Научная статья на тему 'Приоритетные проекты президента республики Дагестан: современное состояние и перспективы реализации'

Приоритетные проекты президента республики Дагестан: современное состояние и перспективы реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ / НАЛОГОВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРО ЕКТЫ ПРЕЗИДЕНТА / ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ / ECONOMY / SOCIAL STATUS / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ECONOMIC GROWTH / THE PRODUCTION OF WEALTH / INVESTMENTS / PRIORITY PROJECTS OF THE PRESIDENT / THE PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF PRIORITY PROJECTS / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Р. М.

Анализируется состояние экономики и социальной сферы Республики Дагестан, а также реа лизация приоритетных проектов Президента республики в 2013 году. Исследуются причины недостаточ но эффективной их реализации и намечены пути преодоления этих причин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRIORITY PROJECTS OF THE PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN: CURRENT STATUS AND PROSPECTS OF IMPLEMENTATION

Examines the state of the economy and social sphere of Republic of Dagestan, as well as the implementation of priority projects of the President of the Republic in 2013. Explores the lack of effective implementation and the ways of solving these problems.

Текст научной работы на тему «Приоритетные проекты президента республики Дагестан: современное состояние и перспективы реализации»

МАГОМЕДОВ Р.М.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Анализируется состояние экономики и социальной сферы Республики Дагестан, а также реализация приоритетных проектов Президента республики в 2013 году. Исследуются причины недостаточно эффективной их реализации и намечены пути преодоления этих причин.

Ключевые слова: состояние экономики, социальное положение, социально-экономическое развитие, экономический рост, производство материальных благ, налоговые отчисления, инвестиции, приоритетные проекты президента, перспективы реализации приоритетных проектов.

MAGOMEDOV Я.М.

THE PRIORITY PROJECTS OF THE PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN: CURRENT STATUS AND PROSPECTS OF IMPLEMENTATION

Abstract. Examines the state of the economy and social sphere of Republic of Dagestan, as well as the implementation of priority projects of the President of the Republic in 2013. Explores the lack of effective implementation and the ways of solving these problems.

Keywords: economy, social status, socio-economic development, economic growth, the production of wealth, taxes, investments, priority projects of the President, the prospects for the implementation of priority projects.

Главная задача, которая стоит перед дагестанским обществом сегодня - это коренным образом изменить социальное положение в республике, т.е. повысить уровень жизни населения и обеспечить социальную стабильность. Как известно средством для достижения такой цели является увеличение производства материальных благ и обеспечение экономического роста.

Однако, несмотря на наблюдаемые с 2001 года достаточно высокие темпы экономического роста по уровню основных показателей Дагестан существенно отстает от многих регионов и среднероссийского уровня.

Согласно официальным данным федеральной службы Государственной статистики Российской Федерации (Росстата) [3] на 1 января 2013 года Дагестан по важным показателям имел следующие позиции: валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения (2011г.) -74; объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых - 52, обрабатывающие производства - 69, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 67; по производству продукции сельского хозяйства - 15; по обороту розничной торговли -24; по основным фондам в экономике - 38; по инвестициям в основной капитал на душу населения - 56; по уровню занятости - 78; по среднедушевым денежным доходам - 28; по среднемесячной зарплате одного работника - 83; по общей площади жилых помещений, приходящейся на одного жителя -81; по поступлению налогов и сборов в бюджетную систему РФ

- 82 и т.д. При удельном весе среднегодовой численности занятых в экономике равном в 1,4%, объем отгруженных товаров собственного производства по обрабатывающим производствам составил всего 0,11%, производство электроэнергии - 0,29%, производство сельхозпродукции

- 2,0%, объем строительных работ - 1,3%, объем платных услуг - 1,2%. Результаты внешнеэкономической деятельности Дагестана также не вызывает восторга (импорт - 0,2%, экспорт -0.0%). Как последствие низкого уровня развития экономики республики является и малые объемы налоговых отчислений. Так поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации составило: всего - 0,20 процентов от общего объема поступлений по стране, в т.ч. в федеральный бюджет - 0,08% [3].

Из 20 показателей, характеризующих различные стороны социально-экономического развития, республика только по 5-ти показателям входит в первую половину субъектов страны.

Даже по производству продукции сельского хозяйства, где Дагестан занимает наиболее высокую позицию среди субъектов страны (15 место) он отстает от среднероссийского уровня. Относительно благополучную ситуацию по доходам на душу населения (28 место среди субъектов) можно объяснить не развитием экономики республики, а тем, что население Дагестана, как и в прежние времена, занимается отходничеством.

