Научная статья на тему 'Современное состояние и проблемы финансовых отношений в республике Дагестан'

Современное состояние и проблемы финансовых отношений в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСЫ / НАЛОГИ / ПЛАТЕЖИ / РАЗВИТИЕ / БЮДЖЕТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МУНИЦИПАЛИТЕТ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КРИЗИС / ИНВЕСТИЦИИ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ПОТЕНЦИАЛ / БАНК / РЫНОК / БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бучаев Я.Г.

В статье анализируется состояние экономики Республики Дагестан и ряд стоящих перед ней проблем. Дается анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики, межбюджетных отношений, предложения по их оптимизации. Описывается состояние дел в банковском секторе, на фондовом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемы финансовых отношений в республике Дагестан»

10(175) - 2010

¿ЬегиаНаль^ый acaetcm

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Я. Г. БУЧАЕВ,

доктор экономических наук, профессор,ректор E-mail: dginh@yandex.ru Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве РеспубликиДагестан

В статье анализируются состояние экономики Республики Дагестан и ряд стоящих перед ней проблем. Даются анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики, межбюджетных отношений, предложения по их оптимизации. Описывается состояние дел в банковском секторе, на фондовом рынке.

Ключевые слова: Республика Дагестан, экономика, финансы, налоги, платежи, развитие, бюджет, законодательство, муниципалитет, предприятие, кризис, инвестиции, федерализм, потенциал, банк, рынок, благосостояние.

Экономика Республики Дагестан на современном этапе характеризуется довольно серьезным отставанием промышленного производства по сравнению с прошлым периодом развития, когда в полную мощность функционировали 2 ООО предприятий, из которых 200 крупных и 16 предприятий ВПК. Приватизация и недобросовестный менеджмент привели к почти полному развалу отрасли, в которой на настоящее время полноценно функционируют и выпускают конкурентоспособную продукцию всего несколько десятков предприятий. Небольшие точки роста по производству и переработке продукции АПК не дают ощутимого роста налоговых поступлений. А вследствие существенного уменьшения занятости населения нет заметного роста поступлений по такому виду налогов как подоходный. В развитии малого пред-

принимательства также не наблюдается каких-либо сдвигов по причине недоступности для рядового предпринимателя средств поддержки со стороны государства, формально продекларированных и фактически недоступных. Еще одной причиной отставания является забюрократизированность процедур регистрации и учета субъектов малого бизнеса. Система «одного окна» так и не работает, огромное число контролирующих и проверяющих органов парализует функционирование малого и среднего предпринимательства бесконечными проверками и ревизиями.

Тем не менее есть и позитивные сдвиги в экономике республики. В 2008 г. прирост поступления налогов и платежей, администрируемых ФНС России, в консолидированный бюджет РеспубликиДагестан составил 76,4 % (в 2007г. — 7 654,5 млн руб., в 2008г. — 13 503,7 млн руб.). Налоговая нагрузка к валовому региональному продукту республики составила 6,4 % против 5 % предыдущего года.

В 2008 г. экономика республики вышла на следующие показатели:

• объем валового регионального продукта составил более 211 млрд руб.;

• уровень денежных доходов на душу населения составил 11 330 руб., среднемесячная номинальная начисленная заработная платадостигла 7 500руб., доходы консолидированного бюджета на душу населения составили 19,1 тыс. руб.;

• объем инвестиций в основной капитал составил более 82 млрд руб.

В течение 2008 г. налоговыми органами Республики Дагестан проводилась активная работа по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учету налогоплательщиков и ведению государственных реестров юридических лиц (ЕГРЮЛ), индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и налогоплательщиков (ЕГРН).

Налоговыми органами Республики Дагестан за 2008 г. обеспечено поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, адми-нистрируемых ФНС России, в сумме 23 528,2 млн руб. с темпом роста 143,7% к предыдущему году. Бюджетообразующие налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др.) в общем объеме поступлений в 2008г. составили 85,8%. По сравнению с соответствующим периодом 2007 г. поступления по ним увеличились на 5 068,4 млн руб.

