Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / MILITARY EDUCATION / REFLEXIVE COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES / REFLEXIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / REFLEXIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветров Юрий Павлович, Проказин Евгений Сергеевич

Рассматривается проблема создания рефлексивной образовательной среды для развития профессиональных компетенций курсантов военных вузов. Проводится анализ работ, имеющихся в данной области, выделяются основные условия, способствующие развитию рефлексивного компонента профессиональных компетенций, раскрываются особенности понимания рефлексии и ее роли в создании учебного процесса и развитии профессиональной компетентности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE REFLEXIVE COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AS A CONDITION OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL SELFCONSCIOUSNESS OF THE STUDENTS IN MILITARY UNIVERSITIES

The article deals with the issue of the creation of the reflexive educational environment for the development of the professional competencies of the students in military universities. There is conducted the analysis of the works of this sphere. There are revealed the basic conditions supporting the development of the reflexive component of the professional competencies. The authors describe the specific features of the comprehension of reflection and its role in the creation of the educational process and the development of the professional competence of military students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

известия вгпу

тронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 1. № 4. URL: http://psyedu.ru/files/ articles/psyedu_ru_2009_4_1428.pdf (дата обращения: 14.07.2020).

4. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности ее субъектов // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 40-54.

5. Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. 2010. № 1(43). С. 101-109.

6. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 53-58.

7. Сериков В.В. личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2016. № 2(106). С. 30-35.

8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.

Intellectual and creative type of connection of students with environment: peculiarities of pedagogic support

The article deals with the specific features of the pedagogic support of students with the intellectual and creative type of connection with the environment. The model of the pedagogic support in the educational environment of university is presented in the complex of the series of steps (the analysis of the environment resources, the development of stimulus, the help in the process of training of the intellectual product, the enriching practice, the reflection of achievements).

Key words: intellectual and creative type of connection, pragmatic type of connection, contemplative type of connection, imitation type of connection, events, environment, pedagogic support.

(Статья поступила в редакцию 28.08.2020)

* * *

1. Abul'hanova K.A. Psihologiya soznaniya i lichnosti (Problemy metodologii, teorii i issledovaniya real'noj lichnosti): izbrannye psihologicheskie trudy. M.; Voronezh, 1999.

2. Vorob'eva I.V., Kruzhkova O.V. Model' opti-mizacii sub#ektov obrazovatel'noj sredy // Obrazova-nie i nauka. 2012. № 3 (92) S. 35-45.

3. Emel'yanova I.N. Student kak sub#ekt vos-pitatel'no-razvivayushchej sredy universiteta [Elek-tronnyj resurs] // Psihologicheskaya nauka i obra-zovanie. 2009. T. 1. № 4. URL: http://psyedu.ru/ files/articles/psyedu_ru_2009_4_1428.pdf (data obra-shcheniya: 14.07.2020).

4. Laktionova E.B. Obrazovatel'naya sreda kak uslovie razvitiya lichnosti ee sub#ektov // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im A.I. Gercena. 2010. № 128. S. 40-54.

5. Mirkes M.M., Muha N.V. Obrazovatel'noe sobytie kak t'yutorskaya praktika // Sobytijnost' v obrazovatel'noj i pedagogicheskoj deyatel'nosti. 2010. № 1(43). S. 101-109.

6. Pet'kov V.A. Stanovlenie sub#ektnoj pozicii starsheklassnika v professional'nom samoopredele-nii // Vestn. Adyg. gos. un--ta. Ser. 3: Pedagogika i psihologiya. 2011. № 4. S. 53-58.

7. Serikov V.V. Lichnostno-razvivayushchee obrazovanie kak odna iz kul'turologicheskih obra-zovatel'nyh modelej // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2016. № 2(106). S. 30-35.

8. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot mode-lirovaniya k proektirovaniyu. M.: Smysl, 2001.