С экономическими показателями напрямую связано и социальное состояние населения республики. Так среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила - 13659,6 рублей (РФ-26628,9р.), общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя - 16,5 кв.метров (РФ-23,0 кв.м.), потребление продуктов питания на одного человека в год: мяса и мясопродуктов - 36 кг.; молока 211 литров; яиц - 143 штуки; сахара - 38 кг.; овощей - 222 кг. ; картофеля - 92 кг. Относительно других субъектов РФ Дагестан по потреблению указанных продуктов питания занимает, соответственно 80, 59, 79, 41, 1 и 61 места [3].

Учитывая значимость проблемы в 2013 году Правительством РД по представлению президента республики были определены 10 приоритетных направления социально-экономического развития республики и приняты проекты по реализации этих направлений. Это: обеление экономики; создание «точек роста»; инвестиции в Дагестан; новая индустриализация; эффективное государственное управление; эффективное территориальное развитие; эффективный агропромышленный комплекс; бренд нового Дагестана; человеческий капитал; правопорядок и безопасность в Дагестане [2].

Нами проведен анализ реализации наиболее важных из этих проектов, выявлены причины, мешающие их эффективной реализации и предложены пути преодоления этих причин. Наиболее важными из приоритетных проектов приняты те, которые обеспечат увеличение финансовых поступлений в бюджет республики. Прежде всего - это приоритетный проект «Обеление экономики».

В рамках данного проекта были поставлены следующие задачи:

1. Расширение налоговой базы по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу.

2. Повышение поступлений налога на доходы физических лиц.

3. Повышение поступлений по налогу на прибыль организаций.

4. Работа с отдельными группами налогоплательщиков: малый и средний бизнес.

5. Работа с отдельными группами налогоплательщиков: крупный республиканский бизнес.

6. Работа с отдельными группами налогоплательщиков: крупные холдинговые структуры.

7. Расширение инструментов мотивации органов местного самоуправления (МСУ) к расширению налоговой базы муниципальных образований (МО) и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты.

По первой задаче в 2013 году реализованы следующие мероприятия [4].

В соответствии с утвержденным графиком проводились зональные выездные совещания по вопросам выявления резервов по налогам в муниципальных образованиях с участием территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Дагестан, а также глав муниципальных районов, городских округов и поселений. Специальными рабочими группами в результате проведенных проверок выявлены на территориях МО объекты, не состоящие на налоговом учете: 29060 - земельных участков, 27775 объектов имущества и 600 транспортных средств; установлены собственники, не оформившие имущественные права в законодательном порядке по имуществу физических лиц -46899 единиц, по земельным участкам - 39022 единиц; поставлены на учет как плательщики налога на имущество - 8478 объектов, земельного налога - 5566 и по транспортному налогу -3268 объектов. По производственным объектам - выявлены 368 незарегистрированных случая.

По предварительным данным внесены в налоговые органы сведения о 687673 земельных участках (по состоянию на 01.01.2013 г. - 124283 участков) и 226229 объектах недвижимости (по состоянию на 01.01.2013 г. - 178000 объектов), которые практически прошли форматно-логический контроль [4].

Межведомственной комиссией определен налоговый потенциал на 2014 год [1]:

-по земельному налогу в объеме 1107,5 млн. руб., что в 1,4 раза больше плана на 2013 год (819,1 млн. руб.);

-по налогу на имущество физических лиц - 212,8 млн. руб., что в 1,4 раза больше плана на 2013 год (158,0 млн. руб.).

В текущем году заключено 180 договоров аренды земельных участков на общую сумму 7,405 млн. рублей, по которым за истекший период поступило денежных средств в сумме 26190,8 тыс. рублей.

Совместные мероприятия УФНС России по РД и УГИБДД МВД по РД

обеспечили поступление транспортного налога за 2013 год в сумме 142,3 млн. руб., что на 40,7 млн. руб. или в 1,4 раза больше уровня 2012 года. Кроме того, принятый закон РД «О внесении изменений в статью 2 Закона РД «О транспортном налоге», предусматривающий увеличение ставок налога, позволит привлечь в 2014 году в бюджет РД дополнительные доходы около 100 млн. рублей [4].

По второй задаче - в рамках работы, созданных в налоговых органах межведомственных комиссий по увеличению доходной части консолидированного бюджета РД, развитию налогооблагаемой базы и легализации «теневой зарплаты» были проведены 128 заседаний, куда приглашались руководители предприятий и индивидуальные предприниматели, в которых имелась низкая налоговая нагрузка и оплата труда ниже, чем по отрасли. В результате принятых мер за 2013 год поступление НДФЛ в консолидированный бюджет составило 10965,5 млн. рублей (факт за 2012 г. - 8820,9 млн. руб.) [4].

