Научная статья на тему 'Инвестиционный процесс и его влияние на экономику Республики Дагестан'

Инвестиционный процесс и его влияние на экономику Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
776
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДОТАЦИОННОСТЬ РЕГИОНА / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Б. Х., Алимирзоева М. Г., Джафарова З. К.

В статье проанализированы основные социально-экономические показатели, определены основные направления улучшения инвестиционного и предпринимательского климата Республики Дагестан. Сделан вывод о кризисном состоянии инвестиционного процесса в Республике Дагестан. Показано, что кризисное состояние инвестиционного процесса в экономике Республики Дагестан обусловлено ухудшением инвестиционного климата в регионе из-за криминогенной обстановки и, соответственно, ростом инвестиционных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный процесс и его влияние на экономику Республики Дагестан»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 332.1:330.322

инвестиционный процесс и его влияние на экономику республики дагестан

Б. Х. Алиев, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и денежного обращения

E-mail: madimag@mail. ru

м. г. алимирзоева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и денежного обращения E-mail: madimag@mail. ru З. К. ДЖАФАРоВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и денежного обращения E-mail: dazamat67@mail. ru Дагестанский государственный университет

В статье проанализированы основные социально-экономические показатели, определены основные направления улучшения инвестиционного и предпринимательского климата Республики Дагестан. Сделан вывод о кризисном состоянии инвестиционного процесса в Республике Дагестан. Показано, что кризисное состояние инвестиционного процесса в экономике Республики Дагестан обусловлено ухудшением инвестиционного климата в регионе из-за криминогенной обстановки и, соответственно, ростом инвестиционных рисков.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, структура, экономическая политика, дота-ционность региона, риски.

Инвестиции — это основа хозяйственной деятельности субъекта, и исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. В настоящее время это одно из наиболее гибких средств обеспечения условий выхода из экономического кризиса.

Инвестиционный процесс можно определить как совокупное движение инвестиций разных форм и уровней. Сегодняшнее экономическое положение различных регионов России имеет свои исторические, географические, природно-ресурсные и производственно-хозяйственные корни.

В условиях общего экономического кризиса ярко проявились различия в уровнях воспроизводственного потенциала регионов (природных ресурсов, производственных мощностей, рабочей силы).

Региональные оценки состояния и тенденций инвестиционного климата определяются соотношением показателей инвестиционной активности и привлекательности регионов России.

Основной целью для развития региона является рост качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона, устойчивого экономического развития и безопасности, что в свою очередь достигается путем развития основных секторов экономики.

Для дальнейшего экономического развития Республики Дагестан необходимо привлечение инвестиций, а важнейшим условием обеспечения притока инвестиций, в свою очередь, является формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Республика Дагестан состоит из 757 муниципальных образований — 41 муниципального района, 10 городских округов, 706 поселений (8 — городских, 698 — сельских) и является субъектом Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Численность постоянного населения Дагестана составляет 2,76 млн чел. (по оценке Всероссийской переписи населения 2010 г. — 2,97 млн чел.). Все это подчеркивает стратегическую важность Республики Дагестан как субъекта Северо-Кавказского федерального округа.

Экономика региона не может поступательно развиваться без достаточного объема реальных инвестиций. Благодаря инвестициям осуществляется накопление капитала предприятий, а следовательно, создание базы для расширения производственных возможностей страны и экономического роста [6]. По характеру и динамике процессов, происходящих в инвестиционной сфере, можно судить об общем состоянии дел в экономике регионов или страны в целом. Инвестиционная среда является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств.

Абсолютные преимущества инвестиционного потенциала региона складываются из геостратегических, географических, природно-климатических, демографических условий. Сравнительные преимущества в рамках современной науки могут быть охарактеризованы как обусловленные инвестиционным потенциалом, позволяющим реализовывать стратегии снижения издержек [8].

