И.Н. Куликова, С.П. Овеснова, Е.Б. Вакеева
учителя-логопеды, ГБДОУ № 125 детский сад компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга
Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР
В последние годы все более актуальной становится проблема школьной неуспеваемости. Исследования Г.А. Каше [4], Р.Е. Левиной [7], Р.И. Лалаевой [6], Л.Г. Парамоновой [10], Л.Ф. Спировой [11], Н.И. Дьяковой [3] и других авторов показывают, что в основном причины ее лежат в преддошкольном и дошкольном возрасте.
Процесс письма - это довольно сложный, системный, произвольный психический процесс [5], требующий определенного уровня сформиро-ванности неречевых и речевых функций. При нарушении одной из функций страдают операции письма или чтения, что приводит к дисграфии и/или дислексии [3; 10].
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), страдающие несформи-рованностью фонематического слуха, зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, находятся в особой группе риска. У многих детей несформированы произвольные процессы (общее поведение, саморегуляция, контроль за своими действиями).
Профилактика - самая эффективная мера, позволяющая своевременно предупредить возможные трудности в овладении детьми письмом и чтением.
Предупредить ошибки всегда намного легче, чем потом их исправить, поэтому профилактическую работу нужно начинать как можно раньше. И это особенно важно для детей с ТНР.
Учитывая предпосылки возникновения нарушений письма и чтения, опираясь на исследования по данной проблеме, можно выделить следующие задачи, направленные на её решение:
- развитие зрительного, слухового восприятия, внимания и памяти;
- развитие зрительно-пространственных функций;
- развитие моторики;
- коррекция звукопроизношения;
- работа над слоговой структурой слова;
- развитие языкового анализа и синтеза;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- развитие графомоторных навыков.
Как известно, ребенок овладевает устной речью в процессе общения непроизвольно, письменная же речь требует целенаправленного специального обучения.
Система работы строится на использовании сохранных возможностей наглядно-действенного, формировании наглядно-образного мышления, а в дальнейшем и словесно-логического мышления.
116
У детей младшего и среднего дошкольного возраста базовые умения и навыки формируются в процессе изучения лексических тем:
- формирование целостного образа предмета (на материале разрезных картинок, кубиков);
- умение определять сходства и различия предметов по контрастным признакам.
Систему работы над развитием зрительного, слухового восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных функций и графомоторных навыков мы раскрыли на материале конкретной лексической темы в статье «Развитие пространственно-зрительных функций у дошкольников с ОНР в работе логопеда на материале лексической темы «Посуда» [9].
Применяя здоровьесберегающие технологии (упражнения на развитие координации речи с движением, тонких дифференцированных движений пальцев рук с использованием пальчиковой гимнастики, а также различных вспомогательных массажных средств), решаем задачу развития моторики.
Задачи коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слова, развития языкового анализа и синтеза, формирования лексикограмматического строя решаются комплексно в процессе формирования устной речи у дошкольников с ТНР.
Работа по формированию фонематических процессов начинается на базе неречевых звучаний. Мы используем методику Т. А. Ткаченко [12].
Коррекционная работа проходит в несколько этапов:
1. Слухопроизносительная дифференциация фонем. Детям предлагаются игры по типу: «Определи, какой звук»; «Какой звук потерялся»; «Цифровой ряд».
2. Работа на уровне слога и слова. С детьми проводятся игры для развития аналитико-синтетических способностей на уровне слога и слова: «Слоги рассыпались»; «Складно и неладно»; «Составь слово».
3. Работа на уровне словосочетания и предложения. Продолжается работа по формированию аналитико-синтетических способностей на уровне словосочетания и предложения: «Перевертыши»; «Рифмовки»; работа с деформированным предложением.
Специфика обучения детей с ОНР грамоте такова, что звуковой анализ и синтез базируются на уверенном фонематическом восприятии звуков родного языка. Фонематические представления возможны при условии их правильного произнесения.
В своей практике мы используем разнообразные вспомогательные средства для развития фонематического восприятия. В частности применяем зрительные символы звуков, что помогает нам добиваться осознанных навыков звукового анализа у детей с ОНР.
Звуки, представленные в образе зрительных символов, моделируют процесс чтения и письма. Выкладывание звуковых схем слогов и слов посредством зрительных символов носит занимательный, игровой характер и интересен детям. Это такие игры с символами звуков, как: «Живые зву-
117
ки»; «Прочитай слово»; «Собери слово»; «Подбери схему к слову (слово к схеме)».
