Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере волонтерства: тенденции и перспективы'

Государственная политика в сфере волонтерства: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7741
1032
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО (ВОЛОНТЕРСТВО) / ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ (ВОЛОНТЕРСКОЕ) ДВИЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / VOLUNTEERING / VOLUNTEERISM / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Елена Ивановна, Сычева Анастасия Владимировна, Юрков Сергей Евгеньевич

Раскрываются особенности реализации государственной политики в сфере регулирования добровольческого (волонтерского) движения. Рассматривается международный и отечественный опыт государственной координации добровольческой (волонтерской) занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE SPHERE OF VOLUNTEERING: TRENDS AND PROSPECTS

The article describes the peculiarities of implementation of the state policy in the sphere of regulation of the voluntary movement. Reveals the international and domestic experience of state coordination of volunteer employment.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере волонтерства: тенденции и перспективы»

УДК 323.2, 323.21

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВОЛОНТЕРСТВА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Е.И. Кузнецова, А.В. Сычева, С.Е. Юрков

Раскрываются особенности реализации государственной политики в сфере регулирования добровольческого (волонтерского) движения. Рассматривается международный и отечественный опыт государственной координации добровольческой (волонтерской) занятости.

Ключевые слова: добровольчество (волонтерство), добровольческое (волонтерское) движение, государственная политика.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации является привлечение граждан к добровольческому движению в различных сферах: развивается событийное, спортивное, культурное, социальное, экологическое, медицинское волонтерство. В настоящее время в России добровольческие инициативы находят широкую поддержку, поскольку соответствуют государственной социальной политике, направленной на реализацию демократических идей, прав человека и социальной справедливости [1].

Добровольческое движение объединяет в себе идеи гражданского общества и определенную долю государственного вмешательства. При этом развитие добровольчества в России - это одно из актуальных и перспективных направлений государственной политики. Данное утверждение подтверждает факт объявления 2018 года годом добровольца (волонтера) [ 2].

Основные принципы, определяющие ключевую роль добровольчества как фактора развития гражданского общества, закреплены во Всеобщей декларации добровольчества, принятой в Международный год добровольцев (2001 г.) на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий в Амстердаме.

В следующем году продолжилась работа по систематизации добровольческой деятельности и была подписана Резолюция ООН A/RES/56/38 на 56 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (10 января 2002 г.), содержащая рекомендации по поддержке волонтерства (добровольчества). Принятие данного документа мотивировано признанием мировым сообществом ценного вклада добровольчества, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, в социально-экономическое развитие с пользой для общества в целом и для самих добровольцев.

В Резолюции прописаны рекомендации по мерам государственной поддержки добровольческой деятельности национальными правительствами (повышение информированности общественности о существенно важном

вкладе добровольчества в социальное и экономическое функционирование общества; создание общих мер, влияющих на мотивацию, поощрение и подготовку волонтеров; создание бюджетных, законодательных рамок и прочее), а также меры поддержки со стороны системы Организации Объединенных Наций (повышение осведомленности; вовлечение национальных добровольцев в свои программы; а также содействие в укреплении национального потенциала) [3].

В настоящее время в мире существует ряд международных волонтерских объединений, которые играют значительную роль в организации добровольческого движения: UNV (United Nations Volunteers) - Волонтеры ООН, SCI (Service Civil International) - Международная волонтерская организация, Alliance (Alliance of European Voluntary Service Organizations) - Альянс европейских волонтерских организаций, ICYE (International Cultural Youth Exchange), YAP (Youth Action for Peace) - Молодежная международная организация и другие.

Каждая страна выбирает собственную модель координации волонтерской активности, опираясь на имеющиеся в распоряжении социальные, кул ь-турные, информационные и экономические ресурсы. В США и многих странах Европы существует правовое регулирование добровольческой деятельности. Опыт зарубежных стран показывает, что в большинстве из них волон-терство законодательно урегулировано и всесторонне поддерживается государством: действуют специальные законы, в которых закреплены правовые нормы организации волонтерской деятельности, а также определенные льготы для волонтеров. В Европе и США труд волонтера приравнивается к трудовому стажу [4].

В странах Евросоюза получили развитие многообразные формы во-лонтерства, различающиеся как по характеру деятельности добровольцев, так и по институциональной организации самой этой деятельности. Ключевое значение имеет некоммерческий сектор, в то же время роль бизнеса постепенно возрастает, тем самым развивается корпоративный сектор волонтер-ства [5].

Относительно новыми направлениями добровольческой активности являются корпоративное, медицинское и «серебряное» волонтерство. Государством и институтами гражданского общества, а также бизнес -структурами ведется работа по развитию обозначенных видов. Но особое внимание государства в последние годы уделяется расширению молодежного добровольческого движения.

Государство признает, что молодые люди, включенные в добровольческое движение, призваны стать важными субъектами реализации государственных задач в сфере социальной политики. К 2020 г. необходимо, чтобы добровольцев в России было 30 % от всех молодых людей. В Европе сейчас 35 % [6].