Обладая всеми возможными благоприятными условиями (геостратегическими, географическими, природно-климатическими, демографическими) для инвестирования в регион, инвестиционный процесс Республики Дагестан протекает очень слабо. Кризисное состояние инвестиционного процесса в экономике Республики Дагестан объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом. По данным национального рейтингового агентства «Эксперт РА», Республика Дагестан характеризуется незначительным инвестиционным потенциалом

и высоким инвестиционным риском, т. е. инвестиционный рейтинг республики относится к группе 3С1, что означает пониженный потенциал, высокий риск. В инвестиционном рейтинге регионов республика занимает 70-е место по инвестиционному риску и 34-е по инвестиционному потенциалу. Для определения инвестиционной привлекательности российских регионов национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА» используются две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал. Наименьший инвестиционный риск республики — экологический, наибольший — финансовый. Наибольший инвестиционный потенциал — потребительский.

Экономическая политика Правительства Республики Дагестан направлена на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата республики. Инвестиционная привлекательность региона состоит в следующем. Дагестан имеет богатую сырьевую базу: нефть, уголь, газ, кварцевый песок, горючие сланцы. Причем его полезные ископаемые еще пока далеко не исследованы. Тот же дагестанский шельф Каспийского моря только начинают серьезно изучать. Здесь для инвестирования наибольший интерес представляют добывающая и перерабатывающая промышленность, производство строительных материалов, гидроэнергетика, которая пока используется лишь на 30 %.

Республика Дагестан очень удачно расположена на границе Европы и Азии, она фактически связывает Восток и Запад. Поэтому логично, что через ее территорию проходит множество железнодорожных, автомобильных, воздушных путей общероссийского и международного значения. Махачкалинский морской порт (незамерзающий практически круглый год) и аэропорт имеют статус международного. Задумано создание крупного комплексного логистического центра, где будут организованы хранение и переработка местной продукции.

Большое внимание уделяется и туризму как приоритетному развитию дагестанской экономики. Дагестан интересен не только как место для отдыха, но и для восстановления здоровья. Курортно-рек-реационные возможности Дагестана — это, прежде всего, морские пляжи протяженностью более 500 км, минеральные источники, грязи с лечебными свойствами, памятники истории и природы.

Основная проблема, которая стоит сегодня перед Республикой Дагестан, — это криминогенная

обстановка, которая заметно сдерживает приток инвестиций в республику. Поэтому необходимо создать благоприятный инвестиционный климат и имидж республики для привлечения отечественного и иностранного капитала, передовых технологий и современной техники. Данную задачу необходимо решать за счет создания стабильного правового режима деятельности инвесторов, минимизации вмешательства органов власти в их хозяйственную деятельность, обеспечения прозрачности проводимой инвестиционной политики, открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности, взаимной ответственности органов власти и других участников инвестиционного процесса.

Основополагающим нормативным правовым документом, направленным на создание благоприятного инвестиционного климата в Дагестане в целях привлечения в экономику отечественного и иностранного капитала, является закон Республики Дагестан от 07.10.2008 № 42 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан», которым определены формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории республики.

Инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, предусматривается оказание государственной поддержки в форме разработки и экспертизы инвестиционных проектов, инициатором которых является Правительство Республики Дагестан, а также предоставление нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Данные нормативные документы обеспечивают возможность создания коммерческих организаций, которые, приобретая статус инвестора, получают налоговые льготы в пределах полномочий субъекта Федерации, регулируют правоотношения в сфере инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан и направлены на обеспечение равной защиты прав инвесторов и имущества субъектов инвестиционной деятельности.

Внутренняя устойчивость субъекта определяется состоянием его политической, социальной, информационной среды, при которой происходит развитие, заключающееся в экономическом росте и в амортизации всех факторов производства.

Основными проблемами для устойчивого социально-экономического развития субъекта являются высокий уровень безработицы и бедность. Данные

проблемы являются сдерживающими факторами экономического роста, препятствуют проведению эффективной экономической политики, отрицательно влияют на общественно-политическую обстановку в стране. В ряде субъектов Северо-Кавказского федерального округа основным видом экономической деятельности является агропромышленный сектор. Для его развития необходимо, во-первых, поднять уровень механизации (значительный износ действующего парка сельскохозяйственных машин в Республике Дагестан составляет около 70 %), во-вторых, развивать лизинг оборудования и техники в агропромышленном секторе и применять новые технологии сельскохозяйственного производства [1].

