СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ
УДК 37.0 JEL: К39
ББК 74.3
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МОЛОДЕЖНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗОНА ОСОБОГО ВНИМАНИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПанкратоваМ.Е., доцент кафедры ФГБОУВО «Мурманский арктический государственный
университет»
Рашева Н.Ю., доцент кафедры ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный
университет»
Чиркова О.И., ректор ЧОУ ВО «Мурманская академия экономики и управления»
e-mail: anyta_us@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена анализу и перспективам развития волонтерского движения в образовательных организациях Мурманской области с учетом действующего в регионе добровольческого движения Мурманской области «Зона особого внимания».
Ключевые слова: волонтерство, студенческое добровольчество, добровольческая деятельность, региональное добровольческое движение, молодежное добровольческое движение.
Как известно, волонтерство (voluntarius - в переводе с латинского означает добровольно) - это деятельность, которая осуществляется добровольно на благо людям, без расчета на денежное вознаграждение.
Пункт 3 ст. 39 Конституции РФ1 устанавливает право, согласно которому «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
Волонтерская деятельность направлена в первую очередь на помощь остро нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим2. Поэтому в научной литературе и в практике социально-педагогической работы часто используются эти два понятия: волонтерская и добровольческая деятельность. Более того, понятием добровольческая (волонтерская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества3.
С 1 мая 2018 г. ситуация в вопросах правового регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности изменилась в связи с принятием 26 января 2018 г. Государственной Думой РФ в окончательной редакции и одобрением 31 января 2018 г. Советом Федерации РФ Федерального закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства)»4 (Постановление № 3366-7 ГД 5, Постановление № 13-СФ 6).
В связи с принятием указанного Закона изменилось название базового закона регламентирующего анализируемую сферу деятельности - Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Теперь новое название Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в свете произошедших недавних
изменений - Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Закон разработан Правительством РФ во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента РФ по итогам встречи Президента РФ с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и волонтерского движения 26 июля 2017 г. 7 и во исполнение Плана мероприятий по развитию волонтерского движения в РФ (утвержден Правительством РФ 5 июля 2017 г. № 4723п-П44 8). Его задача - формирование единого подхода к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства).
Так, под «добровольческой (волонтерской) деятельностью» в Законе понимается «добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона». «Добровольцы (волонтеры)» - «физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях».
Традиционно молодежь рассматривается как будущее государства, в силу чего особое значение придается ее социализации. Именно поэтому политическая активность, общественная деятельность молодежи на региональном уровне отражает политико-общественное развитие через организации молодежного волонтерства. Эффективная государственная молодежная политика считается одним из важных факторов совершенствования общественных отношений9, которая строится через социальную практику молодежи путем ее вовлечения, в том числе в волонтерскую деятельность.
Добровольчество (волонтерство) представляет собой особый вид деятельности, которые находит государственную поддержку. Именно добровольчество (волонтерство) выступает одним из средств, обеспечивающих успешную социализацию молодежи.
Взаимосвязь таких социальных конструктов, как молодежная политика, образование и социальная активность студенчества, отражает идеологические установки страны в рамках волонтерского движения субъекта РФ10.
Определяя направление развития добровольческого движения в региональной политике, следует подчеркнуть принцип массовости, а также заинтересованность региональных властей в развитии определенных видов волонтерства на базе образовательных организаций.
При этом, характеризуя волонтерство в студенческой среде, следует подчеркнуть, что ориентация на научное развитие университетской среды снижает роль массовой воспитательной работы вузов, которая традиционно в российском обществе играла важную социализирующую роль. Как следствие, сокращается число студентов юношей, имеющих опыт волонтерского участия и хоть в какой-то мере рассматривающих такую деятельность в рамках своей «личной жизненной истории».
С другой стороны, начинают проявляться прагматические устремления студенчества, изменяется мотивация их добровольческого участия, которое приобретает более рациональный и осознанный характер11.
Учеными разработаны различные классификации волонтерства, в частности, по основанию «степень организации» выделено организованное волонтерство, которое является фактором успешной социализации молодежи, поскольку позволяет ей приобрести опыт социально одобряемой деятельности, развить личностные и профессионально значимые качества, сформировать готовность к постоянному волонтерству.
Волонтерство в Мурманской области постепенно получает огромную популярность среди молодежи и активно реализует себя в различных сферах жизни гражданского общества.
Мурманская область принимает активное участие в развитии молодежного волонтерства. В частности, Комитетом по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области в 2008 году создано региональное добровольческое
движение Мурманской области «Зона особого внимания» («ЗОВ»), основной целью которого выступает объединение и поддержка всех социально значимых инициатив Мурманской области.
