Научная статья на тему 'Развитие психодинамической парадигмы: философско- аналитический формат'

Развитие психодинамической парадигмы: философско- аналитический формат Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
целостность психики / единство сознательного и бессознательного / психологическая защита / материализованный презентант психики / цілісність психіки / єдність свідомого і несвідомого / психо- логічний захист / матеріалізований пре- зентант психіки

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В. П. Андрущенко, Т. С. Яценко

Статья представляет философско-психологический взгляд на проблему познания целостной психики в единстве сфер сознания и бессознательного. Акцент поставлен на познании психического с использованием материализованных самопрезентантов, «оживающих» в процессе диалогического взаимодействия с респондентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Стаття репрезентує філософсько-психологічний погляд на проблему пізнання цілісної психіки в єдності свідомого і несвідомого. Акцент зроблено на пізнанні психічного з використанням матеріалізованих самопрезентантів, що «оживають» в процесі діалогічної взаємодії з респондентом.

Текст научной работы на тему «Развитие психодинамической парадигмы: философско- аналитический формат»

В. П. Андрущенко, Т.С. Яценко

УДК: 1:159.9 РАЗВИТИЕ

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ: ФИЛОСОФСКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ФОРМАТ

психодинамическом подходе привлекает внимание не только его ориентированность на феноменологическое единство сознания и бессознательного, но и интегративно-ассимилятивная позиция, объединяющая философию и психологию в универсальности их законов.

Исследования в области глубинной психологии особенно обнажили значимость психологических защит в функционировании целостной психики при ее подчиненности ведущему принципу удовольствия, который депривируется принципом реальности в целях социальной адаптации субъекта, что не попадает в поле зрения психологов-«академистов». Психодинамический подход указал на важную характеристику психического в его статике и динамике и открыл перспективы познания бессознательного путем выявления итеративно-инвариантных характеристик спонтанного поведения субъекта (в определенный промежуток времени).

Именно поэтому целью статьи является рассмотрение философско-аналити-ческого аспекта развития психодинамической парадигмы.

Особого внимания заслуживает раскрытие в психодинамическом ключе такого механизма защиты, как проекция. Проекцию и вытеснение можно отнести к вездесущим защитным механизмам, которые задействованы не только в формировании бессознательного, но и в презентации его вовне. Последнее предопределяет возможности адекватной материализации психики в репре-

зентациях субъекта, которые, с одной стороны, объективно выявляют скрытые смыслы, а с другой - тщательно маскируют их.

В психоанализе З. Фрейд отождествлял вытеснение с понятием защиты. Вытеснение наблюдается уже на ранней стадии развития ребенка - «первичное вытеснение» (до формирования «Супер-Эго»), в котором задействован принцип удовольствия, охраняющий внутренний комфорт. Основополагающая роль в ортодоксальном психоанализе отводится «следам» вытеснений, познание которых требует непрямого (скрытого), но энергетически потентного воздействия на психику субъекта. Актуальность удержания вытесненного содержания в состоянии неузнаваемости «Я» порождает защитный механизм сопротивление. Поэтому попытка психотерапевта вернуть вытесненное содержание в сознание может вызвать у респондента непреодолимый барьер, порождающий признаки невротических реакций. В этом контексте представляет интерес феномен фиксации, присутствующий в расхожем утверждении: «Любой человек несет на себе печать детского опыта». Речь идет о власти над психикой прошлого опыта (его тенденции к повторению), что охраняется сопротивлениями и демаркируется от «Я».

Первичное вытеснение может подвергаться фиксации, что капсулирует энергетический потенциал и предопределяет притяжения последующих вытеснений. Фиксация обусловливает регрессию, «пассивную задержку», нарушение развития, «торможение», в целом - сохранение архаических схем поведения. При фиксации репре-зентатор влечения лишается доступа к сознанию, но сохраняет свою связь с влече-нием (инстанцией «Ид»), что и открывает перспективы познания бессознательного путем выявления ассоциативных цепочек, объективации инвариантности итеративных форм поведения. В аспекте ориентации фиксации на прошлое (назад) она приобретает архетипический характер, что способствует перекодированию в визуализированные формы выражения вовне.

В свое время школа В. Вундта предложила так называемый ассоциативный эксперимент, при котором испытуемый был обязан ответить как можно быстрее (любой спонтанной реакцией) на слово-раздражитель. К. Юнг дополнил данное исследование, побуждая испытуемого к разъяснению полученных реакций дополнительными ассоциациями. Выяснилось, что реакции, привлекшие внимание К. Юнга, самым тесным образом связаны с комплексами испытуемых. Таким образом, был переброшен мост от экспериментальной психологии к психоанализу, который основывался на свободно возникающих действиях и мыслях (ассоциациях), детерминированных факторами, к которым сознание не имеет прямого доступа. В представленном выше случае реакция на слово-раздражитель устанавливает взаимосвязь с латентным комплексом.