Внутри базовых отраслей экономики основной оборот организаций по видам экономической деятельности приходится на обрабатывающие производства; оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь. Эти отрасли экономики являются ведущими и по сбору платежей: внутри промышленного производства — это обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, строительство, оптовая и розничная торговля, а также государственное управление и обеспечение безопасности, обязательное социальное обеспечение.

За счет этих отраслей обеспечено две трети налоговых поступлений среди всех видов экономической деятельности: в 2008 г. — 66 %,в 2007г. — 84,5%, в том числе: по обрабатывающим производствам — 16,6 и 28,5%; по добыче полезных ископаемых — 6,9 и 9,8 %, по транспорту и связи — 10,9 и 12,0%; по строительству — 4,2 и 9,4%; по производству и распределению электроэнергии, газа и воды — 9,0 и 8,4 %, по оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 3,7 и 4,9 %; государственному управлению и обеспечению безопасности, обязательному социальному обеспечению — 12,0 и 8,8 %.

Экономический кризис на мировом рынке повлиял на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Республики Дагестан, что в свою очередь отражается на исполнении доходной части бюджета. Так, наблюдалось значительное снижение поступлений по налогу на прибыль в республиканский бюджет по сравнению с 2007 г.

В целом, несмотря на продолжающийся рост цен и негативное влияние финансово-экономического кризиса, итоги социально-экономического развития республики за первое полугодие 2009 г. характеризуются ростом темпов основных показателей по сравнению с соответствующим периодом прошлого года: промышленного производства — на 8,1%, сельского хозяйства — на 4,7 %, инвестиций в основной капитал — на 25 %, строительства — на 18,2%, оборота розничной торговли — на 12,3%, объема платных услуг населению — на 18,9 %, налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета — на 24,7%, реальных располагаемых денежных доходов — на 11,1 %, номинальной среднемесячной заработной платы — на21,4 %.

Кризисные явления на финансовом рынке показали, что необходимо критически проанализировать сложившуюся ситуацию, эффективнее использовать внутренние резервы республики.

С первых лет существования рыночных отношений государство столкнулось с проблемой массового уклонения от налогообложения и, как следствие, со значительными потерями доходной части бюджета.

Первостепенной задачей увеличения доходной части республиканского бюджета остается необходимость наращивания собственной налоговой базы и уровня собираемости налогов и сборов в бюджетную систему республики.

Необходимо решать вопросы, связанные с развитием малого бизнеса. Реализация этой задачи позволит сохранить в республике темпы экономического развития, снять социальную напряженность за счет создания рабочих мест, а также обеспечить политическую стабильность. По официальным данным, в республике только 17% экономически активного населения занято в малом бизнесе. В «тени» находится значительная часть работающих в этой сфере, так же, как и ихдоходы.

Уточненные параметры прогноза консолидированного бюджета Республики Дагестан отражают развитие экономики республики в условиях сохранения инфраструктурных ограничений, замедление роста при относительном ухудшении

^tcafrtXifoWiectcuu feetuafr&A&fruü лса&сш

10(175) - 2010

конкурентоспособности производителей местной продукции, что проявляется в торможении инвестиционной активности, снижении темпов роста банковского кредитования и относительно более высоком вкладе импорта в удовлетворение внутреннего потребительского спроса.

Прогнозы правительства Республики Дагестан по увеличению бюджета снижены на 20 % по всем сферам производства, что необходимо учитывать при построении бюджетной политики, исходя из существующих реалий.

