и другие).
Актуальна поэтапная организация научно-образовательного кластера (технопарка) горнопромышленного профиля на базе Сибайского института (филиала) Башкирского госуниверситета, объединяющего ВУЗы, ССУЗы (Сибайский политехнический колледж,
Акъярский горный колледж им. И. Тасимова, Баймакский филиал Уфимского топливно-энергетичского колледжа), учреждения НПО, горнопромышленные предприятия региона (ООО «Башкирская медь», АО «Бурибаевский ГОК» и др.) в целях целенаправленной высококачественной подготовки кадров по горным специальностям [4].
Указанные территориально-отраслевые кластеры - «точки первичного роста» экономики, с определенным временным лагом, могут оказать мультипликативный эффект и запустить процессы роста и формирования «второго эшелона» кластеров: машиностроения; производства строительных материалов и других.
В результате вышеперечисленных системных мер по диверсификации и кластеризации экономики районов Зауралья РБ должна совершенствоваться ее отраслевая и территориальная структура, что будет способствовать более эффективному решению проблем повышения занятости и качества жизни населения.
В заключение хочется отметить, что успех юго-восточных районов зависит не только от хорошо разработанных и красиво оформленных стратегий социально-экономического развития на период до 2030 года, но и во многом зависит от конкретных личностей - руководителей и специалистов городов и районов, их профессионализма, собственного видения перспектив, вписывающейся в стратегические замыслы муниципального, регионального и федерального уровней, их воли и способностей организовать работу по достижению намеченных стратегических целей территорий на практике.
Поэтому сейчас важна и эффективная кадровая политика на уровне муниципалитетов, предполагающая ротацию кадров, обучение, переобучение, повышение квалификации специалистов в области стратегирования и муниципального менеджмента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметов В.Я. Территориально-отраслевые кластеры как точки роста экономики сельских территорий (на примере районов Зауралья Республики Башкортостан) [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 10 (82) (октябрь). - Режим доступа: http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/3780-2015-10-30-06-23-59 (дата обращения: 22.07.2018).
2. Ахметов В.Я., Якшимбетова Г.И. «Точки роста» экономики современного села (на примере сельских районов Республики Башкортостан) [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. - 2018. - № 2. - Режим доступа: http://ecj.today/PDF/66ECVN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. Рус., англ. DOI 10.15862/66ECVN218 (дата обращения: 22.07.2018).
3. Ахметов В.Я., Якшимбетова Г.И., Мулюкова А.Г. Агрофранчайзинг в экономике Республики Башкортостан: роль, проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». - 2017. - № 1 (Том 9). - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/01EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения: 22.07.2018).
4. Лисица А.В. Опыт применения программно-целевого метода к развитию и повышению инвестиционной привлекательности депрессивных субрегионов Республики Башкортостан [Текст] // Научное обозрение. - 2015. - № 8. - С. 345352.
5. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Этноэкономика как фактор развития // Проблемы прогнозирования. - 2006. - №1. - С. 118-123.
6. Подведены промежуточные итоги программы развития Башкирского Зауралья. Уфа, 16 марта 2018 / ИА «Башинформ» / Режим доступа: http://www.bashinform.ru/news/1129273-podvedeny-promezhutochnye-itogi-programmy-razvitiya-bashkirskogo-zauralya/ (дата обращения: 20.04.2018).
7. Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы [Текст] / Правительство Республики Башкортостан, Рос. акад. наук, Ин-т соц. экон. исследований. - М.: Экономика, 2011. - 384 с.
8. Тажитдинов И.А. Программно-целевой подход в управлении социально-экономическим развитием субрегиона (на примере Зауралья Республики Башкортостан) // Региональная экономика. - 2013. - № 3. - С. 4-11.
9. Тажитдинов И.А., Ахметов В.Я. Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья: промежуточные итоги и перспективы дальнейшей реализации [Текст] // Устойчивое развитие территорий: теория и практика: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (2425 мая 2018 г., г. Сибай). - Сибай: Сибайский информационный центр - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2018. - С. 3-7.
10. Тажитдинов И.А., Гайнанов Д.А., Ахметов В.Я. Приоритетные направления кластеризации агробизнеса в юго- и северо-восточных районах Республики Башкортостан [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - № 9 (103) (сентябрь). - Режим доступа: http://www.uecs.ru/ (дата обращения: 22.04.2018).
Akhmetov Vilyur Yamilevich
Ufa federal research Center of the Russian academy of sciences, Ufa, Russia The institute for social and economic research is a separate structural subdivision
Russian university of cooperation Bashkir cooperative institutes (branch), Ufa, Russia
E-mail: [email protected]
Fathullina Nelya Khamidullovna
Bashkir state university Sibay institute (branch), Sibay, Russia E-mail: fathulina. nelia. di@yandex. ru
Key problems and strategic priorities in the development of the economy of the Trans-Urals regions of the Republic of Bashkortostan
Abstract. This article analyzes key problems and outlines strategic priorities in the development of the Trans-Ural region of the Republic of Bashkortostan in the light of the strategies of social and economic development developed by each municipality for the period until 2030.