ю.П. ветров, е.с. проказин

(Армавир)

развитие рефлексивного компонента профессиональных компетенций как условие формирования профессионального самосознания курсантов военных вузов

Рассматривается проблема создания рефлексивной образовательной среды для развития профессиональных компетенций курсантов военных вузов. Проводится анализ работ, имеющихся в данной области, выделяются основные условия, способствующие раз-витиюрефлексивного компонента профессиональных компетенций, раскрываются особенности понимания рефлексии и ее роли в создании учебного процесса и развитии профессиональной компетентности курсантов.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, военное образование, рефлексивный компонент профессиональных компетенций, рефлексивная образовательная среда.

Современные требования к подготовке курсантов военных вузов, обозначенные в Стратегическом плане совершенствования профессионального образования и подготовки

О Ветров ю.П., Проказин Е.С., 2020

педагогические науки

военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 г., а также ФГОС ВО для системы военного образования направлены на усовершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров, модернизацию образовательного и воспитательного процессов, связанных с разработкой инновационных подходов к обучению, построенному на принципиально иных началах. Это обусловлено тем, что процессы гуманизации и демократизации общества, происходящие в стране, предъявляют повышенные требования к личности и деятельности курсанта, основанные не только на получении им знаний, умений и навыков, но и на формировании профессиональных компетенций и профессиональной компетентности, дающих возможность эффективного решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях. В новых условиях требуются курсанты, обладающие гуманитарной культурой, лидерскими качествами, способностью самостоятельно решать учебно-боевые задачи [14], проявляющие активную жизненную позицию.

Таким образом, сегодня мы говорим о компетентностном подходе в военном образовании, который, с точки зрения Е.В. Богомоловой, делает акцент не на процессе, а на результате обучения, проявляющийся, по мнению исследовательницы, в «способности человека действовать профессионально в различных проблемных ситуациях» [4, с. 138].

В.-Д. Веблер и М.М. Кашапов также обращают внимание на необходимость развития у обучающихся профессиональных компетенций и, соответственно, профессиональной компетентности, проявляющихся в умении применять полученные в ходе обучения знания и сформированные умения на практике, решая поставленные перед ними профессиональные задачи [5]. Многие исследователи считают, что именно компетентность позволяет получать стабильно высокие результаты деятельности и достигать поставленных целей в конкретной ситуации [Там же, с. 13], а также «успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [19, с. 18].

В свою очередь, Е.В. Богомолова указывает на то, что «компетентность представляется как комплексная личностная характеристика, основу которой составляют компетенции» [3, с. 85] - общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-

специализированные, выделенные и описанные в ФГОС ВО для военных вузов, - и которая «выражается в наличии определенных интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, личностного опыта в профессиональной и коммуникативной деятельности» [4, с. 137].

Рассматривая структуру профессиональных компетенций педагогов, В.Д. Шадри-ков [18] выделяет такие компоненты, как мо-тивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный, указывая на тот факт, что становление и развитие профессиональной компетентности обучающихся неразрывно связано с феноменом рефлексии, который В.А. Метаева, А.И. Троянская предлагают рассматривать, во-первых, как одну из составляющих компетентности, во-вторых, как ее системообразующий элемент, и в-третьих -как условие ее развития [9; 16].

На значимость рефлексии в профессиональной деятельности и влияния уровня ее развития на результаты профессионального обучения и становления личности обучающихся, в том числе курсантов военных вузов, обращают внимание М.В. Аниканов, А.С. Шаров, В.А. Метаева, Н.В. Кузьмина, Ю.П. Поварен-ков, H.A. Цветкова, М.В. Цыгулева, Е.В. Пи-скунова, Д. Шон, Х. Прэсей и др. Исследователи говорят о том, что рефлексия не только определяет «ценности, критерии развития человека как целостной, открытой, саморазвивающейся системы» [8, с. 4], но и является одним из важных условий создания инновационной среды, дающей возможность творческого роста и развития и позволяющей обучающимся самостоятельно организовывать и регулировать учебную деятельность, «определяя границы своего знания и преодолевая ограничения» [11, с. 63].

Н.А. Деева также указывает на рефлексивную природу компетенций, что позволяет обучающимся, по мнению автора, анализировать профессиональные компетенции и понимать их содержательные характеристики [6]. Е.В. Анфалов, рассматривая рефлексивную компетентность курсантов военного вуза, считает ее одной из важнейших характеристик профессиональных и личностных качеств будущих офицеров. Исследователь считает, что рефлексивная компетентность курсантов проявляется в умении критически анализировать и оценивать свою учебную и будущую профессиональную деятельность, что позволит повысить ее эффективность и результативность [1, с. 11].