Зрительные символы значительно облегчают детям задачу перехода от звука к букве.
На этапе ознакомления детей с новой буквой и её первичном закреплении проводим ряд игр и игровых упражнений, направленных на более прочное, осознанное запоминание её графического образа, на расположение элементов буквы в пространстве. Вот некоторые из них: «Мастерская букв»; «Пальчиковая азбука»; «Нежные спинки»; «Жмурки».
Известно, что игра является основным видом деятельности дошкольников. Именно игра создаёт условия, вызывающие положительные эмоции у ребенка и способствующие эффективной коррекционной работе.
В систему коррекционной работы по устранению предпосылок нарушений письма и чтения мы включили игровую технологию В.В. Воскобо-вича «Сказочные лабиринты игры» [2], которая соответствует требованиям ФГОС. В ней раскрываются все пять представленных областей развития ребёнка. Это:
1) социально-коммуникативное развитие;
2) познавательное развитие;
3) речевое развитие;
4) художественно-эстетическое развитие;
5) физическое развитие.
Задачи, поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В. В. Воскобовича, во многом совпадают. Игры В. В. Воскобовича соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей.
Посредством данной игровой технологии реализуется сенсорное развитие (восприятие, цвет, форма, размер), интеллектуальное развитие (мышление: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование и т. д.), зрительно-пространственный гнозис и праксис, без чего успешное обучение чтению и письму невозможно. В работе с детьми мы используем игровой комплекс «Коврограф Ларчик» с применением комплектов «Разноцветные верёвочки», «Буквы на прозрачной основе», набор карточек «Забавные буквы», «Конструктор букв», «Радужные гномы» (образы цвета). Образные карточки «Лев-Павлин-Пони-Лань» учат детей в игровой ситуации осваивать пространство на плоскости.
Дети с интересом выполняют игровые задания на тренажёре «Игро-визор». Специальным маркером на нём выполняются графические диктанты, лабиринты и т. д.
Выполнение игровых заданий с применением конструктора «Гео-конт» решает задачи развития мелкой моторики, сенсорного развития (цвет, форма), словесного воображения. «Геоконт» используем для конструирования различных предметов, букв, как по словесной инструкции, так и в самостоятельной деятельности детей. Также нами успешно применяется в работе игровое пособие «Шнур-затейник», с помощью которого конструируются буквы, складываются слоги и слова.
118
Предлагаемая игровая технология предопределяет интенсивное развитие внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления.
Использование вышеперечисленных игр помогло нам повысить мотивацию детей к обучению и разнообразить нашу работу по решению задач профилактики нарушений письма и чтения.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. -М., 1994.
2. Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. - СПб., 2007.
3. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников // Библиотека логопеда. - М.: Сфера, 2010.
4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1985.
5. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - М.-СПб., 1997.
6. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М.: Просвещение, 1983.
7. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. - М.: XVIII Междунар. психол. конгресс, 1966.
8. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы: учеб. пособие. - СПб.: Стройпечать, 1995.
9. Овеснова С.П., Куликова И.Н., Вакеева Е.Б. Развитие пространственнозрительных функций у дошкольников с ОНР в работе логопеда на материале лексической темы «Посуда» // Специальное образование: материалы IX Междунар. науч. конф.: / под ред. проф. В.Н. Скворцова: в 2-х т. Т. I. - СПб., 2013.
10. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Союз, Лениздат, 2001.
11. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. 1-4 классы. - М.: Педагогика, 1980.
12. Ткаченко Т.А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда. - М., Владос, 2010.
Н.С. Куликова
ассистент кафедры логопедии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
К вопросу об особенностях нарушений речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
За последнее десятилетие в соответствии с современной международной классификацией (МКБ-10) в структуру умственной отсталости вошли разные расстройства, в частности, аутистическиподобные нарушения; легкая умственная отсталость с аутистическими чертами; гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. Дети с интеллектуальной недостаточностью (ИН) вызывают повышенный интерес у ученых и практиков, который обусловлен ярко выраженными специфическими особенностями данной категории детей в развитии и обучении.
Одна из наиболее характерных особенностей детей с ИН - это нарушение развития речи и ее коммуникативной функции.
119