Что касается дополнительных доходов в консолидированный бюджетв 2008 г. в размере 1 млрд 150 млн руб., за девять месяцев удалось собрать 617,1 млн руб. К сожалению, нельзя утверждать, что эти дополнительные доходы обеспечены только за счет легализации «теневого» бизнеса, а не за счет переплат разных видов налогов. В республике все еще остаются охваченными скрытой экономической деятельностью такие сферы, как производство и реализация алкогольной продукции, ГСМ, торговля, строительство, производство строительных нерудных материалов, транспорт, платные услуги и др. По итогам года не выполнено задание по налогам на прибыль в размере 170 млн руб., акцизам на алкогольную продукцию в размере 88 млн руб., акцизам на ГСМ в размере 73 млн руб., налогам на имущество организаций в размере 89 млн руб., земельному налогу в размере 127 млн руб. и т. д.

Большая доля ответственности по проведению этой работы ложится и на плечи муниципальных образований, которые должны быть в первую очередь заинтересованы в легализации деятельности действующих на их территориях предприятий и предпринимателей, в развитии своей налогооблагаемой базы и увеличении доходов муниципальных бюджетов. Вывод экономики из «тени» позволит увеличить налоговую базу.

В республике очень много неэффективных производств. Назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в сфере управления государственным имуществом. Надо срочно ускорить работу по оптимизации количества государственных предприятий и, определив цели государства по каждому объекту управления, обеспечить ликвидацию низкорентабельных и убыточных предприятий.

Существенным источником пополнения республиканского консолидированного бюджета должно стать наведение порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений. Необходимо установить жесткий

контроль за использованием таких объектов, условиями сдачи в аренду и поступлением доходов от аренды государственной собственности в республиканский бюджет.

Для увеличения поступлений платежей от государственных унитарных предприятий необходимо утверждать им основные направления хозяйственной деятельности, в том числе целевого использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и с учетом размера прибыли, подлежащей перечислению в республиканский бюджет, как это предусмотрено в федеральном бюджете.

Дополнительные неиспользованные резервы остаются и в связи с незавершенной работой по инвентаризации земли, отсутствием программы кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения и поселений. Аналогичное положение и в оценке имущества физических лиц. Необходимо завершить инвентаризацию всех земельных ресурсов.

Низкие размеры поступлений платежей от использования в республике водных, биологических ресурсов и недр наглядно показывают на имеющиеся недостатки и резервы. Не ведется учет пользователей подземных водных объектов (скважин), не определены фактические объемы по добыче подземных вод, не определены также плательщики и порядок налогообложения пользования водными объектами в сельской местности и т. д.

На протяжении ряда лет доля поступлений от налога на имущество физических лиц остается незначительной. При этом нормативно-правовыми актами муниципальных образований не закреплены сроки, в которые налогоплательщик обязан оформлять право собственности на завершенное индивидуальное жилищное строительство. Это приводит к значительному снижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц. Необходимо также внести изменения в налоговое и административное законодательство, устанавливающее механизм привлечения физических лиц к ответственности за уклонение от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости.

Одним из существенных недостатков в составлении муниципальных бюджетов является отсутствие проводимой муниципальными образованиями работы по изучению налогового потенциала своих территорий. При разработке проектов бюджетов на очередной финансовый год показатели по доходам не подтверждены расчетами, определяющими налогооблагаемую базу по видам налогов. Дальнейшее разграничение полномочий между органами власти всех уровней в результате новых законодательных

инициатив Правительства РФ увеличивает объем полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Анализ финансового положения муниципальных образований свидетельствует о том, что доходы местных бюджетов не соответствуют потребностям муниципалитетов для реализации собственных полномочий. Положение усугубляется тем, что уровень налоговой автономии региональной власти и органов местного самоуправления снизился. Поэтому дальнейшие изменения в налоговом и бюджетном законодательстве должны быть направлены на обеспечение приоритетности формирования доходов региональных и местных бюджетов за счет тех доходных источников, в отношении которых региональные органы власти и органы местного самоуправления имеют необходимые и достаточные полномочия.