Priority directions of economic clusterization are considered with reference to each city and district of the Trans-Urals region of the Republic of Bashkortostan.
It is concluded that the formation and development of new "points of growth" of the economy will help to increase the investment attractiveness of cities and municipal districts, to more efficient development of the rural economy through its diversification and clustering.
As a result of the study, the authors convincingly prove the expediency of adjusting regional and municipal programs for the development of the agro-industrial complex, small and medium-sized businesses, agricultural production and consumer cooperation, and the inclusion of proposals on the development of ethnic entrepreneurship and ethnic cooperation.
The necessity of maintaining continuity and an integrated approach in the development of program documents on the social and economic development of municipalities is grounded.
Preliminary results of the implementation of the "Medium-term comprehensive program for the development of the Trans-Ural Region of the Republic of Belarus for 2011-2015" (extended to 2020) have been analyzed.
Key socio-economic and infrastructural problems of development of the Trans-Ural region of Bashkortostan are highlighted.
Priority directions of development of economy of cities and regions of Zauralye of Bashkortostan Republic, realization of which will promote diversification of economy of municipalities, growth of employment, incomes and quality of life of the population are offered.
The need to improve the personnel policy at the municipal level, to upgrade the skills of managers and specialists of cities and regions in the field of strategic and municipal management has been updated.
Keywords: strategy; strategic planning; municipality; diversification; «points of growth»; ethno-Economics; ethno-entrepreneurship; industrial and consumer cooperation; ethnic cooperation; region; Republic of Bashkortostan; quality of life
REFERENCES
1. Akhmetov V.Ya. Territorial and sectorial clusters as points of economic growth in rural areas (on the example of the regions of the Trans-Urals of the Republic of Bashkortostan) [Electronic resource] // Management of economic systems: electronic scientific journal. - 2015. - No. 10 (82) (October). - Access mode: http: // http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/3780-2015-10-30-06-23-59 (reference date: July 22, 2018).
2. Akhmetov V.Ya., Yakshimbetova G.I. «Growth points» of the economy of the modern village (on the example of rural areas of the Republic of Bashkortostan) [Electronic resource] // Bulletin of the Eurasian Science. - 2018. - No. 2. - Access mode: http://ecj.today/PDF/66ECVN218.pdf (access is free). Ver. from the screen. Yaz. Rus., Eng. DOI 10.15862 / 66ECVN218 (reference date: July 22, 2018).
3. Akhmetov V.Ya., Yakshimbetova G.I., Mulyukova A.G. Agrofranchayzing in the economy of the Republic of Bashkortostan: the role, problems and development prospects [Electronic resource] // Internet-journal "Naukovedenie". - 2017. - No. 1 (Volume 9). - Access mode: http://naukovedenie.ru/PDF/01EVN117.pdf (access is free). Ver. from the screen. Yaz. rus., Eng. (date of circulation: July 22, 2013).
4. Lisitsa A.V. Experience in applying the program-target method to develop and enhance the investment attractiveness of the depressive subregions of the Republic of Bashkortostan [Text] // Scientific Review. - 2015. - No. 8. - P. 345-352.
5. Ovchinnikov V.N., Kolesnikov Yu.S. Ethnoneconomics as a factor of development // Problems of forecasting. - 2006. - № 1. - P. 118-123.
6. Summarized the interim results of the development program of the Bashkir Trans-Urals. Ufa, March 16, 2018 / I.A. "Bashinform" / Access mode: http://www.bashinform.ru/news/1129273-podvedeny-promezhutochnye-itogi-programmy-razvitiya-bashkirskogo-zauralya/ (reference date: April 20, 2013).
7. Medium-term comprehensive program of economic development of the Trans-Urals for 2011-2015 [Text] / Government of the Republic of Bashkortostan, Ros. acad. Sciences, Institute of Soc. econ. research. - Moscow: Economics, 2011. - 384 p.
8. Tayzhidinov I.A. Program-target approach in managing the socio-economic development of the subregion (on the example of the Trans-Ural region of the Republic of Bashkortostan) // Regional economy. - 2013. - No. 3. - P. 4-11.
9. Tayzhidinov I.A., Akhmetov V.Ya. Medium-term comprehensive program of economic development of the Trans-Urals: intermediate results and prospects for further implementation [Text] // Sustainable development of territories: theory and practice: materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference (May 24-25, 2018, Sibai). - Sibay: Sibay information center - branch of SUE RB Publishing house «Republic of Bashkortostan», 2018. - P. 3-7.
10. Tayzhidinov I.A., Gainanov D.A., Akhmetov V.Ya. Priority directions of clustering agribusiness in the south and north-eastern regions of the Republic of Bashkortostan [Electronic resource] // Management of economic systems: electronic scientific journal. - 2017. - No. 9 (103) (September). - Access mode: http://www.uecs.ru/ (reference date: 04.22.2018).