Научная статья на тему 'Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности региона: предпосылки, методика, оценка'

Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности региона: предпосылки, методика, оценка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов В.В.

В условиях нестабильной экономики применение рыночных методов сопровождается рядом негативных последствий, основным из которых является нарастание резких различий в уровнях социально-экономического развития регионов. В статье говорится о необходимости решения вопроса о путях и закономерностях социально-экономического развития регионов, что требует теоретического переосмысления концепции функционирования региональных социально-экономических систем, прежде всего, с точки зрения их конкурентоспособности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности региона: предпосылки, методика, оценка»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА: ПРЕДПОСЫЛКИ, МЕТОДИКА, ОЦЕНКА

В.В. СМИРНОВ, кандидат экономических наук, доцент Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. В дореформенный период эти различия сглаживались политикой выравнивания условий жизнедеятельности населения, путем перераспределения бюджетных ресурсов, надбавочных коэффициентов, налоговых льгот и преференций, усреднения транспортных тарифов и т. п. [12, с. 127].

Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.

На социально-экономическое положение регионов оказали влияние и другие факторы: темпы и масштабы экономических преобразований, взаимоотношения региональной элиты с центром. Существенное значение имели исторически сложившаяся специализация экономики региона и возможность использовать природно-ресурсный потенциал и выгоды географического положения для внешнеэкономического сотрудничества [13, с. 96].

Сама постановка проблемы анализа дифференциации в социально-экономическом положении

регионов приобрела актуальность лишь в условиях постсоветского развития, когда местные правительства получили возможность активно воздействовать на процессы экономического развития на региональном уровне.

Сравнительно равномерная освоенность территории страны и выравнивание производственного потенциала регионов на постсоветском пространстве резко контрастируют с новой реальностью. Данный контраст частично определяет беспокойство общественности и экспертов по поводу тенденций российского регионального развития.

Вся история этого развития показывает, что, несмотря на известную уникальность, влияние многих всеобщих закономерностей и движущих сил оказалось не менее важным. То же самое происходит и сегодня, когда рынок трансформирует региональные пропорции и усиливает дивергентные тенденции.

Наличие в Российской Федерации большого числа кризисных территорий, беспрецедентная дифференциация региональных показателей порождены длительным системным кризисом, общей стагнацией экономики.

В условиях общего экономического кризиса ярко проявились различия в уровнях воспроизводственного потенциала регионов (природных ресурсов, производственных мощностей, рабочей силы, густоты транспортных артерий) [4, с. 13 — 14].

Для России, учитывая ее огромную территорию и разнообразие природных, социально-экономических, культурно-конфессиональных и политических условий, никакие реформы невозможны без учета территориальных факторов. Однако до сих пор власти РФ уделяли им недостаточно внимания, что отчасти объясняет неудачи и затруднения в проведении реформ.

В результате, по величине среднедушевого производства валового регионального продукта и

среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.

Необходимо учитывать, что регион как система представляет собой общность населяющих определенное географическое пространство людей, наделенных определенными материальными ресурсами и организованных во взаимодействующие звенья для достижения определенных социально-экономических целей. Такую систему следует рассматривать лишь с привязкой к конкретному административно-территориальному делению.

На основе этого можно сделать вывод, что конкурентоспособность регионов имеет государственное значение и является концептуальной составляющей государственной региональной политики. Данная закономерность была отмечена Л. П. Кураковым: «.. .федеральный центр объективно заинтересован в рентабельности экономики каждого региона и в плане пополнения российского бюджета, и с точки зрения социальной стабильности, межнационального сотрудничества» [7, с. 18].

Методика оценки конкурентоспособности региона. Проблемы социально-экономического развития регионов находятся в тесной зависимости от экономических, социальных, политических и других процессов, происходящих в Российской Федерации.

При формировании методики оценки конкурентоспособности региона используем системный подход, при котором функциональные взаимосвязи субъекта РФ рассматриваются как подсистемные взаимодействия общей социально-экономической структуры Российской Федерации, Приволжского федерального округа, региональной ассоциации — в зависимости от приоритетного направления развития.

Например, И. М. Хайдаров и Б. Д. Калачинова рассматривали систему как «.предмет качественно определенный свойствами единства составляющих его предметов (частей, элементов, компонентов), которое возникает на основе реальных их отношений, формирующих качественную определенность системы (единого целого, комплекса, организации) быть единой (целостной, организованной)», при

этом «каждая система имеет некоторый уровень организации. Он зависит, во-первых, от сложности системы и, во-вторых, от характера связи в ней» [15].