Есть проблемы в организации финансового контроля муниципальных образований. Именно региональные контрольные органы должны взять на себя функцию контроля над финансами муниципалитетов (не оставляя это на откуп муниципальным контрольным органам), так как 40% консолидированного бюджета — это муниципальные бюджеты. В этой области наблюдаются самые большие проблемы и коррупционные схемы.

Экономический кризис показал, что настало время укрупнения муниципальных образований, поскольку справиться с его последствиями в условиях слабой финансовой базы сложно. Образовалось много поселений, преимущественно сельских, где объем доходов меньше, чем объем затрат на содержание чиновников муниципалитетов, численность населения невелика, собственной налоговой базы нет. Ясно, что нет и эффекта от работы такой администрации. Двум-трем объединенным поселениям, даже с невысоким налоговым потенциалом, сообща проще осуществлять полномочия по многим вопросам местного значения.

В целях преодоления негативного влияния последствий финансово-экономического кризиса на социально-экономическое развитие республики и создания условий для динамичного развития экономики и социальной сферы республики необходимо:

• установить жесткий режим финансирования расходов республиканского бюджета в пределах поступающих доходов и усилить профилактическую направленность последующего контроля за выполнением хозяйствующими субъектами обязательств перед бюджетом и соблюдением

ими установленного порядка использования средств, полученных из бюджета;

• администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан в целях наращивания налоговой базы и увеличения доходов консолидированного бюджета совместно с заинтересованными ведомствами принять меры, направленные на легализацию «теневой» зарплаты, а также на реализацию мероприятий по увеличению налогооблагаемой базы, собираемости налоговых и неналоговых платежей. Важнейшими задачами совместной деятельности правительства Республики Дагестан и всех заинтересованных министерств и ведомств в 2009 г. являлись:

• активизация инвестиционной деятельности, в том числе содействие промышленным организациям в привлечении инвесторов для реализации инвестиционных программ и создание максимально благоприятных условий, способствующих активизации притока инвестиций в республику;

• обеспечение эффективности инвестирования бюджетных средств, тщательного отбора инвестиционных проектов;

• содействие внедрению инновационных проектов и разработок в производство и увеличение доли инновационной продукции;

• расширение налогооблагаемой базы и совершенствование налогового администрирования;

• реализация мер, направленных на собираемость налоговых и неналоговых платежей, рационализацию расходов бюджета республики. Проведенный анализ демонстрирует высокую

степень зависимости регионального бюджета от федеральных налогов. Расширение экономических прав субъектов Федерации настоятельно требует формирования активной региональной налоговой политики, направленной на оптимальное сочетание интересов Федерации и ее субъектов. Федеральные органы власти располагают широкими возможностями влияния на региональную экономику и инвестиционную сферу путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных налоговых льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, предоставления инвестиционного налогового кредита, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования и т. д. В условиях формирования реального экономического и налогового федерализма в Российской Федерации

'Эка^сшигесшй. л^&лиу. рггиа^лл^Я^ий лсо&сш

10(175) - 2010

аналогичными правами и возможностями должны обладать и региональные органы власти.

При федеративном устройстве огромное значение имеет разработка механизмов экономического регулирования и оптимального разграничения налоговых полномочий трех уровней власти — федерального, регионального и местного.

Сложившаяся в настоящее время система формирования доходного потенциала бюджетов различных уровней приводит к целому ряду негативных последствий. Наличие регулирующих налогов делает бюджеты непрозрачными, поскольку передача того или иного закрепленного налога без отражения его в соответствующем бюджете искажает объем финансовых средств, которыми реально распоряжается этот уровень бюджетной системы. Причем размеры этих искажений достаточно велики, ведь федеральный центр управляет основными налоговыми механизмами, но при проектировании федерального бюджета и его исполнении эти реальные налоговые полномочия обычно не упоминаются, и говорится лишь об итоговом соотношении, складывающемся в результате перераспределения налоговых документов по уровням бюджетной системы. Налоги, получаемые субъектами Российской Федерации без права управления налоговым механизмом, не могут быть реально задействованы как стимулирующий рычаг управления развитием экономического потенциала региона.

