МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х
преемственности и обмена опытом в данной сфере, что может внести в образовательный процесс практический элемент межкультурных связей.
Образование будущего должно решить эту проблему как можно быстрее. Наилучшим способом, как говорилось ранее, я считаю восстановление советской модели, предполагающей прохождение практики. Однако если данный путь невозможен, рентабельно было бы сократить количество вузов, гарантирующих высшее образование, и инвестировать среднее специальное. Переориентация позволила бы наиболее продуктивно перейти на новый уровень, гарантирующий системность и межотраслевое взаимодействие, а также стимулирующая актуализацию детерминированности в образовании.
И когда данное противоречие будет устранено, обретая синонимическую завершенность, правомерно будет говорить о новой модели функционирования, в которой в равной степени будут сочетаться и лучшие аспекты теории Болонского процесса, и достижения современной педагогики, и наиболее успешные элементы, разрабатываемые в советской школе. Иными словами, педагогика будущего должна, будто бы в продолжение философской доктрины Н.И. Надеждина, двигаться от двух взаимоисключающих начал (советская школа/Болонский процесс) к синтезу [3].
Список использованной литературы
1. Логинова Л.В. Региональные диспропорции на рынке труда и задачи политики занятости // Вестник Волгоградского государственного университета, 2013. №1 (19). С. 78-87.
2. Меджидов Проблемы взаимосвязи мотивации и оплаты // Вестник Российской академии естественных наук, 2007. №1. С. 80-85.
3. Надеждин Н.И. О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической // Надеждин Н.И. Сочинения в двух томах. T.I: Эстетика. T.II: Философия. Т. I. - СПб.: Издательство РХГИ, 2000. 976 с.
4. Российская газета - Федеральный выпуск №5857 (184), 2012.
5. Федорова М. С. Совершенствование системы оплаты труда на предприятии // Молодой ученый, 2011. №7. Т.1. С. 119-121.
6. Altbach P.G. The Asian Higher Education Century? // International Higher Education, 2010. № 59. P. 3-5.
© Степанова А. А., Решетникова С. В., 2016
УДК 373
Тарасенко Татьяна Викторовна,
канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П.Семенова-Тян-Шанского»,
г.Липецк, РФ;
Казьмина Эмма Владимировна, воспитатель, МАДОУ детский сад № 50,
г.Липецк, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «КРУГОВ ЛУЛЛИЯ» В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В данной статье рассмотрены возможности познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием «речевых кругов». Занятие с ними способствует созданию заинтересованной и адекватной возрасту детей старшего дошкольного возраста ситуации общения. «Речевые круги» можно использовать в образовательной деятельности педагога с детьми, при организации режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
познавательно-речевое развитие, дети старшего дошкольного возраста, игровое пособие «Речевые круги».
Развитие лексической и грамматической стороны речи детей дошкольного возраста является одной из задач речевого развития. В настоящее время апробировано множество методик и технологий, с помощью которых можно корректировать процесс речевого развития детей.
В доступной и игровой деятельности можно успешно решать указанные задачи, потому что речь ребёнка развивается и активизируется в игре, а сама игра под влиянием и обогащением речи совершенствуется. Авторы методики ТРИЗ предлагают использовать круги Луллия. «Кольца Луллия» - это своеобразный компьютер, только для слов. Конструкция проста, что позволяет применять ее в детском саду. Данное пособие рекомендовано для работы с дошкольниками 3-7 лет. Оно многофункционально и формирует навыки взаимодействия и самостоятельности.
Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4, 6, 8 секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце - разнообразные деревья, на другом - их листья или семена. Другой вариант: на одном кольце - животные (домашние, дикие, рыбы, птицы), на другом - их «дома». Для изготовления пособия нужно взять два прямоугольных куска оргалита шириной, равной диаметру колец, и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепить штыри. По периметру соорудить небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепить ножки. В верхнем прямоугольнике вырезать окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка не укрепляется, а просто накладывается на бортики основания. Для свободного и удобного вращения колец Л.Логинова предлагает использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2-4 см меньше двух диаметров пластинок [1].
Содержание игр позволяет использовать их на занятиях по развитию речи, развивает речь и коммуникативную функцию дошкольников. С помощью занимательно-игрового пособия «Речевые круги» воспитатель может корректировать различные аспекты речевой деятельности (развивать фонематические процессы; уточнять и активизировать словарный запас; совершенствовать слоговую структуру слова; знакомить с окружающим миром). Данное игровое пособие возможно использовать при закреплении артикуляционных упражнений, для развития лексико-грамматических категорий. В процессе работы с кругами Луллия развиваются мышление, память, воображение, что приводит к интеллектуальному развитию ребенка в целом. Использование «Речевых кругов» целесообразно на занятиях по развитию речи, в игровой деятельности вне занятий, также в самостоятельной деятельности детей. Игровое пособие универсально. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры.
Существуют разные варианты использования «Речевых кругов».
Их можно надевать на карандаш, накладывать круги, разные по диаметру, друг на друга. В любом случае результат огромен. Использование «Речевых кругов» позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и сверстниками на занятиях и в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Рассмотрим некоторые варианты использования «Речевых кругов».
1. Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики: «Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи». Цель игр: совершенствование артикуляционных способностей детей; формирование навыков сотрудничества и самостоятельности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Берутся два круга: 1-й - с изображением артикуляционного упражнения, 2-й - с картинками, соответствующими артикуляционному упражнению (улыбка, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга № 1 должна соответствовать картинка круга № 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.
Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте: «Звуковые круги», «Звукарики», «Где спрятался звук?»
Цель игр: совершенствование навыков звукового анализа; обучение грамоте; расширение и активизация словаря.
На 1-ом круге картинки с изображением «звука» (насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш.), на 2-ом круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке - «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук, который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте
3. Игры на формирование лексико-грамматических категорий: «Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один - много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»
Цель игр: совершенствование лексико-грамматического строя речи; закрепление навыка словообразования и словоизменения; расширение и активизация словаря; развитие связной речи.
На 1-ом круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья...) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.
Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на три типа:
I. Игры на подбор пары.
В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке кольца №1 обязательно должна соответствовать одна картинка кольца № 2.
Игры экологического содержания: «Найди, где живет?», «Назови детеныша?», «С чьей ветки детки?», «Крылья, ноги, клювы», «Подбери место обитания».
Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Найди заданный звук в начале, середине и конце слова», «Чей дом?» («берлога чья? Медвежья»).
II. Игры с элементом случайности в установке колец.
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое кольцо имеет 8 картинок, то возможны 64 комбинации.
Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Чей нос, чей хвост?», «Назови сколько?», «Уменьшаем, увеличиваем»
III. Игры на развитие творческого воображения.
Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки «зайчиха» и «лисята». Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она о них будет заботиться, чему станет их учить?». Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Варианты колец каждый педагог может выбирать самостоятельно, придумывать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и сами дошкольники.
Издательство «Айрис-Пресс» подготовило комплект круговых тренажеров по математике, обучению грамоте и др. Тренажеры серии «Карусель» «Учимся считать» и «Обучение грамоте» состоят из двух или трех кругов, соединенных в центре и вращающихся относительно друг друга, и держателя (контрольного язычка). Для решения задачи необходимо подобрать соответствующие сектора. Правильность выполнения задания определяется сразу же с помощью специальных отверстий на держателе на обратной стороне пособия.
Перед работой с пособием рекомендуется его внимательно рассмотреть. Какие объекты находятся на лицевой стороне? Предложить ребенку самому догадаться «что к чему подходит». Проверить догадку можно, прочитав задание в центре круга. Далее работа организуется согласно порядку, описанному для каждого пособия. Количество заданий для одного занятия зависит от времени, которым вы располагаете, и может колебаться от 3-4 до 8-10. Лучше начинать работу с менее сложных заданий, постепенно повышая их сложность.
Круговые тренажеры серии «Карусель» обладают целым рядом достоинств, среди которых главными являются следующие:
1. Пособия позволяют повысить эффективность интеллектуального развития. В процессе игры ребенок тренирует мелкую моторику, скоординированную работу правой и левой рук, элемент самопроверки развивают навыки самоконтроля и самооценки. Дополнительные задания не только закрепляют знания по данному разделу, но и осуществляют связь с другими темами. Заложенный игровой принцип и необычные приемы способствуют быстрому запоминанию основных понятий, развитию воображения, мышления, памяти, навыков ориентирования в пространстве.
2. Пособия изначально разрабатывались как средства, позволяющие реализовать безопасное для здоровья ребенка обучение. Круговые тренажеры обеспечивают максимально естественное освоение ребенком предметных основ, причем таким образом, что игра не только способствует развитию предметных способностей, но и рождает у ребенка устойчивое желание учиться. Освоение учебных действий на основе занимательной игры существенно снижает уровень стресса в обучении.
3. Пособия просты и доступны в использовании. Простота и удобство работы с круговыми тренажерами позволяют решать учебные задачи с экономией времени. Что же касается родителей, то от них не требуется специальной педагогической подготовки, чтобы правильно организовать игру.
4. Пособия могут использоваться детьми старшего дошкольного возраста. Содержание круговых тренажеров разработано на основе Образовательного Стандарта третьего поколения с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
В качестве примера приведем игру «Найди одинаковые звуки». Карусель для этой игры состоит из двух кругов: первый (внутренний) круг - картинки со схемами-показателями звуков слова; второй (внешний) круг - картинки со схемами-показателями звуков слова. Вращая диски Карусели, ребенок должен подобрать пары слов: с одинаковыми первыми звуками (кот-кактус, лук-лопата и др.), с одинаковыми последними звуками (слон-барабан, дом-сом и др.).
В игре «Составь слово» Карусель состоит из трех кругов: первый (внутренний) круг - первые слоги слов; второй круг - картинки слов; третий (внешний) круг - вторые слоги слов. Вращая диски «Карусели», играющий должен построить и прочитать по слогам слова: ро-зы, гу-си, дя-тел, ве-ник и др.
Дети во время выполнения заданий деятельны и активны, выполнение заданий с такими пособиями позволяет детям улучшить скорость и прочность запоминания, обостряет внимание, так как в работу включается сразу несколько органов чувств: слух, зрение, осязание.
Список использованной литературы:
1. Логинова Л. Кольца Луллия// Обруч. - 2004. - № 4.
2. Обучение грамоте. Комплект круговых тренажеров. - М.: Айрис -Пресс, 2013.
© Тарасенко Т.В., Казьмина Э.В., 2016