Региональная социально-экономическая система объективно должна определиться с интеграционным пространством, внутри которого будет происходить дальнейшее развитие посредством воспроизводственных взаимосвязей всех экономических субъектов.

Определение направления развития региона и обеспечение его качественного развития проводятся исследователями во многих странах. Цели и методология этих исследований, в сущности, не зависят от уровня развития страны, так как рассматривается рационально эффективное использование ограниченных ресурсов. Формирование методики оценки конкурентоспособности региона необходимо осуществлять на основе ряда принципов, позволяющих рассматривать регион как экономически активную единицу Российской Федерации.

Основными принципами оценки конкурентоспособности региона являются:

1. Принцип системности — необходимость анализа конкурентных преимуществ региона как системы взаимосвязанных элементов: коммерческих и не коммерческих учреждений; органов федеральной, региональной власти и местного самоуправления и т. д.

2. Принцип комплексности — оценка социально-экономического положения региона, осуществляется с учетом всех внешних и внутренних факторов.

3. Принцип долговременности — результаты оценки должны учитывать принципы стратегического развития региона и определять его положение в будущем.

4. Принцип сопряженности — рассматривать конкурентоспособность региона как составную часть социально-экономического развития страны, с учетом федеративных особенностей.

5. Принцип непрерывной изменчивости — оценка и обеспечение конкурентоспособности региона применима только на ограниченном временном промежутке.

6. Принцип контринтуитивного поведения сложных систем Форрестера — обеспечение конкурентоспособности региона, осуществляется, до тех пор пока полностью не согласуется с идеями автора.

7. Принцип устойчивого неравновесия — конкурентоспособность региона зависит от степени

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

23

динамичности отдельных показателей, обеспечивающих конкурентные преимущества.

8. Принцип достаточности — выбор оцениваемых показателей осуществляется с учетом степени влияния на уровень экономического роста региона, что согласуется с методом Альфреда Маршалла (1842 — 1924 гг.) — метод частичного равновесия. Маршалл понимает условность, известную ограниченность используемого им подхода, предполагающего абстрагирование от факторов, которые в данный момент не играют определяющей роли, помещая мешающие ему факторы в особый запасник, именуемый «при прочих равных условиях» [8, с. 93 — 94]. «Мы исключаем влияние всех других факторов оговоркой «при прочих равных условиях», хотя и не считаем их инертными, а лишь временно игнорируем их действие» [8, с. 53].

9. Принцип соответствия — обусловлен применением принципа достаточности и позволяет использовать выявленную закономерность изменения достаточных показателей в целом для всей системы — регион.

Результаты оценки должны отражать состояние и перспективы наращивания конкурентных преимуществ региона.

Результат оценки конкурентных преимуществ региона представлен выпуклой плоскостью в виде многомерной системы координат, имеющих один масштаб, где каждая ось определяет свой показатель (рис. 1).

Структура показателей конкурентоспособности региона изображена на рис. 2.

Анализ конкурентоспособности региона основан на оценке достаточных показателей, с учетом принципов: системности, достаточности, устойчивого неравновесия и т. д. (см. выше «Основные при-

Природные ресурсы

0,6

Социальная сфера

Рыночная инфраструктура

нципы оценки конкурентоспособности региона»), определяющих уровень конкурентоспособности региона относительно другого региона, межрегиональной ассоциации, Федерального округа или Российской Федерации.

Оценка проводится исходя из формулы

К регион

где X — конкурентные преимущества региона (рис. 2 — II уровень);

kn — коэффициенты весомости соответственно, определяются экспертным путем;

п — количество достаточных показателей, определяющих уровень конкурентоспособности региона.

Инновационный потенциал'

Рис. 1. Многомерная плоскость оценки конкурентных преимуществ региона

где От — опорные показатели (рис. 2 — III уровень), с учетом принципов достаточности, устойчивого неравновесия и т. д. (см. выше «Основные принципы оценки конкурентоспособности региона»);

тат — коэффициенты важности, определяются экспертным путем;

т — количество опорных показателей, влияющих на уровень конкурентных преимуществ региона.

Структура опорных показателей определена исходя из анализа отечественной и зарубежной литературы, а также на основе проводимых на практике научных изысканий.