Если обратиться к экономической ситуации в Республике Дагестан, то на протяжении многих лет она является дотационной, и финансовая сторона деятельности органов власти Дагестана зависит во многом от своевременного поступления средств из федерального бюджета.

Следует отметить, что число дотационных регионов в целом по стране слишком велико — 70 субъектов РФ из 83, т. е. 84 % всех регионов России, находятся в зоне убыточности. В них проживает 74,2 % населения страны, они охватывают 87 % территории государства. Рейтинг регионов по удельному показателю дотационности позволяет выявить следующую закономерность: чем дальше географически регион расположен от столицы России, тем выше удельный размер дотаций. Первые в списке регионов с максимальными удельными размерами дотаций занимают регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО): Камчатский край — 65 008,94 руб. /чел.; Магаданская область — 52 746,68 руб. /чел.; Республика Саха (Якутия) — 41 285,58 руб. /чел.; Чукотский автономный округ — 34 849,8 руб. /чел. Все регионы Северо-Кавказского федерального округа, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов получают федеральные дотации. В целом структура распределения дотаций по федеральным округам выглядит следующим образом: ЦФО — 13,3 %, СЗФО — 4,5 %; — 26,2 %; ПФО — 10,1 %; УФО — 2,6 %; СФО — 18,2 %; ДФО — 25,1 %. И опять-таки убыточность целых федеральных округов страны не может считаться нормальным явлением [5].

Значительный экономический, производственный потенциал, природные факторы и геополитическое положение Дагестана дают уверенность в том, что республика является достаточно перспек-

Таблица 1

основные индикаторы социально-экономического развития Республики Дагестан по итогам 2011 г.

Показатель 2010 г. 2011 г.

Экономический рост, % к предыдущему году

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности 107,2 107,8

Индекс промышленного производства 103,4 105,6

Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств 103,9 106,7

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 115,3 105,8

Объем выполненных работ по виду деятельности «Строительство» 109,6 106,5

Оборот розничной торговли 105,0 106,8

Объем платных услуг населению 102,7 109,1

Индекс цен (в среднем за год), % к предыдущему году

Индекс потребительских цен 110,6 111,5

Индекс цен производителей промышленных товаров 109,7 101,9

Уровень жизни населения

Реальные располагаемые денежные доходы, % к предыдущему году 108,2 109,3

Среднемесячная номинально начисленная заработная плата на одного работника, руб. 10 243,5 11 479,2

Реальная заработная плата, % к предыдущему году 101,5 100,5

тивным партнером для инвесторов, и в этих целях Правительство Дагестана принимает все меры по созданию благоприятного климата для развития бизнеса и делового сотрудничества. Основная часть инвестиций в настоящее время направляется в реальный сектор экономики. Курс, взятый на рост производства и его экономической эффективности, дает позитивные результаты.

Экономическая ситуация в Республике Дагестан характеризуется положительной динамикой основных социально-экономических показателей (табл. 1) [6].

Социально-экономическое развитие Республики Дагестан за прошедший 2011 г. характеризовалось ростом основных показателей (см. табл. 1).

Так, за 2011 г. темп промышленного производства составил 105,6 % (за 2010 г. — 103,4 %), продукции сельского хозяйства — 106,7 % (2010 г. — 103,9 %), инвестиций в основной капитал — 105,8 % (2010 г. — 115,3 %), объема работ по виду деятельности «Строительство» — 106,5 % (2010 г. — 109,6 %), оборота розничной торговли — 106,8 % (2010 г. — 105 %), объема платных услуг населению — 109,1 % (2010 г. — 102,7 %). Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности вырос на 7,8 %, что незначительно выше прироста предыдущего года (7,2 %).

В 2011 г. наблюдался рост показателей, характеризующих уровень жизни населения, — денежных доходов, среднемесячной заработной платы, пенсий, прожиточного минимума. По предварительным данным за 2011 г., среднемесячные денежные доходы в

расчете на 1 чел. составили 18 209,6 руб. и увеличились на 19,7 % по сравнению с предыдущим годом, потребительские расходы в расчете на 1 чел. — 13 544,3 руб. и возросли в среднем на 18,7 %.