В рамках развития волонтерского движения «Зона особого внимания» определено направление по правовому закреплению статуса волонтера, который обретает свои определенные права, обязанности, гарантии, и, что особенно важно - полномочия и соответствующую им меру ответственности.
Добровольчество как социальный феномен региона отражает глубоко нравственный характер. Деятельность такого рода является частью процесса постепенного формирования социокультурных ориентиров, обращенных к внутренней сущности каждого отдельно взятого человека. Следствием развития молодежного волонтерства в рамках образовательных организаций Мурманской области ведет к повышению уровня как «общегуманитарной», так и специально-правовой культуры населения региона.
Определяя направления организации волонтерской работы в образовательном учреждении, стоит подчеркнуть социальное патронирование пожилых людей, инвалидов, а также педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков), восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы ВОВ 1941-1945 г.
В данной организации представлена молодежь от 14 до 30 лет, которая принимает активное участие в реализации экологических проектов, акций помощи бездомным животным, а также в городских мероприятиях, среди которых международный фестиваль спорта «Гольфстрим», молодежный форум «Территория свободного развития», праздник «День молодежи России», городской фестиваль уличной музыки и искусства и другие. На базе центра работает местное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы».
Как особый вид гражданской деятельности молодежное волонтерство имеет
колоссальные предпосылки развития, благодаря политике государства, поддерживающей
12
молодежь и молодежные организации12.
Правовое закрепление важности волонтерства в образовательных организациях регионов РФ отмечено в декабре 2016 г. на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Была одобрена стратегическая инициатива «Развитие волонтерства (добровольчества) в регионах и одновременно Общественной палате РФ совместно с Агентством стратегических инициатив, с целью исполнения поручения Президента РФ В.В. Путина, 05 июля 2017 г. разработан план мероприятий по развитию волонтерского движения.
В рамках развития волонтерского движения в регионах определено направление совершенствования механизмов государственного регулирования, содействующих развитию добровольчества (волонтерства), в том числе формирование условий для привлечения финансирования организации добровольческой (волонтерской) деятельности.
Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства)» уравнивает понятия «волонтерство» и «добровольчество», что позволит, на наш взгляд, устранить сложившиеся к настоящему времени противоречия между рядом нормативных правовых актов в этой сфере.
В Законе значительно расширены правовые условия осуществления добровольцами (волонтерами) своей деятельности, которые могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре между добровольцем (волонтером) и благополучателем либо юридическим лицом.
Законом предполагается принятие регламентов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также подведомственных государственных учреждений и иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, центрами поддержки добровольчества (волонтерства).
Разработка указанных положений позволит обеспечить четкое взаимодействие в отношениях, которые складываются между добровольцами (волонтерами), организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, благополучателями, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления. Это позволит обеспечить правовую защищенность добровольца (волонтера), который получит не только удовлетворение своих нематериальных (духовных) потребностей, но и дополнительные гарантии.
Кроме этого, он определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере поддержки добровольчества (волонтерства) и формы такой поддержки.
В свете принятия Федерального закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства)», значительная работа по формированию основ правового регулирования добровольчества (волонтерства) предстоит региональным властям и органам местного самоуправления.
Так, органам государственной власти субъектов РФ необходимо:
1) разработать и реализовать государственные программы (подпрограммы) субъектов РФ, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) утвердить порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
3) методически обеспечить органы местного самоуправления и оказывать содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;
4) сформировать координационные и совещательные органы в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ.
В свою очередь, органам местного самоуправления необходимо:
1) сформировать и осуществить реализацию муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) утвердить порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
3) оказать поддержку организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.
В Мурманской области за развитие волонтерского движения молодежи в рамках образовательных учреждений в регионе отвечает отдел по делам молодежи Министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области.
Отметим, что организованное региональное волонтерское движение в Мурманской области при поддержке «ЗОВ» в большей степени реализует патриотическое воспитание в системе образования региона.
В целом волонтерство представляет собой институт воспитания семейственности, честности, справедливости, милосердия, вдохновения, ответственности, трудолюбия. Тем самым это то место, где в совместных поступках молодежь приобретает позитивный опыт
13
социального взросления и социальной ответственности13.
Формами организации волонтерства в рамках деятельности добровольческого движения «ЗОВ» в рамках развития образовательных организаций Мурманской области должны стать акции, аукционы, анкетирование (тесты, опросы и т. д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, деловая игра, защита проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, КТД по разным направлениям деятельности, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение) и т. д.
Перечисленные формы универсальны, их можно использовать при организации работы с молодежью всех уровней образовательных учреждений.