известия вгпу

На значимость рефлексии в профессиональном развитии личности, необходимость развития у обучающихся рефлексивных способностей и рефлексивной культуры указывают в своих работах и другие авторы (Б.З. Вуль-фов, А.А. Деркач, В.В. Краевский, B.A. Мета-ева, О.А. Полищук, И.Н. Семенов и др.). Так, B.A. Метаева пишет, что наличие профессиональной рефлексии дает возможность [9]:

1) повышать предметную профессиональную компетентность;

2) расширять профессиональные знания, умения и навыки;

3) самостоятельно ставить и решать проблемы разного уровня сложности;

4) развивать навыки коллективного взаимодействия;

5) учить эффективно разрешать конфликтные ситуации;

6) расширять профессиональный и личностный опыт.

А.И. Троянская, опираясь на классификацию А.В. Карпова [7], выделяет три вида профессиональной рефлексии [16, с. 57-58]:

- ситуативный, основными функциями которого являются контроль своего поведения, анализ ситуации, коррекция действий в соответствии с конкретными условиями профессиональной деятельности и психофизиологическими особенностями человека;

- ретроспективный - анализ результатов деятельности и поведения;

- перспективный, направленный на проектирование, планирование, прогнозирование человеком своей деятельности.

Для развития рефлексивной компетенции, а также рефлексивного компонента профессиональных компетенций у курсантов необходимо прежде всего организовать так называемую рефлексивную образовательную среду, которая позволит создать необходимые условия для саморазвития, формирования профессиональной компетентности и в целом становления личности будущего офицера. В этом плане нам близок подход И.Н. Семенова, предложившего рассматривать образовательную среду как двухкомпонентную структуру, включающую следующие компоненты [13]:

- информационно-дидактический (отвечает за формирование профессиональных компетенций);

- рефлексивно-психологический (обеспечивает развитие личности).

П.Н. Осипов и Т.Е. Седанкина выделяют в своем исследовании условия, которые способ-

ствуют созданию рефлексивной образовательной среды [10, с. 158-159]:

а) гуманитаризация и гуманизация военно-профессионального образования и воспитания (сегодня об этом говорят многие ученые и педагоги);

б) диалогические отношения между субъектами рефлексивной деятельности;

в) развитие у курсантов профессиональной рефлексии и т. д.

С точки зрения Е.С. Афанасьевой, акцент на гуманитаризации современного военного образования и гуманизации процесса обучения обусловлен тем, что изучение гуманитарных дисциплин позволяет курсантам научиться «строить сложные умозаключения, принимать решения, рефлектировать» [2, с. 16], что, в свою очередь, является «не только основой для приобретения знаний, умений и навыков при изучении всех остальных дисциплин в период обучения в военном вузе, но и... средством повышения компетентности в ходе всей последующей профессиональной деятельности» [Там же].

И.А. Шумакова, характеризуя рефлексивную образовательную среду, называет ее важным показателем гуманистического образования, позволяющим создать условия для исследовательской деятельности обучающихся [22]. На связь между профессиональной компетентностью и рефлексивной средой указывают в своих работах А.А. Бизяева, В.Г. Моль-ко, М.В. Золотова, Т.В. Пушкарева, М.В. Цы-гулева и др. При этом М.В. Цыгулева обращает внимание на то, что именно от качества рефлексивной образовательной среды зависит успешность развития рефлексивного компонента профессиональной компетентности [17].