Формирование бюджетов субъектов Федерации и органов местного самоуправления за счет отчислений от федеральных налогов подрывает не только самостоятельность, но и ответственность региональных властей за формирование и развитие собственного налогового потенциала.

Есть резервы развития и у банковского сектора республики. По состоянию на 01.01.2009 банковская система Республики Дагестан представлена 242 кредитно-кассовыми учреждениями, в том числе 32 региональными банками, 15 филиалами инорегио-нальных банков, 56 филиалами региональных банков, 139 дополнительными и кредитно-кассовыми офисами. Две кредитные организации имеют генеральную лицензию, одна из которых позволяет осуществлять операции с драгоценными металлами, 14 банков и 13 филиалов кредитных организаций других регионов имеют лицензии на осуществление операций в иностранной валюте; 23 из 32 банков и 13 из 15 филиалов являются участниками системы страхования вкладов. Объем застрахованных вкладов составляет 99 % от общего объема привлеченных от населения вкладов. Активы на начало года

составили 40,9 млрд руб. и увеличились за год на 65,7%. По состоянию на 01.04.2009 76% (12,1 млрд руб.) активов приходится на долю шести банков. Это банки Экспресс, Дагэнергобанк, Эсидбанк, Эльбин, Месед, Кредитинвест. К числу крупных по объемам активов можно отнести и 4 филиала (19,6 млрд руб. на 01.04.2009): Дагестанское отделение Сбербанка, филиалы Россельхозбанка, Газпромбанка, Витас-банка. На01.04.2009объемресурсов составил 29,5 млрд руб. Основное место в структуре занимают привлеченные ресурсы, составляющие 18,4 млрд руб., доля собственных ресурсов соста-вила6,3 млрд руб. Собственные средства на начало IIкв. составили 2,7 млрд руб., при этом 51,9% от общего объема собственных средств приходится на долю банков Дагэнергобанк, Месед, Экспресс. Прибыль кредитных учреждений за 2008 г. составила 1,3 млрд руб., увеличившись за год в 2,5 раза. Более половины объема прибыли приходится на долю филиала Россельхозбанка и Дагестанского отделения Сбербанка.

Региональная банковская система в 2008 г. продолжала наращивать среднесрочную и долгосрочную ресурсную базу, в том числе и за счет привлечения срочных депозитов и вкладов. Увеличение реально располагаемых денежных доходов населения привело к увеличению объема депозитов и вкладов на 63 %, т. е. в реальном выражении — 9,6 млрд руб. Кроме того, банковская система Дагестана продолжила наращивание объемов кредитования. Наиболее высокие объемы средств в республике предоставляются физическим лицам — 41 %, а также на такие виды деятельности, как оптовая и розничная торговля — 11 %, обрабатывающие производства — 8,3%. Средства, выделяемые по программе поддержки АПК через Россельхозбанк, увеличивались на протяжении всего года. Сумма выданных за 9 месяцев 2008 г. кредитов равнялась 1,8 млрд руб. Кредиты предоставлялись в основном сельскому хозяйству, обрабатывающим производствам, а также индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, имеющим личные подсобные хозяйства. Процентные ставки в региональном банковском секторе одни из самых высоких на Юге России. Эксперты связывают это с высоким спросом на заемные средства и с тем, что почти 70 % кредитов выдаются в такие отрасли, как оптовая и розничная торговля, строительство, а также физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей.