Особое внимание при выборе форм следует обратить на учет возрастных особенностей целевой аудитории и содержательной наполненности мероприятия.
Заметим, что существующее на сегодняшний день стимулирование добровольчества через гранты, включая волонтерское движение через вузы отражает краткосрочный и локальный характер.
В настоящее время возникает острая необходимость в принятии комплекса правовых и экономических мер, стимулирующих молодежь Мурманской области к волонтерской деятельности, в частности путем объединения добровольческих структур образовательных учреждений на базе добровольческого движения «ЗОВ». Тем самым, формируется воспитание культурного уровня отдельно взятого студента.
Развитие регионального молодежного волонтерства претерпевает и проблему территориальной замкнутости. Это объяснимо тем, что в различных муниципальных образовательных организациях Мурманской области существуют самостоятельные отделы, службы, реализующие молодежную политику исключительно на своей подведомственной территории и в рамках субъективного регламента деятельности.
Именно поэтому важно на базе регионального добровольческого движения Мурманской области «ЗОВ» обеспечить координацию и взаимное развитие молодежного волонтерства всех образовательных организаций Мурманской области.
С целью реализации данной системы важно развитие такой формы волонтерского движения в Мурманской области, как функционирование клуба «Правовая молодежь Мурманской области», который будет функционировать на базе добровольческого движения «ЗОВ».
В рамках данного клуба обучающиеся под руководством педагога, совместно со специалистами различных областей права будут проводить мероприятия, направленные на формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции - по избирательному праву, профилактику правонарушений, пропаганду здорового образа жизни.
Поддерживаем позицию Правительства о необходимости подготовки предложений по созданию единого федерального интернет-ресурса для освещения деятельности добровольцев (волонтеров) на территории Мурманской области.
Примечания
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2 Бородаева, Г.Г., Руднева, И.А. Волонтерская деятельность как фактор формирования личности студента: [Электронный ресурс}. - URL: https://science-education. ru/pdf/2014/4/267.pdf
3 Всеобщая декларация волонтеров (Париж, 14 сентября 1990 года; Декларация была принята на 11-м Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев) [Электронный ресурс}. - URL: http://возрождениекультуры.рф/news/2016-06-02-83; О благотворительной деятельности и благотворительных организациях // Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3340.
4 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства) // Федеральный закон РФ от 05.01.2017 г. [Электронный ресурс}. - URL: http://www.pravo.gov.ru
5 Постановление ГД ФС РФ от 26.01.2018 г. № 3366-7 ГД «О Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» (проект N 313759-7)» [Электронный ресурс}. - URL: http://www.consultant.ru
6 Постановление СФ ФС РФ от 81.01.2018 г. № 13-СФ «О Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» (проект N 313759-7)» [Электронный ресурс}. - URL: http ://www.consultant.ru
7 Перечень поручений по итогам встречи с представителями социально ориентированных, благотворительных организаций и волонтёрского движения / Президент утвердил перечень поручений по итогам встречи с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и волонтёрскоёго движения, состоявшейся 26.07.2017 года [Электронный ресурс}. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/55419
8 План мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации (Извлечения) (утв. Правительством РФ 05.07.2017 № 4723п-П44) // Сборник официальных документов и материалов. - 2017. - № 8.
9 Широбоков, В.Н. Развитие мотивации молодежи как этап организации волонтерской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 1. - С. 102-104.
10 Певная, М.В., Кузьминчук, А.А. Динамика студенческого волонтерства в Свердловской области // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2016. - №4. - С. 135.
11 Там же. С. 136.
12 Петрова, А.А. Проблемы и пути развития молодежного волонтерского движения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 9(46) [Электронный ресурс}. - URL: https://sibac.info/archive/guman/9(46).pdf
13 Щепотьев, В.И., Щепотьев, А.В., Щепотьев, А.И. Развитие волонтерства и добровольческой деятельности как инструмент воспитания патриотизма // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. С. 77-81. [Электронный ресурс}. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11901/
THE DEVELOPMENT OF REGIONAL YOUTH VOLUNTARY MOVEMENT «ZONE OF SPECIAL ATTENTION» IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF
THE MURMANSK REGION
Pankratova M^., Arctic Murmansk State University Rasheva N. Y, Arctic Murmansk State University» Chirкova O. I., Murmansk Academy of economic and management
E-mail: anyta us@mail.ru
Abstract
The article is devoted to the analysis and development prospects of the volunteer movement in educational institutions of the Murmansk region considering operating in the region, volunteerism in the Murmansk region «Zone of special attention».
Keywords: volunteering, student volunteering, volunteering, regional volunteer movement and youth volunteerism.