В.В. СМИРНОВ
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Ключевые слова: интеграция, конкурентоспособность, методика, регион, экономика.
В условиях нестабильной экономики применение рыночных методов сопровождается необходимостью решения вопроса о путях и закономерностях социальноэкономического развития регионов, что требует теоретического переосмысления концепции функционирования региональных социально-экономических систем, прежде всего, с точки зрения их конкурентоспособности.
V.V. SMIRNOV
TECHNIQUE OF THE ESTIMATION OF COMPETITIVENESS OF REGION:
THE THEORY AND PRACTICE Key words: integration, competitiveness, technique, region, economy.
In conditions of astable economy application of market methods is accompanied by necessity of the decision of a question on ways and laws of social and economic development of regions that demands theoretical reconsideration of the concept of functioning of regional social and economic systems, first of all, from the point of view of their competitiveness.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения проблемы повышения уровня конкурентоспособности регионов с целью обеспечения качественного социально-экономического развития как отдельного региона, так и ассоциации регионов в рамках Федерального округа, Российской Федерации в целом.
Методика оценки конкурентоспособности региона Проблемы социально-экономического развития регионов находятся в тесной зависимости от экономических, социальных, политических и других процессов, происходящих в Российской Федерации.
При формировании методики оценки конкурентоспособности региона используем системный подход, при котором функциональные взаимосвязи субъекта РФ рассматриваются как подсистемные взаимодействия общей социально-экономической структуры Российской Федерации, Приволжского федерального округа, региональной ассоциации - в зависимости от приоритетного направления развития.
В условиях нестабильной экономики региональная социально-экономическая система объективно должна определиться с интеграционным пространством, внутри которого будет происходить дальнейшее развитие посредством воспроизводственных взаимосвязей всех экономических субъектов.
Изучение направления развития региона и обеспечения его качественного развития проводится исследователями во многих странах. Цели и методология этих исследований, в сущности, не зависит от уровня развития страны, так как рассматривается рационально эффективное использование ограниченных ресурсов. Формирование методики оценки конкурентоспособности региона необходимо осуществлять на основе ряда принципов, позволяющих рассматривать регион как экономически активную единицу Российской Федерации.
Основными принципами оценки конкурентоспособности региона являются:
1. Принцип системности - необходимость анализа конкурентных преимуществ региона как системы взаимосвязанных элементов: коммерческих и некоммерческих учреждений; органов федеральной, региональной власти и местного самоуправления и т.д.
2. Принцип комплексности - оценка социально-экономического положения региона, осуществляемая с учетом всех внешних и внутренних факторов.
3. Принцип долговременности - результаты оценки должны учитывать принципы стратегического развития региона и определять его положение в будущем.
4. Принцип сопряженности - рассматрение конкурентоспособности региона как составной части социально-экономического развития страны с учетом федеративных особенностей.
5. Принцип непрерывной изменчивости - оценка и обеспечение конкурентоспособности региона применима только на ограниченном временном промежутке.
6. Принцип контринтуитивного поведения сложных систем Форрестера -обеспечение конкурентоспособности региона - осуществляется до тех пор, пока полностью не согласуется с идеями автора.
7. Принцип устойчивого неравновесия - конкурентоспособность региона зависит от степени динамичности отдельных показателей, обеспечивающих конкурентные преимущества.
8. Принцип достаточности - выбор оцениваемых показателей осуществляется с учетом степени влияния на уровень экономического роста региона.
9. Принцип соответствия - обусловлен применением принципа достаточности и позволяет использовать выявленную закономерность изменения достаточных показателей в целом для всей системы-региона.
Результаты оценки должны отражать состояние и перспективы наращивания конкурентных преимуществ региона.
Результат оценки конкурентных преимуществ региона представлен выпуклой плоскостью в виде многомерной системы координат, имеющих один масштаб, где каждая ось определяет свой показатель (рис. 1).
Структура показателей конкурентоспособности региона изображена на рис. 2.