Развитию волонтерства в молодежной среде уделяется довольно большое внимание со стороны государства. Причем происходит внедрение

добровольческих практик в разные сферы жизнедеятельности российского общества: социальную, спортивную, медицинскую и другие. В связи с этим у молодежи появляется больше возможностей для самореализации и проявления социальной активности.

Следует указать, что значительное число федеральных и региональных программ в области добровольчества ориентировано на молодежь. Данное обстоятельство объясняется тем, что помимо решения социальных проблем общества волонтерство направлено на социализацию и мобилизацию молодежи, формирование гражданской позиции через вовлечение в общественно-значимую деятельность, а так же воспитание в молодом поколении нравственных, патриотических качеств.

Необходимым условием является соответствие добровольческой деятельности целям и национальным интересам развития мирового сообщества, а также потребностям местного сообщества, что в свою очередь подразумевает принцип социальной значимости. Воспитание лидера любым институтом гражданского общества является важным, поэтому и в добровольчестве это основополагающий принцип, связанный с воспитанием лидерских качеств.

Важной чертой современности является признание обществом и государством особой роли и статуса молодежи в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. Действенная государственная политика в молодежной сфере является ресурсом социальной стабильности и способствует безопасности государства в целом. Данное положение обосновывается ростом значения молодежной когорты населения в различных сферах жизни российского общества.

В условиях влияния негативных социальных процессов, таких как уменьшение численности населения, отсутствия четких репродуктивных установок, снижения роли социального контроля, роста молодежных девиаций, социального расслоения и кризиса идентичности молодежи, отсутствия четкой гражданской позиции и т.д., молодежная политика приобретает особую актуальность.

Специфика российского добровольчества продиктована как международными тенденциями (особенно в сфере спортивного волонтерства), так и национальными особенностями функционирования различных видов волонтерской активности: низким уровнем развития корпоративного, детского и военного волонтерства.

Российское добровольческое движение сегментировано, волонтеры работают в рамках некоммерческих организаций, общественных, школьных, студенческих объединений, инициативных групп, поддерживаемых государством и работающих самостоятельно. В функционировании добровольческого движения задействованы органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные и досуговые организации, учреждения культуры, здравоохранения и социальной защиты, некоммерческий сектор и организации бизнеса. Особое значение для развития добровольческого

движения имеет межсекторное взаимодействие, партнерство государства, институтов гражданского общества и бизнес-структур.

В российском волонтерском движении существуют различия в организации добровольческого труда в региональном масштабе, на муниципальном и локальном уровнях. На региональном уровне специфика определяется различием в ресурсном обеспечении добровольческого движения. Ключевая активность добровольцев, вариативность их деятельности, непосредственное взаимодействие со специалистами-профессионалами и конкретными людьми, которым требуется безвозмездная помощь, носит локальный характер и привязана к организационному контексту подведомственных государственных социальных учреждений сферы культуры, здравоохранения, образования и социальной защиты, а также к деятельности некоммерческих организаций. На региональном и локальном уровнях аккумулируется необходимый для развития добровольческого движения потенциал, и одновременно формируются барьеры этого развития [7].

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В. В. Путина - снять все барьеры для развития волонтерства [ 8] - на площадке Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» на основе лучших практик государственной поддержки добровольчества в России и за рубежом разработан Стандарт поддержки волонтерства (добровольчества) в регионах (далее - Стандарт).

Стандарт направлен на преодоление барьеров по 5 направлениям: организационно-правовое обеспечение, информационно-методологическая поддержка, инфраструктура, стимулирование, финансовая поддержка. Внедрение Стандарта предполагает создание или развитие действующей инфраструктуры взаимодействия власти с волонтерами и добровольческих центров и не потребует дополнительных расходов из государственного бюджета в связи с инвентаризацией текущих мер государственной поддержки добровольчества и иных практик гражданского участия и общественных инициатив [9].

Тульская область стала пилотным регионом для принятия «Стандарта поддержки волонтерства», который призван сделать работу добровольцев более системной, а поддержку движения со стороны органов власти - более эффективной. На семинаре-совещании «Шаг к добровольчеству», состоявшемся в Туле, было подписано соглашение о сотрудничестве между министерством молодежной политики Тульской области и Ассоциацией волонтерских центров для создания благоприятных условий работы для добровольцев, а именно: формирование ресурсного центра поддержки добровольчества, внедрение Единой информационной системы «Добровольцы России», проведение обучающих программ.

На базе Тульского областного центра молодежи создается ресурсный центр по развитию добровольчества, который будет оказывать гражданам и организациям комплекс услуг по консультационной, ресурсной, организационной, информационной и методической поддержке в сфере волонтерства. В

настоящий момент разрабатывается план работы ресурсного центра на 2018 год.

Для развития добровольчества в регионе проводятся обучающие семинары, форумы, реализуются социально значимые проекты. У волонтеров есть возможность получить денежные средства на воплощение в жизнь своих инициатив. В области реализуется обучающий проект «Региональный корпус волонтёров», в котором приняли участие 600 ребят.

Для прогрессивного развития волонтерства как направления государственной политики необходима общественная и информационная поддержка, а также поддержка со стороны системы образования. В последнее время существует тенденция увеличения числа школьников и студентов, которые вступают в волонтерские объединения, занимаются общественной деятельностью с целью самореализации, установления личных контактов, желания найти новых друзей, накопить жизненный опыт, навыки, применить свои знания на практике.