Последствия экономического кризиса в стране неизбежно коснутся отдельных сфер жизнедеятельности республики и окажут влияние на банковский

^tcafrtbfoWiectcuü fee'tuixfr&A'ii.frftü лсаекш

10 (175) - 2010

сектор. Снижение уровня производства, уменьшение прибыльности предприятий, рост безработицы и снижение уровня доходов населения приведут к замедлению роста ресурсной базы кредитных организаций за счет снижения средств на счетах клиентов и депозитов. Вследствие увеличения риска кредитования, связанного с нестабильностью реального сектора экономики, в силу отсутствия у предприятий качественного обеспечения заемных средств и обоснованных бизнес-проектов банковский сектор будет увеличивать процентную ставку по кредитам (помимо увеличения ставки в результате инфляции). Возможно также сокращение объемов кредитования, в том числе потребительского. В целях сохранения и приумножения денежных средств, кредитные организации будут пытаться уйти от реальных заемщиков на валютный и фондовый рынки.

Для смягчения последствий влияния спада на экономику республики, Национальный банк Республики Дагестан предложил, в частности, предоставлять синдицированные кредиты. Это значит, что необходимая сумма кредита будет выдаваться одному предприятию несколькими банками. Рекомендуется также целенаправленно поддерживать субъекты малого и среднего предпринимательства. Рассматривается также возможность создания регионального залогового агентства, оказывающего различным отраслям экономики, в том числе банковскому сообществу, консультативную и практическую помощь при оценке и оформлении залогового имущества. Также необходимы сокращение наличного денежного оборота и создание системы внутриреспубликанского аукциона экономических проектов. Россельхозбанк поступательно увеличивал ресурсы в развитии народного хозяйства, за 3 года увеличив кредитный портфель в 7 раз. Около 80% ресурсов было выдано на развитие агропромышленного комплекса. В 2009 г. были поставлены амбициозные задачи — в соответствии с бизнес-планом увеличить кредитный портфель до 10 млрд руб. и открыть офисы во всех городах и районах. Среди ключевых проблем банковской системы на ближайшую перспективу — ухудшение

Список литературы

финансового положения заемщиков и трудности с погашением взятых обязательств перед банком. Пока ситуация управляемая, но напряженность сохраняется, так как в разы увеличивается количество обращающихся по вопросам пролонгации ранее взятых кредитов.

Находится в критическом положении машиностроительная отрасль республики, которая страдает из-за отсутствия государственного оборонного заказа, на который она ранее была ориентирована, и невозможности получения кредитов для технологического переоснащения и выпуска конкурентоспособной продукции. Большинство таких предприятий были градообразующими, вносили наибольший вклад в экономику региона. У большинства из них в настоящее время основными «ценностями» являются огромные земельные участки, здания производственно-складских помещений и имеющееся оборудование. Таким предприятиям необходимо выдавать кредиты под имеющийся залоговый фонд, а также субсидировать процентные ставки по кредитам при реализации ими приоритетных инвестиционных проектов. В противном случае на крупных машиностроительных предприятиях может начаться массовый отток специалистов, вследствие чего резко увеличится безработица. Фактически банки республики отказываются финансировать промышленные предприятия, а если и выдают кредиты, то краткосрочные и под высокие проценты.

Фондовый рынок республики находится в зачаточном состоянии и экономикой региона не используется ни одно из его преимуществ как для привлечения средств в реальную экономику республики, так и для развития инвестиционного климата вообще.

В регионе есть определенные сдвиги по улучшению социально-экономической ситуации. Есть и определенные проблемы. Необходима консолидация всех усилий государства, бизнеса, общества для решения насущных проблем, стоящих перед экономикой Республики Дагестан. Без этого невозможно достичь должного благосостояния граждан, политической стабильности, социальной защищенности нуждающихся.

1. Бучаев Г. А. Южный федеральный округ: экономические и социальные проблемы развития. Махачкала: Даг-пресс, 2004.

2. Петросянц В. 3. Экономическая политика депрессивного региона. М. : Наука, 2005.

3. Социально-экономическое положение в Республике Дагестан в 2008 году. Махачкала: Дагестанстат, 2008.

4. ШихахмедовГ. Г. ЭкономикаДагестана: история, потенциал, перспективы. М. : Дельта-Гранд, 2007.

5. URL: http://www.riadagestan.ru.

6. URL: http://www.e-dag.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.