Анализ конкурентоспособности региона основан на оценке достаточных показателей с учетом принципов: системности, достаточности, устойчивого неравновесия и т.д. (см. выше - основные принципы оценки конкурентоспособности региона), определяющих уровень конкурентоспособности региона относительно другого региона, межрегиональной ассоциации, Федерального округа или Российской Федерации.
Природные ресурсы
5 * З Ч+
zT о
з
LL .
О
0
1 |£>
О
о га
ш
D
LL
>1
=Г і
Л] .11
ь
cl
Здрав о охранение □6 р з:= об а ни е Кул ьтура Обще сте: єн ны й тра неп орт Дош КОЛЬНЫ ё учреж дения
і
>■
f
Тов арно-оырьев аа сира; а Ф ОНДОВ ая бирж а Лизинговы а ким пани и Кредитные учреж де ни я Банков сини сектор Инвестиционные компании и фонды О рган из а 41 и, осущ ест ел а ющ и г ко нсалти нго вые услуги
Законодательная баса в о fin а ста инновационной деятельности.
Бющ гтнЫ'? и ь не бюджетные федеральные фонды содействия к нн овационной активности Науч но-исследов ягельские, про акте о-конструкторские и технологические организации Потенциальная зффективность инновационного ресурса региона
Налогов ые льготы Стрков ые фирмы осущеспляющ ий страхование инвестиций юридич ескж и физических лиц Политическая и экономическая стабильность страны-региона Стабильность законодательной басы
If ■ .11
Квалифицированные Лица без кв алификации Лица молсж а трудоспособного возраста (от рок денна до 14 лет в клмучительно)
Лица ? трудоспособном (рабочем) возрасте: в России ж енщины от 15 до 54 лат, муж ч ины от 15 до 59 л ет в клю ч нтел ьно.
Лица старте трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достиї єни и которого устанавливается пансия по старости:, в России ж енщины — с 55. мужч ины — с 60 лет
Маш и построение и металлообработка Эл ектр синергетика ’Химическая пронышпенность Строительны й комплекс Промышленность строите пьных материалов Сельскэехозяй СП- о Легчая промышленность Леснал, деревообрабатыв ающ аа и ЦЕЛЛЮЛОЗ но-бум it ндя промышленность Пищевая промышленность Транспорт С вязь
Земельные ресурсы Недра и полезные ископаемые Лесные ресурсы и растительность Водные ресурсы
Рис. 2. Структура показателей конкурентоспособности региона
Оценка проводится исходя из формулы:
П
К регион = ^ хп ' кп ,
I=1
где ХП - конкурентные преимущества региона (рис. 2 - II уровень); кП - коэффициенты весомости, соответственно, определяются экспертным путем;П -количество достаточных показателей, определяющих уровень конкурентоспособности региона.
т
Хп = ^От ' ^т ,
I=1
где От - опорные показатели (рис. 2 - III уровень), с учетом принципов достаточности, устойчивого неравновесия и т.д. (см. выше - основные принципы оценки конкурентоспособности региона); тт - коэффициенты важности, определяются экспертным путем; т - количество опорных показателей, влияющих на уровень конкурентных преимуществ региона.
Структура опорных показателей определена исходя из анализа отечественной и зарубежной литературы, а также на основе проводимых на практике научных изысканий.
Выбор опорных показателей можно осуществить в данной методике самим исследователем в зависимости от целеполагания исследования (определение конкурентоспособности региона как целостной единицы; выявление конкурентных преимуществ и др.) и его индивидуальных возможностей (получение статистической информации по направлению анализа; использование высокоскоростных систем обработки информации и т.д.).
Как отмечал А.А. Богданов: «Какова бы ни была задача - практическая, познавательная, эстетическая, она слагается из определенной суммы элементов, ее "данных"; сама же ее постановка зависит от того, что наличная комбинация этих элементов не удовлетворяет то лицо или коллектив, который выступает как действенный субъект в этом случае. "Решение" сводится к новому сочетанию элементов, которое "соответствует потребности" решающего, его "целям", принимается им как "целесообразное"» [2, с. 48].