По увеличению поступлений по налогу на прибыль организаций в 2013 году УФНС России по РД на постоянной основе проводился анализ налоговой нагрузки в разрезе хозяйствующих субъектов отраслей экономики республики, с целью выявления предприятий и организаций, имеющих налоговую нагрузку ниже среднего уровня в конкретной отрасли. Проведено 326 результативных налоговых проверок, доначисления по которым составили 1102,0 млн. рублей

[4].

По работе с субъектами малого и среднего бизнеса УФНС России по РД проведены проверки в отношении 9879 субъектов предпринимательства, в результате которых выявлены 3441 субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации. Привлечены к административной ответственности 1017 субъектов предпринимательства. Поставлены на учет 1659 субъектов, что обеспечили дополнительные поступления в бюджет в сумме 7964,8 тыс. рублей. За 2013 год в местные бюджеты поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 6481,1 млн. рублей, что составляет 101,2 % от плана или 118,0 % к уровню 2012 года. На 2014 год налоговый потенциал муниципальных образований РД определен в сумме 7180,1 млн. рублей, что составляет 112,1% к плану 2013 года [4].

По работе с крупным республиканским бизнесом в 2013 году определены наиболее крупные налогоплательщики республики по основным видам деятельности: строительство - 7 ед., оптовая торговля - 6 ед., производство алкогольной продукции - 6 ед., машиностроение -5 ед., добыча полезных ископаемых - 3 ед. с целью рассмотрения условий сотрудничества с ними в области повышения налоговых доходов бюджета.

По работе с крупными холдинговыми структурами, основными акционерами которых являются выходцы из Дагестана, подготовлены обращения Президента РД к руководителям этих структур о переводе их корпоративных центров прибыли на налоговый учет в Республику Дагестан и предоставления им возможных преференций в рамках правового поля РФ и РД.

Проведена большая работа по расширению инструментов мотивации органов МСУ к увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты. По данной задаче в республиканском бюджете РД на 2014, 2015 и 2016 годы предусмотрены средства в объеме 50 млн. рублей на финансирование расходов по стимулированию МО РД за реализацию на своих территориях мер по обеспечению поступления в местные бюджеты дополнительных налоговых доходов. Разработан и внесен в Правительство РД проект постановления Правительства РД «О порядке поощрения муниципальных районов и городских округов РД за реализацию мер по обеспечению дополнительных поступлений налоговых доходов в бюджеты муниципальных образований».

По приоритетному проекту Президента Республики Дагестан «Инвестиции в Дагестан (включая подпроекты «Привлечение федеральных инвестиций», «Предприниматель опора Дагестана») утвержден перечень ГП Российской Федерации, ФЦП, реализуемых и предусматри-

ваемых к реализации на территории РД в 2013 году (4 ГП РФ и 25 ФЦП) и закреплены ответственные члены Правительства РД за реализацией этих программ; подготовлен проект распоряжения Президента РД об увеличении на 50% представленности РД в ФЦП в 2014 год относительно 2012 года [4].

На сегодняшний день инвестиционные проекты ООО «Мараби», ООО «Завод строительных материалов», ООО «Дагагрокомплекс» и ООО «Кикунинский консервный завод» включены в программы кредитования банков ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Россельхозбанк», подписаны кредитные договоры на общую сумму 7 млрд. 398 млн. рублей. С ГК «Внешэкономбанк» по инвестиционным программам работает ОАО «Каспийский завод листового стекла». Проводится работа по установлению сотрудничества с ведущими российскими госкорпорациями и концернами (Ростехнологии, АСК Сухой, Созвездие, Гидроприбор, ЦНИИ Электроприбор и др.) с целью заключения соответствующих соглашений и участия предприятий республики в корпоративных инвестиционных программах. Подготовлены предложения для обсуждения с РОСНАНО по освоению Берикейского месторождения редкоземельных металлов со строительством завода по получению лития, и других редкоземельных металлов; по строительству 2-3-х солнечных электростанций; по созданию в РД производства нанокомпо-зитных материалов

По итогам 2013 года значительные результаты достигнуты и по проектам «Эффективный агропромышленный комплекс», «Человеческий капитал», «Эффективное государственное управление». В 2013 году впервые в республике создан портал «Открытый бюджет», где в доступной форме размещается информация о доходах и расходах республиканского бюджета.

Однако, следует отметить, что имеются некоторые причины, тормозящие реализацию «приоритетных проектов».

В настоящее время одной из таких проблем является нехватка профессиональных рабочих кадров. Считаем создание системы профессионального образования, ориентированного на запросы рынка труда первостепенной задачей для власти и бизнеса.

