Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРЕНД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богомолова Анна Олеговна, Трач Наталья Валентиновна, Гут Юлия Николаевна

В данной статье раскрываются особенности психологической готовности педагогов общеобразовательных учреждений к инновационной деятельности. В образовательных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений, способных осуществлять образовательную деятельность в дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF TEACHERS OF EDUCALIONAL INSTITUTIONS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES

This article reveals the features of the psychological readiness of teachers of general education institutions for innovative activities. Currently, education is undergoing a complex process of modernization. Within implementation of the decree of the President of the Russian Federation "On national goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period till 2024", including for the purpose of solving the tasks of ensuring the rapid introduction of digital technologies in the social sphere, formed the national program "Digital economy Russian Federation". In educational institutions, there are many innovative technologies, programs, and directions that can carry out educational activities in a remote format. It is becoming increasingly clear that the implementation of educational modernization processes requires the actualization of the school's potential. The National Doctrine of Education of the Russian Federation, establishing the priority of education in state policy, defines the leading role of pedagogical collectives in achieving the goals of education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

mands of education towards certain portals that support distance learning, leading to the dominance of clip thinking. The positive and negative aspects of digitalization education are considered, motivating the development of clip and project thinking of students. The need to change distance learning technologies by increasing the share of verbal mastering of certain disciplines and creating "virtual" classes with relaxation elements during the lesson and organizing collective communication is noted. Analyzing the dynamics of the demand for digital technology in education, a conclusion is made about the purposeful synergistic process of assembling cyber-physical systems in the educational process, which is characteristic of distance learning. This work was supported by the Russian Science Foundation grant № 19-1800504.

Key words: digitalization of education, distance education, lockdown, learning portals.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Богомолова Анна Олеговна, педагог-психолог (e-mail: anna.bogomolova1997@mail.ru) Трач Наталья Валентиновна, учитель-дефектолог

(e-mail: natulya2502@yandex.ru) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Северная средняя общеобразовательная школа №1 Белгородского района Белгородской области», г.Белгород, Россия Гут Юлия Николаевна, к.психол.н., доцент Психологический институт Российской академии образования,

г. Москва, Россия Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.Белгород, Россия (e-mail: gut.julia@mail.ru)

В данной статье раскрываются особенности психологической готовности педагогов общеобразовательных учреждений к инновационной деятельности. В образовательных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений, способных осуществлять образовательную деятельность в дистанционном формате.

Ключевые слова: инновационная деятельность, саморегуляция, педагог-психолог, социализация, тренд.

Методики исследования:

1. методика «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» (В .А. Сластенин) [15];

2. методика. «Пятифакторный опросник личности 5PFQ» (В.Е. Орел, А. А. Рукавишников, И.Г. Сенин) [12];

3. методика «Стиль саморегуляции поведения ССПМ» (В .И. Моросанова) [10, 11];

4. анкета «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» (Т.В. Чиркова).

Обращение к проблемам инновации и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе [13].

Э. Роджерс «определяет инновацию как идею, метод или объект, воспринимаемые индивидом в качестве новых» [19].

Интересным является подход, предложенный В. Тарасевичем, который утверждает, что инновации - это «не элементарные феномены, а сверхсложные и преимущественно самоорганизующие системы с разветвленной структурой внутренних и внешних взаимодействий между не столько традиционными элементами, образующих определенную целостность, сколько когерентными интерактивными процессами, которые детерминируют динамизм системы » [17, с. 65].

О.М. Краснорядцева отмечает, что «психологическая готовность к инновационной деятельности отражает такие динамические характеристики многомерного жизненного мира человека, как инициативность (готовность человека действовать в условиях непредсказуемости результатов деятельности и отвечать за результаты), готовность к переменам, открытость к изменениям, легкость перестройки» [7].

М. Кларин отмечает, что «по своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к изменениям в способах деятельности, стиле мышления, которые с этим связаны » [5, с. 56].

Анализ литературы, посвященной инновационным процессам в образовательной сфере, позволяет утверждать, что до недавнего времени понятие «инновационное образование» рассматривалось преимущественно в фило-софско-теоретическом и рационализаторском аспектах, в частности, исследование и описание оптимизации учебного процесса за счет приоритетного использования определенного фактора, например, компьютерных средств или активных методов обучения. Сейчас же все большее внимание ученых привлекают антропоцентрические и социально-экономические аспекты образовательных инноваций [8; 9; 18].