Опираясь на имеющиеся в изучаемой области работы, мы можем определить рефлексивный компонент профессиональных компетенций, формируемых в процессе военного образования, как «рефлексивный механизм, отвечающий за саморегуляцию и самоорганизацию курсанта военного вуза по освоению им ценностно-смыслового содержания будущей военно-профессиональной деятельности» [12, с. 105]. Суть данного рефлексивного механизма заключается, во-первых, в организации опыта обучающихся, а во-вторых, в проектировании этапов учебного процесса, выборе форм, методов и технологий учебной деятельности, необходимых для успешного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками [21]. Кроме того, развитие у

курсантов рефлексивного компонента профессиональных компетенций позволяет:

1) научиться контролировать результаты учебной и (в последующем) профессиональной деятельности;

2) определять уровень своего профессионального развития и личностных достижений;

3) развивать такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, креативность в решении стоящих перед личностью задач и т. п. [18, с. 49].

Таким образом, мы можем утверждать, что именно развитие рефлексивного компонента профессиональных компетенций может стать основой профессионального становления будущих офицеров.

Соответственно, перед педагогическим коллективом военного вуза возникает задача определения педагогических условий, необходимых для развития рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов в образовательном процессе. Анализ работ ряда исследователей (А.С. Шаров, Д.А. Шаров, Н.А. Тарасюк, Ю.И. Семенова, В.С. Се-менцов, М.В. Цыгулева и др.) позволил нам выделить следующие условия:

1) построение учебного процесса на основе сочетания моделирующей, проективной и знаковой форм деятельности, что позволяет курсантам перейти от знаниевого уровня к практическому [20];

2) создание учебных ситуаций, направленных на развитие у курсантов саморефлексии, оценки своих сформированных рефлексивных умений;

3) разработка учебных заданий, имеющих рефлексивную направленность;

4) создание условий для диалогического взаимодействия в учебном процессе;

5) создание условий для проявления аффективного и когнитивного уровней рефлексии на учебных занятиях;

6) активизация самостоятельной работы курсантов, носящей исследовательский, творческий характер [15].

В результате создания рефлексивной образовательной среды, в которой используются практико-ориентированные педагогические технологии, у обучающихся должны сформироваться следующие уровни рефлексии:

- нарративный;

- диалогический;

- когнитивный;

- аффективный;

- аксиологический.

кие науки -

Это является важным условием развития рефлексивного компонента профессиональных компетенций и формирования на данной основе профессионально важных качеств личности будущего офицера, его профессионального самосознания.

список литературы

1. Анфалов Е.В. Теоретические аспекты проблемы формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2016. № 3. С. 9-15.

2. Афанасьева Е.С. Педагогические пути повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

3. Богомолова Е.В. Компетентностный подход в обеспечении качества подготовки выпускников вуза в области информатики // Человеческий капитал. 2016. № 3(87). С. 84-86.

4. Богомолова Е.В. Методика реализации ком-петентностного подхода в учебном процессе военного вуза // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2017. № 1(63). С. 136-141.

5. Веблер В.-Д., Кашапов М.М. Педагогическое мышление как ключевая компетентность преподавателя высшей школы // Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения. М.; Ярославль: Рос. психол. о-во, 2005. Т. 1. С. 12-18.

6. Деева Н.А. Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. № 6. URL: http://e-koncept. ru/2014/14155.htm (дата обращения: 26.06.2020).

7. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психол. журн. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-56.

8. Метаева В.А. Профессиональная рефлексия в последипломном образовании: учеб. пособие / науч. ред. Г.М. Романцев. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005.

9. Метаева В.А. Развитие профессиональной рефлексии в последипломном образовании: методология, теория, практика. М.: Наука, 2006.

10. Осипов П.Н., Седанкина Т.Е. Развитие способности будущих офицеров к рефлексии в учебно-воспитательном процессе военного вуза // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2009. № 2. С. 156-160.

11. Пискунова Е.В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2005. Сер.: Психология. Вып. 1(45). С. 62-66.

12. Проказин Е.С. Педагогический потенциал социально-гуманитарных дисциплин в разви-

известия вгпу

тии рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов военного вуза // Глобальный научный потенциал. Тамбов: Фонд развития науки и культуры. 2020. № 5(110). С. 104-106.

13. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопр. психологии. 1983. № 2. С. 35-42.

14. Стратегический план совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих МО РФ на период до 2020 года. М., 2008.

15. Тарасюк H.A., Семенова Ю.И. Развитие рефлексивных умений как основа профессиональной подготовки // Высшее образование в России.

