эпп экономика, 1 предпринимательство и право 1 Том 6 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2016 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law 1 издательство Креативная экономика
m
региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере республики дагестан
Гасайниев М.Ю.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В целях повышения инвестиционного потенциала Республики Дагестан, формирования заинтересованности в повышении налогового потенциала требуется скорректировать региональную налоговую политику. В статье представлены вопросы формирования региональной налоговой политики и предлагаются подходы к её совершенствованию.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: налоговая политика, регион, региональная социально-экономическая политика
Regional tax policy: issues and prospects of realization (by the Example of the Republic of Dagestan)
Gasayniev M.Yu}
1 Rostov State Economic University "RINH" , Russia
В системе государственного регулирования экономики налоговую политику следует рассматривать в качестве существенного фактора формирования экономических отношений. Составным элементом налоговой политики государства является региональная налоговая политика — система экономических, финансовых и правовых мер, осуществляемых представителями региональной и муниципальной власти, нацеленных на стимулирование накопления и рациональное использование ресурсов, гармонизацию интересов экономики и общества.
Налоговая политика региона занимает важное место в финансово-экономической политике Российской Федерации, что является важным приоритетом экономико-политического развития страны.
Налоговая политика региона при кажущейся ее самостоятельности ограничена на федеральном уровне нормами налогового кодекса.
Важнейшими бюджетообразующими налогами на уровне региона являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физичес-
366 JOURNAL OF ECONOMICS, ENTREPRENEURSHIP AND LAW #4'2016 (October-December)
ких лиц, а межбюджетные трансферты, несмотря на тенденции к уменьшению, по-прежнему оказывают существенное влияние на доходную базу региональных бюджетов. В Республике Дагестан доля этих налогов в общем объеме поступлений составляют более 30% и 40% соответственно.
Поступления налогов на совокупный доход составили 543,2 млн руб. Что касается налога на прибыль, то его поступления в территориальный бюджет составили 9,7 млн руб.1
За 2014 г. поступления в бюджет Дагестана от всех налогоплательщиков — включая крупнейших, которые администрируются межрегиональными инспекциями ФНС России — составили 26,6 млрд руб Основная часть пришлась на поступления налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций2.
За 2015 г. с учетом поступления от крупнейших налогоплательщиков в консолидированный бюджет Российской Федерации обеспечено поступление 27,5 млрд руб. администрируемых налогов и сборов. По сравнению с 2014 г. поступления в бюджет увеличились на 3,2%, или 850,2 млн руб.3 Отметим, что с учетом поступления налогов от крупнейших налогоплательщиков в консолидированный бюджет республики Дагестан поступило 20,9 млрд руб., а по объемам поступлений среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа Дагестан расположился на втором месте после Ставропольского края.
1 http://www.gks.ru
2 http://www.spdag.ru/
3 http:// www.nalog05.ru
ABSTRACT:_
In order to increase the investment potential of the Republic of Dagestan and generate the interest in increasing the tax potential, we need to adjust the regional tax policy. The article presents the issues of development of regional tax policy and the ways to improve it.
KEYWORDS: tax policy, region, regional socio-economic policy
Received: 18.10.2016 / Published: 30.12.2016
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gasayniev M.Yu. (GMY.7110yandex.ru)
CITATION:_
Gasayniev M.Yu. (2016) Regionalnaya nalogovaya politika: problemy i perspektivy realizatsii na prim-ere respubliki Dagestan [Regional tax policy: issues and prospects of realization (by the Example of the Republic of Dagestan)]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 6. (4). — P. 365-369. doi: 10.18334/ epp.6.4.37437
В 2015 г. было исключено из практики проведение контрольных мероприятий в отношении честных налогоплательщиков. Контрольная работа налоговых органов была нацелена на проведение мероприятий в отношении реально действующих организаций и предпринимателей, скрывающих от налогообложения полученные доходы и другие объекты налогообложения. В фокусе особого контроля были организации, претендующие на незаконное получение вычетов и возмещение из бюджета налогов, с реальной возможностью взыскания дополнительно начисленных платежей. Например, в прошедшем году проведено 328 выездных налоговых проверок, что на 20,8% меньше, чем за 2014 г. В ходе проведенных выездных и камеральных проверок дополнительно начислено платежей во все уровни бюджетов 2202,4 млн руб., при этом по всем проверкам достигнут 100-процентный уровень резуль-тативности4.