Проецирование вовне скрытых имплицитных смыслов осуществляется тем успешнее, чем меньше структурирована изначальная ситуация, которая не должна нести для испытуемого личностной нагрузки. При этом состояние посредника (заместителя имплицитного содержания) будет более презентабельным (в аспекте объективации глубинных детерминантов) при минимальной регламентации психологом поведения субъекта. Поэтому важна личностная нейтральность материала, используемого субъектом для самопрезентации (репрезентации) опыта. Материализованные посредники между внутренним и внешним миром психики открывают лишь перспективы ее подлинного адекватного познания во взаимосвязях сознательного и бессознательного, что реализует процесс глубинной коррекции.

Активное социально-психологическое познание (АСПП), разработанное Т. С. Яцен-ко, согласуется с принципом дополнительности, указывающим на необходимость введения в процесс глубинного познания психики дополнительных приемов. Последнее объясняет косвенность, контекстность,

опосредованность, метафоричность инструментально-методических средств такого познания, как и внимание к архетипическим способам самовыражения психики.

Роль посредника (заместителя) у З. Фрейда выполняли сновидения, описки, оговорки, ошибочные действия. Сновидение опосредованно указывало на что-то иное, неизвестное сновидцу, помимо известного ему сюжета. З. Фрейд учитывал «знание» человека, но понимал его относительность, как и то, что подлинное знание недоступно его Я. Иными словами, человек «не знает, что он знает». Это восполняет процесс толкования сновидений, при котором латентное «знание» становится достоянием сознания. Вывод: психика знает все -субъект же «знает и не знает» одновременно. «Знание», о котором идет речь, латентно заложено в материализованных репрезентантах - рисунках, лепке, моделях из камней и др.

Техника работы Т. С. Яценко ориентирована на первичные «презентанты» психики как результат спонтанной активности субъекта (минимально стимулируемой психологом) с последующей актуализацией других замещающих вербальных ассоциаций в диалоге с субъектом. Фактически происходит процесс эмоционального «оживления» материализованного репрезентанта, что способствует глубинному познанию субъектом скрытых смыслов психики по законам осязаемого мира, на очевидном, доступном для наблюдения материале. Это убеждает в том, что:

■ вытеснение, освобождая Я от неприемлемых импульсов (влечений), сохраняет присущую им энергию, которая «просится» на поверхность и одновременно маскируется, камуфлируется искажениями независимо от их формы (вербальная -невербальная);

■ механизм проекции обеспечивает перенесение на внешние объекты вытесненных содержаний (и удерживаемых под прессингом сопротивлений), которые

потеряли перспективы прямого выражения в Я;

■ вытеснение не ликвидирует энергию, а изолирует ее от «Я», иллюзорно освобождая от знания вытесненных содержаний, чем обрекает «Я» на «неузнавание» их проявлений вовне (в поведении);

■ частичная (замаскированная) реализация вытесненных импульсов вовне маскирует их подлинный смысл, что объясняет необходимость растяжимости во времени глубинного познания в целях накопления поведенческого материала для успешного анализа (интерпретации), объективирующего скрытую логику активности бессознательного;

■ в глубинных процессах психики существует противостояние инстинкта жизни, самосохранения (энергия либидо) и инстинкта смерти (энергия мортидо);

■ проективные способности психики позволяют констатировать склонность к дессимилированнию внутреннего и внешнего, что способствует познанию скрытых латентных смыслов по законам внешнего реально-материального мира (одушевленного или неодушевленного).

В психодинамической парадигме, разрабатываемой Т. С. Яценко, диагностико-коррекционный анализ находит выражение в диалогическом взаимодействии психолога с респондентом, которое дает возможность аналитическим путем ослабить иллюзорное прикрытие, маскировку вытесненных, имплицитных реалий психики. При этом реплики (вопросы) психолога, встраиваются в континуальную организацию психического и обеспечивают приток энергии у респондента. Ведущую роль в этом процессе приобретают механизмы положительной дезинтеграции и вторичной интеграции психики на более высоком уровне развития.

Заслуживает внимания вопрос о вторичной интеграции психики человека, катализируемой положительной дезинтеграцией предполагающей нивелирование иллюзий, маскирующих от «Я» подлинные смыслы

латентных образований. Глубинное познание учитывает, что психосинтез осуществляется самопроизвольно, без прямого вмешательства психолога (более того, в противном случае можно ожидать отрицательную дезинтеграцию психики). В этом вопросе психодинамический подход согласуется с позицией З. Фрейда. В частности, он пишет: «Мы учим пациента понимать весьма сложный состав психических образований, приближая симптомы к лежащим в их основе побуждениям и влечениям, подобно тому, как химик выделяет основное вещество или химический элемент из состава соли, в которой он, будучи соединенным с другими веществами, становится неузнаваемым».