2010. № 12. С. 159-162.

16. Троянская А.И. Профессиональная рефлексия личности в мире этнической культуры: мо-ногр. Ижевск: УдГУ, 2011.

17. Цыгулева М.В. Развитие рефлексивного компонента профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2017.

18. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие для вузов. М.: Логос, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестн. Яросл. гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Сер.: Психология. 2006. № 1. С. 15-21.

20. Шаров А.С. Основы теории учения студентов в высшей школе // Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения: междунар. сб. ст. / под ред. проф. М.М. Кашапова. М.; Ярославль, 2005. Т. 2. С. 59-60.

21. Шаров А.С., Шаров Д.А. Рефлексивный подход в обучении информатике: моногр. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.

22. Шумакова И.А. Понятие «рефлексивная образовательная среда» в философии образования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. 2008. № 4(44). С. 64-74.

* * *

1. Anfalov E.V. Teoreticheskie aspekty proble-my formirovaniya refleksivno-prognosticheskoj kom-petencii u kursantov voennyh vuzov // Vestn. Chelyab. gos. ped. un-ta. 2016. № 3. S. 9-15.

2. Afanas'eva E.S. Pedagogicheskie puti povy-sheniya effektivnosti poznavatel'noj deyatel'nosti kur-santov voennyh vuzov v hode izucheniya gumanitar-nyh disciplin: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M.,

2011.

3. Bogomolova E.V. Kompetentnostnyj podhod v obespechenii kachestva podgotovki vypusknikov vu-

za v oblasti informatiki // Chelovecheskij kapital. 2016. № 3(87). S. 84-86.

4. Bogomolova E.V. Metodika realizacii kom-petentnostnogo podhoda v uchebnom processe vo-ennogo vuza // Voprosy sovremennoj nauki i prakti-ki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2017. № 1(63). S. 136-141.

5. Vebler V.-D., Kashapov M.M. Pedagogicheskoe myshlenie kak klyuchevaya kompetentnost' pre-podavatelya vysshej shkoly // Vysshaya shkola na sovremennom etape: psihologiya prepodavaniya i obucheniya. M.; Yaroslavl': Ros. psihol. o-vo, 2005. T. 1. S. 12-18.

6. Deeva N.A. Rol' refleksivnyh mekhanizmov perezhivaniya lichnosti v formirovanii professional'-nyh kompetencij [Elektronnyj resurs] // Koncept. 2014. № 6. URL: http://e-koncept.ru/2014/14155.htm (data obrashcheniya: 26.06.2020).

7. Karpov A.V. Refleksivnost' kak psihicheskoe svojstvo i metodika ee diagnostiki // Psihol. zhurn. 2003. T. 24. № 5. S. 45-56.

8. Metaeva V.A. Professional'naya refleksiya v poslediplomnom obrazovanii: ucheb. posobie / nauch. red. G.M. Romancev. Ekaterinburg: Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2005.

9. Metaeva V.A. Razvitie professional'noj refleksii v poslediplomnom obrazovanii: metodologiya, teo-riya, praktika. M.: Nauka, 2006.

10. Osipov P.N., Sedankina T.E. Razvitie spo-sobnosti budushchih oficerov k refleksii v uchebno-vospitatel'nom processe voennogo vuza // Vestn. Kazan. tekhnol. un-ta. 2009. № 2. S. 156-160.

11. Piskunova E.V. Professional'naya pedago-gicheskaya refleksiya v deyatel'nosti i podgotovke pedagoga // Vestn. Tom. gos. ped. un-ta. 2005. Ser.: Psihologiya. Vyp. 1(45). S. 62-66.

12. Prokazin E.S. Pedagogicheskij potencial so-cial'no-gumanitarnyh disciplin v razvitii refleksivno-go komponenta professional'nyh kompetencij kursan-tov voennogo vuza // Global'nyj nauchnyj potencial. Tambov: Fond razvitiya nauki i kul'tury. 2020. № 5(110). S. 104-106.

13. Semenov I.N., Stepanov S.Yu. Refleksiya v organizacii tvorcheskogo myshleniya i samoraz-vitii lichnosti // Voprosy psihologii. 1983. № 2. S. 35-42.