Допускается возможность выбора такого системообразующего показателя, который при соответствующих условиях является доминирующим, и оценка с использованием такого показателя более точно отражает специфику исследуемого региона. Таким образом, повышается объективность оценки, что снимает необходимость в экспертных оценках.
Определение опорных показателей зависит от вида оценки, т.е. сравнения статистических данных исследуемого региона относительно другого региона, среднестатистических или приведенных (на душу населения, на 1 м2 и т.д.) значений Федерального округа или Российской Федерации.
В свою очередь, опорные показатели определяются следующим образом:
От = 04е ' в ,
Ох
где очр - базовый показатель по Чувашской Республике; ох - базовый среднестатистический или приведенный показатель по Российской Федерации или Приволжскому федеральному округу, или статистический показатель другого региона; в - коэффициент приведения, позволяющий привести опорный показатель к балльной системе, при условии формирования балльной шкалы оценки.
Рекомендуемый коэффициент приведения определяется в интервале 0 < р < 1. В нашем случае р = 0,5 .
Балльная шкала оценки примет следующий вид: От < 0,5 - худший балл; От = 0,5 - средний балл; От> 0,5 - определяется как лучший балл.
При этом оценивается разброс относительно средних (приведенных) показателей по Российской Федерации, федеральному округу, номинальных показателей других регионов с учетом изложенных выше принципов с целью выявления наиболее асимметричного значения.
Используя методику оценки конкурентоспособности региона, а также информационное обеспечение аналитической информацией, основанное на действующей государственной статистической отчетности, проведем оценку конкурентоспособности Чувашской Республики с целью выявления отклонений для дальнейшего их устранения и качественного интегрирования в экономическое пространство Российской Федерации, Федерального округа или более развитого региона.
Для данного анализа необходимо выбрать субъекты, относительно которых будет оцениваться конкурентоспособность Чувашской Республики. Основываясь на принципах оценки конкурентоспособности региона, определяем обязательные субъекты (с учетом федеративного устройства Российской Федерации и государственной политики укрепления вертикали власти): 1) Российская Федерация (среднестатистические и приведенные показатели, учитывается целостность России); 2) Приволжский федеральный округ (среднестатистические и приведенные показатели, рассматривается федеративное устройство России).
Выбор региона, относительного которого оценивается конкурентоспособность Чувашской Республики, основан на анализе инвестиционного потенциала и риска граничащих с Чувашией регионов Приволжского федерального округа (экономически активная внешняя среда)1.
Анализ инвестиционного потенциала регионов, граничащих с Чувашией (экономически активная внешняя среда), позволил определить регион, наиболее асимметричный к Чувашской Республике, - Республику Татарстан.
Согласно разработанной методике конкурентоспособность Чувашской Республики можно определить по ключевому показателю - ВРП на душу населения [4, 5] (рис. 3).
------Чувашская Республика - Российская Федерация
— — Чувашская Республика - Приволжский федеральный округ
- - - - Чувашская Республика - Республика Татарстан
Рис. 3. Уровень конкурентоспособности Чувашской Республики
1 www.raexpert.ru.
При этом для построения сравнительных характеристик потенциала Чувашской Республики ограничимся использованием следующих ключевых показателей.
Природные ресурсы рассматриваются в рамках сельскохозяйственных угодий на душу населения, так как Чувашская Республика входит в последнюю десятку регионов по наличию полезных ископаемых и основным ресурсом является земля (рис. 4).
2002 2003
----Чувашская Республика - Российская Федерация
----Чувашская Республика - Приволжский федеральный округ
.... Чувашская Республика - Республика Татарстан
Года
Рис. 4. Сравнительные характеристики потенциала природных ресурсов
Производственный потенциал анализируется на основе статистических данных объема промышленной продукции на душу населения (рис. 5).
1999
2000
2001
2002
2003
-----Чувашская Республика - Российская Федерация
----Чувашская Республика - Приволжский федеральный округ
.... Чувашская Республика - Республика Татарстан
Года
Рис. 5. Сравнительные характеристики производственного потенциала
0,35
о 0,30
о 0,25
0,20
2004
Трудовые ресурсы - экономически активное население на душу населения (рис. 6).