Добровольческое движение способствует развитию и совершенствованию социальных и профессиональных компетенций студентов, готовит их к практической деятельности и содействует формированию социальной мобильности. Студенческая добровольческая активность проявляется в различных направлениях волонтерства (социальном, медицинском, событийном и других), в том числе в рамках студенческого самоуправления. Добровольчество есть мощный инструмент и ресурс для решения серьезных социальных проблем, повышения эффективности работы студенческих сообществ, представляющих экономический, политический и социальный потенциал страны [10].

Волонтерство развивается в условиях постоянных социально-экономических и политических трансформаций, добровольческая деятельность является общественно полезной, востребованной, имеет позитивную направленность, нацелена на конкретные социально значимые результаты. В современном российском обществе увеличивается социальный заказ на добровольческую деятельность, растет потребность общества в добровольцах, поскольку не теряют своей актуальности общественные проблемы (экономические, социальные, экологические, культурные, политические и т.д.).

В последние годы накоплен значительный практический опыт реализации волонтерских проектов как на федеральном и региональном уровнях, так и на местном. Опыт организации волонтерской работы на Олимпийских играх в Сочи в 2014 г. используется как в спортивном, так и в других видах волонтерства; расширяет сферу своей деятельности Ассоциация волонтерских центров - Федеральный ресурсный центр по развитию добровольчества.

Дополнительный импульс для развития получает именно молодежное добровольческое движение, молодые добровольцы становятся важными субъектами реализации государственных задач в сфере социальной политики. Развитие школьного и студенческого добровольчества является эффек-

тивным инструментом для решения проблем социальной политики современного общества.

Таким образом, государственная политика в сфере поддержки добровольческого движения претерпевает определенные изменения: принимаются новые программы развития волонтерства, проводятся конкурсы поддержки добровольческих проектов. Тем не менее, необходимы дополнительные усилия в области нормативно-правового обеспечения добровольческого движения, развития перспективных направлений волонтерства. Необходимы также практические рекомендации по развитию волонтерства в различных сферах.

Список литературы

1. Сычева А. В. Социальный портрет добровольца в современном обществе: региональный аспект // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 2. 2016. С. 93 -100.

2. Указ Президента РФ от 06.12.2017 N 583 "О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)" [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56315 (дата обращения: 7.12.17).

3. Рекомендации о поддержке добровольчества. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/38/ // Материалы VI общероссийской конференции по добровольчеству 20-21 мая 2009 г. М., 2009. С. 8.

4. Данилова Е.В. Международный опыт волонтерской деятельности // Вестник РМАТ. 2015. №4. С. 10-15.

5. Шнейдерман А.А. Актуальные проблемы волонтерской деятельности на территории Российской Федерации // Аллея науки. 2017. Т. 3. №13. С. 779 -785.

6. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 430 с.

7. Певная М.В., Зборовский Г.Е. Методология исследования перспективных практик, проблем и возможностей управления российским волонтер-ством // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 156. №22 (4). С. 212-220.

8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 207978/ (дата обращения: 1.12.17).

9. Стандарт поддержки волонтерства в регионах [Электронный ресурс]. URL: http://asi.ru/social/volunteers/ (дата обращения: 1.12.17).

10. Антонович И.В. Студенческое добровольчество как инструмент для решения проблем социальной политики // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2015. №7. С. 183-186.

Кузнецова Елена Ивановна, д-р ист. наук, проф., elkus@,tula.net, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сычева Анастасия Владимировна, ассистент, dobro 71 @list.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Юрков Сергей Евгеньевич, д-р филос. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

STATE POLICY IN THE SPHERE OF VOLUNTEERING: TRENDS AND PROSPECTS E.I. Kuznetsova, A. V. Sycheva, S.E. Yurkov

The article describes the peculiarities of implementation of the state policy in the sphere of regulation of the voluntary movement. Reveals the international and domestic experience of state coordination of volunteer employment.

Key words: volunteering, volunteerism, public policy.

Elena Ivanovna Kuznetsova, doctor of historical sciences, professor, elkus@,tula.net, Russia, Tula, Tula State University,

Sycheva Anastasiya Vladimirovna, assistant, dobro 71@,list. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Yurkov Sergej Evgenjevich, doctor of philosophical sciences, professor, serg45@inbox. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 316.7

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.В. Сафронов

Рассмотрены условия формирования гражданской культуры молодежи в российском обществе, связанные с коммуникативными навыками и открытым доступом к информации, в том числе с помощью механизмов е-йетоетаеу и е^оуегптеМ. Проанализирован положительный опыт использования сети Интернет в социально значимой деятельности. Подведены итоги и вынесены рекомендации.

Ключевые слова: молодежь, гражданская культура, электронное гражданское общество, каналы информационной доступности, сетевая коммуникация.

XXI век - век электронных технологий и сетевых коммуникаций. Социально-экономические и политические отношения не только опосредуются, но и происходят в виртуальном пространстве в сети Интернет. Наибольшей степе-

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.