Мы согласны с мнением российской исследовательницы Г. Прозументовой, что «понятие «образовательная инновация» прежде всего введено в педагогический дискурс для того, чтобы выделить, сфокусировать такую точку, такое место образовательного пространства, где появляется «я» человека». Иначе говоря: « образовательная инновация характеризует не просто изменения или нововведения в образовании, но такие изменения, которые происходят, осуществляются человеком, такие изменения, при которых человек делает свое образование предметом личного участия, заботы, влияния, а потому образовательные инновации следует считать деятельностью человека по созданию собственного образовательного пространства (Я-пространства)» [14, с. 5].

Говоря о педагогических инновациях, нельзя также игнорировать исторические и концептуальные предпосылки их формирования. При проведении логической характеристики понятия принципиально важно учитывать, в каком отношении мыслится объект. Если этого не учитывать, то возможны нарушение закона тождества и изощренная путаница мышления, при которой мы будем смутно думать о разных вещах, используя один и тот же термин [20, с. 414-419].

По мнению Ю. Зинченко и И. Володарской «инновационный потенциал педагога определяется совокупностью социокультурных и творческих характеристик личности». [4].

Такие авторы, как Е. Борисова [1], В. Давыдов [2], Я. Коломинский [6], В. Кудрявцев [3], В. Сластенин являются сторонниками личностного подхода к проблеме психологической готовности: «в рамках этого подхода психологическая готовность определяется как качество, которое формируется в процессе овладения конкретным видом деятельности, как интегральное личностное образование, которое имеет сложную многокомпонентную структуру, специфические функции и закономерности развития» [16].

Анализируя понятие «инновационная деятельность», хочется отметить высказывания Г.А. Мкртичян: «существует 3 основных вида педагогической и экспериментальной деятельности: частная практика, экспериментальная работа, инновационная деятельность учителя. Чем больше инноваций в педагогической деятельности, тем лучше учитель понимает частный эксперимент» [18].

В рамках данной работы было организовано и проведено экспериментальное исследование влияния уровня саморегуляции на готовность к инновационной деятельности (ИД) у педагогов общеобразовательных учреждений (ОУ).

Цель исследования: выявить факторы, способствующие развитию готовности к инновационной деятельности у педагогов общеобразовательных учреждений.

На первом этапе исследования, мы изучили готовность к инновационной деятельности у педагогов. ля 32% опрошенных характерен низкий уровень готовности к инновационной деятельности : педагоги имеют общее представление об инновационной деятельности, но отсутствует инициатива, педагоги пассивны. Средний уровень готовности к реализации ИД свойственен для 45% педагогов, что характеризуется неустойчивым интересом к инновационной деятельности; стремлением к саморазвитию только в привычных условиях. Было установлено, что 22% испытуемых демонстрируют высокий уровень готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, что свидетельствует об инновационном стиле мышления, характеризующимся высокой смысловой насыщенностью, открытостью в восприятии нового и в то же время рациональностью и реалистичностью; ярко выраженным стремлением к саморазвитию.

Далее мы изучили уровень саморегуляции (СР) деятельности педагогов общеобразовательных учреждений. Общий уровень СР (уровень процессов) у педагогов общеобразовательных учреждений выглядит следующим образом: у 15% обследованных педагогов высокий уровень, 58% сотрудников демонстрируют средний уровень (из них 23% имеют тенденцию к низкому уровню саморегуляции), 27% сотрудников демонстрируют низкий уровень саморегуляции. Таким образом, у 85 % обследованных педагогов ОУ выявлен средний и низкий уровень саморегуляции.

Наше предположение заключается в том, что различия в уровне психологической готовности к инновационной деятельности у педагогов общеобразовательных учреждений взаимосвязаны с уровнем саморегуляции. Отсюда, развитие процессов саморегуляции должно способствовать развитию психологической готовности к инновационной деятельности.

Для выявления характеристик, влияющих на готовность к инновационной деятельности мы применили множественный регрессионный анализ (МРА). Он показал, что обнаруживается устойчивая зависимость развития готовности к инновационной деятельности от этих факторов: общий уровень саморегуляции (в=-0,705, при р<0,01), доброжелательность (в=-0,604, при р<0,05), открытость опыту (в=-0,701, при р<0,05), нейротизм (в=-0,620, при р<0,05).

Были получены значимые регрессионные ^-коэффициенты и отрицательные корреляционные связи, этот результат дает нам основание утверждать, что в данном случае можно наблюдать прямо пропорциональную зависимость того или иного критерия психологической готовности к инновационной деятельности от уровня саморегуляции. Следовательно, чем ниже уровень саморегуляции, тем ниже проявляющейся процессы психологической готовности к инновационной деятельности, включающие: незаинтересованности в профессиональной инновационной деятельности в условиях социальных трансформаций, в чувстве неудовлетворения результатами собственной деятельности, в низкой работоспособности в творческой деятельности, неуверенности в себе, эмоциональной неустойчивости. Возрастает обособленность к профессиональной деятельности, появляется недовольство собой, профессией, заработной платой. Низкий уровень саморегуляции приводит к чувству напряженности во взаимоотношениях с субъектами деятельности и наоборот.