Выбор опорных показателей возможно осуществить в данной методике самим исследователем в зависимости от целеполагания исследования (определение конкурентоспособности региона как целостной единицы; выявление конкурентных

преимуществ и др.) и его индивидуальных возможностей (получение статистической информации по направлению анализа; использование высокоскоростных систем обработки информации и т. д.).

Как отмечал А. А. Богданов: «Какова бы ни была задача — практическая, познавательная, эстетическая, она слагается из определенной суммы элементов, ее «данных»; сама же ее постановка зависит

Производственный потенциал

Трудовые ресурсы

Инвестиционная привлекательность

! =1

1=1

Рис. 2. Структура показателей конкурентоспособности региона

от того, что наличная комбинация этих элементов не удовлетворяет то лицо или коллектив, который выступает как действенный субъект в этом случае. «Решение» сводится к новому сочетанию элемен-

ся в интервале Балльная вид: O < 0,5

т

балл; О > 0,5

тов, которое «соответствует потребности» решающего, его «целям», принимается им как «целесообразное» [2, с. 48].

Допускается возможность выбора такого системообразующего показателя, который при соответствующих условиях является доминирующим, и оценка с использованием такого показателя более точно отражает специфику исследуемого региона. Таким образом, повышается объективность оценки, что снимает необходимость в экспертных оценках.

Определение опорных показателей зависит от вида оценки, т. е. сравнения статистических данных исследуемого региона относительно другого региона, среднестатистических или приведенных (на душу населения, на м2 и т. д.) значений федерального округа или Российской Федерации.

В свою очередь опорные показатели определяются следующим образом:

а = -в,

Ох

где ОЧР — базовый показатель по Чувашской Республике;

Ох — базовый среднестатистический или приведенный показатель по Российской Федерации или Приволжскому федеральному округу, или статистический показатель другого региона;

в — коэффициент приведения, позволяющий привести опорный показатель к балльной системе, при условии формирования балльной шкалы оценки.

Рекомендуемый коэффициент приведения определяет-0 < в < 1. В нашем случае в = 0,5. шкала оценки примет следующий

- худший балл; От = 0,5 — средний

— определяется как лучший балл.

При этом оценивается разброс относительно средних (приведенных) показателей по Российской Федерации, федеральному округу; номинальных показателей других регионов, с учетом изложенных выше принципов, с целью выявления наиболее асимметричного значения.

Коэффициенты важности определяются методом экспертных оценок. Эксперт — высококвалифицированный специалист, обладающий необходимым профессиональным образованием, опытом и профессиональной интуицией, привлекаемый для принятия решений или выполняющий роль советника лиц, которым предоставлено право принимать решение [5, с. 346].

В настоящее время все шире применяются различные методы экспертных оценок. Они незаменимы при решении сложных задач оценивания и выбора объектов, в том числе специального назначения, при анализе и прогнозировании ситуаций с большим числом значимых факторов, когда необходимо привлечение знаний, интуиции и опыта высококвалифицированных специалистов-экспертов. Проведение экспертных исследований основано на использовании современных методов прикладной математической статистики, прежде всего статистики объектов нечисловой природы.

Методы экспертных оценок — это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решения.

Оценки группы экспертов рассматривают как совокупность независимых одинаково распределенных случайных величин со значениями в соответствующем пространстве объектов числовой и нечисловой природы.

Итоговое мнение экспертов следует найти, как среднее мнение эксперта, как решение оптимизационной задачи — минимизировать расстояние от кандидата в среднее мнение экспертов — «медиана Кемени».

Считается, что решение может быть принято лишь на основе согласованных мнений экспертов, поэтому исключают из экспертной группы тех, чье мнение отличается от мнения большинства—«догма согласованности».

Порядок выполнения экспертной оценки:

1) эксперты разбиваются на группы по уровню компетентности;

2) не допускается изменение экспертами формулировки проблемы и изменения структуры оценки показателей;

3) после подробного изучения проблемы эксперты описывают и классифицируют проблемную ситуацию, формулируют цели, критерии и ограничения задачи;

4) методом «мозгового штурма» формулируется перечень мероприятий, выполнение которых, по мнению экспертов, приводит к решению проблемы, определяется система критериев по оценке мероприятий;

5) создается база данных экспертного ранжирования; распечатываются в достаточном количестве экземпляры бланков по оценке критериев и мероприятий;