Диалог психолога с респондентом расчленяет целое на составные части постановкой вопросов, побуждая соответствующие эмотивно-спонтанные реакции (ассоциации). Говоря о синтезе психического в процессе анализа, Т. С. Яценко отмечает: «Это осуществляется не прямым, а косвенным путем, обнаруживающим логику сознания и логику бессознательного («иную логику»), которые находятся в противостоянии, противоречии, «подрезающем», истощающим энергетический потенциал субъекта. Учитывая, что глубинное познание строится исключительно на спонтанно-поведенческом материале участников АСПП, то такого рода экспликативная информация не оставляет их безразличными, наоборот, пробуждает инстинкт самосохранения, стимулирующий процесс прогрессивных самоизменений. Поэтому осознание субъектом наличия внутреннего противоречия предопределяет оптимизацию динамики психических процессов».

Психоанализ в его целостно-феноменологическом подходе к пониманию психики человека, в обращении к индивидуально-личностным проблемам, к преломлениям социокультурных влияний на семейно-чувственные отношения, на логическую обоснованность и холистичность законов функционирования духовного и материаль-

ного неизменно привлекает внимание философов. Западная философия сориентирована на осмысление психоанализа в целом ряде направлений, о чем свидетельствует разработка следующих концепций: «психоаналитическая герменевтика», «психоаналитическая философская антропология», «экзистенциальный психоанализ».

Психодинамический подход Т. С. Яценко сочетает в себе различные научно-практические течения (психоанализ, геш-тальтпсихологию, психосинтез, феноменологический подход), что находит выражение в методологии познания целостной психики субъекта, ее индивидуальной неповторимости и архетипической универсальности.

АННОТАЦИЯ

Статья представляет философско-психо-логический взгляд на проблему познания целостной психики в единстве сфер сознания и бессознательного. Акцент поставлен на познании психического с использованием материализованных самопрезентантов, «оживающих» в процессе диалогического взаимодействия с респондентом.

Ключевые слова: целостность психики, единство сознательного и бессознательного, психологическая защита, материализованный презентант психики.

АНОТАЦ1Я

Стаття репрезентуе фшософсько-психо-лопчний погляд на проблему тзнання цшсно! психжи в едносп свщомого i несвщомого. Акцент зроблено на шзнанш психчного з використанням матерiалiзо-ваних самопрезентанпв, що «оживають» в процесi дiалоriчноl взаемоди з респондентом.

Kлючовi слова: цшсшсть психiки, еднiсть свiдомого i несвiдомого, психо-логiчний захист, матерiалiзований презентант психики.

SUMMARY

The Article is presented by a philosophical-psychological look to the problem of cognition of psyche in its integrity and unity of spheres of consciousness and unconscious. A basic accent is done on cognition of the psyche, using

materialized presenting assumes its "revival" in a dialogic interaction with the respondent.

Key words: mental integrity, the unity of conscious and unconscious, psychological defense, materialized presenting of the psyche.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрущенко В., Яценко Т. Фшософ-сько-психолопчне розумшня внутршньо! динамки цшсно! психжи В. Андрущенко, Т. Яценко // MaTepiam всеукр. науково-практ. конф. [«Педагопчт iнновaцii у фaховiй освт»], (20 грудня 2012 р.). - Вип. 3. -Ужгород, 2012. - С. 109-129.

2. Теория и практика глубинной психокоррекции : Шестая Авторская школа академика НАПН Украины Т. С. Яценко 20 грудня 2012 р. [сост.: А. В. Глузман, В. П. Андрущенко (и др.)] / под ред. Т. С. Яценко. - К. : Изд-во НПУ имени М. П. Драгоманова, 2013. - 226 с.

3. Теория и практика глубинной психокоррекции : Седьмая Авторская школа академика НАПН Украины Т. С. Яценко [сост.: А. В. Глузман, В. П. Андрущенко (и др.)] / под ред. Т. С. Яценко. - К. : Изд-во НПУ им. М. П. Драгоманова, 2013. - 236 с.

4. Яценко Т. С. Использование визуализированной самопрезентации субъекта в глубинном познании психики / Т. С. Яценко // Науковий часопис НПУ iмeнi М. П. Драгоманова : збipник наукових праць. - К. : НПУ iмeнi М. П. Драгоманова, 2013. -Вип. № 40 (64).; Сepiя «Психолопчш науки». - С. 40-53.

В1ТАСМО!

. екторат, професорсько - викладацький склад Республшанського вищого навчаль-ного закладу «Кримський гуматтарний ушверситет» (м. Ялта) витае з устшним захистом докгорсько! дисертацii на тему «Теоретико-методолопчт основи автома-тизацii' керування статистичними вимрю-вальними iнформацiйними комплексами» на здобуття наукового ступеня доктора тех-шчних наук, кандидата технiчних наук, доцента кафедри iнформатики i шформа-цiйних технологiй 1нституту економiки i управлiння РВНЗ «Кримський гуманiтарний ушверситет» (м. Ялта) Гршина 1гора Юршовича. Вiтаeмо!

Ректорат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.