Налоговые и неналоговые поступления доходов в консолидированный бюджет региона за восемь месяцев нынешнего года составили 20,9 млрд руб. Это 100,5% от планового назначения. Одновременно рост налоговых и неналоговых поступлений в сравнении с соответствующим периодом минувшего года составляет 114,7%. Это означает, что поступления увеличились на 2,7 млрд руб. Следует учесть, что в прошлом году динамика налоговых и неналоговых поступлений в сравнении с 2014 г. составила 1,042 млрд руб., что составляет 106%. Рост в основном обеспечен вследствие увеличения поступлений по налогу на прибыль (33,5%), транспортному налогу (27,5%), акцизам на горюче-смазочные материалы (25,1%), государственной пошлины (23,9%) и других источников5.
Отметим, собственно, в качестве инструмента региональной налоговой политики выступают налоговые льготы. Законодательством устанавливаются налоговые льготы для организаций, реализующих инновационные проекты, из числа которых можно выделить следующие:
• освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования;
• применение повышающих коэффициентов амортизации основных средств;
• применение повышающего коэффициента для расходов по НИОКР.
4 http://www.garant.ru
5 http://www.kavtoday.ru
ОБ АВТОРЕ:_
Гасайниев Муслим Юсупович, магистрант кафедры налогового администрирования (ЭМУ.7110yandex.ru)
цитировать СТАТЬЮ:_
Гасайниев М.Ю. Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере республики Дагестан // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — Том 6. — № 4. — С. 365-369. doi: 10.18334/ерр.6.4.37437
368 JOURNAL OF ECONOMICS, ENTREPRENEURSHIP AND LAW #42016 (October-December)
Одна из категорий налоговых льгот в инновационной сфере выделена по территориальному признаку. Аналогичные преференции реализуются методом создания особых экономических зон.
Главной льготой, а также стимулом для развития особых экономических зон (ОЭЗ) является гарантия от негативного изменения законодательства о налогах и сборах. Для резидентов ОЭЗ учтены налоговые льготы, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Следовательно, сложилось мнение, что политика в отношении предприятий ОЭЗ негативно сказывается на формировании доходной части бюджета.
В данном вопросе необходимо учесть следующее: собственно, за счет налоговых, таможенных льгот и прочих преференций регулируются поступления бюджетных доходов.
В результате развития ОЭЗ и, как следствие, создания дополнительных преференций по привлечению инвестиций происходит укрепление доходной базы местных бюджетов, налоговый потенциал которых не всегда обеспечивает выполнение собственных расходных полномочий.
Следовательно, ключевой проблемой при проведении налоговой политики в регионе является существенное ограничение его полномочий. Налоговые льготы субъект РФ имеет возможность дополнительно предусмотреть только по региональным и в муниципалитетах по местным налогам. При этом из них в качестве инструмента стимулирования инновационной деятельности организаций можно использовать только налог на имущество организаций. Дополнительные налоговые преференции регионы могут предусмотреть в виде понижения ставки налога на прибыль и единого налога по упрощенной системе налогообложения при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов» [2].
Следовательно, комплексная реализация мероприятий, нацеленных на повышение собираемости налогов, точно так же, как и создание благоприятных инвестиционных условий для развития бизнеса, помимо прочего предприятий ОЭЗ, позволит создать условия для расширения налогового потенциала территорий, выявить резервы роста доходов региональных бюджетов, помимо прочего, создать экономическую основу, необходимую для обеспечения социально-экономического развития, увеличения уровня жизни граждан.
Хотя республика остается высокодотационным регионом, темпы роста налоговых платежей опережают рост объемов экономической помощи из федерального бюджета.
Одной из основных задач является продолжение мероприятия по реализации приоритетного проекта «Обеление» экономики» в целях наращивания налогового потенциала и обеспечения объективности при формировании налоговой базы. В числе источников роста были названы анализ налогооблагаемой базы, повышение налогового администрирования, усиление налоговой дисциплины, активизация мер по легализации «теневой» экономики и «теневой» заработной платы.
Руководство Республики Дагестан разработало ряд мероприятий, направленных на стимулирование социально-экономического развития региона, так, к примеру, была утверждена Стратегия социально-экономического развития до 2025 года, реализация которой может позволить обеспечить достижение следующих важных экономических показателей: увеличение ВРП на душу населения; увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней; уменьшение дотационности бюджета6.
ИСТОЧНИКИ:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: части 1 и 2: с изм. и доп. Garant. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ ( дата обращения: 06.12.2013 ).
2. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (одобрено Правительством РФ 30.05.2013). Система консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 06.12.2013 ).
3. Интернет-портал «Российской газеты» зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-50379. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/01 /29/reg-cfo/nalogi-anons.html ( дата обращения: 06.12.2013 ).
6 http://www.garant.ru