6) каждый эксперт методом парных сравнений производит оценку критериев (в виде коэффициентов весомости и важности от 0 до 1) и с использованием балльной системы оценок ранжирует выделенные группой мероприятия;

7) вычисление групповых оценок мероприятий, коэффициентов компетентности экспертов и коэффициента конкордации. В случае если значение коэффициента конкордации менее 0,8, экспертам рекомендуется вернуться к обсуждению результатов индивидуального ранжирования. При этом внимание должно уделяться экспертам с минимальным и максимальным значением коэффициентов компетентности;

8) при достижении значения коэффициента конкордации более 0,8 эксперты производят выдачу результатов экспертизы. Вышеизложенная методика экспертной оценки

позволит субъективный характер экспертных коэффициентов перевести в ранг объективных, с учетом принципов полной индукции [9, с. 41], [14, с. 165 — 166], на основе обеспечения высокой степени (коэффициент конкордации — не менее 0,8) согласованности как внутри экспертной группы, так и межгрупповой.

Приведенный порядок экспертной оценки может меняться в зависимости от возможностей исследователя, т. е. сбор экспертов требует определенной заинтересованности с их стороны (моральной и/или материальной).

Такой подход должен дать комплексную оценку региона, оценку совокупного влияния положительных и отрицательных факторов на конкурентные позиции региона.

Оценка конкурентоспособности Чувашской Республики. Создание национально-территориальных государственных образований было одной из важнейших составных частей национальной политики при разработке нового государственного устройства России после Октябрьской революции 1917 г.

24 июня 1920 г. Декретом ВЦИК и СНК вначале была образована Чувашская Автономная область, в состав которой вошли 3 полных уезда Казанской губернии (Цивильский, Чебоксарский, Ядрин-ский), 5 волостей Буинского уезда и 3 волости Курмышского уезда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1925 г. территория Чувашской Автономной области была расширена за счет присоединения 3 волостей Алатырского уезда Симбирской губернии.

21 апреля 1925 г. постановлением ВЦИК Чувашская Автономная область была преобразована в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР.

В 1927 г. уезды и волости были упразднены и образованы районы. Впоследствии количество районов несколько раз менялось (некоторые районы объединялись, а некоторые - разъединялись).

Следует отметить, что Чувашская Республика является одним из самых маленьких по площади территориальных образований России. Меньшую площадь имеют лишь Республики Адыгея, Северная Осетия, Ингушетия и Чеченская Республика, а

также два города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Площадь Чувашской Республики — 18,3 тыс. км2 (0,11 % — 0,1 % от РФ, 79 — 80-е место в РФ) и расположена в восточной части Восточно-Европейской равнины [10, 11].

Специфическими особенностями Чувашской Республики являются: наличие удовлетворительных природно-климатических условий для развития сельского хозяйства, географическое положение, благоприятствующее развитию промышленности, строительства и торговли, высокая плотность населения, которая предопределила бережное отношение к земле, отсутствие значительных полезных ископаемых и ставка в связи с этим на упорство, труд и квалификацию населения в развитии экономики, преобладание в составе населения титульной нации и, как следствие, ориентация на психологию и нравственные традиции чувашской нации при проведении реформ [6, с. 466].

Чувашская Республика занимает особое место в экономике Российской Федерации (см. таблицу) [11, с. 36 — 39].

Место субъекта Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям (2005 г.)

Субъект Российской Федерации Площадь территории Численность населения на 1 января 2006 г. Среднедушевые денежные доходы в месяц Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций Валовой региональный продукт на душу населения* в 2004 г. Инвестиции в основной капитал на душу населения

Центральный федеральный округ 6 1 1 3 4

Северо-Западный федеральный округ 4 5 3 4 3

Южный федеральный округ 7 3 7 7 7

Уральский федеральный округ 3 6 2 1 1

Сибирский федеральный округ 2 4 5 5 6

Дальневосточный федеральный округ 1 7 4 2 2

Приволжский федеральный округ 5 2 6 8 5

Республика Башкортостан 30 7 31 49 27 37

Республика Марий Эл 75 65 84 81 69 73

Республика Мордовия 71 62 78 79 50 48

Республика Татарстан 47 8 25 40 15 14

Удмуртская Республика 60 29 70 54 38 60

Чувашская Республика 79 40 81 78 64 52

Пермский край 27 15 20 34 19 40

Кировская область 33 33 71 64 59 75

Нижегородская область 43 10 39 50 31 43

Оренбургская область 32 24 60 56 29 45

Пензенская область 59 35 74 75 67 66

Самарская область 53 12 18 33 16 35

Саратовская область 35 20 61 68 51 56

Ульяновская область 62 37 73 73 58 74

Примечание: * Расчет ВРП на душу населения по автономным округам не производится в связи с несопоставимостью данных о среднегодовом постоянном населении и результатов экономической деятельности, осуществляемой на соответствующей территории.

