Научная статья на тему 'Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР'

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1984
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

3. Быстрое истощение при выполнении заданий, связанное с утомлением.

4. Отказ от выполнения заданий (7 % от числа детей экспериментальной группы).

Описанные нами особенности памяти свидетельствуют о необходимости проведения психокоррекционной работы, направленной на развитие произвольной памяти, особенно слуховой.

Список литературы

1. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: учеб. пособие. - М.: Флинта; МПСИ, 2008. - 240 с.

2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи. - СПб.: КАРО, 2007. - 544 с.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.

5. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Рос. пед. агентство; Когито-центр, 1998. - 128 с.

С. В. Кудрявцева

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Речь - одна из центральных важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из целевых ориентиров является хорошее владение ребенком устной речью: умение выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, задавать вопросы, делать умозаключения, пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы.

Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения - неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу (Ю.Ф. Гаркуша, С.А. Миронова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева и др.). В свою очередь, низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов (Л.Г. Галигузова, А.Г. Рузская, Т.В. Сенько, Е.О. Смирнова и др.). Следовательно, гармоничное воспитание личности ребенка не мыслится вне развития его речевой активно-

сти. Работа по развитию речевой активности дошкольников с ТНР выступает как одно из обязательных условий эффективности системы кор-рекционного обучения и воспитания детей данной категории.

В современных исследованиях понятие «речевая активность» рассматривается в двух аспектах: с одной стороны, это свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации; с другой - качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

Для целенаправленного проведения коррекционно-развивающей работы мы определили уровень речевой активности детей с ОНР 5-6-летнего возраста в игровой и учебной деятельности, а также в общении. В качестве компонентов речевой активности были выбраны следующие: количество речевых реакций в разнообразных ситуациях; выбор игр, занятий, связанных с речью; быстрота и точность выбора слов, развертывания синтаксических конструкций; реакция на поступок или высказывание других. Исследование проводилось методом фиксирования фактов в естественных условиях, а также в процессе индивидуальной педагогической диагностики.

По данным наблюдений, мы выделили три группы детей, различающихся по степени активности пользования речью. В первую группу вошли три ребенка, которые не могли выступать инициаторами общения: замкнутые, с трудом вступающие в контакт. Ко второй группе мы отнесли семь человек, не сразу идущих на контакт, но постепенно раскрывающихся в общении. Для пятерых из них характерна эмоциональная лабильность, для двоих - безынициативность на фоне вторичной задержки интеллектуального развития.

Дети обеих групп практически не оречевляли свою деятельность (игровую, трудовую, учебную), лишь изредка сопровождали свои действия констатирующими одно-двух-трехсложными предложениями. Дети предпочитали игры в одиночестве (игры с куклами, мягкими игрушками, машинками; мозаику, пазлы, конструктор), не проявляли инициативы на занятиях, на вопросы отвечали односложно, стеснялись или отказывались рассказывать «на публику» даже знакомые стихи.

В третью группу вошли пять человек, которые достаточно легко шли на контакт, проявляли инициативные игровые действия, быстро реагировали на вопросы партнеров по общению, обращались с просьбами, предложениями, вопросами к взрослым и сверстникам. В эту группу вошли три ребенка с СДВГ и двое с эмоциональной лабильностью. Эти дети стремились к общению, отличались желанием выделиться среди сверстников, поднимали руки для ответа, выкрикивали с места, перебивали других, отвечали развернутыми предложениями с элементами грамматического недоразвития. Активность детей напрямую зависела от заинтересованности видом деятельности. При возникновении трудностей активность резко падала.

Трудности формирования речевой активности и коммуникативных умений у данной категории детей взаимообусловлены и самостоятельно не преодолеваются. Для развития речи и речевой активности нужно создать такие условия, которые обеспечат желание ребенка говорить и работать над развитием правильной речи. Исследователи Л.В. Кра-сильникова, У.М. Сидорова и др. выделяют следующие направления работы: расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности; формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов; создание речеактивизирующей ситуации; развитие действий внутреннего программирования; создание условий для благоприятного протекания сенсомоторного уровня речи; активизация языкового оформления высказывания.

Коррекционно-развивающая работа в данных направлениях будет успешной при соблюдении следующих условий: организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС; активном участии родителей в педагогическом процессе.

Предметно-развивающая среда в логопедической группе, соответствующая ФГОС, должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности детей, но и максимальному развитию их речи. Развивающее пространство группы мы разделили на центры организации определенного вида деятельности с учетом принципов информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости. Каждый центр отграничили от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования.

В данной статье более подробно представлено оснащение центра речевого развития (речевого уголка).

Главным персонажем центра речевого развития стал веселый Лева - мягкая игрушка на руку, у которой есть яркий подвижный язычок. Лева «объясняет» детям упражнения артикуляционной гимнастики, «произносит» звуки перед зеркалом, предлагает поиграть в увлекательные игры со звуками и словами. В своей работе мы используем и ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку лэпбук. Создание лэпбука помогает детям закрепить и систематизировать пройденный материал. Пользуясь условными обозначениями, каждый ребенок может последовательно выполнить в течение недели предложенные упражнения. Ключевыми персонажами лэпбука стали Маша и Медведь, герои любимого детьми и взрослыми мультфильма. «Маша» предлагает игры и упражнения для закрепления знаний об изучаемых звуках и буквах. В прозрачных кармашках помещаются картинка с буквой, которую проходим в данный момент, стихотворение об этой букве, картинки, на которых нужно найти все предметы со звуком, соответствующим данной букве. Также представлены упражнения артикуляционной гимнастики,

лабиринты, буквенный конструктор, символы звуков, профили звуков. Задания постоянно обновляются. «Медведь» представляет игры и

V V п

упражнения для закрепления определенной лексической темы. В один из кармашков помещаем карточки с изображением предметов и объектов по лексической теме. Под картинкой размещаем значки, обозначающие те задания, которые дети могут выполнить с этими картинками. Символ «ладошка» - игра «Сосчитай до пяти» (один грач, два грача и т. д., «треугольник» - «Подбери слова-признаки» (небо (какое?) голубое, хмурое..), «стрелка» - «Подбери слова-действия» (птица летает, вьет, поет...), и т. д. В карманах размещаем картинно-графические схемы для составления рассказов, картинки для составления предложений с предлогами и схему предлога. Наполнение предметно-развивающей среды таким опорным материалом побуждает ребенка к созданию целенаправленной логически завершенной речевой продукции.

Важную роль в развитии речевой активности играет взрослый, который должен всячески помогать ребенку и поддерживать его. Так, в работе с детьми важна помощь не только учителя-логопеда, но и активное участие родителей. Одним из наиболее эффективных методов организации взаимодействия является проектная деятельность. В течение 2015-2016 учебного года мы работали над проектом «Детский сад, родители и я - наша дружная семья!» Основная задача проекта - создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами группы. Вся работа была направлена на создание ситуаций, побуждающих детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Самой эффективной формой работы с родителями стала совместная досуговая деятельность: совместное художественное и речевое творчество детей и родителей, презентация продуктов творчества. Мониторинг, проведенный по итогам работы над проектом, показал значительное повышение не только уровня речевой активности детей, но и их самооценки.

Список литературы

1. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет: учеб.-метод. пособие. - М.: Сфера, 2010.

2. Сафонова О.В. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: реф. - М., 2007.

3. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. - М.: Сфера, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.