Вторая проблема - это отсутствие гарантированных заказов со стороны инвесторов и государства, что не позволяет работодателям содержать на перспективу в штате организации квалифицированных рабочих и специалистов, а прибегают к услугам низкоквалифицированных мигрантов. Выход из этой ситуации видим в создании системы специализированных по отраслям экономики образовательных учреждений начального профобразования с ресурсными центрами по подготовке и переподготовке кадров, представляющих собой инновационные центры нового поколения.

Следующая проблема - это негативный имидж республики, в связи криминогенной обстановкой. В этой связи считаем необходимым усилить внимание реализации приоритетного проекта «Бренд Нового Дагестана».

Каковы же перспективы реализации приоритетных проектов?

Прежде всего - по прогнозу темпы роста ВРП республики в 2014-2016 годах составят 11% в год. По стране прирост прогнозируется на уровне 4%. Основной вклад в формирование ВРП республики и обеспечение его роста будут вносить такие виды экономической деятельности как «оптовая и розничная торговля» (27,3% от общего объема), «строительство» (20,1%), «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (14,2%). В 2016 году, по мнению экспертов, сохранится тенденция опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с добычей полезных ископаемых, производством и распределением электроэнергии, газа и воды [1].

На высоком уровне прогнозируются темпы роста химического производства - в 2,7 раза, производства прочих неметаллических минеральных продуктов - в 4,9 раза, металлургического производства и производства готовых металлических изделий - в 5,7 раза, производство машин и оборудования - в 2,3 раза, производство транспортных средств и оборудования - в 3,7 раза.

Положительная динамика роста ожидается и в сельском хозяйстве. По прогнозу, среднегодовой темп роста в республике в 2014-2016 годах составит 106,6% (в РФ - 102,8%).

По прогнозу, рост должен произойти и по инвестициям в основной капитал: среднегодовые темпы прироста в 2014-2016 гг. составят 17,2%, тогда как в целом по Российской Федерации

этот показатель составит - 7,1%. Инвестиции на душу населения в 2016 году должен составить 118,1 тыс. руб. (по Российской Федерации - 142,4 тыс. рублей). [1]

Ожидается, что в республике с учетом роста инвестиций в основной капитал, возрастет и объем работ в отрасли строительства до уровня 164 млрд. рублей. За три следующих года рост по этому виду деятельности составит порядка 18%. За этот период в республике планируется увеличить ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования. Так, в 2014 год запланировано ввести 1610 тыс. кв. метров, в 2015 год - 1730 тыс. кв. м, В 2016 год -1860 тыс. кв. метров жилья [1].

Предполагается также увеличение поступления налоговых и неналоговых платежей во все уровни бюджетной системы РФ по РД в среднем на 20,0% ежегодно. Такое увеличение связывают, в основном, с увеличением числа хозяйствующих субъектов. Ожидается, что к 2016 году количество средних предприятий в республике возрастет по сравнению с 2012 годом в 1,7 раза, а количество малых предприятий - в 1,8 раза [1].

По прогнозам специалистов министерства экономики и территориального развития РД, за ближайшие три года должна сохраниться тенденция роста внешнеторгового оборота. Так, объем экспортных поставок (включая экспорт нефти) прогнозируется в 2016 году в размере 127,6 млн. долл. США, импортных поставок (включая неорганизованную торговлю) - 919,4 млн. долл. США [1].

Говоря о социально-экономическом развитии Дагестана, невозможно обойти стороной такой важный аспект как реальные денежные доходы населения. Предполагается, что до 2016 года они увеличатся в 1,3 раза. К 2016 году среднемесячную заработную плату работника планируется довести до 23683,2 рубля. Но при этом, специалисты подчеркивают, что зарплата в республике не достигнет среднероссийского уровня, которая в 2016 году ожидается в размере 41180 рублей [1].

Литература

1. Постановление Правительства РД от 17.10.2013 № 532 «О прогнозе социально-экономического развития Республики Дагестан на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».

2. Постановление Правительства РД от 04.07.2013 № 340 (в ред. от 08.10.2013) «О реализации приоритетных проектов Президента Республики Дагестан».

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. Росстат. - М., 2013. - 982 с.

4. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. Режим доступа: http://dagstat.gks.ru/

References:

1. Resolution of the Government RD of 17.10.2013 № 532 "On the forecast of socio-economic development of the Republic of Dagestan for 2014 and the planning period of 2015 and 2016".

2. Resolution of the Government RD of 04.07.2013 № 340 (in red. On 10.08.2013) "On the implementation of the priority projects of the President of the Republic of Dagestan. "

3. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2013: stat. Sat. Rosstat. - M., 2013. - 982 p.

4. The official website of the Territorial Department of the Federal State Statistics Service of the Republic of Dagestan. Access: http://dagstat.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.