£

0,35

0,30 -

0,25 -

0,20

0,15

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Года

• Чувашская Республика — Российская Федерация —• Чувашская Республика — Приволжский федеральный округ - Чувашская Республика — Республика Татарстан

Рис. 3. Уровень конкурентоспособности Чувашской Республики

Приволжский федеральный округ (среднестатистические и приведенные показатели, рассматривается федеративное устройство России).

Выбор региона, относительно которого оценивается конкурентоспособность Чувашской Республики, основан на анализе инновационно-инвестиционного потенциала граничащих с Чувашией регионов (экономически активная внешняя

0,35 п

с 0,30

I 0,25 Н

0,20

2001

2002

2003

2004

1 Чувашская Республика — Российская Федерация —■ Чувашская Республика — Приволжский федеральный округ - Чувашская Республика — Республика Татарстан

Рис. 4. Сравнительные характеристики потенциала природных ресурсов

Используя методику оценки конкурентоспособности региона, а также информационное обеспечение аналитической информацией, основанное на действующей государственной статистической отчетности, проведем оценку конкурентоспособности Чувашской Республики с целью выявления отклонений для дальнейшего их устранения, с возможностью качественного интегрирования в экономическое пространство Российской Федерации, Федерального округа или более развитого региона.

Для данного анализа необходимо выбрать субъекты, относительно которых будет оцениваться конкурентоспособность Чувашской Республики. Основываясь на принципах оценки конкурентоспособности региона, определяем обязательные субъекты (с учетом федеративного устройства Российской Федерации и государственной политики укрепления вертикали власти): Российская Федерация (среднестатистические и приведенные показатели, учитывается целостность России);

Года

среда) — Приволжского федерального округа1.

Анализ инвестиционного потенциала регионов, граничащих с Чувашией (экономически активная внешняя среда), позволил определить регион наиболее асимметричный к Чувашской Республике — Республику Татарстан.

Согласно разработанной методике конкурентоспособность Чувашской Республики можно определить по ключевому показателю — ВРП на душу населения [10, 11] (рис. 3).

При этом для построения сравнительных характеристик потенциала Чувашской Республики ограничимся использованием следующих ключевых показателей.

Природные ресурсы рассматриваются в рамках сельскохозяйственных угодий на душу населения, так как Чувашская Республика входит в последнюю десятку регионов по наличию полезных ископаемых, и основным ресурсом является земля (рис. 4).

Производственный потенциал анализируется на основе статистических данных объема промышленной продукции на душу населения (рис. 5)

Трудовые ресурсы — экономически активное население на душу населения (рис. 6).

Инвестиционная привлекательность — инвестиции в основной капитал на душу населения (рис. 7).

Инновационный потенциал — внутренние затраты на исследования и разработки на душу населения (рис. 8).

1 www. гаехрег1 ги

0,30 -I

0,25

й 0,20 -

0,15

0,10

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Года

' Чувашская Республика — Российская Федерация ""• Чувашская Республика — Приволжский федеральный округ - Чувашская Республика — Республика Татарстан

Рис. 5. Сравнительные характеристики производственного потенциала

0,530 -|

0,525 -

0,520

0,515

0,510

0,505

0,500

0,495 -

0,490

0,485

0,480

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

1 Чувашская Республика — Российская Федерация Года

■ Чувашская Республика — Приволжский федеральный округ - Чувашская Республика — Республика Татарстан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Сравнительные характеристики потенциала трудовых ресурсов (ЧР — РФ и ЧР — ПФО идентичны)

0,40 п 0,35 0,30 0,25 0,20 Н

0,15

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

1 Чувашская Республика — Российская Федерация ""• Чувашская Республика — Приволжский федеральный округ " * Чувашская Республика — Республика Татарстан

Рис. 7. Сравнительные характеристики инвестиционной привлекательности

Года

Рыночная инфраструктура — распределение действующих кредитных организаций (рис. 9).

Социальная сфера — объем платных услуг на душу населения (рис. 10).