Реальные располагаемые денежные доходы населения за 2011 г. увеличились на 9,3 % по сравнению с 2010 г., и их прирост был выше аналогичного уровня предыдущего года (8,2 %) с учетом более низкой потребительской инфляции (рис. 1).

Среднемесячная номинальная заработная плата возросла на 12,1 % (за 2010 г. — на 12,3 %) и составила, по предварительным данным, 11 479 руб. В то же время, несмотря на рост, величина среднемесячной заработной платы в республике (11 479,2 руб.) остается ниже среднего значения в целом по Российской Федерации в 2,1 раза (23 532 руб.) и по СКФО — в 1,2 раза (13 788,9 руб.). По среднемесячной заработной плате работников организаций Республика Дагестан занимает одно из последних мест (83-е место) среди субъектов в Российской Федерации, затем следуют Карачаево-Черкесская Республика и Кабардино-Балкарская Республика.

У дагестанской экономики немало серьезных проблем. За последние десятилетия изменилась структура экономики, снизилась доля реального сектора, а унаследованные от советского периода технологии и оборудование устарели. В республике наблюдается значительный рост численности населения — это хороший показатель, богатство и потенциал Республики Дагестан.

Для сокращения показателей дотационности региона необходимо уделить внимание налого-

—♦—Номинальная заработная плата —а—Реальная заработная плата

Рис. 1. Темпы роста (снижения) начисленной номинальной и реальной среднемесячной заработной платы в 2010—2011 гг, в % к декабрю 2009 г

вой системе, ее эффективности. Развитие любого цивилизованного общества, нормальное функционирование его государственных институтов, решение социальных программ, направленных на улучшение благосостояния населения, неразрывно связаны с уровнем действенности и эффективности налоговой системы. Поэтому основной и главной задачей фискальных органов в любом обществе является мобилизация в доходную часть бюджетов всех уровней предусмотренных законодательством налогов и сборов.

Проблема увеличения собираемости налогов обсуждается на всех уровнях. Фискальные и правоохранительные органы активизируют свою деятельность.

Прежде всего необходимо отметить, что Дагестан имеет свои специфические особенности. Во-первых, около 60 % населения республики проживают в сельской местности, в связи с чем много внимания уделяется развитию агропромышленного сектора. Во-вторых, по уровню заработной платы республика занимает одно из последних мест в Российской Федерации. В структуре налогов, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации, налог на доходы физических лиц по объемам поступлений занимает 3-е место (после НДС и налога на прибыль организаций), а доля этого же налога в доходной части консолидированного бюджета Республики Дагестан составляет 44,1 % и занимает 1-е место среди бюджетообразующих налогов региона. Рационально используя имеющийся

в республике налоговый потенциал, можно добиться значительного роста собираемости налогов, о чем свидетельствуют итоги работы фискальных органов Республики Дагестан.

Если проанализировать поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации, то можно сказать следующее (табл. 2) [2]. На первом месте по объемам поступления налогов среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа находится Ставропольский край — 57 178,1 тыс. руб. Доля поступлений в общем объеме составляет 53,5 %. Республика Дагестан — на втором месте. Ее поступления составили 17 892,9 тыс. руб. (доля поступлений составляет 16,7 %). На третьем месте находится Чеченская Республика.

Налоговыми органами Республики Дагестан за январь—декабрь 2011 г. обеспечено поступление в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, администрируемых ФНС России, в сумме 17 892,9 млн руб. с темпом роста 106,4 %, или 1 078,7 млн руб. (по СКФО — 106,3 %, в целом по России — 124,5 %).

Налогов, сборов, зачисляемых в консолидированный бюджет Российской Федерации, поступило 17 772,8 млн руб. с темпом роста 110,4 %, или на 1 673,6 млн руб. больше, чем за соответствующий период 2010 г. (по СКФО темп 109,5 %, по России — 126,8 %), в том числе в федеральный бюджет мобилизовано 2 232,9 млн руб. с темпом роста 138,1 % (по СКФО темп 103,9 %, по России — 141,1 %). В

Таблица 2

Поступления налогов, сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации

в январе—декабре 2011 г.