Список литературы

1. Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект/ Е.М. Борисова //: Дис. д-ра психол. наук. - Москва, 1995. - 411с.

2. Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование/ В.В. Давыдов, А.У. Варданян// - Ереван, 1981. - 270 с.

3. Давыдов В.В. Психология развития человека: Программа общеобразовательного курса./В.В. Давыдов, В.Г. Кудрявцев //- М., 1996. - 68 с.

4. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова //- М.: Педагогика, 1981.- 235 с.

5. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Наука, 1977. - 223 с.

6. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.\ Я.Л. Коло-минский - Минск, 1976. - 350 с.

7. Краснорядцева, О.М. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» /О.М. Краснорядцева, Д.Ю. Баланев, Э.А. Щеглова//Сибирский психологический журнал. - 2011. - № 40. - С. 164-175.

8. Кузьмина, Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е. Паутова - Рязань : Изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования, 2008. - 375 с.

9. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева// - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2002. - 156 с.

10. Моросанова, В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека: [монография] / В.И. Моросанова. - М. : Наука, 2010. - 518 с.

11. Моросанова, В.И. Стилевая саморегуляция поведениячеловека // В.И. Моросанова, Е М. Коноз // Вопр. психол. - 2000. - №2.- С. 118-127.

12. Орел, В.Е. Основы психодиагностики: учеб. Пособие/В.Е. Орел, И.Г.Сенин//Ярос. гос. ун-т: 2-е изд. перераб. и доп. - Ярославль: ЯрГУ, 2007 - ст.140.

13. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий : учеб. пособие для инж.-пед. работников профтехобразования / К.К. Платонов. - М. : Высшая школа, 1984. - 175 с.

14. Прищепа, Т.А. Развитие готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Томск, 2010 г. .- 21 с.

15. Сластенин, В. А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Сб. ст. / Ред. кол. В. А. Сластенин (отв. ред) и др. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. - 180 с.

16. Сластенин, В.А. Формирование социально активной личности преподаватели: общая концепция исследований // Формирование социально активной личности преподаватели. - М., 1986. - С. 105-187.

17. Тарасевич, В.О. О синергетике инноваций / В.О. Тарасевич // Экономика Украины. - Экономика Украины: Политико-экономический журнал. - 2009. - № 4. -С. 65-73.

18. Устемиров, К. Профессиональная педагогика / К. Устемиров, Н.Р. Шаметов, И.Б. Васильев — Алматы : ТОО «Акнур и К°», 2005. - 432 с.

19. Rogers E.M. Diffusion of Innovations. N.Y.: Free Press, 1995 p.42-47.

20. Sadullaev D.B. Historical reality concepts. ISJ Theoretical & Applied Science, (2020), 04 (84), p. 414- 419.

21. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19

22. Модели инновационного обучения, необходимых для решения практических проблем/ Покрамова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.24-27

23. Опыт применения технологии игрового и имитационного моделирования/ Са-вельникова Ж.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.2831

24. Вопросы инновационных технологий обучения, пришедших на смену традиционным методам обучения/ Суворова М.О.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 32-36

Bogomolova Anna Olegovna, teacher-psychologist

Municipal General Education Institution "Northern Secondary General Education School No. 1 of the Belgorod district of the Belgorod region", Belgorod, Russia Trach Natalya Valentinovna, teacher-defectologist (e-mail: natulya2502@yandex.ru)

Municipal General Education Institution "Northern Secondary General Education School No. 1 of the Belgorod district of the Belgorod region", Belgorod, Russia Gut Yulia Nikolaevna PhD of Science in Psycology

Psychological institute Russian academy of education, Moscow, Russia Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF TEACHERS OF EDUCALIONAL INSTITUTIONS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES Abstract. This article reveals the features of the psychological readiness of teachers of general education institutions for innovative activities. Currently, education is undergoing a complex process of modernization. Within implementation of the decree of the President of the Russian Federation "On national goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period till 2024", including for the purpose of solving the tasks of ensuring the rapid introduction of digital technologies in the social sphere, formed the national program "Digital economy Russian Federation". In educational institutions, there are many innovative technologies, programs, and directions that can carry out educational activities in a remote format. It is becoming increasingly clear that the implementation of educational modernization processes requires the actualization of the school's potential. The National Doctrine of Education of the Russian Federation, establishing the priority of education in state policy, defines the leading role of pedagogical collectives in achieving the goals of education. Keywords: innovative activity, self-regulation, teacher-psychologist, socialization, trend.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.