Результат оценки конкурентоспособности Чувашской Республики представлен выпуклой плоскостью в виде многомерной системы координат, имеющих один масштаб, где каждая ось определяет свой показатель (рис. 11).

Рассматривая конкурентные преимущества Чувашской Республики в целом (рис. 11), можно сделать вывод, что качественные и количественные различия природных ресурсов и условий оказывают большое влияние на затраты и производительность труда в регионе. Среди экономических условий первостепенная роль принадлежит материально-технической базе и трудовым ресурсам, образующим производительные силы общества. Размещение трудовых ресурсов в Чувашской Республике сложилось под влиянием развивающегося машиностроения и металлообработки, химической промышленности, легкой промышленности.

Ведущее место в экономике Чувашии занимает промышленность, которая обеспе-

8. 0,3 &

о

и 0,2 Н

0,0

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Года

| Чувашская Республика — Российская Федерация

Чувашская Республика — Приволжский федеральный округ - Чувашская Республика — Республика Татарстан

Рис. 8. Сравнительные характеристики инновационного потенциала

0,30 П

0,25

0,20 -

0,15 -

0,10

2000

2001

2002

2003

2004

Года

1 Чувашская Республика — Российская Федерация

Чувашская Республика — Приволжский федеральный округ - Чувашская Республика — Республика Татарстан

Рис. 9. Сравнительные характеристики потенциала рыночной инфраструктуры 0,50

&

0,45

0,40

0,35

0,30

0,25

0,20

1999

2000

2001

2002

2002

2003

2004

Года

■ Чувашская Республика — Российская Федерация —■ Чувашская Республика — Приволжский федеральный округ - Чувашская Республика — Республика Татарстан

Рис. 10. Сравнительные характеристики потенциала социальной сферы

чивает более четверти создаваемого валового внутреннего продукта. На предприятиях этой отрасли трудится около 30 % занятого населения и сосредоточено более половины основных производственных фондов. В промышленности преобладают предприятия смешанной формы собственности.

В республике выпускается разнообразная продукция производственного и бытового назначения: сложное энергетическое и электротехническое оборудование; механизмы и приборы; мощные промышленные тракторы и бульдозеры; ткацкие станки; промышленные холодильные установки; кабельная техника; электропогрузчики; сода каустическая; синтетические красители и смолы; пластмассы; средства защиты растений; хлопчатобумажные ткани; гобелены; трикотажные и чулочно-носочные изделия; мебель; сборные железобетонные конструкции и детали; почти все основные продукты пищевой промышленности. Более 80 % выпуска промышленной продукции сконцентрировано на 339 крупных и средних предприятиях рес-публики2.

Наибольший удельный вес в отраслевой структуре выпуска продукции занимают предприятия машиностроения и металлообработки (44,1 %), электроэнергетики (12 %), пищевой (14,2 %), химической (9,8 %) и легкой промышленности (8 %).

2 www. сар. ги

0,6

0,5

0,4

£ 0,1

Природные ресурсы 0,60

Социальная сфера

Рыночная инфраструктура

Инновационный потенциал

Трудовые ресурсы

вестиционная привлекательность

• Чувашская Республика — Российская Федерация -и Чувашская Республика — Приволжский федеральный округ - Мт Чувашская Республика — Республика Татарстан

Рис. 11. Многомерная плоскость оценки конкурентных преимуществ Чувашской Республики в 2004 г.

В сельском хозяйстве Чувашской Республики действуют более 2 000 предприятий различных организационно-правовых форм, из них около полутора тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. В сельском хозяйстве производится 16 % валового внутреннего продукта. За сельскими товаропроизводителями закреплено 1 039,6 га сельскохозяйственных угодий. Удельный вес пашни в структуре сельскохозяйственных угодий составляет 79 %. Основные отрасли агрокомплекса: зерноводство, картофелеводство, хмелеводство, скотоводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство.

Доля продукции растениеводства в валовой продукции сельского хозяйства составляет 54,3 %, животноводства — 45,7 %. В структуре валовой продукции сельского хозяйства на долю личных подсобных хозяйств граждан приходится 53 %. В частном секторе производится более 70 % картофеля, 65 % овощей, по 63 % мяса и молока, 43 % яиц, 98 % шерсти.

На Чувашию приходится около 80 % валового сбора хмеля в России.