14. Strategicheskij plan sovershenstvovaniya professional'nogo obrazovaniya i podgotovki voen-nosluzhashchih i gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih MO RF na period do 2020 goda. M., 2008.

15. Tarasyuk N.A., Semenova Yu.I. Razvitie re-fleksivnyh umenij kak osnova professional'noj pod-gotovki // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 12. S. 159-162.

16. Troyanskaya A.I. Professional'naya reflek-siya lichnosti v mire etnicheskoj kul'tury: monogr. Izhevsk: UdGU, 2011.

педагогические науки

17. Cyguleva M.V. Razvitie refleksivnogo kom-ponenta professional'noj kompetentnosti budushchih inzhenerov v processe izucheniya gumanitarnyh disciplin: dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2017.

18. Shadrikov V.D. Psihologiya deyatel'nosti i sposobnosti cheloveka: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Logos, 2008.

19. Shadrikov V.D. Lichnostnye kachestva pe-dagoga kak sostavlyayushchie professional'noj kompetentnosti // Vestn. Yarosl. gos. un-ta im. P.G. De-midova. Ser.: Psihologiya. 2006. № 1. S. 15-21.

20. Sharov A.S. Osnovy teorii ucheniya studen-tov v vysshej shkole // Vysshaya shkola na sovre-mennom etape: psihologiya prepodavaniya i obuche-niya: mezhdunar. sb. st. / pod red. prof. M.M. Ka-shapova. M.; Yaroslavl', 2005. T. 2. S. 59-60.

21. Sharov A.S., Sharov D.A. Refleksivnyj pod-hod v obuchenii informatike: monogr. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2007.

22. Shumakova I.A. Ponyatie «refleksivnaya ob-razovatel'naya sreda» v filosofii obrazovaniya // Na-uchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvenno-go universiteta. Ser.: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2008. № 4(44). S. 64-74.

Development of the reflexive component of professional competencies as a condition of the formation of the professional selfconsciousness of the students in military universities

The article deals with the issue of the creation of the reflexive educational environment for the development of the professional competencies of the students in military universities. There is conducted the analysis of the works of this sphere. There are revealed the basic conditions supporting the development of the reflexive component of the professional competencies. The authors describe the specific features of the comprehension of reflection and its role in the creation of the educational process and the development of the professional competence of military students.

Key words: professional competencies, military education, reflexive component of professional competencies, reflexive educational environment.

(Статья поступила в редакцию 17.08.2020)

О Путило G.G., Савина Л.Н., 2020

о.о. путило, л.н. САвинА

(волгоград)

использование технологий дополненной и виртуальной реальности в процессе литературного образования

Рассматривается вопрос об использовании в процессе литературного образования технологий дополненной и виртуальной реальности, предлагаются варианты применения данных технологий при создании учебных пособий в виде augmented reality book, при проведении образовательных квестов и реализации кейс-технологии, а также в ходе создания проекций виртуального воплощения авторского мира.

Ключевые слова: дополненная реальность, виртуальная реальность, технология, литературное образование, QR-код.

Современная школа немыслима без активного использования в учебном процессе такой перспективной разработки современной ИТ-индустрии, как технологии дополненной и виртуальной реальности. Как правило, данные технологии успешно реализуются при изучении иностранных языков [2; 5; 8; 20] и предметов физико-математического и естественнонаучного циклов [1; 3; 9; 10; 14; 19; 24; 28], однако вопрос об их применении в области школьного литературного образования изучен явно недостаточно.

Обобщая педагогический опыт в сфере AR- и VR-технологий, отметим, что большинство учащихся и педагогов отождествляют дополненную и виртуальную реальности, не разделяя или путая эти понятия. Тем не менее существует несколько видов «реальностей» [27] (см. рис. 1):

• полная реальность;

• виртуальная реальность (Virtual reality -VR);

• дополненная реальность (Augmented reality - AR);

• смешанная реальность (Mixed reality -MR).

Различия между виртуальной и дополненной реальностью основываются на ряде признаков, среди них важнейшими являются:

• реальность виртуальных объектов, отображаемых для пользователя;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.