0,530
0,525
0,520 -
0,515
0,510
0,505
0,500
0,495 -
0,490
0,485
0,480
2000
2001
2002
------Чувашская Республика - Российская Федерация
-----Чувашская Республика - Приволжский федеральный округ
.... Чувашская Республика - Республика Татарстан
2004
Года
Рис. 6. Сравнительные характеристики потенциала трудовых ресурсов (ЧР - РФ и ЧР - ПФО идентичны)
Инвестиционная привлекательность - инвестиции в основной капитал на душу населения (рис. 7).
-----Чувашская Республика - Российская Федерация
-----Чувашская Республика - Гривслжский федеральный округ
.... Чувашская Республика - Республика Татарстан
Года
Рис. 7. Сравнительные характеристики инвестиционной привлекательности
Инновационный потенциал - внутренние затраты на исследования и разработки на душу населения (рис. 8).
Чувашская Республика - Российская Федерация
— — Чувашская Республика - Приволжский федеральный округ
- - - - Чувашская Республика - Республика Татарстан
Рис. 8. Сравнительные характеристики инновационного потенциала
Года
Рыночная инфраструктура - распределение действующих кредитных организаций (рис. 9).
Чувашская Республика - Российская Федерация
-----Чувашская Республика - Приволжский федеральный округ
- - - - Чувашская Республика - Республика Татарстан
Года
Рис. 9. Сравнительные характеристики потенциала рыночной инфраструктуры Социальная сфера - объем платных услуг на душу населения (рис. 10).
2001
2002
2002
2003
------Чувашская Республика - Российская Федерация
-----Чувашская Республика - Приволжский федеральный округ
- - - - Чувашская Республика - Республика Татарстан
Года
Рис. 10. Сравнительные характеристики потенциала социальной сферы
Результат оценки конкурентоспособности Чувашской Республики представлен выпуклой плоскостью в виде многомерной системы координат, имеющих один масштаб, где каждая ось определяет свой показатель (рис. 11).
Рассматривая конкурентные преимущества Чувашской Республики в целом (рис. 11), можно сделать вывод, что качественные и количественные различия природных ресурсов и условий оказывают большое влияние на затраты и производительность труда в регионе. Среди экономических условий первостепенная роль принадлежит материально-технической базе и трудовым ресурсам, образующим производительные силы общества. Размещение трудовых ресурсов в Чувашской Республике сложилось под влиянием развивающегося машиностроения и металлообработки, химической промышленности, легкой промышленности.
Анализ уровня конкурентоспособности Чувашской Республики относительно Российской Федерации, Приволжского федерального округа и Республики Татарстан выявил наиболее экономически выгодное направление интеграции. С целью повышения уровня конкурентоспособности Чувашской Республики необходимо интегрироваться в экономическое пространство Республики Татарстан. При этом концептуальным конкурентным преимуществом Чувашской Республики являются трудовые ресурсы.
□,50 -
□ ,45 -
0,40 -
0,35
0,30
0,25
0,20
1999
2000
2004
^^“Чувашская Республика - Российская Федерация
Чувашская Республика - Приволжский федеральный округ ■ *■ Чувашская Республика - Республика Татарстан
Рис. 11. Многомерная плоскость оценки конкурентных преимуществ Чувашской Республики в 2004 г.
По нашему мнению, при определении приоритетов в процессе развития региона необходимо в первую очередь учитывать стратегию промышленной политики Чувашской Республики и ее конечную цель - обеспечение благосостояния членов общества.
На основании вышеизложенного мы предлагаем:
1. При реализации государственной и региональной политики по развитию Чувашской Республики необходимо учитывать предложенную методику оценки конкурентоспособности региона.
2. Для сокращения потребности в дотационных вливаниях, создания системы заинтересованности в самозарабатываемости бюджетных средств, тем самым повышения уровня конкурентоспособности региона, необходимо в первую очередь повысить уровень собственных доходов территориальных бюджетов путем интеграции в наиболее выгодное экономическое пространство, в нашем случае интеграция с Республикой Татарстан.