В республике развита перерабатывающая промышленность, действуют шесть мясокомбинатов, перерабатывающих 220 т мяса в смену. 21 предприятие занято переработкой молока, их мощность составляет 1 600 т в сут. На большинстве этих предприятий освоено производство казеина, пользующегося спросом на внешнем рынке. Имеются 6 крахмалозаводов, 1 крахмалопаточный. Работают

3 мельничных комплекса мощностью переработки 850 т зерна в сут и 3 комбикормовых предприятия мощностью 1 460 т в сут. Плодоовощное сырье перерабатывается в 5 цехах по переработке овощной продукции.

Основными статьями экспортаявляются: машиностроительная продукция (тракторы, ткацкие станки, приборы, запасные части к сельскохозяйственной технике); химическая продукция (каустическая сода, красители, средства защиты растений); товары народного потребления (ткани и швейные изделия, товары бытового и хозяйственного назначения, изделия народных промыслов); вторичные ресурсы (шкуры животных, макулатура, отходы синтетики); сельскохозяйственное сырье (хмель, мед, крахмал, полусушеные овощи); деловая древесина.

Анализ уровня конкурентоспособности Чувашской Республики относительно Российской Федерации, Приволжского федерального округа и Республики Татарстан выявил наиболее экономически выгодное направление интеграции. С целью повышения уровня конкурентоспособности Чувашской Республики необходимо интегрироваться в экономическое пространство Республики Татарстан. При этом концептуальным конкурентным преимуществом Чувашской Республики являются трудовые ресурсы.

По нашему мнению, при определении приоритетов в процессе развития региона необходимо, в первую очередь, учитывать стратегию промышленной политики Чувашской Республики и ее конечную цель — обеспечение благосостояния членов общества.

На основании вышеизложенного мы предлагаем.

При реализации государственной и региональной политики по развитию Чувашской Республики необходимо учитывать предложенную методику оценки конкурентоспособности региона.

Для сокращения потребности в дотационных вливаниях, создания системы заинтересованности в самозарабатываемости бюджетных средств, тем самым повышения уровня конкурентоспособности региона, необходимо в первую очередь повысить уровень собственных доходов территориальных бюджетов путем интеграции в наиболее выгодное экономическое пространство, в нашем случае — интеграция с Республикой Татарстан.

Необходимо перераспределить нагрузку по выполнению регулирующих функций, сглаживанию региональных диспропорций на уровне субъектов РФ на Федеральный уровень с целью сохранения целостности российского экономического пространства.

Рост объемов промышленного производства в Чувашской Республике должен происходить исключительно за счет повышения производительности труда и при относительном сокращении потребления ресурсов топлива, электроэнергии, сырья и воды, в рамках Федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике. М. Вебер указывал на то, что: «Эффективное использование ресурсов — составная часть социально-экономической политики, экономической науки, управления производством» [3, с. 602 — 603]. И. В. Бестужев-Лада предлагал: «С помощью ресурсосберегающих технологий необходимо сократить производство и потребление невозобновляемых ресурсов (без ущерба для уровня и качества жизни населения), дабы стало возможно повысить удельный вес восполняющихся ресурсов (энергия Солнца, Земли, воды, ветра, интеллектуального потенциала человека)» [1].

С целью привлечения иностранных капитальных вложений в Чувашскую Республику необходимо: создать благоприятный инвестиционный климат; повысить эффективность использования трудового и природно-ресурсного потенциалов; повысить уровень экономической развитости региона; качественно пересмотреть законодательную базу, обеспечивающую условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов.

Вышеизложенные предложения, по нашему мнению, должны войти в программу стратегии регионального развития экономики Чувашской Республики как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития и повышения уровня конкурентоспособности региона.

Для Российской Федерации с ее огромной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной

организацией государства обеспечение конкурентоспособности регионов является необходимым условием преодоления социально-экономического кризиса, упрочения территориальной целостности страны. При этом необходимо учитывать, что:

во-первых, конкурентоспособность — это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка — объективные условия к конкуренции;

во-вторых, свойство конкурентоспособности проявляется независимо от поведения субъекта экономической деятельности и определяется объективными процессами, протекающими в экономических системах;

в-третьих, уровень конкурентоспособности региона формируется качественной рыночной инфраструктурой, которая определяется через социально-экономические факторы, то есть через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в-четвертых, социально-экономическое развитие региона — основной показатель уровня конкурентоспособности субъекта Российской Федерации, который определяется эффективностью использования потенциала рыночных механизмов саморегулирования в преодолении кризиса и вывода регионов на траекторию устойчивого экономического роста;

в-пятых, важной частью системности региональной экономики являются характеристики и формы структурирования экономического пространства, которое трактуется как насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И. В. Бестужев-Лада. - М.: Наука, 1993. - 204 с.

2. Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2 кн. / А. А. Богданов. Редкол. Л. И. Абалкин (отв. ред.) и др. - М.: Экономика, 1989. Кн. 1. - 304 с.

3. Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные понятия / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990.

4. Еврецкий В. Товарные рынки и их роль в воспроизводственном процессе / В. Еврецкий // Деловой визит, 1998. № 6. С. 13 - 14.

5. Инновации и управление: Словарь-справочник/ Авт. -сост. Л. П. Кураков, И. П. Данилов. -М.: Вуз и школа, 2002. - 384 с.

6. Кураков Л. П. Проблемы реформирования российской экономики: Монография / Л. П. Кураков. — Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1997. - 708 с.

7. Кураков Л. П. Региональные экономические системы в современных условиях / Л. П. Кураков // Совершенствование работы информационных структур в новых условиях: Сб. науч. тр. сем. — совещ. рук. регион. подразд. Главгоссвязьнадзора РФ. — Чебоксары: Общественный центр поддержки и развития науки, образования и культуры, 1998. — 142 с.

8. Маршалл А. Принципы экономической науки / А. Маршалл: В 3 т.: Пер. с англ. — М.: Прогресс, Фирма «Универс», 1993.

9. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник // Б. А. Денисов, М. Л. Разу, Ф. М. Русинов, Р. А. Фатхутдинов. — М.: ФБК «Пресс», 2000. — 504 с.

10. Регионы России. Социально-экономические

показатели. 2005. Стат. сб. / Росстат. — М.: Госкомстат РФ, 2006. — 982 с.

11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. — М., Госкомстат РФ, 2007. — 981 с.

12. Салжаницын А. И. Особенности состояния и развития отраслей социальной сферы в субъектах Российской Федерации / А. И. Салжаницын // Аудит и финансовый анализ, 2001. № 2. С. 127 — 133.

13. Сидорова Н. И. Возможности использования налоговых инструментов для регулирования регионального развития / Н. И. Сидорова // Проблемы прогнозирования, 2003. № 1. С. 96 — 107.

14. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.

15. Хайдаров И. М. Диалектика развития системности качества / И. М. Хайдаров, Б. Д. Кала-чинова. — Ташкентский гос. универ. им. В. И. Ленина. Изд-во «Фон», 1990. — 108 с.

К сведению авторов и читателей

Федеральное агентство по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ и Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU приступили к реализации проекта «Разработка системы статистического анализа российской науки на основе данных российского индекса научного цитирования (РИНЦ)» по Федеральной целевой научно-технической программе.

В Российский индекс научного цитирования включены все издания, выпускаемые нашим издательским домом: «Финансы и кредит», «Дайджест-Финансы», «Экономический анализ: теория и практика», «Региональная экономика: теория и практика», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», «Международный бухгалтерский учет», «Всё для бухгалтера», «Бухгалтер и закон», «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии».

РИНЦ - это многофункциональная информационная система, в которой обрабатывается библиографическая информация, аннотации и пристатейные списки цитирования из российских научных журналов. Поисковые и информационные сервисы базы данных эффективно реализуют различные виды поиска информации, анализируют и рассчитывают индексы цитирования отдельных авторов, научных коллективов и организаций, тематических направлений, импакт-факторы журналов. Авторам предоставлена возможность самостоятельно вводить и корректировать информацию о том, что, где и когда они опубликовали, используя для этой цели интерфейс Единого реестра научных публикаций. Используя систему управления ссылками, возможно без труда выходить не только на полные тексты статей, которые обрабатываются в самом РИНЦ, но и на статьи, которые цитировались в этих публикациях.

Подробная информация о проекте размещена на сайте разработчика

- www.elibrary.ru.

Уважаемые авторы и читатели!

Мы также напоминаем Вам, что электронные версии всех наших журналов доступны на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Мы прилагаем все усилия для того, чтобы доступ к необходимой информации был максимально быстрым и простым для Вас, и надеемся, что использование современных информационных технологий сделает Вашу работу с материалами наших изданий еще более удобной!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.