Субъект РФ на 01.01.2012, Доля поступлений Темп роста к соответствую-

млн руб. в общем объеме, % щему периоду 2010 г., °%

Северо-Кавказский федеральный округ 106 784,9 100 % 106,3

В том числе:

Республика Дагестан 17 892,9 16,7 106,4

Республика Ингушетия 2 680,3 2,6 144,8

Кабардино-Балкарская Республика 8 231,6 7,7 101,3

Карачаево-Черкесская Республика 4 872,6 4,6 113,4

Республика Северная Осетия — Алания 6 131,4 5,7 93,5

Чеченская Республика 9 798,0 9,2 97,2

Ставропольский край 57 178,1 53,5 108,4

18 000 п

8 000

6 000

4 000

2 000

Январь-декабрь 2010 г.

Январь-декабрь 2011 г.

] Региональный бюджет

□ Федеральный бюджет

Рис. 2. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, зачисляемых в консолидированный бюджет Республики Дагестан в январе—декабре 2010—2011 гг., млн руб.

консолидированный бюджет Республики Дагестан поступило 15 539,9 млн руб., что на 1 058,1 млн руб., или на 7,3 %, больше, чем за соответствующий период 2010 г. (по СКФО темп 111,1 %, по России — 116,7 %) (рис. 2) [1].

Таким образом, наблюдается прирост собираемости налогов. Все это говорит о том, что политика нынешнего руководства республики в сфере роста собираемости налогов за счет наращивания собственного налогового потенциала не только оправдана, но и единственно правильная.

Однако, к сожалению, достижение социальной стабильности в Республике Дагестан зависит от устранения или возможностей смягчения негативного воздействия факторов, приводящих к нарушению достигнутого равновесия, а именно от факторов, связанных с социальной неоднородностью общества и значительной дифференциацией доходов отдельных его слоев и с наличием людей, которые относятся к бедным или слабо социально защи-

щенным слоям населения. При этом следует отметить, что социальная стабильность зависит не только от внутрисистемных процессов, а в большей степени от влияния внешних факторов. — В республике сохраняется вы-

сокий уровень безработицы и высокие показатели напряженности на рынке труда, обусловленные ростом трудовых ресурсов, отсутствием достаточного числа постоянных рабочих мест. Проблема трудоизбы-точности может обостриться из-за интенсивного прироста населения. С учетом этих факторов в Дагестане необходимо ускоренно развивать реальный сектор экономики, в первую очередь сельскохозяйственное производство, для чего имеются благоприятные биоклиматические условия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современной региональной проблематике существуют такие понятия, как «имидж региона». Имидж региона — это некоторый набор признаков и характеристик, которые ассоциируются у широкой общественности с конкретной территорией.

Возвращаясь к проблеме инвестиционной политики, можно предположить, что Республике Дагестан необходимо сформировать собственный имидж региона. Это будет способствовать привлечению внимания к региону, даст возможность улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики.

Обеспечение безопасности и роста качества жизни населения невозможны без развития экономики. Невозможно ждать, пока наступит стабильность и безопасность, способствующие реализации крупных инвестиционных проектов и развитию эко-

1 617,40

2 232,90

0

номики. Надо параллельно с работой по наведению порядка и усилению безопасности реализовывать экономические проекты.

Список литературы

1. Алиев Б. Х., Алимирзоева М. Г. Социально-экономические параметры российских регионов и перспективы перехода к устойчивому развитию // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 25 (208).

2. Аналитическая записка о формировании и исполнении доходной части консолидированного бюджета Республики Дагестан в 2011 г.

3. О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: закон Республики Дагестан от 27.12.2011 № 85.

4. Отчетные данные Управления ФНС России по Республике Дагестан по форме № 1-НМ.

5. Петров А. Н. Сравнительный анализ инвестиционного процесса в экономике Ивановской области // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 23 (116). С. 51—57.

6. Подшиваленко Г. П. Инвестиции: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и испр. М. КноРус, 2009. С. 68—72.

7. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/ statisticCollections/doc_1138625359016.

8. Федеральная служба государственной статистики (Росстат): официальный сайт. URL: www. gks. ru.

9. URL: www. kapital-rus. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.