3. Необходимо перераспределить нагрузку по выполнению регулирующих функций, сглаживанию региональных диспропорций на уровне субъектов РФ на федеральный уровень с целью сохранения целостности российского экономического пространства.
4. Рост объемов промышленного производства в Чувашской Республике должен происходить исключительно за счет повышения производительности труда и при относительном сокращении потребления ресурсов топлива, электроэнергии, сырья и воды в рамках Федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике. М. Вебер указывал на то, что: «Эффективное использование ресурсов - составная часть социально-экономической политики, экономической науки, управления производством» [3, с. 602-603]. И.В. Бестужев-Лада предлагал: «С помощью ресурсосберегающих технологий необходимо сократить производство и потребление невозобновляемых ресурсов (без ущерба для уровня и качества жизни населения), дабы стало возможно повысить удельный вес восполняющихся ресурсов (энергия Солнца, Земли, воды, ветра, интеллектуального потенциала человека)» [1].
5. С целью привлечение иностранных капитальных вложений в Чувашскую Республику необходимо: создать благоприятный инвестиционный климат; повысить эффективность использования трудового и природно-ресурсного потенциалов; повысить уровень экономической развитости региона; ка-
чественно пересмотреть законодательную базу, обеспечивающую условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов.
Вышеизложенные предложения, по нашему мнению, должны войти в программу стратегии регионального развития экономики Чувашской Республики как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития и повышения уровня конкурентоспособности региона.
В мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами и регионами. В условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства в большей степени определяются его конкурентоспособностью.
Для Российской Федерации с ее огромной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной организацией государства обеспечение конкурентоспособности регионов является необходимым условием преодоления социально-экономического кризиса, упрочения территориальной целостности страны.
В свою очередь, страны и регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, формирование конкурентоспособности - ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики.
При этом необходимо учитывать, что:
во-первых, конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - объективные условия к конкуренции;
во-вторых, свойство конкурентоспособности проявляется независимо от поведения субъекта экономической деятельности и определяется объективными процессами, протекающими в экономических системах;
в-третьих, уровень конкурентоспособности региона формируется качественной рыночной инфраструктурой, которая определяется через социальноэкономические факторы, т.е. через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения;
в-четвертых, социально-экономическое развитие региона - основной показатель уровня конкурентоспособности субъекта Российской Федерации, который определяется эффективностью использования потенциала рыночных механизмов саморегулирования в преодолении кризиса и вывода регионов на траекторию устойчивого экономического роста;
в-пятых, важной частью системности региональной экономики являются характеристики и формы структурирования экономического пространства, которое трактуется как насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними.
Конкурентоспособность национальной экономики является результатом комплекса социально-экономических мероприятий по оценке и обеспечению конкурентоспособности микро- и макроэкономических моделей (предприятия, отрасли, региона, страны). Стратегия конкурентоспособности национальной экономики в наибольшей степени зависит от механизма реализации путей повышения уровня конкурентоспособности региона за счет качественного использования ресурсов, обеспечивающих наиболее эффективный экономический рост, развитие интеграционных и инвестиционных экономических отношений.
Оценка конкурентоспособности Чувашской Республики на основе разработанной методики позволила определить степень встроенности региона в
формирующееся рыночное пространство Российской Федерации, федерального округа, ассоциации регионов.
Литература
1. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И.В. Бестужев-Лада. М.: Наука, 1993. 204 с.
2. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука): в 2 кн. / А.А. Богданов; редкол. Л.И. Абалкин (отв. ред.) и др. М.: Экономика, 1989. Кн. 1. 304 с.
3. Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные понятия / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: стат. сб. / Росстат. М.: Госкомстат РФ, 2006. 982 с.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: стат. сб. / Росстат. М., Госкомстат РФ, 2007. 981 с.
СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ родился 1971 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики Чувашского университета. Область научных интересов - исследование конкурентоспособности и эффективности социально-экономического развития региона. Автор более 130 научных работ.